Статья. « Стратегические линии Российской образовательной политики в интересах детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающие соблюдение социально правовых гарантий детей с ОВЗ на получение качественного образования »
статья

Сизых  Елена Викторовна
 
Одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации в области образования является обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на образование.
   Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» подчеркивается, что в Российской Федерации во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к особым   категориям.
  Необходимо  разрабатывать  и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие  преодолевать их социальную  исключенность и способствующие  реабилитации  и полноценной интеграции   в обществе.
   Стратегия предусматривает законодательное закрепление правовых механизмов реализации права детей–инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование).
   Инклюзия – это такая организация процесса обучения, при которой все дети независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без особенностей в одних и тех же общеобразовательных школах.
    Инклюзивное образование – прогрессивный шаг в развитии образования детей с ограниченными возможностями здоровья и становится широко распространенной практикой в образовании «особых» детей.
   Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» под инклюзивным образованием понимается обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
  Особую актуальность реализация права на образование детей–инвалидов приобретает в связи с Федеральным законом «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 3 мая 2012 года. Государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязуются развивать инклюзивное образование, в том числе обучение детей с ограниченными возможностями здоровья вместе с обычными детьми.
    Сегодня инклюзивным или включающим образованием называют совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с нормативно-развивающимися сверстниками. Дети с особыми образовательными потребностями в такой практике смогут расти и развиваться вместе с другими детьми, посещать обычные учебные заведения.      
    Идея состоит в том, что для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе, детям с особыми потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми. Но не менее важно такое общение и тем детям, которые не имеют никаких ограничений в своём развитии или в здоровье. Все это существенно повышает роль инклюзивного, совместного обучения, позволяющего принципиально расширить возможности социализации детей с ограниченными возможностями, в том числе  детям-инвалидам.
   В тоже время, инклюзивное обучение – это одна из форм обучения детей с ОВЗ, которая не вытесняет традиционно сложившиеся формы эффективной помощи детям-инвалидам, сложившиеся и развивающиеся в специальном образовании. Подлинная инклюзия не противопоставляет, а сближает две образовательные системы – общую и специальную, делая проницаемыми границы между ними.
    Следовательно, образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья теперь может быть организовано не только в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, но и совместно с другими обучающимися общеобразовательных организаций.
   Под специальными   условиям, для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» понимаются условия обучения, воспитания и развития   детейс ОВЗ.   Использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов.
   Использование  специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования. Предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь. Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий. Обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено. Освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
    Одним из путей создания условий является реализация государственной программы  Российской Федерации «Доступная среда» в части проведения мероприятий по формированию общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов (создание универсальной без барьерной среды и оснащение специальным, в том числе учебным, реабилитационным и компьютерным оборудованием, для организации коррекционной работы и образования детей–инвалидов).
   Школа, которая выбрала для себя путь реализации инклюзивного процесса, прежде всего, должна принять как свою школьную культуру, соблюдение основных принципов инклюзивного образования.
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3.Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
   Если попытаться одной фразой обобщить вышесказанное, то мы получим основной постулат инклюзивного образования: в инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива, ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.
   Создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации образовательного процесса, рассматривается Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС для детей с ОВЗ вступит в силу в Российской Федерации с 1 сентября 2016 года).
   Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее – АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее - организация).
   Данные программы разрабатываются на основе настоящего Стандарта с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (а именно: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно–двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами) и обеспечивают коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.
  Стандарт включает такой набор вариантов, который даст возможность обеспечить на практике максимальный охват обучающихся с ОВЗ; гарантировать им удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей; преодолеть зависимость получения образования от места проживания, вида образовательной организации, тяжести нарушения психического развития, способности к освоению уровня образования, предусмотренного для здоровых сверстников («цензового» образования).
   В ФГОС для детей с ОВЗ каждый из вариантов характеризуется по следующим основным параметрам:
1. Требования к структуре и объему АООП НОО.
2. Требования к результатам освоения АООП НОО применительно к каждому уровню образования и требованиям к итоговым достижениям обучающихся с ОВЗ к моменту завершения школьного образования.
3. Требования к условиям, которые должны быть созданы для получения образования каждого уровня.
  Данный Стандарт отражает социально-культурные, общественно государственные ожидания относительно качества общего образования обучающихся с ОВЗ, которые в свою очередь, являются ориентирами для руководителей и специалистов системы образования, семей детей с ОВЗ и широкой общественности.
  Одна из важных целей Стандарта: гарантия не только на получение образования детям с нарушениями развития, способным обучаться по адаптированным программам, но и оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучатся в условиях массовой школы.
   Сегодня стало понятно, что школа сама должна измениться для того, чтобы стать инклюзивной, ориентированной на любого ребенка с любыми образовательными потребностями. Это сложный процесс, требующий организационных, содержательных, ценностных изменений. Нужно менять не только формы организации обучения, но и способы учебного взаимодействия учеников. 
   Традиция школьного преподавания как трансляции знаний должна стать специально организованной деятельностью по коммуникации участников обучения , по совместному поиску новых знаний. Профессиональная ориентировка учителя на образовательную программу неизбежно должна измениться на способность видеть индивидуальные возможности ученика и умение адаптировать программу обучения. Профессиональная позиция специалистов сопровождения должна быть направлена на сопровождение учебного процесса, поддержку учителя на уроке, помощь ученику в овладении программным материалом и способами общения с другими детьми.
   Таким образом, инклюзивное образование предполагает целый комплекс серьёзных изменений во всей школьной системе, в ценностных установках, в понимании роли учителя и родителей, в педагогическом процессе вообще.
 
 
 
Заключение
Включение детей с особыми образовательными потребностями (детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития) в образовательный процесс общего типа по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования. При инклюзии у всех участников образовательного процесса меняется отношение к детям с ОВЗ. Инклюзивное образование дает возможность детям с ОВЗ ходить в обычные школы и учиться вместе с другими детьми. У здоровых, нормально развивающихся детей, проходящих через инклюзивное образование, появляется больше сочувствия, сопереживания и понимания, они становятся более терпимыми, что особенно актуально для общества с крайне низким уровнем толерантности.
 Изменяется идеология образования в сторону гуманизации учебного процесса и изменение воспитательной и социальной направленности обучения. Именно со школьной скамьи необходимо воспитывать детей воспринимать мир во всем его многообразии. Необходимо понимать, что какими бы разными дети ни были по национальности или по цвету кожи, уровню физического и умственного развития, все должны иметь равные возможности для развития и жизни.
 
 
 
 
Список литературы
 
1. Банч Г. Включающее образование. Как добиться успеха? Основные
стратегические подходы к работе в интегративном классе. - М.: Прометей,
2. Битова А.Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи, проблемы интеграции и социализации. - М., 2000.
3. Борисова Н.В., Прушнинский С.А. Инклюзивное образование: право, принципы, практика. - М., 2009.
4. Ержакова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения.
5. Здоровье детей - http://zdd.1september.ru/ - Спецвыпуск «Инклюзивное образование» http://zdd.1september.ru/articlef.php?ID=200801204
6. Инклюзивное образование в России и Москве. Статистика и справочные материалы - http://www.dislife.ru/flow/theme/4696/ образование»
 
 
Учитель   начальных   классов 
Сизых   Елена   Викторовна
первая квалификационная   категория 
Муниципальное   общеобразовательное  
учреждение   средняя 
общеобразовательная   школа №6
г. Петровск-Забайкальский
 
 
                                            
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovz-_simpozium_chita_2016god_sizyh_elena_viktorovna.docx658.39 КБ
Файл statya.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         Статья.

« Стратегические   линии Российской   образовательной политики  в интересах  детей  с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающие соблюдение  социально правовых гарантий детей с ОВЗ  на получение  качественного образования  »

     Одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации в области образования является обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на образование.

   Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» подчеркивается, что в Российской Федерации во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к особым   категориям.

  Необходимо  разрабатывать  и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие  преодолевать их социальную  исключенность и способствующие  реабилитации  и полноценной интеграции   в обществе.

   Стратегия предусматривает законодательное закрепление правовых механизмов реализации права детей–инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование).

   Инклюзия – это такая организация процесса обучения, при которой все дети независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без особенностей в одних и тех же общеобразовательных школах.

    Инклюзивное образование – прогрессивный шаг в развитии образования детей с ограниченными возможностями здоровья и становится широко распространенной практикой в образовании «особых» детей.

   Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» под инклюзивным образованием понимается обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

  Особую актуальность реализация права на образование детей–инвалидов приобретает в связи с Федеральным законом «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 3 мая 2012 года. Государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязуются развивать инклюзивное образование, в том числе обучение детей с ограниченными возможностями здоровья вместе с обычными детьми.

    Сегодня инклюзивным или включающим образованием называют совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с нормативно-развивающимися сверстниками. Дети с особыми образовательными потребностями в такой практике смогут расти и развиваться вместе с другими детьми, посещать обычные учебные заведения.      

    Идея состоит в том, что для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе, детям с особыми потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми. Но не менее важно такое общение и тем детям, которые не имеют никаких ограничений в своём развитии или в здоровье. Все это существенно повышает роль инклюзивного, совместного обучения, позволяющего принципиально расширить возможности социализации детей с ограниченными возможностями, в том числе  детям-инвалидам.

   В тоже время, инклюзивное обучение – это одна из форм обучения детей с ОВЗ, которая не вытесняет традиционно сложившиеся формы эффективной помощи детям-инвалидам, сложившиеся и развивающиеся в специальном образовании. Подлинная инклюзия не противопоставляет, а сближает две образовательные системы – общую и специальную, делая проницаемыми границы между ними.

    Следовательно, образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья теперь может быть организовано не только в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, но и совместно с другими обучающимися общеобразовательных организаций.

   Под специальными   условиям, для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» понимаются условия обучения, воспитания и развития   детей  с ОВЗ.   Использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов.

   Использование  специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования. Предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь. Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий. Обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено. Освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

    Одним из путей создания условий является реализация государственной программы  Российской Федерации «Доступная среда» в части проведения мероприятий по формированию общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов (создание универсальной безбарьерной среды и оснащение специальным, в том числе учебным, реабилитационным и компьютерным оборудованием, для организации коррекционной работы и образования детей–инвалидов).

   Школа, которая выбрала для себя путь реализации инклюзивного процесса, прежде всего, должна принять как свою школьную культуру, соблюдение основных принципов инклюзивного образования.

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3.Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

   Если попытаться одной фразой обобщить вышесказанное, то мы получим основной постулат инклюзивного образования: в инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива, ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.

   Создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации образовательного процесса, рассматривается Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС для детей с ОВЗ вступит в силу в Российской Федерации с 1 сентября 2016 года).

   Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее – АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее - организация).

   Данные программы разрабатываются на основе настоящего Стандарта с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (а именно: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно–двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами) и обеспечивают коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.

  Стандарт включает такой набор вариантов, который даст возможность обеспечить на практике максимальный охват обучающихся с ОВЗ; гарантировать им удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей; преодолеть зависимость получения образования от места проживания, вида образовательной организации, тяжести нарушения психического развития, способности к освоению уровня образования, предусмотренного для здоровых сверстников («цензового» образования).

   В ФГОС для детей с ОВЗ каждый из вариантов характеризуется по следующим основным параметрам:

1. Требования к структуре и объему АООП НОО.

2. Требования к результатам освоения АООП НОО применительно к каждому уровню образования и требованиям к итоговым достижениям обучающихся с ОВЗ к моменту завершения школьного образования.

3. Требования к условиям, которые должны быть созданы для получения образования каждого уровня.

  Данный Стандарт отражает социально-культурные, общественно государственные ожидания относительно качества общего образования обучающихся с ОВЗ, которые в свою очередь, являются ориентирами для руководителей и специалистов системы образования, семей детей с ОВЗ и широкой общественности.

  Одна из важных целей Стандарта: гарантия не только на получение образования детям с нарушениями развития, способным обучаться по адаптированным программам, но и оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучатся в условиях массовой школы.

   Сегодня стало понятно, что школа сама должна измениться для того, чтобы стать инклюзивной, ориентированной на любого ребенка с любыми образовательными потребностями. Это сложный процесс, требующий организационных, содержательных, ценностных изменений. Нужно менять не только формы организации обучения, но и способы учебного взаимодействия учеников. 

   Традиция школьного преподавания как трансляции знаний должна стать специально организованной деятельностью по коммуникации участников обучения , по совместному поиску новых знаний. Профессиональная ориентировка учителя на образовательную программу неизбежно должна измениться на способность видеть индивидуальные возможности ученика и умение адаптировать программу обучения. Профессиональная позиция специалистов сопровождения должна быть направлена на сопровождение учебного процесса, поддержку учителя на уроке, помощь ученику в овладении программным материалом и способами общения с другими детьми.

   Таким образом, инклюзивное образование предполагает целый комплекс серьёзных изменений во всей школьной системе, в ценностных установках, в понимании роли учителя и родителей, в педагогическом процессе вообще. 

Заключение

Включение детей с особыми образовательными потребностями (детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития) в образовательный процесс общего типа по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования. При инклюзии у всех участников образовательного процесса меняется отношение к детям с ОВЗ. Инклюзивное образование дает возможность детям с ОВЗ ходить в обычные школы и учиться вместе с другими детьми. У здоровых, нормально развивающихся детей, проходящих через инклюзивное образование, появляется больше сочувствия, сопереживания и понимания, они становятся более терпимыми, что особенно актуально для общества с крайне низким уровнем толерантности.

 Изменяется идеология образования в сторону гуманизации учебного процесса и изменение воспитательной и социальной направленности обучения. Именно со школьной скамьи необходимо воспитывать детей воспринимать мир во всем его многообразии. Необходимо понимать, что какими бы разными дети ни были по национальности или по цвету кожи, уровню физического и умственного развития, все должны иметь равные возможности для развития и жизни.

         Список литературы


1. Банч Г. Включающее образование. Как добиться успеха? Основные
стратегические подходы к работе в интегративном классе. - М.: Прометей,
2. Битова А.Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи, проблемы интеграции и социализации. - М., 2000.
3. Борисова Н.В., Прушнинский С.А. Инклюзивное образование: право, принципы, практика. - М., 2009.
4. Ержакова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения.
5. Здоровье детей - http://zdd.1september.ru/ - Спецвыпуск «Инклюзивное образование» http://zdd.1september.ru/articlef.php?ID=200801204
6. Инклюзивное образование в России и Москве. Статистика и справочные материалы - http://www.dislife.ru/flow/theme/4696/ образование»



Предварительный просмотр:

                                                             Статья 

   

"   Патриотическое воспитание  школьников   - залог успешного развития общества и государства "

Любовь к Отчизне и любовь к людям – два быстрых потока,

которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма.

В. А. Сухомлинский.

Во все времена школа выполняла не только образовательную, но и

воспитательную функцию. Одним из результатов воспитания, определяемых ФГОС НОО, является сформированность у младших школьников в результате обучения в начальной школе следующих качеств личности: чувство гражданской идентичности, патриотизм, любовь к своему народу, краю, своей Родине.

Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

Младший школьный возраст является наиболее сенситивным периодом для патриотического воспитания, так как именно в этом возрасте у детей происходит совершенствование индивидуальных способностей, эмоциональных и моральных качеств, влияющих на остроту их переживаний и восприятия мира, в том числе и формирование патриотических чувств; формируются чувство долга, ответственности и привязанности к родному дому, родным местам, стремление сохранить и защитить свою Родину. Огромным воспитательным потенциалом при этом обладают не только учебные предметы, но и внеурочная деятельность, поскольку способы организации воспитательного процесса в этом случае могут быть свободными: игры и соревнования, экскурсии, обсуждение актуальных тем, беседы с участниками событий, поисковые и исследовательские проекты и т.д. В статье рассматривается проблема воспитания патриотических чувств младших школьников во внеурочной деятельности.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения своими корнями уходит глубоко в историю. Многие выдающиеся мыслители, политики, писатели, ученые обращались к вопросу о необходимости формирования у подрастающего поколения патриотических взглядов и чувств. Это объясняется тем, что процесс развития России проходил в условиях беспрестанной борьбы с другими странами за свою национальную независимость и самобытность, отстаивания национальных интересов. Воинское и патриотическое воспитание молодежи было не прихотью, а насущной общественной потребностью. Эволюция взглядов на военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения шла вместе с развитием государства, военного дела, педагогических взглядов.

Наиболее распространенным способом воспитания патриотических чувств у населения древней Руси являлись народное сказание, былины, в которых воспевались подвиги богатырей, вооруженным путем, отстаивающих рубежи страны, безопасность своего народа. Как правило, передавались они в устной форме.

В русских летописях встречаются документы, отражающие примеры наставлений русских князей своим сыновьям. Наряду с этим широко практиковалось привлечение молодежи к обучению военному делу путем участия в различных народных играх и забавах, содержавших, обычно, значительный элемент противоборства. Важным этапом в военно- патриотическом воспитании молодежи являлось привлечение молодых людей к участию в военных походах.

Подростки и молодежь вместе со старшим поколением стремились внести свой посильный вклад в дело защиты Родины. Хорошо известны подвиги подпольщиков «Молодой гвардии», юных партизан Дубинина В, Голикова Л, Чайкиной Л, Котика В, Казея М, Портновой 3. и многих других. В рядах регулярных воинских формирований с оружием в руках сражались тысячи подростков - сыновей полков. За годы войны в ряды армии и флота влились 3,5 миллионов комсомольцев. Партизанские отряды на 60% состояли из молодежи. Самоотверженно трудились подростки и молодежь в тылу. Число комсомольско-молодежных фронтовых бригад в промышленности к концу войны достигло 154 тысяч. В уборке урожая на полях страны принимали участие более 20 миллионов пионеров и школьников.

В послевоенный период партийное и советское руководство продолжало уделять проблеме военно-патриотического воспитания подростков и молодежи большое внимание. Об этом свидетельствует тот факт, что во многих партийно- правительственных документах, определяющих перспективы развития государства, обязательно отражались вопросы военно-патриотического воспитания молодежи

Социально- экономические преобразования, происходящие в современном российском обществе, обусловили изменения в социокультурной жизни, повлияли на переоценку ценностей в сознании подрастающего поколения.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

С начала реформ в системе образования в 90- х годах 20 века (как и реформирования всей страны) была ориентация на деидеологизацию школы. Делалось это под лозунгом гуманизации и демократизации образования. Вследствие этого резко снизилось внимание к процессам воспитания.

Стала проявляться гиперболизация идеи индивидуально- личностного подхода в обучении, удовлетворение запросов и интересов личности в противовес воспитанию в ней коллективистских качеств, в том числе и патриотических чувств.

Характерной чертой духовной жизни современной России является отсутствие идейного единства у большинства населения страны. Многообразие идей внешне является выражением демократии, а по существу - отражением глубокого внутреннего кризиса, препятствующего российскому обществу выбраться из состояния углубляющегося духовного кризиса.

В этой ситуации обосновано обращение передовых и здравомыслящих людей, истинных граждан своей страны, к патриотической идее, не раз спасавшей Россию в труднейшие времена.

Патриотическое воспитание учащихся в настоящее время приобретает архиважное значение. Воспитать патриотов сегодня – это значит обеспечить будущее завтра.

Важнейшим этапом формирования у детей любви к Отчизне следует

считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (деревне,селе, поселке), взаимоотношений, приобщение к миру его культуры,усвоение принятых в нем норм поведения. Любовь к Родине появляется слюбви к своей малой родине. К месту, где родился человек. На сегодняшний день становится понятно, что, если отсутствует воспитание патриотизма у подрастающего поколения, ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании нельзя двигаться вперед. Наше будущее должно иметь свой духовнонравственный стержень - любовь к Родине, к своему Отечеству и свою духовно-нравственную основу .

С самого раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Начиная с дошкольного возраста, следует воспитывать в детях чувство ответственности и надежды, достоинства и гордости, помочь раскрыть истинные ценности семьи, нации, Родины, а в младшем школьном возрасте продолжать развивать чувство патриотизма.

Значимым фактором воспитания  подростающего поколения  , повышения   патриотических  качеств,   является введения   в программу  уроков о важном. Рабочая программа курса внеурочной деятельности, которая реализуется через внеурочные занятия в России. Введена в образовательные программы образовательных организаций начального, основного, среднего общего и профессионального образования в 2022 году. С 5 сентября 2022 года занятие проходит первым по расписанию уроков понедельника, после обязательных линеек с поднятием флага и гимна России. По официальным заявлениям, предмет направлен на укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей и воспитание патриотизма среди российских школьников.

В планировании уроков  отмечают два этапа.

Первый этап - словесные пояснения, беседы с обучающимся. Такой

подход направлен на то, чтобы заинтересовать фактами истории Отечества,познакомить с культурным наследием своей страны, вызвать уважение к национальному историкокультурному достоянию.

Второй этап - сам просмотр фильмов с его дальнейшим совместным

обсуждением, развитие эмоциональной отзывчивости у обучающихся .

Роль учителя велика на каждом этапе. Только личным примером можно приобщить ребенка к нравственным, патриотическим ценностям, проявляя и демонстрируя личное уважение к своему народу и к Родине.

В работе предусмотрены различные виды деятельности: беседы,

просмотр фильмов, походы в музеи и кинотеатры, творческие работы, игровые виды деятельности . Можно сказать, что наиболее значимый эффект в патриотическом воспитании могут дать занятия по киноискусству,проведенные в рамках внеурочной деятельности. В этом случае детям будет предоставлена возможность проявления патриотических чувств в свободных высказываниях и суждениях.

12.09.2022 в рамках проекта «Разговоры о важном» в классе были проведены занятия : «Наша страна — Россия». Проведены уроки  на темы: "Где мы живем", "От поколения к поколению", "Любовь россиян к Родине», «Что мы Родиной зовем», " Мы — жители большой страны», «Мы сами создаем свою Родину». На данных уроках были проведены викторины, интерактивные игры.

7 апреля 2023 года  проведено очередное внеурочное занятие  по теме: «День памяти о геноциде Советского  народа нацистами и их пособниками».

Цель занятия: формировать представления обучающихся о жертвах среди мирных советских граждан и преступлениях нацистов в годы Великой Отечественной войны, формирование у обучающихся понимания необходимости сохранения исторической правды, памяти и преемственности поколений на примере истории геноцида мирных советских граждан со стороны нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 г.

20 февраля 2023 года  проведено очередное внеурочное занятие  «Разговора о важном», в рамках информационно-просветительского проекта по теме: «ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА».Цель: познакомить обучающихся с историей и традициями праздника 23 Февраля, «Дня защитника Отечества»; воспитывать чувство благодарности и уважения к защитникам Отечества за сохранение мира в нашем государстве. Цель: сформировать у обучающихся понимание роли Вооруженных сил Российской Федерации в обеспечении безопасности государства и его граждан на протяжении всей истории страны, воспитать благодарность к тем, кто защищает право народов России жить согласно историческим традициям и многовековым духовно-нравственным ценностям.

Было проведено  мероприятие:  «Прорыв блокады Ленинграда». Цель: дать обучающимся общие представления о важнейшем событии Великой Отечественной войны – блокаде Ленинграда, познакомить с фактами о жизни детей блокадного города, воспитывать чувство преклонения перед мужеством, силой воли и готовностью ленинградцев ради Родины пережить личное горе и страдание;  воспитание уважения к героическим страницам истории России и исторической памяти о подвигах наших предков.

Проводилось мероприятие : «Есть такая профессия –Родину защищать». Сформировать представления у детей младшего школьного возраста о военных профессиях.Беседа с сотрудниками правоохранительных органов и МЧС. Просмотр мультфильма «Дядя Степа -милиционер». И фрагментов фильма «Офицеры».

 Участвовали  во всеросийской  акции "  Бессмертная  эскадрилья " , где  изготовили   самолёт  , назвав   его - Алексей Маресьев.  Алексей Петрович Маресьев-лётчик-истребитель. Герой Советского Союза.

Благодаря  книге  Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке" и одноименному художественному фильму. Маресьев со временем убедил медкомиссию, что готов вернуться в строй и летать как прежде. 19 июля 1943 года в районе Курской дуги Алексей Маресьев открыл новый счет сбитым самолетам врага: уничтожил пикирующий бомбардировщик Ju-87. До марта 1945 года он сбил еще 6 вражеских машин. Таким образом, его личный счет за годы войны составил 10 самолетов врага. Алексею Маресьеву присвоили звание Героя Советского Союза. К тому времени с такой необычной биографией он уже стал очень знаменитой личностью. И командование решило больше не рисковать его жизнью, отозвав с фронта и назначив на должность инспектора-летчика вузов Главного управления обучения, формирования и боевой подготовки ВВС РККА.

После войны Маресьев был задействован также в военно-патриотической работе по воспитанию молодежи, многократно приглашался на разные значимые  мероприятия международного значения. Как рассказывают близкие и друзья легендарного пилота, эта деятельность его, человека скромного по натуре, сильно тяготила.

Алексей Маресьев скончался 18 мая 2001 года, прожив 85 лет.После просмотра   фильма   , ребята  организовали выставку:  " Крылатое  мужество".   Изготовили  самолёт,   запустив  его в небо.

Так же   в школе  каждый   год проводится  конкурс   строя   и песни. Где каждый класс  представляет  род войск,  выбирает  военную форму, девиз,  речёвку, песню.   Проходит торжественным маршем.

Ребята  класса   писали  письма   участникам  СВО,  тем самым  поддерживая   и  вдохновляя их ,  на  скорейшую   победу.

После проведения комплекса внеклассных занятий, уроков,   обучающиеся расширили свои знания об исторических событиях, узнали о традициях, символах боевой славы, о военных профессиях своей Родины. У детей класса развилось чувство гордости за великие боевые и трудовые подвиги своего народа, культурные достижения страны.

Просмотры мультфильмов и кинофильмов на занятиях вызывали яркие эмоциональные реакции, связанные с событиями истории страны, подвигами ее героев. У детей сложилось понимание того, что такое патриотизм и какими качествами должен обладать патриот. Творческие задания, включенные в занятия, помогли разнообразить и закрепить полученные знания.

                                  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Батурина, Г. И. Народная педагогика в современном учебновоспитательном процессе (дошкольники и младшие школьники): пособие для

воспитателей и учителей / Г. И. Батурина, Т. Ф. Кузина. - Москва: Школьная

пресса, 2014. - 142 с. - (Библиотека журнала «Воспитание школьников»).

2.Волчкова, А. А. Пищулин С. Н. Патриотизм и патриотическое

воспитание в общественном мнении провинции и столицы: моногр. / А. А.

Волчкова, С. Н. Пищулин. - Москва: Изд-во МГПУ; Самара: Изд-во «НТЦ»,

2003. - 139 с

3.Каирова, И. А. Нравственное развитие младших школьников в

процессе воспитания / И.А. Каирова. – М.: Просвещение, 2009. – 213 с.

4.Мазыкина, Н. В. Инновационные подходы в патриотическом

воспитании и гражданском становлении личности // Воспитание школьников.

- 2002. -  6. - с. 6-11.

Книга "Повесть о настоящем человеке. Борис Полевой .

Учитель  начальных   классов

 МОУ-СОШ 6

г.Петровск-  Забайкальский

Сизых Елена Викторовна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормативно-правовые акты, гарантирующие право получения детям с ограниченными возможностями здоровья адекватного их возможностям образования

В презентации кратко представлены документы трёх уровней(международного, федерального и регионального), регламентирующие право получения образования детям с ОВЗ...

Статья «Работа со сказкой как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (на примере кружковой деятельности, основанной на принципах инклюзивного образования.)

В статье описаны методы и приемы работы в кружке изобразительного искусства, основанного на принципах инклюзивного образования....

РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЕТЕЙ 7 - 8 ЛЕТ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд целей и задач, непосредственно не связанных с предыдущим опытом ребенка, но требующих от него мобилизации интеллектуальных и физических сил. О...

Нормативно-правовая база по реализации образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации

Нормативно-правовая база по реализации образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации...

Статья по теме:"Оптимальное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья"

Инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного его уровню развития образования, в том числе и детям ...

Статья "Особенности организации работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе"

С каждым годом увеличивается количество детей в школе, которые признаны детьми с ограниченными возможностями здоровья. Для них в школах создана и постоянно пополняется адаптивная образовательная среда...