Экологическое образование как фактор формирования социально адаптированной личности школьника с ограниченными возможностями здоровья
статья по зож на тему

Иноземцева Оксана Сергеевна

В современных условиях, когда происходит разностороннее воздействие общества на природную среду, все большее значение приобретает экологическое воспитание подрастающего поколения. Бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности и особое влияние на это оказывает школа. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое образование как фактор формирования социально адаптированной личности школьника с ограниченными возможностями здоровья

В современных условиях, когда происходит разностороннее воздействие общества на природную среду, все большее значение приобретает экологическое воспитание подрастающего поколения. Бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности и особое влияние на это оказывает школа. Именно в школе закладываются основы экологической культуры. В настоящие время экологическое образование и воспитание являются одним из актуальных направлений развития системы образования и воспитания в целом. Без этого невозможно формирование общественного экологического сознания.

Экологическое образование - целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения экологическими знаниями, умениями и навыками, который позволит усвоить и выполнять экологические и этические нормы, способствовать социальной адаптации детей с ограниченными возможностями, выработать в будущем профессиональные навыки.

Ведущей конечной целью воспитания является формирование разносторонней личности гармоничного типа.

 В процессе экологического воспитания в современных условиях должны быть осознаны и поняты основные экологические принципы:

-всякая жизнь самоценна, уникальна и неповторима; человек несет ответственность за все живое;

-природа была и всегда будет сильнее человека;

-природа вечна и бесконечна. Основой взаимоотношений с природой должно стать взаимодействие, а не противоборство;

-чем более разнообразна биосфера, тем она устойчивее;

-угроза экологического кризиса стала грозной явью; человек оказывает на природную среду недопустимое по масштабам дестабилизирующее воздействие;

Основными принципами стратегии экологического образования служат:

-гуманистический принцип экологического образования на основе права человека на благоприятную среду жизни в сочетании с формированием нового типа мышления человека, способного к экологически целесообразной деятельности с установкой на сохранение жизни на Земле, спасение человечества от экологических катастроф;

-единство и взаимосвязь экологического образования, экологического просвещения, информированности и общественной активности населения в области экологии и охраны окружающей среды;

-участие граждан на всех этапах принятия решений по реализации любых проектов, затрагивающих использование природных ресурсов, а также потенциально влияющих на окружающую среду и здоровье людей;

-всеобщность экологического образования, обеспечение обучения и просвещения всех социальных и возрастных групп населения;

Работа по воспитанию экологического сознания у детей в нашей школе ведется педагогами ежедневно, непрерывно и  в различных направлениях. В каждом из режимных моментов имеется возможность вводить элементы воспитания экологической направленности.

Правильно используя различные методы воспитания, педагог может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность. Данная работа должна проводиться с использованием всевозможных доступных форм, методов, приемов воспитания и воздействия на формирующуюся личность.

Целью экологического воспитания учащихся нашей школы является формирование ответственного отношения к окружающей среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе, достижение которой осуществляется посредством разнообразных современных образовательных технологий.

Наблюдения показывают, что дети не всегда умеют вести себя на природе. Они ломают деревья, уничтожают зеленую растительность, большое количество раннецветущих растений, забирают домой птенцов. Иногда дети являются виновниками лесных пожаров.

Чтобы наши дети научились понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства, когда интерес к окружающему миру велик. Нужно помнить о необходимости постоянного контакта воспитанников с природой. Известный педагог Ян Амос Коменский писал: “Нужно учить так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, т.е. знали и изучали сами вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах”.

Посмотрите внимательно вокруг – даже на участке школьного двора мы найдем огромное количество интереснейших объектов для исследований, игр и т.д.

Чувство любви к природе можно воспитать, если знакомить учащихся с ее тайнами, вместе с ним разгадывать их, показывать ему интересное в жизни растений и животных, учить его наслаждаться природой. Природа оставляет глубокий след в душе воспитанников, воздействуя на все его чувства своей яркостью, многообразием. Они с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже главного не замечают. А если рядом учитель, который учит их не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнавать все больше и больше. Природа воспитывает в них любознательность. Любовь и интерес воспитанников к природе воспитатель использует для их всестороннего развития.

Задача педагога не только дать определенные знания, но и научить детей любить и беречь природу, наслаждаться ее красотой, любить разные места, свою Родину – это и будет главной задаче. Для достижения поставленных целей необходима система экологического воспитания, учитывающая особенности умственно отсталых детей, их склонностей, поведения и характера

Для достижения лучших результатов я использую разнообразные формы проведения уроков: урок-исследование, урок-игра, урок-путешествие, урок-экскурсия, и другие.

Краеведческий и экологический материал включаю в содержание почти всех предметов, изучаемых в начальной школе.

Чтение, внеклассное чтение:

– чтение и обсуждение книг о родном крае;

– знакомство с русскими поэтами.

Математика:

– решение и составление задач экологического содержания, использование цифровых данных о родном крае.

Технология:

– работа с природным материалом;

– использование ненужной упаковки, старых вещей для поделок.

Элементы экологического образования могут иметь место на любом этапе урока русского языка, например при организации словарной работы. Многие словарные слова обозначают названия растений, животных. Можно предложить детям рассказать, что они знают о том или другом живом объекте природы установить природные связи между объектами, обозначенными этими словами, объясняют значение пословиц («Много снега – много хлеба», «Лес и вода – брат и сестра»); составить рассказ по картине. Эти задания помогают повторить знания о природе, о мерах по ее охране, развивают у учащихся способность воспринимать красоту природы, радоваться и удивляться природным явлениям и передавать эти впечатления с помощью слова, то есть формируются мотивы охраны природы.

Использование на уроках русского языка игр экологического содержания «Найти описание природы в произведениях», «Узнай животное», «Подбери слово» помогает не только усвоению программного материала по предмету, но и позволяет через яркие образы в описании объектов природы сделать обучение познавательным и интересным.

Учитывая возрастные особенности младших школьников, вполне реально на уроках математики формировать у учащихся эстетическое восприятие природы. Содержание многих текстовых задач, включенных в учебник математики, дает богатый материал для экологического образования учащихся.

При подготовке к уроку я составляю экологические задачи и продумываю краткую целенаправленную беседу к ним, направленную на формирование духовных интересов, воспитывающую чувство прекрасного, формирующую у детей чувство любви к животным, их бережное отношение к природе, понимание ее красоты. При реализации программы использую различные формы проведения занятий. Это могут быть экскурсии, занятия в парке, на поляне, в зимнем саду, практические занятия по уходу за растениями, экологический тренинг по укреплению здоровья и другие.

Внеклассная работа по экологии продолжает, дополняет процесс обучения, закрепляет полученные экологические знания, умения, навыки. Внеклассная работа помогает более широко приобщать школьника к природе, дает больше возможностей для практической деятельности. Поддерживая традицию проведения субботников, осенью и весной проводим уборку территории школьного двора, разбиваем клумбы, сажаем цветы, деревья. На школьном дворе поставлена урна для мусора и отпала проблема убирать мусор, бумагу.

В заключение стоит отметить, что системная работа по экологическому воспитанию и образованию детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья обязательно реализует свои задачи. В сознании ребенка закрепятся знания, правила построения мира, понимание природных явлений. Повзрослев, такой человек вряд ли станет вредить природе, потому как даже простейшие экологические знания помогут ему правильно оценивать результаты своего влияния на природные объекты.

Младший школьник имеет незначительный социальный опыт общения. Для него природа – это его семья, двор, школа, дом, село, в котором родился, с его культурой, историческими ценностями, обычаями. «Постепенно расширяясь, эта любовь к родному краю переходит в любовь к своему государству, его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему», – писал Д. С. Лихачев. Главное – заложить в ребенке чувство единения с родной землей и природой; вызвать интерес к истории края; воспитать ответственное отношение к делам и поступкам через введение эколого-краеведческого материала в учебно-воспитательный процесс.

                             Литература 

1. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. «Семицветик» – программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей. Москва. 2001 год.

2.  Бабакова Т.А. Технология краеведения в экологическом образовании // Экологическое образование. 2001. № 1. С. 16-18.

3. Богданова О.С., Петрова В.И. «Методика воспитательной работы в начальных классах». Москва “Просвещение” 1980 год

4. Биология охраны природы. М.: Мир, 1983.

5. Вершинин Н.А  «Воспитание у младших школьников любви к природе родного края, интереса к природоведческих занятиям», Начальная школа 1998. №10. С. 9-11.

6. Глазычев С.Н. Сохраним ценности экологической культуры Начальная школа 1998. №6. С. 13-14.

7. Гладкий, Ю.Н. Дайте планете шанс! – М.: “Просвещение”, 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование и развитие социально-адаптивной личности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья посредством профориентационных сюжетно-ролевых игр"

В настоящее время наметилась положительная тенденция, что ограниченные возможности здоровья – это не причина для исключения человека из активной жизни. Идет поиск путей интеграции инвалидов в об...

Адаптированная рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.4) по СИПР для ученика 1 класса (обучение на дому)

Данная программа разработана  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающегося с расстройствами аутистического спе...

Роль родителей в формировании самооценки у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Психологический комплекс является совокупностью чувств, мыслей, опыта, установок (которые сформированы подсознательно или сознательно), которые привели к формированию новых эмоций и нового шаблона пов...

Формирование социальных навыков у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Формирование социальных навыков у учащихся с ограниченными возможностями здоровья....

Педагогические условия формирования социальной компетенции у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в игровой деятельности

Сегодня актуальным становиться поиск технологий, средств, методов социального воспитания, обеспечивающих преодоление проблем развития современных детей: навыков социального взаимодействия, умение оцен...

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья как одно из условий успешного развития потенциала личности

В данной статье рассматривается проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Приводится методика работы по формированию толерантного отношения сверстник...