Конспект занятия "СТЫД, ВИНА И ИЗВИНЕНИЕ" (Модуль «Основы светской этики»).
план-конспект занятия (окружающий мир, 4 класс) по теме

Фадеева Ольга Владимировна

Предлагаемый конспект может быть использован как и на уроках курса ОРКСЭ, так и на более ранних этапах в качестве пропедевтики, например, уроках развития речи в 3 классе, при написании сочинения в 4 классе. В выбранную схему конспекта легко внести изменения в соответствии со спецификой класса и заданной  темы. Отдельные элементы занятия могут также использоваться в качестве самостоятельных единиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока ОРКСЭ.327.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

СТЫД, ВИНА И ИЗВИНЕНИЕ

(Модуль «Основы светской этики»).

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Стыд, вина, извинение».

ТИП: комбинированный.

МЕСТО ЗАНЯТИЯ  В СИСТЕМЕ:  продолжает серию уроков по формированию морально – нравственных  идеалов  младшего школьника.

 

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

  1. Формирование мотивации к осознанному соблюдению нравственных норм.
  2. Воспитание ответственности за совершаемые поступки.
  3. Знакомство с понятийным аппаратом  этической науки.
  4. Систематизация имеющихся у учащихся первичных понятий о стыде, вине, извинении.
  5. Анализ  проблемных ситуаций с последующей попыткой выхода из них.
  6. Вовлечение учащихся в неформальную совместную деятельность.

АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБОРА ТЕМЫ:  обусловлена тем, что детям  младшего школьного возраста, особенно 10-11 лет, очень трудно бывает признать свою вину и сформулировать извинение.  Чувство стыда так и остается  в виде скрытого внутреннего конфликта с самим собой. Учителю следует на основе примеров и жизненного опыта детей показать, насколько важно объективно анализировать свои поступки и признавать собственную вину, а также уважительно относиться к окружающим.      

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Основы светской этики. 4 – 5 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2012.

ОБОРУДОВАНИЕ:

- учебные пособия по предмету

- тетради учащихся

- репродукции картин художников (Гвидо Рени «Раскаяние Св.

  Петра»,  Рембрандт ван Рейн «Возвращение блудного сына».

- выставка книг Л.Н. Толстого

- ТСО (компьютер, графический планшет, проектор,  экран)

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

- фронтальная (эвристическая беседа с классом, опрос, дискуссия)

- групповая (работа в парах по восстановлению деформированного текста пословиц)

- индивидуальная (анализ и синтез формируемых понятий, осмысление пройденного, написание мини-сочинения).

ДОЗИРОВКА ЭТАПОВ:

- оргмомент (1 минута)

- постановка цели занятия с элементами частичного поиска (3-5 мин.)

- активизация мыслительной деятельности (8 мин.)

- изучение нового материала (10 мин.)

-первичное закрепление (10 мин.)

- вторичное закрепление ( 8 мин.)

- подведение итогов занятия, информация о домашнем задании. ( 3 мин.)

ХОД ЗАНЯТИЯ.

  1. Организационный момент (проверка наличия необходимого оборудования).
  2. Постановка цели занятия. Тема не сообщается детям, а предлагается в виде слайда.

Слайд 1.

И малый стыд бывает сильнее большого горя

(русская пословица).

 - Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Дети дают ответы, учитель записывает все варианты на доске:

(стыд, вина, совесть, горе, беда, ответственность).

Учитель меняет порядок слов, ставя первым слово «вина».

- Ребята,  какие из этих слов должны стоять дальше (вина – стыд – извинение (дети могут формулировать «прощение»). Пока формулировки даются устно.

- Точный ответ на этот вопрос мы сможем дать в конце занятия.

  1. Активизация мыслительной деятельности учащихся.

Учитель обращает внимание учащихся на репродукции картин европейских художников.

Слайд 1.

- Посмотрите на лица этих  людей. Как вам кажется, какие чувства они испытывают? (О чем-то просят,  раскаиваются, переживают).

- Что вам указало на эти переживания? (Позы, выражения лиц).

Слайд 3.

- Что вы видите на этой  картине? Как вы думаете, кто этот молодой  человек?

- Что указывает на то, что сын отсутствовал очень долго?

- Какое выражение лица у отца? Простил ли он своего сына?

- Как бы вы назвали картину?

- Хотите узнать, как называется эта картина на самом деле?

(Учитель систематизирует ответы детей, подводя к мысли о возвращении сына после долгого отсутствия, стыде и раскаянии).

  1. Изучение новых знаний.

- Знакомство с новыми понятиями «стыд, вина, извинение» (чтение определения в учебнике).

- Ребята, как вы поняли, что такое «стыд». Дети отвечают с опорой на слайд.

Слайд 4.

Стыд – чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка

(от стыда сгореть, ни стыда, ни совести) (Ожегов С.И.). 

- Как слово «стыд» связано со словом «вина».

- Как вы понимаете значение слова «вина»?

         Слайд 5.

        Вина – 1.Проступок, преступление.

        2. Причина, источник чего-либо неприятного (Ожегов С. И.). 

- Что должно идти после  этих понятий? (Дети могут затрудниться с выбором верного ответа).

- Помочь ответить на поставленный вопрос нам поможет знакомство с литературным произведением.

  1. Первичное закрепление материала.
  1. Учащимся предлагается прочитать рассказ Л.Н. Толстого «Птичка» (тексты распечатаны для каждого ребенка).

     

Слайд 6.

Птичка

Был Серёжа именинник, и много ему разных подарили подарков: и волчки, и кони, и картинки. Но дороже всех подарков подарил дядя Серёже сетку, чтобы птиц ловить.

Сетка сделана так, что на рамке приделана дощечка, и сетка откинута. Насыпать семя на дощечку и выставить на двор. Прилетит птичка, сядет на дощечку, дощечка подвернётся, и сетка сама захлопнется.

Обрадовался Серёжа, прибежал к матери показать сетку. Мать говорит:

- Не хороша игрушка. На что тебе птички? Зачем ты их мучить будешь?

- Я их в клетки посажу. Они будут петь, и я их буду кормить!

Достал Серёжа семя, насыпал на дощечку и выставил сетку в сад. И всё стоял, ждал, что птички прилетят. Но птицы его боялись и не летели на сетку.

Пошёл Серёжа обедать и сетку оставил. Поглядел после обеда, сетка захлопнулась, и под сеткой бьётся птичка. Серёжа обрадовался, поймал птичку и понёс домой.

- Мама! Посмотрите, я птичку поймал, это, верно, соловей! И как у него сердце бьётся.

Мать сказала:

- Это чиж. Смотри же, не мучай его, а лучше пусти.

- Нет, я его кормить и поить буду. Посадил Серёжа чижа в клетку, и два дня сыпал ему семя, и ставил воду, и чистил клетку. На третий день он забыл про чижа и не переменил ему воды. Мать ему и говорит:

- Вот видишь, ты забыл про свою птичку, лучше пусти её.

- Нет, я не забуду, я сейчас поставлю воды и вычищу клетку.

Засунул Серёжа руку в клетку, стал чистить, а чижик, испугался, бьётся об клетку. Серёжа вычистил клетку и пошёл за водой.

Мать увидала, что он забыл закрыть клетку, и кричит ему:

- Серёжа, закрой клетку, а то вылетит и убьётся твоя птичка!

Не успела она сказать, чижик нашёл дверцу, обрадовался, распустил крылышки и полетел через горницу к окошку, да не видал стекла, ударился о стекло и упал на подоконник.

Прибежал Серёжа, взял птичку, понёс её в клетку. Чижик был ещё жив, но лежал на груди, распустивши крылышки, и тяжело дышал. Серёжа смотрел, смотрел и начал плакать:

- Мама! Что мне теперь делать?

- Теперь ничего не сделаешь.

Серёжа целый день не отходил от клетки и всё смотрел на чижика, а чижик всё так же лежал на грудке и тяжело и скоро дышал. Когда Серёжа пошёл спать, чижик ещё был жив. Серёжа долго не мог заснуть; всякий раз, как он закрывал глаза, ему представлялся чижик, как он лежит и дышит.

Утром, когда Серёжа подошёл к клетке, он увидел, что чиж уже лежит на спинке, поджал лапки и закостенел.

С тех пор Серёжа никогда не ловил птиц.

2)Беседа по содержанию.

- Как Сережа повел себя по отношению к чижику?

- От кого Сережа получал советы?

- Почему он не слушался?

- Чем закончилась история?

- Какие чувства испытал Сережа?

- Чему его и вас научила эта история?

  1. Вторичное закрепление  учебного материала.
  1.  Расположите карточки в нужной последовательности (карточки прикреплены на доске):

             СТЫД                                 ПРОЩЕНИЕ                                ВИНА

                РАСКАЯНИЕ                                                 ИЗВИНЕНИЕ   

Дети располагают карточки по порядку, объясняют и записывают в тетради.  

     1.2.    Соедини начало и конец пословицы (работа в парах).  

Жили, жили,

хоть голову снесть

За совесть да за честь

и при большом уме не проживешь.

Не смерть страшна

а стыда не нажили.

Без совести и

стыд страшен.

Запись учащимися наиболее понравившихся пословиц в тетради.

  1. Подберите как можно больше фраз, которые можно использовать, когда вы хотите попросить прощения. После того, как дети дадут свои ответы, им предлагаются  варианты решений.

Слайд 7.

- Извините , пожалуйста !

- Я прошу прощения ( за то , что… )

- Я виноват перед  вами…

- Я не хотел тебя (Вас) обидеть…

- Я приношу свои извинения…

- Простите…

- Не сердитесь, пожалуйста…

  1. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании.

 - Информация о домашнем задании.

   Написать короткое сочинение по репродукции картины А.Н Решетникова «Опять двойка». План сочинения дается каждому ребенку в печатном виде.

Кто является главным героем?

Какие чувства испытывает мальчик?

Как вы думаете, почему?

Какие краски использовал художник, чтобы выразить чувства мальчика?

Чему нас может научить поведение мальчика?

- Подведение итогов урока путем ответов на вопросы:

  1. Я узнал, что   ……..
  2. Я не знал, что…….
  3. Мне бы хотелось узнать……….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Честь и достоинство" (Модуль "Основы светской этики").

Предлагаемый материал может быть всесторонне использован как в цикле занятий "Основы светской этики", так и  при планировании классных часов по теме "Толерантность", "Олимпийское движение в Росси...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Конспект урока по теме «Совесть» (модуль Основы светской этики) 4 класс

Данный урок помогает учащимся осознать чувство совести, как одно из морально-этических ценностей в обществе....

Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» для 4 класса

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах  и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание ...

Конспект учебного занятия по теме "Стыд, вина и извинение", модуль "Основы светской этики",4 класс

 Детям младшего школьного возраста, особенно 10-11 лет, очень трудно бывает признать свою вину и сформулировать извинение. Чувство стыда так и остается в виде скрытого внутреннего конфликт...

Конспект урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе. Модуль «Основы светской этики».

Конспект урока по предмету ОРКСЭ в 4 классе. Модуль "Основы светской этики". Тема: "Вежливость"....