Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
статья по чтению по теме

Шуст Марина Сергеевна

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением деятельности является гражданско-патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности. Представлен опыт работы по организации гражданско-патриотического воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

М.С.  Шуст  

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...

Д.С. Лихачев

        Одна из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями  России, – подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учётом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом.  Решение данной задачи тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Этому способствует духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников, органически входящее в учебно-воспитательный процесс и составляющее его основу. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сформулирована высшая цель воспитательного процесса в образовательных учреждениях нашего государства – «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской федерации». Развитие любой страны зависит от того, насколько сильно привито подрастающему поколению чувство любви к Родине, своему народу, родным, чувство ответственности перед будущим. Если XX в. был эпохой научно-технических и экономических достижений, то XXI в. должен стать эпохой возрождения духовности, нравственности, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.

Литературное чтение – один из ведущих гуманитарных учебных предметов, содействующий формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Необходимым условием становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного критически относиться к себе и к окружающему миру – является приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей. К сожалению, современные дети мало читают. Одна из главных проблем – качество круга чтения: очень важно, к чему мы приобщаем школьников, какие ценности им прививаем и культивируем в них.

В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением деятельности является гражданско-патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения, так как именно на первой ступени обучения закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, осознание себя частью общества и гражданином своего Отечества, формирование компетентной личности, способной внести свой вклад в жизнь страны. Особое значение в гражданско-патриотическом, духовно-нравственном воспитании ученика начальной школы, в развитии его моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру имеют литературные произведения. Общение с произведениями искусства – необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками и представителями других эпох), приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, к духовному опыту русского народа, обладающего национальной самобытностью.

Систематическая работа по гражданско-патриотическому воспитанию на основе литературных произведений предполагает не только их прочтение, но и глубокий анализ: погружение в историческое время, проведение словарной работы, анализ поступков героев и событий, проецирование их на себя в современных условиях, прогнозирование поведения героев и сюжетной линии произведения, выполнение творческих работ.

Важная роль в учебном процессе отводится интегрированным урокам, позволяющим сформировать черты характера и общечеловеческие ценности: гибкость (адаптивность), терпение, толерантность, терпимость, готовность к риску, к решению проблем и нахождению выхода в многозначной ситуации. Уроки, проводимые в интегрированной форме (русский язык, музыка, изобразительная деятельность), вызывают у младших школьников наибольший интерес, так как мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, каждый из них получает возможность для самореализации и самовыражения. Основная задача уроков литературного чтения – учить детей чувствовать, чувствуя – воспринимать, воспринимая – обдумывать каждый элемент произведения и каждый его образ, сформировать образ для подражания.

Эта работа продолжается во внеурочной деятельности: во время экскурсий в краеведческий музей и по местам боевой славы, встреч с ветеранами и местными писателями и поэтами, просмотра кинофильмов, знакомства с историей каждой семьи, проведения литературных и семейных гостиных, участия в творческих конкурсах, поездок в Курский государственный театр кукол.

Русский человек – патриот с поэтической душой. Поэтому наша поэзия, да и литература в целом, испокон веков является источником формирования нравственных, патриотических и духовных качеств человека.

Одной из важнейших проблем духовно-нравственного развития в современных социокультурных условиях является формирование ценностных ориентаций. В целях воспитания интереса к народному творчеству и русской словесности на уроках литературного чтения изучаются русские народные сказки, героические былины, произведения современных писателей.

Особенно большое внимание уделяется работе с произведениями писателей и поэтов родного края и города: Константина Воробьева, Евгения Носова, Василия Снегирева, Владимира Конорева, Николая Зыбина, Павла Хизева и других. Большинство из них – дети и участники Великой Отечественной войны, своими глазами видевшие ее ужасы. В душе каждого из них война оставила глубокий след. Изучение произведений этих авторов, проведение исследований в рамках внеурочной деятельности показывает связь истории страны с историей каждой конкретной семьи, позволяет сформировать гордость за свое Отечество, заложить фундамент личности, гражданина своей страны.

Реализация целей и задач гражданско-патриотического воспитания оптимальна в рамках «педагогики сотрудничества». Только при наличии целенаправленной и осмысленной коммуникации педагога с учениками, построенной на взаимном доверии и уважении друг к другу возможно формирование гармонично развитой личности ребенка.

История нашего края поистине велика и благодатна, и очень важно, чтобы школьники знакомились с историей Отечества через конкретных людей. Ребятам предлагается изучить историю своей семьи, города, отчего края, откуда обучающиеся черпают немало полезного для души. На примерах великих земляков обучающиеся могут убедиться в необходимости воспитания в себе таких качеств, как воля, решительность, стойкость, мужество.

Одной из форм воспитания духовно-нравственной личности является краеведение. Музейно-педагогическая программа предусматривает совместную работу специалистов музея и школы, она решает и образовательно-воспитательные, и воспитательно-развивающие задачи, способствует развитию творческих способностей младшего школьника, его погружению в мир исторической реальности, углублению всесторонних знаний о мире, формированию исследовательских навыков. Связывая в ходе поисковой работы разные поколения, мы пробуждаем в детях чувство уважения и милосердия к старшим – ветеранам войны и труда. Особый интерес у школьников вызывает разработка творческих проектов, проведение конкурсов рисунков, написание сочинений – миниатюр.

Использование в музейных занятиях приемов театрализации, разнообразных игровых методов, диалога позволяет апеллировать к чувствам и эмоциям ребенка, создает условия для ценностного отношения к предметному миру. Особенно любимыми для детей являются интерактивные занятия в музее, когда ученики могут потрогать экспонаты (оружие и снаряды, обувь военных лет, примерить исторический костюм).

Краеведческая работа способствует духовно-ценностной ориентации обучающихся в их жизненном пространстве, а также их социальной адаптации.

Работа по организации гражданско-патриотического воспитания может быть реализована в трех основных блоках.

1 блок «Я – гражданин России». Задачи:

  1. формирование высоких духовно-нравственных принципов гражданской ответственности, любви и преданности своему Отечеству;
  2. изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны;
  3. формирование чувства сопричастности к истории страны;
  4. проявление активной гражданской позиции обучающихся.

В рамках первого блока «Я – гражданин России» мы изучаем героизм простого человека в годы Великой Отечественной войны, самоотверженный труд детей и взрослых в послевоенное время, непобедимость русского народа в образах былинных богатырей и героев сказок.

Во внеурочное время проводятся Уроки мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла, с местными поэтами – участниками Великой Отечественной войны – Владимиром Коноревым и Василием Снегиревым. Такое общение способствует привлечению внимания к трудовому и ратному подвигу народа: дети учатся на героических примерах их жизненного пути служению Отечеству, готовности встать на его защиту. В гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны и других войн, военнослужащих, работников правоохранительных органов. Их выступления на Уроках мужества, рассказы о сражениях с врагом, подвигах боевых друзей часто служат толчком к началу или активизации поисковой работы. При поддержке ветеранов и писателей создан ряд экспозиций: «Доблестные защитники Отчизны», «Подвиги дедов – крылья внуков», «Поклонимся великим тем годам». Проведены творческие конкурсы рисунков «Память сердца» и сочинений «Что я знаю о Великой Отечественной войне», литературно-творческие проекты: «История моей семьи в годы Великой Отечественной войны», «Человек удивительной судьбы».

Общаясь с ветеранами войны и труда, слушая их воспоминания, знакомясь с семейными реликвиями народного подвига, дети овладевают огромным духовным богатством. Этому способствует активная поисково-исследовательская работа: ребята берут интервью у ветеранов, посещают семьи, где хранится память о ветеране, записывают рассказы членов семей, оформляют исследовательские проекты, а также оказывают ветеранам посильную помощь, поздравляют с праздниками. Во время таких мероприятий дети учатся чувствовать себя хранителями времени, истории, традиций; ощущать себя частью истории края; начинают понимать, что любовь к Родине, патриотизм начинается со знания, уважения и хранения памяти о своих родных, близких, знакомых.

2 блок «Мы – дети России. Я и семья». Задачи:

  1. формирование гражданского отношения к своей семье как основе российского общества;
  2. формирование патриотических чувств на основе культурно-патриотических ценностей славных трудовых и боевых традиций российского народа;
  3. изучение духовных традиций русской семьи, истории духовного развития народа и конкретной семьи;
  4. формирование представления о семейных ценностях, семейных традициях и уважения к ним.

Родина, род, народ, родители – не случайно однокоренные слова. Это своеобразная формула гражданского патриотизма, в которой заложено чувство Родины. Большинство россиян идентифицируют себя с семьей. И в этом есть определенная закономерность. Социальный мир, воспринимаемый как мир родины, отчего дома, родства, позитивно влияет на развертывание жизненных сил личности, снижает уровень напряженности и конфликтности, создает условия для самореализации и самовыражения. В качестве ключевых ценностей социального мира выступают отношения взаимопонимания и поддержки. В этом мы убеждаемся при изучении литературных источников, где зафиксированы духовные традиции семьи. Организуя работу по гражданско-патриотическому воспитанию с семьей, необходимо уделять серьезное внимание просвещению родителей по вопросам нравственности.

Родина подобна огромному дереву. Но каждое дерево имеет корни, которые питают его, связывают с землей. Корни – это наша история, это наши деды и прадеды. Каждому человеку важно знать свои корни, тогда не прервется связь времен. Чем больше человек дорожит памятью своих предков, тем глубже он чувствует свою ответственность за будущее.

Живой интерес у обучающихся вызывают занятия, связанные с темами «Моя родословная» и «Семейный альбом». Совместно с родителями разработаны и представлены следующие проекты: «Моя родословная», «Семейные реликвии», «Герб нашей семьи», «История моей семьи», «История одной фотографии». Результатом работы стало проведение семейных гостиных: «Семья – моя радость!», «Родительский дом – начало начал…», «О той, кто дарит нам любовь», «Загляните в мамины глаза»; часов игры «Вот какие наши мамы, вот какие наши папы!», «А ну-ка, бабушки!». Тесное сотрудничество с родителями обучающихся обеспечивает укрепление семейных связей, просвещение по вопросам нравственного воспитания младших школьников, раскрытие индивидуальных особенностей ребенка и личности родителя, формирование атмосферы сопереживания, семейного общения взрослых и детей; способствует созданию единого образовательно-воспитательного пространства семьи и школы.

3 блок «Моя Родина – Россия. Я и мое Отечество». Задачи:

  1. изучение государственной символики РФ, прав и обязанностей гражданина России;
  2. изучение истории малой Родины, жизни и подвигов великих людей (земляков);
  3. воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (любви к своей малой Родине, родному краю, ее замечательным людям);
  4. воспитание ценностного отношения к природе, бережного отношения к ее богатствам, окружающей среде;
  5. формирование чувства гордости за свою Отчизну, ее великую историю.

Деятельность третьего блока «Моя Родина – Россия. Я и мое Отечество» направлена на формирование представлений о государственных символах Российской Федерации, их значении для каждого гражданина; на понимание взаимосвязи между человеком, обществом и природой.  Наиболее интересными оказались следующие темы: «Наша родина Россия», «Наше Отечество», «Образ Родины в русской поэзии», «Красота русской природы» на примере произведений К. Д. Ушинского, Ю. Яковлева, творчества С. Есенина, А.С. Пушкина, А. Майкова, местных поэтов, писателей-анималистов (М. Пришвина, В. Бианки, К. Паустовкого, Н.Сладкова, Е.Чарушина и других).

Во внеурочной деятельности детским объединением проведены литературные гостиные: «Осень – чудная пора», «В мире природы», «Мне посчастливилось родиться на Руси». Участие в театрализованных праздниках-инсценировках («Светлое Христово воскресенье», «Пришла коляда накануне Рождества», «Сударыня Масленица», «Праздники на Руси», «Русские традиции в песнях, играх и обрядах»), способствует формированию у обучающихся уважения к народным традициям и обычаям. Ребята активно участвуют в творческих конкурсах рисунков «Моя малая Родина», сочинений «За что я люблю свою Родину?», в городском и областном этапах конкурса поделок «Природа и мы», в экологическом десанте «Новоселье птиц», сборе семян декоративных растений для облагораживания пришкольной территории и желудей для школьного лесничества.

Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся предусматривает согласование усилий многих социальных субъектов. Мы взаимодействуем с Щигровским краеведческим музеем, городской библиотекой, детской школой искусств, Домами культуры, Домом пионеров и школьников. Совершая экскурсии в Щигровский краеведческий музей, дети знакомятся с героическими страницами истории нашей Родины, ведут поисково-исследовательскую работу над проектами «Глаза детей – души моей светильник» (дети войны), «Знаменитые люди нашего города». Материалы детских проектов используются в школьном  музее боевой и трудовой славы.

В Детской школе искусств ребята приобщаются к народному творчеству, в Доме культуры с удовольствием посещают концерты детского фольклорного ансамбля «Отрада». Школьники – постоянные зрители Курского государственного театра кукол и участники театрализованных представлений Дома пионеров города Щигры, активные читатели городской детской библиотеки, участники мероприятий «Здравствуй, Книжкина неделя», «Моя мама – лучшая на свете!», «Творчество писателей Курского края», участники и дипломанты областных конкурсов: литературных работ «Искусство слова», фото-видеоконкурса «Патриот Отечества», литературно-художественного «Я помню! Я горжусь!», детского рисунка «Лес – это жизнь», а также дипломанты Всероссийского конкурса социальной рекламы «Новое пространство России».

Систематическая работа на основе литературных произведений позволяет повысить уровень нравственного развития младших школьников, сформировать и развить личность гражданина и защитника Отечества, возродить нравственно-этические традиции семьи. Гордость за свою Родину, понимание неповторимости богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества.

Целенаправленная систематическая работа по гражданско-патриотическому воспитанию дает устойчивые положительные результаты: дети овладевают системой знаний о своей малой Родине и о России; проявляют интерес к культуре, традициям и обычаям народов, осознают себя гражданами  своего Отечества, стремятся к самовоспитанию, к самореализации. У детей формируются начала действенного отношения к Родине, проявляющегося в умении заботиться о родных и близких людях, совершать добрые поступки по отношению к другим, беречь то, что создано трудом человека, природу, ответственно относиться к порученному делу. Появление социальных мотивов деятельности является основой формирования нравственных качеств личности.

Ребята активно принимают участие во всех классных и внеурочных мероприятиях, посвященных Дням воинской славы, с воодушевлением ведут поисково-исследовательскую деятельность, создают проекты, помогают природе (делают кормушки и скворечники для птиц); принимают участие в творческих конкурсах и выставках.

Совместная проектно-исследовательская деятельность детей младшего школьного возраста, педагогов, родителей создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию у ребенка положительной самооценки и положительно окрашенного, комфортного психологического состояния. Полученный эмоциональный заряд служит стимулом для дальнейших действий, открывает горизонты творчества. От того, что вложил педагог в душу ребенка, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим его миром.

Список литературы

  1. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 24 с.
  2. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / (Т.Л. Белоусова, Н.И. Бостанджиева, Н.В. Казачёнок и др.); под ред. А.Я. Данилюка. – М.: Просвещение, 2011. – 127 с.
  3. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / (Т.Л. Белоусова, Н.И. Бостанджиева, Н.В. Казачёнок и др.); под ред. А.Я. Данилюка. – М.: Просвещение, 2011. – 142 с.
  4. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий/ авт.-сост. И.А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.
  5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование /(В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под ред. В.А. Горского.- 2-е изд. М.: Просвещение, 2011. – 111с.
  6. Семейные праздники в воспитании школьников: родительские собрания в начальной школе/ авт-сост. Ю.А. Вакуленко, Г.П. Попова, Р.Ш. Энсани. – Волгоград: Учитель, 2008. – 220с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности

Лилия Александровна Фомина, учитель начальных классов, «Почетный работник общего  образования Российской Федерации»,  г.Курчатов, Курской области, МБОУ «СОШ  №4».   Развити...

Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Работа по духовно - нравственному воспитанию школьников в рамках курса ОРКСЭ, Литературного чтения и во внеурочной деятельности (из опыта работы).

Я расскажу вам о своей работе по духовно - нравственному воспитанию школьников в рамках курса ОРКСЭ,  Литературного чтения и во внеурочной деятельности.Замечательно, что такой курс, как ОРКСЭ поя...

проектная деятельность на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности

Обобщение опыта по теме "Устное народное творчество" через проектную деятельность...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Дорожная академия» Направление «духовно-нравственное» для учащихся 4 классов

Детей младших классов трудно привлечь к предмету только тем, что им это нужно будет в дальнейшем для нормальной жизни в обществе. Эти перспективы для младшего школьника не играют ведущей роли, поэтому...

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗВИВАЙСЯ ВМЕСТЕ СО МНОЙ» ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Развивайся вместе со мной» Цели программы: создать условия для развития познавательных способностей учащихся младших классов.Задачи...


 

Комментарии

Марина СЕргеевна!Отличная работа!Голосую!Зайдите и ко мне на страничку!http://nsportal.ru/node/499316

Шуст Марина Сергеевна

Юлия Евгеньевна, большое Вам спасибо!

Сопова Наталья Ивановна

Марина Сергеевна, проголосовала, работа очень хорошая.

Шуст Марина Сергеевна

Наталья Ивановна, большое спасибо!