проект "Передай добро по кругу" - с детьми социально адаптированных и детей с ограниченными возможностями
проект на тему
На современном этапе перехода к инклюзивному образованию формирование толерантного отношения к лицам с ОПФР является важнейшей стратегической задачей государства. Уровень цивилизованности общества определяется отношением к людям с ограниченными возможностями и от участия в их во всех сферах жизни. Каждый ребенок хочет быть счастливым, в том числе и ребенок с ограниченными возможностями здоровья. И в первую очередь его счастье зависит от той психологической среды, в которой он живет и растет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pereday_dobro_po_krugu._prilozhenie_1.docx | 35.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Передай добро по кругу»
Разработчики проекта:
Шимко Елена Ивановна - музыкальный руководитель ГКУ Центр «Преодоление», учитель музыки МБОУ СОШ № 30 г. Южно-Сахалинска
Макаренко Виктория Анатольевна - педагог дополнительного образования ГКУ Центр «Преодоление», МБОУ СОШ № 30 г. Южно-Сахалинска
Пояснительная записка
На современном этапе перехода к инклюзивному образованию формирование толерантного отношения к лицам с ОПФР является важнейшей стратегической задачей государства. Уровень цивилизованности общества определяется отношением к людям с ограниченными возможностями и от участия в их во всех сферах жизни. Каждый ребенок хочет быть счастливым, в том числе и ребенок с ограниченными возможностями здоровья. И в первую очередь его счастье зависит от той психологической среды, в которой он живет и растет.
Работая с детьми-школьниками и детьми-инвалидами, мы подумали, что решать проблемы толерантного воспитания естественно и актуально следует не столько в процессе учебной деятельности, сколько через организацию свободной деятельности и установление более тесных взаимоотношений обучающихся МБОУ СОШ №30 и детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья ГКУ Центр «Преодоление», что позволяют одним детям развить свои социальные навыки, другим – развить чувство уважения и доброго отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Толерантность невозможно приобрести теоретически, она может быть только результатом опыта взаимодействия. Большие возможности в этом направлении предоставляет музыкально - театрализованная деятельность. Музыка есть пространство человеческого опыта, который влияет на мышление, тело и эмоции. Она способна изменить поведение слушателя или исполнителя, помочь осознать окружающее. Терапевтическое положение музыки необходимо для выстраивания реальных взаимоотношений с ребёнком, не способным наладить таковые обычными средствами.
Театр — один из самых демократичных и доступных для детей видов искусства, позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием памяти, воображения, фантазии, инициативности, раскрепощенности. Важная особенность театральной игры и в том, что эта деятельность интересна и детям и взрослым. Красивые костюмы, изготовленные совместно с родителями, побуждают ребят к качественному исполнению, единению творческого коллектива, укреплению детско-родительских отношений. В результате выступлений дети осваивают новые формы поведения, приобретают важные социальные навыки и опыт социального взаимодействия, что вселяет веру ребенка в самого себя и оказывает положительное влияние на все развитие ребенка. В театральной игре есть общая цель, которая реализуется как в результате — спектакле, так и в самом процессе подготовки к нему, в непредсказуемых, спонтанных импровизациях и экспромтах. Работа по музыкально-театрализованной деятельности направлена на духовно-нравственное воспитание детей и подростков, и ее можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения детьми установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать их поступки.
Кроме того, работая в течение ряда лет в школе, наблюдаем, что отдельные дети, здоровые по медицинским показателям, плохо усваивают программный материал. Плохая речь, неустойчивое внимание младших школьников, быстрая утомляемость, раздражительность, плохая координация движений тела, рук, пальцев не позволяют им усваивать программу. Чаще всего такие школьники необщительны, стесняются, плохо адаптируются к незнакомой среде. Универсальность театрализованной игры позволяет решать многие образовательные и воспитательные задачи в работе с детьми разного возраста. Театрализованные игры как нельзя лучше способствуют расширению опыта каждого ребенка.
Территория школы располагается недалеко от ГКУ Центр «Преодоление» для детей и подростков с ограниченными возможностями. 14 детей с проблемами здоровья обучаются в нашем образовательном учреждении индивидуально на дому. Деятельность Центра направлена на интеграцию ребенка-инвалида в социум по всем направлениям. Работая в Центре и школе, задумались - как сделать так, чтобы у наших учреждений была общая и интересная работа. Деятельность была начата с 2010 года.
Наиболее интересной и эффективной формой взаимодействия стало создание театральной студии «Маленький театр».
Нами проведены совместные мероприятия:
2010 г. - «Снежная королева», «Царевна Лягушка»;
2011 г. - «Принцесса на горошине», «Снегурочка», «Сказка Морозко»;
2012 г. - «Принцесса на горошине», «Сказка бабушки Сугробихи»;
2013 г.- «Сказка о Непослушном огурчике», «Путешествие Гулливера»;
2014г. - «Пожар в лесу», «У Джонни день рождения»; «Царевна Льдинка»;
2015 г. - «Гусарская баллада», «Дюймовочка», «Как козленок потерялся».
В процессе работы естественным образом проводились и фольклорные праздники: «Колядки - святки», «Русские посиделки», «День Герасима –грачевника», «Брусничный Луп», «Праздник русского валенка», «Масленица».
Стало традицией использовать элементарное музицирование с инструментами народов мира и системой Саундбим в совместном исполнении.
Работая с детьми, конечно, невозможно обойти мероприятия патриотической направленности. Первый совместный праздник с приглашением бабушек – тружеников тыла получился искренним и незабываемым. Потом были: «День народного Единства», «Юбилей- Александра Невского», «День Защитника Отечества», «Праздник музыка народов мира», «День 9 Мая», «День освобождения Сахалина» и другие;
Во все времена Церковь была и остается оплотом веры, чувства защищенности и спокойствия для людей. С верой человек может преодолеть многое. С радостью и дети и родители приходят на совместные православные христианские праздники «Рождество», «Пасха».
Таким образом, родилась идея создания совместного проекта «Передай добро по кругу». В СОШ №30 мы выстроили для себя определенную систему своей деятельности со всеми участниками образовательного процесса: был выработан алгоритм работы и определены блоки, которые позволяют решать поставленные задачи. Исходя из этого, нами был разработан план деятельности совместно с МБУ СОШ №30 и ГКУ Центр «Преодоление». Если до сих пор мы работали в основном с детьми начального звена, то в проекте при согласовании с администрацией школы создается волонтерское движение с привлечением старших и младших подростков.
Положительных результатов можно достичь только благодаря слаженной работе руководителей проекта и организованной деятельности всех участников взаимодействия. Именно команда делает возможным эффективную реализацию проекта. Есть идеи, планы, перспективы, значит есть поле дальнейшей деятельности.
Цели проекта:
- Формирование толерантности социума к людям с особенностями психофизического развития;
- Воспитание нового типа мышления у детей с ОПФР, позволяющий им адаптироваться в обществе, накапливать социальные практики;
Задачи проекта:
1. Создание условий для творческого, личностного, эмоционально-волевого и нравственного развития, возможности активно участвовать в театральных постановках, праздничных мероприятиях различного уровня.
2. Создание условий в школе для возникновения волонтерского движения;
3. Организация и проведение совместных мероприятий детей нормы и их нетипичных сверстников;
4. Зарождение волонтерского движения и других добровольческих инициатив.
Уже в процессе работы над разработкой проекта мы увидели результаты:
Показателем эффективности реализации данной программы является:
- Участие различных категорий населения, Церкви, представителей учреждений и организаций, участников образовательного процесса (детей, педагогов, специалистов центра, родителей) в специально организованных мероприятиях: выставках, концертах, фольклорных праздниках, музыкально-театрализованных сказок, спортивных мероприятиях.
- В 2015 году участников этих мероприятий стало в 7 раза больше в сравнении с 2010 годом, когда начиналась реализация программы.
- Положительные изменения во взаимоотношениях детей в классах интегрированного обучения. По результатам проведенной социометрии статус детей с ОПФР изменился - ровесники стали их принимать.
- Как у родителей, воспитывающих детей с ОПФР, так и у родителей здоровых детей снизились тревожность, и негативные ожидания от совместного обучения детей.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Название проекта | «Передай добро по кругу!» | |
Проблема, на решение которой направлен проект, ее актуальность | Наличие социальных стереотипов у детей с ограниченными возможностями и у их здоровых сверстников, неадекватное восприятие детей с ОПФР в общество. Недостаточный опыт взаимодействий детей с ОПФР и здоровых сверстников. Инклюзивное образование – одно из приоритетных направлений государственной политики современной России. Совместно организованные мероприятия нетипичных детей с обычными сверстниками позволяют одним детям развить свои социальные навыки, другим детям – развить чувство уважения и доброго отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья. | |
Цель проекта | -Интеграция детей с особенностями психофизического развития (ОПФР) в среду здоровых сверстников; Создание условий, формирующих: - толерантное отношение к людям с особенностями психофизического развития (ОПФР); -новый тип мышления у учащихся с ОПФР, позволяющий им адаптироваться в обществе, накапливать социальные практики. | |
Задачи проекта |
| |
Мероприятия, проводимые в рамках проекта |
| |
Целевая аудитория проекта | - 200 обучающихся МБОУ СОШ № 30 - Волонтеры школы – 35 чел; - дети с ОПФР, обучающиеся на дому, –14 чел; -Дети с ОПФР - воспитанники ГКУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Преодоление» -около 350 человек; -дети Воскресной школы «Светлячок» Ново-Александровского прихода смоленской Божьей Матери «Одигитрия» -20 человек; - Педагоги школы – 16 чел; -Специалисты ГКУ Центр «Преодоление» - 25 человек - родители детей с ограниченными возможностями здоровья, участвующие в этом проекте. | |
Долгосрочность реализации проекта | Начало деятельности - 2010 год, проект имеет долговременный характер. | |
Ожидаемые результаты проекта |
| |
Партнерские отношения |
| |
Способы распространения информации о проекте |
|
Календарный план проекта «Передай добро по кругу»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление "Значение занятий ЛФК для детей с ограниченными возможностями в « Центре социальной помощи семье и детям ».
Выступление на МО....
Экологическое образование как фактор формирования социально адаптированной личности школьника с ограниченными возможностями здоровья
В современных условиях, когда происходит разностороннее воздействие общества на природную среду, все большее значение приобретает экологическое воспитание подрастающего поколения. Бережное отношение ч...
Статья. « Стратегические линии Российской образовательной политики в интересах детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающие соблюдение социально правовых гарантий детей с ОВЗ на получение качественного образования »
Одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации в области образования является обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе...
Описание опыта работы по социально-педагогической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья
Описание опыта работы социального педагога МБОУ "СОШ №2"...
Адаптированная рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.4) по СИПР для ученика 1 класса (обучение на дому)
Данная программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающегося с расстройствами аутистического спе...
Круглый стол "Преодоление социальной исключённости детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья" 2019-2020 уч. год
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного учреждения....
Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья
Современные проблемы детей с ограниченными возможностями здоровьяВ настоящее время в обиход науки вошли три определения, связанные с инвалидностью человека. Инвалидность как социальное явление яв...