Современные эффективные технологии гражданско-патриотического воспитания и активизация воспитательной работы в начальной школе
статья
Современные эффективные технологии гражданско-патриотического воспитания и активизация воспитательной работы в начальной школе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Смолина Юлия Сергеевна
учитель начальных классов
МБОУ гимназия №12 имени Героев-пионеров
г.Каменск-Шахтинский
Современные эффективные технологии гражданско-патриотического воспитания и активизация воспитательной работы в начальной школе
Я работаю учителем начальных классов уже 21 год, но не прошло и дня, чтобы передо мной не возникал вопрос: «А что будет завтра? Какой метод выбрать, чтобы моим детям было интересно познавать что-то новое, но не от меня?»
Из года в год мы выполняем одну и ту же миссию – ведем детей за собой, указываем им правильный путь, становимся для них наставником. Учитель должен хорошо знать преподаваемые предметы и стараться не преподносить ученикам готовые знания. Он должен научить детей эти знания добывать, проверять их достоверность, оспаривать, проводить различного рода исследования и постоянно заниматься самообразованием. Кроме этого учитель начальных классов - это тот человек, который ведёт за собой детей, кто обладает силой созидания и талантом души, именно от него зависит, как сложится дальнейшая жизнь ребенка в школе. Учитель должен уметь сопереживать детям и видеть в каждом своем ученике личность со своими особенностями и способностями. А чтобы развить способности младшего школьника, благодаря которым он впоследствии сможет стать распорядителем своей судьбы, необходимо сделать процесс обучения творческим. Обучение должно стать таким, чтобы каждый ученик самостоятельно сделал вывод - это мне нужно. Именно поэтому я стараюсь на своих уроках использовать приёмы и методы развивающего обучения, которые не оставляют равнодушными ребят, вовлекают их в познавательную деятельность, заставляют мыслить, анализировать, синтезировать и делать самостоятельные выводы. Да это не просто, так как каждый ребёнок – это целый неповторимый мир, это личность. И я, как педагог, обязана не только дать ему определённую сумму знаний, развить в ученике всё лучшее, что заложено природой, но и сформировать у него четкие представления о чести и достоинстве человека, научить отстаивать свою жизненную и гражданскую позицию в различных ситуациях.
Урок – это не просто обучение, это способ мышления и способ общения: логичный, лаконичный, доказательный. Я часто произношу слова одобрения и вижу, как загораются глаза даже у тех, у кого не особо еще получается. Но я вижу в каждом человеке личность и потенциал. Ведь это воспитывает у ребенка уверенность в себе, вызывает желание сделать следующий шаг более уверенно. Я верю, что каждый ребенок талантлив! Но талантлив по-своему. В своей работе стараюсь помочь каждому ученику сделать первое и самое важное открытие – проявить свои способности, свой талант. Ставлю перед собой цель: увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к самосовершенствованию. Вместе мы учимся сотрудничать, рассуждать, уважать мнение каждого, слушать и быть услышанными. Считаю главным – научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей. Именно в процессе урока каждый из ребят может раскрыться, развивая собственные идеи.
Учителю важно создать ситуацию успеха, помочь ученикам раскрыться, развить собственные идеи. Если все это получится, каждый из моих учеников сможет проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы и непременно захочет узнавать новое не только от меня. Они смогут открыть это новое сами, как считал Г. Песталоцци.
Второй вопрос, который меня тревожит, оказался не менее важным: «Как заложить в детях понимание высоких патриотических чувств?»
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.
Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, привели к значительной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования чувств патриотизма. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.
Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее.
«БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ БУДУЩЕГО» - гласит народная мудрость, а будущее – это дети, которых надо воспитывать на героическом прошлом нашего народа.
В начальной школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Патриотизм – синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры.
В последнее время такое важное направление как воспитание человека – патриота было немного ослаблено. А с 2022 года на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание стало приоритетным, каждый понедельник во всех школах нашей страны проходят занятия «Разговоры о важном». Основные темы связаны с ключевыми аспектами жизни человека в современной России.
Конечно, воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан.
Учащиеся должны гордиться, что родились в великой стране, стремиться сохранять её богатства и красоту, гордиться её героическим прошлым, своими предками, любить свой народ. Они должны знать историю своей малой родины, людей, отстоявших свободу, историю своей семьи.
Работая с детьми в данном направлении, своей основной целью ставлю формирование у подрастающего поколения любви к Родине, к родному краю, бережного отношения к народным традициям, обычаям, уважения к историческому прошлому страны, воспитание у детей патриотизма, формирование гражданских позиций.
Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
1.Формирование черт характера, которые помогут ребенку стать человеком и гражданином своей страны.
2.Углубление знаний о Родине, своем родном крае, месте рождения.
3. Пробуждать желания знакомиться с историей своей семьи.
4.Углубление знаний об истории, традициях, культуре, святынях России.
5.Воспитание уважения к защитникам Отечества.
6.Воспитание преданности Отчизне, готовности к защите Родины, верности боевым и трудовым традициям старшего поколения;
7. Развивать желание быть полезным в семье, школе, своему народу, участвовать в общественно-полезном труде.
К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Содержание понятия патриотизма включает в себя:
– чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
– уважительное отношение к языку своего народа;
– заботу об интересах Родины;
– осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
– проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
– гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
– гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
– уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
– ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
– гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Истинный патриотизм предполагает, как видно из его определения, формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств.
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.
Патриотическое воспитание начинается с первых дней учёбы в школе. В учебниках по литературному чтению, окружающему миру, русскому языку, математике есть много материала, на основе которого можно воспитывать патриотов нашей страны. Главное, чтобы было желание учителя и родителей. Ведь они - один из главных «винтиков» в этом процессе. В современном обществе авторитет родителей, чаще всего, сильнее, чем у учителя. Начиная с первого класса, в свою работу я включаю задания для расширения кругозора учащихся по основам истории и окружающего мира. Уже в «Азбуке» есть вопросы и задания по изучению истории родного края, своей страны. Мы знакомимся с историей возникновения названий рек, городов, фамилий людей. Узнаём, почему в нашей стране такие государственные символы, что они означают, откуда появились. А сколько «благодатных» тем в учебнике по окружающему миру!
Вот, например, тема «Полезные ископаемые». Мы с гордостью узнаем, что наша страна богата полезными ископаемыми. А это наши богатства, которые играют роль в экономике нашей страны, а значит в развитии и процветании. Разве это не патриотизм?! А вот ещё пример. В учебнике для 3 – го класса мы изучаем темы «Достопримечательности города Москвы и Санкт - Петербурга», «История Московского Кремля».
В разделе «Путешествие по городам и странам», 3 класс, есть тема «Золотое кольцо России». Урок провожу так, чтобы вызвать гордость за Россию, за прекрасные города нашей страны, по которому любят путешествовать не только россияне, но и иностранные туристы. Путешествуя по городам, можно приобщиться не только к прекрасному, но и много узнать об истории нашего государства. Очень много полезного материала в учебнике литературного чтения. В нём много произведений известных русских писателей. Много стихотворений о нашей стране, о красоте нашей природы, о хороших людях. Это хорошая почва, чтобы взрастить семена патриотизма, посеянные на уроках в душах наших детишек.
Возьмем рассказ Леонида Пантелеева «Честное слово». Из этого произведения дети узнают, как важно держать слово, которое ты дал, как бы трудно тебе не было. Дети навсегда запомнят фразу: «Ещё не известно, кем он будет, когда вырастет, но кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек». А разве может быть человек патриотом, не будучи настоящим человеком, который всегда выполнит обещание, которое однажды дал?
Из года в год я провожу разные мероприятия, которые направлены на патриотическое воспитание. Цель таких занятий состоит в осмыслении значимости определённых событий для истории России. Данные мероприятия проходят в разной форме: классные часы, беседы, викторины, экскурсии, выступление в детских садах с агитбригадой, сочинения, уроки мужества, праздники, пишем письма солдатам, собираем гуманитарную помощь детям и участникам СВО и многое другое.
Патриотические чувства детей воспитывает не только глубокое изучение прошлого своей страны, своего родного края, его природы, достопримечательностей, но и ясное знание и выполнение сегодняшних трудовых дел и свершений. Я убеждаю детей в том, что патриотический долг выполняется всюду: не только на войне, но и в труде, учёбе, в бережном отношении к природе. Будут ли они защищать свою Родину, честно работать, сознательно учиться, помогать людям, оберегать родную природу – во всём этом и проявляются их патриотические чувства и дела.
Я очень надеюсь, что наши занятия в будущем сыграют значимость в жизни учеников, и они станут достойными гражданами нашей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитательной работы в начальной школе "Духовно-нравственное воспитание.
Программа воспитательной работы для начальных классов разработана на основе «Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» и соо...
Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках ФГОС»
Программа посвящена воспитанию младших школьников в современных условиях.Программа полностью соответствует требованиям ФГОС и может использоваться как основа для составления плана воспитательной работ...
Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное воспитание»
Цель программы: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России....
Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках ФГОС»
Представлена программа воспитательной работы в начальной школе "Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках ФГОС"...
Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников в рамках ФГОС» МБОУ Арылахская общеобразовательная средняя школа.
Воспитательная программа класса составлена на основе программы духовно-нравственного развития младших школьников. Программа воспитательной работы«Кэскил» разработана на 4 года и рассчитана для у...
Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках ФГОС»
Программа по воспитательной работе с 1- 4 классы...
Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках ФГОС»
Программа воспитательной работы для начальных классов разработана на основе «Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования...