Программа внеурочной деятельности «Юный читатель»
методическая разработка (3 класс) на тему

     Данная программа   «Юный читатель» является адаптированной, на основе программы И.Ф. Яценко «Внеклассное чтение» и      представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников и предназначена для учащихся 3-4 классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vneurochnoy_deyatelnosti_yunyy_chitatel_.doc167 КБ

Предварительный просмотр:

Аттестационное задание № 9 «Программа внеурочной деятельности по литературному чтению  

 «Юный читатель»

учителя начальных классов

Лангепасского городского муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения «Гимназия №6»

Селивановой Татьяны Ивановны

Пояснительная записка

     Данная программа   «Юный читатель» является адаптированной, на основе программы И.Ф. Яценко «Внеклассное чтение» и      представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников и предназначена для учащихся 3-4 классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Программа внеурочной деятельности  «Юный читатель» составлена на основе:

- Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) "Об Образовании в Российской Федерации";

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Утверждён приказом Минобрнауки РФ от «26» ноября 2010 г. № 1241);

- Примерной программы по литературному чтению для начальной школы, составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта.  (Примерные программы начального общего образования (в 2-х частях) Часть      Примерная программа по литературному чтению – М: Просвещение, 2010. – 400 с.

- Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта;

- Авторской программы начального общего образования по литературному чтению Э.Э. Кац «Литературное чтение» УМК «Планета знаний»; 

- Методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности (Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор./Д.В.Григорьев, Т.В.Степанов. – М.:Просвещение, 2011. – 223 с. (Стандарты второго поколения);

- Полной хрестоматии для начальной школы: «Басни, стихи, сказки, рассказы».-М.:Махаон,Азбука-Аттикус,2013.-512с.:ил.

Программа внеурочной деятельности ориентирована на достижение следующих целей:

  • воспитание интереса к чтению и книге;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников,
  • формирование представления о добре и зле;
  • развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.

Задачи:

  • формировать нравственное сознание и эстетический вкус;
  • учить различать нравственные позиции на основе художественных произведений;
  • формировать умение видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали

         Программа внеурочной деятельности построена на основе двух ведущих принципах: художественно-эстетическом и литературоведческом.

         Художественно - эстетический принцип определяет  стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Этот принцип предполагает активное установление межпредметных связей с другими видами искусства.

         Литературоведческий принцип находит свое выражение в программе в том, что она охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни. При обучении чтению знания детей должны пополниться элементарными сведениями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре.

Актуальность и педагогическая целесообразность

    Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства. Художественная литература является средством эстетического, нравственного  и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной  и творческой активности.

  Для развития речи (словарного запаса, грамматического строя) используются задания, направленные на освоение авторской лексики. Привлекается внимание детей к образованию новых форм слов,  проводится работа по употреблению синонимов, антонимов, средств художественной выразительности, используемой в произведении.

    Основными  методами являются: рассматривание книг, ознакомительное чтение, чтение вслух,  а также  - рассказывание, инсценирование, беседа, диалог, свободные высказывания, проектная деятельность.

      Приёмы чтения: постановка вопроса к заголовку, выделение ключевых слов, постановка вопросов к отдельным частям текста, к непонятным словам, составление плана. Формирование мотива читать вслух в процессе чтения по ролям и чтения по цепочке, участие в инсценировках и драматизациях. Умение находить  в тексте необходимую информацию

Возраст  учащихся

Данная программа предназначена для обучающихся 3 класса

Сроки реализации

1 год

Формы занятий 

Наиболее предпочтительные формы работы - фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые выступления, проектная деятельность. Занятия  проводятся на основе технологий: ИКТ, здоровьесберегающей, КСО.

Режим занятий:

 Данная программа ориентирована на детей 3 класс общеобразовательной школы.   За год -34 часа, из расчёта 1 занятие в неделю.

Содержание

     Общение

   Разные цели общения. Твои цели общения. Общение – общительный человек. Твоя общительность. Разные речевые ситуации. Учёт речевой ситуации для успешного общения.

   Виды общения

Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи. Общение в быту. Тон речи. Общение в официальной обстановке.

    Речевой этикет

    Вежливая  речь. Способы выражения приветствия, прощания, благодарности, извинения. Вежливые слова. Способ выражения просьбы. Вежливый отказ. Приглашение, поздравление. Вежливая оценка.

      Говорение

  Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для говорящих (для собеседников). Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной речи. Особенности говорения.

   Чтение

   Ознакомительное чтение. Приёмы чтения: постановка вопроса к заголовку, выделение ключевых слов, постановка вопросов к отдельным частям текста, к непонятным словам, составление плана. Формирование мотива читать вслух в процессе чтения по ролям и чтения по цепочке, участие в инсценировках и драматизациях. Умение находить  в тексте необходимую информацию.

   Проекты

  • Создание сборника пословиц и поговорок.
  • Создание сборника сказок об одном из животных ( зайце, лисе. Медведе, волке).
  • Герои художественных произведений в рисунке.
  • Постановка спектакля по мотивам русской народной сказки.
  • Создание собственных сказок.
  • Малая конференция. Обсуждение вопроса:

- Какими качествами должен быть наделён человек, совершающий подвиг?

Планируемые результаты 3 класс

  • строить монологическое высказывание;
  • слушать собеседника;
  • понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп, тембр речи, жесты, мимику;
  • оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки;
  • чётко выражать своё отношение к прочитанному;
  • формулировать вопросы к тексту.

Ожидаемые результаты формирования УУД.

Познавательные:

У обучающихся будут сформированы:

  • осознанно строить речевое высказывание;
  • искать в тексте необходимую информацию.

Коммуникативные:

У обучающихся будут сформированы:

  • распределять обязанности и операции в группе;
  • высказывать своё мнение в вежливой форме;
  • осуществлять взаимную помощь.

Регулятивные:

У обучающихся будут сформированы:

  • уважать другую точку зрения;
  • оценивать свою и чужую работу.

Личностные:

       У обучающихся будут сформированы:

  • ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так  и поступков других людей;
  • эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;
  • ответственное отношение к выполняемой работе.

Формы подведения итогов

Основной формой подведения итогов реализации  программы в конце учебного года является  образовательное событие (совместно  с родителями класса).    

Контроль исполнения программы будет осуществляться с помощью следующих видов работы:

  • Проверка читательского кругозора (анкета);
  • Контроль выполнения творческих заданий, выполняемых учениками;
  • Активность и результативность участия обучающихся в  викторинах, инсценировках, в концертах.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Коли чество часов

Дата

Тема занятия

Основные виды

учебной деятельности обучающихся,

направленные на достижение личностных

и метапредметных результатов

Планируемые результаты освоения материала

Используемые технологии

ИКТ

ресурсы

1

1

Самые интересные книги прочитанные летом.

Умение работать с книгой: различать тип книги, уметь пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавление.

Выбор одной из интересных книг, прочитанных летом. Подготовка к проекту «Реклама любимой книги»

Знать приемы ориентирования в учебнике.

Уметь различать элементы книги (учебника): обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, называть буквы и звуки, выбирать книгу, презентовать книгу

Технология КСО, работа в группах.

Мультимедийная презентация

2

1

Малые фольклорные жанры

Чтение и анализ пословиц, поговорок, песен, загадок и т д

Знать фольклорные жанры. Уметь: читать выразительно, определять тему и главную мысль; высказывать своё мнение.

Мультимедийная презентация

3

1

Сказки А. С. Пушкина

Чтение и анализ сказок  А. С. Пушкина по выбору

Уметь читать и комментировать прочитанное, уметь отвечать на вопросы по прочитанному

Технология КСО, работа в группах.

Мультимедийная презентация

Аудиозапись. Сказки Пушкина

4

1

Стихи для детей. Библиотечный урок

Упражнение в технике чтения. Участие в викторине

Уметь читать стихотворение по строфам, производить лексическую работу с непонятными словами

Технология КСО, работ в парах,   в группах.

Метод проектов

Мультимедийная презентация

5

1

Сказки русских писателей

Чтение и анализ сказок  по выбору

Уметь читать и анализировать прочитанное

Здоровьесберегающие

Мультимедийная презентация

6

1

Рассказы, сказки, басни Л. Толстого, К. Ушинского

Правильное чтение. Чтение рассказов. Составление выставки

Уметь читать и анализировать прочитанное

Технология КСО, работа в группах.

Мультимедийная презентация

7

1

Стихи русских поэтов об осени.

Отбор и чтение стихов об осени.

Уметь комментировать прочитанное, играть в группах, в парах.

Технология КСО, работ в парах,   в группах.

Метод проектов

Мультимедийная презентация

Аудиозапись. Стихи русских поэтов об осени 

8

1

Рассказы В. Бианки, Н. Сладкова, Е. Чарушина о животных

Чтение нескольких рассказов о животных, изготовление игр-самоделок

Уметь работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы, высказывать собственное мнение.

Здоровьесберегающие

Мультимедийная презентация

9

1

Золотая осень.

Выступления учащихся перед родителями.

Уметь участвовать в диалоге: слушать, высказывать свое мнение, доказывать его; уметь войти в роль.

Технология КСО, работа в группах.

Мультимедийная презентация

10

1

«Не насытится око зрением, а человек знанием»

Работа со справочниками, энциклопедиями.

Отбор и чтение научно-популярных статей. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на вопросы.

Уметь  пользоваться справочниками, энциклопедиями, словарями, читать и комментировать прочитанное, пересказывать

Технология КСО, работ в парах,   в группах.

Метод проектов

Мультимедийная презентация, аудиозапись

11

1

Современные детские журналы

Выбор и чтение журналов

Уметь  анализировать содержание журнала, презентовать любимый журнал.

Здоровьесберегающие

Мультимедийная презентация. Современные детские журналы

12

1

Проба пера. Составление загадок и сказок.

Сочинение загадок и сказок.

Уметь формулировать и высказывать своё мнение; уметь фантазировать и творчески мыслить.

Технология КСО, работ в парах,   в группах.

Метод проектов

Мультимедийная презентация

13

1

Сказки дружной семьи.

Проба пера. Составление сказок в семье.

Уметь сочинять сказки, фантазировать.

Здоровьесберегающие

Мультимедийная презентация

14

1

Комиксы

Составление комикса

Знать современный графически-повествовательный жанр – комикс, уметь их составлять

Технология КСО, работа в группах.

Мультимедийная презентация, аудиозапись

15

1

Сказки и стихи К. Чуковского

Чтение сказок, групповая подготовка выступления-отчёта по плану. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного

Уметь  работать в группах, составлять текст, формулировать своё отношение к прочитанному

Технология КСО, работ в парах,   в группах.

Метод проектов

Мультимедийная презентация. Сказки и стихи К. Чуковского

16

1

Здравствуй, гостья-зима!

Выбор и чтение стихов о зиме. Отыскивание и отгадывание загадок о зиме.

Уметь выбирать произведения по данной теме.

Здоровьесберегающие

Мультимедийная презентация, аудиозапись

17

1

Сказки А. Толстого для детей

Чтение сказки «Золотой ключик». Понимание содержания литературного произведения. Герои произведения

Уметь находить нужную книгу, читать текст, отвечать на вопросы

Технология КСО, работа в группах.

Мультимедийная презентация

18

1

Творчество С. Михалкова

Выделять при чтении героев и рассказать о них, подготовка инсценировок. Упражнение в технике чтения. Рассказ от лица героя

Уметь инсценировать прочитанное.

Технология КСО, работ в парах,   в группах.

Метод проектов

Мультимедийная презентация

19

1

Творчество Э. Успенского

Выбор и чтение книг.

Уметь прогнозировать содержание по иллюстрациям, уметь слушать и отвечать на вопросы

Здоровьесберегающие

Мультимедийная презентация. Творчество Э. Успенского

20

1

Рассказы В. Драгунского

Формулировка личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения. Герои произведения

Уметь выразительно читать и вести беседу о прочитанном

Технология КСО, работа в группах.

Мультимедийная презентация

21

1

Творчество Г. Остера

 Участие в диалоге при обсуждении прочитанного

Уметь анализировать чтение, фантазировать

Технология КСО, работ в парах,   в группах.

Метод проектов

Мультимедийная презентация

22

1

Твои защитники

Чтение и анализ произведений о защитниках Отечества.

Уметь выступать перед зрителями

Здоровьесберегающие

Мультимедийная презентация, аудиозапись

23

1

Богатырские сказки. Былины.

Чтение и анализ былин. Восприятие и переживание эмоционально-нравственных переживаний героев

Уметь выразительно читать, устанавливать соответствие иллюстрации содержанию; уметь делать выводы из прочитанного

Здоровьесберегающие

Мультимедийная презентация. Богатырские сказки. Былины.

24

1

Мамы и мы. Урок-отчёт

Выступление перед родителями

Уметь выразительно читать. выступать перед зрителями

Технология КСО, работа в группах.

25

1

Конкурс чтецов. Стихи о весне.

Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста

Уметь читать стихотворение по строфам, производить лексическую работу с непонятными словами

Здоровьесберегающие

26

«Глаз видит далеко, а ум ещё дальше» Книге о человеке – умельце.

Чтение книг и статей из газет, из интернета о человеке-умельце. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного

Уметь анализировать прочитанное, уметь соотносить текст и иллюстрации к нему

Технология КСО, работ в парах,   в группах.

Метод проектов

Мультимедийная презентация

27

1

Читаем о космосе.

Чтение книг о космосе, о космонавтах.

Уметь анализировать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту

Здоровьесберегающие

Мультимедийная презентация

28

1

Сказки Ш. Перро

Чтение сказок Ш. Перро. Использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Уметь анализировать сказки, находить её особенности.

Технология КСО, работа в группах.

Мультимедийная презентация, аудиозапись. Сказки Ш. Перро

29

1

Сказки датского сказочника Ганса Христиана Андерсена

Чтение и анализ сказок. Живые картины.

Уметь читать и комментировать прочитанное, уметь отвечать на вопросы по прочитанному

Технология КСО, работ в парах,   в группах.

Метод проектов

Мультимедийная презентация

30

1

Сказки братьев Гримм

Упражнение в пересказе, анализе и сравнении сказок Ш. Перро, братьев Гримм

Уметь анализировать текст, находить его тему, сравнивать художественные тексты разных авторов

Здоровьесберегающие

Мультимедийная презентация

31

1

Вести со всей планеты. Интернет и мы.

Рассказать интересные истории о детях, семье, школе.

Уметь работать с разнообразной литературой

Здоровьесберегающие

Мультимедийная презентация, аудиозапись

32

1

Любимые стихи

Выразительное чтение стихотворений. Выступление перед родителями.

Уметь создавать словесную картину, уметь читать стихотворение по строфам, выбирать и обосновывать нужную информацию

Технология КСО, работ в парах,   в группах.

Метод проектов

Мультимедийная презентация

33

1

Викторина «Любимые произведения»

Ответить на вопросы. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного.

Уметь выразительно читать стихотворный текст, формулировать и высказывать своё отношение к прочитанному, уметь подбирать к тексту заглавия

Технология КСО, работа в группах.

Мультимедийная презентация, аудиозапись

34

1

О чём хочу читать летом

Работать со списком литературы, обсуждение тематики.

Уметь выбрать литературу, высказывать своё отношение.

Технология КСО, работ в парах,   в группах.

Метод проектов

Мультимедийная презентация, аудиозапись

Литература 

  1. Примерные программы по учебным предметам: начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 2-е изд. [Текст]  / Москва: Просвещение, 2010. – 232 с.
  2. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная  школа. 1 – 4 классы: учебно-методический комплект «Планета знаний»: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир: [сборник]. – М.: Астрель, 2012. – 607, [1]с. – (Планета знаний). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://planetaznaniy.astrel.ru 
  3. Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 1–4 классы. Учебно- методический комплект «Планета знаний»: Программа внеурочной деятельности в начальной школе. — М.: Астрель, 2012. — 190, [2] с. — (Планета знаний)
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утверждён приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – Москва: Просвещение, 2011. – 33 с.
  6. Э.Э. Кац, Литературное чтение, 3 класс. Учебник. М.: — АСТ Астрель, 2014г.
  7.  Э.Э. Кац, Литературное чтение, 3класс. Рабочая тетрадь. — М.: АСТ Астрель, 2014г.
  8. Э.Э. Кац, Обучение во 3 классе по учебнику «Литературное чтение». — М.: АСТ Астрель, 2009 г.
  9. Э.Э. Кац, Звуковое пособие к учебнику «Литературное чтение». 3 класс. 2CD.— М.: АСТ, Астрель.
  10.  Полная  хрестоматия для начальной школы: Басни, стихи, сказки, рассказы.-М.:Махаон, Азбука-Аттикус,2013.-512с.:ил.

Интернет – ресурсы

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] / Ред. С.А. Березецкий – Москва, 2006 -2013. –  Режим доступа: URL:  http://school-collection.edu.ru/
  2.  Планета знаний [Электронный ресурс] / Ред. Н. В. Анашина –  Москва, 2009. Обновление – 2013. – Режим доступа: URL: http://planetaznaniy.astrel.ru 
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://standart.edu.ru

4.Интерактивные ЦОР сайта school - collection

5.Собрание авторских и народных сказок  http://hobbitaniya.ru/index.ph 

6.Аудиосказки, аудиокниги и радиопостановки  http://mp3tales.info 

       7. Литературные презентации metodisty.ruВсе работыПрезентации и видеороликиviki.rdf.ruitem/373

Литература для  обучающихся:

1.   Полная  хрестоматия для начальной школы: Басни, стихи, сказки, рассказы.- М.:Махаон,Азбука-Аттикус,2013.-512с.:ил.

2.   Детские энциклопедии, книги.

   3.  Аудиозаписи в соответствии с программой обучения

   4.  Мультимедийные  (цифровые) образовательные ресурсы

  • Народные сказки
  • Басни
  • Стихотворения

   5.  Электронные учебные пособия

  • электронное учебное пособие (ЭУП) Словарь-справочник
  • мультимедийное пособие (ММП) для начальной школы

        «Тренировка быстроты чтения»

  1.  Интерактивные ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Юный читатель"

Программа разработана в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности, с учетом тебований ФГОС. Реализуется в 1 классе. Расчитана на 33 часа (1 час в неделю)...

Программа внеурочной деятельности "Юный читатель"

Программа составлена в соответствии с ФНОС НОО для учащихся 1 класса....

Рабочая программа внеурочной деятельности " Мы - читатели"

Программа направлена на обучение школьников критическому аудированию, пониманию, анализу, сравнению, изменению и генерации текстов, как в устной, так и в письменной форме....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Маленький читатель" (1 класс)

    Рабочая программа «Маленький читатель» для обучающихся 1-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станда...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Маленький читатель" (2 класс)

    Рабочая программа «Маленький читатель» для обучающихся 2-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станда...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Маленький читатель" (3 класс)

    Рабочая программа «Маленький читатель» для обучающихся 3-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станда...

Программа внеурочной деятельности "Грамотный читатель"

программа внеурочной деятельности для 3 класса, 18 занятий 1 раз в 2 недели...