Технологии гражданско-патриотического воспитания в формировании личности ребёнка
статья на тему

Королева Алена Владимировна

Статья о технологиях гражданско-патриотического воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grazhdansko-patrioticheskoe_vospitanie.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на тему

«Технологии гражданско-патриотического воспитания в формировании

личности ребёнка»

Подготовила:

учитель начальных классов

Королева А.В.

В настоящее время заметно вырос интерес учёных и педагогов к проблеме гражданско-патриотического воспитания. Это видно по многочисленным публикациям и появлению документов на государственном уровне.

Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой  целенаправленный процесс формирования  социально-ценностного отношения  к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям. Данное отношение проявляется в желании и стремлении  знать историю своей страны, её национальное и культурное богатство, активно участвовать в общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо Родины.

   Становится очевидным решение актуальной проблемы гражданско-патриотического воспитания в условиях общей образовательной школы. Понимание современных условий и особенностей развития и социализации будущего гражданина позволяет педагогу решать одну из главных задач образования – воспитание «Гражданина».  

     Работая  с учащимися младшего школьного возраста, нужно понимать необходимость формирования таких ценностей как любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству. Именно в этом возрасте дети характеризуются повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, в безусловность и необходимость нравственных норм, что создает предпосылки для систематического нравственного воспитания, формирования гражданской позиции и патриотических чувств.

    В содержание гражданско-патриотического воспитания входит:

изучение лучших национальных и семейных традиций, символики России, края, города, школы;  изучение родного края и страны, через организацию походов, экскурсий (музеи города и школьный музей), заочных путешествий; изучение культуры, российских традиций, истории России; ознакомление учащихся с общечеловеческими ценностями, с социальными нормами поведения; знакомство с различными видами искусств.
      На этапе начальной школы большое внимание уделяется разъяснению обучающимся прав и обязанностей ребенка, знакомству со статьями Конвенции о правах ребенка. Проводятся беседы по нравственно-правовым проблемам, экскурсии, встречи с ветеранами. Через внеклассные мероприятия учащиеся изучают подвиг многонационального советского народа в годы Великой Отечественной войны, героического восстановления разрушенного войной хозяйства, достижений науки и техники, развития патриотических идей в современной России.
 В начальной школе деятельность по воспитанию патриотизма и формированию гражданственности у учащихся  гармонично вплетается в деятельность всей школы по основным направлениям программы патриотического воспитания, поэтому целью деятельности педагога является  создание условий для формирования в личности младшего школьника набора позитивных ценностей общества, активной гражданской ответственности, духовности через учебно–воспитательный процесс.

    Основными принципами деятельности должны быть: уважение индивидуальности личности, коллективная деятельность, разумная требовательность и связь с реальной жизнью.

    Результатами деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию должны стать: умение любить, уважать близких и родных людей; повышение чувства гордости и ответственности за свою малую Родину; умение и желание сочетать общественные и личные интересы.

    Работу по гражданско-патриотическому воспитанию строю по следующим тематическим направлениям: «Моя семья», «Мой город», «Я – гражданин России».

   Усиление внимания к гражданско-патриотическому воспитанию обусловливает  необходимость совершенствования  форм и методов работы с детьми в этом направлении. Поэтому в своей педагогической деятельности по формированию у учащихся патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга наряду с традиционными формами (уроки, беседы, классные часы, экскурсии, встречи и т.п.) стараюсь  использовать современные образовательные технологии – игровую, проектную, информационно-коммуникативную, технологию сотрудничества, технология проблемного обучения. 

      Тема Родины является очень продуктивной для гражданско-патриотического воспитания. Начинать нужно с близкого и конкретного, с того, что окружает ребенка ежедневно, чего он порой даже не замечает. Уметь учащимся в малом увидеть черты большого, в обычном — не простое, сформировать это очень важное умение человека – вот главная задача педагога в этом направлении. Любовь к дому, в котором ребенок живет; к близкому окружению — к тому, что рядом, что понятно, взаимодействие с которым проникнуто эмоциями и переживаниями - это и есть для малыша Родина — близкая, понятная, родная, наполненная звуками и запахами.

Воспитание родственных чувств, долга перед родителями, уважения к людям, заботы о младших и престарелых; доброты, милосердия являются составляющими портрета выпускника начальной школы.

    В первом классе я знакомлюсь с семьей каждого учащегося, составляю социальный паспорт семьи. Эти мероприятия предоставляют возможность изучить воспитательные возможности каждой семьи и использовать их в дальнейшей деятельности: тематические классные часы, организация «Дня именинника», подготовка проектов «Моя семья», «Моё имя».

  Задачи, которые реализуются в направлении «Мой город», при формировании активной гражданской позиции у младших школьников, следующие: изучать историю родного края; воспитывать у учащихся позицию «Я – гражданин Санкт-Петербурга»; формировать экологическое поведение. Начальный этап работы по данному направлению начинается с изучения истории своего края (в том числе и на уроках окружающего мира), его настоящего и будущего, культуры, быта и традиций.

    Классные часы  частично выстраиваются на знаниях учащихся истории и культуры родного края.                                                                                                                        Тему малой родины стараюсь формировать через осознание сопричастности к родному месту, где родился, к родному городу, к школе, в которой учатся, к людям, которые рядом.  Например, при изучении темы по окружающему миру «Наш край »  использовали  технологии сотрудничества и информационно – коммуникативные технологии. Ребята с удовольствием делали коллективные работы компьютерные презентации (на тему «Наш край - Ленинградская область»), которые иллюстрировали их исследовательскую деятельность.

     Организация общих дел, где дети по-настоящему могут проявить себя - хорошая школа воспитания социальной активности, гражданственности, а в конечном итоге — патриотизма.

     Формировать гражданскую и правовую позицию личности в направлении «Я – гражданин» позволяет решение следующих задач: воспитывать правосознание; формировать культуру проявления гражданской позиции; систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

В этом направлении, я использую различные формы работы - тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике. Мы с детьми встречаемся с ветеранами Великой Отечественной войны, жителями блокадного Ленинграда,  людьми, которые внесли значительный вклад в историю своей страны. Их живое слово оставляет в душах детей самое неизгладимое впечатление.

    Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий от педагога настойчивости, последовательности и большого терпения. В жизни наших ребят будет ещё много жизненных выборов – маленьких и больших, простых и сложных. Важно, чтобы они хорошо для себя уяснили, что они отвечают за всё, и от жизненной позиции каждого гражданина зависит будущее России, её благополучие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Программа гражданско-патриотического воспитания «Школа гражданского мужества гимназистов «СЛАВИЯ»

Воспитательная программа гражданско-патриотического клуба "СЛАВИЯ"...

Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Мастер-класс «Инновационные технологии гражданско-патриотического воспитания молодого поколения России» (участие обучающихся 7-8 классов)

Мастер-класс  «Инновационные технологии гражданско-патриотического воспитания молодого поколения России» (участие обучающихся 7-8 классов)...

Мастер-класс «Инновационные технологии гражданско-патриотического воспитания молодого поколения России» (участие обучающихся 7-8 классов)

Мастер-класс «Инновационные технологии гражданско-патриотического воспитаниямолодого поколения России»(участие обучающихся 7-8 классов)...

Инновационные технологии, используемые в развитии гражданско – патриотического воспитании младших школьников.

В настоящее время патриотическое воспитание является ведущим направлением государственной политики....

Современные эффективные технологии гражданско-патриотического воспитания и активизация воспитательной работы в начальной школе

Современные эффективные технологии гражданско-патриотического воспитания и активизация воспитательной работы в начальной школе...