Программа внеурочной деятельности "Юный читатель"
рабочая программа (1 класс) на тему
Программа составлена в соответствии с ФНОС НОО для учащихся 1 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_chitatel.docx | 52.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение общеобразовательная школа – интернат «Общеобразовательная школа – интернат №27 основного общего образования»
Рассмотрена Утверждена
на заседании МО приказом директора №________
Протокол № ____от от «_____»____________2014 г.
«_____»____________2014 г. ______________Ченцов Е. Н.
Программа
внеурочной деятельности (ФГОС)
«Юный читатель»
1 класс
Программа рассчитана на один год обучения
Автор: Буторина Олеся Ивановна
(учитель начальных классов)
Каменск – Уральский
2014г.
Пояснительная записка.
Программа «Юный читатель» составлена на основе обобщения опыта работы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.
Актуальность: невозможно переоценить важность детского чтения. Чтение является не только источником развития личности, но и одним из гарантов её успешной социализации в обществе. От того, что читает ребенок, как он это делает, во многом зависит каким будет он сам в будущем и как будет воспринимать мир, в котором ему предстоит жить.
Книга, как средство формирования личности, в век глобализации, не уходит на второй план. Интересная книга, прочитанная не торопясь, вдумчиво, наполняет душу и надолго остаётся в сердце ребенка. Поэтому важно, чтобы каждый школьник заинтересовался книгами, обрел свою любимую книгу. Взрослым необходимо поддерживать интерес к книге у ребенка, который делает первые шаги в образовании. Задача учителя показать, что чтение – это увлекательное занятие, что книга может стать настоящим другом и помощником.
Кроме того, чтение является важнейшим средством получения знаний, оно заложено в основу обучения. Проблема овладения навыком чтения на сегодняшний день достаточно ярко выражена у многих современных детей. Это происходит из-за недостаточной сформированности необходимых базовых составляющих процесса чтения. К таким составляющим относятся: восприятие (акустическое, зрительное, пространственное), произвольное владение устной речью, способность к аналитико – синтетической речевой деятельности, сформированность функций памяти, достаточный уровень целенаправленной деятельности, произвольность владения функциями внимания, саморегуляции и контроля.
Нарушение чтения может отрицательно влиять как на успешность в обучении, так и на формирование личности ребенка в целом, что может отрицательно влиять на успешную социализацию ребенка в школе и в обществе.
Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем чтение – один из основных способов приобретения информации и во внеучебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников.
Цель: формирование полноценного навыка чтения.
Задачи
1. формировать у детей интерес к книге;
2. учить воспринимать и понимать прочитанный текст;
3. учить отвечать на вопросы по содержанию;
4. учить пересказу;
5. развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им
характеристику и оценку их поступков;
6. развивать речь учащихся;
Содержание программы «Юный читатель» служит плавным продолжением изучения таких предметов как обучение грамоте, литературное чтение, русский язык.
В круг чтения входят произведения разных жанров и областей литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература. Учитывая возрастные особенности школьников, особое внимание уделяется игровым заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность.
Сроки реализации: программа рассчитана на 66 часов. Частота проведения занятий – два раза в неделю, продолжительностью 30 - 40 минут.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности:
- беседы;
- чтение вслух, про себя, жужжащее чтение, по ролям;
- обсуждения;
- видеопросмотры;
- литературные игры;
- викторины;
- театрализация.
Программа представляет собой путешествие по Стране Грамотеев и состоит из трёх блоков:
Блок 1. По дорогам сказок.
В добукварный период, а также на начальных этапах букварного периода, когда дети не знают букв и не читают, целесообразно проводить цикл занятий с использованием русских народных сказок.
Восприятие сказки в младшем школьном возрасте осуществляется с опорой на игру, иллюстрацию, действие и составляет один из наиболее значимых видов деятельности ребёнка, определяя развитие как интеллектуальных, так и познавательных процессов (речи, мышления, воображения).
Виды деятельности детей:
- чтение - рассматривание книг;
- слушание и запоминание сказок;
- пересказывание сказки одним ребенком или поочередно;
- рисование сказок;
- лепка героев сказок;
- разыгрывание сказок;
- фронтальная беседа.
Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, знакомят детей с миром природы, расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но помимо всех этих задач не менее важно сделать устную и письменную речь ребенка эмоциональной, образной, красивой.
Блок 2. Путешествие по океану Знаний.
Данный блок делает упор на овладение навыком чтения и позволяет с помощью специальных упражнений решить следующие задачи:
- развитие восприятия и зрительного внимания; (корректурные пробы)
- формирование адекватной стратегии направления обзора (справа налево)(Упражнения с лабиринтами)
- развитие целостности восприятия (упражнения с усложненными изображениями)
- формирование дифференцированного восприятия буквенных знаков
- развитие фонематического восприятия
- формирование связи зрительного образа и слова
Все занятия данного блока связаны единым контекстом, представленным в виде увлекательных приключений Димы и его друзей Пети и Маши.
Блок 3. В лабиринте Читай – города.
Блок посвящен работе с текстом. Способствует обучению учащихся извлекать из текста требуемую информацию и обрабатывать ее. В ходе работы развивается речевое внимание к языковой стороне текста, внимание к деталям.
Вместе с ребятами будут путешествовать их верные друзья - Маша и Петя.
В ходе работы учащиеся:
- определяют главную мысль текста;
- озаглавливают текст;
- определять последовательность событий;
- различают абзацы;
- считают количество предложений в тексте;
- подбирают синонимы и антонимы к словам;
- определяют сравнение;
- вставляют пропущенные буквы;
Особое внимание уделено работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги, определение ударного слога. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.
Работа с текстом способствует обучению школьников извлекать из текста требуемую информацию, фрагмент, поясняющий некоторую информацию, обрабатывать ее. В ходе работы развивается внимание к языковой стороне текста, к деталям. При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи.
Универсальные учебные действия.
Личностными результатами кружка "Юный читатель» являются следующие умения:
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним.
Метапредметными результатами кружка " Юный читатель» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятиях кружка с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на занятиях;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказывать небольшие тексты.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Коммуникативные УД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- постановка вопросов для поиска и сбора информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников.
Предметными результатами кружка " Юный читатель» является сформированность следующих умений:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать текст в темпе 25 – 30 слов в минуту;
- понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных;
- выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
- пересказывать текст;
- размышлять о характере и поступках героя;
- относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
- относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Учебно-тематический план курса
«Юный читатель»
1 класс — 66 часов
№ блока | Название блока | Количество часов |
1 | По дорогам сказок. | 16 |
2 | Путешествие по океану Знаний. | 25 |
3 | В лабиринте Читай – города. | 25 |
Календарно-тематический план
1 класс – 66 часов
№ п.п. | Тема занятия | Характеристика деятельности учащихся или виды деятельности | Дата |
Блок 1. По дорогам сказок. | |||
1 | Введение. Устное творчество русского народа. | -чтение - рассматривание книг; -слушание и запоминание сказок; -пересказывание сказки одним ребенком или поочередно; -рисование сказок; -лепка героев сказок; -разыгрывание сказок; -фронтальная беседа | сентябрь |
2 | Русские народные игры. Считалки. | ||
3 | Загадки. | ||
4 | РНС «Колобок» | ||
5 | РНС «Репка» | ||
6 | РНС «Курочка Ряба» | ||
7 | РНС «Лиса и журавль» | ||
8 | РНС «Маша и медведь» | октябрь | |
9 | РНС «Гуси – лебеди» | ||
10 | РНС «Волк и семеро козлят» | ||
11 | РНС «Лиса и Волк» | ||
12, 13 | РНС «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | ||
14 | РНС «Лиса и заяц» | ||
15 | РНС «Теремок» | ноябрь | |
16 | РНС «По щучьему веленью…» | ||
Блок 2. Путешествие по океану Знаний. | |||
17 | Такие разные буквы. Занятие1 | -развитие восприятия и зрительного внимания; -формирование адекватной стратегии направления обзора (справа налево -развитие целостности восприятия (упражнения с усложненными изображениями) -формирование дифференцированного восприятия буквенных знаков; -развитие фонематического восприятия; -формирование связи зрительного образа и слова | |
18 | Тайное послание. Занятие2 | ||
19 | Знакомство с профессором Всезнайкиным. Занятие3 | ||
20 | Судно «Гроза трех морей» Занятие4 | ||
21 | Мечты пирата Джима. Занятие5 | декабрь | |
22 | Создаем флаг корабля. Занятие6 | ||
23 | Отгадываем ребусы. Занятие7 | ||
24 | Знакомство с профессиями. Занятие8 | ||
25 | В незнакомом городе. Занятие 9 | ||
26 | Ищем пропавших животных. Занятие 10 | ||
27 | Встреча с добрым лесником. Занятие 11 | ||
28 | Знакомство с энциклопедией. Занятие 12 | ||
29 | Наблюдаем животных. Занятие 13 | январь | |
30 | Домашние животные. Занятие 14 | ||
31 | Ищем маму для котенка. Занятие 15 | ||
32 | Ученый энтомолог. Занятие 16 | ||
33 | В поисках волшебной птицы. Занятие 17 | ||
34 | В поисках волшебной птицы. Занятие 18 | ||
35 | Какие бывают деревья. Занятие 19 | февраль | |
36 | Фруктовый сад. Занятие 20 | ||
37 | День рождения Маши. Занятие 21 | ||
38 | Круглый год. Занятие 22 | ||
39 | Морская почта. Занятие23 | ||
40 | Изучаем корабль. Занятие 24 | ||
41 | Среди морских обитателей. Занятие 25 | ||
Блок 3. В лабиринте Читай – города. | |||
42 | В поисках нужных слов. Л. Н Толстой «Кошка на крыше» | Чтение текста; Подбор синонимов; Нахождение нужного слова и предложения в тексте, подтверждающего ответ; составление предложений из слов и по схеме; определение ударного слога в слове; определение последовательности событий в тексте; подбор заголовка к тексту; ответы на вопросы; определение главной мысли текста; словарная работа; звуко – буквенный разбор; словообразовательная работа; подбор заголовка; нахождение ответа в тексте; деление слов на слоги и для переноса; определение главного героя произведения; | март |
43 | Учимся отвечать на вопросы. Л. Н. Толстой «Кукла Насти» | ||
44 | Учимся отвечать на вопросы. Е. Чарушин «Медведь» | ||
45 | Учимся подбирать заголовок. Л. Н. Толстой «Галка» | ||
46 | Учимся определять главную мысль текста. Л. Н. Толстой «Старик и яблони» | ||
47 | В поисках нужных слов. Е. Чарушин «Лиса» | ||
48 | Учимся отвечать на вопросы. А. Тихонов «Скворец» | ||
49 | Учимся определять главную мысль текста. А. Тихонов «Весна в степи» | ||
50 | Учимся определять главную мысль текста. Л. Н. Толстой «Катя и Маша» | апрель | |
51 | Учимся выражать свои мысли. Е. Чарушин «Слон» | ||
52 | Учимся образовывать новые слова. Я. Тайц «Надя и гуси» | ||
53 | Учимся подбирать заголовок. А. Тихонов «Горы» | ||
54 | Учимся определять главного героя произведения. С. Сахарнов «Спасение кита» | ||
55 | Что такое диалог? Я. Тайц «Все здесь» | ||
56 | Учимся определять главную мысль текста. В. Осеева «Просто старушка» | ||
57 | В поисках нужных слов. Я. Тайц «По пояс» | ||
58 | Учимся определять главную мысль текста. С. Редозубов «Зимой» | май | |
59 | Энциклопедия «Хочешь знать почему?» | ||
60 | Учимся отвечать на вопросы. Я. Тайц «Бабушкина помощница» | ||
61 | Учимся образовывать новые слова. А. Тихонов «Вороны» | ||
62 | Учимся определять главную мысль текста. Я. Тайц «По грибы» | ||
63 | Учимся определять главную мысль текста. В Осеева «Три товарища» | ||
64 | Знакомство с синонимами. И Шустова «Собака – друг человека» | ||
65 | Учимся определять главную мысль текста. Н. Юрцевич «Жизнь в муравейнике» | ||
66 | Итоговое занятие. |
Список литературы
Для учителя
1. Гераськина В. Г. Развитие техники чтения, или путешествие капитана Джима по стране Знаний: 1 – 4 классы. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
2. Крылова О. Н. Чтение. Работа с текстом: 1 класс. – М.:Издательство «Экзамен», 2015.
3. Оморокова М. И. Преодоление трудностей: Из опыта обучения чтению. – М.: Просвещение, 1990.
Для учащихся
1. РНС «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Лиса и журавль», «Курочка – Ряба», «Маша и медведь», «Гуси – лебеди», «Волк и семеро козлят», «Лиса и Волк», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Лиса и заяц», «Теремок», «По щучьему веленью…»
2. Л. Н Толстой «Кошка на крыше», «Кукла Насти», «Галка», «Старик и яблони», «Катя и Маша»;
3. Е. Чарушин «Медведь», «Лиса», «Слон»;
4. А. Тихонов «Скворец», «Весна в степи», «Горы», «Вороны»;
6. 5. Я. Тайц «Надя и гуси», «Все здесь», «По пояс», «Бабушкина помощница», «По грибы»;
7. С. Сахарнов «Спасение кита»;
8. В. Осеева «Просто старушка», «Три товарища»;
9. С. Редозубов «Зимой»;
10. И Шустова «Собака – друг человека»;
11. Н. Юрцевич «Жизнь в муравейнике».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Юный читатель"
Программа разработана в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности, с учетом тебований ФГОС. Реализуется в 1 классе. Расчитана на 33 часа (1 час в неделю)...
Программа внеурочной деятельности по чтению "Любознательный читатель". 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по чтению "Любознательный читатель". 4 класс. Программа составлена из расчета: 2 ч в неделю, 68 ч в год....
Программа внеурочной деятельности "Буду настоящим читателем"
Программа внеурочной деятельности "Буду настоящим читателем"...
Программа внеурочной деятельности «Юный читатель»
Данная программа «Юный читатель» является адаптированной, на основе программы И.Ф. Яценко «Внеклассное чтение» и представляет собой вариант программ...
Программа внеурочной деятельности по литературному чтению "Я - читатель"
Рабочая программа.КТП...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Буду настоящим читателем"
Проектная деятельность-рабочая программа: "Буду настоящим читателем"....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Клуб юных читателей"
Данная рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю. Занятия помогают привить любовь к чтению у обучающихся, повысить их читательский кругозор....