Программа воспитательной работы с классным коллективом «Азбука нравственности»
план-конспект на тему
...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 200 КБ |
![]() | 113.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
городского округа город Волгореченск
Костромской области
Программа воспитательной работы с классным коллективом.
Название программы:
«Азбука нравственности»
Составила: Катаргина О. Н.,
учитель начальных классов
высшей категории
г. Волгореченск 2016
Рецензия
на программу воспитательной работы в классе «Азбука нравственности»
педагога МОУ СОШ № 2 городского округа город Волгореченск Костромской области
Ольги Николаевны Катаргиной
В последние годы в педагогической среде значительно возрос интерес к использованию системного подхода в обучении и воспитании школьников. Появилось много педагогических коллективов, которые пробуют моделировать и создавать воспитательные системы. Изучение их опыта показывает, что системный подход и метод моделирования могут стать эффективными средствами обновления и повышения результативности воспитательной деятельности классного руководителя в современных условиях. Построение воспитательной системы класса в связи с этим становится объективной необходимостью.
Программа О.Н. Катаргиной затрагивает актуальную проблему гражданского и патриотического воспитания учащихся в 3-4 классах, которое является одной из важнейших задач воспитания, так как позволяет объединить в себе основные задачи деятельности коллектива учащихся.
Цель данной программы - создать условия для формирования внутренних стимулов развития личности каждого учащегося, помогающие ориентироваться в окружающем мире; воспитывать социально значимые качества личности как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие.
Сильной стороной программы является описание проблемы, постановка цели, решение образовательных и педагогических задач. Хорошо прописаны ожидаемые результаты. Также представлен план работы классного руководителя по достижению поставленных целей. Для реализации программы четко определены необходимые научно-методические и организационно- управленческие решения.
Решение проблем гражданского и патриотического воспитания осуществляется через различные формы воспитательной работы: беседы, конкурсы, проекты, классные часы, экскурсии, посещение концертов, спектаклей, викторины, игры- путешествия, тренинги, встречи, просмотр фильмов и телепередач и т.д.
Эффективным средством гражданского и патриотического воспитания школьников в программе О.Н. Катаргиной является коллективная творческая деятельность. Она учит обучающихся прислушиваться к мнению одноклассников, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывать умение терпеливо относиться к ошибкам других, учиться организаторским навыкам.
Плюсом данной программы можно считать еще и то, что планирование работы по воспитанию обучающихся осуществляется планомерно, в течение учебного года планы корректируются и изменяются по мере необходимости.
Для оценки результативности программы используются мониторинговые исследования (в приложении достаточно полно представлена система мониторинга).
Программа воспитательной работы в классе, разработанная и апробированная О.Н. Катаргиной способна на наш взгляд выступать мощным инструментом воспитательного процесса в классе. Данная программа представлялась Ольгой Николаевной в 2016 году на городском МО классных руководителей и результаты её деятельности по этой программе были высоко оценены классными руководителями города.
Директор школы Н.В.Балакирева
Зам.директора по ВР Т.В.Рыбина
Пояснительная записка:
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Роль воспитания подрастающего поколения подчёркивается в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»: «Важнейшая задача воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В решении этой задачи важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования… Исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит семье».
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка.
Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно - деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.
Я считаю, что гражданское и патриотическое воспитание учащихся в 3-4 классах является одной из важнейших задач воспитания, так как позволяет объединить в себе основные задачи деятельности коллектива учащихся.
Характеристика класса показывает, на что надо обратить особое внимание в 3-4 классе:
- Укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни
- Развитие межличностных отношений и совершенствование коллектива
- Формирование мотивации социально- значимой деятельности и воспитание гражданской ответственности
- Формирование мотивации к учебной и интеллектуальной деятельности.
Программа позволяет создать системный подход к воспитательной работе, базируется на возрастных особенностях, принципах воспитания.
Содержание программы включает в себя различные аспекты:
- Формирование механизмов собственного субъективного поведения, характера, мировоззрения.
- Формирование качеств культуры поведения.
- Приобщение к культуре родного края, традициям семьи, школы.
- Формирование бережного отношения к природе.
- Развитие познавательных интересов детей.
- Пропаганда здорового образа жизни.
- Работа с родителями.
- Диагностические исследования.
- Целостность, целенаправленность и эффективность воспитательной деятельности могут обеспечить объединенные усилия педагога и семьи.
Я использовала основные программные документы при написании программы:
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года,
- Программа «Развитие муниципальной системы дополнительного образования детей городского округа город Волгореченск Костромской области на 2006-2010 годы»
- Программа развития МОУ средней общеобразовательной школы №2 городского округа г. Волгореченск на 2006-2010 годы»
- Программа гражданского и патриотического воспитания детей и подростков на 2008-1010 годы МОУ СОШ № 2
- Устав МОУ СОШ № 2.
Принципы:
- принцип гуманистического воспитания;
- принцип личностно ориентированного подхода. Развитие личности происходит в социуме прежде всего в учебно-познавательной деятельности, в организации разнообразной и интересной жизни коллектива школы, в работе объединений по интересам, в свободном общении, в личной жизни растущего человека;
- принцип здоровьесберегающий. Важно воспитать у школьников ответственное отношение к своему здоровью, как важнейшему элементу будущего благополучия, добиться у учащихся понимания того, что здоровый образ жизни – это норма;
- принцип природосообразности: обязательный учет природы ребенка, его половозрастных особенностей, максимальное сближение развития и жизни детей с жизнью живой природы;
- принцип деятельного подхода. Воспитание через организацию интересной для ребенка деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой;
Решение проблем гражданского и патриотического воспитания осуществляется через различные формы воспитательной работы: беседы, конкурсы, проекты, классные часы, экскурсии, посещение концертов, спектаклей, викторины, игры- путешествия, тренинги, встречи, просмотр фильмов и телепередач и т.д.
Эффективным средством гражданского и патриотического воспитания является коллективная творческая деятельность. Она заставит учащегося прислушиваться к мнению одноклассников, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывать умение терпеливо относиться к ошибкам других, учиться организаторским навыкам.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Цель программы:
Создать условия для формирования внутренних стимулов развития личности каждого учащегося, помогающие ориентироваться в окружающем мире; воспитывать социально значимые качества личности как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие.
Задачи программы:
1.Формировать потребности и мотивы гражданского, нравственного поведения учащихся
2.Формировать представления о здоровом образе жизни
3.Формировать патриотические чувства: любовь к малой Родине, чувства гордости за свою семью, школу, свой край.
4. Обогатить эмоциональный и интеллектуальный мир детей
Прогнозируемые результаты программы:
- Формирование навыков и привычек нравственного поведения
- Обогащение эмоционального мира учащихся и формирование у них нравственных чувств
- Накопление и обогащение опыта гражданского поведения у детей путем организации их практической деятельности
- Формирование у учащихся ответственности за свое здоровье
- Формирование моральных норм, вооружение знаниями о морали
- Формирование коммуникативных умений и навыков, способности адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях.
Изучение эффективности воспитательной системы.
В качестве мерила эффективности функционирования воспитательной системы я выбрала критерии, позволяющие оценить результативность осуществляемой деятельности по достижению целевых ориентиров.
- Развитость познавательного потенциала ребенка.
- Нравственная направленность личности.
- Сформированность у учащихся первоначальных умений самопознания, самостроительства, самореализации, самоутверждения.
- Креативность ребенка.
- Удовлетворенность ученика самим собой и жизнедеятельностью в классном коллективе.
Диагностика реализации программы.
- Педагогическое наблюдение
- Использование методов специальной диагностики
- Тестирование
- Микроисследования.
Исследовательский инструментарий (примерный) представлен в таблице:
№ п/п | Предмет диагностики | Методы исследования | Время изучения |
1 | Выявление мотивов учебной деятельности | Опросник исследования мотивов познавательной деятельности | Сентябрь |
2 | Концентрация и устойчивость внимания | Корректурная проба | Октябрь |
3 | Состояние межличностных отношений в коллективе | Социометрия | Ноябрь |
4 | Развитие личностных качеств учащихся | Методика «Инакость» А.Герасимова | Декабрь |
5 | Креативность учеников | Краткий тест творческого мышления | Январь |
6 | Дружба в жизни учащихся | Методика «Дружить нужно уметь» А.Герасимова | Январь |
7 | Нравственная воспитанность учащихся | Методика «Размышляем о жизненном опыте» Н.Е.Щурковой, адаптирована В.М.Ивановой, Т.В.Павловой, Е.Н.Степановым | Февраль |
8 | Изучение уровня развития мыслительных операций | Тест Р. Кеттелла | Март |
9 | Изучение удовлетворенности школьной жизнью | Методика «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью» А.А.Андреева | Апрель |
10 | Освоение образовательной программы | Тесты, методы статистического анализа | Май-июнь |
Формы проведения мероприятий:
- беседа
- классный час
- рассказы детей, беседа
- викторина
- праздник
- акция
- конкурсы рисунков, стихов, сочинений
- фото-выставка
- конкурс рисунков
- экскурсии
- спортивные праздники
- игры
- конкурс рисунков
- игра - путешествие
- конкурс для всей семьи
- КВН
- театрализованное представление
- исследовательская работа
- диагностические исследования
- семейные викторины
- классное самоуправление
Время реализации программы
2016-2017 учебный год - 1 этап – реализация программы
2017-2018 учебный год – 2 этап – реализация и анализ результатов реализации программы
Направления воспитательной работы.
В соответствии с результатами диагностики, определения уровня развития и интересов учащихся, выявления проблем в личностном развитии и межличностных отношениях были выбраны следующие направления воспитательной работы:
Направление I. «Если хочешь быть здоров»
Цель работы: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи:
- выявить уровень здоровья каждого ребёнка и целенаправленно отслеживать его на протяжении учёбы в начальной школе;
- создать условия для укрепления здоровья учащихся, их полноценного физического развития;
- организовать систему профилактической работы по предупреждению дорожного травматизма.
Формы реализации:
- спортивные конкурсы
- соревнования внутри класса и между классами
- турниры
- веселые старты
- походы
- дни здоровья
- утренняя зарядка
- физкультминутки
- подвижные игры
Направление II. «Мой мир знаний»
Целью деятельности в этом направлении является оказание помощи ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные способности в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Задачи:
- определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития;
- создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
- формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность;
- Сохранить любопытство и информационную ненасыщаемость.
Формы реализации:
- интеллектуальные марафоны внутри класса, параллели;
- интеллектуальные бои;
- тренинги интеллектуальных умений;
- предметные олимпиады;
- тематические КВНы;
- брейн-ринги;
- викторины;
- мозговые штурмы
Направление III. «Я – гражданин»
Целью деятельности в этом направлении является формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством; обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования.
Задачи:
- формировать правовую и нравственную культуру миропонимания;
- развивать желание поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;
- формировать умение отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
Формы реализации:
- тематические классные часы
- встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка
- конкурсы, викторины по правовой тематике
- организация циклов бесед «Уроки нравственности»
- экскурсии в музеи
- встречи с интересными людьми
Направление IV. «Досуг и общение»
Целью работы является передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей; создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях.
Задачи:
- создание условий для равноправного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности;
- использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям;
- изучению способности к общению каждого ученика в детском коллективе,;
- изучение положения отдельных учеников и всего класса в целом в детском коллективе.
Формы реализации:
- праздники
- посещение театров, выставок, музеев
- театрализованные представления
- конкурсы талантов, фестивали
- социометрия
- тематические классные часы
- тренинги
- самопрезентации и самопредставление
Направление V. «Семья»
Целью деятельности в направлении «Семья» является максимальное сближение интересов родителей и педагога по формированию развитой личности.
Задачи:
- организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
- организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, индивидуальных консультаций, бесед;
- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса.
Формы реализации:
- изучение семей учащихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций в семье
- консультации;
- родительские собрания;
- посещение семей;
- участие в КТД
- день открытых дверей
Основное содержание программы
- 2016 – 2017 учебный год.
а) Досуг и общение
№п/п | мероприятия | сроки |
1 | День Знаний | 1 сентября |
2 | Праздник осени | октябрь |
3 | День народного единства | 4 ноября |
4 | Новогодний праздник | декабрь |
5 | Фестиваль здоровья | январь |
6 | Урок мужества, посвященный Дню Отечества | февраль |
7 | Праздник мам и бабушек | март |
8 | День добрых дел | апрель |
9 | Урок мужества, посвященный Дню Победы | май |
10 | Поход | май |
б) «Если хочешь быть здоров»
№ п/п | мероприятия | сроки |
1 | Классные часы «Уроки здоровья» | |
2 | Как воспитывать уверенность и бесстрашие | сентябрь |
3 | Надо уметь сдерживать себя | Октябрь |
4 | Как отучить себя от вредных привычек | Ноябрь |
5 | Как относиться к подаркам | Декабрь |
6 | Как вести себя в гстях | Январь |
7 | Поведение в общественных местах | Февраль |
8 | «Нехорошие слова» и добрые шутки | март |
9 | Как вести себя с незнакомыми людьми | апрель |
10 | Умей организовать свой досуг | май |
11 | Классные часы по ПДД | |
12 | Экскурсия по городу | Сентябрь |
13 | Виды транспортных средств | Октябрь |
14 | Правила дорожного движения для пешеходов и водителей | Ноябрь |
15 | Обязанности пешеходов и водителей | декабрь |
16 | Технические средства регулирования движения | Январь |
17 | Проезд транспортных средства | Февраль |
18 | Путешествие в мир дорожных знаков | Март |
19 | Железная дорога и ПДД | Апрель |
20 | Практическое занятие «безопасная дорога» | май |
в) «Я – Гражданин»
№ п/п | мероприятия | сроки |
1 | Классный час « Я – волгореченец» | сентябрь |
2 | Занятие в библиотеке « Аптека моей души» | Октябрь |
3 | Игровая познавательная программа «Страницы русской истории» | Ноябрь |
4 | Защита проектов «Моя семья в истории моего города» | Декабрь |
5 | Читательская конференция «Поэты Волгореченска». Встреча с поэтами города Чесноковой А., Шомбиной Г.Н. | январь |
6 | Просмотр и обсуждение фильма «Герои Земли Костромской» | Февраль |
7 | Имя на карте города. Два Героя – две судьбы: Зеленов Н.А, и Воробьев Н.П. | февраль |
8 | «Символы моего города» | март |
9 | Викторина «Растительный и животный мир Костромской области» | апрель |
10. | «Орден в твоем доме». Встреча с ветеранами ВОВ | май |
11 | Экскурсии в музеи лицея №1 и ВПЛ- 17 | 1 полугодие |
12 | Экскурсии в ВПЧ – 55, городской музей «По реке времени» | 2 полугодие |
13 | Беседы в музее прикладного творчества и русского быта в школе:
« Народные промыслы» | 1 раз в месяц |
г) «Мой мир знаний»
№ п/п | мероприятия | сроки |
1 | Игра-викторина «Что? Где? Когда?» | Сентябрь |
2 | КВН по русскому языку | Октябрь |
3 | Конкурс «Русский медвежонок» | Ноябрь |
4 | Литературная гостиная «Великие русские писатели» | Декабрь |
5 | Занимательное путешествие в мир разных наук | Январь |
6 | Неделя начальной школы | Февраль |
7 | Математический конкурс «Кенгуру» | Март |
8 | Игра «Умницы и умники» | Апрель |
9 | Познавательная игра – Поле чудес «Эти замечательные животные» | май |
д) «Семья»
№ п/п | мероприятия | сроки |
1 | «Значение общения в развитии личностных качеств ребенка» | сентябрь |
2 | Родительский всеобуч «Семья в реализации программы развития МОУ СОШ № 2» | октябрь |
3. | Индивидуальные консультации с родителями группы аутсайдеров | ноябрь |
4 | Трудовое участие ребенка в жизни семьи. Трудовая биография | декабрь |
5 | Индивидуальные консультации с родителями учащихся, имеющих отклонения в здоровье | январь |
6 | Родительское собрание «Как развивать память ребенка» | февраль |
7 | Родительское собрание «Гражданское и патриотическое воспитание в семье» | март |
8 | Практикум «Общение с ребенком в семье» | апрель |
9 | Родительское собрание совместно с учащимися «Мы - будущие четвероклассники» | май |
Работа с коллективом учащихся и активом
№ п/п | мероприятия | сроки |
1 | КТД «Я-третьеклассник» | Сентябрь |
2 | КТД «Здравствуй, осень золотая!» | Октябрь |
3 | КТД «Самая хорошая, дорогая самая» к Дню матери» | Ноябрь |
4 | КТД «В гостях у Дедушки Мороза» | Декабрь |
5 | КТД «Конкурс эрудитов» | Январь |
6 | КТД «Браво, мальчишки» | Февраль |
7 | КТД «Конкурс «мисс класса» | Март |
8 | КТД «День смеха» | Апрель |
9 | КТД «День добрых дел» | Май |
10 | Тренинги на «толерантность» | В течение года |
Классное соуправление.
В третьем классе большое внимание уделяется воспитанию учащихся –организаторов, активистов, участников социально- значимой деятельности. Этому способствуют – работа учащихся в малых группах.
Класс разделен на 5 групп. В каждой группе у всех есть свои обязанности: командир группы, физорг, трудовичок, санитар, массовик- затейник. Каждый выполняет свои обязанности:
- командир группы – организует выполнение заданий для проведения КТД в классе, отвечает за всех членов группы,
- физорг – проводит зарядку в классе, организует участие членов группы в спортивных мероприятиях
- трудовичок - отвечает за трудовые дела группы, дежурство по классу
- санитар – обеспечивает внешний вид учащихся группы, проветривание кабинета, следит за выполнением санитарно- гигиенических правил учащимися
- массовик- затейник – подбирает игры для ребят, викторины, загадки и использует их при проведении КТД.
В классе организовано дежурство по классу. Согласно графика дежурные выполняют обязанности. В конце месяца анализируется отношение ребят к своим обязанностям.
Ежемесячно группы участвуют в подготовке и проведении КТД класса.
Разработаны индивидуальные маршруты участия учащихся по вовлечению в школьные и городские мероприятия.
Итоги работы в классе подводятся по триместрам. Лучшая группа награждается грамотой.
В конце года самые активные ребята награждаются значками.
Модель воспитательной работы
Краткая характеристика этапов развития воспитательной системы
В 1-м классе классный руководитель начинает работать с еще неорганизованной группой детей. Главная задача – помочь им безболезненно адаптироваться к школьной жизни. Мы делаем первые шаги навстречу друг другу, первые шаги по сплочению коллектива.
Во 2-м классе устанавливаются более тесные контакты между учениками, учителем и родителями. Коллективные творческие дела, организация самоуправления способствую формированию классного сообщества. «Вместе весело шагать!» - под таким девизом строится жизнедеятельность и воспитательная работа в классе.
Между 9-м и 10-м годами жизни ребенок не только осознает себя субъектом, но и испытывает потребность реализовать свою субъективную роль, вступая в широкий круг общественных отношений. Ими активно исследуется и осваивается образовательное пространство школы и окружающего мира. Дети удовлетворяют свои потребности в общении, познании, самовыражении, самоутверждении. Поэтому значительное место отводятся экскурсиям, участие в конкурсах, викторинах, работе в кружках и секциях.
В 10 лет ребенок попадает в специфическое положение, которое можно охарактеризовать как «Я в центре мира». Он начинает интересоваться собой: Какой я по сравнению с другими? В чем я могу проявить себя? Поэтому в 4-м классе приоритетным видом деятельности, я считаю, должна стать познавательно-игровая деятельность.
Ожидаемые результаты :
Реализация данной программы позволит:
- повысить творческие способности личности ребёнка в новых социально-экономических условиях, его познавательную активность;
- оптимально сочетать индивидуальное воспитание с воспитанием в коллективе и самовоспитанием;
- осуществлять неразрывную связь со средой: родителями, внешкольными воспитательными учреждениями и другими общественными организациями;
- развивать общую и педагогическую культуру учащихся, родителей, воспитателей.
Приложение
Диагностика воспитательной работы в классе
Опросник «Мой класс»
Цель: выявить степень удовлетворенности школьной жизнью, взаимопонимания в коллективе, защищенности членов коллектива.
Ход проведения: учащимся предлагается на вопросы ответить «да», «нет», «не знаю».
- Ребятам нравится учиться в нашем классе.
- Дети в классе всегда дерутся друг с другом.
- В нашем классе каждый ученик- мой друг.
- Некоторые ученики в нашем классе несчастливы.
- Некоторые дети в нашем классе являются «середнячками».
- С некоторыми детьми в нашем классе я не дружу.
- Ребята нашего класса с удовольствием ходят в школу.
- Многие дети в нашем классе любят драться.
- Все ученики в нашем классе- друзья.
- Некоторые ученики не любят свой класс.
- Отдельные ученики всегда стремятся настоять на своем.
- Все ученики в нашем классе хорошо относятся друг к другу.
- Наш класс веселый.
- Дети в нашем классе много ссорятся.
- Дети в нашем классе любят друг друга как друзья.
Обработка результатов
В каждом отдельном блоке из трех вопросов 1-й измеряет степень удовлетворенности школьной жизнью, 2-й – степень конфликтности в классе, 3-й - степень сплоченности класса.
3 балла за ответ «да» в 1, 5, 8, 12, 15-м вопросах, «нет» в 6, 10-м вопросах.
2 балла за ответы «да» и «нет» в 9 и 13-м вопросах,
1 балл- «нет» во 2, 3, 7, 11, 14-м и «да» в 4-м вопросах.
Далее подсчитываются суммы баллов по вопросам:
1, 4, 7, 10, 13-степень удовлетворенности школьной жизнью (У),
2, 5, 8, 11, 14-степень конфликтности в классе (К),
3, 6, 9, 12, 15-степень сплоченности класса (С).
Максимальные суммы баллов по параметрам: У-10, К-9, С-12.
Методика «Референтометрия»
Цель: выявить референтные группы личности (общности людей, в которых человек формирует свои взгляды, воззрения, идеалы, убеждения, с мнением которых он считается).
Ход проведения: учащимся предлагается список 1А из10 вопросов (ситуаций) и список 1В, состоящий из людей, их окружающих. Школьникам нужно по каждому вопросу из списка 1В выбрать 1 человека из списка 1В. После этого они должны по 5-балльной шкале оценить каждое из выбранных лиц.
1А
- С кем вы поедете на экскурсию в другой город?
- С вами случилась неприятность. Кому вы об этом расскажите?
- Вы хотите отпраздновать свой день рождения. С кем вы его проведете?
- Есть ли у вас человек, с которым вы стараетесь проводить больше времени?
- Кто может указать вам ваши недостатки, к мнению кого вы больше прислушаетесь?
- Вы встретили человека, который вам понравился. Кто сможет вам помочь правильно оценить его?
- Вы хотите изменить свою жизнь. С кем посоветуетесь об этом?
- Кто может быть для вас примером в жизни?
- Кому вы хотели бы понравиться больше всего?
- С кем вы больше всего откровенны?
1В
- Родители.
- Родственники (тетя, дядя, бабушка, дедушка и т.д.)
- Брат, сестра.
- Взрослый знакомый.
- Знакомый родителей.
- Друзья.
- Лучший друг, подруга.
- Компания, приятели.
- Знакомый юноша, девушка.
- Товарищи по учебе.
- Историческая личность.
- Литературный персонаж.
- Учитель.
Обработка полученных данных. Все лица, упомянутые школьником, записываются в отдельный список без повторений. Затем оценки лиц заносятся в список и суммируются для каждого из них. После сравнения 2-3 лица, имеющие наибольшее количество баллов, выносятся на отдельный листок в порядке уменьшения количества баллов, эти люди и составляют референтную группу данного школьника.
Тест «Незаконченный тезис» (методика «Свободный выбор»)
Цель: определить степень позитивного или негативного отношения к жизни.
Ход проведения: учащиеся дописывают предложения в течение 1-2мин, по ним определяется позитивное или негативное отношение к миру.
- Хорошая жизнь-это…
- Быть человеком- значит…
- Самое главное в жизни…
- Нельзя прожить жизнь…
- Чтобы иметь друзей, надо…
- В хорошей школе…
- Когда есть свободное время, я…
- Музыка нужна, так как…
- Я не согласен с тем, что говорят, будто я…
Метод ранжирования (расстановки по степени личной значимости)
Ход проведения: учащимся предлагается выбрать и записать на бумаге 3 самых значимых для них из перечисленных понятий (из каждой колонки в отдельности).
Вежливый | Искусство | Ухаживать |
Ласковый | Каша | Читать |
Красивый | Дети | Учить |
Здоровый | Коллектив | Спать |
Аккуратный | Труд | Гулять |
Веселый | Книга | Танцевать |
Гуманный | Родина | Трудиться |
Сильный | Деньги | Помогать |
Умный | Школа | Любить |
Независимый | Цветы | Заниматься спортом |
Скромный | Собака | Драться |
Трудолюбивый | Человек | Говорить |
Чуткий | Наука | Слушать |
Коллективист | Государство | Есть |
Изящный | Природа | Наслаждаться |
Богатый | Религия | Работать |
Обработка результатов: по каждой колонке понятий из всего класса выбираются наиболее часто повторяющиеся, например, сильный, умный, чуткий и т.п. делаются выводы о ценностной ориентации класса или отдельного ученика.
Используемая литература:
1.Гражданское воспитание в школе. Из опыта работы. Сборник.- Вологда, 2006.
2.Гражданско- правовое воспитание школьников. Сборник. –Вологда, 2006.
3.Еременко Н.И. Взаимодействие образовательного учреждения с общественностью. Волгоград: Корифей, 2007.
4.Поляков С.Д. Технологии воспитания. –М.: Владос, 2002.
5.Программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006- 2010 г.г.
6.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. –М.: Народное образование, 1998.
7.Созонов В.П.Организация воспитательной работы в школе.- М.: Педагогический поиск, 2006.
8.Степанов Е.Н. Изучение социализированности школьников. М.: Сфера, 2004.
9.Шилова М.И. Уровень воспитанности школьников. М.: Педагогика, 1999
10. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. – М.: «ВАКО», 2007
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Модель воспитательной работы 1 класс Я – ученик, мы – одноклассники 2 класс Открытие мира 3-4 класс Мир вокруг нас Опыт социальной роли – ученик. Формирование умений объединения в коллектив Опыт социальной роли – ученик. Формирование умений объединения в коллектив Опыт лидерства в хороших делах. Формирование классного самоуправления. Формирование личности через социально-значимую деятельность
Цель программы Создание условий для формирования внутренних стимулов развития личности каждого учащегося, помогающие ориентироваться в окружающем мире; воспитывать социально значимые качества личности как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие. Создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ребёнка; Способствовать формированию потребностей и мотивов гражданского, нравственного поведения учащихся; Формировать представления о здоровом образе жизни; Формировать патриотические чувства: любовь к малой Родине, чувства гордости за свою семью, школу, свой край; Обогатить эмоциональный и интеллектуальный мир детей. задачи программы
Этапы реализации программы Подготовительный этап – анализ классного коллектива 2016-2017 учебный год - 1 этап – реализация программы 2017-2018 учебный год – 2 этап – реализация и анализ результатов реализации программы
Принципы воспитательной деятельности Личностно- ориентированный Здоровьесберегающий Гуманистическое воспитание Принцип природосообразности Деятельный подход Сотрудничества
Направления воспитательной работы
«Я – гражданин» Целью деятельности в этом направлении является формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством; обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования. Задачи: - формировать правовую и нравственную культуру миропонимания; - развивать желание поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях; - формировать умение отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора. Формы реализации: тематические классные часы встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка конкурсы, викторины по правовой тематике организация циклов бесед «Уроки нравственности» экскурсии в музеи встречи с интересными людьми
«Мой мир знаний» Целью деятельности в этом направлении является оказание помощи ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные способности в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно. Задачи: - определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития; - создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии; - формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность; - Сохранить любопытство и информационную ненасыщаемость . Формы реализации: интеллектуальные марафоны внутри класса, параллели; интеллектуальные бои; тренинги интеллектуальных умений; предметные олимпиады; тематические КВНы ; брейн-ринги ; викторины; мозговые штурмы
«Если хочешь быть здоров» Цель : использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения. Задачи: - выявить уровень здоровья каждого ребёнка и целенаправленно отслеживать его на протяжении учёбы в начальной школе; - создать условия для укрепления здоровья учащихся, их полноценного физического развития; - организовать систему профилактической работы по предупреждению дорожного травматизма. Формы реализации: спортивные конкурсы соревнования внутри класса и между классами турниры веселые старты походы дни здоровья утренняя зарядка физкультминутки подвижные игры
«Досуг и общение» Целью работы является передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей; создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях. Задачи: - создание условий для равноправного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности; - использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям; - изучению способности к общению каждого ученика в детском коллективе,; - изучение положения отдельных учеников и всего класса в целом в детском коллективе. Формы реализации: праздники посещение театров, выставок, музеев театрализованные представления конкурсы талантов, фестивали социометрия тематические классные часы тренинги самопрезентации и самопредставление
«Семья» Целью деятельности в направлении «Семья» является максимальное сближение интересов родителей и педагога по формированию развитой личности. Задачи: - организация и совместное проведение досуга детей и родителей; - организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, индивидуальных консультаций, бесед; - создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса. Формы реализации: изучение семей учащихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций в семье консультации; родительские собрания; посещение семей; участие в КТД день открытых дверей
Изучение эффективности воспитательной системы Развитость познавательного потенциала ребенка. Нравственная направленность личности. Сформированность у учащихся первоначальных умений самопознания, самостроительства , самореализации, самоутверждения. Креативность ребенка. Удовлетворенность ученика самим собой и жизнедеятельностью в классном коллективе.
Взаимодействие с социумом Коллектив учащихся МОУ СОШ №3 ДШИ ДХШ КВАНТ ПЧ-55 ГКЦ Истоки ДОУ
Ожидаемые результаты Реализация данной программы позволит: повысить творческие способности личности ребёнка в новых социально-экономических условиях, его познавательную активность; оптимально сочетать индивидуальное воспитание с воспитанием в коллективе и самовоспитанием; осуществлять неразрывную связь со средой: родителями, внешкольными воспитательными учреждениями и другими общественными организациями; развивать общую и педагогическую культуру учащихся, родителей.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/17/picture-816957-1474102654.jpg)
Программа воспитательной работы с классным коллективом
Самой трудной и самой значимой деятельностью учителя считала раньше и считаю сейчас - воспитательную. Воспитание личности ребёнка происходит непрерывно: и на уроке, и на перемене, и вне урока, и...
Программа по воспитательной работе с классным коллективом "Тропинками мечты в мир добра и красоты"
Моя программа воспитательной работы с классным коллективом...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/18/picture-220711-1363595351.jpg)
"Программа воспитательной работы с классным коллективом" для обучающихся начальной школы.
Программа воспитательной работа "Компетентный гражданин России" разработана для обучающихся начальной школы. Программа содержит приоритетные направления развития воспитания младших школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/25/picture-506363-1414258403.jpg)
Методические рекомендации классным руководителям по составлению планов воспитательной работы с классным коллективом
В материале представлены основные разделы, необходимые при составлении планов воспитательной работы с классным коллективом...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/05/picture-1383985-1644060101.jpg)
ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «МЫ В БУДУЩЕЕ» 4а класс. Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания «Мы - будущее» является воспитание духовно-нравственного ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлени...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/17/picture-1187881-1639723431.png)
Программа воспитательной работы с классным коллективом
Программа воспитательной работы с классным коллективом ( 1 класс) на 2021-2022 учебный год...