Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья
статья

Михайлов Игорь Валерьевич

Современные проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья

В настоящее время в обиход науки вошли три определения, связанные с инвалидностью человека. Инвалидность как социальное явление является актуальной проблемой современности. Оно обуславливает появление такой категории населения как люди с ограниченными возможностями здоровья. Ограничение жизнедеятельности выражается в полной или частичной утрате лицом способностей и возможностей к нормальной жизни. Инвалидность определяется как состояние, при котором человек вследствие своего физического или психического состояния утрачивает способность выполнять обычные функции. В этом случае внимание фиксируется на ограничениях, связанных со здоровьем человека. Ограниченные возможности здоровья - это недостатки в физическом или психическом развитии. Имеются в виду нарушения в области слуха, зрения речи опорно-двигательного аппарата и другие. Вместе с тем, инвалидность определяется как состояние человека, который не может проявить свои способности в силу того, что общество не предоставляет ему необходимых для этого условий. В настоящее время ученые, исследуя социальную ситуацию развития людей с ограниченными возможностями здоровья, выделяют комплекс проблем социального, психологического, педагогического плана.  Ученые предлагают делить проблемы инвалидов на две группы: – общие, то есть проблемы, аналогичные потребностям остальных граждан, и особые, то есть потребности, вызванные болезнью. Социально-бытовые проблемы. Одно из первых мест занимают проблемы социально-бытовой адаптации инвалидов к жизни в обществе. Среди социально - бытовых проблем особо выделяется ограничение функций самообслуживания, проявляющихся в неспособности самостоятельно принимать пищу, одеваться, соблюдать личную гигиену, передвигаться, садиться, вставать.

Проблемы в области образования. Остро стоят проблемы получения образования и трудоустройства. Требуется создание условий обучения в образовательной среде специальной или массовой школы с учетом психофизических особенностей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время интеграция стала ведущим направлением при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, что выражается в сближении массовой и специальной образовательных систем. В настоящее время у родителей, чьи дети имеют ограниченные возможности здоровья, есть два варианта выбора учебного заведения среднего образования: специализированная школа и общеобразовательная школа.  На современном этапе в отечественной системе образования сформировалась особая культура поддержки и сопровождения ребёнка в учебно-воспитательном. Разработаны вариативные модели поддержки и сопровождения ребёнка на базе медико-социальных центров, школьных служб сопровождения, психолого-медико-педагогических комиссий, центров профориентации, центров консультирования, кабинетов доверия.

В современном мире образование выступает в качестве одного из основных факторов сохранения и изменения социальной структуры общества, а также социальной, профессиональной мобильности личности. Образование как фактор мобильности в значительной степени повышает возможности восхождения по социальной лестнице, а в целом ряде случаев является его условием. Проблема получения образования обусловлена ограниченностью инвалида в передвижении, доступности информации, не развитой инфраструктурой и др. Сейчас государство принимает активные меры для решения проблемы получения образования, в частности, разработана система дополнительного образования. В широком смысле дополнительное образование представляет собой процесс реализации дополнительных программ обучения, образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных программ в интересах личности, общества, государства. Для людей с ограниченными возможностями здоровья получение образования и приобретение профессии — это эффективное средство социализации, социокультурной и экономической мобильности. Так, по данным управления специального образования Министерства образования и науки РФ, инвалиды, освоившие программы высшего и среднего профессионального образования, имеют занятость, превышающую 60% (по данным на 01.01.2009 г.).

Проблемы в области трудоустройства. Трудовая деятельность определяет взаимоотношения членов общества. Инвалид обладает в сравнении со здоровым человеком ограниченной возможностью трудиться. Согласно статистике 20,5 % инвалидов имеют работу. В условиях рыночной экономики инвалид должен быть конкурентоспособными выступать на рынке труда на равных началах. Для осуществления процессов поддержки и сопровождения нужны специалисты, обладающие принципиально новым взглядом на инвалидов. Они должны обладать способностью сострадания, быть профессионалами, иметь хорошую материально-техническую базу для осуществления своей деятельности. Анализ источников показал, что в отношении инвалидов в настоящее время ведется государственная социальная политика, направленная на предоставление равных возможностей в реализации экономических, политических, социальных, культурных прав, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, и на устранение ограничений  жизнедеятельности для восстановления социального статуса и достижения ими материальной независимости.

 Психологические проблемы. Психологические проблемы инвалидов обусловлены наличием психологической травмы в связи с появлением определенного увечья. Инвалиды замыкаются в себе, для многих характерна неудовлетворенность жизнью. Одной из психологических проблем является самовосприятие. Они считают себя «другими», что влечет замкнутость и неудовлетворенность жизнью. У многих инвалидов не сформированы социальные навыки, умение выразить себя в общении со знакомыми, коллегами, работодателями. Они не всегда могут уловить нюансы человеческих отношений. Исследования показывают, что инвалиды предпочитают объединяться с людьми, имеющими аналогично заболевания, и негативно относятся к другим. Важным показателем социально-психологической адаптации лиц с ограниченными возможностями является отношение к собственной жизни. По результатам социологических исследований примерно половина инвалидов оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное. Около трети характеризуют свою жизнь как приемлемую. Понятие «удовлетворённость - неудовлетворённость жизнью» часто соотносится с   стабильностью материального положения. Важным фактором отношения к жизни является самооценка состояния своего здоровья. По результатам исследований только 3,8 % оценили своё самочувствие как хорошее. В логике предмета исследования нас интересовали дети с ограниченными возможностями здоровья, связанными с интеллектуальными нарушениями.

Умственно отсталые дети.  Специфика нарушений состояния психического здоровья у умственно отсталых детей характеризуется в недоразвитии высших корковых функций, инертностью психических процессов, недоразвитием познавательной деятельности при выраженном стойком дефиците абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения. Как пишет В. В. Ткачева, «Именно ведущий дефект является для родителей и близких умственно отсталых детей психотравмирующим фактором, так как данная аномалия, несмотря на имеющийся потенциал к развитию позитивной динамики в целом, исключает возможность полного выздоровления ребёнка, успешной социально-трудовой адаптации и самостоятельной полноценной жизни в социуме. Это может приводить к актуализации своеобразной психологической защиты, проявляющейся в эмоциональной отчужденности, дистанцированности от ребёнка. Ребёнок начинает восприниматься, как носитель иных, не свойственных данной семье качеств («Он не такой, как все», «Он не похож на нас, значит, он чужой»)». Автор подчеркивает, что родители умственно отсталых детей чрезвычайно боятся и стыдятся диагноза, поставленного их ребёнку. Они используют все возможности для его изменения на другой, по их мнению, более приемлемый и «щадящий» (ранний детский аутизм, детский церебральный паралич и др.). В связи с этим специалисты подчеркивают необходимость включения родителей умственно отсталых детей в коррекционно-воспитательный процесс, разрабатывают приемы и методы психокоррекционной помощи (В. В. Ткачева, 1999, 2000).

Множественные проблемы детей с церебральным параличом

 Детский церебральный паралич может сопровождаться двигательными расстройствами, нарушениями в области речевого общения, умственного развития, зрения, слуха. Двигательные расстройства. Детский церебральный паралич (ДЦП) проявляется в двигательных расстройствах. При одних заболеваниях больше страдают руки, при других - ноги. Нарушения движения могут носить односторонний характер. У некоторых детей при достаточном объеме движений и нормальном мышечном тонусе отмечаются нарушения (неумение выполнять целенаправленные практические действия, движения). Такие дети с трудом осваивают навыки одевания и раздевания, зашнуровывания ботинок, застегивания пуговиц и т. д. Двигательная недостаточность может проявляться в нарушениях равновесия и в координации движений. У детей с церебральным параличом встречаются нарушения интеллекта, эмоционально-волевой сферы, поведения. Эмоционально-волевые нарушения проявляются в повышенной возбудимости ребёнка и чрезмерной чувствительности к внешним раздражителям. Интеллектуальное развитие часто осуществляется неравномерно: одни функции развиваются в соответствии с возрастом, другие могут значительно отставать.  У 10-15% детей имеются нарушения слуха и речи. Большое значение для развития речи имеет овладение ходьбой и манипулятивной деятельностью. В связи с ограниченной подвижностью мышц губ и языка, насильственными движениями в дыхательной мускулатуре и в мышцах лица, языка может нарушаться звукопроизношение.

Недостатки речевого развития. Нарушение речи или ее отсутствие выступает как предпосылка к коммуникативному барьеру и отчужденности в отношениях, как психотравмирующий фактор, понижающий возможности успешной адаптации ребёнка в группе сверстников и при установлении отношений со значимыми взрослыми (учителями, воспитателями). Переживания, связанные с затруднениями в общении, формируют у ребёнка с нарушениями речевого развития чувство неполноценности.

Сенсорные нарушения. Психологические особенности детей с сенсорными нарушениями раскрыты в научной литературе в трудах следующих авторов (Т. А. Басилова, Р. М. Боскис, Л. П. Григорьева, В. 3. Денискина, М. В. Жигорева, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева, С. В. Сташевский, Л. И. Тигранова и др.). Для слышащих родителей нарушение слуха у ребёнка является препятствием к установлению и межличностных связей и влечет за собой искажение внутрисемейных отношений и родительских позиций. По мнению авторов, нарушение или отсутствие слуха оказывает деформирующее влияние на развитие личности глухих детей и провоцирует негативное отношение глухих детей к близким.

Нарушения зрения. Для детей с нарушением зрения, по мнению авторов, свойственна меньшая познавательная активность. Проблема социализации в дошкольном и младшем школьном возрасте у детей с недостатками зрения является определяющей в их реабилитации. Именно отсутствие таких качеств, как самостоятельность в передвижении и самообслуживании, несформированность навыков общения с детьми и взрослыми, как знакомыми, так и незнакомыми, неумение пользоваться современной бытовой техникой, приводит к дезадаптации детей с нарушениями зрения, выявляет их неприспособленность к самостоятельной жизни в обществе, затрудняет интеграцию в массовые учебные заведения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белозерова, Е.В. Опыт организации высшего образования людей с инвалидностью // Доступность высшего образования для инвалидов: Сб. науч. тр. / Под ред. Д. В. Зайцева. Саратов: Научная книга. – 2004.

2. Битянова М.Р. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2008.

3. Благодир, А. Л. Комментарий к Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (постатейный) / А.Л. Благодир, А.А.

4.  Ботьева О.В. Социальная педагогика. – Томск, изд. Томского политехнического университета, 2011.

5. Возжаева, Ф.С. Реализация комплексных реабилитационных программ для детей – инвалидов// СОЦИС. – 2002.

6. Воронкова В.В., Алышева Т.В., Васенков Г.В. Олигофренопедагогика: учебное пособие – М.: Дрофа, 2009.

Кирилловых. - М.: Деловой двор, 2011.
7. Домбровская, Анна Информационные факторы социальной адаптации инвалидов: / Анна Домбровская. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. - 172 c.

8. Дубровская Т.А., Воронцова М.В., Кукушин В.С. Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие. – М.: Союз, 2011.

9. Жигарева, Н. П. Комплексная реабилитация инвалидов в учреждениях социальной защиты / Н.П. Жигарева. - М.: Дашков и Ко, 2017. - 216 c.
10. Жигарева, Н. П. Комплексная реабилитация инвалидов / Н.П. Жигарева. - М.: Дашков и Ко, 2011. - 216 c.

11. Жуков, Василий Иванович Государственная политика в области социальной интеграции инвалидов: российский и зарубежный опыт. Гриф МО РФ: моногр. / Жуков Василий Иванович. - М.: Российский государственный социальный университет (РГСУ), 2012. - 360 c.

12. Калмыков Г.А. Общая и социальная педагогика в вопросах и ответах. – М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2012.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vkr.docx34.06 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Современные проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья

В настоящее время в обиход науки вошли три определения, связанные с инвалидностью человека. Инвалидность как социальное явление является актуальной проблемой современности. Оно обуславливает появление такой категории населения как люди с ограниченными возможностями здоровья. Ограничение жизнедеятельности выражается в полной или частичной утрате лицом способностей и возможностей к нормальной жизни. Инвалидность определяется как состояние, при котором человек вследствие своего физического или психического состояния утрачивает способность выполнять обычные функции. В этом случае внимание фиксируется на ограничениях, связанных со здоровьем человека. Ограниченные возможности здоровья - это недостатки в физическом или психическом развитии. Имеются в виду нарушения в области слуха, зрения речи опорно-двигательного аппарата и другие. Вместе с тем, инвалидность определяется как состояние человека, который не может проявить свои способности в силу того, что общество не предоставляет ему необходимых для этого условий. В настоящее время ученые, исследуя социальную ситуацию развития людей с ограниченными возможностями здоровья, выделяют комплекс проблем социального, психологического, педагогического плана.  Ученые предлагают делить проблемы инвалидов на две группы: – общие, то есть проблемы, аналогичные потребностям остальных граждан, и особые, то есть потребности, вызванные болезнью. Социально-бытовые проблемы. Одно из первых мест занимают проблемы социально-бытовой адаптации инвалидов к жизни в обществе. Среди социально - бытовых проблем особо выделяется ограничение функций самообслуживания, проявляющихся в неспособности самостоятельно принимать пищу, одеваться, соблюдать личную гигиену, передвигаться, садиться, вставать.

Проблемы в области образования. Остро стоят проблемы получения образования и трудоустройства. Требуется создание условий обучения в образовательной среде специальной или массовой школы с учетом психофизических особенностей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время интеграция стала ведущим направлением при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, что выражается в сближении массовой и специальной образовательных систем. В настоящее время у родителей, чьи дети имеют ограниченные возможности здоровья, есть два варианта выбора учебного заведения среднего образования: специализированная школа и общеобразовательная школа.  На современном этапе в отечественной системе образования сформировалась особая культура поддержки и сопровождения ребёнка в учебно-воспитательном. Разработаны вариативные модели поддержки и сопровождения ребёнка на базе медико-социальных центров, школьных служб сопровождения, психолого-медико-педагогических комиссий, центров профориентации, центров консультирования, кабинетов доверия.

В современном мире образование выступает в качестве одного из основных факторов сохранения и изменения социальной структуры общества, а также социальной, профессиональной мобильности личности. Образование как фактор мобильности в значительной степени повышает возможности восхождения по социальной лестнице, а в целом ряде случаев является его условием. Проблема получения образования обусловлена ограниченностью инвалида в передвижении, доступности информации, не развитой инфраструктурой и др. Сейчас государство принимает активные меры для решения проблемы получения образования, в частности, разработана система дополнительного образования. В широком смысле дополнительное образование представляет собой процесс реализации дополнительных программ обучения, образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных программ в интересах личности, общества, государства. Для людей с ограниченными возможностями здоровья получение образования и приобретение профессии — это эффективное средство социализации, социокультурной и экономической мобильности. Так, по данным управления специального образования Министерства образования и науки РФ, инвалиды, освоившие программы высшего и среднего профессионального образования, имеют занятость, превышающую 60% (по данным на 01.01.2009 г.).

Проблемы в области трудоустройства. Трудовая деятельность определяет взаимоотношения членов общества. Инвалид обладает в сравнении со здоровым человеком ограниченной возможностью трудиться. Согласно статистике 20,5 % инвалидов имеют работу. В условиях рыночной экономики инвалид должен быть конкурентоспособными выступать на рынке труда на равных началах. Для осуществления процессов поддержки и сопровождения нужны специалисты, обладающие принципиально новым взглядом на инвалидов. Они должны обладать способностью сострадания, быть профессионалами, иметь хорошую материально-техническую базу для осуществления своей деятельности. Анализ источников показал, что в отношении инвалидов в настоящее время ведется государственная социальная политика, направленная на предоставление равных возможностей в реализации экономических, политических, социальных, культурных прав, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, и на устранение ограничений  жизнедеятельности для восстановления социального статуса и достижения ими материальной независимости.

 Психологические проблемы. Психологические проблемы инвалидов обусловлены наличием психологической травмы в связи с появлением определенного увечья. Инвалиды замыкаются в себе, для многих характерна неудовлетворенность жизнью. Одной из психологических проблем является самовосприятие. Они считают себя «другими», что влечет замкнутость и неудовлетворенность жизнью. У многих инвалидов не сформированы социальные навыки, умение выразить себя в общении со знакомыми, коллегами, работодателями. Они не всегда могут уловить нюансы человеческих отношений. Исследования показывают, что инвалиды предпочитают объединяться с людьми, имеющими аналогично заболевания, и негативно относятся к другим. Важным показателем социально-психологической адаптации лиц с ограниченными возможностями является отношение к собственной жизни. По результатам социологических исследований примерно половина инвалидов оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное. Около трети характеризуют свою жизнь как приемлемую. Понятие «удовлетворённость - неудовлетворённость жизнью» часто соотносится с   стабильностью материального положения. Важным фактором отношения к жизни является самооценка состояния своего здоровья. По результатам исследований только 3,8 % оценили своё самочувствие как хорошее. В логике предмета исследования нас интересовали дети с ограниченными возможностями здоровья, связанными с интеллектуальными нарушениями.

Умственно отсталые дети.  Специфика нарушений состояния психического здоровья у умственно отсталых детей характеризуется в недоразвитии высших корковых функций, инертностью психических процессов, недоразвитием познавательной деятельности при выраженном стойком дефиците абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения. Как пишет В. В. Ткачева, «Именно ведущий дефект является для родителей и близких умственно отсталых детей психотравмирующим фактором, так как данная аномалия, несмотря на имеющийся потенциал к развитию позитивной динамики в целом, исключает возможность полного выздоровления ребёнка, успешной социально-трудовой адаптации и самостоятельной полноценной жизни в социуме. Это может приводить к актуализации своеобразной психологической защиты, проявляющейся в эмоциональной отчужденности, дистанцированности от ребёнка. Ребёнок начинает восприниматься, как носитель иных, не свойственных данной семье качеств («Он не такой, как все», «Он не похож на нас, значит, он чужой»)». Автор подчеркивает, что родители умственно отсталых детей чрезвычайно боятся и стыдятся диагноза, поставленного их ребёнку. Они используют все возможности для его изменения на другой, по их мнению, более приемлемый и «щадящий» (ранний детский аутизм, детский церебральный паралич и др.). В связи с этим специалисты подчеркивают необходимость включения родителей умственно отсталых детей в коррекционно-воспитательный процесс, разрабатывают приемы и методы психокоррекционной помощи (В. В. Ткачева, 1999, 2000).

Множественные проблемы детей с церебральным параличом

 Детский церебральный паралич может сопровождаться двигательными расстройствами, нарушениями в области речевого общения, умственного развития, зрения, слуха. Двигательные расстройства. Детский церебральный паралич (ДЦП) проявляется в двигательных расстройствах. При одних заболеваниях больше страдают руки, при других - ноги. Нарушения движения могут носить односторонний характер. У некоторых детей при достаточном объеме движений и нормальном мышечном тонусе отмечаются нарушения (неумение выполнять целенаправленные практические действия, движения). Такие дети с трудом осваивают навыки одевания и раздевания, зашнуровывания ботинок, застегивания пуговиц и т. д. Двигательная недостаточность может проявляться в нарушениях равновесия и в координации движений. У детей с церебральным параличом встречаются нарушения интеллекта, эмоционально-волевой сферы, поведения. Эмоционально-волевые нарушения проявляются в повышенной возбудимости ребёнка и чрезмерной чувствительности к внешним раздражителям. Интеллектуальное развитие часто осуществляется неравномерно: одни функции развиваются в соответствии с возрастом, другие могут значительно отставать.  У 10-15% детей имеются нарушения слуха и речи. Большое значение для развития речи имеет овладение ходьбой и манипулятивной деятельностью. В связи с ограниченной подвижностью мышц губ и языка, насильственными движениями в дыхательной мускулатуре и в мышцах лица, языка может нарушаться звукопроизношение.

Недостатки речевого развития. Нарушение речи или ее отсутствие выступает как предпосылка к коммуникативному барьеру и отчужденности в отношениях, как психотравмирующий фактор, понижающий возможности успешной адаптации ребёнка в группе сверстников и при установлении отношений со значимыми взрослыми (учителями, воспитателями). Переживания, связанные с затруднениями в общении, формируют у ребёнка с нарушениями речевого развития чувство неполноценности.

Сенсорные нарушения. Психологические особенности детей с сенсорными нарушениями раскрыты в научной литературе в трудах следующих авторов (Т. А. Басилова, Р. М. Боскис, Л. П. Григорьева, В. 3. Денискина, М. В. Жигорева, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева, С. В. Сташевский, Л. И. Тигранова и др.). Для слышащих родителей нарушение слуха у ребёнка является препятствием к установлению и межличностных связей и влечет за собой искажение внутрисемейных отношений и родительских позиций. По мнению авторов, нарушение или отсутствие слуха оказывает деформирующее влияние на развитие личности глухих детей и провоцирует негативное отношение глухих детей к близким.

Нарушения зрения. Для детей с нарушением зрения, по мнению авторов, свойственна меньшая познавательная активность. Проблема социализации в дошкольном и младшем школьном возрасте у детей с недостатками зрения является определяющей в их реабилитации. Именно отсутствие таких качеств, как самостоятельность в передвижении и самообслуживании, несформированность навыков общения с детьми и взрослыми, как знакомыми, так и незнакомыми, неумение пользоваться современной бытовой техникой, приводит к дезадаптации детей с нарушениями зрения, выявляет их неприспособленность к самостоятельной жизни в обществе, затрудняет интеграцию в массовые учебные заведения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белозерова, Е.В. Опыт организации высшего образования людей с инвалидностью // Доступность высшего образования для инвалидов: Сб. науч. тр. / Под ред. Д. В. Зайцева. Саратов: Научная книга. – 2004.

2. Битянова М.Р. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2008.

3. Благодир, А. Л. Комментарий к Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (постатейный) / А.Л. Благодир, А.А.

4.  Ботьева О.В. Социальная педагогика. – Томск, изд. Томского политехнического университета, 2011.

5. Возжаева, Ф.С. Реализация комплексных реабилитационных программ для детей – инвалидов// СОЦИС. – 2002.

6. Воронкова В.В., Алышева Т.В., Васенков Г.В. Олигофренопедагогика: учебное пособие – М.: Дрофа, 2009.

Кирилловых. - М.: Деловой двор, 2011.
7. Домбровская, Анна Информационные факторы социальной адаптации инвалидов: / Анна Домбровская. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. - 172 c.

8. Дубровская Т.А., Воронцова М.В., Кукушин В.С. Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие. – М.: Союз, 2011.

9. Жигарева, Н. П. Комплексная реабилитация инвалидов в учреждениях социальной защиты / Н.П. Жигарева. - М.: Дашков и Ко, 2017. - 216 c.
10. Жигарева, Н. П. Комплексная реабилитация инвалидов / Н.П. Жигарева. - М.: Дашков и Ко, 2011. - 216 c.

11. Жуков, Василий Иванович Государственная политика в области социальной интеграции инвалидов: российский и зарубежный опыт. Гриф МО РФ: моногр. / Жуков Василий Иванович. - М.: Российский государственный социальный университет (РГСУ), 2012. - 360 c.

12. Калмыков Г.А. Общая и социальная педагогика в вопросах и ответах. – М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 10

Одной из ведущих современных тенденций в образовании России, является рост доли детей с комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обуче...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.

Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. Для успешного освоения знаний необходимо, чтобы все органы чувств функционировали нормально. Практика показывает, ...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья

Дети  с ограниченными возможностями здоровья ОВЗ– это дети, имеющие недостатки в физическом или психическом развитии.  Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние...

Методические материалы по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья

Данные методические материалы предназначены для педагогов, которые работают в С(К)К....

Особенности организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлен материал об организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ в рамках деятельности структурного подразделения образовтельного коррекционного уч...

Психолого - педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья  в классах, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу в условиях ФГОС НОО....

Особенности применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы в Центре психолого-педагогической реабилитации детей «Орион»

Дана краткая характеристика и особенности применения технологий психолого-педагогичекого сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно оздоровительной работы в Цен...