Понятия мотивов и мотивация. Основные теоретические подходы. Мотивация и деятельность.
статья по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Мотивационная сфера личности является основным понятием и занимает в структуре личности особое место. Это объясняется тем, что именно мотивационная сфера личности используется для объяснения движущих сил поведения и деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Оглавление
1. Мотивационная сфера личности 5
1.1. Понятие мотива, мотивации и мотивационной сферы личности в психологии 5
1.2. Основные теоретические подходы к мотивации, мотивация и деятельность 8
2. Процесс формирования мотива 15
2.1. Структура мотивационной жизни человека 15
2.2. Развитие мотивационной сферы в онтогенезе 19
Введение
В сложной структуре личности мотивационно-потребностная сфера занимает существенное место. Мотивационная сфера личности является основным понятием и занимает в структуре личности особое место. Это объясняется тем, что именно мотивационная сфера личности используется для объяснения движущих сил поведения и деятельности.
На современном этапе психологической науки существует множество теорий, дающих определение понятий «мотив», «мотивация», «потребность». На сегодняшний день не сформирована однозначная точка зрения на понимание мотивационной сферы человека.
Все это приводит к недостаточной разработанности вопроса о психологической диагностике данной сферы, хотя потребность в изучении мотивации учебной, трудовой, профессиональной деятельности очень велика. Знание мотивов и потребностей личности необходимо при расстановке кадров, при профотборе и профориентации, при оптимизации процессов обучения и воспитания, при прогнозировании социального поведения (например, при проведении психологических экспертиз личности), при оказании консультативной и психотерапевтической помощи.
Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения (Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, М.Аргайл, В.Г.Асеев, Дж.Аткинсон, Л.И.Божович, К.Левин, А.Н.Леонтьев, М.Ш.Магомет-Эминов, А.Маслоу, Ж.Нюттен, З.Фрейд, П.Фресс, В.Э.Чудновский, П.М.Якобсон и др.).
Таким образом, вопрос о том, каким путем можно изучать особенности мотивационной сферы личности, является актуальным и значимым для психологов, педагогов, менеджеров и всех тех специалистов, которые работают с людьми.
Объект исследования – мотивация личности.
Предмет исследования – основные теоретические подходы к изучению мотивации личности.
Цель исследования – проанализировать и обобщить различные подходы к определению мотивации и мотива в структуре личности.
Задачи исследования:
- рассмотреть сущность понятий «мотив», «мотивация», «мотивационная сфера»;
- раскрыть основные теоретические подходы к мотивации, связь мотивации и деятельности;
- изучить структуру мотива и мотивационной сферы личности;
- рассмотреть особенности развития мотивации в онтогенезе.
1. Мотивационная сфера личности
1.1. Понятие мотива, мотивации и мотивационной сферы личности в психологии
Изучение мотивов поведения и деятельности является одной из стержневых проблем в психологии. В силу этого обстоятельства, в психологических исследованиях личности большое количество монографий как отечественных, так и зарубежных ученых посвящено вопросам мотивации.
Одной из первых работ, посвященных этому вопросу, был труд юриста Л.И. Петражицкого «О мотивах человеческих поступков» (1904). В настоящее время теорий мотивов и мотивации насчитывается около десяти. Данный факт характеризует эти феномены прежде всего как очень неоднозначные, многофункциональные и междисциплинарные.
Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины». Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных. В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному.
Существующие на данный момент описания мотивационной феноменологии отличаются большим разнообразием, многоаспектностью, понятийной пестротой, отчего в психологии не удается прийти к достаточно непротиворечивым и целостным представлениям о структуре и функциях мотивации и мотивационной сферы.
В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному:
- как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, то есть определяющих поведение (К.Мадсен, Ж.Годфруа);
- как совокупность мотивов (К.К.Платонов);
- как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность, как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М.Ш.Магомед-Эминов);
- как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И.А.Джидарьян);
- как совокупная система процессов, отвечающих за побуждения и деятельность (В.К.Вилюнас) (цит. Первин, 2000, с.51).
В теориях мотивации центральным является понятие «мотив». В психологии мотив связывают с функцией побуждения, с направленностью деятельности, регуляционным и смыслообразующим ее элементами. Он служит основанием для выбора целей, средств и способов действий, выступает как конечная цель повеления или его повод. Объединяя все выше названные подходы к определению мотивации, мы будем рассматривать этот феномен как динамически разворачивающийся процесс формирования мотива.
Наиболее традиционным является определение, предложенное Е.П. Ильиным: мотив - это субъективная причина (осознанная или неосознанная) того или иного поведения, действия человека - психическое явление, непосредственно побуждающее человека к выбору способа действия и его осуществления. В качестве мотива могут выступать инстинкты, влечения, направленные на определенный объект эмоции, установки, идеалы, элементы мировоззрения (Ильин, 2002, с.80).
А.Н.Леонтьев различает понятия мотив и цель. Цель - это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив - побуждение к достижению цели. Различают мотивы понимаемые и реально действующие. Учащийся понимает, почему надо учиться, но это еще может не побуждать его заниматься учебной деятельностью (Леонтьев, 2000, с.429).
Самым широким является понятие мотивационной сферы, включающее и аффективную и волевую сферу личности, переживание удовлетворения потребности. Мотивационная сфера или мотивация в широком смысле слова понимается как стержень личности, к которому стягиваются такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики.
Особо часто происходит путаница понятий между определением мотивации как совокупности, системы мотивов, которое часто подменяется понятием «мотивационная сфера». Она так же представляет собой определенную совокупность мотивов, но при этом имеет отличие.
В мотивационной сфере совокупность мотивов представляет собой иерархизированную динамическую мотивационную систему, в которой потребности, мотивы и цели определенным образом соподчинены, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Побудители в этой системе имеют относительно устойчивую соподчиненную связь (иерархию). Отношения в иерархии многообразны, подвижны. Некоторые связи действуют в течение длительного периода (годы), другие - кратковременны (только в течение какой-то ситуации).
Временной показатель устойчивости является важным параметром мотивационной сферы. Это разделение дефиниций встречается в работе А.Н Леонтьева (1971).
Известно, что в мотивационной сфере есть доминирующие мотивы, они устойчивы, глубоко личностные, организуют и подчиняют себе все другие побудители. Эти мотивы составляют мотивационное ядро, от которого в значительной мере зависит духовный облик личности. Сам факт зависимости духовного облика личности от мотивации был замечен известным русским ученым А.А.Бодалевым (1981). Он выделял две группы устойчивых существенных свойств личности: первая связана с побудительной мотивационной стороной психической регуляции поведения человека, вторая - с организационно-исполнительской (цит. Орлов, 2002).
Поскольку мотивационная сфера многоуровневое, многостороннее, многомерное, т.е. системное образование, то для ее характеристики используется целый ряд других различных параметров, в том числе степень осознанности, активности, действенности, эмоциональный тон, модальность и пр.
Существенно подчеркнуть, что в отечественной психологии основным методологическим принципом, определяющим исследование мотивационной сферы, является положение о единстве динамической (энергетической) и содержательно-смысловой сторон мотивации. «Иерархическая структура мотивационной сферы определяет направленность личности человека, которая имеет разный характер в зависимости от того, какие именно мотивы по своему содержанию и строению стали доминирующими» (Ильин, 2002, с.86).
1.2. Основные теоретические подходы к мотивации, мотивация и деятельность
Мотивация - динамический процесс сознательного формирования мотива (как основания поступка).
Границы мотива определяют, с одной стороны, потребность, с другой стороны - побуждение к достижению реальной цели. Между ними располагаются психологические образования, обеспечивающие сознательный выбор человеком предмета и способа удовлетворения потребности. Эти психологические образования - мотивационные детерминанты, или мотиваторы, а процесс образования мотива - мотивация. Отсюда мотив - это продукт мотивации, т.е. психической деятельности, конечной целью которой является формирование оснований активности человека и побуждения к достижению выбранной цели.
Анализ превращения потребностей в мотивы был дан А.Н. Леонтьевым в теории деятельности. Также связь мотивации и деятельности рассматривали Р.Йоркс и Д.Додсон, Ф.Хайдер, Л.Фестингер.
Р.Иоркс и Д.Додсон еще в 1908г. опубликовали работу, в которой излагаются данные исследования животных, показывающие, что при низкой степени возбуждения задания выполнялись медленнее и с ошибками, что по мере роста возбуждения число ошибок уменьшалось, а скорость выполнения увеличивалась; однако, после превышения определенного уровня возбуждения результаты вновь ухудшались: время выполнения задания увеличивалось, возрастало число ошибок. Исходя из этих наблюдений, авторы сформулировали закон о криволинейной зависимости между усилением мотивации и уровнем выполнения.
Р.Йоркс и Д.Додсон, исходя из результатов своих экспериментов, сформулировали закон, показывающий сложную диалектику соотношения эмоций с деятельностью различной степени трудности: высокий и низкий уровни эмоционального возбуждения могут способствовать дезорганизации деятельности. По закону Йеркса-Додсона, чем выше сила мотивации, тем выше результативность деятельности. Но прямая связь сохраняется лишь до определенного предела. Затем достигается некоторый оптимальный уровень. А при дальнейшем увеличении силы мотивации наблюдается падение эффективности деятельности (цит. Аверин, 2001, с.31).
Каузальная атрибуция - феномен социального взаимодействия, автор - Ф.Хайдер. Интерпретация индивидом причин поведения других людей под действием мотивационных факторов. В исследованиях выявлены отдельные закономерности каузальной атрибуции, в частности следующая: если неудачи приписываются внешним событиям, а удачи - внутренним, то это оказывает мотивирующее влияние на деятельность.
Теория когнитивного диссонанса – социально-психологическая теория Л.Фестингера, в которой логически противоречивым знаниям об одном и том же предмете приписывается статус мотивации, призванной обеспечить устранение возникающего при столкновении с противоречиями чувства дискомфорта за счет изменения существовавших знаний или социальных установок.
С точки зрения перспективы принято различать «короткую» и «дальнюю» мотивацию (это различие введено Тепловым). Короткие мотивы связаны только с ближайшим будущим личности, дальние - с более или менее отдаленной перспективой ее развития. Дальность мотивации существенно влияет на отношение человека к деятельности, которой он занимается. В результате деятельность становится ведущей либо не ведущей по отношению к людям, с которыми он общается, к действительности, в которой он живет.
Е.П. Ильин считает, что мотивация разделяется на внешне организованную и внутренне организованную. Первая связана с влиянием на формирование субъектом мотива действия или поступка других людей (при помощи советов, внушения и т. д.). От этого зависит степень внушаемости, конформности и негативизма субъекта. При преобладании внутренне организованной мотивации выделяется такая характеристика личности, как высокая степень включенности в задачу, или увлеченность. Такие люди обладают, как правило, внутренним локусом контроля (Ильин, 2002, с.104).
В результате можно выделить следующие устойчивые характеристики личности: внушаемость, конформизм, негативизм, азартность.
Внушаемость - это склонность субъекта к некритической (непроизвольной) податливости воздействиям других людей, их советам, указаниям, даже если они противоречат его собственным убеждениям и интересам. На внушаемость могут влиять такие личностные особенности, как низкая самооценка и чувство собственной неполноценности, покорность и преданность, неразвитое чувство ответственности, робость, стеснительность, суеверность и вера, склонность к фантазированию, неустойчивые убеждения и некритичность мышления. Кроме того, внушаемость зависит от ряда таких свойств, как высокий уровень нейротизма, слабость нервной системы, а также от ситуативных факторов.
Конформность - это склонность человека к добровольному сознательному (произвольному) изменению своих ожидаемых реакций для сближения с реакцией окружающих вследствие признания большей их правоты. В то же время если намерение или социальные установки, имевшиеся у человека, совпадают с таковыми у окружающих, то речь о конформности уже не идет. При выраженном конформизме возрастает решительность при принятии решений и формировании намерений.
Негативизм - лишенное разумных оснований (так называемое немотивированное) сопротивление субъекта оказываемым на него психологическим воздействиям, снижающее внушаемость субъекта. Негативизм часто возникает как защитная реакция на воздействия, которые противоречат потребностям субъекта. Наиболее выражен негативизм у детей и особенно у подростков.
Азартность - это черта личности, отражающая склонность человека к азартному поведению или вхождению в состояние азарта, т.е. стремительной потере контроля над своим поведением при достижении какой-то цели в определенной ситуации.
Для характеристики личности важно, какие мотивы используются в качестве фундамента всей мотивационной системы. Р.М. Грановская считает, что мотивационную сферу личности человека можно представить в виде иерархической системы, на вершине которой находится смыслообразующий мотив деятельности, обладающий наибольшим содержательным, а в ряде случаев и энергетическим потенциалом и поэтому подчиняющий себе все другие побуждения (цит. Куликов, 2000, с.22).
С понятием мотива связаны понятия агрессии и агрессивности личности. Под агрессией мы понимаем любые намеренные действия, которые направлены на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному. Под агрессивностью - свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Различие в этих понятиях ведет к важным следствиям. Не за всякими агрессивными действиями субъекта стоит агрессивность личности. С другой стороны, не всегда агрессивность может проявиться в конкретных действиях.
У человека есть две различные мотивационные тенденции, связанные с агрессивным поведением: тенденция к агрессии и к ее торможению. Первая - это склонность индивида оценивать многие ситуации и действия людей как угрожающие ему и склонность отреагировать на них собственными агрессивными действиями. Тенденция к подавлению агрессии определяется как индивидуальная предрасположенность оценивать собственные агрессивные действия как нежелательные и неприятные, вызывающие сожаление и угрызение совести. Но существует, как известно, и фактор ситуации. Для данной относительно частной проблемы, как пишет А.А. Реан, справедлив тот общий подход, который связан с взаимодействием трансситуативных и ситуационных факторов; в большинстве случаев трансситуативным принадлежит роль детерминант поведения, а ситуационным - роль модулятора (цит. Ильин, 2002, с.51).
В настоящее время не существует общепринятой теории агрессии, вместе с тем наиболее доказательными, непротиворечивыми являются фрустрационная теория и концепция социального научения. Известно, что некоторые исследователи, в частности Р. Мейли, к мотивационным чертам личности относят тревожность и агрессивность.
Существует модель, интегрирующая взгляды различных ученых на мотивацию. В этой модели выделяются пять источников мотивации:
1) идущая изнутри;
2) инструментальная;
3) внешняя самоконцепция;
4) внутренняя самоконцепция;
5) интернализация цели.
Мотивация, имеющая своим источником сам процесс. Если человек мотивируется к выполнению той или иной работы или тому или иному поведению только удовольствием, которое он получает от этой работы или от этого поведения, тогда речь идет о мотивации, проистекающей из самого процесса. Сама работа действует как источник мотивации: работающие наслаждаются тем, что они делают. В других описаниях - это ранние потребности существования, потребности внутреннего удовлетворения - по Мюррею, физиологические потребности - по Маслоу.
Инструментальная мотивация. Инструментальные награды мотивируют индивидуумов, когда они чувствуют, что их поведение будет вести к определенным внешним осязаемым результатам, таким как оплата, продвижение по службе, премии и т.д. Этот источник мотивации объединяет отчужденную и расчетливую включенность, теорию обмена, легальное послушание и внешнее вознаграждение. Эту мотивацию можно описать как стадию конкретных операций. По Маслоу, это потребность безопасности.
Мотивация, проистекающая из внешней концепции Я. В ее основе внешние источники: индивидуум ориентирован прежде всего на других, ища у них подтверждения своих черт, компетентности и ценностей.
Идеальное Я усваивается из ролевых ожиданий референтных групп. Этот источник мотивации аналогичен социально-моральной вовлеченности, внешней межличностной мотивации, следованию групповым аттитюдам.
По Мюррею - это потребность в аффилиации, по Маслоу - это потребность в любви, привязанности и принадлежности.
Мотивация, проистекающая из внутренней концепции Я. Индивидуум внутренне ориентирован, он сам устанавливает внутренние стандарты черт, компетентности и ценностей, которые становятся основанием для идеала Я. Впоследствии личность мотивируется к такому поведению, которое подкрепляет эти стандарты и позволяет достичь более высоких уровней компетентности. Этот источник аналогичен высокой потребности достижения, потребности уважения, по Маслоу, потребности роста, связанным с развитием индивидуального потенциала.
Мотивация интернализации цели. Индивидуумы усваивают аттитюды и виды поведения, конгруэнтные их личной системе ценностей.
Каждый верит в цель и поэтому мотивирован целью своего коллектива. Этот источник аналогичен системе ценностей, интернальной ценности результата и чистой моральной вовлеченности. По Маслоу - близко к самоактуализации.
Таким образом, мотивационная сфера личности является предметом исследования многих отечественных и зарубежных психологов, философов, социологов, но вместе с тем существуют и концепции, в которых понятия мотива и мотивации отсутствуют в принципе. К таким, в частности, относятся из зарубежных - концепция Джорджа Келли и позиция Н.В. Гришиной - из отечественных.
Так, Келли пишет: «Мы не видим необходимости иметь шкаф, полный мотивов, для того чтобы объяснить тот факт, что человек активен, а не интересен; у нас также нет никаких причин полагать, что человек является изначально инертным… Результат - отсутствие перечня мотивов, который загромождал бы нашу систему, и, как мы надеемся, значительно более согласованная психологическая теория, предметом которой является живой человек» (цит. Первин, 2000, с.10).
В рамках мотивационных концепций личности, по сути, все нижеперечисленные понятия: потребности, ценности, отношения, направленность, духовность и прочие - можно включить в мотивационную сферу личности, и на это будут определенные основания (регуляция поведения человека).
2. Процесс формирования мотива
2.1. Структура мотивационной жизни человека
Изучение мотивов предполагает проникновение в их иерархию, где одни из них выполняют функцию побудительную - это ведущие смыслообразующие мотивы. Любая деятельность полимотивирована. В каждой конкретной деятельности складывается определенная иерархическая структура.
В структуре мотива выделяются следующие блоки:
- потребностный (биологические и социальные потребности);
- «внутренний фильтр» (нравственный контроль, оценка внешней ситуации, оценка своих возможностей, предпочтения, уровень притязаний);
- «целевой блок» - образ предмета, могущего удовлетворить потребность.
Основные характеристики мотива делятся на динамические, к которым относятся сила и устойчивость мотива, и содержательные, включающие в себя полноту осознания структуры мотива, уверенность правильности выбора принятого решения, направленность мотива (Рубинштейн, 2000, с.207).
Основой структуры мотивационной жизни человека является организация базовых потребностей в форме иерархии в зависимости от их меньшей или большей приоритетности и доминирующего значения. Порядок при этом таков:
- физиологические потребности – они доминируют над всеми остальными потребностями. К ним относятся потребности: в еде, питье, кислороде, сне, защите от экстремальных температур и в сенсорной стимуляции;
- потребность в безопасности – сюда включены потребности: в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий;
- потребности в любви и привязанности – эта потребность предполагает как потребность давать, так и потребность получать любовь. В связи с этим А.Маслоу выделяет два вида любви взрослых: Д-любовь (дефицитарная) – это эгоистическая любовь, которая берет, а не дает; Б-любовь (бытийная) – она основана на осознании человеческой ценности другого;
- потребности в признании и оценке – Маслоу разделил эти потребности на два подкласса: 1) самоуважение, включает такие понятия как компетентность, уверенность, достижения, независимость и свобода; 2) уважение другими – включает в себя престиж, статус, известность, слава, превосходство;
- потребность в самоактуализации.
Главный динамический принцип, приводящий в движение эту структуру, - это свойственное здоровому человеку появление менее насущных потребностей после удовлетворения более приоритетных. Таким образом А.Маслоу выделяет низшие и высшие потребности. Высшие потребности являются более поздними образованием с филогенетической, эволюционной и онтогенетической точки зрения, чем низшие. Высшие потребности субъективно являются менее насущными и существование на их уровне предполагает высокую биологическую продуктивность, большую продолжительность жизни, снижение заболеваемости и т.д. Для появления высших потребностей требуются более благоприятные внешние условия. Однако при удовлетворении высших и низших потребностей индивид придает большее значение удовлетворению высших потребностей. И самое главное, удовлетворение высших потребностей ближе к самоактуализации. Однако высшие потребности могут времени от времени появляется не после удовлетворения, а в результате вынужденной или добровольной депривации, отречения или подавлении базовых потребностей низшего уровня и стремления к их удовлетворению.
А.Маслоу выделяет следующие особенности базовых потребностей:
- базовые потребности могут менять свою иерархию в зависимости от индивида;
- существует установка на снижение процентной доли удовлетворения по мере того, как индивид поднимается в соответствии с иерархией;
- большинство базовых потребностей являются неосознанными;
- базовые потребности носят более общий характер, чем внешние проявления желаний или поведения;
- любое поведение определяется несколькими базовыми потребностями (сложная мотивация поведения);
- немотивированное поведение;
- препятствия на пути значимых базовых потребностей приводят к психопатологическим последствиям;
- в теории мотивации важную роль играет удовлетворение;
- высшие базовые потребности после продолжительного удовлетворения могут стать независимыми как от их более могущественных предпосылок, так и от надлежащего уровня удовлетворения их самих (Маслоу, 2003).
Согласно теории деятельности, мотивация возникает при «опредмечивании потребности» (А.Н.Леонтьев): исходные потребности (биологические нужды) в процессе развития человека «находят» в окружающем мире предметы своего удовлетворения, и эти предметы становятся мотивом деятельности. В этой логике вычленяется два исторических процесса – филогенетический и онтогенетический [20].
В истории человечества шел процесс развития средств удовлетворения потребностей – предметов, т.е. мотивов. У человека есть исходные – базовые, витальные, базальные – потребности в пище, в тепле. Постепенно сфера предметов, удовлетворяющих эти потребности, расширялась, возникали новые предметы, опосредующие удовлетворение этой потребности (возникла и развивалась сфера производства: неолитическая революция, научно-технический прогресс. Возникали новые потребности и новые мотивы (предметы, удовлетворяющие потребность). Возникли «идеальные» потребности и мотивы.
Таким образом, опредмечивание потребности, т.е. «встреча» с предметом, который может удовлетворить потребность, приводит к двум взаимосвязанным процессам – расширение предметности и развитие потребностей.
А.Н.Леонтьев описывал также и механизм развития мотивов. В процессе развития деятельности составляющие его действия обособляются, «разрастаются» и превращаются в самостоятельные деятельности. Цель действия становится мотивом новой деятельности. Этот механизм получил название «сдвига мотива на цель» (Леонтьев, 2000, с.441).
Другой исторический процесс развития мотивационной сферы – онтогенетический. Ребенок рождается в мире глубоко дифференцированных потребностей и мотивов. Этот мир потребностей и мотивов открывается ребенку постепенно. Чем сложнее организованность этого мира, тем сложнее процесс взросления. Так историческое развитие общества приводит к появлению новых возрастов. Они сложным образом вклиниваются в старые, образуя (сегодня) сложную последовательность разнородных возрастов.
Современное состояние детства – это сложная фиксация в социально-культурных формах истории происхождения детства (Д.Б.Эльконин). Сложная последовательность возрастов есть по сути своей последовательность ведущих деятельностей и, соответственно – ведущих мотивов. Эти «возрастные» мотивы в целом универсальны и не зависят от обстоятельств взросления.
Существует несколько механизмов непосредственного опредмечивания потребностей: на стадии инстинктивного поведения - проявляется механизм запечатления; импринтинг; обуславливание – формирование мотивационного отношения к новому раздражителю (при этом содержание этого отношения не совпадает с мотивационным значением безусловного раздражителя). Обуславливание обеспечивается специальными процессами эмоциональной природы (переключение эмоций с безусловного раздражителя на условный). В отличие от механизмов инстинктивного опредмечивания обуславливание подвергается угашению при отсутствии подкрепления.
2.2. Развитие мотивационной сферы в онтогенезе
Имеющиеся представления об онтогенетическом развитии мотивационной сферы человека дают основания говорить о том, что на каждом этапе его развития актуализируются разные потребности. Актуализирующиеся у человека в процессе его роста и развития потребности являются базовыми (основными и доминирующими) его свойствами и составляют «ядро» его личности (П.В.Симонов).
Первый этап – младенческий и преддошкольный возраст (от рождения до 3 лет). В этом возрасте у детей доминируют простейшие биологические потребности в пище, питье, кислороде, сне и др. Их удовлетворение в значительной степени зависит от того, как в этот период жизни ребенка за ним ухаживает его мать.
Второй этап – дошкольный и младший школьный возраст (3-10 лет). В этот период жизни у человека актуализируются (становятся доминирующими) сложнейшие биологические потребности в игре и подражании (они составляют основу другой еще более сложной биологической потребности в саморазвитии), а также дополнительные потребности в свободе и вооруженности (опытности). Основными средствами формирования личности в этот возрастной период ребенка должны являться примеры нравственно обусловленного поведения людей (или сказочных героев), вызывающие у него подражательные действия, а также игры и творческие акты, связанные с примерным поведением.
Третий этап – подростковый возраст (10-15 лет). В этом возрасте доминирующее значение сохраняют дополнительные потребности в свободе и вооруженности и актуализируются идеальные потребности в самопознании и поиске смысла. Указанные идеальные потребности тесно связаны между собой: только благодаря активному самопознанию (познанию своих индивидуальных особенностей) у подростка формируется смысловая сфера (правильное понимание) собственной жизнедеятельности. Средствами удовлетворения идеальных потребностей должны стать: 1) различные виды продуктивной творческой деятельности, связанной с укреплением организма, регуляцией психики, формированием сексуальности и нравственного отношения к жизни; 2) общение со сверстниками (в том числе, противоположного пола); 3) различного рода испытания и тестирования, позволяющие подростку провести самоанализ и самооценку, определить свою «особенность», «уникальность» (непохожесть на других людей); 4) смыслотворческие акты, направленные на понимание им сущности жизни и ее отдельных проявлений.
Четвертый этап – юный и зрелый возраст (15 лет и старше). В юношеском возрасте у человека актуализируются социальные потребности в самовыражении, самоутверждении, самосовершенствовании, которые интегрируются в более сложную социальную потребность в самоопределении. Социальные потребности остаются доминирующими у человека и во взрослом состоянии (до тех пор, пока он занимается общественно полезной деятельностью). Средствами удовлетворения указанных потребностей являются различные виды образовательной, культурной и практической деятельности, связанные с самоопределением человека в профессии, браке, культурных увлечениях, других сферах жизни.
Кроме перечисленных социальных потребностей, осознаваемых человеком в качестве своих прав, в юношеском возрасте актуализируются и другие социальные потребности, которые воспринимаются им как обязанности. Среди последних большое значение имеют потребности, связанные с соблюдением нравственных норм поведения и заботой о здоровье окружающих людей. Формирование этих потребностей находится в полной зависимости от реализации в подростковом и юношеском возрасте внутренних побуждений человека к самопознанию, смыслотворчеству, самовыражению и т.д.
Заключение
Анализ основных теоретических подходов к определению мотивации показал, что в структуре личности мотивация занимает особое место и является основным понятием, используемым для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека. Теоретическая определенность и однозначность взглядов на явления мотивации еще далеки от своего завершения. Это, в частности, отражается и в многозначности определений основных понятий этой области психологии, таких, как мотив, потребность, мотивация.
В отечественной литературе мотив понимается и как осознанная потребность (А.Г.Ковалев), и как предмет потребности (А.Н.Леонтьев), и отождествляется с потребностью (П.С.Симонов). В содержании мотива можно выделить как специфическое, индивидуально-неповторимое, определяемое конкретной ситуацией, так и устойчивое, для которого данный конкретный предмет или явление не более, чем одна из возможных форм воплощения. Такое устойчивое предметное содержание характеризует уже не столько сам предмет потребности, сколько личность, эту потребность испытывающую.
Мотивация не только определяет (детерминирует) деятельность человека, но и буквально пронизывает все сферы психической деятельности.
Мотивы формируются в процессе индивидуального развития как относительно устойчивые оценочные отношения человека к окружающей среде. Люди различаются по индивидуальным проявлениям (характеру и силе) тех или иных мотивов. У разных людей возможны различные соподчиненные группы (иерархии) мотивов. Поведение человека в определенный момент мотивируется не любыми или всеми возможными мотивами, а тем из самых высоких мотивов, который при данных условиях больше всех связан с возможностью достижения цели (действенный мотив). Мотив остается действенным, т.е. участвует в мотивации поведения до тех пор, пока либо не достигнута цель, либо изменившиеся условия не сделают другой мотив более насущным для данного человека.
В разных по исходным методологическим позициям концепциях мотивации побудительная и направляющая функции мотивов представлены в качестве достаточно общего звена. Разница заключается в том, как мыслятся источники побудительности: связывается ли направленность действий с осознанием только будущего результата или же и их мотивационных оснований, предполагается ли установление связей между динамикой смены целей и предметным содержанием мотивов.
Смыслообразующая функция, которой также в теоретических разработках уделяется достаточно внимания, в диагностическом аспекте почти не рассматривается, что, на наш взгляд, не в последнюю очередь связано с несоответствием представлений о ней и сложившихся подходов к качественной идентификации мотивов личности. Поэтому именно указанные первые два аспекта выделяются обычно в качестве наиболее важных для задачи идентификации мотивов.
Литература
- Аверин В.А. Психология личности. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. – 191 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001. - 288с.
- Анцыферова Л.И. Психология самоактуализирующейся личности в работах Абрахама Маслоу // Вопросы психологии. - 1973. - №4. - С.173-180.
- Асмолов А.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. – Самара: БАХРАХ, 1999. – С.345-384.
- Джидарьян И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности. - М., 1974. – С.146-169.
- Додонов Б.И. О системе «личность» // Вопросы психологии. – 1985. - №5. – С.36-45.
- Ильин А.В. Мотивы человека. - М., 1995. - 197с.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.
- Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – 512 с.
- Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. – Спб.: Питер, 2000. – 480 с.
- Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2000. - С.428-460.
- Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. - М.: Смысл, 1993. – 43 с.
- Маслоу А. Мотивация и личность. – М.: Питер, 2003. – 351 с.
- Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. - М.: Смысл, 1999. 425с.
- Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики. – М.: Академия, 2002. – 272 с.
- Первин Л.А. Психология личности: Теория и исследования. – М.: Аспект-Пресс, 2000. – 607 с.
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии, в 2-х томах. – М., 1996.
- Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. А.А. Реан; Гл. ред. В. Усманов. – СПб.: Питер, 2000. – 316 с.
- Ребер А. Большой толковый психологический словарь: В 2 тт. / пер. с англ. Н.Ю. Чеботарева. – М., 2001. – 1152 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000. – 720с.
- Словарь практического психолога / Сост. С.Ю.Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 800 с.
- Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2002. – 342 с.
- Узнадзе Д.Н. Общая психология. - СПб.: Питер, 2004. - 413 с.
- Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. - М.: Прогресс, 1992. - 569с.
- Ясько Б. Диагностика мотивационно-потребностной сферы личности // Психологическая наука и образование. – 2000. - №2. - С.52.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие и поддержка высокой мотивации учебной деятельности школьников как результат инд. - диф. подхода к обучению.
Проблема дифференцированного обучения продолжает оставаться актуальной и сегодня. Что же такое дифференцированное обучение и индивидуальный подход в обучении?...
Педагогика успеха: теоретические подходы и практика реализации»
тема может быть использована на педсовете...
Педагогика успеха: теоретические подходы и практика реализации»
презентация может быть использованна на педсовете...
Мотивация учебной деятельности на уроках музыки в основной школе
Статья "Мотивация учебной деятельности на уроках музыки в основной школе"...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ВИДОВ УРОКОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА У УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ВИДОВ УРОКОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА У УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО...
Основные теоретические понятия развития речевых навыков у обучающихся инофонов
Основные теоретические понятия развития речевых навыков у обучающихся инофонов...
Учебная мотивация основной компонент успешной деятельности
Учебная мотивация основной компонент успешной деятельности...