Эстетическое и творческое воспитание и развитие младших школьников
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Главное назначение начальной школы обозначено в стандартах второго поколения – воспитательное. Оно состоит в формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника. Начальная школа должна привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус, воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям и природе, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам; способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esteticheskoe_i_tvorcheskoe_vospitanie_i_razvitie_mladshih_shkolnikov.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Эстетическое и творческое воспитание и развитие младших школьников»
Главное назначение начальной школы обозначено в стандартах второго поколения – воспитательное. Оно состоит в формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника. Начальная школа должна привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус, воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям и природе, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам; способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.
В целях последовательного формирования общей культуры обучающихся, их духовно-нравственного, социального, личностного и интеллектуального развития образовательным учреждением самостоятельно разрабатывается и реализуется основная образовательная программа по ступеням обучения (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование), в том числе программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся образовательных учреждений. «2»
В УМК А. А. Логиновой, А. Я. Данилюк «Духовно – нравственное развитие и воспитание учащихся» заложено обеспечение учителей и администрации школы методологическим инструментарием, позволяющим воспитывать и оценивать результаты воспитательной деятельности, как ученика, так и класса в целом. Исследование результатов воспитательной деятельности в классе проводится по основным направлениям:
1. Нравственное развитие и воспитание учащихся
2. Образовательная среда ОО
3. Взаимодействие ОО с семьей
По результатам исследования на начало учебного года во 2 классе были обозначены проблемы:
- Эстетическое восприятие учащимися;
- Самовыражение учащихся через отношение к прекрасному;
- Коммуникативные умения (целенаправленное общение) во внеучебное время.
В связи с выявленными проблемами мною поставлены задачи в воспитательном плане:
- Развивать эстетическое восприятие учащихся через участие в творческих конкурсах, внутриклассных, школьных, внешкольных мероприятиях;
- Учить самовыражению учащихся через отношение к прекрасному, через личное участие в творческих конкурсах и мероприятиях;
- Формировать целенаправленное общение посредством включения учащихся в активную деятельность во внеучебное время.
Во 2 классе обучается 6 человек: 3 мальчика, 3 девочки. Уровень эстетического восприятия у детей разный: 1 девочка – повышенный уровень, 3 учащихся – базового уровня, 2 учащихся – низкий уровень. Стремление к самовыражению, желание проявить свои личные способности демонстрирует один ребенок. Дети во внеучебное время практически не общаются дуг с другом.
Исходя из характеристики класса, планирую воспитательную работу. Под моим руководством дети принимают участие в конкурсах рисунков, фотографий, музыкальных конкурсах и мероприятиях школьного, на уровне поселения, муниципального, регионального уровней. Все учащиеся принимают участие в подготовке и проведении общеклассных и общешкольных мероприятий. Учащиеся, проявившие прогресс при подготовке к конкурсу, принимают в нем участие, то есть к конкурсу начинают готовиться все. Дети заранее знакомятся с требованиями к участию в конкурсе. Для всех детей требования едины (регулярное посещение репетиций, отработка умения дома, включение в процесс).
В течение 4 лет результатом моей работы являются участие школьников, не только моего класса:
Региональный конкурс «Рыцари дорожного движения» 2014 год | ||||||||
Веснина Анастасия номинация «Компьютерная графика» | 4 класс | «Календарь - правила дорожного движения» | 2 место - краевое | |||||
Веснина Анастасия Региональный конкурс «Рыцари дорожного движения» 2014 год номинация «Компьютерная графика» | 4 класс | «Календарь - правила дорожного движения» | 2 место - муниципальное | |||||
Веснина Анна номинация Региональный конкурс «Рыцари дорожного движения» 2014 год «Компьютерная графика» | 7 класс | «Календарь – памятные дата ГИБДД» | 1 место - муниципальное | |||||
Всероссийский конкурс юных фотолюбителей «Юность России» | ||||||||
Веснина Анна – | 7 класс | номинация «Пейзаж» Номинация «Эксперимент» Номинация Портрет | Участие | |||||
Конкурс «Мой любимый учитель» | ||||||||
Сапожникова Дарья Номинация - ФОТО | 9 класс | «Мой любимый учитель» | 3 место | |||||
Веснина Анастасия Номинация - ФОТО | 5 класс | «Мой любимый учитель» | 2 место | |||||
Дрекунова Анна, Шестопалова Анжела, Шестопалова Ксения Номинация - ФОТО | 2 класс | Фотоколлаж «Мой любимый учитель» | 1 место | |||||
Муратова Людмила Номинация - ФОТО | 5 класс | «Мой любимый учитель – классный руководитель» | 3 место | |||||
Конкурс «Сердце матери» | ||||||||
Дрекунова Анна | 1 класс | «Цветы в подарок» | ||||||
Конкурс «Моя школа самая, самая» | ||||||||
Веснина Анна | 8 класс | «Развитие школы в годы моей учебы» | ||||||
Конкурс «Песня – спутница солдата» | ||||||||
Юкечева Алена, Веснина Анастасия – | 2 класс | номинация «Вокал - дуэт» - | 3 место – 2012 г | |||||
Учащиеся 4 класса – | номинация «Плакат» | 2 место – 2013 г. | ||||||
Заочный конкурс презентаций, видеороликов и фото «Мое Забайкалье» | ||||||||
Шестопалова Анжела | 1 класс | «Смена поколений» | III место |
Совместно с учащимися были подготовлены статьи в газету «Вперед» - к юбилею школы – 2014 год, Веснина Анастасия – «Моя мама - учитель» - 2014 год
На уровне поселения - учащиеся принимали участие в проведении: 9 мая – празднование Великой победы, 1 июня – День защиты детей, «День здоровья»
В ОО учащиеся принимают участие во всех мероприятиях. В течение 2 – х лет в школе проводятся тематические эвристические погружения, в которых учащиеся совместно с родителями готовят костюмы, самостоятельно готовят художественные личные номера, и под руководством учителя – групповые. Стоит отметить, что руководителем группы может быть любой учитель, не классный руководитель. Ребенку приходится выстраивать свое общение со сверстниками и взрослыми, учится точно формулировать свою речь, чтобы донести нужное.
Для формирования целенаправленного общения и включения учащихся в активную деятельность во внеучебное время мною были организованы репетиции современных танцев совместно с учащимися 1,3,4 классов:
Танец «Будет круто»- совместная деятельность 1 и 2 классов. Для данного танца мною были сшиты костюмы.
«РЭП» - совместно 1,2,3,4 классы, где сами учащиеся совместно с родителями подбирали себе сценический образ.
Для подготовки к новогоднему погружению в изготовление костюмов были привлечены родители. Совместно с учениками, мной и родителями были подобраны выкройки костюмов, а родители их изготовили.
Таким образом, в связи с выявленными проблемами я организовала участие в творческих конкурсах, внутриклассных, школьных, внешкольных мероприятиях для повышения уровня эстетического восприятия учащихся. Через личное участие в творческих конкурсах и мероприятиях дети учатся самовыражению. Организовав разновозрастное общение в группах дети повышают свой уровень речевого общения.
Литература
1. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 29.12.2014) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"
2. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в свете ФГОС второго поколения Методические рекомендации. Часть 3. –Белгород: Изд-во ОГАОУ ДПО БелИРО. – 2013. – 136с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческое и интеллектуальное развитие младших школьников.
« Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей!» К. Д. Ушинский...
Лекция "Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников"
В данной статье дается описание концепции "Духовно-нравтсвенного воспитания и развития младших школьников" и даются рекомендации по написанию программы духовно-нравственного коспитания младших ш...
Консультация "Духовно-интеллектуальное воспитание и развитие" младших школьников на основе лингводидактического подхода
В этой работе рассматриваются подходы к решению духовно-интеллектуального воспитания и развития младших школьников с помощью лингводидактики....
Программа духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников "Лучики солнца"
Формирование личности ребёнка, воспитание у него определённо направленной нравственной позиции – сложный педагогический процесс. Многолетний опыт воспитания младших школьников показывает, что эт...
Духовно- нравственное воспитание и развитие младших школьников
В данной статье описан опыт работы по духовно- нравственному воспитанию и развитию младших школьников....
Эстетическое воспитание в развитии младшего школьника
Из опыта работы....
Проектная деятельность как ресурс творческого и ителлектуального развития младших школьников
В статье описан игровой массовый проект познавательной направленности "Познавательные олимпийские игры", предложены сценарии Открытия и Закрытия Познавательных игр и примеры заданий ра...