Воспитательная система класса "Страна детства"
методическая разработка на тему
Воспитательная система – это неотъемлемая часть детского коллектива. Она позволит педагогу развить познавательный интерес младшего школьника, создаст условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического самовыражения личности ученика и его физического развития.
Воспитательная система «Страна детства» составлена для учащихся 1-4 классов.
1 класс «Зазеркалье».
2 класс «Путешествие в неведомое, необычное».
3 класс «Мы - дети солнца!».
4 класс «Мир моего «я»?
Она ориентирована на успешную адаптацию детей в школе, на становление классного коллектива, раскрытие способностей и склонностей каждого ребёнка в урочной и внеурочной деятельности, на создание благоприятных условий для формирования самооценки, на вовлечение родителей учащихся в процесс образования коллектива и определения перспектив его развития. Система построена с учётом психологических особенностей и потребностей детей данного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vs_strana_detstva.doc | 605 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
г. ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНЫЙ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Модель воспитательной системы класса
«Страна детства».
Чудновская Наталья Васильевна
учитель начальных классов
2013 год
Пояснительная записка
Благодаря восприятию прекрасного в
природе и искусстве, человек открывает
прекрасное в самом себе.
В.А.Сухомлинский
Школа становится для многих ребят первым местом, где они могут быть членами дружного, стабильного коллектива. Отсутствие у детей необходимых навыков взаимодействия ведёт к тому, что их общение сразу становится конфликтным, причём эти конфликты они самостоятельно разрешить не способны. Это создаёт много проблем, как для самих ребят, так и для педагогов.
Ежегодно, мы педагоги сталкиваемся с проблемой низкого уровня развития у детей младшего школьного возраста элементарных навыков взаимодействия. Поэтому возникла необходимость в создании воспитательной системы класса для учащихся начальных классов. Система поможет развить у учащихся младшего школьного возраста навыки общения, взаимодействия и сотрудничества с ровесниками, с взрослыми, которые благоприятным образом повлияют на развитие адекватной самооценки детей. В центре внимания должно стать воспитание у детей доброжелательного отношения к людям, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения.
Воспитательная система – это неотъемлемая часть детского коллектива. Она позволит педагогу развить познавательный интерес младшего школьника, создаст условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического самовыражения личности ученика и его физического развития.
Воспитательная система «Страна детства» составлена для учащихся 1-4 классов.
1 класс «Зазеркалье».
2 класс «Путешествие в неведомое, необычное».
3 класс «Мы - дети солнца!».
4 класс «Мир моего «я»?
Она ориентирована на успешную адаптацию детей в школе, на становление классного коллектива, раскрытие способностей и склонностей каждого ребёнка в урочной и внеурочной деятельности, на создание благоприятных условий для формирования самооценки, на вовлечение родителей учащихся в процесс образования коллектива и определения перспектив его развития. Система построена с учётом психологических особенностей и потребностей детей данного возраста.
Воспитательная система большое внимание уделяет здоровью детского коллектива. Для успешной реализации воспитательной системы проводится интеграция с внешкольными учреждениями дополнительного образования. Вся эта система работы позволит построить модель ученика начальных классов.
Цель ВС:
- Создать условия для развития многогранной творческой личности с адекватной самооценкой.
Задачи:
- Осуществлять психолого-педагогическую поддержку ребёнка в процессе адаптации к школьному обучению.
- Организовать внеурочную деятельность в сочетании с игрой, трудом и общественными делами, ориентирующую ребенка на познание самого себя.
- Развивать познавательные интересы, творческий потенциал личности младшего школьника, способствующие становлению качественно новых по содержанию познавательных процессов.
- Выявить и развить добрые наклонности детей живой практической деятельностью, воспитывать их внутренние качества, сохранять и укреплять здоровье.
- Сформировать на основе исторических и культурных традиций семьи, школы, города образовательную среду, способствующую формированию гармоничной личности, обладающей адекватной самооценкой своих действий, умеющей жить в коллективе.
Ожидаемые результаты:
- Вступление ребёнка в новую социальную роль, обретение социального статуса школьника.
- Стремление к установлению новых взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
- Построение модели ученика начальных классов.
Взаимосвязь участников воспитательной системы
Целостность, целенаправленность и эффективность воспитательной деятельности могут обеспечить только объединенные усилия всех участников учебно-воспитательного процесса:
- ученик;
- родители;
- классный руководитель;
- администрация;
- психологическая служба;
- школьный врач;
- педагог дополнительного образования.
Работа с коллективом класса, педагогическое сопровождение и поддержка школьников
Формы работы | Задачи работы | Содержание работы |
Коллективная |
| 1. Тематические утренники. 2. Сюжетные и ролевые игры. 3. Конкурсы, викторины. 4. Коллективные творческие дела. 5. Спортивные и интеллектуальные игры. 6. Работа в творческих группах. 7. Система часов общения. 8. Экскурсии. 9. Посещение театров и музеев. 10. Индивидуальные беседы со школьниками. 11. Посещение семей учеников классным руководителем. |
Групповая |
| |
Индивидуальная |
|
Организационная работа по установлению эффективных связей между ребенком и социумом
Задачи работы | Способы реализации |
|
|
Интеграция учащихся в воспитательной системе
Цель: развивать творческий потенциал личности младшего школьного возраста через связь с учреждениями дополнительного образования:
- МОУ ДОД ДШИ;
- МОУ ДОД «Исток»;
- ДЮСШ;
- Музей Хрусталя;
- НП «Мещеры»;
- Городская библиотека.
Работа с родителями
Формы работы | Задачи работы | Содержание работы |
Коллективная |
|
|
Групповая |
| |
Индивидуальная |
|
Тематика родительских собраний
Цель: помочь родителям в воспитании и обучении своих детей.
класс | Родительские собрания в начальной школе |
1 класс | 1. Адаптация младших школьников к условиям школьной жизни. 2. «Учусь учиться» (методические рекомендации по организации учебной деятельности). 3. Круг детского чтения. 4. Здоровый образ жизни школьника. |
2 класс | 1. Отметка – не самоцель, а показатель качества знаний и прилежания. 2. Организация семейного чтения (из опыта родителей). 3. Трудовое воспитание младших школьников. 4. Семейные традиции: прошлое, настоящее, будущее. |
3 класс | 1. Возрастные особенности младшего подростка. 2. Стимулирование школьников: кнут или пряник? 3. Место ребёнка в детском коллективе. 4. Детское лидерство. |
4 класс | 1. Как помочь ребёнку учиться. 2. Мир детей и мир взрослых: точки соприкосновения. 3. Как по-настоящему любить детей? 4. Подготовка к переходу на следующую ступень обучения. |
Тематика часов общения
класс | «Часы общения» в начальной школе |
1 класс | 1. Теперь я школьник, теперь я ученик. 2. Знакомство с правилами для учащихся. 3. Откуда пришла моя фамилия? 4. Мой знак Зодиака. 5. Мои знаменитые тёзки. 6. Правильное питание – основа здорового образа жизни. |
2 класс | 1. Моя дружная семья. 2. Кем были мои прадеды? 3. Школа – мой второй дом. 4. Мой класс – мои друзья. 5. Моя семья – чудесное место для жизни. 6. Памятные места города Гусь-Хрустальный. |
3 класс | 1. Учись учиться. 2. Наш семейный альбом. 3. История нашего города. 4. Широка страна моя родная. 5. Известные люди нашего города. 6. Какой (ая) Я в глазах одноклассников? |
4 класс | 1. Дружный класс как маленькая планета. 2. Если бы я был президентом. 3. Город, в котором я родился. 4. Города Владимирской области. 5. Для меня Родина – это… 6. «Мастерим мы, мастерят родители (бабушки, дедушки)». |
Направления воспитательной системы
- «Я и мое воспитание»
- «Я и мое здоровье»
- «Я и мое творчество»
- «Я и моя семья»
- «Я и мои знания»
Направление «Я и моё воспитание»
Главные идеи:
- Принятие учащимися нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в систему собственных ценностей, знаний и убеждений.
- Предъявление нравственных требований к себе и своему поведению.
- Воспитание нравственной культуры.
- Осознание учащимися необходимости проявления нравственного поведения в самых непредвиденных ситуациях, сохранение чувства собственного достоинства.
Главная цель:
- Воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых ситуациях.
Задачи воспитания:
- Создать условия для проявления учащимися нравственных знаний, умений.
- Знакомить учащихся с нравственными законами и поступками предыдущих поколений.
- Изучать с учащимися нравственные традиции их семей.
- Развивать у учащихся потребность в совершенствовании нравственных поступков.
- Способность приобретению положительного нравственного опыта и преодолению в себе желания к проявлению безнравственных поступков.
Формы внеклассной работы:
- Тематические классные часы.
- Дискуссии по нравственной тематике.
- Посещение театров и кинотеатров.
- Экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами города.
- Праздничные поздравления одноклассников, педагогов, родителей.
Мероприятия в начальной школе:
- Дискуссии по нравственным темам «Культура поведения в общественных местах», «Культура поведения в общественном транспорте», «Культура превыше всего», «Особенности культурного ученика», «Правила поведения на уроке и в школе».
- Часы общения «Мой знак Зодиака», «Какой (ая) Я?», «Мой класс – мои друзья», «Какой (ая) Я в глазах одноклассников?», «Дружный класс как маленькая планета».
- Индивидуальные и коллективные беседы со школьным психологом.
- Классные собрания по итогам четверти, учебного года.
Направление «Я и моё здоровье»
Главные идеи:
- Сохранение собственного здоровья – одна из основных обязанностей человека.
- Экологическое воспитание и экологическая культура должны стать основой здорового смысла в сохранении человеком своего здоровья, его поведений и поступках.
- Воспитание привычки к постоянным занятиям физкультурой и спортом не с целью спортивных достижений, с целью ежедневного оздоровления своего организма.
- Стремление к воспитанию в человеке воли, характера, стремление к достижению невозможного.
Задачи воспитания:
- Создать условия для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья.
- Учить детей рациональному правильному питанию.
- Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.
- Способствовать стремлению детей понять окружающий мир и анализировать свои отношения к ним.
Содержание воспитательной работы:
- Изучение отношения родителей учащихся к данной проблеме в школе и дома.
- Изучение состояния физического здоровья учащихся и определение возможных путей преодоления физического нездоровья, формирование интереса и желания преодолеть собственные проблемы здоровья.
- Изучение спортивных интересов учащихся, потребностей в занятиях физкультурой и спортом.
- Содержательная сторона спортивных мероприятий и праздников.
- Контроль результативности занятий физкультурой и спортом.
- Демонстрация достижений учащихся занятиями физкультурой и спортом.
- Поощрение родителей учащихся, поддерживающих деятельность школы в данном направлении.
- «Здоровье в наших руках» - в столовую всем классом.
Формы внеклассной работы:
- Беседы, дискуссии, игры связанные с физкультурой и спортом.
- Спортивные соревнования в классе, школы, города.
Мероприятия в начальной школе:
- Посещение ДЮСШ.
- Прогулки на лыжах.
- Часы общения «Мой выбор. Полезные привычки».
- Участия в соревнованиях.
- Беседы школьного врача.
Направление «Я и моё творчество»
Главные идеи:
- Формирование культуры общения учащихся, осознание учащимися необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками.
- Воспитание стремления учащихся к полезному времяпрепровождению и позитивному общению.
Главная цель:
- Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами.
Задачи воспитания:
- Формировать у учащихся навыки культурного общения.
- Развивать способности учащихся в самых различных видах деятельности.
- Использовать активные и творческие формы воспитательной работы для полного раскрытия талантов и способностей учащихся.
- Вовлекать учащихся в различные кружки, секции с учётом их интересов и потребностей.
- Стимулировать активное участие учащихся в различных видах досуговой деятельности.
- Воспитывать справедливое отношение учащихся к способностям и талантам сверстников.
- Воспитывать силу воли, терпение при достижении поставленной цели.
- Оказывать помощь учащимся и их родителям в выборе кружков, секций для занятий досуговой деятельностью.
- Представлять родителям информацию об участии ребёнка в жизни класса и школы, демонстрировать достижения.
Содержание воспитательной работы:
- Изучение интересов учащихся, их способностей и желания участвовать в общественной жизни класса.
- Изучение запросов родителей в развитии талантов и интересов учащихся.
- Учёт индивидуальных возможностей учащихся и возрастных особенностей в подготовке воспитательных мероприятий.
- Поддержка инициативы и творческих начинаний учащихся, их стремления к общению и совместному досугу.
- Демонстрация достигнутых успехов учащихся в школе и социуме, родным и близким людям.
- Соблюдение нравственных тенденций и правовых норм в организации досуговой деятельности учащихся.
- Соблюдение эстетических и этических норм при проведении внеклассных мероприятий любого уровня.
Формы внеклассной работы:
- Концерты и конкурсы самодеятельного творчества и искусства.
- Проведение праздников.
- Конкурсы-состязания талантов.
- Чествование именинников, семей, в которых растут таланты.
Мероприятия в начальной школе:
- Концерты в школе к праздникам.
- Проведение школьных конкурсов.
- Проведение праздников «Первое сентября», «День учителя», «День матери», «День защитника Отечества», «8 Марта», «Прощание с начальной школой».
Направление «Я и моя семья»
Главные идеи:
- Семья – основа будущего благополучия человека, уверенность в завтрашнем дне;
- Ребёнок – надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение;
- Ребёнок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки;
- Школа должна помочь ребёнку сохранить и укрепить связи с отчим домом и семьёй.
Главная цель:
- Осознание учащимися значимости семьи в жизни любого человека.
Задачи воспитания:
- Влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;
- Создать условия для эффективного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;
- Преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в определённых семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие органы;
- Создать условия для духовного общения детей и родителей.
Содержание воспитательной работы:
- Создание банка данных о семьях учащихся и потребностно-ценностной сфере детей и родителей;
- Изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся;
- Сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия каждого ребёнка в семье;
- Создания благополучной среды общения «учитель – ученик – родитель»;
- Просвещение родителей по вопросам психологии, педагогики и воспитания учащихся;
- Организация и проведение совместного досуга учащихся и родителей.
- Привлечение родителей к активному участию в жизни школы, в жизни классного коллектива;
- Демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания;
- Поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы.
Формы внеклассной работы:
- Тематические классные часы, посвященные истории рода и семьи («Откуда пришла моя фамилия», «Моя дружная семья», «Кем были мои прадеды?», «Наш семейный альбом», «Моя семья – чудесное место для жизни», «Реклама семейных праздников», «Мастерим мы, мастерят родители, бабушки, дедушки»).
- Спортивные состязания «Папа, мама, я – спортивная семья».
- Праздники – Первое сентября, День матери, Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта.
- Анкетирование родителей, коллективные, групповые и индивидуальные консультации и беседы.
- Походы в лес, экскурсии в музеи, выставочные залы, посещение театров, викторины родителей и детей.
- Дни открытых дверей.
Мероприятия в начальной школе:
- Педагогические лектории для родителей.
- Школа семейной этики.
Направление «Я и мои знания»
Главные идеи:
- Учащиеся должны осознавать, что развитие интеллекта необходимо им для успешного будущего.
- Интеллектуальные возможности – это не только успешность в учении, но и осознание своего внутреннего мира, своих возможностей, своего эмоционального состояния и состояния других людей.
- Воспитание интеллекта – это создание условий для самореализации и самовоспитания, конструктивного взаимодействия с окружающей средой, стремление к совершенствованию себя.
- Здоровый интеллект – это умное поведение в самых различных и непредвиденных ситуациях.
Главная цель:
- Осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самосовершенствования и успешного взаимодействия с окружающим миром.
Задачи воспитания:
- Создавать условия для становления, развития и совершенствования знаний, учащихся средствами воспитательной работы.
- Поощрять инициативу и стремление учащихся в повышении уровня знаний.
- Давать учащимся проявлять свои знания в школе и за её пределами.
Формы внеклассной работы:
- Интеллектуальные марафоны в классе, в школе.
- Творческие конкурсы: на лучшую поздравительную открытку к празднику, лучшую поделку к Новому году.
- Создание в классе команд и проведение игр «Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Лидер».
- Экскурсии в музей, посещение выставок.
- Встречи с интересными людьми.
Мероприятия в начальной школе:
- Часы общения «Мои знаменитые тёзки», «Известные люди нашего города», «Если бы я был президентом».
- Экскурсии на предприятия.
- Предметные олимпиады.
В педагогической науке проблема исследования эффективности учебно-воспитательного процесса остается в значительной степени неразрешенной. Нет у ученых и общепринятой точки зрения по поводу критериев и методов изучения результативности воспитательной системы класса.
Критерии эффективности функционирования ВС класса:
- воспитанность учащихся;
- защищенность и комфортность ребенка в классе;
- удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе;
- сформированность классного коллектива;
- проявление индивидуальности классной общности.
В качестве методов изучения результативности ВС класса целесообразно использовать такие методики:
- методика М.И. Шиловой «Изучение воспитанности учащихся»;
- тест А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»;
- анкета «Я и моя школа»;
- методика П.В. Степанова, Д.В. Григорьева, И.В. Кулешовой «Диагностика личностного роста школьников».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель воспитательной системы класса
Структура модели воспитательной системы класса...
Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)
Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...
Воспитательная система класса
Воспитательный процесс - серьезный кропотливый труд. В данной системе представлена тематика классных часов по ПДД, ППБ, ОБЖ, нравственно - духовному воспитанию, прописана циклограмма работ...
Формирование экологической культуры школьников в рамках воспитательной системы класса
Целью воспитательной системы класса является воспитание социально - активной, нравственной, творческой личности, обладающей чувством гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и своё б...
Воспитательная система класса
Воспитательная система класса. Игровая модель "В солнечном городе"...
Модель воспитательной системы класса.
Создание для учащихся здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе является актуальнымобоснованием модели воспитательной системы «Новое поколение»....
Воспитательная система класса, 3 класс, автор Давлетшина З.Г.
Система работы с классом, где преобладают учащиеся из неблагополучных семей. Проблемы класса, цель работы, направления работы, зона взаимодействия (круг специалистов, коллектив родителей и педаг...