ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
статья

Голященкова Гульнара Равхатовна

В статье раскрываются условия повышения профессиональной компетентности классного руководителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

Голященкова Гульнара Равхатовна,

учитель начальных классов

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ  УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  КОМПЕТЕНТНОСТИ КЛАССНОГО  РУКОВОДИТЕЛЯ

Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности классного руководителя связаны с новыми задачами воспитания в современных условиях:

  • приобщение к российским традиционным духовным ценностям, правилам и  нормам поведения в российском обществе;
  • реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе  детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов  яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу, создавали условия для формирования  у воспитателей и воспитанников общих гуманистических, общечеловеческих ценностей и смыслов;
  • создание условий для развития ребёнка как субъекта культуры и собственного жизнетворчества, оказание   помощи ребенку в его жизненном самоопределении,  в развитии его творческого потенциала, индивидуальных склонностей и способностей;
  • социальная защита и  охрана детства,  жизни и здоровья детей.

Профессиональная позиция педагога - это целостное отражение его  как профессионала и как человека, личности. По словам А.С. Макаренко: «воспитатель в каждый момент своей  работы должен стоять перед воспитанниками или перед коллективом  детей с обнаженной собственной личностью, и его работа не  представляется иначе как растрачивание его личности». Из профессионального кодекса педагога 825-й школы г. Москвы: «Наша профессия - источник радости. Она дает нам радость человеческого общения, счастье погружения в мир детства, чувство  причастности к рождению нового в этой жизни, возможность заглянуть  в будущее».

Профессиональная компетентность классного руководителя - это всегда синтез его профессионализма и личностных человеческих качеств. Чем более уникален он как личность, тем более ярким он будет в своей профессиональной деятельности, тем более интересен он будет тем детям, с которыми он работает.

Можно выделить следующие элементы педагогической компетентности:

  • организаторская;
  • мотивационная;
  • когнитивная;
  • диагностическая;
  •  проектировочная;
  • креативная;
  • рефлексивная;
  • коммуникативная

Конечно же, молодому классному руководителю  обладать всеми компетенциями очень сложно. Но прежде всего для него важна мотивационная компетентность: он должен понимать: зачем я пришел в эту профессию, что для меня наиболее значимо, и осознавать ценностные ориентиры и то , что его в  эту профессию двигает.

Все, безусловно,  компетенции важны.  Но  наиболее значимая среди них, на мой взгляд, рефлексивная компетентность. Потому что рефлексивная компетентность педагога предполагает изменение  его отношения к профессиональной деятельности. Это способность себя видеть субъектом  этой деятельности, ее организации, моделирования.  Субъектом, который осознает цели и видит процесс, как эти цели реализуются и меняются.

Из чего же строится рефлексивная деятельность педагога?  Если перед нами в жизни возникают проблемы, то мы, как правило, переживаем, часто не можем действовать дальше.  И очень важно перевести эту проблему в задачу деятельности. Когда стоит подумать и простроить ходы решения этой проблемы. И вот здесь и появляются эти шаги: понимание(прояснение) - суть проблемы, фиксация , поиск ресурсов, проектирование, начинаю действовать (действие)  и моя проблема переходит в некую задачу деятельности и я прихожу в точку развития (анализ).

Таким образом, профессиональная  компетенция  классного руководителя состоит в умении перевести профессиональную проблему в задачу  профессиональной деятельности.

Повышение компетентности классных руководителей реализуется через:

  1. Организация работы методического объединения классных руководителей;
  2. Работа обучающего научно-методического семинара, направленного на формирование  когнитивной, операциональной, диагностической и других компетенций. Хорошо, когда  его работа строится по запросу педагогов;
  3. Работа с творческими группами педагогов, нацеленная на их продвижение и  самореализацию при подготовке и реализации конкретного дела в сфере воспитания  школьников;
  4. Индивидуальная работа с педагогами, осознание ими своих профессиональных  трудностей, их выход на индивидуальную исследовательскую и проектную  деятельность.

Главным условием  повышения профессиональной компетенции классного руководителя   является  работа методического объединения классных руководителей. Здесь рассматриваются важнейшие вопросы жизнедеятельности  школы:

  • понимание воспитательной концепции школы (системы воспитания в  школе);
  • вопросы освоения современных методик, форм, видов, средств, новых  педагогических технологий в воспитании детей;
  • совершенствование воспитательного процесса в школе, его постоянное  развитие, рост уровня воспитанности школьников.

Содержание деятельности методического объединения  классных руководителей в современной школе:

  • повышение профессионального уровня педагогов по вопросам воспитания и методики  воспитания (овладение новыми воспитательными технологиями; повышение творческого  потенциала педагогов с учетом их индивидуальных способностей; оказание практической  помощи в организации воспитательной работы с учащимися и т.п.);
  • разработка методических рекомендаций по эффективной организации воспитательного  процесса;
  • понимание результатов воспитания в школе, самоанализ своей работы, экспертиза и  уточнение воспитательных программ и планов педагогов;
  • обмен положительным педагогическим опытом в достижении воспитательных  результатов;
  • развитие творческих связей и контактов школы с другими образовательными и  культурными организациями (другие школы, музеи, дома творчества, вузы, научно-  исследовательские институты и пр.);
  • оценка работы членов объединения, ходатайство перед администрацией о поощрении  лучших классных руководителей.

  Повышения профессиональной компетенции классного руководителя может быть реализовано через   обучающие научно – методические семинары. В рамках научно-методического семинара могут проводиться  лекционные занятия, проблемные семинары, тренинги, проблемный  педагогический совет

В работе с творческими  группами педагогов выделяют 2 уровня:

  1. Творческое объединение педагогов под задачу. Такие творческие группы  собираются стихийно, объединяя педагогов по интересам и по близости педагогических  позиций. Существование творческой группы кратковременно, после решения поставленной задачи она, как правило, распадается (провели дело, создали методические рекомендации, написали статью и пр.)
  2. Творческая лаборатория педагогов. Это более длительная по времени  существования группа педагогов. Предусматривает теоретическую и практическую  проработку вопросов, связанных с вопросами воспитания и саморазвитием.

При организации индивидуальной работы с педагогами возможные  следующие направления:

  • при осуществлении внутришкольного контроля;
  • при подготовке и проведении открытых классных часов;
  • поддержка отдельно взятого классного руководителя при подготовке и участии его в профессиональных конкурсах

Подобная организация методической деятельности будет способствовать реализации компетентностного подхода в работе с классными руководителями, созданию условий для организации инновационных процессов повышения профессионального мастерства классных руководителей на основе использования практико-ориентированных процессов обучения.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Цель: формировать у педагогов установку на использо­вание методов и приемов повышения учебной мотивации школь­ников, Одна из основных проблем современной школы – нежелание детей учиться, отсутств...

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ на тему:"Повышение техники чтения учащихся начальных классов через использование игровых технологий на уроках литературного чтения".

В данной работе описываются формы и методы работы с учащимися, направленные на развитие творческих способностей на уроках литературного чтения в начальных классах....

Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности учителя

Доклад для методического объединениия учителей начальных классов по теме "Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности учителя"...

Аттестация-2017 г. 3.7.Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышении качества образования.Профессиональный рост педагога (повышение квалификации по профилю педагогической деятельности)

3.7.Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышении качества образования.Профессиональный рост педагога (повышение квалификации по профилю педагогической деятельностиПовышение квал...

ИТ в повышении квалификации педагога: Новые возможности для повышения квалификации (дистанционное обучение)

Педагогические работники, как никто другой, должен владеть своей профессией в совершенстве. При этом, учитывая стремительное развитие технологий, новые открытия, появление новых методов обучения, необ...

Раздел 4. Повышение квалификации. Повышение квалификации педагогов за последние 3 года. Участие в работе сетевых педагогических сообществ. План методической работы ШМО учителей начальных классов за 2020 - 2021 учебный год.

Раздел 4. Повышение квалификации. Повышение квалификации педагогов за последние 3 года. Участие в работе сетевых педагогических сообществ. План методической работы ШМО учителей начальных классов ...