ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
статья
В статье раскрываются условия повышения профессиональной компетентности классного руководителя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Голященкова Гульнара Равхатовна,
учитель начальных классов
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности классного руководителя связаны с новыми задачами воспитания в современных условиях:
- приобщение к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу, создавали условия для формирования у воспитателей и воспитанников общих гуманистических, общечеловеческих ценностей и смыслов;
- создание условий для развития ребёнка как субъекта культуры и собственного жизнетворчества, оказание помощи ребенку в его жизненном самоопределении, в развитии его творческого потенциала, индивидуальных склонностей и способностей;
- социальная защита и охрана детства, жизни и здоровья детей.
Профессиональная позиция педагога - это целостное отражение его как профессионала и как человека, личности. По словам А.С. Макаренко: «воспитатель в каждый момент своей работы должен стоять перед воспитанниками или перед коллективом детей с обнаженной собственной личностью, и его работа не представляется иначе как растрачивание его личности». Из профессионального кодекса педагога 825-й школы г. Москвы: «Наша профессия - источник радости. Она дает нам радость человеческого общения, счастье погружения в мир детства, чувство причастности к рождению нового в этой жизни, возможность заглянуть в будущее».
Профессиональная компетентность классного руководителя - это всегда синтез его профессионализма и личностных человеческих качеств. Чем более уникален он как личность, тем более ярким он будет в своей профессиональной деятельности, тем более интересен он будет тем детям, с которыми он работает.
Можно выделить следующие элементы педагогической компетентности:
- организаторская;
- мотивационная;
- когнитивная;
- диагностическая;
- проектировочная;
- креативная;
- рефлексивная;
- коммуникативная
Конечно же, молодому классному руководителю обладать всеми компетенциями очень сложно. Но прежде всего для него важна мотивационная компетентность: он должен понимать: зачем я пришел в эту профессию, что для меня наиболее значимо, и осознавать ценностные ориентиры и то , что его в эту профессию двигает.
Все, безусловно, компетенции важны. Но наиболее значимая среди них, на мой взгляд, рефлексивная компетентность. Потому что рефлексивная компетентность педагога предполагает изменение его отношения к профессиональной деятельности. Это способность себя видеть субъектом этой деятельности, ее организации, моделирования. Субъектом, который осознает цели и видит процесс, как эти цели реализуются и меняются.
Из чего же строится рефлексивная деятельность педагога? Если перед нами в жизни возникают проблемы, то мы, как правило, переживаем, часто не можем действовать дальше. И очень важно перевести эту проблему в задачу деятельности. Когда стоит подумать и простроить ходы решения этой проблемы. И вот здесь и появляются эти шаги: понимание(прояснение) - суть проблемы, фиксация , поиск ресурсов, проектирование, начинаю действовать (действие) и моя проблема переходит в некую задачу деятельности и я прихожу в точку развития (анализ).
Таким образом, профессиональная компетенция классного руководителя состоит в умении перевести профессиональную проблему в задачу профессиональной деятельности.
Повышение компетентности классных руководителей реализуется через:
- Организация работы методического объединения классных руководителей;
- Работа обучающего научно-методического семинара, направленного на формирование когнитивной, операциональной, диагностической и других компетенций. Хорошо, когда его работа строится по запросу педагогов;
- Работа с творческими группами педагогов, нацеленная на их продвижение и самореализацию при подготовке и реализации конкретного дела в сфере воспитания школьников;
- Индивидуальная работа с педагогами, осознание ими своих профессиональных трудностей, их выход на индивидуальную исследовательскую и проектную деятельность.
Главным условием повышения профессиональной компетенции классного руководителя является работа методического объединения классных руководителей. Здесь рассматриваются важнейшие вопросы жизнедеятельности школы:
- понимание воспитательной концепции школы (системы воспитания в школе);
- вопросы освоения современных методик, форм, видов, средств, новых педагогических технологий в воспитании детей;
- совершенствование воспитательного процесса в школе, его постоянное развитие, рост уровня воспитанности школьников.
Содержание деятельности методического объединения классных руководителей в современной школе:
- повышение профессионального уровня педагогов по вопросам воспитания и методики воспитания (овладение новыми воспитательными технологиями; повышение творческого потенциала педагогов с учетом их индивидуальных способностей; оказание практической помощи в организации воспитательной работы с учащимися и т.п.);
- разработка методических рекомендаций по эффективной организации воспитательного процесса;
- понимание результатов воспитания в школе, самоанализ своей работы, экспертиза и уточнение воспитательных программ и планов педагогов;
- обмен положительным педагогическим опытом в достижении воспитательных результатов;
- развитие творческих связей и контактов школы с другими образовательными и культурными организациями (другие школы, музеи, дома творчества, вузы, научно- исследовательские институты и пр.);
- оценка работы членов объединения, ходатайство перед администрацией о поощрении лучших классных руководителей.
Повышения профессиональной компетенции классного руководителя может быть реализовано через обучающие научно – методические семинары. В рамках научно-методического семинара могут проводиться лекционные занятия, проблемные семинары, тренинги, проблемный педагогический совет
В работе с творческими группами педагогов выделяют 2 уровня:
- Творческое объединение педагогов под задачу. Такие творческие группы собираются стихийно, объединяя педагогов по интересам и по близости педагогических позиций. Существование творческой группы кратковременно, после решения поставленной задачи она, как правило, распадается (провели дело, создали методические рекомендации, написали статью и пр.)
- Творческая лаборатория педагогов. Это более длительная по времени существования группа педагогов. Предусматривает теоретическую и практическую проработку вопросов, связанных с вопросами воспитания и саморазвитием.
При организации индивидуальной работы с педагогами возможные следующие направления:
- при осуществлении внутришкольного контроля;
- при подготовке и проведении открытых классных часов;
- поддержка отдельно взятого классного руководителя при подготовке и участии его в профессиональных конкурсах
Подобная организация методической деятельности будет способствовать реализации компетентностного подхода в работе с классными руководителями, созданию условий для организации инновационных процессов повышения профессионального мастерства классных руководителей на основе использования практико-ориентированных процессов обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Цель: формировать у педагогов установку на использование методов и приемов повышения учебной мотивации школьников, Одна из основных проблем современной школы – нежелание детей учиться, отсутств...

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ на тему:"Повышение техники чтения учащихся начальных классов через использование игровых технологий на уроках литературного чтения".
В данной работе описываются формы и методы работы с учащимися, направленные на развитие творческих способностей на уроках литературного чтения в начальных классах....
Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности учителя
Доклад для методического объединениия учителей начальных классов по теме "Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности учителя"...

Аттестация-2017 г. 3.7.Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышении качества образования.Профессиональный рост педагога (повышение квалификации по профилю педагогической деятельности)
3.7.Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышении качества образования.Профессиональный рост педагога (повышение квалификации по профилю педагогической деятельностиПовышение квал...

ИТ в повышении квалификации педагога: Новые возможности для повышения квалификации (дистанционное обучение)
Педагогические работники, как никто другой, должен владеть своей профессией в совершенстве. При этом, учитывая стремительное развитие технологий, новые открытия, появление новых методов обучения, необ...
Раздел 4. Повышение квалификации. Повышение квалификации педагогов за последние 3 года. Участие в работе сетевых педагогических сообществ. План методической работы ШМО учителей начальных классов за 2020 - 2021 учебный год.
Раздел 4. Повышение квалификации. Повышение квалификации педагогов за последние 3 года. Участие в работе сетевых педагогических сообществ. План методической работы ШМО учителей начальных классов ...