Воспитательная система класса, 3 класс, автор Давлетшина З.Г.
материал (3 класс) по теме
Система работы с классом, где преобладают учащиеся из неблагополучных семей. Проблемы класса, цель работы, направления работы, зона взаимодействия (круг специалистов, коллектив родителей и педагогов).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_sistema_3_kl._zuhra_97-2003.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на ШМО начальных классов
Социализация личности в работе с проблемными детьми
Автор: Давлетшина З.Г.
Изменения политической и социально-экономической ситуации в России, социальная дифференциация, происходящая в молодежной среде, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение.
В России вновь имеют место нищета, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних. Молодежь вынуждена адаптироваться к подобным условиям.
Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Темпы роста подростковой и детской преступности заметно опережают темпы роста правонарушений в других возрастных группах.
Работа по профилактике правонарушений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, направленных как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
В моей педагогической практике я была классным руководителем в шести коллективах. Последние ТРИ – это классы с преобладанием детей с девиантным поведением, детей из семей «группы риска» и «примитивных семей». Работая со сложными классами, изучая литературу о «трудных детях», о педагогическом взаимодействии с детьми девиантного поведения, «группы риска», я начала строить свою воспитательную систему. В таких классах иные проблемы по сравнению с классами с высоким уровнем развития.
Основные проблемы класса
С первых дней сентября в 1 классе начали появляться проблемы. Ребята часто жаловались на голод, боли в желудке. Некоторые ребята не могли посещать школу ввиду отсутствия сезонной обуви. К решению этой проблемы привлекались социальный педагог, учителя из школы, отдел молодежи. Дети часто дрались, говорили плохие слова. Приходилось вызывать в школу родителей для разрешения конфликтов.
Анализируя ситуацию в классе, я определила следующие проблемы:
- Низкий уровень воспитанности.
- Склонность к правонарушениям.
- Наличие вредных привычек.
- Низкая материальная обеспеченность семей и, как следствие, проблемы с обеспечением детей школьным питанием и приобретением им одежды.
Цель и задачи воспитательной работы Исходя из проблем класса, я сформулировала цель воспитательной деятельности: Социализация учащихся аддиктивного поведения посредством адаптации к окружающей действительности.
Для достижения целевых ориентиров мной определены следующие воспитательные задачи:
- Вовлечение детей в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию.
- Обеспечение учащихся бесплатным питанием.
- Ведение профилактической работы по борьбе с вредными привычками
- Обучение родителей методам семейного воспитания.
Воспитательную систему класса характеризуют такие понятия, как «доброта», «уважение», «взаимопомощь», «взаимопонимание», «индивидуальность», которые одновременно выполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности класса.
Ожидаемые результаты:
- Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям в подростковой и детской среде.
- Формирование у учащихся нравственных качеств, представление об общечеловеческих ценностях, принципах здорового образа жизни.
- Удовлетворение разнообразных запросов детей во внеурочное время.
1. Направления воспитательной работы
Учебная деятельность и развитие познавательного интереса
Индивидуальная работа с трудными детьми, с одаренными детьми
Этикет в жизни школьника
Основные направления воспитательной работы
Работа с родителями
Профилактика и предупреждение вредных привычек, пропаганда здорового образа жизни
Развитие творчества
Первое направление – учебная деятельность и развитие познавательного интереса. Оно осуществляется как через урок, так и посредством внеклассной работы.
Дети моего класса обделены вниманием дома, испытывают мало хороших и добрых эмоций, поэтому я стараюсь на уроках обратить их внимание на положительную сторону жизни, показать силу добра в борьбе со злом, при разборе и обсуждении учебных тем опираюсь на жизненный опыт учащихся, подвожу их к мысли, что каждый человек сам строит свою судьбу.
Это направление воспитательной работы реализуется через систематическое проведение литературных викторин, КВН, классных часов, где показывается учащимся значимость знаний, необходимость постоянно работать над собой, вырабатывать силу воли, совершенствовать качества личности, формирования умения распознавать плохое и противостоять ему.
Для повышения учебной мотивации важны проявление доброты, внимания и заботы, прежде всего, по отношению к тем, кто обижен в семье. Это вызывает в ребенке ответные благородные чувства, радость и признательность, он старается лучше учиться. Эффективны в учебной деятельности класса приемы похвалы, одобрения и создание ситуации успеха. Считаю своей педагогической находкой прием «как учитель». Долго не могла добиться, чтобы ребята у доски работали с объяснением. Но стоило несколько раз попросить учащихся объяснять, «как учитель», дети начали грамотно работать у доски.
Развитие познавательного интереса достигается через повышение интереса к чтению. Чтобы поддерживать интерес к чтению с 1 класса мы вместе с родителями СОБИРАЕМ классную библиотеку, где книги постоянно обновляются. Благодаря этому ребята могут почитать в любое свободное время, обменяться книгами и мнением о прочитанных произведениях.
Мои ученики принимают участие в олимпиадах и интеллектуальных играх, которые развивают логическое мышление. Традиционно в лицее проводится научно-практическая конференция, УЧАСТИЕ КОТОРЫХ ПОМОГАЕТ РЕБЯТАМ САМОУТВЕРЖДАТЬСЯ В В КОЛЛЕКТИВЕ. К сожалению, мало детей имеет возможность принять участие в интеллектуальных играх, так как они платные.
Второе направление – этикет в жизни школьника. Это направление – одно из главных в системе воспитательной работы класса. Информация о моральных нормах, требованиях, идеалах общества ребенок получает не только в школе. Первый опыт он приобретает в семье, позже – при общении со сверстниками и взрослыми, из радио- и телепередач, из наблюдений за окружающей жизнью и событиями. Полученная информация может нести как истинные, так и искаженные сведения о нравственных нормах. Очень сложно воспитывать детей из проблемных семей, так как их представления об общечеловеческих ценностях и здоровом образе жизни далеки от нормы. В таких случаях надо быть осторожной и тактичной, и работу приходится вести с учащимися и параллельно с родителями. Для привития правил поведения провожу беседы и уроки этикета, о правилах поведения в школе и дома, в столовой, в библиотеке, транспорте, в музее и других общественных местах, о скромности, справедливости. Стало традицией в классе – готовить поздравления и сувениры к Дню Матери, Дню пожилого человека, к Новому году и 8 Марта. Это воспитывает в детях любовь и уважительное отношение к родителям, учит заботиться о пожилых людях. Устраиваем чаепития к Новому году и 8 Марта.
Основу воспитательной системы класса составляют межличностные отношения. Если в 1 классе ребята часто ссорились, дрались после уроков, то во 2 классе дети стали дружнее, конфликты случаются редко. Ребята лучше понимают друг друга, умеют прощать. Практически все учащиеся чувствуют себя в коллективе комфортно и защищенно. По результатам анкет учащихся «Наши отношения» получены следующие результаты: 9 человек считают, что класс дружный, а трое – что в классе бывают ссоры, но конфликтным класс назвать нельзя. Все 14 ребят считают, что учителя к ним относятся хорошо, помогают им в учебе, защищают их. Все ребята, кроме 1 ученика, считают, что одноклассники их ценят и уважают.
Одно из приоритетных направлений в классе – мероприятия по профилактике и предупреждению вредных привычек, пропаганда здорового образа жизни. В настоящее время самой распространенной вредной привычкой среди детей и подростков является курение.
Был проведен классный час «О вреде алкоголя и никотина». Цель: выработать у учащихся осознанное негативное отношение к курению и алкоголю; дать представление о влиянии курения на здоровье, последствиях курения для общества и семьи. Задача: развитие навыков общения и настойчивого поведения, в том числе противостояние давлению сверстников и подростков. Веду работу по привитию санитарно-гигиенических норм. Приучаю ребят приходить в школу в чистой опрятной одежде, аккуратно причесанными, следить за своим здоровьем. С этой целью проводятся классные часы и беседы «Если хочешь быть здоров – закаляйся!», «Как победить кариес» и др. Участвовали в Дне здоровья и кроссах. Систематически провожу инструктаж по технике безопасности.
На данный момент в моем классе никто не курит.
Следующее направление – развитие творчества. Для развития творчества детей организуем в классе конкурсы рисунков по изучаемым произведениям, к 8 Марта, конкурсы сочинений, сказок и экологических плакатов, участвуем в традиционных конкурсах и праздниках, проводимых в лицее («Золотая осень», «Новый год»).
Приняв детей в 1 класс и понимая, что к школе они подготовлены плохо, от половины семей не стоит ждать помощи, начала действовать, осуществлять свой план – учить их, насколько хватит ребячьих возможностей, и в то же время выявлять их способности, интересы, хобби и вовлекать их в различные кружки, секции. Лишь бы нашли они дело по душе, проявили к нему интерес. Только в этом случае у ребенка находится смысл жизни. Все люди любят то дело, которое хорошо получается. Моя задача – найти ту область, в которую природа заложила дарования ребенка. Посещение кружков и секций обязательно для всех ребят. Заметив, что Яроцкий Олег хорошо и увлеченно рисует, посоветовала его маме записать мальчика в кружок «ИЗОстудия». Он сейчас с удовольствием посещает художественное отделение музыкальной школы, прекрасно рисует, участвует во всех конкурсах рисунков.
Радует, что у ребят развиваются творческие способности, а за успехи они награждаются грамотами. Хотя еще нет серьезных достижений, но главное, чтобы ребята были заняты полезным и интересным делом.
Работа с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. Успех работы с родителями во многом зависит от характера тех взаимоотношений, которые складываются между классным руководителем и родителями. Основой успеха являются взаимодоверительные отношения. Чтобы не вызвать негативного отношения к школе, все конфликтные ситуации разрешаем в индивидуальном порядке. Не говорю о неуспеваемости в присутствии всех родителей, стараюсь отмечать хотя бы малейшие успехи детей. В начале учебного года собираю справки на бесплатное питание учащихся. Дети из малообеспеченных семей периодически в течение года пользуются услугами социальной столовой.
На родительском собрании знакомлю родителей с текущими результатами по учебе, с поведением учащихся, делами класса. На каждом собрании родители получают полезную информацию. Систематически провожу собрания на следующие темы: «Почему они такие разные?» (об особенностях темперамента и характера школьников), «Разговор на трудную тему» (профилактика вредных привычек), «Посеешь привычку – пожнешь характер» (об индивидуальном подходе в воспитании волевых качеств), «Наши трудные дети» (проблемы воспитания в семье трудного ребенка и поиск решения) и др.
В конце учебного года учащиеся, успешно окончившие учебный год, награждаются грамотами, а активные родители – благодарностями.
В мае учащиеся получают список литературы, которую необходимо прочитать за лето. Даже в летнее время не оставляю детей без внимания – рекомендую родителям записать детей в пришкольный лагерь, лагерь при «Милосердии».
2. Зона взаимодействия
Еще в 1 классе, видя все проблемы, я решила, что с ними не справиться в одиночку. По различным вопросам приходилось обращаться к разным специалистам, и в системе воспитательной работы класса выстроилась зона взаимодействия. В создавшихся условиях необходимо объединить усилия всех педагогов, социальных работников, психологов, родителей, работников правоохранительных органов. Воспитательная система класса опирается на следующую зону взаимодействия.
Школьный психолог
Социальный педагог
лицея
лицея
Родители
Зона взаимодействия
Школьная библиотека
ОДН
Волонтерский отряд «Отражение»
(МУ МЦ «Спектр»)
Учреждения дополнительного образования
Сотрудничество со школьным психологом
Цель: своевременное выявление причин возникающих проблем, рекомендации учителю, родителям по устранению проблем, советы по работе с девиантными детьми.
Школьный психолог Жарова Т.И. проводит консультации для родителей и учащихся, принимает участие в родительских собраниях, ведет часы развития.
Сотрудничество со школьной библиотекой
Состоит в проведении библиотечных уроков, подготовке мероприятий, целью которых является:
- Повышение библиографической грамотности;
- Привитие интереса к чтению и познавательной деятельности;
- Расширение кругозора.
Часто на уроках задаю творческие задания, для выполнения которых ребятам приходится обращаться к дополнительной литературе. В библиотеке ребята учатся правильно вести себя, пользоваться справочной и энциклопедической литературой, работать с книгой. Для семи учащихся класса чтение является любимым занятием.
Сотрудничество с ОДН (отделение по делам несовершеннолетних)
С целью предупреждения правонарушений и преступлений учащихся, укрепления дисциплины и ответственности уже несколько лет работаю в тесном контакте с правоохранительными органами. Эта цель достигается путем решения следующих задач:
- Ознакомление учащихся с их правами и обязанностями,
- Дать представление о правонарушениях и наказаниях.
Сотрудничество с отделом молодежи и волонтерами
Цель: развитие интереса и ответственности, самореализация и успех, организация бесплатного питания и обеспечение одеждой детей из малообеспеченных семей.
Сотрудничество с родителями
Цель: нормализация семейной обстановки, нейтрализовать вредное влияние родителей.
Для достижения цели ставлю следующие задачи:
- Выявление малообеспеченных семей,
- Проведение тематических родительских собраний,
- Выявление проблемных семей, привлечение общественных организаций, органов правопорядка к решению проблем в таких семьях,
- Моральное поощрение семей, в которых удаляется должное внимание воспитанию ребенка,
- Привлечение родителей к участию в делах класса и школы.
Таким образом, осознавая фразу «Трудные дети – это не те, с которыми трудно, а те, которым трудно», я вижу, что целенаправленная и систематическая работа с проблемными детьми может дать положительные результаты. Самое главное, понимать и любить этих детей, создать им условия для успешного обучения и развития, помочь им адаптироваться и социализироваться в окружающем мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная система 2 класса А
Основополагающим документом для осуществления воспитательной работы в классе является воспитательная программа. Здесь представлена попытка переосмыслить ее в качестве воспитательной системы, закладыва...
Воспитательная система 1 класса
Данная воспитательная система разработа педагогом начальных классов с учетом требований новых федеральных стандартов. Реализовывалась в сельской малокомплектной школе....
Воспитательная система. 2 класс.
Воспитательная система класса. Многие из учителей задаются вопросом: как правильно простроить воспитательную систему класса, да еще и грамотно представить ее? Предлагаю следущий вариант решения п...
Воспитательная система 3 класс
Воспитательная система...
Опыт создания модели воспитательной системы класса (МВСК) на базе воспитательной системы лицея
Опыт создания модели воспитательной системы класса в практике воспитателя начальной школы. Для построения модели воспитательной системы в качестве теоретической базы выбрана ко...
Отечественные воспитательные системы: воспитательная система общей заботы (И.Иванов); гуманистическая воспитательная система современной массовой школы. (В.Караковский)
Дипломная работа по воспитательной работе....
Воспитательная система 4 класса «ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА»
laquo;Каждый ребёнок, пришедший в этот мир, — это явление и чудо»...