Модель воспитательной системы класса.
методическая разработка по теме
Создание для учащихся здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе является актуальнымобоснованием модели воспитательной системы «Новое поколение».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_vospitatelnoy_sistemy.doc | 127.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет образования администрации муниципального образования Сланцевского района
Автор: Меркулова Евгения Николаевна
учитель начальных классов
МОУ «Сланцевская СОШ №3»
адрес ОУ :
Ленинградская обл., г. Сланцы
Ул.Грибоедова, д.19 «Б»
8-8137421836
адрес автора:
Ленинградская обл., г. Сланцы
Ул. Гагарина, д. 1 «А», кв. 51
8- 8137435236
Меркулова Евгения Николаевна
образование - высшее
окончила Московский государственный открытый педагогический университет им. М. А. Шолохова, 2006г.
педагогический стаж- 19 лет
высшая квалификационная категория
Я работаю учителем начальных классов. Ежегодно являюсь начальником летнего оздоровительного лагеря юных экологов «Совенок», победитель районного и лауреат областного конкурса «Самый классный классный» (2007г.)
Сколько хочется сделать сейчас
Ради этих внимательных глаз!
Как сказал один древний мудрец,
В детском сердце хранится алмаз.
Я всей жизнью его заслужу,
Я им больше всего дорожу.
Я в нем новое солнце открою
И всем людям его покажу.
«Учитель многое может, и, если все, что он может сделать для укрепления здоровья школьников, он осуществляет, дети вырастут такими, какими мы все хотим их видеть – хорошими, умными и здоровыми».
С.М. Громбах
Важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма - здоровье. Понятие «здоровье» в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия.
В 2005 году я была учителем специального коррекционного классаVII вида, и, ознакомившись с индивидуальными физическими и психическими особенностями этих детей, уровнем готовности к школе, понаблюдав за их нравственно-этическими проявлениями в поведении, отношении друг к другу и окружающим, осознала для себя необходимость приобщения воспитанников к размышлениям о жизни, о своем «Я» в этой жизни, о вечных ценностях Истины, Добра, Здоровья и Красоты.
Главным на данном этапе моей работы, было проведение:
- педагогической диагностики, которая дает возможность увидеть не только уровень готовности ребенка к школе, на котором ребенок находится в настоящий момент, но, и это главное, «зону его ближайшего развития», т.е. то, что ребенок может сделать с помощью взрослого и те корригирующие педагогические средства, которые следует применить, чтобы поднять данного ребенка на более высокий уровень;
- психологического теста «Человек», предложенного Дж. Буком, который позволяет определить образ качеств ребенка, способностей, социальной значимости, самосознания и самоотношения, адекватное формирование которых является условием для оптимальной адаптации человека к социальному окружению (образцы теста и диагностики приложение№1).
По результатам медицинского обследования, диагностики, социометрии и наблюдениям за детьми составлена характеристика класса. У большинства детей:
- - ослабленное здоровье;
- - отсутствует опыт общения друг с другом;
- - низкий уровень воспитанности;
- - отсутствует самостоятельность;
- - высокий показатель тревожности.
(см. результаты теста и диагностики , приложение №2)
Данные результаты привели к выводу о необходимости целенаправленной работы по созданию здоровьесберегающей среды для учащихся специального коррекционного классаVII вида, необходимости сочетания учебно-воспитательного процесса, двигательного режима, валеологических мероприятий. Создание для учащихся здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе является актуальным обоснованием модели воспитательной системы «Новое поколение».
В ходе работы создан образ – модель выпускника:
- самостоятельный ребенок, субъект своей деятельности, умеющий ставить цель, планировать свою деятельность автономно и независимо, но в то же время ответственно выполнять ее;
- ребенок, способный рефлексировать, т.е. анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, действиями, поступками людей;
- активный ребенок с высшим уровнем познавательной, речевой, социальной активности;
- здоровый ребенок, обладающий физическим, психическим и духовным здоровьем, владеющий представлениями о здоровье и ЗОЖ, о значении гигиенических процедур, физических упражнений как деятельности, имеющий представления об охране органов чувств, о правилах поведения в обществе, способный к осуществлению физкультурно-оздоровительной деятельности, владеющий навыками отдыха и социальной безопасности.
Цель модели воспитательной системы – рассмотреть и выявить всевозможные пути формирования ответственного отношения учащихся данного класса к своему здоровью и укрепить веру в свои силы, формирование образа жизни, достойной Человека.
В соответствии с поставленной целью определен круг задач:
- формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей;
- развитие творческих способностей, предоставление возможности реализовываться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявление и поддержка нестандартности, индивидуальности;
- формирование самосознания, становление активной жизненной позиции;
- формирование потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, способности успешно адаптироваться в окружающем мире.
Понятие «здоровье учащегося», в настоящее время, расценивается, как нечто целое, состоящее из нескольких взаимосвязанных частей. Все, что происходит с одной частью, обязательно влияет на все остальные части. Выделяют несколько аспектов здоровья: физический, психический, интеллектуальный, социальный, духовно-нравственный. Для пояснения единого целого использовано изображение цветка. Каждый лепесток представляет собой какой-либо из аспектов здоровья (см. приложение№3).
Для фиксирования состояния и результатов данной работы используется ведение психолого-педагогической карты на каждого ученика в целом, с целью отслеживания динамики развития ребенка по педагогическим и психологическим показаниям (см.образец карты приложение№4).
Использование оздоровительных упражнений на уроках позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это, в свою очередь, способствует укреплению здоровья учеников данного класса.
С целью реализации задач в ходе учебно-воспитательного воздействия на учащихся в коррекционном классе мной была разработана, представлена и одобрена на педагогическом совете программа «Школа здоровья» на 2005-2009 уч.г. (протокол № 4 от 25.05.2005г.) (см.приложение№5).
Для реализации тематической работы с детьми данного класса использовались разнообразные формы проведения предложенных мероприятий: занятия, беседы, сюжетно-ролевые игры, утренники, праздники, круглые столы, экскурсии, спортивные мероприятия, викторины.
В нашей школе созданы и совершенствуются благоприятные условия для обучения и воспитания учащихся специального коррекционного класса. Образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и объединяющей как учебную, так и внеучебную деятельность учащихся, семью и образовательное учреждение. Графически это можно изобразить следующим образом:
Детский коллектив- маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность другого.
Младшие школьники очень любят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя.
Учащихся коррекционного класса необходимо учить выполнять порученное дело ответственно, постоянно контролировать участие ребят в выполнении поручений и, конечно же, поощрять инициативу, самостоятельность, желание выполнять поручения.
Поощрять успехи учащихся можно по-разному: чествование активистов аплодисментами на классном собрании, вручение грамот и шуточных медалей (приложение№6).
Воспитание учащихся невозможно без организации общения с ними. Педагог должен понимать, что малышам необходимо доброжелательное сотрудничество. Это помогает детям преодолевать страх, беспокойство, тревожность, адаптироваться к школьной жизни.
Стержневыми направлениями модели воспитательной системы являются:
- - создание условий для максимального развития способностей ребенка с одной стороны, а с другой стороны – сохранение его душевного спокойствия и комфортного положения в детском коллективе.
Примером наблюдения за самочувствием, активностью, настроением детей помогает методика «Градусник» (приложение№7). Ее результаты показывают, что уровень тревожности в классе постепенно снижается, самочувствие ребят улучшилось, появилась активность, повысилась самооценка. Прослеживается положительная, здоровая динамика в учебно-воспитательном процессе.
- - коллективно-творческие дела, обеспечивающие каждому воспитаннику точку приложения своих знаний, умений, способностей и навыков творчества. В них участвуют ученики, учителя, родители.
Общность интересов детей и взрослых наглядно проявляется в совместной деятельности, в интересах, отвечающих потребностям и возрастным особенностям детей. Коллективно-творческие дела организуются так, чтобы каждый ученик нашел себе дело по душе, испытал ответственность за его результаты, чувство успеха и уверенность в себе.
В совместной деятельности происходит приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям, формирование отношения к таким понятиям, как семья, национальная культура, экология, общение, как духовная ценность. Все это благоприятно сказывается на формировании здоровьесберегающей среды учащихся специального коррекционного класса VII вида (см.методические разработки , приложение№8) .
- -традиции. Не зря существует в народе такая мудрость, которая гласит: «Нация выживает в самые трудные времена, если сохраняет традиции своего народа».В классе сформированы свои традиции:
- работа с дневниками учащихся - стимул к успешности;
- поддержка тех ребят, которые часто и длительно болеют;
- поздравления с днем рождения «Я пришел в этот день в этот мир»;
- «Дни здоровья»;
- праздник юмора и другие.
Традиции детского коллектива, последовательное их использование в работе приведут к тому, что под их влиянием у учащихся сформируются положительные привычки, ответственные привычки, ответственное отношение к порученному делу, окружающим людям.
- -индивидуальная работа с каждым учащимся класса, которая должна осуществляться с учетом особенностей развития ребенка, специфики его семейного воспитания, уровня воспитанности. К индивидуальной работе с учащимися применяются следующие принципы:
- контактности – устанавливается контакт в системе «учитель – ученик – класс»;
- принятия – уважается самооценка личности ученика;
- деятельности – вовлекаются учащиеся во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств характера;
- последовательности – усложняются и повышаются требования к учащимся по мере их развития;
- стимулирования – создаются психологические условия для саморазвития и самовоспитания учащихся.
На основе результатов систематического и планомерного наблюдения и использования диагностических методик сделаны обоснованные выводы о психологических особенностях личности ребенка, которые в дальнейшем будут уточняться и корректироваться. Для этого на каждого ребенка составлена его характеристика (приложение №9) .
- -сотрудничество с родителями. Заранее продумываются и организуются родительские собрания и встречи с семьями. Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы заключается в создании условий для нормальной жизни ребенка (комфортной, здоровой, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности в общем доме «школа-семья». Здесь важно формировать у родителей понимание принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству, совместной работа с родителями (приложение №10).
Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы дает возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для развития здоровой и полноценной личности.
Задача классного руководителя состоит в том, чтобы создать условия для максимального развития способностей ребенка с одной стороны, а с другой стороны – сохранить его душевное спокойствие и комфортное положение в детском коллективе.
Таким образом, работа в течение 4 лет с классом, в котором проведена апробация модели воспитательной системы «Новое поколение» дала положительные результаты:
- Повысился уровень воспитанности учащихся.
- Удалось достичь определенных успехов в деле сплочения коллектива: дети проявляют заботу друг о друге, поддерживают дружеские отношения с одноклассниками, самостоятельно организуют проведение праздников, поздравляют друг друга с днем рождения.
- Ребята приобрели навыки уважительного отношения к людям.
- Увеличился уровень познавательной активности: возросло количество участников олимпиад, конкурсов.
- Возрос уровень самостоятельности: дети планируют КТД, выступают с интересными предложениями о проведении досуга, серьезно относятся к обязанностям в классе, анализируют свою работу, совместно решают проблемы.
- Дети владеют представлениями о здоровье и ЗОЖ, о значении гигиенических процедур, физических упражнений как деятельности, имеют представления об охране органов чувств, способны к осуществлению физкультурно-оздоровительной деятельности.
Дети проживают в школе огромную часть своей жизни. От того, как дети проживают каждый день своей жизни, какие эмоциональные впечатления остаются у них от каждого прожитого дня, зависит результат их дальнейшего продвижения вперед по жизни. У наших учеников сейчас прекрасная пора- пора детства. Пора учения, выбора цели, собственного пути, надежд. Впереди целая жизнь, которую надо прожить ярко, достойно, интересно (см. фотоальбом, творческие работы, приложение№11).
Представляемая модель воспитательной системы класса «Новое поколение» разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Использование в совместной работе с учащимися и родителями форм, приемов и методов моделирования воспитательной системы класса позволяет сформировать желаемый образ выпускника начальной школы и представления детей и взрослых, о целях, основных направлениях и способах организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в нашем классном сообществе.
Данная модель воспитательной системы может использоваться в учебно- воспитательном процессе для работы с учащимися специальных коррекционных классов VII вида, а также с учащимися общеобразовательных классов I ступени.
Дети наше будущее, будущее нашей страны, здоровая нация- путь к процветанию России!
Список литературы
- Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом / методическое пособие. – 2-е изд.; доп. и перераб. – М.: Глобус, 2007.
- Диденко Т.И. Сборник классных часов и родительских собраний .Методика работы с учащимся. - Ростов н/Д: Феникс, 2003.
- Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе– М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2006.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии школьник и компьютер: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007.
- Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день. /Козлов Н.И. – М.: Новая школа; АСТ-Пресс, 1996.
- Пашкович И.А. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. - Волгоград: Учитель, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель воспитательной системы класса
Структура модели воспитательной системы класса...
модель воспитательной системы
Свои выводы и учительские находки я попыталась изложить в виде модели воспитательной системы класса, которую я назвала «Ты - Гражданин России ». законы жизни класса, направления воспитательной р...
Модель воспитательной системы "Я друг"
В данной презентации я представила цели и задачи, поставленные передо мной для сплочения коллектива....
Модель воспитательной системы класса.
В помощь классному руководителю....
Модель воспитательной системы класса
•Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компон...
Модель воспитательной системы класса
Каждый человек обладает своими индивидуальными особенностями, манерой поведения. Дети, которые приходят к нам в класс тоже неодинаковые: у каждого свой характер, темперамент, стиль поведения....
Опыт создания модели воспитательной системы класса (МВСК) на базе воспитательной системы лицея
Опыт создания модели воспитательной системы класса в практике воспитателя начальной школы. Для построения модели воспитательной системы в качестве теоретической базы выбрана ко...