ПРОГРАММА Стань гражданином
рабочая программа на тему
Разработала:
педагог-организатор
Домничева
Наталья Владиславовна,
Содержание.
Введение 3
Содержание проблемы патриотического воспитания и обоснование необходимости ее решения программными методами. 4
Цель и задачи программы. 6
Механизм реализации программы. 7
Оценка эффективности реализации программы………………………………………………………….……..9
Ожидаемые результаты …………………………………………………………………………………………………….10
Приложение ………………………………………………………………………………………………………………………….11
Любовь к Отечеству должна исходить из любви к человечеству.
В. Г. Белинский.
Введение
Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться с первого класса. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. («Концепция патриотического воспитания граждан РФ»).
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что в школе в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть формируются гражданственность и патриотизм.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 года, определили основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина- патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время».
МБОУ Игримская СОШ № 1 работает по программе «Стань гражданином своей Родины» с 2008 года. Наряду с сохранением и укреплением здоровья детей одной из задач организации «Солнечный город» является воспитание нравственных качеств школьника, а патриотическое воспитание - часть нравственного воспитания. Настоящий патриот должен быть здоров физически и нравственно, т.к. народная мудрость гласит: «В здоровом теле - здоровый дух», вот почему к задаче воспитания здорового образа жизни теснейшим образом примыкает задача патриотического воспитания.
Программа «Стань гражданином своей Родины» разработана для детей в возрасте с 6 до 10 лет. При написании программы мы опирались на следующие нормативные документы:
1. Закон «Об образовании РФ»;
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006- 2010 годы», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года № 422;
3. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации;
4. Федеральный Закон «О днях воинской славы (победных днях) России от 13 марта 1995 г № 32 ФЗ (с изменениями от 22 августа 2004 года).
В основу программы положены принципы:
- Дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его возможностей и интересов;
- Развивающий характер обучения;
- Сочетание научности и доступности исторического материала;
- Наглядность;
- Профессиональная компетентность педагога;
- Систематичность и последовательность.
- Принцип системно - организованного подхода, который предполагает скоординированную работу педагогов;
- Принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующегося любовью к семье, городу, краю, стране;
- Принцип от близкого к далекому.
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
Программа «Стань гражданином своей Родины» предусматривает распределение работы по патриотическому воспитанию по трем блокам:
1 блок - «Семья это Я».
2 блок - «Родной поселок».
3 блок - «Моя страна».
Каждая из тем повторяется из класса в класс, изменяются только содержание, объем познавательного материала, сложность и длительность изучения. Это длительное, систематическое и целенаправленное воздействие на ребенка, так как воспитание патриотических чувств не ограничивается временными отрезками, они не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных мероприятий.
1 блок - «Семья это Я».
Значение семьи в государственной политике России можно определить по последним строчкам завещания императора Александра III своему сыну Николаю: «Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства». Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, к отцу, бабушке, дедушке. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление важных моментов:
- корни каждого - в истории и традициях семьи;
- семья - ячейка общества, хранительница национальных традиций;
- счастье семьи - счастье и благополучие народа.
К сожалению известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны. Вот почему так важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи.
2 блок - «Родной посёлок».
Знакомство ребёнка начинается с того, что его окружает; леса, реки, болота. Важно показать ребенку, что родной посёлок славен своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми. Продолжением работы будет знакомство с родным краем, с городами России. Посёлок - частица Родины. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству
3 блок - «Моя страна».
Знакомство со столицей России, с символикой государства. Воспитание любви к своему отечеству должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к другим народам, соблюдением традиций.
Систему работы можно представить следующим образом: семья→школа→ моя улица→ →мой поселок→моя страна.
Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребенка формируется индивидуально. Он связан с духовным миром человека. И задача педагогов сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу, педагог сам должен знать природные, культурные, экономические и социальные особенности региона, где он живет. А самое главное, необходимо, чтобы педагог любил Родину, свой край, поселок и помнил слова академика Д.С. Лихачева: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле».
Особенностью Программы является разработка и реализация в работе с детьми образовательных проектов, приуроченных к памятным датам:
- Школьный альбом /приложение № 6/
- Родной посёлок /приложение № 5/
- Бабушка рядышком с дедушкой
- Жить - Родине служить /приложение № 9/
- Кто на Севере живет
- С них берем пример (почетные люди района)
1. Содержание проблемы патриотического воспитания и обоснование необходимости ее решения программными мероприятиями.
Почему возникла необходимость в разработке программы?
В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые (День Российского флага., День единства, День семьи), молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры, все чаще с «помощью телевидения» в детские души вторгается реклама, нормой жизни становится уклонение от службы в армии, открытие детских домов при живых родителях. Произошла смена кумиров молодежи, в качестве образца предлагаются не вечные истины и доблести, а криминальная, силовая героика. Объективными показателями нравственного неблагополучия в сфере детства являются: проявление табачной, алкогольной, наркотической и других зависимостей, включая все виды «экранной зависимости» - телеманию, интернет-манию. Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети - будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог ее будущего развития. В каждой семье под руководством родителей растет будущий гражданин. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, зачастую вызывают лишь недоумение.
«Патриотическое воспитание» … Это словосочетание ранее звучало очень часто во всех учреждениях образования и воспитания. Так было раньше, ну а как же быть в свете нового времени? О каких идеалах, кумирах и стремлениях следует сейчас вести речь? Ответ на данный вопрос очень прост и близок. Нам кажется, нужно начинать с истоков. Это овеянные народной молвой, легендами и былинами, сказаниями русские добры молодцы, богатыри и витязи на Руси. Отчасти можно считать, что упоминания об этих персонажах положили начало понятию «патриотизм» в России. Именно легендарные герои, до сих пор любимы и узнаваемы многими поколениями россиян, так горячо любили свою Родину и в случае беды могли протянуть руку помощи любому страждущему.
Исходя из этого, важно отобрать содержание и знания, которые бы способствовали:
- Воспитанию у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, школе, улице, посёлку;
- Формированию бережного отношения к природе;
- Воспитанию уважения к труду;
- Развитие интереса к русским традициям;
- Расширению представлений о городах России;
- Знакомству детей с символами государства;
- Развитию чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- Толерантного отношения к другим народам.
2. Цели и задачи программы.
Цель: Формирование у подрастающего поколения патриотических качеств и чувства сопричастности к истории Отечества.
Задачи:
- сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;
- сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;
- сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
- сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;
- сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта;
- воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов.
3. Механизм реализации программы.
Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет Совет по реализации Программы (далее именуемый Совет). В его состав могут входить участники образовательного процесса и иные лица, заинтересованные в организации и совершенствовании деятельности по патриотическому воспитанию.
Совет определяет содержание конкретных мероприятий по реализации Программы, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе.
Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, обучающиеся и их родители.
Заповеди, на основе которых строится работа
по патриотическому воспитанию обучающихся:
ü цени и оберегай свое отечество;
ü овладевай, совершенствуй и сохраняй традиции и культуру своего народа;
ü дорожи историей своего народа;
ü свято относись к символике своей страны
ü береги красоту своего края.
Мероприятия по реализации Программы
№ | Мероприятия | Сроки |
1. | Праздник “Здравствуй, школа!” | сентябрь |
2. | Работа школьного пресс-центра. | сентябрь |
3. | Конкурс-выставка «Урожай года» | сентябрь |
4. | Тематические классные часы | сентябрь |
5. | Заседание Совета по реализации Программы по вопросам планирования работы и организации различных мероприятий. | октябрь |
6. | Привлечение родителей обучающихся к организации и проведению мероприятий по воспитанию патриотизма и гражданственности. | ежегодно |
7. | Праздничная программа ко Дню Учителя, для ветеранов педагогического труда. | октябрь |
8. | Тематические классные часы “Азбука нравственности”, “Кем быть и каким быть? | октябрь |
9. | Презентация детских организаций «Солнечный город» (1 класс) и «Будущее Югры» (5 класс). | ноябрь |
10. | Праздничная программа ко Дню Матери. | ноябрь |
11. | Тематические классные часы. Толерантность. | ноябрь |
12. | Патриотический БУМ:
| ноябрь |
13. | Тематический классный час «Я - дома, я - в школе, я - среди друзей» | ноябрь |
14. | Вахта памяти С. Ройд | ноябрь |
15. | Работа театрально-вокальной студии “Золотой ключик”. | ежегодно |
16. | Работа поисковой группы «Память». | декабрь |
17. | Акция “Доброе сердце растопит снег”. | декабрь |
Акция «Остановись, подумай!» | декабрь | |
18. | I тур конкурса «Ученик года» | январь |
19. | Акция “Письмо солдату” | январь |
20. | Тематические классные часы “Государственные символы России”, “Обычаи и традиции моей страны”. | февраль |
21. | Проведение конкурса рисунков на тему “Сердцу милая Родина”. | ежегодно |
22. | Вечер встречи выпускников. | февраль |
23. | Встреча с ветеранами ВОВ, афганских и чеченских войн. | февраль |
24. | Смотр строя и песни | февраль |
25. | Конкурс поделок военной техники | февраль |
26. | Конкурсная программа “А ну-ка, мальчики!”, соревнование «Радист» | февраль |
27. | Тематический классный час “Люди, достойные подражания”. | февраль |
28. | Тематический классный час | февраль |
29. | Выставка рисунков и газет “России верные сыны” | февраль |
30. | Районный фестиваль патриотической песни “Патриот” | февраль |
31. | Вахта памяти Н. Кухаря | март |
32. | Праздничный концерт «Весенняя капель» | март |
33. | Акция «Белая ромашка» | март - апрель |
34. | Праздничные концерты в день выборов | ежегодно |
35. | Всемирный день здоровья | апрель |
36. | Конкурс рисунков «Сыны неба» | апрель |
37. | Конкурс рисунков и газет ко Дню Победы | Апрель, май |
38. | Митинг, посвящённый 9 Мая | май |
39. | Возложение гирлянды | май |
40. | Фестиваль патриотической песни «Красные маки» | май |
41. | Тимофеевские чтения | ежегодно |
42. | Акция «Ветеран живёт рядом» (Поздравление ветеранов ВОв), | май |
43. | Тематический классный час “Этих дней не смолкнет слава” | май |
44. | Конкурс рисунков на асфальте «Пусть всегда будет солнце» | июнь |
45. | День памяти – 22 июня | июнь |
4. Оценка эффективности реализации программы
- положительное отношение к родному краю;
- улучшение взаимопонимания между детьми, родителями, бабушками, дедушками (укрепление внутрисемейных связей);
- уважение к символике страны, гордости за принадлежность к своей стране и ее народу;
- проведение фестивалей и конкурсов по патриотической тематике;
- готовность и стремление к выполнению своего гражданского и патриотического долга;
- повышение компетентности педагогов по патриотическому воспитанию дошкольников;
Ожидаемые результаты.
В процессе реализации школьной программы по патриотическому воспитанию обучающихся “Стань гражданином” у выпускников к моменту окончания школы должны быть сформированы следующие качества личности:
- активная гражданская позиция;
- способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, Родины;
- чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
- духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
- способность к саморазвитию.
Приложение № 1
Анкета для учителей.
№ | Вопрос | Да | нет |
1 | Актуальна ли в наше время проблема патриотического воспитания? | ||
2 | Правомерно ли говорить о патриотическом воспитании применительно к детям школьного возраста? | ||
3 | Обладаете ли Вы личностными качествами, которые могут служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей? | ||
4 | Считаете ли Вы нужным увеличить запас знаний по истории и географии России? | ||
5 | Хорошо ли Вы знаете народную культуру, традиции? | ||
6 | Достаточно ли у Вас знаний о посёлке, в котором вы живете? | ||
7 | Позволяет ли Вам ясность, образность и выразительность речи донести до сознания детей информацию по проблеме патриотического воспитания? | ||
8 | Можете ли Вы проектировать и планировать работу по данному направлению с детьми той возрастной группы, с которой работаете? | ||
9 | Владеете ли Вы соответствующими методиками и технологиями? | ||
10 | Проводите ли вы досуги и развлечения по теме? | ||
11 | Востребована ли тема патриотического воспитания детей в работе с семьей? |
Приложение № 2
№ | Критерии оценки | Оценка зам. директора по ВР | Оценка педагога |
1 | Создает условия для развития эмоционально положительного отношения к родному посёлку, культуре, традициям, символике, природе России. | ||
2 | Представляет детям возможность осваивать предлагаемую в доступной форме информацию (художественная литература, иллюстрации, наглядные пособия, экскурсии). | ||
3 | Создает условия для самостоятельной творческой деятельности школьников. | ||
4 | Дает детям представления: Ø об истории государства; Ø об истории быта и о традициях народов России; Ø о народных праздниках. | ||
5 | Знакомит с устным народным творчеством. | ||
6 | Формирует бережное отношение к природе | ||
7 | Знакомит детей с символикой государства: Флагами (государственный, военно-морской, знамя Победы) и гербами (государственный, герб города, района), их назначением. | ||
8 | Знакомит с историей родного посёлка, его улицами, площадями, достопримечательностями, зелеными зонами. | ||
9 | Организует совместную деятельность детей и взрослых: игры, досуги и развлечения. |
Приложение № 3 (диагностика детей)
Ф.И.ребенка |
|
| ||||||||||||||||||
1. Родная страна: Название страны Название своего края, округа Название посёлка Домашний адрес Название достопримечательностей города Название зеленых зон Название улиц, площадей | ||||||||||||||||||||
2. Символика Флаг России Герб России Герб округа, района Гимн России | ||||||||||||||||||||
3. История народной культуры и традиций Народная игрушка Народные праздники Жилище человека и предметы быта | ||||||||||||||||||||
4. Историко-географический и природный компоненты Природные богатства нашей страны Различные природно-климатические зоны (тундра, лес) Виды ландшафта (горы, равнина) | ||||||||||||||||||||
5. Личностный компонент Отношение к окружающей среде Забота о близких Проявление дружелюбия Умение управлять своими чувствами, договориться Умение анализировать свои поступки и поступки других |
Высокий уровень -
Знает название поселка, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, название улиц, площадей; знает флаг, герб, гимн России; герб ХМАО; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки.
Средний уровень -
Знает название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, улицы, площади поселка (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
Низкий уровень -
Не знает названия страны, поселка. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного поселка; плохо знает названия улиц; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки
Приложение № 4
Анкета для родителей.
1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
_________________________________________________________________________
2. Возможно ли патриотическое воспитание в школе?
________________________________________________________________________
3. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей школьного возраста?
________________________________________________________________________
4. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?
________________________________________________________________________
6. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей школьного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
_________________________________________________________________________
7. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?
________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Приложение № 5
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «МОЙ ПОСЁЛОК»
Цель: Закрепление и расширение знаний о родном посёлке.
Задачи:
1. Познакомить с историей возникновения посёлка. Обратить внимание на то, что в названиях отдельных улиц нашла отражение история посёлка. Посёлок - результат труда людей разных поколений.
2. Познакомить с предприятиями посёлка, историей их возникновения и влиянием на экономическое развитие посёлка, края, страны. Подчеркнуть: история посёлка неотделима от истории страны.
3. Познакомить с людьми, прославившими район. Подготовить вместе с детьми выставку фотографий почетных людей района.
4. Ознакомить с разными по назначению зданиями посёлка, историческими памятниками.
5. Рассказать о местах отдыха, об экологии посёлка.
Темы:
1. МОЙ РОДНОЙ ПОСЁЛОК.
Местоположение посёлка, его экономическое значение. История возникновения посёлка. Люди, населяющие посёлок. Место, где человек родился, называется родным. Все любят родной посёлок, тоскуют по нему, когда уезжают, много делают для того, чтобы он стал лучше. У каждого посёлка, как и у человека, есть имя, день рождения.
2. УЛИЦЫ МОЕГО ПОСЁЛКА.
«Малая родина в далёкой Сибири - мой дом, двор, улица». Дорога от дома к школе. История главной улицы посёлка. В посёлке много улиц, они тоже имеют свои названия.
3. ТРАНСПОРТ ПОСЁЛКА.
Виды транспорта. История создания городского транспорта.
4. ПРИРОДА РОДНОГО ПОСЁЛКА.
Флора и фауна. Беседы о сохранении природы. Места отдыха игримчан (парковая зона, береговая)
5. НАШЕ НАСЛЕДИЕ.
Культурное наследие жителей города: произведения местных поэтов, художников, музыкантов. Архитектура города.
6. ПОЧЕТНЫЕ ЛЮДИ РАЙОНА. ЗАЩИТНИКИ РОДНОЙ ЗЕМЛИ.
Славные подвиги защитников родной земли.
8. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ.
Вечный огонь, памятник Г.Е. Собянину – героям-игримчанам.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:
Совместная деятельность детей и родителей.
1. Подбор открыток, фотографий для оформления альбомов, выставок.
2. Посещение памятников, участие в качестве зрителей на праздниках, посвященных Дню города, День памяти, народные и другие профессиональные праздники.
Ожидаемые результаты:
1. Дети знают историю своего города
2. Уважение к жителям города.
3. Забота о природных и культурных ценностях города
4. Уважение традиций города
Приложение № 6
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ШКОЛЬНЫЙ АЛЬБОМ»
Цель: Укрепление связи поколений в школе, уважения к представителям старшего поколения.
Добровольность участия каждого учителя - обязательное требование и условие данной работы.
Задачи:
1. Развивать интерес к своим педагогам, друзьям.
2. Формировать познавательный интерес к представителям старшего поколения.
3. Воспитывать уважение и почитание людей старшего поколения.
4. Обратить внимание на внешние признаки сходства и различия детей, содействовать половой идентификации.
Темы:
1. ВЫСТАВКА ФОТОГРАФИЙ ДЕТЕЙ ПО КЛАССАМ «КАКИЕ МЫ»
2. «МЫ - РАЗНЫЕ»
Описание внешнего вида детей: рост, цвет волос, глаз… Определение настроения по выражению лица, если лицо веселое - настроение хорошее, если лицо грустное - настроение - плохое, настроение можно определить по положению губ, бровей. Если брови сдвинуты, уголки губ опущены - настроение плохое. Если брови расправлены, уголки губ приподняты - хорошее. Того, у кого плохое настроение, нужно пожалеть, погладить, сказать ласковые слова.
Когда дети вырастут, мальчики станут мужчинами, девочки - женщинами. Быть настоящими мужчинами и женщинами непросто, готовиться к этому нужно с детства.
Что означают наши имена?
3. МОИ ОДНОКЛАССНИКИ И ОДНОКЛАССНИЦЫ.
4. МОЙ КЛАСС.
Рассматривание фотографий. Беседа о взаимоотношениях в классе и между собой.
5. МОИ ДРУЗЬЯ.
Составление детьми рассказов о своих друзьях.
6. НАША ШКОЛА.
История школы в фотографиях.
7. КАКИМ Я БЫЛ, КАКИМ Я СТАНУ.
Рассматривание с детьми альбома выпускников. Беседы по его созданиюэ
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:
Совместная деятельность детей и родителей.
Досуги «Бабушкин сундучок».
Ожидаемые результаты:
- Уважение и почитание людей старшего поколения
- Установление контакта со старшими, укрепление школьных традиций, духовное общение детей.
Рекомендации для родителей.
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.
Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
· Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
· Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
· Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
· Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
· Расширяйте собственный кругозор
· Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
· Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
· Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
Приложение № 7
Этапы работы с детьми
↓
Обследование знаний детей |
↓
Подготовка теоретического материала | Подготовка практического материала |
↓
Занятия познавательного цикла | Сбор фотоматериалов и оформление альбомов |
↓
Занятия по художественной литературе | Организация выставок, конкурсов |
↓
Экскурсии, беседы | Составление генеалогического древа |
↓
Дидактические игры | Продуктивная деятельность |
↓
Посещение музеев |
↓
Праздники, развлечения |
|
|
|
Накопление и оформление практического материала |
Приложение № 8.
ЭТАПЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Анкетирование |
↓
Составление плана работы с родителями |
↓
Определение основных форм работы |
↓
Совместные праздники |
↓
Открытые просмотры |
↓
Консультации |
↓
СМИ для родителей |
↓
Встречи с ветеранами войны и труда |
↓
Конкурсы: «Мамины руки не знают скуки», «Папа может все что угодно», «Папа, мама и я – спортивная семья» |
↓
Праздник пожилого человека |
↓
Организация фотовыставки «Наши папы и мамы» |
↓
Оформление материалов, методические рекомендации |
Приложение № 9
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЖИТЬ – РОДИНЕ СЛУЖИТЬ»
Цель: расширить знания детей о тех, кто защищает наше Отечество.
Задачи:
1. Показать образ защитника Родины через образы реально существовавших исторических личностей, былинных и сказочных богатырей.
2. Воспитывать чувство гордости за воинов, защищавших нашу Родину в разные периоды ее истории. Воспитывать уважение к ветеранам ВОВ, прославившим родной посёлок, традиции преемственности поколений.
3. Познакомить с особенностями службы солдат разных родов войск.
4. Подвести к обобщению: наша армия - защищает всех детей, наша армия - армия- освободительница.
Темы:
1. «КТО ТАКИЕ БОГАТЫРИ»
Познакомить детей с образами русских былинных богатырей: Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич.
2. «ПОЛКОВОДЦЫ – СЛАВА И ГОРДОСТЬ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»
Дать знания о предках. Показать ум, преданность Отечеству.
3. «ГЕРОИ – ОСВОБОДИТЕЛИ»
На примере конкретных исторических событий знакомить детей с героическими подвигами русских людей; показать, что благодарность им и память народа о них живет в произведениях искусства.
4. «ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА»
Расширить знания о Российской Армии - надежной защитнице нашей Родины. Познакомить и расширить представления о разных родах войск.
Совместная деятельность с родителями.
- Помощь родителей в подготовке оборудования и оформлении зала к праздникам;
- Проведения собрания пап с целью подготовки встречи с детьми для ознакомления их с различными родами войск.
- Экскурсия к памятнику Г.Е. Собянина с возложением цветов.
Ожидаемые результаты:
Гордость за свой народ, армию, желание, встать на защиту своей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_stan_grazhdaninom_avtosohranennyy.docx | 59.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработала:
педагог-организатор
Домничева
Наталья Владиславовна,
Содержание.
Введение 3
Содержание проблемы патриотического воспитания и обоснование необходимости ее решения программными методами. 4
Цель и задачи программы.6
Механизм реализации программы. 7
Оценка эффективности реализации программы………………………………………………………….……..9
Ожидаемые результаты …………………………………………………………………………………………………….10
Приложение ………………………………………………………………………………………………………………………….11
Любовь к Отечеству должна исходить из любви к человечеству.
В. Г. Белинский.
Введение
Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться с первого класса. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. («Концепция патриотического воспитания граждан РФ»).
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что в школе в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть формируются гражданственность и патриотизм.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 года, определили основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина- патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время».
МБОУ Игримская СОШ № 1 работает по программе «Стань гражданином своей Родины» с 2008 года. Наряду с сохранением и укреплением здоровья детей одной из задач организации «Солнечный город» является воспитание нравственных качеств школьника, а патриотическое воспитание - часть нравственного воспитания. Настоящий патриот должен быть здоров физически и нравственно, т.к. народная мудрость гласит: «В здоровом теле - здоровый дух», вот почему к задаче воспитания здорового образа жизни теснейшим образом примыкает задача патриотического воспитания.
Программа «Стань гражданином своей Родины» разработана для детей в возрасте с 6 до 10 лет. При написании программы мы опирались на следующие нормативные документы:
- Закон «Об образовании РФ»;
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006- 2010 годы», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года № 422;
- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации;
- Федеральный Закон «О днях воинской славы (победных днях) России от 13 марта 1995 г № 32 ФЗ (с изменениями от 22 августа 2004 года).
В основу программы положены принципы:
- Дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его возможностей и интересов;
- Развивающий характер обучения;
- Сочетание научности и доступности исторического материала;
- Наглядность;
- Профессиональная компетентность педагога;
- Систематичность и последовательность.
- Принцип системно - организованного подхода, который предполагает скоординированную работу педагогов;
- Принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующегося любовью к семье, городу, краю, стране;
- Принцип от близкого к далекому.
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
Программа «Стань гражданином своей Родины» предусматривает распределение работы по патриотическому воспитанию по трем блокам:
1 блок - «Семья это Я».
2 блок - «Родной поселок».
3 блок - «Моя страна».
Каждая из тем повторяется из класса в класс, изменяются только содержание, объем познавательного материала, сложность и длительность изучения. Это длительное, систематическое и целенаправленное воздействие на ребенка, так как воспитание патриотических чувств не ограничивается временными отрезками, они не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных мероприятий.
1 блок - «Семья это Я».
Значение семьи в государственной политике России можно определить по последним строчкам завещания императора Александра III своему сыну Николаю: «Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства». Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, к отцу, бабушке, дедушке. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление важных моментов:
- корни каждого - в истории и традициях семьи;
- семья - ячейка общества, хранительница национальных традиций;
- счастье семьи - счастье и благополучие народа.
К сожалению известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны. Вот почему так важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи.
2 блок - «Родной посёлок».
Знакомство ребёнка начинается с того, что его окружает; леса, реки, болота. Важно показать ребенку, что родной посёлок славен своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми. Продолжением работы будет знакомство с родным краем, с городами России. Посёлок - частица Родины. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству
3 блок - «Моя страна».
Знакомство со столицей России, с символикой государства. Воспитание любви к своему отечеству должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к другим народам, соблюдением традиций.
Систему работы можно представить следующим образом: семья→школа→ моя улица→ →мой поселок→моя страна.
Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребенка формируется индивидуально. Он связан с духовным миром человека. И задача педагогов сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу, педагог сам должен знать природные, культурные, экономические и социальные особенности региона, где он живет. А самое главное, необходимо, чтобы педагог любил Родину, свой край, поселок и помнил слова академика Д.С. Лихачева: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле».
Особенностью Программы является разработка и реализация в работе с детьми образовательных проектов, приуроченных к памятным датам:
- Школьный альбом /приложение № 6/
- Родной посёлок /приложение № 5/
- Бабушка рядышком с дедушкой
- Жить - Родине служить /приложение № 9/
- Кто на Севере живет
- С них берем пример (почетные люди района)
- Содержание проблемы патриотического воспитания и обоснование необходимости ее решения программными мероприятиями.
Почему возникла необходимость в разработке программы?
В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые (День Российского флага., День единства, День семьи), молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры, все чаще с «помощью телевидения» в детские души вторгается реклама, нормой жизни становится уклонение от службы в армии, открытие детских домов при живых родителях. Произошла смена кумиров молодежи, в качестве образца предлагаются не вечные истины и доблести, а криминальная, силовая героика. Объективными показателями нравственного неблагополучия в сфере детства являются: проявление табачной, алкогольной, наркотической и других зависимостей, включая все виды «экранной зависимости» - телеманию, интернет-манию. Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети - будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог ее будущего развития. В каждой семье под руководством родителей растет будущий гражданин. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, зачастую вызывают лишь недоумение.
«Патриотическое воспитание» … Это словосочетание ранее звучало очень часто во всех учреждениях образования и воспитания. Так было раньше, ну а как же быть в свете нового времени? О каких идеалах, кумирах и стремлениях следует сейчас вести речь? Ответ на данный вопрос очень прост и близок. Нам кажется, нужно начинать с истоков. Это овеянные народной молвой, легендами и былинами, сказаниями русские добры молодцы, богатыри и витязи на Руси. Отчасти можно считать, что упоминания об этих персонажах положили начало понятию «патриотизм» в России. Именно легендарные герои, до сих пор любимы и узнаваемы многими поколениями россиян, так горячо любили свою Родину и в случае беды могли протянуть руку помощи любому страждущему.
Исходя из этого, важно отобрать содержание и знания, которые бы способствовали:
- Воспитанию у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, школе, улице, посёлку;
- Формированию бережного отношения к природе;
- Воспитанию уважения к труду;
- Развитие интереса к русским традициям;
- Расширению представлений о городах России;
- Знакомству детей с символами государства;
- Развитию чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- Толерантного отношения к другим народам.
- Цели и задачи программы.
Цель: Формирование у подрастающего поколения патриотических качеств и чувства сопричастности к истории Отечества.
Задачи:
- сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;
- сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;
- сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
- сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;
- сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта;
- воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов.
- Механизм реализации программы.
Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет Совет по реализации Программы (далее именуемый Совет). В его состав могут входить участники образовательного процесса и иные лица, заинтересованные в организации и совершенствовании деятельности по патриотическому воспитанию.
Совет определяет содержание конкретных мероприятий по реализации Программы, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе.
Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, обучающиеся и их родители.
Заповеди, на основе которых строится работа
по патриотическому воспитанию обучающихся:
- цени и оберегай свое отечество;
- овладевай, совершенствуй и сохраняй традиции и культуру своего народа;
- дорожи историей своего народа;
- свято относись к символике своей страны
- береги красоту своего края.
Мероприятия по реализации Программы
№ | Мероприятия | Сроки |
1. | Праздник “Здравствуй, школа!” | сентябрь |
2. | Работа школьного пресс-центра. | сентябрь |
3. | Конкурс-выставка «Урожай года» | сентябрь |
4. | Тематические классные часы | сентябрь |
5. | Заседание Совета по реализации Программы по вопросам планирования работы и организации различных мероприятий. | октябрь |
6. | Привлечение родителей обучающихся к организации и проведению мероприятий по воспитанию патриотизма и гражданственности. | ежегодно |
7. | Праздничная программа ко Дню Учителя, для ветеранов педагогического труда. | октябрь |
8. | Тематические классные часы “Азбука нравственности”, “Кем быть и каким быть? | октябрь |
9. | Презентация детских организаций «Солнечный город» (1 класс) и «Будущее Югры» (5 класс). | ноябрь |
10. | Праздничная программа ко Дню Матери. | ноябрь |
11. | Тематические классные часы. Толерантность. | ноябрь |
12. | Патриотический БУМ:
| ноябрь |
13. | Тематический классный час «Я - дома, я - в школе, я - среди друзей» | ноябрь |
14. | Вахта памяти С. Ройд | ноябрь |
15. | Работа театрально-вокальной студии “Золотой ключик”. | ежегодно |
16. | Работа поисковой группы «Память». | декабрь |
17. | Акция “Доброе сердце растопит снег”. | декабрь |
Акция «Остановись, подумай!» | декабрь | |
18. | I тур конкурса «Ученик года» | январь |
19. | Акция “Письмо солдату” | январь |
20. | Тематические классные часы “Государственные символы России”, “Обычаи и традиции моей страны”. | февраль |
21. | Проведение конкурса рисунков на тему “Сердцу милая Родина”. | ежегодно |
22. | Вечер встречи выпускников. | февраль |
23. | Встреча с ветеранами ВОВ, афганских и чеченских войн. | февраль |
24. | Смотр строя и песни | февраль |
25. | Конкурс поделок военной техники | февраль |
26. | Конкурсная программа “А ну-ка, мальчики!”, соревнование «Радист» | февраль |
27. | Тематический классный час “Люди, достойные подражания”. | февраль |
28. | Тематический классный час | февраль |
29. | Выставка рисунков и газет “России верные сыны” | февраль |
30. | Районный фестиваль патриотической песни “Патриот” | февраль |
31. | Вахта памяти Н. Кухаря | март |
32. | Праздничный концерт «Весенняя капель» | март |
33. | Акция «Белая ромашка» | март - апрель |
34. | Праздничные концерты в день выборов | ежегодно |
35. | Всемирный день здоровья | апрель |
36. | Конкурс рисунков «Сыны неба» | апрель |
37. | Конкурс рисунков и газет ко Дню Победы | Апрель, май |
38. | Митинг, посвящённый 9 Мая | май |
39. | Возложение гирлянды | май |
40. | Фестиваль патриотической песни «Красные маки» | май |
41. | Тимофеевские чтения | ежегодно |
42. | Акция «Ветеран живёт рядом» (Поздравление ветеранов ВОв), | май |
43. | Тематический классный час “Этих дней не смолкнет слава” | май |
44. | Конкурс рисунков на асфальте «Пусть всегда будет солнце» | июнь |
45. | День памяти – 22 июня | июнь |
4. Оценка эффективности реализации программы
- положительное отношение к родному краю;
- улучшение взаимопонимания между детьми, родителями, бабушками, дедушками (укрепление внутрисемейных связей);
- уважение к символике страны, гордости за принадлежность к своей стране и ее народу;
- проведение фестивалей и конкурсов по патриотической тематике;
- готовность и стремление к выполнению своего гражданского и патриотического долга;
- повышение компетентности педагогов по патриотическому воспитанию дошкольников;
Ожидаемые результаты.
В процессе реализации школьной программы по патриотическому воспитанию обучающихся “Стань гражданином” у выпускников к моменту окончания школы должны быть сформированы следующие качества личности:
- активная гражданская позиция;
- способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, Родины;
- чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
- духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
- способность к саморазвитию.
Приложение № 1
Анкета для учителей.
№ | Вопрос | Да | нет |
1 | Актуальна ли в наше время проблема патриотического воспитания? | ||
2 | Правомерно ли говорить о патриотическом воспитании применительно к детям школьного возраста? | ||
3 | Обладаете ли Вы личностными качествами, которые могут служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей? | ||
4 | Считаете ли Вы нужным увеличить запас знаний по истории и географии России? | ||
5 | Хорошо ли Вы знаете народную культуру, традиции? | ||
6 | Достаточно ли у Вас знаний о посёлке, в котором вы живете? | ||
7 | Позволяет ли Вам ясность, образность и выразительность речи донести до сознания детей информацию по проблеме патриотического воспитания? | ||
8 | Можете ли Вы проектировать и планировать работу по данному направлению с детьми той возрастной группы, с которой работаете? | ||
9 | Владеете ли Вы соответствующими методиками и технологиями? | ||
10 | Проводите ли вы досуги и развлечения по теме? | ||
11 | Востребована ли тема патриотического воспитания детей в работе с семьей? |
Приложение № 2
№ | Критерии оценки | Оценка зам. директора по ВР | Оценка педагога |
1 | Создает условия для развития эмоционально положительного отношения к родному посёлку, культуре, традициям, символике, природе России. | ||
2 | Представляет детям возможность осваивать предлагаемую в доступной форме информацию (художественная литература, иллюстрации, наглядные пособия, экскурсии). | ||
3 | Создает условия для самостоятельной творческой деятельности школьников. | ||
4 | Дает детям представления:
| ||
5 | Знакомит с устным народным творчеством. | ||
6 | Формирует бережное отношение к природе | ||
7 | Знакомит детей с символикой государства: Флагами (государственный, военно-морской, знамя Победы) и гербами (государственный, герб города, района), их назначением. | ||
8 | Знакомит с историей родного посёлка, его улицами, площадями, достопримечательностями, зелеными зонами. | ||
9 | Организует совместную деятельность детей и взрослых: игры, досуги и развлечения. |
Приложение № 3 (диагностика детей)
Ф.И.ребенка | ||||||||||||||||||||
Название страны Название своего края, округа Название посёлка Домашний адрес Название достопримечательностей города Название зеленых зон Название улиц, площадей | ||||||||||||||||||||
Флаг России Герб России Герб округа, района Гимн России | ||||||||||||||||||||
Народная игрушка Народные праздники Жилище человека и предметы быта | ||||||||||||||||||||
Природные богатства нашей страны Различные природно-климатические зоны (тундра, лес) Виды ландшафта (горы, равнина) | ||||||||||||||||||||
Отношение к окружающей среде Забота о близких Проявление дружелюбия Умение управлять своими чувствами, договориться Умение анализировать свои поступки и поступки других |
Высокий уровень -
Знает название поселка, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, название улиц, площадей; знает флаг, герб, гимн России; герб ХМАО; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки.
Средний уровень -
Знает название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, улицы, площади поселка (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
Низкий уровень -
Не знает названия страны, поселка. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного поселка; плохо знает названия улиц; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки
Приложение № 4
Анкета для родителей.
- Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
_________________________________________________________________________
- Возможно ли патриотическое воспитание в школе?
________________________________________________________________________
- Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей школьного возраста?
________________________________________________________________________
- Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?
________________________________________________________________________
- Как Вы считаете, следует ли знакомить детей школьного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
_________________________________________________________________________
- Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?
________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Приложение № 5
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «МОЙ ПОСЁЛОК»
Цель: Закрепление и расширение знаний о родном посёлке.
Задачи:
1. Познакомить с историей возникновения посёлка. Обратить внимание на то, что в названиях отдельных улиц нашла отражение история посёлка. Посёлок - результат труда людей разных поколений.
2. Познакомить с предприятиями посёлка, историей их возникновения и влиянием на экономическое развитие посёлка, края, страны. Подчеркнуть: история посёлка неотделима от истории страны.
3. Познакомить с людьми, прославившими район. Подготовить вместе с детьми выставку фотографий почетных людей района.
4. Ознакомить с разными по назначению зданиями посёлка, историческими памятниками.
5. Рассказать о местах отдыха, об экологии посёлка.
Темы:
- МОЙ РОДНОЙ ПОСЁЛОК.
Местоположение посёлка, его экономическое значение. История возникновения посёлка. Люди, населяющие посёлок. Место, где человек родился, называется родным. Все любят родной посёлок, тоскуют по нему, когда уезжают, много делают для того, чтобы он стал лучше. У каждого посёлка, как и у человека, есть имя, день рождения.
- УЛИЦЫ МОЕГО ПОСЁЛКА.
«Малая родина в далёкой Сибири - мой дом, двор, улица». Дорога от дома к школе. История главной улицы посёлка. В посёлке много улиц, они тоже имеют свои названия.
- ТРАНСПОРТ ПОСЁЛКА.
Виды транспорта. История создания городского транспорта.
- ПРИРОДА РОДНОГО ПОСЁЛКА.
Флора и фауна. Беседы о сохранении природы. Места отдыха игримчан (парковая зона, береговая)
- НАШЕ НАСЛЕДИЕ.
Культурное наследие жителей города: произведения местных поэтов, художников, музыкантов. Архитектура города.
- ПОЧЕТНЫЕ ЛЮДИ РАЙОНА. ЗАЩИТНИКИ РОДНОЙ ЗЕМЛИ.
Славные подвиги защитников родной земли.
- ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ.
Вечный огонь, памятник Г.Е. Собянину – героям-игримчанам.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:
Совместная деятельность детей и родителей.
- Подбор открыток, фотографий для оформления альбомов, выставок.
- Посещение памятников, участие в качестве зрителей на праздниках, посвященных Дню города, День памяти, народные и другие профессиональные праздники.
Ожидаемые результаты:
- Дети знают историю своего города
- Уважение к жителям города.
- Забота о природных и культурных ценностях города
- Уважение традиций города
Приложение № 6
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ШКОЛЬНЫЙ АЛЬБОМ»
Цель: Укрепление связи поколений в школе, уважения к представителям старшего поколения.
Добровольность участия каждого учителя - обязательное требование и условие данной работы.
Задачи:
- Развивать интерес к своим педагогам, друзьям.
- Формировать познавательный интерес к представителям старшего поколения.
- Воспитывать уважение и почитание людей старшего поколения.
- Обратить внимание на внешние признаки сходства и различия детей, содействовать половой идентификации.
Темы:
- ВЫСТАВКА ФОТОГРАФИЙ ДЕТЕЙ ПО КЛАССАМ «КАКИЕ МЫ»
- «МЫ - РАЗНЫЕ»
Описание внешнего вида детей: рост, цвет волос, глаз… Определение настроения по выражению лица, если лицо веселое - настроение хорошее, если лицо грустное - настроение - плохое, настроение можно определить по положению губ, бровей. Если брови сдвинуты, уголки губ опущены - настроение плохое. Если брови расправлены, уголки губ приподняты - хорошее. Того, у кого плохое настроение, нужно пожалеть, погладить, сказать ласковые слова.
Когда дети вырастут, мальчики станут мужчинами, девочки - женщинами. Быть настоящими мужчинами и женщинами непросто, готовиться к этому нужно с детства.
Что означают наши имена?
- МОИ ОДНОКЛАССНИКИ И ОДНОКЛАССНИЦЫ.
- МОЙ КЛАСС.
Рассматривание фотографий. Беседа о взаимоотношениях в классе и между собой.
- МОИ ДРУЗЬЯ.
Составление детьми рассказов о своих друзьях.
- НАША ШКОЛА.
История школы в фотографиях.
- КАКИМ Я БЫЛ, КАКИМ Я СТАНУ.
Рассматривание с детьми альбома выпускников. Беседы по его созданиюэ
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:
Совместная деятельность детей и родителей.
Досуги «Бабушкин сундучок».
Ожидаемые результаты:
- Уважение и почитание людей старшего поколения
- Установление контакта со старшими, укрепление школьных традиций, духовное общение детей.
Рекомендации для родителей.
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.
Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
- Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
- Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
- Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
- Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
- Расширяйте собственный кругозор
- Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
- Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
- Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
Приложение № 7
Этапы работы с детьми
↓
Обследование знаний детей |
↓
Подготовка теоретического материала | Подготовка практического материала |
↓
Занятия познавательного цикла | Сбор фотоматериалов и оформление альбомов |
↓
Занятия по художественной литературе | Организация выставок, конкурсов |
↓
Экскурсии, беседы | Составление генеалогического древа |
↓
Дидактические игры | Продуктивная деятельность |
↓
Посещение музеев |
↓
Праздники, развлечения | |
Накопление и оформление практического материала |
Приложение № 8.
ЭТАПЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Анкетирование |
↓
Составление плана работы с родителями |
↓
Определение основных форм работы |
↓
Совместные праздники |
↓
Открытые просмотры |
↓
Консультации |
↓
СМИ для родителей |
↓
Встречи с ветеранами войны и труда |
↓
Конкурсы: «Мамины руки не знают скуки», «Папа может все что угодно», «Папа, мама и я – спортивная семья» |
↓
Праздник пожилого человека |
↓
Организация фотовыставки «Наши папы и мамы» |
↓
Оформление материалов, методические рекомендации |
Приложение № 9
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЖИТЬ – РОДИНЕ СЛУЖИТЬ»
Цель: расширить знания детей о тех, кто защищает наше Отечество.
Задачи:
1. Показать образ защитника Родины через образы реально существовавших исторических личностей, былинных и сказочных богатырей.
2. Воспитывать чувство гордости за воинов, защищавших нашу Родину в разные периоды ее истории. Воспитывать уважение к ветеранам ВОВ, прославившим родной посёлок, традиции преемственности поколений.
3. Познакомить с особенностями службы солдат разных родов войск.
4. Подвести к обобщению: наша армия - защищает всех детей, наша армия - армия- освободительница.
Темы:
- «КТО ТАКИЕ БОГАТЫРИ»
Познакомить детей с образами русских былинных богатырей: Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич.
- «ПОЛКОВОДЦЫ – СЛАВА И ГОРДОСТЬ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»
Дать знания о предках. Показать ум, преданность Отечеству.
- «ГЕРОИ – ОСВОБОДИТЕЛИ»
На примере конкретных исторических событий знакомить детей с героическими подвигами русских людей; показать, что благодарность им и память народа о них живет в произведениях искусства.
- «ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА»
Расширить знания о Российской Армии - надежной защитнице нашей Родины. Познакомить и расширить представления о разных родах войск.
Совместная деятельность с родителями.
- Помощь родителей в подготовке оборудования и оформлении зала к праздникам;
- Проведения собрания пап с целью подготовки встречи с детьми для ознакомления их с различными родами войск.
- Экскурсия к памятнику Г.Е. Собянина с возложением цветов.
Ожидаемые результаты:
Гордость за свой народ, армию, желание, встать на защиту своей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность 1 кл Рабочая программа "Я- гражданин России"
Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности...
Рабочая программа "Я гражданин России"
План воспитательной работы в 3 классе по программе "Я гражданин России"...
Авторская программа "Я - гражданин России"
Программа для учителей начальных классов по военно-патриотческому и гражданскому воспитанию учащихся....
Социальный проект-программа "Я - гражданин"
Материал представлен на международный интернет-конкурс "Здравствуйте, дети!"и является социальным проектом - программой воспитательной работы с детьми.Целью проекта являеется:обеспечение и...
Программа "Я - гражданин"
Программа "Я - гражданин" рассчитана на детей 7- 8 лет. За год проводится 34 занятия по направлениям: " Я и я ", "Я и школа"," Я и планета", "Я и семья", "Я и культура"Я и моё Отечество"....
Программа Я- гражданин России
Подпрограмма воспитания школьников с 1 по 4 класс "От возможностей каждого-к успешному классному коллективу"...
Программа "Я - гражданин России"
Программа по гражданско-патриотическому воспитанию "Я - гражданин России" расчитана на учащихся начальных классов....