программа по внеурочной деятельности "Моя малая родина"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме
Данная программа способствут формированию осознанного отношения младших школьников к ценностям родного края ( людям, природе, истории, культуре) и выработке на этой основе жизненной позиции, позволяющей понимать принадлежность к родному краю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodina.doc | 513.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Современное общество ставит вопрос о сохранении истории родного края его духовных ценностей, народных обычаев и традиций. История каждого края уникальна и неповторима, а вместе с ним многообразна и богата история страны.
Задача современной школы - привить любовь к малой родине. А через любовь к малой родине - любовь, и уважение к необъятной и многонациональной России.
Как же развивать интерес детей к тому, чем «живёт» и «дышит» его отчизна, в чем она нуждается и чем ей нужно помочь? Курс «Моя малая родина», составленный в рамках внеурочной деятельности, призван оказать помощь в решении данных вопросов.
Цель программы: -формирование осознанного отношения младших школьников к ценностям родного края ( людям, природе, истории, культуре) и выработка на этой основе жизненной позиции, позволяющей понимать принадлежность к родному краю.
Задачи:
- изучение малой родины через понятие значения своего имени, фамилии, знакомство с родословной своей семьи, профессиями родителей, достопримечательностями своей улицы, города, области
- способствовать формированию ценностного отношения у младших школьников к историческому прошлому и настоящему своей страны, города, семьи
-содействовать воспитанию толерантного отношения детей к окружающим их людям
- развивать познавательный интерес обучающихся к истории родного края, расширять кругозор, обогащать словарный запас
- формировать исследовательскую культуру у детей младшего школьного возраста
Основное направление курса « Моя малая родина» -исследовательская и практическая деятельность. Объектом этой деятельности становится окружающая действительность. Все задания имеют практическую направленность и требуют от ребенка разнообразной деятельности как в классе на уроке, так и вне школы. самостоятельно и с помощью взрослых. Ученики развивают наблюдательность, учатся проводить исследования, сопоставлять факты. Формирование исследовательской культуры младших школьников начинается с достаточно интересного материала. Ребёнок пытается узнать, что означает его имя, фамилия. Он начинает исследовать. Для этого он просматривает энциклопедии, посещает библиотеку, вместе со своей семьёй составляет родословное древо. В ходе выполнения работы расширяется и обогащается кругозор и словарный запас младших школьников
Дети сначала узнают более подробно о своей семье, о профессиях родителей. Затем знакомятся со свой улицей, на которой находится их дом, исследуют свой микрорайон, родной город, область, их достопримечательности. Знания, полученные в результате исследовательских работ, найдут применение на уроках не только окружающего мира, но и на уроках русского языка, математики, истории. В результате формируются универсальные учебные действия: умение планировать свою работу, умение оценивать имеющиеся знания и умения, умение находить необходимую информацию в разных источниках, выделять главное.
Выполняя такие работы, учащиеся приобретают навыки коллективной деятельности, растут патриотами своего края.
Работы могут быть выполнены самостоятельно и с помощью родителей.
Ожидаемые результаты.
-Активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.
-Положительное влияние воспитательной информации, выходящей за рамки стандартных учебников, воспитание гуманного отношения к окружающим, патриотизма, формирование здорового образа жизни.
-Обучение приемам исследовательской работы с книгами, в музеях, на выставках, использование средств Интернета в целях получения новых знаний, формирование навыков работы в читальном зале библиотеки.
-Приобретение коммуникативных навыков.
-Развитие способностей адекватного представления результатов своей работы в форме докладов, рисунков, фотографий, звуко- и видеозаписи и др.
-Формирование универсальных учебных действий.
-Развитие речи и обогащение словаря.
-Активное участие родителей в школьной жизни ребенка.
Программа состоит из 9 блоков: «Я», «Моя фамилия», «Моя родословная, моя семья», «Профессии моих родителей», «Мои сверстники», «Моя школа», «Мой микрорайон», «Мой город», «Путешествие по Кузбассу» и рассчитана на 4 года в рамках внеурочной деятельности в соответствии с новым ФГОС
Содержание курса
Введение
Цели и задачи занятий по программе «Моя малая Родина»
1. «Я» Раскрытие конкретного смысла имени. Составление своего словесного портрета, объективная оценка себя как личность.
Практическая работа: самостоятельная работа с книгой, ведение словаря терминов, выставка портретов, фотовыставка
2.«Моя фамилия» происхождение своей фамилии,
Практическая работа: самостоятельная работа с книгой, ведение дневника исследования, участие в составлении фотоальбома
3. «Моя родословная, моя семья» продолжается знакомство с историческим прошлым своей семьи, даётся элементарное понятие о составлении генеалогического древа.
Практическая работа: рассказ о своей семье, участие в тематической выставке «Увлечение членов моей семьи», выставка творческих работ детей и членов их семей, презентации «А у нас живет..», фильмы детей о своей семье.
4 «Профессии моих родителей» ученики делятся сведениями о профессиях мамы и папы, бабушки и дедушки, ближайших родственников. Узнают о различных профессиях.
Практическая работа: составление рассказов о профессиях, участие в подготовке тематической выставки «Такие разные профессии», посещение совместно с родителями предприятий, на которых они трудятся, составление кроссвордов
Домашнее задание: составление фоторепортажа экскурсии
5. «Мои сверстники» Понятия «сверстник», «товарищ», «друг». Интересы и увлечения сверстников в нашей стране и за рубежом. Образование в Кузбассе, России и других странах. Национальные традиции сверстников края, страны.
Практическая работа:
А)рассказ о друге: фотография, рисунок, презентация
Б)телефон, адрес – как связаться с другом, составление приглашения на день рождения, выбор подарка другу,
В) составление пожелания другу, составление записной книжки, домашнее задание: составление анкеты для друзей ( что бы я хотел узнать у друга), просмотр видеоматериалов о национальных традициях
- «Моя школа» Знакомство с традициями и историей школы, поисково-исследовательская деятельность школьного краеведческого музея
Практическая работа: экскурсия по школе и в окрестностях, участие в поисково-исследовательской деятельности школьного музея в соответствии с планом и тематикой его деятельности, выполнение индивидуального поискового задания.
Практическая работа: фотоколлаж «Что растет на клумбе около школы», составление летописи «История моей школы», участие в тематической выставке «Трудовая жизнь в школе»
- «Мой микрорайон» Знакомство с историей своей улицы, своего микрорайона, значение микрорайона в городском хозяйстве
Практическая работа: создание путеводителя по микрорайону, фотовыставка «Красивые уголки моего двора, улицы», этапы подготовки к научному оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности
8.«Мой город» знакомство с историей своего города, названия улиц, достопримечательности, расположенные на этих улицах, карта города и области.
Знакомство с понятиями «топонимы», «экспонат», «экспозиционный материал». «выставка», «выставочная деятельность музея»
Практическая работа: поиск в сети Интернет необходимой информации, экскурсия по городу (заочная и автобусная), обзорная и тематическая экскурсии в городской краеведческий музей, создание видеофильма о своем городе, создание брошюр «Анжеро-Судженск- музыкальный», «Анжеро-Судженск-спортивный», «Анжеро-Судженск»-шахтерский город», «Кем может гордиться наш город»
9. «Путешествие по Кузбассу» История образования области, ее роль в жизни страны.
Знакомство с достопримечательностями областного центра и других городов. Традиции и культурное наследие края.
Практическая работа: экскурсии в областной краеведческий музей, по г.Кемерово, составление паспорта выставки, встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний, поиск и сбор экспонатов для школьного музея, работа в сети Интернет и поиск информации по теме блока, создание презентаций или электронной книги по достопримечательностям Кузбасса.
Учебно-тематический план
№ | Темы | всего часов | теория | практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Я | 20 | 8 | 12 |
3 | Моя фамилия | 30 | 10 | 20 |
4 | Моя родословная, моя семья | 36 | 12 | 24 |
5 | Профессии моих родителей | 20 | 8 | 12 |
6 | Мои сверстники | 25 | 11 | 14 |
7 | Моя школа | 30 | 12 | 18 |
8 | Мой микрорайон | 36 | 16 | 20 |
9 | Мой город | 36 | 12 | 24 |
10 | Путешествие по Кузбассу | 36 | 16 | 20 |
итого | 270 | 106 | 164 |
1 класс- 32х2 =64 часа
2 класс- 34х2= 68 часов
3 класс- 34х2= 68 часов
4 класс- 34х2= 68 часов
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ в 1 классе
№ | Месяц | Неделя | Тема занятия | Примечание |
1 | сентябрь | 2 | Вводное занятие | |
2 | Родная школа (экскурсия) | |||
3 | 3 | Что растет на клумбе (экскурсия) | ||
4 | Кто трудится в школе | |||
5 | 4 | Из истории школы (экскурсия в музей школы) | ||
6 | октябрь | 1 | С днем рождения, наш класс | |
7 | Мой дом | |||
8 | 2 | Безопасный и короткий путь домой | ||
9 | Моя улица | |||
10 | 3 | Моя улица, почему она так названа | ||
11 | Достопримечательности моей улицы | |||
12 | 4 | Достопримечательности моей улицы | ||
13 | Я и мое имя | |||
14 | 5 | Я и мое имя | ||
15 | Составление словесного портрета | |||
16 | ноябрь | 2 | Выставка портретов | |
17 | Моя семья | |||
18 | 3 | Профессии в моей семье | ||
19 | Профессии в моей семье | |||
20 | 4 | Увлечения членов моей семьи | ||
21 | Выставка творческих работ «Моя семья» | |||
22 | декабрь | 1 | Выставка творческих работ «А у нас живет» | |
23 | Мой друг | |||
24 | Рассказ о друге | |||
25 | 2 | Как связаться с другом (адрес, телефон) | ||
26 | У друга день рождения | |||
27 | 3 | Какие народности живут в Кузбассе | ||
28 | Как живут наши сверстники | |||
29 | 4 | Как учатся наши сверстники | ||
30 | Традиции моих сверстников | |||
31 | январь | 3 | Зимние забавы моих предков | |
32 | Наш город Анжеро-Судженск. Заочная экскурсия.
| |||
33 | 4 | Природа края по сезонам | ||
34 | Экскурсия «Зима в городе» | |||
35 | 5 | Растительность нашего края | ||
36 | Животный мир края | |||
37 | февраль | 1 | Растения и животные нашего края, занесенные в Красную книгу | |
38 | Предприятия моего города | |||
39 | 2 | Экскурсия по городу Анжеро-Судженску | ||
40 | Экскурсия в краеведческий музей города | |||
41 | 4 | Люди моего города | ||
42 | Выставка творческих работ «Мой город» | |||
43 | март | 1 | Моя фамилия | |
44 | История моей фамилии | |||
45 | 2 | История моей семьи в истории моего города | ||
46 | История моей семьи в истории моего города | |||
47 | 3 | Выставка «Кем гордится мой город» | ||
48 | Поисковая деятельность школьного музея | |||
49 | 4 | Работа в школьном музее | ||
50 | апрель | 1 | Знакомство с картой Кемеровской области | |
51 | 2 | Заочное путешествие в Кемерово | ||
52 | Как живут и трудятся в моем крае | |||
53 | 3 | Города и села Кузбасса | ||
54 | Реки и озера моего края | |||
55 | 4 | Традиции и культура моего края | ||
56 | Весенние забавы моих предков | |||
57 | май | 1 | Встречи с участниками исторических событий моего города | |
58 | Работа в школьном музее | |||
59 | 2 | Экскурсия в редакцию городской газеты | ||
60 | Экскурсия в эколого-биологический центр | |||
61 | 3 | Работа в сети Интернет «Достопримечательности моего края» | ||
62 | Символика края | |||
63 | 4 | Выставка творческих работ «Мой край» | ||
64 | Обобщающее занятие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по краеведению "Моя малая Родина - Сахалин".
В данной программе даётся полное ракрытие занятий по краеведению для учащихся 4 класа по теме "Моя малая Родина - Сахалин". Данная программа разработана как инновация природовед...
Рабочая программа к спецкурсу "Моя малая Родина"
Факультативный курс по краеведению в начальной школе...
Рабочая программа по краеведению "Моя малая Родина" 2 класс
Нормативно-правовой и документальной основой рабочей Программы внеурочной деятельности обучающихся являются:· Федеральный закон от 10 июля 1992 год...
Образовательная программа творческого объединения «По малой Родине моей»
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовн...
Рабочая программа «С любовью к малой Родине».Летний школьный лагерь "Лада"
Пояснительная записка и планирование работы в летнем школьном лагере с дневным пребыванием....
Программа элективного курса "Моя малая Родина"
Программа межпредметного элективного курса "Моя малая Родина" предназначена для учащихся 4-х классов. Курс расширяет представление детей об истории своего родного города, его жителях. Позвол...