конспект занятия по образовательной программе "Азбука этики"
план-конспект на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_po_etiketu.docx | 36.7 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект занятия.
Образовательная программа: «Азбука этики».
Возраст обучаемых: 7-8 лет
Ф.И.О: Пешкова Марина Анатольевна, учитель начальных классов, педагог дополнительного образования.
Раздел программы: « Поведенческий этикет».
Тема учебного занятия: «Правила поведения в общественных местах».
Цель: формирование у обучающихся культуры поведения в общественных местах и культуры общения.
Задачи:
Обучающие:
- закрепить знания об основных правилах поведения в общественных местах; о правилах безопасного поведения на дорогах;
- дать представление об основных дорожных знаках;
- познакомить обучающихся с назначением светофора и закрепить правила перехода улицы;
Развивающие:
- формировать культуру поведения в общественных местах и культуру речи;
- развивать целостность восприятия дорожной среды;
- развивать коммуникативные навыки обучающихся;
- вырабатывать практические навыки поведения на улице, в общественных местах;
Воспитывающие:
- формировать этические нормы поведения в общественных местах;
- воспитывать дисциплинированных пешеходов, пассажиров.
Оборудование: ПК, медиапроектор, музыкальный центр.
Наглядность: мультимедийная презентация, макет автобуса, светофор, дорожные знаки, стенды «Правила дорожного движения» и «Азбука дороги», смайлики.
Ход занятия.
I.Вводная часть
1. Эмоциональный настрой(на перемене звучит песенка композитора Шаинского «Об улыбке» (1купл).
Учитель:
-Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости!
-Я рада встречи с вами на нашем занятии «Азбука этики».
-Как вы думаете, почему на переменке звучала эта песенка? (Ответы детей: она создает нам хорошее настроение)
-Давайте мы улыбнемся друг другу, а значит, проявим свое доброе отношение.
-А от доброго отношения настроение становится лучше, не правда ли? И я хочу, чтобы настроение у нас было радостное, чтобы вы помнили, что к другому всегда надо относиться внимательно и по - доброму.
-У нас сегодня будет необычное занятие. Я предлагаю вам попутешествовать.
-А куда? Скоро вы узнаете.
-Закройте ваши глазки (музыкальное сопровождение: звук шума машин).
-Что вы слышите? (Ответы: шум машин)
- Представьте, что школа превращается в шумную улицу. Открываем глаза (музыка тихо)
- Мы оказались с вами на улице города Культуринска (на экране появляется слайд города с названием)
2. Постановка учебной цели.
Учитель:
-Ребята, как вы, думаете, кто живет в городе Культуринске? (Ответы детей: культурные люди)
-А почему их так называют? (Ответы детей: они знают и соблюдают правила этикета)
- Вспомните, ребята, что такое «этикет»?
-Напомните мне, я начну, а вы продолжите.
-Этикет – это правила поведения человека где? ( в школе, в магазине, в доме культуры, музее, в больнице, в кинотеатре и др.местах)……..т.е.в повседневной жизни и общении с людьми.
-Как называем все эти места? ( Общественные)
-А человека, который соблюдает эти правила? (Воспитанным, культурным).
- Отправляемся в путь (муз.сопровождение; дети подходят к экрану)
-Вот мы и пришли (подходят к экрану). Я предлагаю вам присесть …
-Перед вами наш город (показ слайда с городом)
I I. Основная часть
1. Актуализация знаний
Учитель:
-Давайте вместе прочитаем девиз города (на экране читают обучающиеся):
Я по городу иду.
И в беду не попаду,
Потому что твердо знаю:
Правила я выполняю.
Что за правила такие?
Очень, в общем-то, простые.
С ними будет жизнь прекрасна,
Весела и безопасна!
1.Первая наша остановка «Простые правила» (появляется на экране)
-
-Я вам помогу, свой ответ начните со слов: (на экране)
-Мы должны помнить, что во всех общественных местах надо ……(ответы детей: соблюдать правила поведения)
Учитель:
- Ребята, помните, что во всех общественных местах соблюдение правил поведения обязательно. Давайте встанем и продолжим наше путешествие по шумной улице, где много интересного.
-Улица – это еще общественное место, где мы тоже должны знать правила безопасного поведения (муз.сопровождение).
2.Остановка «Проезжая часть».
Учитель:
- Вот мы и прибыли на остановку « Проезжая часть» (разыгрывается ситуация «Мяч на дороге» )
Ученик:
-Ребята, смотрите, какой красивый мяч, давайте поиграем в футбол!
-Кто со мной? (одни соглашаются, а другие - нет)
Другой ученик:
-Ты что забыл? Разве можно играть на проезжей части или тротуаре?
Учитель:
-И я соглашусь с другой группой ребят. На дороге и тротуаре играть нельзя. В любой момент мы можем попасть под машину.
Итог:
Учитель:
-Эти ребята правы (показывает на одних ребят ), а другие - забыли о главном.
-Правила безопасного поведения вы всегда должны помнить и соблюдать их на дорогах (показ плаката).
2.Ознакомление с новым материалом
3.Остановка «Дорожные знаки»
-Путешествуем дальше (муз.сопровождение)
-Вот наша следующая остановка «Дорожные знаки». Смотрите, перед нами ребята !
Учитель:
-Здравствуйте! Можно поинтересоваться: « Кто вы такие?»
а) Выступление отряда «Светофор» о правилах поведения на дорогах.
Отряд «Светофор» (здороваются)
Командир:
-Отряд: «Светофор», наш девиз: Так не должно быть на свете, чтоб гибли на улице дети!
1 ученик:
-Мы рады приветствовать вас, ребята и наших гостей, на нашей остановке «Дорожные знаки». Мы видели, как вы шли по улице и чуть не попали в беду. Если вы бы согласились поиграть на тротуаре в мяч, с вами случилась беда. Чтобы этого не случилось, помните о том, что:
2 ученик:
За свою судьбу в ответе
Все: и взрослые, и дети
Знать надо правила движенья
Как таблицу умноженья.
3 ученик:
Знаешь правила движенья-
Можешь смело, друг, гулять!
А не знаешь, сиди дома,
Чтоб собой не рисковать!
4 ученик:
Чтобы улицу перейти,
О правиле помни простом:
Сначала налево, дружок, посмотри,
Направо взгляни потом.
5 ученик:
Объяснить надо запросто,
Будь ты юн или стар:
Дорога, мой друг, - для транспорта,
Для тебя тротуар.
6 ученик:
По тротуару все должны
Ходить лишь с правой стороны.
Здесь играть, мешать народу-
Запрещается,
Быть примерным пешеходом-
Разрешается.
Отряд «Светофор»:( все вместе: Ребята, не нарушайте правила дорожного движения!).
б) Знакомство с дорожными знаками.
-Ребята, около нас вы видите дорожные знаки, которые часто вам встречаются. Мы хотим познакомить вас с ними.
1 ученик:
Знак «Место остановки автобуса»(показывает указкой)
В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждет.
Он пешком устал шагать
Хочет пассажиром стать.
2 ученик:
Знак «Движение запрещено»
Этот знак ну очень строгий,
Коль стоит он на дороге.
Говорит он нам: «Друзья,
Ездить здесь совсем нельзя!
3 ученик:
Знак «Пешеходный переход»
Здесь наземный переход,
Ходит целый день народ.
Ты, водитель,не грусти,
Пешехода пропусти!
4 ученик:
Знак «Дети»
Посреди дороги дети,
Мы всегда за них в ответе.
Чтоб не плакал их родитель,
Будь внимательней, водитель!
5 ученик:
Знак «Велосипедная дорожка»
Велосипед на синем диске-
Катайтесь, велосипедисты!
Знак «Велосипедное движение запрещено»
Велосипед на круге красном .
Значит, ехать здесь
Опасно!
Дорожные знаки все очень хороши!
И взрослые, и дети их уважать должны!
- А знакомые вам стенды «Правила дорожного движения» и «Азбука дороги» напомнят о правилах дорожного движения и дорожных знаках. Мы с вами не прощаемся, скоро увидимся.
Учитель:
-Встаем и продолжаем наш путь (муз.сопровождение).
4.Остановка «Пост дорожно-патрульной службы».
Учитель:
-Перед нами «Пост дорожно-патрульной службы».
-Посмотрите, кто нас встречает?
-Это инспектор дорожно-патрульной службы, старший лейтенант полиции - Черноус Валерий Васильевич.
Инспектор:
-Здравствуйте, ребята! Я внимательно наблюдал за вами и теперь хочу убедиться в том, что вы запомнили эти знаки .
Игра «Покажи знак».
Инспектор:
-Покажите знак «дети».
-А где пешеходный переход?
-Какой знак показывает: катайся велосипедист?
-Велосипедное движение запрещено?
-Отгадайте, какой знак запрещает ездить в этом месте?
-Молодцы, ребята, вы хорошо запомнили то, о чем говорили сегодня.
Игра «Светофор»
-Ребята, а что еще помогает нам перейти безопасно улицу? Отгадайте загадку: С тремя глазами живет, по очереди мигает как мигнет, порядок наведет . Что это такое?(Светофор)
-Правильно.
Инспектор (проводит игру «Светофор»):
-Я хочу убедиться в том, что первоклассники умеют правильно переходить дорогу. Перед вами, ребята, светофор пешехода. Если выполните все сигналы светофора правильно, значит ,перейдете на следующую остановку. Послушайте, ребята, правила:
-Если свет зажжется красный, значит двигаться опасно, вы стоите.
-Свет зеленый говорит, проходите, путь открыт. Вы переходите дорогу. Вы готовы?
-Инспектор:
-Молодцы, ребята. Вы справились с заданием. А я с вами прощаюсь до новых встреч. До свидания!
Учитель:
-Мы путешествуем с вами дальше по улицам города Культуринска (звучит муз.сопровождение).
5. Остановка «Мы пассажиры»
-Следующая наша станция «Мы пассажиры». Здесь нас встречают знакомые нам ребята из отряда «Светофор»
Отряд «Светофор»:
- Посмотрите, ребята, перед вами автобус. Он непростой. Тронется с места только в том случае, если вы вспомните известные вам правила поведения в общественном транспорте-автобусе. Послушайте стихотворения, проанализируйте их .
Интерпретация стихотворений.
1 ученик:
На остановке мальчики
Автобус поджидали.
Прыгали, как мячики,
Весело скакали.
Весело скакали:
Прыг да скок кругом.
И одну старушку,
Толкнули в бок локтем.
Ждешь на остановке –
Стой и не кружись!
А задел кого-то –
Сразу извинись!
Учитель:
-Ребята, что вы думаете по поводу этой ситуации? Продолжите фразу: в ожидании транспорта нельзя…
Дети:
-Баловаться на остановке, толкаться,…
2 ученик:
Битком набит автобус был,
Сергей пробраться внутрь решил,
Всех пассажиров растолкал,
И гордо в середине встал.
Ему кондуктор говорит:
- Хоть ты имеешь гордый вид,
Запомни: ты тут не один,
Не самый главный господин.
Ты помогай себе словами,
А не тычками и пинками.
Учитель:
-Какое правило вы хотели бы сформулировать, услышав это стихотворение?
Дети:
-Не толкай других пассажиров.
3 ученик:
Две подружки кричать стали:
Две проблемы обсуждали.
Шум вокруг подруг стоит,
Пассажиров это злит.
Все, сбежать, готовы скоро,
От подобных разговоров.
Но, куда же ,тут сбежишь? –
Едешь, терпишь и молчишь!
Так что в транспорте, детишки,
Не кричите громко слишком.
Понимайте положенье,
Проявляя уваженье!
Учитель:
-О чем забыли девочки, находясь в автобусе. Напомните им, пожалуйста, ребята!
Дети:
- Не разговаривай громко – ты мешаешь другим.
4 ученик:
Вот две старушки в автобус садятся,
Им тяжело по ступенькам взбираться.
Что ж вы сидите в сторонке, ребятки,
Бойкие, быстрые, словно козлятки?
Бабушкам старым зайти помогите,
Место любезно свое уступите.
Когда соберутся они выходить,
Нужно до двери вам их проводить.
Всем пожилым помогать постарайтесь,
И доброту проявлять не стесняйтесь!
Учитель:
-Ребята, как мы должны относиться к пожилым людям?
Дети:
-С уважением. Помогать пожилым пассажирам.
5 ученик:
Возмущается народ:
Мальчик семечки грызет,
Шелухой засыпан пол.
К нему подходит девочка:
- Мальчик, так не поступают,
Мусор на пол не кидают;
А как сумел ты набросать –
Так сумей его убрать.
Учитель:
-Среди вас есть такой мальчик? (Ответы детей: нет)
-Что забыл мальчик, когда ехал в автобусе?
Дети:
- Нельзя мусорить в транспорте.
Игра «Да. Нет»
Учитель:
-А теперь давайте поиграем в игру «Да. Нет». Я вам проговариваю фразы ,а вы, если согласны, то говорите «да», а если не согласны ,-«нет» .При помощи этой игры я узнаю кто, какие правила поведения в автобусе запомнил из показанных ситуаций?
-Во время поездки в автобусе можно:
-Громко разговаривать;
-Уступать место старшим;
-Петь песни;
-Щелкать семечки; есть мороженое;
-Выйдя из автобуса, обходить его сзади;
-В транспорте громко говорить и смеяться, обсуждать домашние дела.
-Словом, не делать того, что доставляет беспокойства окружающим.
Отряд «Светофор»:
-Молодцы, ребята! Правила поведения в автобусе вы запомнили. Мы прощаемся с вами, а на прощание дарим вам памятки (вручение памяток о правилах безопасности на дорогах).
Учитель:
-До свидания! А вас я приглашаю в автобус для возвращения в нашу школу! Счастливого пути! (Садятся в автобус, звучит песенка «Мы едем, едем, едем в далекие края) .
III. Заключительная часть.
6.Остановка «Школа».
Учитель:
-Приехали. Выходим. Остановка «Школа». Вот мы и вернулись в школу.
1. Итог занятия
Учитель:
-Наше путешествие закончилось.
-Ребята, я думаю, у всех из вас появилось желание применять вам знакомые правила этикета в общественных местах.
-Если вы хотите быть культурными, следуйте этим правилам этикета всегда и везде.
2 Рефлексия
-Ребята, а сейчас я хочу узнать, с каким настроением вы уйдете с занятия.
-Ребята, перед вами лежат смайлики настроения. Возьмите тот смайлик, который соответствует вашему настроению, и прикрепите его по выбору.
-Я вижу у вас у всех прекрасное настроение (звучит песенка «Улыбка»)
-Ребята, закончилось наше занятие, но не заканчиваются наши беседы о культуре поведения, и поэтому, сегодня мы не ставим с вами точку в нашем разговоре, а это, зна-
-чит, что у нас еще много встреч впереди, много интересного вам предстоит узнать.
-Давайте подарим друг другу улыбку. А нашим гостям скажем спасибо за то, что они пришли к нам.
- Мы не прощаемся, а говорим, до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по предмету "Основы религиозных культур и светской этики"
Тема: "Праздники и календарь"...
Конспект занятия "СТЫД, ВИНА И ИЗВИНЕНИЕ" (Модуль «Основы светской этики»).
Предлагаемый конспект может быть использован как и на уроках курса ОРКСЭ, так и на более ранних этапах в качестве пропедевтики, например, уроках развития речи в 3 классе, при написании сочинения в 4 к...
Конспект занятия "Честь и достоинство" (Модуль "Основы светской этики").
Предлагаемый материал может быть всесторонне использован как в цикле занятий "Основы светской этики", так и при планировании классных часов по теме "Толерантность", "Олимпийское движение в Росси...
Дорога к Доброте(конспект занятия по этике(внеурочная деятельность)
Цель: Продолжать формирование представлений о доброте.Задачи:Образовательные:1. Продолжать знакомить учащихся с понятием «добро», «добрый человек», «вежливость», с основными чертами доброго человека.2...
Конспект занятия к образовательной программе по гражданско-патриотическому воспитанию "Народные промыслы России"
Тема: Народные промыслы россии Цель: Формирование представлений о многообразии народных промыслов России. Задачи:1.Знакомить с историей происхождения и особенностями некоторых народных промы...
Конспект занятия к образовательной программе по трудовому воспитанию и профориентации "Обувь. Уход за обувью"
Обувь. Уход за обувью.Цель:Закрепить и обобщить знания учащихся об одежде и обувиЗадачи:-Различать обувь по виду и назначению, подбирать обувь по сезону,знать правила ухода за обувью-способствовать ра...
Конспект занятия по образовательным областям "Речевое развитие", Художественно- эстетическое развитие" (лепка) "Волшебная сказка"
Конспект итогового, интегрированного занятия по образовательным областям "Речевое развитие", "Художественно- эстетическое развитие" (лепка) по теме "Волшебная сказка"...