Воспитательная система класса
статья (3 класс) по теме

Альбина Ивановна Тарасевич

Воспитательная система класса. Игровая модель "В солнечном городе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatatelnaya_sistema_klassa.doc199 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов  Тарасевич А.И.

МБОУ СОШ №5  ст.Калниболотская

Новопокровский район

         

                           

Воспитательная система – это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливают наличие у учреждения образования способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся.

Технология воспитательной системы предполагает три направления совместной деятельности классного руководителя учеников и их родителей.

  1. изучение детей в классе отношений общения и деятельности в классном коллективе
  2. проектирование целей перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества
  3. сплочение и развитие классного коллектива создание развивающей среды для ребёнка

Развитие классного коллектива

Цели:

Для учителя:

- управление процессом развития личности;

- взаимодействие всех участников воспитательного процесса.

Для учащихся:

- формирование коммуникативных навыков;

- самореализация;

- формирование Я-концепции.

Для родителей:

- научение социальным навыкам;

- адаптация к социуму.

Для школы:

- включенность класса в воспитательную систему школы в качестве ее компонента.

ДИАГНОСТИКА

    Изучение особенностей ребенка, понимание мотивов его поведения дают возможность предвидеть его реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной.

Направления диагностики:

Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося;

- общие сведения;

- способности;

- темперамент;

- тип личности в общении;

- самооценка;

- успешность в деятельности;

- уровень воспитанности.

Изучение межличностных отношений:

- социометрия;

- социально-психологический климат в классе.

Формы диагностики:

- анкетирование;

- тестирование;

- наблюдения;

- беседы.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

   Суть взаимодействия классного руководителя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Формы работы с родителями:

- анкетирование;

- беседы;

- консультации;

- родительские собрания;

- посещение семьи;

- проведение совместных часов общения классного руководителя, родителей и  

  детей.

Направления воспитательной работы

  Воспитательная система функционирует за счёт комплексного взаимодействия всех направлений гармоничного развития ребёнка в различных сферах. Выделяются следующие направления воспитательной работы:

Учение

Цель:  развитие познавательной активности

Задачи:   - формирование потребности в самообразовании

                  - развитие умений и навыков в учебной деятельности

                  - выявление индивидуальных способностей

                  - развитие самостоятельности мышления

Формы реализации:   олимпиады по предметам, тематические КВНы,

                                     брейн- ринги, викторины, мозговые штурмы.  

Творчество

Цель:  развитие творческой активности

Задачи:  - выявление и развитие индивидуальных способностей

                 - развитие умений и навыков в творческой деятельности

                 - развитие творческого воображения

Формы реализации:  конкурсы, выставки, концерты, уроки – творчества.

Здоровье

Цель:  формирование потребности в здоровом образе жизни

Задачи:  - приобщение детей к здоровому образу жизни

                - обучение конструктивным способам отказа от табакокурения,

                  употребление алкоголя, наркотиков

Формы реализации:    лекции и беседы, конкурсы плакатов и газет,  

                                           посвящённых  здоровому образу жизни, спортивные

                                           соревнования,  ролевые игры.

Общение

Цель:   развитие умений и навыков в сфере общения

Задачи:    - развитие чувства собственного достоинства и умения уважать

                      достоинство других

                    - развитие социальной восприимчивости, социального воображения,  

                      доверия, умения выслушать другого человека, способности к эмпатии,  

                      сочувствию, сопереживанию

                   - развитие способности к самопознанию, самоанализу

                   - обучение коммуникативным навыкам

Формы реализации:  тренинги общения, ролевые игры, встречи с интересными                    

                                    людьми, экскурсии, походы, совместный отдых на природе,  

                                    коллективные творческие дела.  

Коллектив

Цель:    создание благоприятной социально- психологической обстановки в классе

Задачи:     - развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи

                    - повышение самооценки в результате позитивной обратной связи и

                      поддержки группы

                   - обучение конструктивным способам выхода из конфликтных  

                     ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов

Формы реализации:    тренинги общения, ролевые игры, вечера отдыха,  

                                           экскурсии, походы, совместный отдых на природе,  

                                           коллективные творческие дела, КВНы.

Игровая модель организации воспитательной работы в классе 1 (2) (3) (4) «б» класс в Солнечном городе.

Цель:  С помощью персонажей Н.Н.Носова помочь детям в освоении нравственных ценностей, новых социальных полей в накоплении опыта самореализации, самостоятельной деятельности.

 Задачи:

  1. Помочь детям в освоении нравственных, моральных норм поведения.
  2. Обогатить эмоциональный мир учащихся, формируя у них эмоциональные и нравственные чувства.
  3. Воспитывать гражданско – патриотические чувства.
  4. Воспитывать доброжелательность, милосердие, толерантность.
  5. Формировать положительные межличностные отношения.
  6. Прививать потребность в здоровом образе жизни.
  7. Воспитывать положительное отношение к труду, уважение к людям разных профессий.
  8. Воспитывать любовь к родному краю, уважение к землякам.

Наш  класс в Солнечном городе.

   Мы всем классом отправляемся в гости к жителям Солнечного города. Мы учимся у них самоуправлению. Самая большая ценность Солнечного города его жители: Знайки, Медуницы, Винтики, Гусли, Цветики, Тюбики, Синеглазки и Кнопочки.

В течение учебного года в классе проводятся различные конкурсы, выставки и соревнования. Победители записывают свои имена в книгу рекордов класса. В конце года каждому ученику будет присуждена одна из номинаций.

Знайки  

Нет в мире любопытней коротышки,

Об этом знают в городе малышки.

Всё видеть, слышать Знайка должен первым,

Науке, книгам служит очень верно.

В течение четверти в классе проводятся соревнования. У кого больше «5». Итоги подводятся в конце каждой четверти. Пятерым ученикам, заработавших наибольшее количество «5» присуждается почётное звание «Знайки». Данная номинация присуждается и победителям школьных олимпиад.

Тюбики

Без них был бы серым этот мир,

Художник Тюбик наш кумир.

Он в руки кисточку берёт,

В мир удивительный зовёт.

Победителями в данной номинации станут ребята активно участвующие в выставках поделок и рисунков.

Гусли и Цветики.

Им дня без творчества нельзя прожить,

Стихи и музыка – какая радость в этом!

И не приходится друзьям тужить,

Как хорошо быть музыкантом и поэтом!

 Данная номинация будет присуждена тем ребятам, которые стали победителями музыкальных и творческих конкурсов; активными участниками классных часов.

Торопыжки.

Он первый чемпион по спорту,

Он чуть заря и к теннисному корту.

Зовёт друзей он на зарядку,

А ну-ка стройся, рассчитайся по порядку.

Победителями в данной номинации станут ребята участвующие в спортивных соревнованиях, добившиеся высоких результатов.

Шпунтики и Винтики.

У Винтика и Шпунтика золотые руки,

Коротышкам этим, вовсе не до скуки.

Пилят, клеят, вяжут, шьют,

Замечательном живут.

Эта номинация будет присуждена тем ребятам, которые посещают кружки, участвуют в выставках поделок, станут победителями.

 

Синеглазки и Кнопочки.

Подружки Кнопочки и Синеглазки,

Любители читать рассказы, сказки.

Всегда на выставках, в кино,

И не пропустят ничего.

Победителями в данной номинации станут ребята, участники и призёры литературных викторин, ученики занимающиеся исследовательской деятельностью.

Медуницы и Пилюлькины.        

Все рецепты Медуницы,

Не такие как в больнице.

Знает свой она состав,

Из кореньев и из трав.

В этой номинации будут отмечены ребята, заботящиеся о своём здоровье и о здоровье других, занимающиеся пропагандой здорового образа жизни.

 

Друзья Незнайки.

Друг всегда тебя выручит,

Если что-нибудь приключится вдруг.

Нужным быть кому-то, в трудную минуту

Вот что значит настоящий, верный друг.

Данная номинация будет присуждена самым добрым, заботливым, милосердным ребятам из нашего класса.

С целью наиболее активного выявления детей одарённых в той или иной области в течение четырёх лет будут проведены диагностические методики. Одарённые дети, каков ваш творческий потенциал, карта одарённости. Имена победителей всех конкурсов, соревнований проведённых в нашем классе, школе, районе, будут занесены в книгу рекордов класса. А грамоты и дипломы собраны в портфолио класса.

Направления воспитательной работы

   Дети устают выполнять поручение в течение года им хочется поработать в разных направлениях.

   Поэтому я использую передачу поручений по микрогруппам. Все ребята на первом классном часе делятся на микрогруппы по своему желанию. Ребята выбирают командира группы сроком на одну четверть. В гости в группы приходят погостить на неделю сказочные герои: Знайка, Незнайка, Пилюлькин, Торопыжкин и Медуница. Они переходят из группы в группу передавая ребятам свои поручения и дети в течение недели выполняют то поручение, которое передал им герой.

   Торопыжкин поручает: проводить зарядку, строить ребят на урок физкультуры и организовывать игры на переменах.

 

 Поручение Медуницы: следить за порядком в кабинете, мыть доску, вытирать пыль, наводить порядок, проводить рейды по сохранности учебников.

   Пилюлькин поручает: следить за порядком в столовой, отмечать отсутствующих.

   Поручение Незнайки: оказывать помощь в проведении классных часов, оказывать помощь учителю в проверке домашнего чтения.

   

   Поручение Знайки: оказывать помощь учителю в проведению зрительных диктантов, раздавать тетради ученикам, контролировать сдачу тетрадей учениками, проверять заполнение расписания, уроков в дневниках.

   В конце каждой недели подводим итоги прожившей недели. Как справились микрогруппы с поручением. Все ли ребята микрогрупп участвовали в работе. Работу микрогрупп оценивают ребята из других групп. За успешную работу группа получает условный знак соревнования: «Кто полетит на Луну?»  экран которого находится в классном уголке. Все классные конкурсы, соревнования в течение учебного года будут проводиться по группам, результат которого отражается на экране соревнований. В конце года мы наградим победителей соревнований.

   Работа с родителями строится по микрогруппам. Каждая группа родителей работает в течение одной четверти. Ответственные за работу микрогруппы, образуют родительский комитет.

   Родительский комитет   избирает председатель родительского комитета.

   В течение четверти проводятся тематические родительские собрания, один раз в месяц консультации для родителей по трудным темам. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель воспитательной системы класса

Структура модели воспитательной системы класса...

Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)

Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...

Воспитательная система класса

Воспитательный  процесс - серьезный кропотливый труд.  В данной системе представлена тематика классных часов по ПДД, ППБ, ОБЖ, нравственно - духовному воспитанию, прописана циклограмма работ...

Формирование экологической культуры школьников в рамках воспитательной системы класса

Целью воспитательной системы класса является воспитание социально - активной, нравственной, творческой личности, обладающей чувством гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и своё б...

Модель воспитательной системы класса.

Создание для учащихся здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе является актуальнымобоснованием модели воспитательной системы «Новое поколение»....

Воспитательная система класса, 3 класс, автор Давлетшина З.Г.

Система работы с классом, где преобладают учащиеся из неблагополучных семей. Проблемы класса, цель работы, направления работы, зона взаимодействия  (круг специалистов, коллектив родителей и педаг...

Опыт создания модели воспитательной системы класса (МВСК) на базе воспитательной системы лицея

Опыт создания модели воспитательной системы класса в  практике воспитателя начальной школы.  Для построения модели воспитательной системы в качестве теоретической базы  выбрана ко...