Исследовательский проект "Портфель школьника как условие развития познавательной активности учащихся младших классов"
методическая разработка по теме
Как развить познавательную активность учащихся младших классов? Мы с моей коллегой, Филатовой Еленой Евгеньевной, задумались над этой проблемой. Предлагаю вашему вниманию решение: исследовательский проект "Портфель младшего школьника как условие развития познавательной активности учащихся младших классов".
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
ПОРТФЕЛЬ ШКОЛЬНИКА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
Разработали:
Артамонова Г.В.
Филатова Е.Е.
2007
Актуальность проекта
Формирование умения учиться – задача всех ступеней школьного образования. Учебно–познавательная деятельность – это направленность учебной деятельности на познавательный интерес.
Познавательная деятельность способствует подготовке образованных людей, отвечающих потребностям общества, решению задач научно–технического прогресса, развитию духовных ценностей народа.
Развитие познавательных интересов младших школьников в процессе обучения – актуальнейшая проблема современности. Современная отечественная педагогика характеризуется поиском новых средств развития познавательных интересов учащихся в условиях ориентации на школьника как субъекта учебно-познавательной деятельности. Для любого школьника можно создать такие условия, при которых учёба станет для него источником «радости, восторга и удивления».
Решение данной задачи осложняют противоречия:
- между возрастающими требованиями к современному школьнику и недостаточными условиями развития познавательной активности школьников в современной системе образования;
- между достаточно традиционным, регламентированным характером учебного процесса и потребностью в его дифференцировании, индивидуализации для создания условий реализации школьниками своих познавательных способностей.
- между потребностями каждого школьника демонстрировать свои достижения, успехи и недостаточностью способов оценивания достижений в учебном процессе.
Названные противоречия определили проблему, которая заключается в необходимости выявления педагогических условий эффективного развития познавательной активности школьников.
Все это позволило сформулировать тему: «Педагогические условия эффективного развития познавательной активности учащихся младших классов».
Цель: содействие развитию познавательной активности младших школьников.
Задачи:
- изучить понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе;
- изучить основные подходы к современным способам оценки познавательной активности;
- разработать структуру «Портфеля школьника».
Пояснительная записка
Современная отечественная педагогика характеризуется поиском новых средств развития познавательных интересов учащихся в условиях ориентации на школьника как субъекта учебно-познавательной деятельности.
Широкое понятие активности учащихся имеет философский, социальный, психологический и иные аспекты (Аристотель, Э.И. Моносзон, И.Ф. Харламов и др.).
Существует много позиций к определению познавательной активности. Мы в своей работе будем придерживаться точки зрения В.Н.Зайцева: «Познавательная активность является одной из ведущих форм деятельности ребёнка, которая стимулирует учебную, на основе познавательного интереса». Поэтому активизация познавательной деятельности школьников составная часть совершенствования методов обучения (преподавания и учения).
Щукина Г.И. утверждала, что для того, чтобы содействовать в учебном процессе встречному движению ученика, учителю следует опираться на познавательный интерес как сильное средство и как внутренний мотив деятельности.
Лучше всего развивать познавательный интерес, используя технологию личностно-ориентированного обучения, так как именно эта технология позволяет развивать познавательную активность у каждого ребёнка, опираясь на его личные качества и способности.
Главный вопрос в том, в каких условиях принимается школьником учебная и познавательная задача и осуществляется деятельность, побуждаемая своими прямыми мотивами.
Ребёнок – целостная личность. Обучение станет смыслом жизни для ребёнка в том случае, если оно управляется с его же позиции, которая включает в себя разносторонние тенденции к развитию, самостоятельности, самоутверждению, познанию и т.д.
Ребёнок стремится к свободной активизации своих познавательных сил.
Для развития познавательной активности младших школьников необходимо внедрение новых технологий в процессе обучения.
Результатом эффективного развития качеств, необходимых для осуществления познавательной деятельности, должен стать самостоятельный продукт (достижение): реферат, кроссворд, доклад и т.д.
Для учета, контроля и оценивания работ, успехов и достижений школьников необходимы современные способы оценки.
Одним из них может быть «Портфель школьника», который дает довольно полную характеристику познавательной активности ученика, позволяет объективно видеть возможности и достижения школьника ему самому и преподавателю, становится стимулом учебной и познавательной деятельности ученика.
Цель «Портфеля школьника»: осуществление учета, контроля и объективного способа оценивания познавательной деятельности ученика.
Функции «Портфеля школьника»:
- накопительная -- школьник по ходу выполнения работы собирает необходимые материалы,
- модельная -- ход работы отражает динамику развития школьника, результаты его познавательной деятельности.
Критерии оценки:
Оценивание может осуществляться по-разному:
- В виде количественного показателя:
- отметка;
- баллы.
- В виде качественного показателя:
- словесные высказывания о процессе и результате работы;
- эмоциональная реакция.
- В виде количественного и качественного показателей:
- уровни.
А («отлично») – самый высокий уровень.
Содержание такого портфеля свидетельствует о больших приложенных усилиях и очевидном прогрессе учащегося в продвижении по образовательному маршруту, высокой познавательной активности, наличии высокого уровня самооценки и творческого отношения к обучению. В содержании и оформлении «Портфеля школьника» проявляются оригинальность и изобретательность.
В («хорошо») – высокий уровень.
«Портфель школьника» этого уровня демонстрирует солидные знания и умения учащегося, но в отличие от предыдущего, в нём могут отсутствовать некоторые элементы из необязательных категорий, а также может быть недостаточно выражена оригинальность в содержании и отсутствовать творческий элемент.
С («удовлетворительно») – средний уровень.
В «Портфеле школьника» данного уровня основной акцент сделан на обязательной категории, по которой можно судить об уровне сформированных программных знаний и умений.
D («неудовлетворительно») – слабый уровень.
В таком «Портфеле школьника» представлены отрывочные задания из разных категорий, образцы попыток выполнения отдельных заданий, слабая познавательная активность. Не прослеживаются доказательства изменений в движении учащегося по образовательному маршруту.
«Портфель школьника»
Структура
Мой портрет:
- мой характер; мои дела; любимые занятия;
- я в школе (моя школа; любимые учителя и лучшие друзья в школе; любимый предмет).
Мои цели:
- мои цели в учебном году и в каждой четверти;
- табличка продвижения к цели;
- лестница успеха.
Я познаю мир:
- рефераты; олимпиады; творческие работы;
- важная и /или/ интересная информация; дополнительное образование;
- техническое творчество: модели, макеты, приборы (краткое описание конкретной работы).
Мои творческие работы:
- исследовательские работы и рефераты (исследовательская работа, реферат, использованная литература);
- проектные работы (тема проекта, описание работы, текст работы).
Моя библиотека:
- список изученных и прочитанных книг, журналов, статей.
Мои достижения:
- мои лучшие работы;
- мои награды.
Копилка:
- памятки, инструкции;
- полезная информация
Отзывы:
- самоанализ школьника;
- отношения учителя, родителей;
- заключение о качестве выполненной работы.
Как работать с «Портфелем школьника»
- Оформление основных разделов.
- В первой части – составление своего собственного портрета; выделение отличительных черт своего характера (перечислить свои основные дела, выписать самые любимые занятия, описать себя в школе. Этот раздел может содержать интересные фотографии и ли автопортрет.
- Один раз в месяц обновление содержимого раздела «Мои достижения». Грамоты и дипломы вынимать не стоит, лучшие работы ежемесячно подлежат пересматриванию и замене.
- В начале учебного года и в начале каждой четверти предстоит подумать,ч его ты хочешь добиться в своих делах: какие результаты ты хочешь получить? Это и есть цели, которые нужно записать в соответствующем разделе. Просматривая содержимое раздела «Мои достижения», подумай: соответствуют ли результаты деятельности поставленным целям.
Резюме
Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития школьника и формирования его личности.
Интерес к изучаемому и познаваемому углубляется по мере того, как истины, которыми овладевает ученик, становятся его убеждениями.
Назначение деятельности учителя – всемирно способствовать тому, чтобы ученик сознательно и целенаправленно совершал учебные действия, руководствовался значимыми мотивами, осуществлял самоорганизацию, самонастраивание на деятельность.
Слияние деятельности учителя и учащихся, выполнение намеченной цели с высоким результатом обеспечивают совершенствование учебного процесса. Любой преподаватель, осознающий свою социальную ответственность, должен работать творчески, глубоко продумывать вопрос о применении разнообразных методов и приемов обучения, позволяющих школьникам повышать познавательную активность.
Эффекты:
1.Более точное оценивание своих успехов учащихся младших классов.
2.Четкое планирование дальнейшего обучения учащихся младших классов.
3.Грамотный показ своих достижений учащимися начальных классов.
Риски:
1.Недостаточность развития мотивации достижений учащихся младших классов.
2.Трудности в вопросах целеполагания, самостоятельного планирования и организации собственной учебной деятельности, умения систематизировать и анализировать собственный собранный материал и опыт учащимися начальной школы.
3.Неподготовленность родителей к осознанию важности и значимости
«Портфеля школьника» как документа, позволяющего подтвердить уровень имеющихся знаний учащихся, уровень познавательной активности.
4.Неподготовленность (моральная и профессиональная) классных руководителей по организации деятельности ведения и оформления «Портфеля школьника».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие познавательных процессов учащихся младших классов на занятиях курса «Юные умники и умницы» в рамках введения ФГОС".
Предлагаю знакомство с курсом "Юным умникам и умницам", который я веду в рамках внеурочной деятельности....
Развитие познавательной активности учащихся начальных классов на уроках «Окружающий мир»
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов...
Развитие познавательной активности учащихся 1 класса через игру и задания игрового характера на уроках математики
Предлагаемые дидактические игры и задания игрового характера по математике предназначены для детей 1-го класса коррекционной школы VIII вида....
Обобщение опыта по теме: « Проектная деятельность младших школьников, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе»
В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, метод...
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В данной работе подробно рассматриваются теоретические аспекты познавательных возможностей учащихся с задержкой психического развития, характеристика опытно-эксперементальной работы по развитию ...
Инновационный проект "Развитие познавательной активности учащихся первого класса на уроках математики через приобщение к различным жанрам народного фольклора"
АКТУАЛЬНОСТЬ:Повышение эффективности образования и переход к новому его качеству- главная задача развития системы образования.Формирование у обучающихся вычислительных навыков является одним из ...
Проектная деятельность младших школьников, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе
В последние годы особо остро стоит вопрос о развитии творческих способностей детей в теории и практике обучения. В современной школе и педагоги, и родители заинтересованы в том, чтобы школьники не тол...