Выступление на ШМО «Интерактивные игры на уроках, как средство развития познавательной активности у младших школьников»
статья на тему

Выступление на ШМО «Интерактивные  игры на уроках, как средство развития познавательной активности у младших школьников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на ШМО по теме:

«Интерактивные  игры на уроках, как средство развития познавательной активности у младших школьников»

Подготовила учитель

начальных классов

Мокрова Н. Н.

Интерактивная дидактическая игра – один из современных методов обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, действующие в органическом единстве.

     В переводе с английского interactive – взаимодействие. Работа с компьютером уже сама по себе имеет интерактивный характер, расширяет самостоятельную учебную работу за счёт использования активно-деятельностных форм обучения. Здесь, под интерактивностью понимается способность информационно-коммуникационной системы разнообразно реагировать на действия пользователя. Интерактивность обеспечивается за счет использования различных интерактивных элементов: ссылок, кнопок перехода, триггеров и т.п.

     В зависимости от охвата обучающихся интерактивные дидактические игры проводятся на следующие формы организации их деятельности: фронтальная, групповая, парная и индивидуальная.

     Интерактивные дидактические игры на уроках математики выступают в роли помощников образовательного процесса. Всегда удачно проходят уроки с применением игровых технологий. Ведь, игру можно включить как отдельным этапом урока, так и полностью весь урок выстроить в форме интерактивной игры. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу и игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность обучающихся в определенное русло.

     Целесообразность использования интерактивных дидактических игр на разных этапах урока различна. Игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков и формировании умений.

Так, интерактивная игра может применяться на различных этапах урока:

- при проверки домашней работы

- при вводе темы урока

- при актуализации знаний

- при закреплении пройденного материала

Для учителя начальной школы тематик для интерактивных игр огромное множество.  Можно использовать :

- различные сказочные сюжеты( «Помоги Красной Шапочке пройти к бабушке», «Помоги Буратино найти золотой ключик» и др.)

- различные действия  («Помести в свой домик»)

- собери пазл, картинку, где в результате правильного выполнения задания открывается картинка

- вставь пропущенную букву или пропущенное слово, а герои ответят сигналом правильный ответ или нет

- найди начало и конец, найди синонимы, антонимы, одинаковые по значению выражения, вопрос задачи и решение, определение и пример и т.д стрелками

- раскрась рисунок, где в результате правильного выполнения задания закрашивается часть  рисунка

-  интерактивные тесты в форме игры позволяют не только отработать определенные навыки, но и получить оценку, рекомендации и повторить теоретический материал по данной теме

- средства интерактивной доски (игры, занятия)

- интерактивные кроссворды, сканворды и т.д.

Большим помощником для учителя являются электронные приложения к учебникам. Очень интересны и разнообразны  электронные приложения к учебнику «Русский язык» автора В.П. Канакиной и учебнику «Математика» автора  М.И.Моро по программе «Школа России».

На уроках также целесообразно использовать коллективные интерактивные игры, например, на повторительно-обобщающих уроках «Крестики-нолики», «Морской бой», « Умники и умницы», «Своя игра» и др.

     Интерактивная дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает в форме решения поставленной учебной задачи, но для обучающегося и учителя осознается по-разному. Так, результат игры дает обучающимся моральное и умственное удовлетворение, а для учителя – является показателем уровня достижений учащихся, или усвоения знаний, или их применения.

     Но, при использовании интерактивных дидактических игр на уроке, возникают некоторые трудности, а именно:

- результаты  работы обучающихся менее предсказуемы;

- выработать у обучающихся понимание того, что целью урока является не просто игра, а игра дидактическая, направлена в первую очередь на усвоение определенных знаний;

- организовать работу всех обучающихся, которые должны понять и соблюдать правила игры;

- научиться выслушивать мнение другого;

- научиться   аргументированно  высказывать свое мнение.

Итак, исходя из собственного опыта, можно сделать вывод, что использование на уроках математики интерактивных дидактических игр повышает уровень познавательной деятельности и мотивации обучающихся, заинтересовывают их, что способствует желанию обучаться. А мне (как учителю) позволяет дифференцировать, индивидуализировать процесс обучения, формировать у них навыки самоконтроля, адекватной самооценки, способствовать развитию творческого мышления, культуры общения.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности у младших школьников

В основе предлагаемой программы лежит идея использования в обучении собственной активности ребенка в условиях игры. Только те знания прочно усваиваются, которые добыты самостоятельно. То, что ребенку ...

«Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения»

«Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения»...

Курсовая работа "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у младших школьников" и конспекты уроков математикис применением дидактических игр.

Данная курсовая работа показывает эффективность применения дидактических игр на уроках математики, а конспекты подтверждают практическое применение игр на уроках в начальной школе. ...

Развитие познавательной активности у младших школьников с задержкой психического развития в процессе обучения

Познавательная активность и обучаемость – свойства личности, неразрывно связанные друг с другом. Только при активности учащегося возможно успешное усвоение знаний с использованием эффективных сп...