Программа воспитательной работы с классным коллективом «Азбука нравственности»
план-конспект на тему

Катаргина Ольга Николаевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

городского округа город Волгореченск

Костромской области

                                                               

Программа воспитательной работы с классным коллективом.

Название программы:

«Азбука нравственности»

                                                                             

                                                                   

        Составила: Катаргина О. Н.,

                                             учитель начальных классов

                                                             высшей категории

        

г. Волгореченск 2016

Рецензия

на программу воспитательной работы в классе «Азбука нравственности»

педагога МОУ СОШ № 2 городского округа город Волгореченск Костромской области

Ольги Николаевны Катаргиной

В последние годы в педагогической среде значительно возрос интерес к использованию системного подхода в обучении и воспитании школьников. Появилось много педагогических коллективов, которые пробуют моделировать и создавать воспитательные системы. Изучение их опыта показывает, что системный подход и метод моделирования могут стать эффективными средствами обновления и повышения результативности воспитательной деятельности классного руководителя в современных условиях.  Построение воспитательной системы класса в связи с этим становится объективной необходимостью.

Программа О.Н. Катаргиной затрагивает актуальную проблему  гражданского и патриотического воспитания учащихся в 3-4 классах, которое является одной из важнейших задач воспитания, так как позволяет объединить в себе  основные задачи деятельности коллектива учащихся.

Цель данной программы -         создать условия для формирования внутренних стимулов развития личности каждого учащегося, помогающие ориентироваться в окружающем мире; воспитывать социально значимые качества личности как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие.

Сильной стороной программы является описание проблемы, постановка цели, решение образовательных и педагогических задач. Хорошо прописаны ожидаемые результаты. Также представлен план работы классного руководителя по достижению поставленных целей. Для реализации программы четко определены необходимые научно-методические и организационно- управленческие решения.

Решение проблем гражданского и патриотического  воспитания осуществляется через различные формы воспитательной работы:  беседы, конкурсы, проекты, классные часы, экскурсии, посещение  концертов, спектаклей, викторины, игры- путешествия, тренинги, встречи, просмотр фильмов и телепередач и  т.д.

Эффективным средством гражданского и патриотического воспитания школьников в программе О.Н. Катаргиной  является коллективная творческая деятельность. Она учит обучающихся прислушиваться к мнению   одноклассников, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывать умение терпеливо относиться к ошибкам других,  учиться организаторским навыкам.

Плюсом данной программы можно считать еще и то, что планирование работы по воспитанию обучающихся осуществляется планомерно, в течение учебного года планы корректируются и изменяются по мере необходимости.

Для оценки результативности программы используются мониторинговые исследования (в приложении достаточно полно представлена система мониторинга).

Программа воспитательной работы в классе, разработанная и апробированная О.Н. Катаргиной способна на наш взгляд выступать мощным инструментом воспитательного процесса в классе. Данная программа представлялась Ольгой Николаевной в 2016 году на городском МО классных руководителей и результаты её деятельности по этой программе были высоко оценены классными руководителями города.

Директор школы                                                            Н.В.Балакирева

Зам.директора по ВР                                                      Т.В.Рыбина

Пояснительная записка:

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

 Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

 Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Роль воспитания  подрастающего поколения подчёркивается  в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»: «Важнейшая задача воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В решении этой задачи важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования… Исключительная  роль в решении  задач воспитания принадлежит семье».

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.

Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка.

Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно - деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.

Я считаю, что  гражданское и патриотическое воспитание учащихся в 3-4 классах является одной из важнейших задач воспитания, так как позволяет объединить в себе  основные задачи деятельности коллектива учащихся.

Характеристика класса показывает,  на что надо обратить особое внимание в 3-4 классе:

  • Укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни
  • Развитие межличностных отношений  и совершенствование коллектива
  • Формирование  мотивации социально- значимой деятельности и воспитание гражданской ответственности
  • Формирование мотивации к учебной и интеллектуальной деятельности.

Программа  позволяет создать системный подход к воспитательной работе, базируется на возрастных особенностях, принципах воспитания.

Содержание программы включает в себя различные аспекты:

  1. Формирование механизмов собственного субъективного поведения, характера, мировоззрения.
  2. Формирование качеств культуры поведения.
  3. Приобщение к культуре родного края, традициям семьи, школы.
  4. Формирование бережного отношения к природе.
  5. Развитие познавательных интересов детей.
  6. Пропаганда здорового образа жизни.
  7. Работа с родителями.
  8. Диагностические исследования.
  9. Целостность, целенаправленность и эффективность воспитательной деятельности могут обеспечить объединенные усилия педагога и семьи.

Я использовала основные  программные  документы  при написании программы:

  • Концепция    модернизации российского образования на период до 2010 года,
  • Программа «Развитие муниципальной системы дополнительного образования детей городского округа город Волгореченск Костромской области на 2006-2010 годы»
  • Программа развития МОУ  средней общеобразовательной школы №2 городского округа г. Волгореченск на 2006-2010 годы»
  • Программа гражданского и патриотического воспитания детей и подростков на 2008-1010 годы  МОУ  СОШ № 2
  • Устав   МОУ СОШ № 2.

Принципы:

  1. принцип гуманистического воспитания;
  2. принцип личностно ориентированного подхода. Развитие личности происходит в социуме прежде всего в учебно-познавательной деятельности, в организации разнообразной и интересной жизни коллектива школы, в работе объединений по интересам, в свободном общении, в личной жизни растущего человека;
  3. принцип здоровьесберегающий. Важно воспитать у школьников ответственное отношение к своему здоровью, как важнейшему элементу будущего благополучия, добиться у учащихся понимания того, что здоровый образ жизни – это норма;
  4. принцип природосообразности: обязательный учет природы ребенка, его половозрастных особенностей, максимальное сближение развития и жизни детей с жизнью живой природы;
  5. принцип деятельного подхода. Воспитание через организацию интересной для ребенка деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой;

Решение проблем гражданского и патриотического  воспитания осуществляется через различные формы воспитательной работы:  беседы, конкурсы, проекты, классные часы, экскурсии, посещение  концертов, спектаклей, викторины, игры- путешествия, тренинги, встречи, просмотр фильмов и телепередач и  т.д.

Эффективным средством гражданского и патриотического  воспитания является коллективная творческая деятельность. Она заставит учащегося прислушиваться к мнению   одноклассников, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывать умение терпеливо относиться к ошибкам других,  учиться организаторским навыкам.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

Цель программы:

         Создать условия для формирования внутренних стимулов развития личности каждого учащегося, помогающие ориентироваться в окружающем мире; воспитывать социально значимые качества личности как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие.

Задачи программы:

1.Формировать потребности и мотивы гражданского, нравственного   поведения учащихся

2.Формировать представления  о здоровом образе жизни

3.Формировать патриотические чувства: любовь к малой Родине, чувства гордости за свою семью,  школу, свой край.

4. Обогатить эмоциональный  и интеллектуальный мир детей

Прогнозируемые результаты программы:

  • Формирование навыков и привычек нравственного поведения
  • Обогащение эмоционального мира  учащихся и формирование у них нравственных чувств
  • Накопление и обогащение опыта  гражданского поведения у детей путем организации их практической деятельности
  • Формирование у  учащихся ответственности за свое здоровье
  • Формирование моральных норм, вооружение знаниями о морали
  • Формирование коммуникативных умений и навыков, способности адекватно выбирать формы и  способы общения в различных ситуациях.

Изучение эффективности воспитательной системы.

В качестве мерила эффективности функционирования воспитательной системы я выбрала критерии, позволяющие оценить результативность осуществляемой деятельности по достижению целевых ориентиров.

  1. Развитость познавательного потенциала ребенка.
  2. Нравственная направленность личности.
  3. Сформированность у учащихся первоначальных умений самопознания, самостроительства, самореализации, самоутверждения.
  4. Креативность ребенка.
  5. Удовлетворенность ученика самим собой и жизнедеятельностью в классном коллективе.

 Диагностика    реализации программы.

  • Педагогическое наблюдение
  • Использование методов  специальной диагностики
  • Тестирование
  • Микроисследования.

Исследовательский инструментарий (примерный) представлен в таблице:

п/п

Предмет

диагностики

Методы исследования

Время изучения

1

Выявление мотивов учебной деятельности

Опросник исследования мотивов познавательной деятельности

Сентябрь

2

Концентрация и устойчивость внимания

Корректурная проба

Октябрь

3

Состояние межличностных отношений в коллективе

Социометрия

Ноябрь

4

Развитие личностных

качеств учащихся

Методика «Инакость» А.Герасимова

Декабрь

5

Креативность учеников

Краткий тест творческого мышления

Январь

6

Дружба в жизни учащихся

Методика «Дружить нужно уметь» А.Герасимова

Январь

7

Нравственная

 воспитанность учащихся

Методика «Размышляем о жизненном опыте» Н.Е.Щурковой, адаптирована В.М.Ивановой, Т.В.Павловой, Е.Н.Степановым

Февраль

8

Изучение уровня развития

 мыслительных операций

Тест Р. Кеттелла

Март

9

Изучение удовлетворенности

 школьной жизнью

Методика «Изучение удовлетворенности

 учащихся школьной жизнью» А.А.Андреева

Апрель

10

Освоение образовательной программы

Тесты, методы статистического анализа

Май-июнь

Формы проведения мероприятий:

  • беседа
  • классный час
  • рассказы детей, беседа
  • викторина
  • праздник
  • акция
  • конкурсы рисунков, стихов, сочинений
  • фото-выставка
  • конкурс рисунков
  • экскурсии
  • спортивные праздники
  • игры
  • конкурс рисунков
  • игра - путешествие
  • конкурс для всей семьи
  • КВН
  • театрализованное представление
  • исследовательская работа
  • диагностические исследования
  • семейные викторины
  • классное самоуправление

Время реализации программы

2016-2017 учебный год -  1 этап – реализация программы

2017-2018 учебный год – 2 этап – реализация и анализ результатов      реализации программы

Направления воспитательной работы.

  В соответствии с результатами диагностики, определения уровня развития и интересов учащихся, выявления проблем в личностном развитии и межличностных отношениях были выбраны следующие направления воспитательной работы:

Направление I. «Если хочешь быть здоров»

Цель работы: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

Задачи:

- выявить уровень здоровья каждого ребёнка и целенаправленно отслеживать его на протяжении учёбы в начальной школе;

- создать условия для укрепления здоровья учащихся, их полноценного физического развития;

- организовать систему профилактической работы по предупреждению дорожного травматизма.

Формы реализации:

  • спортивные конкурсы
  • соревнования внутри класса и между классами
  • турниры
  • веселые старты
  • походы
  • дни здоровья
  • утренняя зарядка
  • физкультминутки
  • подвижные игры

Направление II. «Мой мир знаний»

Целью деятельности в этом направлении является оказание помощи ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные способности в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.

Задачи:

- определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития;

- создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;

- формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность;

- Сохранить любопытство и информационную ненасыщаемость.

Формы реализации:

  • интеллектуальные марафоны внутри класса, параллели;
  • интеллектуальные бои;
  •  тренинги интеллектуальных умений;
  • предметные олимпиады;
  •  тематические КВНы;
  •  брейн-ринги;
  •  викторины;
  •  мозговые штурмы

Направление III. «Я – гражданин»

Целью деятельности в этом направлении является формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством; обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования.

Задачи:

- формировать правовую и нравственную культуру миропонимания;

- развивать желание поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;

- формировать умение отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

Формы реализации:

  • тематические классные часы
  • встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка
  • конкурсы, викторины по правовой тематике
  • организация циклов бесед «Уроки нравственности»
  • экскурсии в музеи
  • встречи с интересными людьми

Направление IV. «Досуг и общение»

Целью работы является передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей; создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях.

Задачи:

- создание условий для равноправного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности;

- использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям;

- изучению способности к общению каждого ученика в детском коллективе,;

- изучение положения отдельных учеников и всего класса в целом в детском коллективе.

Формы реализации:

  • праздники
  • посещение театров, выставок, музеев
  • театрализованные представления
  • конкурсы талантов, фестивали
  • социометрия
  • тематические классные часы
  • тренинги
  • самопрезентации и самопредставление

Направление V. «Семья»

Целью деятельности в направлении «Семья» является максимальное сближение интересов родителей и педагога по формированию развитой личности.

Задачи:

- организация и совместное проведение досуга детей  и родителей;

- организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, индивидуальных консультаций, бесед;

- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса.

Формы реализации:

  • изучение семей учащихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций в семье
  •  консультации;
  • родительские собрания;
  • посещение семей;
  •  участие в КТД
  • день открытых дверей

Основное содержание программы

  1. 2016 – 2017 учебный год.

               а) Досуг  и общение

№п/п

мероприятия

 сроки

1

День Знаний

1 сентября

2

Праздник осени

октябрь

3

День  народного единства

4 ноября

4

Новогодний праздник

 декабрь

5

 Фестиваль здоровья

январь

6

 Урок мужества, посвященный Дню Отечества

февраль

7

Праздник мам и бабушек

март

8

 День добрых дел

 апрель

9

  Урок мужества, посвященный Дню Победы

май

10

 Поход

май

б) «Если хочешь быть здоров»

№ п/п

мероприятия

сроки

1

Классные часы «Уроки здоровья»

2

Как воспитывать уверенность и бесстрашие

сентябрь

3

Надо уметь сдерживать себя

Октябрь

4

Как отучить себя от вредных привычек

Ноябрь

5

Как относиться к подаркам

Декабрь

6

Как вести себя в гстях

Январь

7

Поведение в общественных местах

Февраль

8

«Нехорошие слова» и добрые шутки

март

9

Как вести себя с незнакомыми людьми

апрель

10

Умей организовать свой досуг

май

11

Классные часы по ПДД

12

Экскурсия по городу

Сентябрь

13

Виды транспортных средств

Октябрь

14

Правила дорожного движения для пешеходов и водителей

Ноябрь

15

Обязанности пешеходов и водителей

декабрь

16

Технические средства регулирования движения

Январь

17

Проезд транспортных средства

Февраль

18

Путешествие в мир дорожных знаков

Март

19

Железная дорога и ПДД

Апрель

20

Практическое занятие «безопасная дорога»

май

                                         

в) «Я – Гражданин»

№ п/п

мероприятия

сроки

1

Классный час « Я – волгореченец»

сентябрь

2

Занятие в библиотеке

« Аптека моей души»

Октябрь

3

Игровая  познавательная  программа «Страницы русской истории»

Ноябрь

4

Защита проектов «Моя семья в истории моего города»

Декабрь

5

Читательская конференция «Поэты Волгореченска».

Встреча с поэтами города Чесноковой А., Шомбиной Г.Н.

январь

6

Просмотр  и обсуждение фильма «Герои Земли Костромской»  

Февраль

7

Имя на карте города.  Два Героя – две судьбы: Зеленов Н.А, и Воробьев Н.П.

февраль

8

«Символы  моего  города»

 март

 9

Викторина «Растительный и животный мир Костромской области»

апрель

 10.

 «Орден в твоем доме». Встреча с ветеранами ВОВ

май

 11

Экскурсии  в музеи лицея №1 и ВПЛ- 17

 1 полугодие

12

Экскурсии  в ВПЧ – 55, городской музей «По реке времени»

 2 полугодие

13

Беседы в    музее прикладного творчества и русского быта в школе:

  • Русский быт начала ХХ века»
  • Ювелирный промысел Красносельского района
  • История рода  Сумароковых
  • Волгореченские художники.
  • История русского костюма
  • Русская игрушка
  • Древо жизни. Художник Максимов В.
  • Мастер- класс

 « Народные промыслы»

1 раз в   месяц

г)  «Мой мир знаний»

№ п/п

мероприятия

сроки

1

Игра-викторина «Что? Где? Когда?»

Сентябрь

2

КВН по русскому языку

Октябрь

3

Конкурс «Русский медвежонок»

Ноябрь

4

Литературная гостиная «Великие русские писатели»

Декабрь

5

Занимательное путешествие в мир разных наук

Январь

6

Неделя начальной школы

Февраль

7

Математический конкурс «Кенгуру»

Март

8

Игра «Умницы и умники»

Апрель

9

Познавательная игра – Поле чудес «Эти замечательные животные»

май

д) «Семья»

№ п/п

мероприятия

сроки

1

«Значение общения в развитии личностных качеств ребенка»

сентябрь

2

Родительский всеобуч «Семья  в реализации программы развития МОУ СОШ № 2»

октябрь

3.

Индивидуальные консультации с родителями группы аутсайдеров

ноябрь

4

Трудовое участие ребенка в жизни семьи. Трудовая биография

декабрь

5

Индивидуальные консультации с родителями учащихся, имеющих отклонения в здоровье

январь

6

Родительское собрание «Как развивать память ребенка»

февраль

7

Родительское собрание «Гражданское и патриотическое воспитание в семье»

март

8

Практикум «Общение с ребенком в семье»

апрель

9

Родительское собрание  совместно с учащимися «Мы  - будущие четвероклассники»

 май

Работа с коллективом учащихся   и активом

№ п/п

мероприятия

сроки

1

КТД «Я-третьеклассник»

Сентябрь

2

КТД «Здравствуй, осень золотая!»

Октябрь

3

КТД «Самая хорошая, дорогая самая» к Дню матери»

Ноябрь

4

КТД «В гостях у Дедушки Мороза»

Декабрь

5

КТД «Конкурс эрудитов»

Январь

6

КТД «Браво, мальчишки»

Февраль

7

КТД «Конкурс «мисс класса»

Март

8

КТД «День смеха»

Апрель

9

КТД «День добрых дел»

Май

10

Тренинги на  «толерантность»

В течение года

 Классное соуправление.

В третьем классе большое внимание уделяется воспитанию учащихся –организаторов, активистов, участников социально- значимой деятельности. Этому способствуют – работа учащихся в малых группах.

Класс разделен на 5 групп.   В каждой  группе   у всех есть свои обязанности:  командир группы, физорг, трудовичок, санитар, массовик- затейник. Каждый  выполняет свои обязанности:

  • командир группы – организует выполнение заданий для проведения КТД в классе, отвечает за всех членов группы,
  • физорг – проводит зарядку в классе, организует участие членов группы в спортивных мероприятиях
  • трудовичок -  отвечает за трудовые дела группы, дежурство по классу
  • санитар – обеспечивает внешний вид учащихся группы, проветривание кабинета,   следит за выполнением санитарно- гигиенических правил учащимися
  • массовик- затейник – подбирает игры для ребят, викторины, загадки и использует их при проведении КТД.

В классе организовано дежурство по классу. Согласно графика дежурные выполняют обязанности. В конце месяца анализируется отношение ребят к своим обязанностям.

Ежемесячно группы участвуют в подготовке и проведении КТД класса.

Разработаны индивидуальные маршруты участия учащихся по вовлечению в школьные и городские мероприятия.

Итоги работы в классе подводятся по триместрам. Лучшая группа  награждается грамотой.

В конце года самые активные ребята награждаются значками.

Модель воспитательной работы

Краткая характеристика этапов развития воспитательной системы

        В 1-м классе классный руководитель начинает работать с еще неорганизованной группой детей. Главная задача – помочь им безболезненно адаптироваться к школьной жизни. Мы делаем первые шаги навстречу друг другу, первые шаги по сплочению коллектива.

        Во 2-м классе устанавливаются более тесные контакты между учениками, учителем и родителями. Коллективные творческие дела, организация самоуправления способствую формированию классного сообщества. «Вместе весело шагать!» - под таким девизом строится жизнедеятельность  и воспитательная работа в классе.

        Между 9-м и 10-м годами жизни ребенок не только осознает себя субъектом, но и испытывает потребность реализовать свою субъективную роль, вступая в широкий круг общественных отношений. Ими активно исследуется и осваивается образовательное пространство школы и окружающего мира. Дети удовлетворяют свои потребности в общении, познании, самовыражении, самоутверждении. Поэтому значительное место отводятся экскурсиям, участие в конкурсах, викторинах, работе в кружках и секциях.

        В 10 лет ребенок попадает в специфическое положение, которое можно охарактеризовать как «Я в центре мира». Он начинает интересоваться собой: Какой я по сравнению с другими? В чем я могу проявить себя? Поэтому в 4-м классе приоритетным видом деятельности, я считаю, должна стать познавательно-игровая деятельность.

Ожидаемые результаты  :

Реализация данной программы позволит:

  • повысить творческие способности личности ребёнка в новых социально-экономических условиях, его познавательную активность;
  • оптимально сочетать индивидуальное воспитание с воспитанием в коллективе и самовоспитанием;
  • осуществлять неразрывную связь со средой: родителями, внешкольными воспитательными учреждениями и другими общественными организациями;
  • развивать общую и педагогическую культуру учащихся, родителей, воспитателей.

Приложение

Диагностика воспитательной работы в классе

Опросник «Мой класс»

Цель: выявить степень удовлетворенности школьной жизнью, взаимопонимания в коллективе, защищенности членов коллектива.

Ход проведения: учащимся предлагается на  вопросы ответить «да», «нет»,  «не знаю».

  1. Ребятам нравится учиться в нашем классе.
  2. Дети в классе всегда дерутся друг с другом.
  3. В нашем классе каждый ученик- мой друг.
  4. Некоторые ученики в нашем классе несчастливы.
  5. Некоторые дети в нашем классе являются «середнячками».
  6. С некоторыми детьми в нашем классе я не дружу.
  7. Ребята нашего класса с удовольствием ходят в школу.
  8. Многие дети в нашем классе любят драться.
  9. Все ученики в нашем классе- друзья.
  10. Некоторые ученики не любят свой класс.
  11. Отдельные ученики всегда стремятся настоять на своем.
  12. Все ученики в нашем классе хорошо относятся друг к другу.
  13. Наш класс веселый.
  14. Дети в нашем классе много ссорятся.
  15. Дети в нашем классе любят друг друга как друзья.

                       Обработка результатов

   В каждом отдельном блоке из трех вопросов 1-й измеряет степень удовлетворенности школьной жизнью, 2-й – степень конфликтности в классе, 3-й - степень сплоченности класса.

    3 балла за ответ «да» в 1, 5, 8, 12, 15-м вопросах, «нет» в 6, 10-м вопросах.

    2 балла за ответы «да» и «нет» в 9 и 13-м вопросах,

    1 балл- «нет» во 2, 3, 7, 11, 14-м и «да» в 4-м вопросах.

Далее подсчитываются суммы баллов по вопросам:

   1, 4, 7, 10, 13-степень удовлетворенности школьной жизнью (У),

   2, 5, 8, 11, 14-степень конфликтности в классе (К),

   3, 6, 9, 12, 15-степень сплоченности класса (С).

Максимальные суммы баллов по параметрам: У-10, К-9, С-12.

                     Методика «Референтометрия»

Цель: выявить референтные группы личности (общности людей, в которых человек формирует свои взгляды, воззрения, идеалы, убеждения, с мнением которых он считается).

Ход проведения: учащимся предлагается список 1А из10 вопросов (ситуаций) и список 1В, состоящий из людей, их окружающих. Школьникам нужно по каждому вопросу из списка 1В выбрать 1 человека из списка 1В. После этого они должны по 5-балльной шкале оценить каждое из выбранных лиц.

   

  1. С кем вы поедете на экскурсию в другой город?
  2. С вами случилась неприятность. Кому вы об этом расскажите?
  3. Вы хотите отпраздновать свой день рождения. С кем вы его проведете?
  4. Есть ли у вас человек, с которым вы стараетесь проводить больше времени?
  5. Кто может указать вам ваши недостатки, к мнению кого вы больше прислушаетесь?
  6. Вы встретили человека, который вам понравился. Кто сможет вам помочь правильно оценить его?
  7. Вы хотите изменить свою жизнь. С кем посоветуетесь об этом?
  8. Кто может быть для вас примером в жизни?
  9. Кому вы хотели бы понравиться больше всего?
  10. С кем вы больше всего откровенны?

  1. Родители.
  2. Родственники (тетя, дядя, бабушка, дедушка и т.д.)
  3. Брат, сестра.
  4. Взрослый знакомый.
  5. Знакомый родителей.
  6. Друзья.
  7. Лучший друг, подруга.
  8. Компания, приятели.
  9. Знакомый юноша, девушка.
  10. Товарищи по учебе.
  11. Историческая личность.
  12. Литературный персонаж.
  13. Учитель.

Обработка полученных данных. Все лица, упомянутые школьником,  записываются в отдельный список без повторений. Затем  оценки лиц заносятся в список и суммируются для каждого из них. После сравнения 2-3 лица, имеющие наибольшее количество баллов, выносятся на отдельный листок в порядке уменьшения количества баллов, эти люди и составляют референтную группу данного школьника.

            Тест «Незаконченный тезис» (методика «Свободный выбор»)

Цель: определить степень позитивного или негативного отношения к жизни.

Ход проведения: учащиеся дописывают предложения в течение 1-2мин, по ним определяется позитивное или негативное отношение к миру.

  1. Хорошая жизнь-это…
  2. Быть человеком- значит…
  3. Самое главное в жизни…
  4. Нельзя прожить жизнь…
  5. Чтобы иметь друзей, надо…
  6. В хорошей школе…
  7. Когда есть свободное время, я…
  8. Музыка нужна, так как…
  9. Я не согласен с тем, что говорят, будто я…

Метод ранжирования (расстановки по степени личной значимости)

Ход проведения: учащимся предлагается выбрать и записать на бумаге 3 самых значимых для них из перечисленных понятий (из каждой колонки в отдельности).

 

Вежливый

Искусство

Ухаживать

Ласковый

Каша

Читать

Красивый

Дети

Учить

Здоровый

Коллектив

Спать

Аккуратный

Труд

Гулять

Веселый

Книга

Танцевать

Гуманный

Родина

Трудиться

Сильный

Деньги

Помогать

Умный

Школа

Любить

Независимый

Цветы

Заниматься спортом

Скромный

Собака

 Драться

Трудолюбивый

Человек

Говорить

Чуткий

Наука

Слушать

Коллективист

Государство

Есть

Изящный

Природа

Наслаждаться

Богатый

Религия

Работать

Обработка результатов: по каждой колонке понятий из всего класса выбираются наиболее часто повторяющиеся, например, сильный, умный, чуткий и т.п. делаются выводы о ценностной ориентации класса или отдельного ученика.

Используемая литература:

1.Гражданское воспитание в школе. Из опыта работы. Сборник.- Вологда, 2006.

2.Гражданско- правовое воспитание школьников. Сборник. –Вологда, 2006.

3.Еременко Н.И. Взаимодействие образовательного учреждения с общественностью. Волгоград: Корифей, 2007.

4.Поляков С.Д. Технологии воспитания. –М.: Владос, 2002.

5.Программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006- 2010 г.г.

6.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. –М.: Народное образование, 1998.

7.Созонов В.П.Организация воспитательной работы в школе.- М.: Педагогический поиск, 2006.

8.Степанов Е.Н. Изучение социализированности школьников. М.: Сфера, 2004.

9.Шилова М.И. Уровень воспитанности школьников. М.: Педагогика, 1999

10. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. – М.: «ВАКО», 2007


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Программа воспитательной работы с классным коллективом «Азбука нравственности» Катаргина Ольга Николаевна учитель начальных классов МБОУ «СОШ №2 городского округа город Волгореченск Костромской области»

Слайд 2

Модель воспитательной работы 1 класс Я – ученик, мы – одноклассники 2 класс Открытие мира 3-4 класс Мир вокруг нас Опыт социальной роли – ученик. Формирование умений объединения в коллектив Опыт социальной роли – ученик. Формирование умений объединения в коллектив Опыт лидерства в хороших делах. Формирование классного самоуправления. Формирование личности через социально-значимую деятельность

Слайд 3

Цель программы Создание условий для формирования внутренних стимулов развития личности каждого учащегося, помогающие ориентироваться в окружающем мире; воспитывать социально значимые качества личности как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие. Создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ребёнка; Способствовать формированию потребностей и мотивов гражданского, нравственного поведения учащихся; Формировать представления о здоровом образе жизни; Формировать патриотические чувства: любовь к малой Родине, чувства гордости за свою семью, школу, свой край; Обогатить эмоциональный и интеллектуальный мир детей. задачи программы

Слайд 4

Этапы реализации программы Подготовительный этап – анализ классного коллектива 2016-2017 учебный год - 1 этап – реализация программы 2017-2018 учебный год – 2 этап – реализация и анализ результатов реализации программы

Слайд 5

Принципы воспитательной деятельности Личностно- ориентированный Здоровьесберегающий Гуманистическое воспитание Принцип природосообразности Деятельный подход Сотрудничества

Слайд 6

Направления воспитательной работы

Слайд 7

«Я – гражданин» Целью деятельности в этом направлении является формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством; обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования. Задачи: - формировать правовую и нравственную культуру миропонимания; - развивать желание поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях; - формировать умение отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора. Формы реализации: тематические классные часы встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка конкурсы, викторины по правовой тематике организация циклов бесед «Уроки нравственности» экскурсии в музеи встречи с интересными людьми

Слайд 8

«Мой мир знаний» Целью деятельности в этом направлении является оказание помощи ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные способности в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно. Задачи: - определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития; - создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии; - формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность; - Сохранить любопытство и информационную ненасыщаемость . Формы реализации: интеллектуальные марафоны внутри класса, параллели; интеллектуальные бои; тренинги интеллектуальных умений; предметные олимпиады; тематические КВНы ; брейн-ринги ; викторины; мозговые штурмы

Слайд 9

«Если хочешь быть здоров» Цель : использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения. Задачи: - выявить уровень здоровья каждого ребёнка и целенаправленно отслеживать его на протяжении учёбы в начальной школе; - создать условия для укрепления здоровья учащихся, их полноценного физического развития; - организовать систему профилактической работы по предупреждению дорожного травматизма. Формы реализации: спортивные конкурсы соревнования внутри класса и между классами турниры веселые старты походы дни здоровья утренняя зарядка физкультминутки подвижные игры

Слайд 10

«Досуг и общение» Целью работы является передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей; создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях. Задачи: - создание условий для равноправного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности; - использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям; - изучению способности к общению каждого ученика в детском коллективе,; - изучение положения отдельных учеников и всего класса в целом в детском коллективе. Формы реализации: праздники посещение театров, выставок, музеев театрализованные представления конкурсы талантов, фестивали социометрия тематические классные часы тренинги самопрезентации и самопредставление

Слайд 11

«Семья» Целью деятельности в направлении «Семья» является максимальное сближение интересов родителей и педагога по формированию развитой личности. Задачи: - организация и совместное проведение досуга детей и родителей; - организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, индивидуальных консультаций, бесед; - создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса. Формы реализации: изучение семей учащихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций в семье консультации; родительские собрания; посещение семей; участие в КТД день открытых дверей

Слайд 12

Изучение эффективности воспитательной системы Развитость познавательного потенциала ребенка. Нравственная направленность личности. Сформированность у учащихся первоначальных умений самопознания, самостроительства , самореализации, самоутверждения. Креативность ребенка. Удовлетворенность ученика самим собой и жизнедеятельностью в классном коллективе.

Слайд 13

Взаимодействие с социумом Коллектив учащихся МОУ СОШ №3 ДШИ ДХШ КВАНТ ПЧ-55 ГКЦ Истоки ДОУ

Слайд 14

Ожидаемые результаты Реализация данной программы позволит: повысить творческие способности личности ребёнка в новых соци­ально-экономических условиях, его познавательную активность; оптимально сочетать индивидуальное воспитание с воспитанием в коллективе и самовоспитанием; осуществлять неразрывную связь со средой: родителями, внешкольными воспитательными учреждениями и другими общественными организациями; развивать общую и педагогическую культуру учащихся, родителей.

Слайд 15

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы с классным коллективом

Самой трудной и самой значимой деятельностью учителя считала раньше и считаю сейчас -  воспитательную. Воспитание личности ребёнка происходит непрерывно: и на уроке, и на перемене, и вне урока, и...

"Программа воспитательной работы с классным коллективом" для обучающихся начальной школы.

Программа воспитательной работа "Компетентный гражданин России" разработана для обучающихся начальной школы. Программа содержит приоритетные направления развития воспитания младших школьников....

Методические рекомендации классным руководителям по составлению планов воспитательной работы с классным коллективом

В  материале  представлены  основные  разделы,  необходимые  при составлении  планов  воспитательной  работы  с классным коллективом...

ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «МЫ В БУДУЩЕЕ» 4а класс. Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания «Мы - будущее» является   воспитание духовно-нравственного ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлени...

Программа воспитательной работы с классным коллективом

Программа воспитательной работы с классным коллективом ( 1 класс) на 2021-2022 учебный год...