Система работы с классным коллективом по линии патриотического воспитания.
статья на тему
Одним из главных направлений воспитательной работы с классом является воспитание и развитие личности гражданина и патриота России, готового и способного защищать ее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_s_klassnym_kollektivom_po_linii_patrioticheskogo_vospitaniya_.docx | 31.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы с классным коллективом по линии патриотического воспитания.
Учитель начальных классов: Котенева Надежда Николаевна
Цели и задачи:
- формирование у подрастающего поколения патриотических качеств и чувства сопричастности к истории Отечества;
- изучение роли Победы в Великой Отечественной войне, ее значения и влияния на формирование национального самосознания российских граждан;
- создание условий для более глубокого ознакомления детей с основными этапами и событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, примерами боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины;
- воспитание уважения к ветеранам Великой Отечественной войны;
- развитие творческих способностей учащихся;
- повышение интереса к военной истории, литературе и изобразительному творчеству.
Одним из главных направлений воспитательной работы с классом является воспитание и развитие личности гражданина и патриота России, готового и способного защищать ее.
Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями
вглубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте.
За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Обобщая можно дать такое определение патриотизму:
«Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества».
Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Истинный патриотизм по своей сущности гумманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются в педагогике как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость» .
Патриотизм включает в себя:
- чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
- уважительное отношение к языку своего народа;
- заботу об интересах Родины;
- осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
- проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
- гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
- уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
- ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
- гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Истинный патриотизм предполагает, как видно из его определения, формирование и его длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельности, неразрывность с Отечеством.
Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. По определению А.Н.Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения».
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.
Таким образом, значимость изучения системы патриотического воспитания учащихся заключается в том, что именно в школе воспитание гражданина страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.
Практический интерес к теме на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация и реформированный тип учащегося.
Описываемый педагогический опыт естественно вписывается в деятельность НОУ СОШ «Академическая гимназия», являясь неотъемлемой частью патриотического воспитания школьников.
Описываемый опыт отражает педагогическую деятельность автора в качестве
учителя начальных классов.
Цель: формирование у подрастающего поколения патриотических качеств и чувства сопричастности к истории Отечества.
Задачи:
1) отобрать наиболее эффективные методы формирования гражданско-патриотических качеств личности;
2) организовывать и проводить мероприятия, направленные на развитие патриотизма через практическую деятельность;
3) обеспечить возможности для самореализации, социализации учащихся;
4) демонстрировать учащимся значимость их деятельности, признание и востребованность обществом проявления их гражданских и патриотических качеств.
Методы формирования гражданско-патриотических качеств личности
В определении содержания, сущности, методики формирования, организационных форм по воспитанию у подростков гражданских качеств особую роль сыграли П.П.Блонский, А.С.Макаренко, И.Н.Руссу, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий. Проанализировав существующие в педагогике подходы к методам и формам организации гражданско-патриотического воспитания, выделил для себя группы методов, которые могут быть представлены следующей таблицей:
№ п/п | Группа методов | Методы | Свойства методов |
I. | Методы формирования сознания личности | Убеждение, внушение, беседы, лекции, дискуссии, метод примера | Постановка ученика в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании. |
II. | Методы органи-зации деятель-ности и форми-рования опыта гражданского поведения | Педагогическое требование, требование коллектива, общественное мнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело, метод проектов | Необходимо создавать ситуации, в которых ребёнка упражнялся бы в гражданской деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость гражданской деятельности ребёнка для общества. |
III. | Методы стимулирования деятельности и поведения | Соревнование, поощрение, взаимовыручка, создание ситуации успеха | Необходимо побуждать ребёнка корректировать свое поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным. Стимулирование побуждает ребёнка к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение. |
Считаю важным при работе с учащимися соблюдать следующие принципы:
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип сознательности, активности воспитанников;
- принцип уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью;
- принцип опоры на положительное в человеке;
- принцип включения в деятельность.
План мероприятий по работе с классом на тему
«На встречу 65-летию Победы в Великой Отечественной войне».
Месяц | Мероприятия | Результат |
сентябрь |
|
|
Уровни: классный | 1 сентября. День знаний. Урок Мира. Тема классного часа: «Города герои». | беседа
|
октябрь |
|
|
Уровни: классный | Тема классного часа: «Сердцем прикоснись к подвигу» | Список литературы о подвигах воинов в ВОВ. |
школьный | Конкурс рисунков «О Великой Отечественной войне». | рисунки |
ноябрь |
|
|
Уровни: классный | Тема классного часа: «Всё для фронта, всё для Победы!» | Рассказы детей о том, как война коснулась их семей. |
школьный | Конкурс « Люди и судьбы». | 4 участника |
декабрь |
|
|
Уровни: классный | Тема классного часа: Салют, Победа»! | Классный час с участием родительского коллектива |
школьный | Интеллектуальные игры, групповой тур | Проект «Мероприятия ко дню празднования победы» |
январь |
|
|
Уровни: классный | Тема классного часа: «Страшные годы войны - грозные годы блокады». | Беседа рефераты |
февраль |
|
|
Уровни: классный | Тема классного часа: «Детство, опалённое войной» | беседа презентация |
школьный | Конкурс творческих работ: «Я помню! Я горжусь!», посвящённый 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
| презентации рисунки доклады реклама книг |
март |
|
|
Уровни: классный | Тема классного часа: «Битва за Москву, Сталинградское сражение, Курская битва». | Беседа рефераты |
городской | «Эстафета памяти поколений», посвященной 65-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. | Посещение городской библиотеки |
апрель |
|
|
Уровни: классный | Тема классного часа: «Подвиг народный забыть нельзя» | беседа презентации |
школьный | Тема: «Помни о тех, кто погиб за тебя» | Конкурс стихов о войне. |
май |
|
|
Уровни: классный | Тема классного часа: «Никто не забыт, ничто не забыто». | Встреча с ветеранами войны. Возложение цветов у монумента Славы. Утренник, посвященный победе. |
школьный | Концерт, посвященный ветеранам. | Подготовка номеров художественной самодеятельности к праздничному концерту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы с классным коллективом
Одним из важнейших проявлений и показаний гуманности являются человеческие отношения между людьми.Именно в начальных классах учитель закладывает азы познания добра и зла, милосердия и сострадания, пон...
Классный час по гражданско-патриотическому воспитанию "Родина моя"
Классный час в форме игры....
Модернизация работы музея Боевой Славы, как центра патриотического воспитания младших школьников
Патриотическое воспитание подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от усилий дееспособных и ответственн...
Классный час по гражданско - патриотическому воспитанию на тему: «Флаг России» (для учащихся 1 класса )
Материал расчитан для учащихся 1 класса коррекционной школы....
ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
Большая часть времени школьника, его общение со сверстниками, учителями, складываются и протекают в условиях классного коллектива. Поэтому среди множества организационно-педагогическ...
Самопрезентация работы учителя по теме «Мои идеи и находки в работе с классным коллективом"
Файл содержит презентацию по теме "Мои идеи и находки в работе с классным коллективом"...
Методические рекомендации классным руководителям по составлению планов воспитательной работы с классным коллективом
В материале представлены основные разделы, необходимые при составлении планов воспитательной работы с классным коллективом...