Инновационные технологии, используемые в развитии гражданско – патриотического воспитании младших школьников.
материал
В настоящее время патриотическое воспитание является ведущим направлением государственной политики.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Инновационные технологии, используемые в развитии гражданско – патриотического воспитании младших школьников.
На ребёнка надо смотреть не как на ученика,
а как на маленького искателя истины:
опираться на собственный опыт ребёнка;
обучать в действии; побуждать к наблюдению и экспериментированию.
Константин Николаевич Вентцель
В настоящее время патриотическое воспитание является ведущим направлением государственной политики. Правовыми основами патриотического воспитания являются Закон РФ «Об образовании в РФ» Концепция модернизации Российского образования на период до 2020 г., Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г., Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы». Закон РФ «Об образовании в РФ» определяет гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности и любви к Родине. Многие исследователи рассматривают патриотическое воспитание как основу для формирования будущего гражданина своей страны и патриота. Важное значение при этом имеет не только формирование необходимых знаний и умений, но в большей степени формирование патриотических чувств, что является сложной задачей, для достижения которой необходимо осуществлять поиск эффективных средств патриотического воспитания.
Гражданско – патриотическое воспитание младших школьников является одним из самых важных задач нашего времени.
Для более эффективной работы в воспитании гражданственности и патриотизма у обучающихся необходимы следующие педагогические условия:
1. Использование комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста.
2. Организация среды для реализации патриотического воспитания обучающихся.
3. Вовлечение родителей в процесс патриотического воспитания обучающихся.
В новых стандартах речь идет о важности и необходимости использования новых педагогических технологий. Инновации в педагогической деятельности, прежде всего, означают нововведения, обновление, изменение уже существующих педагогических технологий, применяемых в учебно – воспитательном процессе. Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому, естественно, становятся предметом изучения, анализа и внедрения.
Педагогика всегда стремилась ответить на вопрос: «Как воспитывать и учить детей?» Для этого разрабатывались разнообразные методы воспитания и обучения. В свое время вопросом новых форм организации учебно-воспитательного процесса занимались Я.А. Коменский, Р. Штейнер (система Вальдорфской педагогики), огромный вклад в педагогику сделал Л.С. Выготский, который открыл множество направлений в педагогике и психологии. Также нельзя не сказать о таких нововведениях как теория поэтапного формирования умственных действий Пётра Яковлевича Гальперина и теории деятельности Алексея Николаевича Леонтьева. Все эти люди с мировым именем были первыми, кто начал преобразовывать систему развития знаний, умений и навыков
Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.
Что такое инновации в воспитании? Инновации в воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде.
Современный человек, чтобы достичь успеха, должен обладать самостоятельностью, способностью к сотрудничеству, уметь быстро адаптироваться в любой ситуации. Происходит рождение нового типа личности: свободной, творчески ориентированной, открытой. Активно распространяющийся процесс информатизации образования придает воспитательной работе особое значение.
В основе развития новой воспитательной системы лежат современные технологии. Инновационные воспитательные технологии — это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
Эти технологии, являясь одним из средств воспитания, позволяют получить определённые результаты: позитивный социальный опыт учащихся – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности.
Таким образом, главной целью начальной школы по ФГОС в гражданско - патриотическом воспитании выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, с творческим потенциалом, способной к взаимодействию с другими людьми.
Инновационными технологиями можно считать внедряемые в настоящее время в воспитательную работу разнообразные новые методы, направления, системы, так как они, как правило, кардинально изменяют воспитательную систему школы.
Говоря об инновационных технологиях в гражданско – патриотическом воспитании, прежде всего, хотим рассказать о тех, которые используем в своей работе чаще всего: это квест игра, интеррактивная технология, проектные технологии, музейная технология, тематические акции совместно с информационно – компьютерными технологиями.
На что же мы здесь опираемся?
- Квест – технология – это командная игра. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, участники получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
- Личностно – ориентированные технологии, которые ставят в центр всей системы личность ребенка, на обеспечение комфортных условий для реализации имеющихся природных потенциалов, позволяющих ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.
- Технологии игрового обучения. Игровые технологии помогают решать вопросы мотивации, развития учащихся, а также вопросы здоровьесбережения и социализации. Развитие гармоничной благополучной личности невозможно без сохранения физического, душевного и социального здоровья.
- Технология проектного обучения. Наиболее эффективной формой признана проектная деятельность, которая позволяет формировать активную жизненную позицию, такие нравственные качества – самостоятельность, инициативность, ответственность, сознательность. А также позволяет каждому ученику почувствовать себя исследователем, овладеть навыками работы с различными источниками информации.
Реализация проектов позволяет задействовать различные виды детской деятельности, обеспечивает межпредметную связь. Способствует развитию критического мышления, фантазии, коммуникативных навыков. Позволяет создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых (педагогов и родителей), которая выстраивается, прежде всего, на нравственных законах.
- Технология мини музеев. Значимость мини музеев достаточно высока, так как здесь школьники не только рассматривают книги и репродукции, открытки и карты, подлинные предметы и вещи, но и сами читают стихи, задают вопросы, беседуют. Ведь патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, который усваивается ребенком на протяжении всего детства.
- Рассмотрим, еще одну инновационную технологию.
АРТ-ПЕДАГОГИКА - воспитание, образование, развитие личности осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса.
Техника и приемы арт-педагогики: музыкальная, театральная и изобразительная арт-педагогики, сказкотерапия, фотоколлаж и другие. Все вышеперечисленные техники и приемы взаимосвязаны.
- Интерактивные технологии. Технология интерактивного обучения означает взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. Интерактивные технологии в воспитании – это такая организация процесса воспитания, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанном на взаимодействии всех его участников воспитательном процессе.
Этот прием подходит для работы с детьми по гражданско – патриотическому воспитанию.
- Информационно- компьютерная технология. Внедрение ИКТ не заменяют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родного края, а успешно их дополняют и восполняют. Можно организовать видео экскурсии к самым известных памятникам города, дидактические игры «Назови улицу», «Угадай чего не стало» с использованием ИКТ. В результате у обучающихся формируются навыки поведения на улицах города, чувство гордости за свой город и уважение к людям труда.
Использование на занятиях мультимедийного оборудования и гаджетов делает детей более активными, за счет высокой динамики, эффективней проходит усвоение материала, тренируется внимание и память, активно пополняется словарный запас.
Удачно зарекомендовал себя такой вид использования ИКТ в гражданско- патриотическом воспитании детей, как мультимедийное оформление совместных праздников, развлечений. Это позволяет сделать их эмоционально окрашенными, привлекательными, современными.
И конечно каждому приятно видеть результативность своей работы. Многие семьи, не уделявшие ранее большего внимания патриотическому воспитанию, активизируются, всем хочется принять участие в конкурсах, фотовыставках.
В учебно- воспитательном процессе я использую:
- компьютерные игры как средство педагогической коммуникации для реализации индивидуализированного обучения;
-использование мультимедиа презентаций на занятиях и во внеклассных мероприятиях;
-аудиовизуальные технологии.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
На ребёнка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького искателя истины: опираться на собственный опыт ребёнка; обучать в действии; побуждать к наблюдению и экспериментированию. Константин Николаевич Вентцель
"Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера." Д. Дьюи
Понятие «инновация» в отечественной и зарубежной литературе определяется по-разному в зависимости от различных методологических подходов, среди которых можно выделить: Инновация рассматривается как результат творческого процесса. Инновация представляется как процесс внедрения новшеств.
Инновации в воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
Главная цель в гражданско - патриотическом воспитании выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, с творческим потенциалом, способной к взаимодействию с другими людьми.
Инновационные технологии используемые в гражданско – патриотическом воспитании мл.школьников Квест - технологии Личностно – ориентированные технологии Технологии игрового обучения Технология проектного обучения Технология мини музеев Арт – технологии Интерактивные технологии Информационно- компьютерная технология
Квест - технологии
Принимая участие в квестах, направленных на патриотическое воспитание, происходит приобщение ребенка к гражданско-патриотическим ценностям в процессе реального включения его в историко-культурное краеведение, раскрывающее перед детьми историю, особенности культуры своего народа, природы, традиций малой Родины, приобщающее их к ценностям родного края. Участие в игре обеспечивает развитие творческих способностей детей, формирование основ социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Технологии игрового обучения
Технология мини музеев
Информационно- компьютерная технология.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников".
В начальной школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направле...
гражданско -патриотического воспитания младших школьников "Мин сана уйэ о5отобун"
Доклад гражданско - патриотического воспитания младших кшольников "Я дитя нового времени" составлен на все четыре года обучения в начальных классах....
Программа гражданско - патриотического воспитания младших школьников
Программа гражданско - патриотического воспитания младших школьников "Растим патриотов"...
Обобщение опыта по теме: «Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»
Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призва...
Социальное партнёрство как ресурс гражданско-патриотического воспитания младших школьников
В данной статье описана система работы с детьми по патриотическому воспитанию. Младшие школьники должны знать историю своей Родины, историческое прошлое своей семьи. Этому способствует сотрудничество ...
Реализация проекта «Воинская слава моей семьи» как средство гражданско – патриотического воспитания младших школьников.
Из опыта работы над исследовательским проектом учеников 4 класса "Воинская слава моей семьи"....
Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников как фактор духовного развития (из опыта работы МО начальных классов МБОУ «Мар-Кюельская СОШ)
В данной работе описывается опыт работы МО начальных классов МБОУ "Мар-Кюельская СОШ" по гражданско-патриотическому воспитанию...