ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
статья
В статье раскрываются условия повышения профессиональной компетентности классного руководителя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.docx | 19.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Голященкова Гульнара Равхатовна,
учитель начальных классов
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности классного руководителя связаны с новыми задачами воспитания в современных условиях:
- приобщение к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу, создавали условия для формирования у воспитателей и воспитанников общих гуманистических, общечеловеческих ценностей и смыслов;
- создание условий для развития ребёнка как субъекта культуры и собственного жизнетворчества, оказание помощи ребенку в его жизненном самоопределении, в развитии его творческого потенциала, индивидуальных склонностей и способностей;
- социальная защита и охрана детства, жизни и здоровья детей.
Профессиональная позиция педагога - это целостное отражение его как профессионала и как человека, личности. По словам А.С. Макаренко: «воспитатель в каждый момент своей работы должен стоять перед воспитанниками или перед коллективом детей с обнаженной собственной личностью, и его работа не представляется иначе как растрачивание его личности». Из профессионального кодекса педагога 825-й школы г. Москвы: «Наша профессия - источник радости. Она дает нам радость человеческого общения, счастье погружения в мир детства, чувство причастности к рождению нового в этой жизни, возможность заглянуть в будущее».
Профессиональная компетентность классного руководителя - это всегда синтез его профессионализма и личностных человеческих качеств. Чем более уникален он как личность, тем более ярким он будет в своей профессиональной деятельности, тем более интересен он будет тем детям, с которыми он работает.
Можно выделить следующие элементы педагогической компетентности:
- организаторская;
- мотивационная;
- когнитивная;
- диагностическая;
- проектировочная;
- креативная;
- рефлексивная;
- коммуникативная
Конечно же, молодому классному руководителю обладать всеми компетенциями очень сложно. Но прежде всего для него важна мотивационная компетентность: он должен понимать: зачем я пришел в эту профессию, что для меня наиболее значимо, и осознавать ценностные ориентиры и то , что его в эту профессию двигает.
Все, безусловно, компетенции важны. Но наиболее значимая среди них, на мой взгляд, рефлексивная компетентность. Потому что рефлексивная компетентность педагога предполагает изменение его отношения к профессиональной деятельности. Это способность себя видеть субъектом этой деятельности, ее организации, моделирования. Субъектом, который осознает цели и видит процесс, как эти цели реализуются и меняются.
Из чего же строится рефлексивная деятельность педагога? Если перед нами в жизни возникают проблемы, то мы, как правило, переживаем, часто не можем действовать дальше. И очень важно перевести эту проблему в задачу деятельности. Когда стоит подумать и простроить ходы решения этой проблемы. И вот здесь и появляются эти шаги: понимание(прояснение) - суть проблемы, фиксация , поиск ресурсов, проектирование, начинаю действовать (действие) и моя проблема переходит в некую задачу деятельности и я прихожу в точку развития (анализ).
Таким образом, профессиональная компетенция классного руководителя состоит в умении перевести профессиональную проблему в задачу профессиональной деятельности.
Повышение компетентности классных руководителей реализуется через:
- Организация работы методического объединения классных руководителей;
- Работа обучающего научно-методического семинара, направленного на формирование когнитивной, операциональной, диагностической и других компетенций. Хорошо, когда его работа строится по запросу педагогов;
- Работа с творческими группами педагогов, нацеленная на их продвижение и самореализацию при подготовке и реализации конкретного дела в сфере воспитания школьников;
- Индивидуальная работа с педагогами, осознание ими своих профессиональных трудностей, их выход на индивидуальную исследовательскую и проектную деятельность.
Главным условием повышения профессиональной компетенции классного руководителя является работа методического объединения классных руководителей. Здесь рассматриваются важнейшие вопросы жизнедеятельности школы:
- понимание воспитательной концепции школы (системы воспитания в школе);
- вопросы освоения современных методик, форм, видов, средств, новых педагогических технологий в воспитании детей;
- совершенствование воспитательного процесса в школе, его постоянное развитие, рост уровня воспитанности школьников.
Содержание деятельности методического объединения классных руководителей в современной школе:
- повышение профессионального уровня педагогов по вопросам воспитания и методики воспитания (овладение новыми воспитательными технологиями; повышение творческого потенциала педагогов с учетом их индивидуальных способностей; оказание практической помощи в организации воспитательной работы с учащимися и т.п.);
- разработка методических рекомендаций по эффективной организации воспитательного процесса;
- понимание результатов воспитания в школе, самоанализ своей работы, экспертиза и уточнение воспитательных программ и планов педагогов;
- обмен положительным педагогическим опытом в достижении воспитательных результатов;
- развитие творческих связей и контактов школы с другими образовательными и культурными организациями (другие школы, музеи, дома творчества, вузы, научно- исследовательские институты и пр.);
- оценка работы членов объединения, ходатайство перед администрацией о поощрении лучших классных руководителей.
Повышения профессиональной компетенции классного руководителя может быть реализовано через обучающие научно – методические семинары. В рамках научно-методического семинара могут проводиться лекционные занятия, проблемные семинары, тренинги, проблемный педагогический совет
В работе с творческими группами педагогов выделяют 2 уровня:
- Творческое объединение педагогов под задачу. Такие творческие группы собираются стихийно, объединяя педагогов по интересам и по близости педагогических позиций. Существование творческой группы кратковременно, после решения поставленной задачи она, как правило, распадается (провели дело, создали методические рекомендации, написали статью и пр.)
- Творческая лаборатория педагогов. Это более длительная по времени существования группа педагогов. Предусматривает теоретическую и практическую проработку вопросов, связанных с вопросами воспитания и саморазвитием.
При организации индивидуальной работы с педагогами возможные следующие направления:
- при осуществлении внутришкольного контроля;
- при подготовке и проведении открытых классных часов;
- поддержка отдельно взятого классного руководителя при подготовке и участии его в профессиональных конкурсах
Подобная организация методической деятельности будет способствовать реализации компетентностного подхода в работе с классными руководителями, созданию условий для организации инновационных процессов повышения профессионального мастерства классных руководителей на основе использования практико-ориентированных процессов обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Цель: формировать у педагогов установку на использование методов и приемов повышения учебной мотивации школьников, Одна из основных проблем современной школы – нежелание детей учиться, отсутств...
Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности учителя
Доклад для методического объединениия учителей начальных классов по теме "Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности учителя"...
Аттестация-2017 г. 3.7.Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышении качества образования.Профессиональный рост педагога (повышение квалификации по профилю педагогической деятельности)
3.7.Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышении качества образования.Профессиональный рост педагога (повышение квалификации по профилю педагогической деятельностиПовышение квал...
ИТ в повышении квалификации педагога: Новые возможности для повышения квалификации (дистанционное обучение)
Педагогические работники, как никто другой, должен владеть своей профессией в совершенстве. При этом, учитывая стремительное развитие технологий, новые открытия, появление новых методов обучения, необ...
Раздел 4. Повышение квалификации. Повышение квалификации педагогов за последние 3 года. Участие в работе сетевых педагогических сообществ. План методической работы ШМО учителей начальных классов за 2020 - 2021 учебный год.
Раздел 4. Повышение квалификации. Повышение квалификации педагогов за последние 3 года. Участие в работе сетевых педагогических сообществ. План методической работы ШМО учителей начальных классов ...
Доклад на тему: «Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности учителя».
В современных условиях основным принципом построения образовательного процесса в школе является ориентация на развитие личности учащегося, вооружение его способами действий, позволяющих продуктивно уч...