Внеурочный педагогический проект "что мы Родиной зовём?"
план-конспект занятия (1 класс) по теме
В данной разработке представлен материал "Государственный праздник - день Победы". Это внеурочный проект обучающихся 1 класса "А" в рамках общешкольного внеурочного проекта "Что мы Родиной зовём?".
Участники проекта:обучающиеся 1-го класса "А", родители.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vserossiyskiy_pedagogicheskiy_konkurs._pedagogicheskiy_proekt.docx | 53.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 78» VIII вида
г. Новокузнецка Кемеровской области
Всероссийский педагогический конкурс
"Педагогический проект"
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
(В. Степанов)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРАЗДНИК - ДЕНЬ ПОБЕДЫ
Внеурочный проект
обучающихся 1 класса «А»
в рамках общешкольного внеурочного проекта
ЧТО МЫ РОДИНОЙ ЗОВЁМ?
Авторы проекта:
обучающиеся 1 класса «А»,
классный руководитель
Золотарева Наталья Алексеевна
2014 год
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Актуальность темы.........……………………………………………………3
2. Определение предмета исследования ……………………………………3
3. Формулировка проблемы ………………………...........………………......3
4. Выдвижение гипотезы ……………………………..…………….……..….4
5. Проверка гипотезы
6. Интерпретация
7. Презентация исследовательского материала............................................12
Список литературы…………………………………………….………………13
Приложение 1. Паспорт проекта «Государственный праздник –День Победы».
Приложение 2. Программа общешкольного внеурочного проекта «Что мы Родиной зовём?».
АКТУАЛЬНОСТЬ
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера, но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, поэтому необходимо с первых дней обучения в школе формировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем.В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми младшего школьного возраста. Всё дальше в глубь истории уходят события Великой Отечественной войны. Но никогда неизгладят эти события из памяти тех, кто полной мерой испил и горечь отступления, и радость наших великих побед. Война и Победа – не только история, это факт нравственного подвига советских людей, принявших на себя главную тяжесть в борьбе с фашизмом, достойно и мужественно исполнивших свой священный долг. Жители города Новокузнецка внесли свой большой вклад в общую Победу, ведь без единства фронта с тылом, без самоотверженного труда сотен и тысяч мужчин и женщин, стариков и подростков, пришлось бы во много раз тяжелее. Последствия минувшей войны ощутимы и сегодня. Поэтому очень важно сохранить в памяти то, что мы знаем о войне, об участниках войны и тыла. Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания является проектная исследовательская деятельность, которая позволяет создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проекта «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРАЗДНИК - ДЕНЬ ПОБЕДЫ» позволила задействовать различные виды детской деятельности. Проект подразумевал единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками стали и родители.
Одним из направлений воспитательно-образовательной работы Образовательного учреждения является гражданско-патриотическое, поэтому использование новой нетрадиционной формы работы в сотрудничестве с семьей является основой проекта.
Актуальность темы проекта. Обучающиеся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида имеют узкий круг осведомленности об окружающем мире: о районе города, в котором проживают; об истории ВОВ; об очевидцах войны и ветеранах труда; для них характерно незнание названий улиц, достопримечательностей района, событий в истории страны. Всё это препятствует формированию целостного представления о малой Родине, снижают эффективность гражданско-патриотического воспитания, осуществляемого в МКС(К)ОУ «С(К)ОШ № 78» VIII вида.
Внеурочный проект обучающихся 1 класса «А» в рамках общешкольного внеурочного проектаЧТО МЫ РОДИНОЙ ЗОВЁМ?, посвящённый 35-летнему юбилею Новоильинского района г. Новокузнецк и 69-годовщине Победы в Великой Отечественной войне, был запланирован и реализован в рамках работы школьного историко-краеведческого музея. Метод проектной исследовательской деятельности стал основополагающим в работе школьного историко-краеведческого музея нашего учреждения.
Учитывая условия и возможности обучающихся и их родителей были определены следующие условия педагогического проекта и составлен Паспорт проекта (Приложение 1).
Ведущая педагогическая идея проекта. Вовлечение обучающихся, родителей в реализацию данного проекта, привлечение их к работе школьного музея в качестве редакторов для создания страницы "Воспоминание о войне" будет способствовать повышению эффективности гражданско-патриотического воспитания, формированию целостного представления о малой Родине – Новоильинского района города Новокузнецк, а также уровню их жизненной компетенции.
Цель проекта. Формирование личностных УУД: восприятие роли России, как государства; проявление любви к своей Родине, к своему народу. Воспитание чувства патриотизма у обучающихся в процессе знакомства с человеком – очевидцем войны, ветераном труда (Новоильинского района города Новокузнецк).
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ
Объектом для исследования в рамках педагогического проекта представлен один из первых жителей Новоильинского района г.Новокузнецк: Антоневич Елизавета Никитична. Она - ветеран труда и очевидец войны.
Предмет исследования – определение содержания виртуальной экскурсии в школьном музее по теме«Очевидец войны и первый житель Новоильинского района г. Новокузнецк».
ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ
Современное поколение недостаточно знают и интересуются о событиях Великой Отечественной войны. Очень важно, чтобы дети как можно больше узнали о трагических событиях 1941 – 1945 годов. Мы педагоги не должны упустить, а должны помочь детям увидеть нашу Отчизну и почувствовать себя частью России, привить любовь к Отечеству, преданность ему.
Перед началом исследования нами была обозначена проблема - дети с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеют узкий круг осведомленности об окружающем мире: о районе города, в котором проживают; об истории ВОВ; об очевидцах войны и ветеранах труда; для них характерно незнание названий улиц, достопримечательностей района, событий в истории страны. Всё это препятствует формированию целостного представления о малой Родине, снижают эффективность гражданско-патриотического воспитания, осуществляемого в МКС(К)ОУ «С(К)ОШ № 78» VIII вида.
Были определены проблемные вопросы, на которые предстояло ответить обучающимся 1 класса в ходе исследования:
- Как называется страна, в которой ты живёшь?
- Как называется город, в котором ты живёшь?
- Как называется район, в котором ты живёшь?
- Что ты знаешь о ВОВ?
- Кто защищает Родину?
- Кто такой ветеран?
ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ
Прошло много времени со Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, и обучающиеся начальной школы и их молодые родители мало знают об этой войне, не задумываются, какой след оставила война в их семьях? Живых свидетелей событий военного времени с каждым годом становится все меньше. Это люди преклонного возраста - прадедушки и прабабушки обучающихся начальной школы. Возможно, их родственники были участниками Великой Отечественной войны, работали в тылу и внесли вклад в Победу над фашистской Германией.
Нами была выдвинута гипотеза о том, что круг осведомленности обучающихся о людях, живущих во время ВОВ расширится, дети и родители получат удовлетворенность от общения с ветераном труда и очевидцем войны, если включить их в процесс исследовательской деятельности, привлечь к работе школьного музея.
- ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗЫ
Наш класс в рамках проекта «Что мы Родиной зовём» (Приложение 2) получил задание: найти в нашем районе человека, который был бы свидетелем Великой Отечественной войны и одним из первых жителей нашего Новоильинского района.
Для проверки гипотезы были выбраны следующие методы:
- анкетирование обучающихся (до начала исследования);
- чтение книг о Великой Отечественной войне с обучающимися на классных часах и в домашних условиях с родителями;
- поиск информации об объекте посредством посещения библиотечного мероприятия «Час истории: «Всему начало здесь в краю моём родном»;
- сбор информации о жизни родственников и знакомых в годы ВОВ, ветеранах труда, первых жителей улиц Новоильинского района (привлечь родителей к поиску информации);
- изготовление подарков и приглашения на школьный праздник, посвящённый 9 МАЯ (совместно родителей с детьми);
- встреча с ветераном труда и очевидцем войны;
- фотосъемка встречи (отражающая проведённую работу);
- подготовка материалов виртуальной экскурсии для школьного музея;
- изготовление коллективной творческой работы,формат А3 (оформление страницы памяти " Воспоминание о войне" для школьного музея»);
- анкетирование обучающихся после завершения общешкольного проекта «Что мы Родиной зовём?»;
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Первоклассники не имеют опыта исследовательской деятельности, поэтому сначала обучающиеся совместно с родителями нашли книги о Великой Отечественной войне, начали читать и делиться друг с другом своими впечатлениями, организовали выставку прочитанных книг. Затем на классном часе совместно с учителем и родителями обучающихся составили возможные вопросы для интервью по сбору информации о жизни человека во время войны, которые обсудили и выбрали только важные вопросы. Родители узнали, что в нашем Новоильинском районе живёт (слайд 1)Антоневич Елизавета Никитична. Она - ветеран труда и очевидец войны, одна из первых жителей нашего Новоильинского района. Родилась 3 декабря 1933года. Живёт по адресу; Архитекторов 22 – 86. Классный руководитель: Золотарева Н.А., родители: Полянская Т.Н., Садыкова Ж.Е., Печенкина В.Н. и обучающиеся 1 А класса: Никулин А., Печенкин А., Соловьёва М. посетили очевидца войны Антоневич Е.Н. (слайд 2) Её адрес: Архитекторов 22 – 86. По данному адресу мы с обучающимися и их родителями отправились в гости к Елизавете Никитичне.(слайд 3)Родилась 3 декабря 1933 года.
Воспоминания Елизаветы Никитичны о тех далёких военных годах:
(слайд 4)«Всё своё детство я прожила в селе Редаково. В 1 класс пошла в 8 лет, в школу № 23 на улице Сибирской. До сих пор помню свою первую учительницу Горбунову Александру Ивановну. Училась хорошо. Очень любила в школу ходить. И вот на рассвете 22 июня 1941 года, а у нас накануне в школе был выпускной вечер (куда мы с девчонками бегали смотреть), началась война. Мы не могли сначала понять, что это такое, почему все плакали. Мне родители просто сказали: «Война началась». Через два дня после объявления войны возле школы организовали пункт мобилизации всего взрослого мужского населения на фронт. Почти все молодые ребята ушли на фронт и многие погибли, защищая Родину. А мы, совсем маленькие девочки, помогали медицинским сёстрам в госпитале ухаживать за ранеными. Этот госпиталь находился очень далеко в городе (сейчас на этом месте кинотеатр Коммунар). А мы жили в Редаково и каждый день со своей подружкой Дуплинской Людой пешком ходили в госпиталь и обратно домой. Видела немцев. Они копали за улицей окопы. Их заставляли работать в шахтах. Очень тяжело было во время войны. Мы не видели хлеба, ели картошку, драники, жмых, пучки. Хорошо, если у кого была корова - главная кормилица. Их прятали от немцев, чтобы они не забрали. И конечно же ходили всю войну на колхозные поля и копали картошку. Дадут длинный, длинный ряд, конца не видно. Не разгибаясь копали и попробуй пропустить хоть одну картофелину в земле. Проверяли и , не дай бог, если возьмёшь с собой. Всё было очень, очень строго.Испытывая огромные трудности и лишения, недосыпая и недоедая, мы даже научились работать по – военному. Лозунг “Всё для фронта, всё для победы!” стал для нас девизом. Вот такие были военные годы. Самый знаменательный день – День Победы! Он застал нас дома. Мы об этом узнали утром, когда выгоняли коров на пастбище. Все радовались, плакали от счастья, даже коровы так громко мычали, как будто что-то понимали.(слайд 5) А потом началась послевоенная жизнь: учёба, работа. Вышла замуж. Родила детей.(слайд 6) Тридцать лет отработала в Литейном цехе на КМК, а общий трудовой стаж более 40 лет. За это награждена Званием «Ветеран труда».(слайд 7) Имею ряд грамот и благодарственных писем (слайд 8) В Новоильинский район приехала жить одна из первых, в 1980 году. Здесь стояло всего несколько пятиэтажных домов. Кругом поля засеяны пшеницей, воздух чистый, чистый. В основном строительство жилых домов было за мостом на кмковской стороне. Магазинов почти не было. Самая первая школа – это школа №13. (слайд 9) Но время не стоит на месте. И вот сейчас я живу в таком замечательном, красивом, большом районе.(слайд 10) И вот дожила до новой даты 9 мая – День Победы. Я счастлива, что вы такие красивые ребятишки растёте в мирное время, не знаете, что такое холод и голод. Учитесь, любите свой родной край, свою малую Родину. И пусть этот День Победы - великий праздник, это памятник павшим и награда живым».
Обучающиеся в знак благодарности памяти о военных временах для Елизаветы Никитичны читают стихи В. Степанова
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
(Никулин А.)
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
(Соловьёва М.)
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
(Печенкин А.)
Обучающиеся подарили ветерану труда цветы и подарки, пригласили на общешкольное мероприятие «Что мы Родиной зовём?», которое состоится 8 мая.
Как и планировали, 7 мая прошел классный час "Мы помним, гордимся, благодарим", на котором подвели итоги работы, а 8 мая общешкольное мероприятие, куда приглашенаАнтоневич Елизавета Никитична.
Соотнесение полученных результатов с исходной гипотезой
Показателями подтверждения выдвинутой гипотезы стали результаты анкетированияобучающихся, проведённого до начала проекта и после его завершения. В анкетировании принимали участие обучающиеся 1 «А», в количестве 10 человек. Анкета состояла из 10 вопросов. Анализ результатов анкетирования перед началом проекта показал следующее, что обучающиеся имели небольшой объем знаний о своём районе города, его истории, достопримечательностях, о значимости ВОВ. После завершения проекта было проведено повторное анкетирование, которое показало значительное увеличение объёма знаний.
Таким образом, гипотеза о том, что круг осведомленности обучающихся о людях, живущих во время ВОВ расширится, дети и родители получат удовлетворенность от общения с ветераном труда и очевидцем войны, если включить их в процесс исследовательской деятельности, привлечь к работе школьного музеяв результате реализации проекта «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРАЗДНИК - ДЕНЬ ПОБЕДЫ» нашла свое полное подтверждение.
В результате данной работы обучающиеся достигли следующих результатов:
- сохранили память о тех, кто воевал на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945гг и добывал Победу в тылу;
- появился интерес к изучению истории Российского государства;
- возникло чувство уважения к ветеранам войны и труда;
- приобрели элементарные навыки поисково-исследовательской работы;
- получили удовольствие от общения со всеми участниками мероприятия.
Практическое применение, полезность выполненной работы:
Презентация продукта проектной деятельности – виртуальной экскурсии в школьном музее по теме: «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРАЗДНИК - ДЕНЬ ПОБЕДЫ» и созданную страницу" Воспоминание о войне", которую поместили в школьном музее можно использовать на уроках окружающего мира, истории, во внеклассных мероприятиях. Обучающиеся должны помнить, как тяжело досталась Победа, и кому мы обязаны сегодня мирным небом над головой.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МАТЕРИАЛА
Приложение 1
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта:
«Государственный праздник – День Победы»
Тип проекта:
- по предметно-содержательной области:внеурочный
- по продолжительности: долгосрочный
- по характеру контактов: районный
- по числу участников: групповой;
- по характеру деятельности: исследовательский, прикладной.
Автор: учитель начальных классов Золотарева Наталья Алексеевна.
Актуальность темы.Обучающиеся специальной (коррекционной) школы VIII вида имеют узкий круг осведомленности об окружающем, для них характерно незнание названий населенных пунктов, событий в истории страны, в которой они проживают, что препятствует формированию целостного представления о малой Родине, о значимости ВОВ, что снижает эффективность гражданско-патриотического воспитания, осуществляемого в МКС(К)ОУ «С(К)ОШ № 78» VIII вида.
Ведущая педагогическая идея проекта.
Вовлечение обучающихся совместно с родителями в реализацию данного проекта, привлечение их к работе школьного музея будет способствовать повышению эффективности гражданско-патриотического воспитания, формированию целостного представления о малой Родине – Новоильинского района города Новокузнецк, а также уровню их жизненной компетенции.
Цель проекта.
Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся; сохранение преемственности поколений; развитие навыков проектно-исследовательской деятельности.
Задачи, решаемые в ходе реализации проекта:
- привлечение внимания к людям – очевидцам войны, ветеранам труда и первым жителям Новоильинского района;
- способствовать формированию сохранению памяти о суровых годах жизни своих предков;
- способствовать формированию интереса к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, чувства сопричастности к сохранению традиций Родины;
- развивать чувство благодарения людей, переживших ВОВ, внесших вклад в восстановление и развитие страны, трудившихся на благо Родины;
- развивать коммуникативные навыки обучающихся;
- привлекать родителей, законных представителей обучающихся к воспитательно-образовательному процессу.
Руководитель проекта: учитель начальных классов Золотарева Наталья Алексеевна
Участники проекта: обучающиеся 1 класса «А», родители.
Продолжительность проекта: 40 дней.
Планируемые результаты выполненного проекта:
- внешние- оформление страницы памяти " Воспоминание о войне"
для школьного музея, мультимедийная презентация
результатов проекта.
внутренние:
обучающиеся:
- познакомятся с ветераном труда и очевидцем ВОВ и расширят знания о войне;
- станут активными участниками поисково-исследовательской работы;
- получат опыт подготовки и представления результатов исследовательской деятельности;
педагог:
- усовершенствует навыки разработки и реализации внеклассных проектов с обучающимися, родителями -законными представителями;
родители, законные представители:
получат возможность участвовать в совместной деятельности с
обучающимися.
Форма представления результата - презентация творческих
работ в рамках музыкально-литературной композиции;
оформление страницы памяти «Воспоминание о войне».
Материально- техническое обеспечение проекта:
- музыкальный центр, мультимедийный проектор, фотоаппарат;
- для оформления творческих работ: ватман, цветная бумага и прочее;
Информационное обеспечение: методическая, справочная, художественная литература.
Подготовительная работа:
- участие обучающихся в литературной программе «История Новоильинского района» в библиотеке им. Д.С.Лихачева;
- определение состава группы родителей для участия в проекте;
- выбор объекта для исследования.
Приложение 2
Программа общешкольного внеурочного проекта
«Что мы Родиной зовём?»
Этап | Срок | Содержание деятельности | Ответственные |
Создание проблемной ситуации | 04.04.14 г. | Объявление о проекте, посвящённому 35-летию Новоильинского района на общешкольной линейке. Вручение заданий для каждого класса. | Зам. директора по ВР Шишова В.А., руководитель проекта Соломина Н. А. |
Проектирование деятельности | 04.04.14 г.-09.04.14г. | Собрание классного коллектива (проведение начального диагностического обследования, изучение задания, распределение поручений, определение порядка работы и конечного результата) | Классные руководители, обучающиеся 1-8 «А» классов, педагог-психолог Иванова Е.В. |
Поиск информации | 09.04.14 г. | Час истории: «Всему начало здесь в краю моём родном» | Главный библиотекарь читального зала библиотеки им. Д.С.ЛихачеваБолотникова Л.В. |
09.04.14г. – 28.04.14 г. | Чтение рассказов о Великой Отечественной войне | Учителя начальных классов (1-4 классы), учитель русского языка Куприянова Н.П. (5-8 классы) | |
09.04.14г. – 16.04.14 г. | Сбор информации о ветеранах ВОВ, ветеранов труда, жителей улиц Новоильинского района, переживших ВОВ | Родители, классные руководители, обучающиеся 1-4 классов «А» | |
09.04.14г. - 28.04.14г. | Сбор информации об истории улицы, экскурсии на заданные улицы района, фотографии достопримечательностей данной улицы. | Родители, классные руководители, обучающиеся 5-8 классов «А» | |
16.04.14 г. | Встреча обучающихся 5-8 «А» классов с ветераном труда, писателем Новоильинского района Протасевич С.А. | Учитель русского языка Куприянова Н.П. | |
16.04.14г. – 28.04.14 г. | Встречи обучающихся 1-4 «А» классов с ветеранами Новоильинского района | Классные руководители 1-4 «А» классов | |
Оформление результатов | 28.04.14 г.-07.05.14 г. | Подготовка мультимедийной презентации о результатах исследовательской деятельности | Классные руководители, обучающиеся 1-8 классов «А», |
Оформление творческих работ «Я помню, я горжусь!» | Родители, классные руководители 1-4 «А» классов | ||
Оформление творческих работ «Первые улицы Новоильинского района» | Родители, классные руководители, обучающиеся 5-8 классов «А» | ||
Презентация результатов | 08.05.14 г. | Литературно-музыкальная композиция «Что мы Родиной зовем?», посвящённая 35-летию Новоильинского района и 69 годовщине Великой Победы | Старшие вожатые Соломина Н. А., Щитова М.Д. |
08.05.14 г. | Мультимедийная презентация проведённой исследовательской деятельности, презентация творческих работ в рамках литературно-музыкальной композиции «Что мы Родиной зовем?» | Классные руководители, обучающиеся 1-8 «А» классов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа по внеурочной деятельности "Моя малая родина"
Данная программа способствут формированию осознанного отношения младших школьников к ценностям родного края ( людям, природе, истории, культуре) и выработке на этой основе жизненной позиции, позволяющ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. К истокам Родины
Глобальные перемены в России последнего десятилетия, растущий информационный поток создали необходимые предпосылки для изменения как всей системы исторического образования, так и его содержания....
Программа курса внеурочной деятельности "Моя малая Родина"
Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному селу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, с...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя Малая Родина"
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Соответствует ФГОС. Носит проекно - поисковый характер....
Программа внеурочной деятельности "Моя малая родина"
Программа «Моя малая родина» рассчитана на детей младшего школьного возраста. Она актуальна тем, что прививает любовь к поселку, интерес и уважение к старшему поколению, бережное отношение ...
Внеурочная деятельность "Моя малая Родина"
Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному селу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, с...
Педагогический проект «Любить Родину…»
Проект " Любить Родину" направлен на патриотическое воспитание обучающихся....