Система работы с классным коллективом
статья на тему

Белоус Галина Леонидовна

Одним из важнейших проявлений и показаний гуманности являются человеческие отношения между людьми.Именно в начальных классах учитель закладывает азы познания добра и зла, милосердия и сострадания, понятия чувства долга и правил поведения в классе, учебном заведении, на улице и в общественных местах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_s_klassnym_kollektivom.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы с классным коллективом

На сегодняшнем этапе развития общества особо актуальным представляется построение учебного и воспитательного процесса на основах гуманистической педагогики и гуманистического образования.

Воспитательный процесс, построенный на положениях гуманистической педагогики, опирается на личность учащегося, основывается на конструктивной работе ученика и классного руководителя, в процессе которой учитель старается всемерно развивать инициативу своих подопечных и создать все условия для их личностного и творческого развития.

Одним из важнейших проявлений и показаний гуманности являются человеческие отношения между людьми.

Именно в начальных классах учитель закладывает азы познания добра и зла, милосердия и сострадания, понятия чувства долга и правил поведения в классе, учебном заведении, на улице и в общественных местах. Здесь ребёнок приобретает первых товарищей, сталкивается с доселе незнакомым понятием – одноклассники. Как воспитать в ребёнке верность дружбе и товариществу, умение жить среди ровесников, ценить дружбу и понимать чувство локтя своих друзей?

Поиску ответов именно на эти вопросы и помогает моя воспитательная программа.

Воспитательная работа с классом рассчитана на 4 года и строится по следующим направлениям:

•        Здоровьесберегающее.

•        Образовательное.

•        Нравственно-патриотическое.

  • Экологическое.

•        Трудовое.

•        Досуг.

•        Самоуправление.

•        Социальное партнёрство с семьёй.

•        Эстетическое.

  • Нравственно-патриотическое направление.

В формировании и развитии личности учащихся отводится ведущая роль гражданско-патриотическому, нравственному воспитанию, которое способствует становлению социально значимых ценностей у подрастающего поколения. В этом направлении проводится большая работа:

  • воспитывается уважение к символам и атрибутам Российского государства,
  • проходят Акции «Дорогою добра», «Милосердие», «Мы вместе»,
  • прививается любовь к малой родине, к родной школе через традиционные школьные дела (классные часы о Российской истории, о Югре, об истории школы, экскурсии в Музей истории русского быта, школьный музей

Становлению общечеловеческих ценностей в сознании учащихся способствовали мероприятия, посвященные Дню великой Победы. В эти дни проходила Акция «Война в моей семье», уроки мужества, конкурсы рисунков, открыток.

Здоровьесберегающее направление

Не в стороне остается и работа здоровьесберегающего направления воспитательной деятельности. Привлекая учащихся к занятиям в спортивных секциях, используя различные формы спортивных внеурочных праздников и мероприятий способствую повышению интереса к спортивной внеклассной работе.

Большое внимание уделяю классным часам, беседам о здоровом образе жизни, физкультминуткам на уроке, подвижным играм на свежем воздухе. Проводятся спортивные праздники, конкурсы «Весёлые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья», конкурсы рисунков о здоровом образе жизни.

«Экология»

Экологическое направление воспитательной работы предполагает сезонные экскурсии детей в природу, участие в ежегодной акции «Поможем птицам зимой», развешивание кормушек, скворечников, участие в экологических мероприятиях природного парка «Сибирские Увалы», в окружном экологическом проекте – «Путешествие стершонка Конда»

Ежегодно, в преддверии новогодних праздников проводятся эколого-краеведческие мероприятия в защиту хвойных - «Операция «Ель» и «Хвоинка».

«Образовательная деятельность»

Цель образовательного направления воспитательной деятельности - создание условий для раскрытия интеллектуальных, умственных способностей, развитие внимания, творческих способностей, привитие интереса к учёбе.

Учебно-познавательное направление реализуется через

  • развивающие часы и защиту в виде проектов;
  • предметные недели;
  • викторины, конкурсы по предметам;
  • индивидуальную работу с учащимися, с одарёнными детьми.
  • школьные, городские, дистанционные олимпиады и конкурсы;
  • выставку творческих работ Елаевой Натальи;
  • участие в городском конкурсе ученических проектов «Грани познания»
  • участие в региональном фестивале исследовательских работ «Открытие мира»
  • участие во Всероссийском конкурсе «Учебный проект» на сайте Издательского дома «Первое сентября».

Результат конкурсов – самореализация детей в учебной деятельности, проявление их творческих и интеллектуальных способностей.

«Школа искусства и этикета»

Творческий потенциал личности развивается через участие в классных, школьных и городских конкурсах, фестивалях («Осенняя ярмарка», «Фестиваль дружбы народов»). При посещении спектаклей, цирковых представлений повышается культурный уровень детей.

«Самоуправление»

Работа в органах ученического самоуправления способствует становлению личности учащихся, формирует активную гражданскую позицию.

Самоуправление класса складывается из распределения конкретных обязанностей между учащимися, выборы ответственных за наиболее важные секторы работы учащихся.

В классе организовано:

•        Рейды по проверке дневников.

•        Дежурство по классу.

•        Уход за комнатными цветами.

•        Проведение праздников совместно с родителями.

У учащихся начальных классов недостаточно развито умение самоуправления, поэтому данная задача актуальна на протяжении всей начальной ступени обучения.

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

Немалое внимание уделяю и трудовому воспитанию. Основополагающей идеей этого направления является систематический, совместный, созидательный, творческий, социально значимый труд. В классе организована разнообразная, насыщенная трудом деятельность (утепление окон, уборка пришкольной территории, дежурство в классе, генеральные уборки и т.п.), ведётся работа по социальному проектированию (акция «Поможем птицам зимой», социальный проект «Если хлеб зачерствел»), проходят классные часы о труде, профессиях родителей.

В процессе труда развиваются умственные способности, познаётся радость творчества. Только в труде на общую пользу ученик формируется как личность, как гражданин.

«Социальное партнёрство с семьёй».

Воспитательная работа не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Школа и семья - два важнейших воспитательно-образовательных института, которые изначально призваны пополнять друг друга и взаимодействовать между собой. С этой целью в классе ведётся работа с родителями. Систематически проводятся классные родительские собрания, разнообразные по формам (организационные, тематические, итоговые, собрания-диспуты), индивидуальные беседы с родителями, анкетирование детей и родителей по выявлению запросов и степени удовлетворённости деятельностью школы, класса. Проводятся совместные праздники, творческие дела, спортивных мероприятий.

«Досуг»

В наше время вопрос организации досуга детей встаёт особенно остро, т.к ребёнок, ещё не разбираясь во всех сложностях и проблемах жизни, с любопытством поглощает всё то негативное и опасное, чем наша жизнь, к сожалению, богата. Значит, надо организовать его деятельность так (особенно в свободное время), чтобы его ум и чувства тянулись к разумному, интересному, полезному, чтобы всё это давало ребёнку стимул для дальнейшего развития личности. В этом помогают занятия дополнительного образования и внеурочной деятельности.

Воспитательная работа в классе многоплановая и разносторонняя. Все мероприятия способствуют сплочению коллектива, раскрытию индивидуальных и творческих способностей учащихся, формируют эстетические вкусы, прививают навыки культуры общения, обогащают знания ребят. Дети с удовольствием участвуют в общешкольных, городских мероприятиях, во многих конкурсах различного уровня занимают призовые места.

И в заключение хочется сказать:

Не каждому ребёнку дано учиться на «4» и «5», но быть порядочным человеком может быть каждый. Я считаю, что классный руководитель, организуя любую деятельность своего ученика, должен предусмотреть в ней ситуацию успеха. Только тогда это даст возможность заметить достоинства каждого ребёнка, его исключительность, и дать возможность реализовать свои лучшие качества, таланты и склонности.

Я стараюсь помочь детям воплотить свои усилия в результат творческого удовлетворения, признания, а значит и счастья.

Если моим детям удастся добиться успеха в школе, у них будут все шансы добиться успеха в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по планированию воспитательной работы с классным коллективом.

Предложенный  материал поможет классному руководителю спланировать и организовать воспитательную работу ....

Анализ результатов воспитательной работы в классном коллективе

Материал для оформления папки классного руководителя....

Программа работы с классным коллективом

Программа работы с классным коллективом на 4 года...

Система работы с классным коллективом по линии патриотического воспитания.

Одним из главных направлений  воспитательной работы с классом является воспитание и развитие личности гражданина и патриота России, готового и способного защищать ее....

Самопрезентация работы учителя по теме «Мои идеи и находки в работе с классным коллективом"

Файл содержит презентацию по теме "Мои идеи и находки в работе с классным коллективом"...

Методические рекомендации классным руководителям по составлению планов воспитательной работы с классным коллективом

В  материале  представлены  основные  разделы,  необходимые  при составлении  планов  воспитательной  работы  с классным коллективом...