Система работы с классным коллективом по линии патриотического воспитания.
статья на тему

Котенёва Надежда Николаевна

Одним из главных направлений  воспитательной работы с классом является воспитание и развитие личности гражданина и патриота России, готового и способного защищать ее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы с классным коллективом по линии патриотического воспитания.

Учитель начальных классов: Котенева Надежда Николаевна

Цели и задачи:

  • формирование у подрастающего поколения патриотических качеств и чувства сопричастности к истории Отечества;
  • изучение роли Победы в Великой Отечественной войне, ее значения и влияния на формирование национального самосознания российских граждан;
  • создание условий для более глубокого ознакомления детей  с основными этапами и событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, примерами боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины;
  • воспитание уважения к ветеранам Великой Отечественной войны;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • повышение интереса к военной истории, литературе и изобразительному творчеству.

 

Одним из главных направлений  воспитательной работы с классом является воспитание и развитие личности гражданина и патриота России, готового и способного защищать ее.

Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями

вглубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте.

 За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты.  Обобщая  можно дать такое определение патриотизму:

«Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее   развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества».

 Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

 Истинный патриотизм по своей сущности гумманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются в педагогике как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине,  проявление к ней любви и верности, осознание  и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее  честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость» .

  Патриотизм включает в себя:

  • чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
  • уважительное отношение к языку своего народа;
  • заботу об интересах Родины;
  • осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и   независимости (защита Отечества);
  • проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
  • гордость за социальные и  культурные достижения своей страны;
  • гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
  • уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
  • ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
  • гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

 Истинный патриотизм предполагает, как видно из его определения, формирование и его длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельности, неразрывность с Отечеством.

Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. По определению А.Н.Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения».

 Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.

Таким образом, значимость изучения системы патриотического воспитания учащихся заключается в том, что  именно в школе воспитание гражданина страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.

 Практический интерес к теме на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация и реформированный тип учащегося.

 

Описываемый педагогический опыт естественно вписывается в деятельность НОУ СОШ «Академическая гимназия», являясь неотъемлемой частью патриотического воспитания школьников.

 Описываемый опыт отражает педагогическую деятельность автора в качестве

 учителя начальных классов.

Цель: формирование у подрастающего поколения патриотических качеств и чувства сопричастности к истории Отечества.

 

Задачи:

1)  отобрать наиболее эффективные методы формирования гражданско-патриотических качеств личности;

2)   организовывать и проводить мероприятия, направленные на развитие патриотизма через практическую деятельность;

3)   обеспечить возможности для самореализации, социализации учащихся;

4)   демонстрировать учащимся значимость их деятельности, признание  и востребованность обществом проявления их гражданских и патриотических качеств.

 

Методы формирования гражданско-патриотических качеств личности

 В определении содержания, сущности, методики формирования, организационных форм по воспитанию у подростков гражданских качеств особую роль сыграли П.П.Блонский, А.С.Макаренко, И.Н.Руссу, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий. Проанализировав существующие в педагогике подходы к методам и формам организации гражданско-патриотического воспитания, выделил для себя группы методов, которые могут быть представлены следующей таблицей:

п/п

Группа методов

Методы

Свойства методов

I.

Методы

формирования

сознания

личности

Убеждение, внушение, беседы, лекции,

дискуссии,

метод примера     

Постановка ученика в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании.

II.

Методы органи-зации деятель-ности и форми-рования опыта гражданского поведения

Педагогическое требование, требование коллектива, общественное мнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело, метод проектов

Необходимо создавать ситуации, в которых ребёнка упражнялся бы в гражданской деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость гражданской деятельности  ребёнка для общества.

III.

Методы стимулирования деятельности и поведения

Соревнование, поощрение, взаимовыручка, создание ситуации успеха

Необходимо побуждать ребёнка корректировать свое поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным. Стимулирование побуждает ребёнка к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение.

 

       Считаю важным при работе с учащимися  соблюдать следующие принципы:

  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип сознательности, активности воспитанников;
  • принцип уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью;
  • принцип опоры на положительное в человеке;
  • принцип включения в деятельность.

 

 План мероприятий по  работе с классом на тему 

«На встречу 65-летию Победы в Великой Отечественной войне».

Месяц

                        Мероприятия

Результат

 сентябрь

 

 

 Уровни:

классный

 1 сентября. День знаний.  Урок Мира.

 Тема классного часа: «Города герои».

 беседа

 

октябрь

 

 

 Уровни:

классный

 Тема классного часа: «Сердцем прикоснись к подвигу»

Список литературы о подвигах  воинов в ВОВ.

школьный

 Конкурс рисунков «О Великой Отечественной войне».

рисунки

ноябрь

 

 

 Уровни:

классный

Тема классного часа: «Всё для фронта, всё для Победы!»

Рассказы  детей о том, как война коснулась их семей.

школьный

  Конкурс « Люди и судьбы».

4 участника 

декабрь

 

 

 Уровни:

классный

Тема классного часа: Салют, Победа»!

 Классный час с участием родительского коллектива

школьный

  Интеллектуальные игры, групповой тур

Проект «Мероприятия ко дню празднования  победы» 

январь

 

 

 Уровни:

классный

Тема классного часа: «Страшные годы войны - грозные годы блокады».

Беседа

рефераты

февраль

 

 

 Уровни:

классный

Тема классного часа: «Детство, опалённое войной»

беседа

презентация

школьный

  Конкурс творческих работ: «Я помню! Я горжусь!», посвящённый 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

 

презентации

рисунки

доклады

реклама книг 

 март

 

 

 Уровни:

классный

Тема классного часа: «Битва за Москву, Сталинградское сражение, Курская битва».

Беседа

рефераты

городской

«Эстафета памяти поколений»,

посвященной 65-ой годовщине Победы

в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Посещение  городской библиотеки 

 апрель

 

 

 Уровни:

классный

Тема классного часа: «Подвиг народный забыть нельзя»

беседа

презентации

школьный

 Тема: «Помни о тех, кто погиб за тебя»

Конкурс стихов о войне. 

 май

 

 

 Уровни:

классный

Тема классного часа: «Никто не забыт, ничто не забыто».

Встреча с ветеранами войны.

Возложение цветов у монумента Славы.

 Утренник, посвященный победе.

школьный

 Концерт, посвященный ветеранам.

Подготовка номеров художественной самодеятельности к праздничному концерту

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с классным коллективом

Одним из важнейших проявлений и показаний гуманности являются человеческие отношения между людьми.Именно в начальных классах учитель закладывает азы познания добра и зла, милосердия и сострадания, пон...

Модернизация работы музея Боевой Славы, как центра патриотического воспитания младших школьников

Патриотическое воспитание подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от усилий дееспособных и ответственн...

ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Большая часть времени школьника, его общение   со  сверстниками, учителями, складываются и протекают в условиях классного коллектива. Поэтому среди множества организационно-педагогическ...

Самопрезентация работы учителя по теме «Мои идеи и находки в работе с классным коллективом"

Файл содержит презентацию по теме "Мои идеи и находки в работе с классным коллективом"...

Методические рекомендации классным руководителям по составлению планов воспитательной работы с классным коллективом

В  материале  представлены  основные  разделы,  необходимые  при составлении  планов  воспитательной  работы  с классным коллективом...