Методические рекомендации классным руководителям по составлению планов воспитательной работы с классным коллективом
учебно-методический материал
В материале представлены основные разделы, необходимые при составлении планов воспитательной работы с классным коллективом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_klas.rukov_.docx | 29.47 КБ |
Предварительный просмотр:
План воспитательной работы классного руководителя
Раздел 1.
- Анализ воспитательной работы за предыдущий учебный год (результаты решения воспитательных задач) состоит из следующих разделов:
а) Анализ развития учащихся класса:
- воспитанность;
- творческие способности, в какой мере реализуются;
- изменения в социокультурном развитии (правовая культура, культура семейных отношений, культура общения);
- успехи и достижения отдельных учащихся класса, рост личностных достижений, наиболее яркие проявления индивидуальных способностей учащихся класса;
- учащиеся «группы риска», индивидуальные особенности, потребности, ведущие мотивы поступков, приемы работы с ними;
- основные ценностные ориентиры учащихся класса (особенности отношения учащихся класса к людям, школе, труду, учебе, классу; изменение круга наиболее значимых людей учащихся класса);
- степень влияния окружающих (сверстников, родителей, друзей по двору, кого-либо ещё);
- занятия в кружках, секциях.
б) Анализ развития коллектива класса:
- социально-психологический микроклимат в классе (характер взаимоотношений в классе: тактичность, вежливость, внимание, доброжелательность, отношение к учителям, к школе);
- развитие общественной активности учащихся (уровень сформированности самоуправления, организованность, участие в творческих конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях, социально значимых проектах и т.п.);
- адаптация, «интеграция» новичков в классном коллективе;
- особенности общественного мнения в классе и его влияние на интересы и поведение, кто оказывает наибольшее влияние на формирование общественного мнения.
в) Анализ организации воспитательного процесса в классе:
- что из содержания воспитательных мероприятий в классе было принято наиболее охотно; где учащиеся проявили себя активными организаторами, а где остались равнодушными, почему;
- какие дела способствовали сплочению и развитию классного коллектива;
- какие методы, формы и средства воспитательного взаимодействия наиболее положительно повлияли на учащихся;
- участие учащихся класса в жизнедеятельности школы (олимпиады, конкурсы, соревнования и т.п.);
- взаимодействие с общественными организациями и учреждениями культуры и дополнительного образования.
г) Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся и родительским активом:
- частота и характер контактов с семьями;
- влияние родителей учащихся на воспитательную работу в классе;
- результативность организации родительских собраний в классе;
- эффективность индивидуальной работы с родителями;
- особенности взаимодействия с родительским активом;
- взаимодействие с проблемными семьями.
е) Выводы Плюсы и минусы воспитательной работы, что получилось, что нет, почему; перспективные цели и задачи.
- Тема, цель, задачи воспитательной работы на новый учебный год
должны вытекать из анализа тех проблем, которые есть в вашем классном коллективе, из собственной системы воспитании в классе (если таковая есть) и из модели воспитательной системы школы.
Раздел 2.
Сведения об учащихся класса
№ п/п | Ф.И.О. учащихся | Дата рождения | Ф.И.О. родителей | Место работы, телефон | Домашний адрес, телефон |
Социальный паспорт класса
№ п/п | Категории | Количество | Фамилия, имя |
1. | Дети-сироты | ||
2. | Семьи без матери | ||
3. | Семьи без отца | ||
4. | Группа риска: а) на учете в КДН, ИДН б) на внутришкольном контроле в) необходимо поставить на внутришкольный контроль | ||
5. | Дети-инвалиды | ||
6. | Дети, страдающие физическими недостатками | ||
7. | Неблагополучные семьи: А) родители пьют Б) родители не оказывают должного внимания В) родители не справляются с воспитанием ребенка Г) родители состоят на учете в милиции | ||
8. | Родители-инвалиды | ||
9. | Малообеспеченные семьи | ||
10. | Кому необходима материальная помощь | ||
11. | Кому необходимо бесплатное питание | ||
12. | Многодетные семьи (с указанием количества детей) |
Органы самоуправления класса
Президент класса
Организационный сектор
Информационный сектор
Сектор досуговой деятельности
Сведения о занятости учащихся в системе дополнительного образования
№ п/п | Фамилия, имя | В школе | Вне школы |
Состав родительского комитета
№ п/п | Ф. И. О. | Место работы | Домашний адрес, телефон | Поручение |
Раздел 3.
Характеристика классного коллектива
- Общие сведения о классном коллективе (количество учащихся, из них мальчиков, девочек, возрастной состав, были ли слияния с другими классами)
- Содержание и характер учебной деятельности (общая характеристика успеваемости, дисциплины, наличие контроля за оценками отдельных учеников, взаимопомощь, дисциплина на уроках, кто нарушает, отрицательные моменты в учебной работе, пропуски уроков)
- Жизнь класса вне учебных занятии (интерес к кружкам, экскурсиям, коллекционированию, участие класса в общешкольной жизни, проявление сознательной дисциплины, влияние на класс родительской общественности)
- Руководство классным коллективом и его организации (актив класса, его работа, участие в мероприятиях гимназии, наличие неформальных лидеров, причина их влияния на класс, наличие отверженных и пути изменения отношения к ним сверстников)
- Взаимоотношение внутри коллектива (степень сплоченности, ценностно-ориентированное единство класса, проявление взаимной требовательности, чуткости, взаимопомощи, наличие или отсутствие группировки, особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками, эмоциональное неблагополучие отдельных учащихся, социально-неблагополучные семьи)
- Общие выводы (определение основных, недостатков в организации жизни коллектива и конфликтов среди его членов, пути их преодоления)
Раздел 4.
План работы классного руководителя на год
Указываются конкретные мероприятия с классом на каждый месяц. Общешкольные мероприятия выделяются зеленым цветом.
Направления деятельности | Мероприятия | |||
Сентябрь | ||||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Октябрь | ||||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Тематика классных часов
№ п/п | Число | Тема | Примечания |
Сентябрь | |||
Раздел 5.
Планирование работы с родителями
1. Формы работы:
- Изучение семей воспитанников; формирование банка данных о семье и методах воспитания в семье; корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся.
- Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой.
- Педагогическое просвещение родителей.
- Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
- Взаимодействие с общественными организациями и специалистами (общешкольный родительский комитет, Управляющий Совет, психолог, социальный педагог, инспектор ПДН, Совет профилактики, медработник).
- Педагогическое руководство выборами и деятельностью родительского комитета, помощь в планировании и организации деятельности.
2. Правила индивидуальной работы с родителями:
- Нельзя встречаться с родителями только по поводу ЧП.
- Найди удобное место и определи время разговора с родителями.
- Наберись терпения выслушать.
- Уместно начать разговор с родителями с самого маленького положительного штриха.
- Закончи беседу не упреками и угрозами или предупреждениями, а контрольными рекомендациями и советами.
- Закончи беседу так, чтобы родитель ушел домой с оптимизмом.
3.Формы работы с родителями:
- референдум;
- День открытого телефона;
- День открытых дверей;
- философский стол;
- публичная лекция;
- конференция;
- беседа;
- гостиная, круглый стол;
- диспут;
- тематические консультации;
- вечер вопросов и ответов;
- открытые уроки;
- открытый классный час;
- педагогические практикумы;
- переписка с родителями;
- деловые игры с родителями;
- анкетирование.
- тестирование.
- обмен опытом,
- обзор педагогической литературы.
Месяц | Работа с родительским комитетом (тематика заседаний и мероприятий) | Педагогическое просвещение (темы родительских собраний) | Индивидуальная работа (посещение семей, встречи с родителями) | Работа с общественностью и специалистами (психолог, инспектор ПДН, врач, библиотекарь, общественные организации и т.п.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Сентябрь | ||||
Октябрь | ||||
Ноябрь | ||||
Декабрь | ||||
Январь | ||||
Февраль | ||||
Март | ||||
Апрель | ||||
Май |
Раздел 6.
План работы с детьми «группы риска»
№ п/п | Фамилия, имя учащегося | Мероприятия | Примечания |
Раздел 7.
Результаты диагностики воспитанности учащихся
Раздел 8.
Достижения учащихся
№ п\п | Фамилия, имя | Где участвовал | Сроки | Результат | Чем награжден |
Раздел 9.
- Отчет по воспитательной работе по триместрам
- Анализ воспитательной работы за учебный год