Воспитание познавательной активности у младших школьников.
статья (1 класс) на тему

Статья на тему: воспитание познавательной активности младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание познавательной активности младших школьников.

                                                                       Резникова Елена Владимировна

                                              Учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 339

Воспитание эмоционально-положительного отношения к учению особенно важно при полном отсутствии интереса к учению или к какой-либо области знания. Он является также существенным и даже основным на раннем этапе школьного обучения. Однако он не утрачивает своей роли на всех возрастных ступенях и даже для взрослых. Как же создаётся эмоционально-положительное отношение к учению? Оно должно быть связано со школой в целом. В его создании велика роль родителей и детского сада, которые обычно вселяют в дошкольника больше ожидания, связанные со школой и учением. Плохо, если ребёнка пугают школой, предстоящим учебным трудом и двойками. Особенное значение в создании положительного отношения к учению вообще, к школьным предметам в частности приобретает личность учителя. Положительные эмоции. Которые окрашивают все встречи и всю работу с учителем делают его уроки праздником для учащихся. Но значит ли это, что одним этим отношением создан интерес к учению или к предмету? Отнюдь нет. Нередко бывает: стоит такому учителю уйти из школы и «праздник» кончается. Интереса к предмету не остаётся, потому что интереса то ещё и не было. Была любовь к учителю, положительное отношение к его урокам. Это очень важное для интереса начало, но ещё далеко не сам интерес. В процессе подготовки почвы для формирования интереса большое значение имеют такие виды работ.

1. Показ учителем образцов работы, которые созданы на основе достижений изучаемой отрасли знания. Демонстрация высоких образцов техники.

2. Выразительное исполнение отрывков из художественных произведений, стихотворений.

3. Рассказы о личности, биографии самоотверженных борцов за научный прогресс.

4. Посещение выставок, музеев.

5. Общение с природой, непосредственное переживание её красоты.

6. Чтение книг.

Огромную роль в создании положительного эмоционального отношения к учению и учебному труду играет детский коллектив. Опираясь на него, учитель может привлечь к учению учеников «выпадающих» из общей работы класса, равнодушных к учебному труду. В ходе активной, дружной совместной деятельности рождается радость совместного поиска, творчества. Коллективная деятельность сопровождается обычно взаимопомощью и при умелой поддержке учителя приводит к большому успеху, чем может достичь ученик в одиночку.

Немалую роль играет и отношение родителей к деятельности детей. Внимание старших, своевременная помощь, поддержка, одобрение содействует развитию увлечения, успеху деятельности. А успех – сильнейший помощник интереса, он создаёт положительные переживания, становясь побудителем и вдохновителем творческой активности.

Возникновению и развитию интереса способствует ряд условий.

1. Создание благоприятных объективных, материальных предпосылок( оборудование уроков).

2. Обеспечение самых необходимых предварительных знаний и умений.

3. Подготовка психологических предпосылок в виде:

• положительного эмоционального отношения к деятельности. Предмету, учителю;

• сознательного отношения к предмету, понимание его практического значения, перспектив развития.

Таким, образом, многие факторы, условия влияют на развитие интереса, который направляет внимание учащихся на учебный процесс, активизируя их в этом процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности у младших школьников

В основе предлагаемой программы лежит идея использования в обучении собственной активности ребенка в условиях игры. Только те знания прочно усваиваются, которые добыты самостоятельно. То, что ребенку ...

ИГРА В СТРУКТУРЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ АКТИВНОСТИ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ

Много лет я работала над проблемой «Игра - одно из средств активизации познавательных интересов детей». Игра помогает  делать урок живым, а общение искренним,  дойти до ума и сердца каждого ...

Исследовательский проект "Портфель школьника как условие развития познавательной активности учащихся младших классов"

Как развить познавательную активность учащихся младших классов? Мы с моей коллегой, Филатовой Еленой Евгеньевной, задумались над этой проблемой. Предлагаю вашему вниманию решение: исследовательский пр...

Формирование познавательной активности у младших школьников с нарушением интеллекта на уроках математики через дидактическую игру

Для более успешного вовлечения умственно отсталого ребенка в серьезную учебную деятельность необходима дидактическая игра и упражнения занимательного характера. ...

Выступление на ШМО «Интерактивные игры на уроках, как средство развития познавательной активности у младших школьников»

Выступление на ШМО «Интерактивные  игры на уроках, как средство развития познавательной активности у младших школьников»...

Статья. "Развитие познавательной и творческо - поисковой активности у младших школьников"

Статья. "Развитие познавательной и творческо - поисковой активности у младших школьников"...

Развитие познавательной активности у младших школьников с задержкой психического развития в процессе обучения

Познавательная активность и обучаемость – свойства личности, неразрывно связанные друг с другом. Только при активности учащегося возможно успешное усвоение знаний с использованием эффективных сп...