Внеурочная деятельность "Моя малая Родина"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Огнева    Екатерина    Владимировна

Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному селу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей ...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_malaya_rodina.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Юрьев-Польский район

Владимирской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Фёдоровская основная общеобразовательная школа»

Программа внеурочной деятельности

«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

(для учащихся 1 – 3 классов)

2011 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

«Краеведение – это радость подробного узнавания  жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество»» В. Песков.

Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории сельской администрации и, конечно, это люди - гордость и слава родного села.

Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному селу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории села  через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!»

Программа внеурочной деятельности «Моя малая Родина» предназначена для учащихся  1 класса как цикл внеклассных и внешкольных занятий. Программа рассчитана на один год обучения и является основой для последующей реализации интегрированного курса «Наш край» и углубление полученных знаний в ходе деятельности школьного объединения «7 х 7».

Программа составлена на основе материалов CD «Кружковая работа в школе. Краеведение» (изд. «Учитель»,2010),  Интернет-информации и методической литературы (список прилагается). Содержание программного материала соответствует возрасту младших школьников. Занятия  рассчитаны на 1 часа в неделю, 33 занятий в год.

Программа предусматривает использование теоретического и практического материала, который раскрывается на примерах своего края и состоит из следующих разделов: «Природа моего села», «Род, семья и я», «Мое село: прошлое, настоящее, будущее».  

Содержание программы имеет краеведческую направленность:  изучение  истории своего края,   географическое положения района, история его образования и развития, становление производства и сельского хозяйства и т.д.

Основные задачи теоретического блока – дать необходимые знания по истории родного края, познакомить учащихся, не только с прошлым, но и с современным состоянием села, предположить перспективы развития.  Учащиеся должны  знать и понимать: то, что происходит сейчас, тоже станет когда-то историей, а значит, мы живем с великими людьми, которые стремятся прославить наше государство, сделать его лучше, справедливее, сильнее.

Занятия кружка носят преимущественно практический характер. На занятиях  учащиеся  приобретают умения и навыки самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем их объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, проводить опросы, работать с  научно-популярной литературой; учатся выделять главное, сравнивать, систематизировать сведения о своей семье, поселке, проводить исследовательские и поисковые работы.  Подобный подход учит более глубоко осмысливать последовательность событий, содействует формированию исторического мышления.

Выполнение практических заданий по краеведению позволяет учащимся знакомиться с новыми людьми, узнавать ранее неизвестное,  казалось бы, о знакомых людях. Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Приходит понимание – эти люди причастны к историческим событиям, что история — это история людей, а корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края.

Материал программы актуален и современен, позволяет  объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений, относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантными.  

Содержание программы соответствует Закону РФ «Об образовании»,  основным направлениям инициативы «Наша новая школа», Программе развития образовательного учреждения, продолжает и углубляет традиции школы в патриотическом и духовно – нравственном воспитании, идеально вписывается в программу опытно – экспериментальной работы образовательного учреждения по формированию социального здоровья школьников в условиях сельской школы.

 

ЦЕЛЬ:

Заложить основы активной гражданской позиции младших школьников  путем привлечения их к краеведческой работе.

Задачи:

Образовательные:

  1. Научить первичным навыкам проектно – исследовательской работе на основе краеведческого материала.
  2. Сформировать мотивацию  к изучению истории и природы родного села.
  3. Изучение истории и природы своего родного села.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к своей малой Родине.
  2. Воспитывать культуру общения.

Развивающие:

  1. Начать формирование потребности в саморазвитии и самореализации.
  2. Развивать деловые качества школьников: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
  3. Развивать прогностические, аналитические и рефлексивные навыки учащихся.

        Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрацию результатов деятельности. Основу теоретической части курса составляют материалы, подробное изложение которых представлено в методической копилке.

        Преимущественная форма организации занятий – активная работа ребят: индивидуальные задания, организация выставок и конкурсов, привлечение родителей, бабушек и дедушек учащихся.

Условия для реализации программы.

        Для успешной реализации данной программы необходимо соблюдать ряд условий:

  1. Проведение 50-70% занятий вне класса: в библиотеке, в СДК, в гостях у односельчан, на экскурсии в природу.
  2. Привлечение к работе старшего поколения (бабушек и дедушек).
  3. На рабочем столе учителя должны быть методические пособия, дидактические материалы.

Программа будет успешно реализована, если:

  • будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;
  • будут учитываться все возрастные и личностные особенности обучающихся воспитанников;
  • будет использоваться разнообразный дидактический материал.

Ожидаемые результаты.

        К концу  года обучения обучающиеся должны достичь первый уровень результатов. Они должны приобрести социальные знания, иметь представление об основных явлениях социальной реальности и повседневной жизни в соответствии с задачами программы:

Знать:

1.Историю своей семьи,

2. Традиции своей семьи,

3. Реликвии своей семьи,

4. Роль семьи в истории села.

5. Историю своего села.

6.Вклад односельчан в историю страны.

7. Экологические проблемы.

Уметь:

  1. Собирать краеведческую информацию у членов своей семьи,
  2. Делиться собранной информацией с друзьями, взрослыми.

Учащиеся 3 класса могут достичь 2 уровня результатов, т.е. выше названным добавятся:

Знать:

8. Знать и ценить традиции семьи, беречь её реликвии.

9. Знать посильные способы решения экологических проблем.

Уметь:

4.Делиться собранной информацией с одноклассниками.

5. Самостоятельно обобщать собранную информацию, участвовать в КТД.

Принципы организации деятельности:

  • гуманизации
  • личностно-ориентированный подход
  • научность
  • доступность
  • дифференцированный подход
  • практическая направленность.

Формы организации деятельности:

  • групповые
  • коллективные
  • индивидуальные.

Формы занятий:

  • игра
  • экскурсия
  • беседа
  • практическая работа
  • творческая работа
  • викторина
  • проект

Формы отслеживания результатов:

  • презентации
  • проектные карты
  • родословная книга класса

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел 1.

Природа моего села.

п/п

Наименование тем

Общее

кол-во

уч.часов (аудит/внеаудит)

В том числе

теоретич.

практич.

1

Вводное занятие: Что такое экология?

Правила техники безопасности

1 (1/0)

1

-

2

Растительный мир.

3 (1/2)

1

2

3

Животный мир.

4 (1/3)

2

2

4

Красная книга нашего села

1 (1/0)

1

0

5

Итоговое занятие. Проект «Красная книга нашего села»

1 (1/0)

0

1

ИТОГО

10 (5/5)

5

5

Раздел 2.

Род, семья и я.

п/п

Наименование тем

Общее

кол-во

уч.часов (аудит/внеаудит)

В том числе

теоретич.

практич.

1

Вводное занятие.

1 (1/0)

1

-

2

Моя родословная

5 (2/3)

1

4

3

Семейные традиции

2 (1/1)

1

1

4

Семейные реликвии

2 (1/1)

1

1

5

Роль семьи в истории села

1 (0/1)

0

1

6

Итоговое занятие. Проект «Что в имени тебе моём …»

1 (1/0)

0

1

ИТОГО

12 (6/6)

4

8

Раздел 3.

Моё село: прошлое, настоящее, будущее.

п/п

Наименование тем

Общее

кол-во

уч.часов (аудит/внеаудит)

В том числе

теоретич.

практич.

1

Вводное занятие.

1 (1/0)

1

-

2

Село, в котором мы живем. Сельское хозяйство ОАО «Леднево»

2 (1/1)

1

1

3

Составление карты села

1 (0/1)

0

1

4

Наша школа

1 (0/1)

0

1

5

Здравоохранение

1 (0/1)

0

1

6

Искусство

1 (0/1)

0

1

7

Спорт в селе

1 (0/1)

0

1

8

Много профессий хороших и разных

1 (0/1)

1

0

9

Никто не забыт, ничто не забыто!

1 (0/1)

0

1

10

Итоговое занятие. Проект «Чтобы помнили …»

1 (1/0)

0

1

ИТОГО

11 (3/8)

3

8

ВСЕГО В ПРОГРАММЕ

33 (14/19)

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Природа моего села (10 часов)

1. Вводное занятие.

Цели, задачи и содержание программы «Моя малая Родина». Особенности работы. Организация занятий. Значение работы. Понятие «родной край», краеведение, экология.

        2. Растительный мир.

Растительный мир (общие понятия). Характерные признаки растений. Дикорастущие и культурные растения. Плоды растения. Сорняки. Растения, влияющие на здоровье человека. Комнатные растения. Растения своей области. Лекарственные растения.

        3. Животный мир.

Насекомые: виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Насекомые своего села.

Общие признаки позвоночных животных. Рыбы, обитающие в реках своего края. Как рыбы ориентируются в воде? Спят ли рыбы? Промысловые рыбы. Рациональное их использование. Аквариумное рыбоводство, разведение рыб.

Птицы. Птицы своей области. Кочующие, оседлые, перелётные птицы. Хищники. Водоплавающие птицы. Птицы леса и открытых пространств. Дикие и домашние птицы. Как зимуют птицы?

Животный мир (общее понятие). Звери, обитающие на территории своего села. Дикие и домашние животные. Жизнь зверей зимой. Враги моего жилья. Борьба с грызунами. Роль животных в жизни человека.

        4. Красная книга нашего села.

        Закон об охране природы в России. Красная книга России. Составление Красной книги своего села.

Раздел 2. Род, семья и я (12 час)

1. Вводное занятие.

        Понятия «род», «семья», «родословная».

2. Моя Родословная.

Первичное знакомство c генеалогией. Виды родословий, формы сбора  и отображения генеалогической информации. Проектная деятельность.

Составление генеалогического древа.

Составление семейного альбома, устное описание родственников.

 Выделение общих моментов в родословных различных семей.

 Презентация результатов проекта.

3. Семейные традиции.

Беседа о народном календаре как особой энциклопедии народной жизни. Ознакомление с народными обычаями и праздниками, элементы которых сохранились в селе Фёдоровском до сих пор с целью их обогащения.

Подготовка выступления и участие в традиционном мероприятии СДК. Подготовка и проведение Святочных гаданий, колядования. Подготовка и выступление на традиционном празднике села «Масленица».

4.Семейные реликвии.

Объяснение понятия «семейная реликвия», индивидуальная исследовательская работа. Выступление перед одноклассниками.

5. Роль семьи в истории села.

 Изучение истории своей семьи в истории развития села.

      6.Итоговое занятие.

Выставка детских работ по темам «Моя родословная», «Семейные традиции», «Семейная реликвия», «Моя семья в истории села».

Раздел 3. Моё село: прошлое, настоящее, будущее. (11 часов)

История образования села, происхождение названия. Первые жители и строители поселка. Родная школа, ее история, традиции, выпускники, которыми школа гордиться. Трудовые династии, земляки – участники войны, труженики тыла, дети войны, участники современных конфликтов. Умельцы нашего поселка.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел

Основные способы работы

Формы занятий

Необход. дидактич. материал

Оборудо-вание

Кадры

Природа моего села

Групповые

Индивидуальные

Практические

Теоретические

Беседа, игра, экскурсия,

практикум,

викторина, проект, творческая работа

Карточки-задания для самостоятельных наблюдений в природе;

карточки-задания для усвоения нового материала;

 карточки-правила (исправить допущенные ошибки или добавить недостающие правила);

викторины, кроссворды,

 загадки, метаграммы, анаграммы;

экологические игры, сказки, ситуации.

Рабочие альбомы.

Канцелярские принадлежности.

Шкаф для методических пособий.

Клей ПВА.

Кисть -2шт.

Компьютер

Сканер.

Принтер.

Стеллажи.

Стенды.

Опросники

Огнева Е.В.

Род, семья и я

Групповые

Индивидуальные

Практические

Теоретические

Беседа, игра, экскурсия,

практикум,

викторина,  проект

Творческие работы учащихся, методические разработки,

образец исследовательской работы,

викторина

Огнева Е.В.

Родители

Бабушка, дедушка и другие родственники

Мое село: прошлое,

настоящее, будущее

Групповые

Индивидуальные

Практические

Теоретические

Беседа, экскурсия,

практикум,

викторина, сообщения учащихся,

проект

Методические разработки, творческие работы учащихся, исследовательская работа

Огнева Е.В.

Жители села,

Антропова Л.Т.,

Печалкина Н.В.

Филатова Л.В.

Графова Л.А.

Учителя-ветераны.

Ветераны труда.

Труженики тыла.

Использованные источники информации.

 1. CD «Кружковая работа в школе. Краеведение», изд. «Учитель», Волгоград, 2010

 2. Программа творческого объединения мл. школьников «Моя малая Родина», Шильникова Е.В., зам. директора по ВР МОУ «Новопокровская СОШ»

3. Методическая литература  (см. ниже)

Список литературы для педагога.

  1. В.И. Даль Сборник пословиц и поговорок в 2-х томах, М., «Художественная литература», 1984г.
  2. В.И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка., М., «Русский язык», 1989г.
  3. Н.М. Пожарицкая, Путешествие к домашним животным., М., «Детская литература», 1984г
  4. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа, М., «Педагогика», 1981г.
  5. Словарь иностранных слов, М., Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1949г.
  6. В.А. Никонов Краткий топонимический словарь. М., «Мысль», 1996г.
  7. В.Блохина. Литературные игры и занятия.— Горький, 1960г.
  8. Б.Болховитинов Твое свободное время.— М, 1975.
  9. В. Володченков Выходи играть во двор.— М.,1989г.
  10. О.С Газман  В школу с игрой, М., Просвещение, 1991.
  11. В.   И.   Даль    Пословицы   русского   народа,-—М,   1957.
  12. Детские    подвижные    игры    народов    СССР.    Пособие    для воспитателя детского сада // Составитель А. Кенеман.— М.,1989.
  13. Т., Кедрина .  Большая книга игр и развлечений.—М., 1992г
  14.  М. Литвинова Русские народные подвижные игры. Пособие для воспитателей детского сада.— М, 1986.
  15. Сказания русского народа, собранные И. Сахаровым,—М.,1990.
  16. Тридцать три пирога. Игры, считалки, скороговорки,//Собрал и обработал М. Булатов.— М., 1962.
  17. В.Д. Осиповский  Родная старина. - Современник, 1999.
  18.  Российская педагогическая энциклопедия. - М., БРЭ, 1993.

Список литературы для обучающихся и родителей.

  1. В.И. Даль Сборник пословиц и поговорок в 2-х томах, М., «Художественная литература», 1984г.
  2. В.И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка., М., «Русский язык», 1989г.
  3. Н.М. Пожарицкая, Путешествие к домашним животным., М., «Детская литература», 1984г
  4. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа, М., «Педагогика», 1981г.
  5. Словарь иностранных слов, М., Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1949г.
  6. В.А. Никонов Краткий топонимический словарь. М., «Мысль», 1996г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа по внеурочной деятельности "Моя малая родина"

Данная программа способствут формированию осознанного отношения младших школьников к ценностям родного края ( людям, природе, истории, культуре) и выработке на этой основе жизненной позиции, позволяющ...

"Мой край, моя малая Родина" (материалы для составления программы внеурочной деятельности)

Данная  статья   содержит  информацию,  которая  поможет  составить программу   внеурочной деятельности  по краеведению. Здесь  представлена  цель про...

Программа курса внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному селу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, с...

Программа по внеурочной деятельности " Кубань- моя малая родина".

Программа разработана с учётом регионального компонента- кубановедения. В процессе изучения учащиеся познакомятся с географическим положением, историей, полезными ископаемыми Краснодарского края и Тем...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя Малая Родина"

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Соответствует ФГОС. Носит проекно - поисковый характер....

Программа внеурочной деятельности "Моя малая родина"

Программа «Моя малая родина» рассчитана на детей младшего школьного возраста. Она актуальна тем, что прививает любовь к поселку, интерес и уважение к старшему поколению, бережное отношение ...

Воспитание любви к малой родине через организацию внеурочной деятельности.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине....