Теоретические подходы к развитию сферы спортивных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья в г. о. Саранск
статья
Теоретические подходы к развитию сферы спортивных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья в г. о. Саранск
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ovz.docx | 23.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Грунюшкина Юлия Борисовна, 1974г.р.,
учитель начальных классов
МАОУ «Прогимназия № 119»
430016, Республика Мордовия, г. Саранск,
ул. Терешковой, 18-58
89272755378
Теоретические подходы к развитию сферы спортивных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья в г. о. Саранск
Аннотация. В статье рассматриваются принципы организации системы предоставления спортивных услуг в рамках формирования инклюзивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в г. о. Саранск и определяются возможности для ее развития и совершенствования.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – особые дети, для которых существует множество препятствий в познании окружающего мира, общении с другими людьми, доступности многих социально-значимых услуг.
Физическая культура и спорт способствуют психическому и физическому совершенствованию детей с особыми потребностями, совершенствованию уровня их взаимодействия с обществом и повышению физической активности. Именно это делает актуальными вопросы организации доступной спортивной среды в процессе адаптации детей с особыми нуждами к современным жизненным условиям.
На эти процессы оказывают влияние большое количество факторов: плохая экология, повышение нагрузок на детский организм – физических и психических, рост уровня травматизма и т.д. Среди основных болезней, способствующих распространению ограничений по показателям здоровья, можно выделить следующие: болезни нервной системы, глаз, органов дыхания, пищеварения, кожи и т. д.
Особое место в численности детей с ограниченными возможностями здоровья занимают дети-инвалиды разных категорий. В таблице 1 представлена численность инвалидов, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Республики Мордовия, в том числе численность детей-инвалидов, в 2010-2015 гг.
Таблица 1 – Численность инвалидов, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Республики Мордовия
| 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | Изменения |
Численность инвалидов - всего, человек | 82862 | 81882 | 80640 | 79366 | 78398 | 76883 | -5979 |
Дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, получающие социальные пенсии, чел. | 2804 | 2656 | 2536 | 2427 | 2408 | 2304 | - 500 |
Доля детей-инвалидов в общей численности инвалидов, % | 3,4 | 3,2 | 3,1 | 3,1 | 3,1 | 3,0 |
Анализ данных таблицы 1 свидетельствует о том, что общая численность инвалидов и численность детей-инвалидов, согласно официальной статистике, в 2015 году уменьшилась по сравнению с 2010 г. на 5979 и 500 человек соответственно. При этом доля детей-инвалидов в общей численности инвалидов, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Республики Мордовия, за рассматриваемый период практически не меняется.
Одной из основных причин официального снижения уровня детской инвалидности во многих источниках называется уменьшение количества обращений по поводу подтверждения инвалидности в связи с изменением политики государственной поддержки инвалидов. При этом, по неофициальной информации (которую признают эксперты), численность инвалидов с каждым годом растет.
С учетом необходимости обеспечения полноценной жизни всем категориям «нетипичных» детей необходимо уделить особое внимание развитию тех сфер жизни, в которых происходит активное вовлечение их в общество.
Одной из таких важнейших сфер, способствующих процессам формирования и развития активного образа жизни, является спорт.
Спорт – это не только возможность движения. В процессе участия в спортивных мероприятиях (спортивно- и лечебно-оздоровительные процедуры, тренировки, соревнования и т.д.) формируется способность к общению, выстраиванию отношений с окружающими, выявлению внутренних резервов человека, повышению силы духа, уверенности в собственных силах и возможностях преодоления трудностей.
Применительно к вопросам спортивной социализации «особых» детей (и взрослых с инвалидностью) используется такое понятие, как «адаптивная физическая культура и спорт».
Так, на сайте Главного бюро медико-социальной экспертизы по Республике Мордовия Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации отмечается важность развития адаптивной физической культуры как «теории и методики применения методов, приемов и средств физического воспитания для формирования у инвалидов жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков, развития совершенствования физических, психических, функциональных и волевых качеств и способностей, позволяющим им обрести самостоятельность, социальную, бытовую и психологическую независимость, совершенствоваться в профессиональной деятельности, отдыхать и в целом повышать уровень качества жизни.
Адаптационная физическая культура имеет три аспекта:
а) адаптивное физическое образование, т.е. формирование специальных знаний, умений, навыков с целью развития функциональных возможностей различных органов и систем;
б) адаптивная физическая рекреация – активизация, поддержание или восстановление физических и духовных сил, затраченных инвалидом во время какого-либо вида деятельности (комплекс мероприятий, направленный на профилактику утомления, интересное проведение досуга, повышение уровня жизнедеятельности);
в) адаптивная двигательная реабилитация – восстановление у инвалида утраченных или нарушенных функций (формирование адекватной психической реакции на заболевание, использование физических упражнений, психологических средств, массажа, закаливающих процедур для стимулирования восстановления организма).
Таким образом, адаптивная физкультура призвана с помощью рационально организованной двигательной активности как естественного стимула жизнедеятельности используя сохранные функции, остаточное здоровье, природные физические ресурсы и духовные силы инвалида, максимально приблизить психофизиологические возможности организма и личности к самореализации в обществе». [5]
При этом необходимо подчеркнуть, что адаптивная физическая культура и спорт выступают в качестве дополнительной терапии и относятся, скорее, к области дополнительного образования и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья.
Целью развития адаптивно й физической культуры и спорта, в отличие от медицинских методик и программ восстановления, является, прежде всего, социализация детей с ограниченными возможностями, а не только их лечение посредством физических упражнений и медицинских процедур, что предполагает определенную свободу в процессе выбора форм, методов и средств занятий.
Развитие и распространение адаптивной физической культуры и спорта является одним из направлений совершенствования сферы спортивных услуг для детей с ограниченными возможностями. Это обусловило появление интереса к исследованию ее потенциала для детей с ОВЗ в г. о. Саранск, на территории которого действуют 16 детско-юношеских спортивных школ, в которых обучаются более 9 тысяч человек.
Среди этих школ можно выделить следующие: государственное бюджетное учреждение Республики Мордовия дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по гимнастике Л. Я. Аркаева»; государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по баскетболу и волейболу Республики Мордовия» и т. д.
При этом возможности занятий с «особыми» детьми предоставляют:
- Подведомственная организация "Государственное бюджетное учреждение Республики Мордовия "Спортивно-адаптивная школа Е.В. Швецова": работает со всеми категориями детей с ОВЗ, в том числе инвалидов, но результаты связаны со спортом высших достижений, то есть ведется работа с детьми, способными показать свои возможности на соревнованиях. При этом ежемесячно, в течение года, детско-юношеская спортивно-адаптивная школа имени Евгения Швецова проводит соревнования по какому-либо виду спорта, включенному в республиканскую спартакиаду инвалидов.
- Государственное автономное учреждение Республики Мордовия «Республиканский центр спортивной подготовки «Старт»: возможности для занятий с детьми с ОВЗ есть (особенно во Дворце водных видов спорта), но нет заявок со стороны населения (были единичные случаи индивидуальной работы с инвалидами).
Необходимо отметить, что Республика Мордовия (г.о. Саранск) входит в один из 16 регионов Российской Федерации, где функционируют спортивно-адаптивные школы.
При этом активную поддержку распространения адаптивного спорта в г. о. Саранск оказывают региональные отделения республиканских обществ инвалидов (ВОГ, ВОС и т.д.). В вопросах организации спортивных мероприятий для людей с ограниченными возможностями участвуют СК «Мордовия» и Ледовый дворец, которые бесплатно предоставляют свои арены для проведения товарищеских встреч, тренировок, международных турниров (например, соревнования по плаванию среди неслышащих Саранска, соревнования по футзалу и т.д.). Однако в данном случае речь идет, прежде всего, о формировании доступной спортивной среды для взрослых с ограничениями в здоровье.
В Мордовии реализуется проект по реабилитации детей с ДЦП, для которых проводятся курсы комплексной реабилитации на базе Спортивного комплекса «Мордовия» (работа с логопедом и коррекционным педагогом и другие методы), а также ещё один вид реабилитации – иппотерапия (занятия для детей проводятся на ипподроме три раза в неделю). Помимо этого, в новые курсы реабилитации для детей с ДЦП планируется включить акватерапию. [7]
Еще нужно отметить, что важную роль в системе спортивной подготовки «особых» детей играют предприниматели.
Например, Ольга Матвиец – тренер по конному спорту. На базе собственного конного клуба предприниматель реализует социальный проект для детей – инвалидов по слуху. Здесь им предстоит пройти курс иппотерапии, которую во всём мире считают высокоэффективным методом лечения тяжелобольных детей. Но главная цель Ольги – обучить детей верховой езде. К отбору в группу подходит основательно, так как тренировать она намерена серьёзно, вплоть до подготовки воспитанников к паралимпийским играм. [7] Важность этой работы заключается в том, что у детей с серьёзными нарушениями появилась возможность пройти курс комплексной реабилитации не выезжая в другие регионы.
В процессе изучения проблемы было выявлено, что в г. о. Саранск существует огромное количество возможностей для развития сферы спортивных услуг для «особенных» детей на базе спортивных комплексов города.
Некоторые предложения по развитию сферы спортивных услуг для детей с ограниченными возможностями в г. о. Саранск представлены в таблице 2.
В результате исследования была выявлена высокая степень организации сферы детских спортивных услуг в г. о. Саранск. При этом обособленно стоит проблема организации спортивного развития и совершенствования детей с особенностями здоровья.
В процессе осознания значимости проблемы происходит понимание того, что особые дети нуждаются в особом подходе – в обучении, общении, развитии. Как результат – определенные направления развития детей с ОВЗ существуют и активно развиваются.
Положительным является функционирование Спортивно-адаптивной школы Е. В. Швецова, которая занимается развитием спорта высоких достижений среди детей с ограниченными возможностями всех категорий.
Таблица 2 – Предложения по развитию сферы спортивных услуг для детей с ограниченными возможностями в г. о. Саранск
Название спортивного комплекса | Предлагаемые услуги для обычных детей | Возможные секции для детей с ОВЗ | Предполагаемые результаты |
Государственное бюджетное учреждение Республики Мордовия дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва имени П.Г. Болотникова» | шорт-трек, плавание, легкая атлетика, бильярд | – бильярд | – развитие концентрации, внимания, координации движений |
– плавание | – коррекция ориентировки в пространстве, координации движений, гибкости, ловкости; – повышение общего тонуса организма | ||
–легкая атлетика | – коррекция ориентировки в пространстве, координации движений, гибкости, ловкости | ||
Государственное бюджетное учреждение Республики Мордовия дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по гимнастике Л.Я. Аркаева» | спортивная гимнастика | –спортивная гимнастика | – развитие равновесия, тонкой моторики, ритмичности движений – расслабление |
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по баскетболу и волейболу Республики Мордовия» | баскетбол, волейбол | – баскетбол | – развитие концентрации, внимания, координации движений; –коррекция ориентировки в пространстве, координации движений, гибкости, ловкости |
– волейбол | – развитие концентрации, внимания, координации движений; –коррекция ориентировки в пространстве, координации движений, гибкости, ловкости | ||
Государственное автономное учреждение Республики Мордовия «Республиканский центр спортивной подготовки «Старт» (Дворец водных видов спорта) | плавание | – плавание | – коррекция ориентировки в пространстве, координации движений, гибкости, ловкости; – повышение общего тонуса организма |
Кроме того, осуществляются попытки работы с инвалидами, в том числе индивидуальные.
Но при этом, учитывая стабильный рост количества детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо создать такие условия, чтобы для всех «особенных» детей открывались возможности чувствовать себя полноценными членами общества, в том числе без помех заниматься спортом.
Г. о. Саранск обладает огромным потенциалом для развития и спортивного совершенствования детей с различными особенностями здоровья.
С учетом того, что спортивные комплексы есть во всех районах города, в них, а не только в специализированных центрах, должны быть предусмотрены и спортивные секции для уникальных детей.
Конечно, для того, чтобы организация сферы спортивных услуг для детей с ОВЗ была эффективно й и могла приносить ощутимую пользу, важно предусмотреть наличие тренеров с необходимым уровнем подготовки для работы с особенными детьми, финансовую поддержку подобных услуг, обеспечение условий организации в соответствии с особенностями здоровья и решить множество других проблем. Но самое главное заключается в том, что в г. о. Саранск есть все возможности для подобного развития.
Список использованной литературы
1.Федеральный закон от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Режим доступа: http://base.garant.ru/12157560/
2. «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. N 1101-р).
3. Методические рекомендации по развитию адаптивной физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации и на территории муниципальных образований с учетом лучших положительных практик субъектов Российской Федерации и международного опыта (разработаны в соответствии с техническим заданием к Государственному контракту от 27 августа 2013 года № 299 «Научная концепция развития адаптивной физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации и на территории муниципальных образований с учетом лучших положительных практик субъектов Российской Федерации и международного опыта»)
4. http://www.mordovia-sport.ru/ – официальный сайт Министерства спорта и физической культуры Мордовии
5. http://www.mse13.ru/ – официальный сайт Федерального казенного учреждения «Главного бюро медико-социальной экспертизы по Республике Мордовия» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
6. http://osobye-deti – сайт Мордовской общественной организации детей-инвалидов и их родителей «Особые дети»
7.http://www.mordovmedia.ru/ – информационное агентство «МордовМедиа»
7. http://mordoviatv.ru/ – официальный сайт ГТРК «Мордовия»
8. www.mrd.gks.ru – Мордовиястат
9. http://vogrm13.ru/ – официальный сайт Всероссийского общества глухих
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкального фольклора»
Данный проект направлен на всестороннее развитие личности ребёнка, его неповторимой индивидуализации....
Филворд как средство развития общеинтеллектуальной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Филворд как средство развития интеллектуальных способностей обучающихся....
Сообщение на ШМО учителей гуманитарного цикла на тему: «Нейропсихологический подход как система комплексного развития, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья»
В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с отклонениями в психическом развитии. В связи с этим возникла потребность в поиске специальных методик, позволяющих не только выявить пробле...
Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья.
В статье даётся комплекс упражнений по коррекции двигательных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, методы и приёмы их использования....
«Специальная индивидуальная программа развития как средство индивидуализации образования детей с ограниченными возможностями здоровья (с умственной отсталостью)»
Выступление на IX Всероссийской научно-методической конференции «Современная дидактика и качество образования: становление не классно-урочных систем обучения» Специфические обра...
Теоретические подходы к развитию сферы спортивных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья в г. о. Саранск
В данной статье изложены теоретические подходы к развитию сферы спортивных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья в г. о. Саранск...
Мастер - класс Тема: «Спортивные мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство повышения двигательной активности и укрепления здоровья»
Общие задачи мастер - класса •создание условий для профессионального общения, самореализации, стимулирования роста творческого потенциала педагогов.•повышение профессионального мастерст...