статья "Профессиональная компетенция классного руководителя: ее компоненты и пути повышения"
статья по теме
В данной статье затрагивается вопрос о ключевых профессиональных компетенциях классного руководителя. Решается актуальность этой проблемы в современном образовании. А также предлагается (рекомендуется) алгоритм работы по повышению профессиональной компетенции современных классных руководителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompetentsii_klassnogo_rukovoditelya.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональная компетенция классного руководителя:
ее компоненты и пути повышения
«В деле обучения и воспитания,
во всем школьном деле
ничего
нельзя улучшить, минуя голову учителя»
К.Д. Ушинский
С недавних пор вопрос о ключевых профессиональных компетенциях стал предметом широкого обсуждения. Особенно актуальна эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования. Не секрет, что формирование и развитие учащихся в первую очередь предполагает высокий уровень профессиональной компетенции самих педагогов.
При рассмотрении проблемы повышение компетентности классного руководителя в сфере воспитательной деятельности целесообразно ответить на два вопроса «Зачем?» и «Как?»
Зачем современная школа вступила на путь модернизации, обновления содержания образования? Дело в том, что в своём подавляющем большинстве, выпускник традиционной школы имеет знания, но не способен применить их на практике при решении конкретных ситуаций, возникающих в жизни. Основной задачей деятельности педагога стала задача подготовки выпускника готового к роли гражданина, способного найти своё место в жизни, быстро адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям современного общества, обладающего определённым набором компетенций.
Для того чтобы ответить на вопрос «Как повысить профессиональную компетентность классного руководителя в сфере воспитательной деятельности?», необходимо определиться с самим понятием компетентность и профессиональная компетентность.
Согласно словарю С.И.Ожегова, общее понятие «компетентный» определяется как «осведомлённый, авторитетный в какой-либо области».
Выделяют четыре вида профессиональной компетенции педагога: коммуникативная, информационная, регулятивная, интеллектуально-педагогическая.
Опыт анализа деятельности успешных классных руководителей показал наличие четырёх базовых вариантов деятельности классных руководителей:
Классный руководитель – организатор. Это классный руководитель – умелый организатор коллективной деятельности школьников, развивающий увлечённость ребят общими делами, интересами коллектива. Его «конёк» – организация конкурсов, праздников, классных часов, походов, соревнований.
Классный руководитель – психолог. Это классный руководитель, стремящийся развивать в классе доброжелательный микроклимат, понимающий взаимоотношения школьников и умеющий регулировать и развивать их общение и отношения, в том числе средствами психологических игр и тренингов.
Поддерживающий классный руководитель. Это классный руководитель, стремящийся поддерживать самых разных школьников: от одарённых и активистов до «трудных» и имеющих проблемы в интеллектуальном развитии. Он умеет строить с ними доверительные отношения, регулировать их отношения с одноклассниками и учителями, помогать в решении их учебных и жизненных проблем.
Классный руководитель – социальный организатор. Это классный руководитель, стремящийся увлечь школьников социально-направленной общественной деятельностью. Он умеет развить в ребятах социальные интересы и стремления, ориентирует их на участие в социальных проектах и других общественно-полезных делах.
Таким образом, классный руководитель должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи, поскольку востребован не просто как учитель-предметник, а педагог-исследователь, педагог-психолог, умеющий проводить мониторинг, диагностику, прогнозировать результат, творчески применять известные и разрабатывать авторские идеи, методические приемы.
Предлагаю вам алгоритм работы по повышению профессиональной компетенции
классных руководителей:
Диагностика проблем педагогов в воспитательной деятельности и уровня их профессиональной компетенции, которая включает в себя:
- методика изучения уровня профессионализма классных руководителей;
- методика выявления резервных возможностей качества воспитательной работы классного руководителя;
- диагностика изучения профессиональных ориентиров педагогов в сфере воспитания;
- диагностика успешности педагога;
- диагностика изучения затруднений в деятельности классных руководителей
- Анализ результатов диагностики.
- Выбор способа решения проблем.
- Работа МО классных руководителей (заседания, конференции, семинары – работа творческих групп, круглые столы, обмен опытом)
- Индивидуальная работа классных руководителей (самообразование, курсы повышения квалификации, консультации, наставничество)
- Апробация теории на практике (воспитательная деятельность).
- Анализ результатов деятельности (наблюдение, тестирование).
- Обобщение и распространение педагогического опыта (педагогические конкурсы, публикации, открытые мероприятия).
Такой подход способствует достижению создания адаптивной образовательной среды, способствующей творческому развитию педагога и его профессиональной компетенции и как следствие максимальной реализации его потенциала в полном соответствии с социальными и личностными запросами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый классный час по теме:"Путь к здоровью", проведенный в рамках декады классного руководителя
Классный час по ЗОЖ, где дается доступная информация о том как можно сохранить крепкое здоровье, как правильно питаться, зачем нужно соблюдать режим дня, как правильно начинать закаливание и другое. В...
Повышение профессиональной компетенции классного руководителя младших классов в области воспитания, как требование времени.
Воспитание всегда шло и идет в двух формах - в форме обучения и в форме «воспитания в жизни».Обучение (в широком смысле слова) - это процесс развития и преодоления определенных личностных отношений в...
Выступление на ШМО классных руководителей. Тема: «Работа классных руководителей по повышению правового воспитания школьников».
Главным во все времена считалась идеология общества, формирование и развитие личности будущего человека. Самым важным было и остается, каким будет человек, как сформировать, воспитать, настоящего граж...
Профессиональная компетенция классного руководителя в современной школе
Профессиональная компетенция классного руководителя в современной школе...
Профессиональная компетенция классного руководителя в современной школе
Презентация по теме...
Профессиональные компетенции классного руководителя
Цель деятельности классного руководителя — создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося....
Публикация по теме:«Пути повышения профессиональной компетенции педагогов»
Введение..Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса.Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой...