Повышение профессиональной компетенции классного руководителя младших классов в области воспитания, как требование времени.
консультация (2 класс) на тему
Воспитание всегда шло и идет в двух формах - в форме обучения и в форме «воспитания в жизни».
Обучение (в широком смысле слова) - это процесс развития и преодоления определенных личностных отношений в учебной деятельности под открытым целенаправленным воспитательным воздействием.
Воспитание в жизни - это процесс развития и преодоления определенных личностных отношений в жизненно-практической деятельности под незаметным, скрытым целенаправленным воспитательным воздействием.
Успешный классный руководитель — это умелый педагог, знающий грань, где заканчивается демократия и начинается вседозволенность; умный организатор, которому по плечу любое мероприятие, и не для галочки, а для пользы дела. Классный руководитель — авторитет для ребят всех возрастов, а также их родителей; лидер, к мнению которого прислушиваются окружающие.
Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Мы живем во время крушения всех нравственных идеалов: у большинства людей коммунистические идеалы изжили себя, в сознании многих - вакуум. Воспитывая детей, мы должны обращать их взор к доброму, вечному, благому.
Задача классных руководителей – на начальном этапе обучения помочь ребенку преодолеть страх, тревожность перед решением его внутренних проблем, обрести уверенность в том, что он сам сможет обеспечить себе успех. А его активность, любое ее проявление всегда найдут поддержку и одобрение со стороны педагогов.
Воспитание - это процесс целенаправленного развития личности, то есть развития и преодоления не любых личных отношений человека, а самого сложного их вида - личностных отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povyshenie_professionalnoy_kompetentsii.docx | 29.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение профессиональной компетенции классного руководителя младших классов в области воспитания, как требование времени.
Иванова Екатерина Семёновна, учитель начальных классов,
МОУ«Гимназия №2»,г. Балаково Саратовской области
«Если педагогика хочет воспитывать
человека во всех отношениях,
то она должна прежде узнать его
тоже во всех отношениях»
К.Д.Ушинский.
Воспитание всегда шло и идет в двух формах - в форме обучения и в форме «воспитания в жизни».
Обучение (в широком смысле слова) - это процесс развития и преодоления определенных личностных отношений в учебной деятельности под открытым целенаправленным воспитательным воздействием.
Воспитание в жизни - это процесс развития и преодоления определенных личностных отношений в жизненно-практической деятельности под незаметным, скрытым целенаправленным воспитательным воздействием.
Успешный классный руководитель — это умелый педагог, знающий грань, где заканчивается демократия и начинается вседозволенность; умный организатор, которому по плечу любое мероприятие, и не для галочки, а для пользы дела. Классный руководитель — авторитет для ребят всех возрастов, а также их родителей; лидер, к мнению которого прислушиваются окружающие.
Основные задачи классного руководителя :
- изучение личности воспитанника, его склонностей, интересов, сфер дарований, особенностей характера с целью оказания ему помощи в саморазвитии, самоопределении и самореализации;
- создание оптимальных условий для формирования каждой личности, способствующих свободному и полному раскрытию всех его способностей;
- создание классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка;
- организация всех видов индивидуальной, групповой и коллективной деятельности, вовлекающих учащихся в общественно-ценностные отношения;
- обеспечение соблюдения прав и свобод учащихся, охраны их жизни, здоровья и безопасности в период образовательного процесса;
- вовлечение учащихся в систему внеурочной и внеклассной деятельности, в систему дополнительного образования в школе и вне её.
Разработанная внутриклассная система ДАР «Детство. Активность. Развитие» позволяет, с современными требованиями времени, проводить образовательный мониторинг - комплексное отслеживание по разным направлениям изучения уровня обученности и развития коллектива, учащихся:
- Семья. Родители.
- Динамика состояния здоровья учащихся.
- Мониторинг уровня обученности и развития.
- Межличностные отношения.
- Внеурочная деятельность.
Динамика развития коллектива основана на продуманном перспективном планировании, на коррективах, вносимых по ходу работы.
Работа с родителями - важная составляющая в деятельности классного руководителя, ведь у семьи и школы одни задачи – воспитание всесторонне развитой личности. Регулярно проводятся родительские собрания, первая часть которых обязательно тематическая:
1 класс- «Адаптация и режим дня первоклассника», «Роль семьи в формировании личности ребёнка», «Профилактика перегрузок позвоночника у школьников», «Как сделать вашу семейную жизнь более счастливой».
2 класс- «Как помочь ребёнку в приготовлении уроков?», «Что влияет на самооценку младших школьников?», «Развитие самостоятельности у детей», «Какого человека мы растим».
3 класс- «Как воспитывать нравственность», «Психологический контакт между ребёнком и родителями», ««Здоровая семья. Счастлив тот, кто счастлив дома», «Влияние престижных установок на развитие личности».
4 класс- « Родительский такт в воспитании младшего школьника», «Позитивная оценка как условие успешного развития личности», «Роль семьи в развитии моральных качеств подростков», «Личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника».
Также с родителями ведётся целенаправленная работа: разъясняется, как организовать жизнь ребенка в семье, создать условия, благоприятные для успеха учения, разрабатываются методы приобщения взрослых к духовной жизни ребенка. Во многих мероприятиях деятельное участие принимают родители: выпуск мини-газет; расширение кругозора своих детей и их товарищей; посещение театров, музеев; подготовка костюмов к детским праздникам, разнообразные поездки.
Технология планирования воспитательной работы складывается из трех основных этапов:
- диагностика личностного потенциала учащихся
- постановка воспитательных задач и выбор форм жизнедеятельности школьников
- отслеживание результатов деятельности
Диагностические карты по изучению уровня обученности и развития:
- Карта мониторинга «Семья, образование, сфера занятости»
- Карта мониторинга «Динамика состояния здоровья учащихся»
- Внеурочная деятельность учащихся и организация дополнительного образования
- Диагностические карты по технике чтения 1-4 классы
- Диагностический сравнительный анализ по технике чтения
- Анализ работ по орфографии и пунктуации 1-4 классы
- Диагностический анализ контрольных работ по русскому языку 1-4 классы
- Анализ контрольных работ по математике 1-4классы
- Диагностический анализ контрольных работ по математике 1-4 классы
Воспитание высоконравственных, образованных, творческих, здоровых детей, умеющих и желающих проявлять заботу друг о друге, коллективе, о Родине с целью улучшения себя и окружающей жизни - это центральная, неизменная цель всех классных руководителей.
В руководимых мною классах развито самоуправление: на основе детской школьной организации «РАДУГА» создана классная организация – КОРАБЛЬ ДРУЗЕЙ «БРИГАНТИНА», которая разделена на четыре малых инициативных группы: «Южное солнце», «Северное сияние», «Восточная сказка», «Западный успех», где дети и взрослые объединены общей атмосферой гуманных отношений.
Стержень воспитательной системы класса
- познавательно-игровая деятельность;
- коллективная творческая деятельность;
- проектная деятельность и др.
Принципы деятельности (нормы, правила, отражающие ценностные
ориентации класса):
- познай себя - это интересно!
- сотвори себя - это необходимо!
- утверди себя - это возможно!
- прояви себя - это реально!
В учебной и внеклассной работе дети учатся работать в группах, командах с лидером.
Органы управления:
- капитан
- помощник капитана
- штурманы команд
- члены команд
Организация самоуправления строится на чередовании поручений в группах:
- книголюбы
- цветоводы
- затейники
- санитары
и работе секторов по интересам (начиная со 2 класса):
- Сектор «Учёба и дисциплина» обеспечивает выполнение каждым учащимся правил внутреннего распорядка жизни класса.
- Сектор «Спорт, праздники, досуг» способствует физическому и
нравственному развитию, расширению форм досуга одноклассников.
- Сектор «Фотокорреспонденты» организует постоянные съёмки интересных дел.
- Сектор «Мастера журналистики» организует выпуск классных заметок.
Работая в малых инициативных группах, дети стремятся к общению, работе в команде, совместному проведению праздников, а также умению проводить свой досуг. Ребята активны в посещении Саратовской филармонии им. А. Шнитке, драмтеатра им. Е.А. Лебедева, кинотеатра «Мир», выставочных залов, музеев, библиотек, станции юных техников, информационного центра БАЭС.
Предметные недели, интеллектуальные марафоны, конкурсы рисунков, поделок, участие в соревнованиях позволяют развить творческий потенциал учащихся, формировать активную жизненную позицию.
Сохранение и укрепление здоровья детей является обязательной неотъемлемой частью организации физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий МОУ «Гимназия №2», начиная с начальной школы.
Серьезную роль в воспитательной системе ДАР играют внешние связи с самым широким кругом учреждений, культурными, спортивными объектами города.
Многоплановая внеклассная деятельность позволяет приблизить детей к достижению цели развивающего обучения. Главная задача - создать коллектив инициативных, ответственных, отзывчивых и любознательных ребят.
Планирование и организация воспитательной работы
- ЦЕЛЕВАЯ СИТУАЦИЯ: учет доминирующих на данный момент воспитательных задач; осознание результата воспитания как развитие личности учащихся; представление о воспитании как о целенаправленном процессе приобщения учащегося к культурным ценностям через организацию жизнедеятельности школьников.
- ВОЗРАСТНАЯ СИТУАЦИЯ развития личности учащегося: учет изменений интересов учащихся, психологических особенностей возраста, степени интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического, полового развития и соответственно выбор форм жизнедеятельности школьников.
- СИТУАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ: понять воспитанника как особую индивидуальность.
Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Мы живем во время крушения всех нравственных идеалов: у большинства людей коммунистические идеалы изжили себя, в сознании многих - вакуум. Воспитывая детей, мы должны обращать их взор к доброму, вечному, благому.
Задача классных руководителей – на начальном этапе обучения помочь ребенку преодолеть страх, тревожность перед решением его внутренних проблем, обрести уверенность в том, что он сам сможет обеспечить себе успех. А его активность, любое ее проявление всегда найдут поддержку и одобрение со стороны педагогов.
Воспитание - это процесс целенаправленного развития личности, то есть развития и преодоления не любых личных отношений человека, а самого сложного их вида - личностных отношений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Профессиональная компетенция классного руководителя: ее компоненты и пути повышения"
В данной статье затрагивается вопрос о ключевых профессиональных компетенциях классного руководителя. Решается актуальность этой проблемы в современном образовании. А также предлагается (р...
ПОРТФОЛИО Панина Наталья Николаевна учитель начальных классов, классный руководитель 3 класса Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Моховое Ершовского районаСаратовской области». Саратовская область, Ершовск
Информационно-аналитический отчёт классного руководителя 2 класса МОУ «СОШ с. Моховое» учителя начальных классов Паниной Натальи Николаевны....
Профессиональная компетенция классного руководителя в современной школе
Профессиональная компетенция классного руководителя в современной школе...
Профессиональная компетенция классного руководителя в современной школе
Презентация по теме...
Профессиональные компетенции классного руководителя
Цель деятельности классного руководителя — создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося....
Публичная лекция на тему: «Классный руководитель – просветитель родителей в области воспитания»
Одним из главных направлений в работе классного руководителя является работа с родителями. Именно от взаимоотношений между классным руководителем и родителями учащихся зависит успешное обучение и восп...
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
В статье раскрываются условия повышения профессиональной компетентности классного руководителя...