Конспект занятия к образовательной программе по гражданско-патриотическому воспитанию "Народные промыслы России"
план-конспект занятия (3 класс) по теме
Тема: Народные промыслы россии
Цель: Формирование представлений о многообразии народных промыслов России.
Задачи:
1.Знакомить с историей происхождения и особенностями некоторых народных промыслов (Гжель, Хохлома, Дымковская игрушка, Городецкая роспись, Жостовская роспись)
2.Развивать образное мышление.
3.Воспитывать эстетический вкус.
Оборудование: Слайд-шоу «Народные промыслы », картинки с изображением разных промыслов, карточки с названиями промыслов.
Ход занятия:
I.Вступительная беседа
- Ребята, посмотрите на предметы, которые я для вас приготовила (стол в хохломской росписи, деревянные ложки и т.д.)
-Россия испокон веков славится своими мастерами, людьми, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту. Через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим.
Народные промыслы России представлены многообразием направлений: производством фарфора, декоративной росписью, изготовлением глиняной игрушки, вязанием пуховых платков. В российских произведениях художественных промыслов живет душа народа.
Во многих семьях можно найти посуду, мебель, платки, матрешек, изготовленные народными художниками. Изделия русских народных промыслов можно увидеть и в крупнейших музеях мира. Искусные мастера – кузнецы, гончары, художники, ткачи, резчики - на весь мир прославили своим трудом маленькие города и села, где зародились их уникальные промыслы. Работы российских мастеров давно приобрели мировую славу. Гости, приезжающие в нашу страну, обязательно увозят с собой на память изделия народных мастеров.
- Сегодня наше занятие будет посвящено знакомству с народными промыслами России.
- На доске вы видите картинки с изображением народных промыслов. Многие из них вам знакомы, возможно, вы даже знаете как называются некоторые из них. Обратите внимание, чем они отличаются (материал, цвет, орнамент).
- Давайте попробуем разобраться.
II.Основная часть
Просмотр презентации «Народные промыслы России»
1) Дымковская игрушка
Дымковская игрушка – русский народный промысел, который зародился в слободе Дымково, около города Вятка. Дымковские игрушки делаются из глины. В основном это барыни, скоморохи, нарядные индюки и петухи. Для росписи мастера используют яркие краски, узорами служат простые геометрические фигуры.
2) Городецкая роспись
Городецкая роспись – русский народный промысел, зародившийся в районе города Городец. В городецкой росписи часто используются образ коня, который является символом богатства, и образ птицы – символ счастья.
3) Гжельская роспись
Гжель – старинный народный промысел. Первые гжельские мастера обжигали керамическую посуду в печах и называли её «жгель» или «гжель». Посуду покрывали белой эмалью и расписывали в синих тонах. Позже стали расписывать фарфоровые изделия, используя для этого синий кобальт.
4) Хохлома
Хохлома – старинный народный промысел, зародившийся в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным цветом по золотистому фону. Для хохломской росписи характерен растительный орнамент: цветы, листья и ягоды.
5)Жостовская роспись
Жостовская роспись – народный художественный промысел, который зародился в деревне Жостово Московской области. Жостовские мастера расписывали металлические подносы разной формы. Роспись они делают по чёрному фону, в качестве основного мотива используют букет из садовых и полевых цветов.
III. – А теперь давайте ещё раз посмотрим на картинки, представленные на доске. Какие народные промыслы на них представлены? (Дети называют народный промысел, воспитатель вывешивает карточки с названием). Что характерно для каждого вида росписи? (Зачитывается стихотворение про каждый вид росписи).
Есть на Вятке слобода
Зовется Дымково она.
Там на ярмарке весной
Ждут игрушки нас с тобой.
Барыни и мужики,
Поросята, индюки.
Ярко все наряжены,
Пестро разукрашены.
Любит их и стар и млад.
Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса!..
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Хохлома, Хохлома!
Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая, узоры золотистые!
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они как золотые,
А может, солнцем залитые.
Красно-алые бутоны
В изумрудах листьев тонут.
Незабудки и пионы
Обрамляют розы омут.
Есть на жостовском подносе
И букет, в ночи горящий,
Птица-жар, что весть приносит.
Есть поднос, плоды дарящий.
Физминутка «Мы весёлые матрёшки»
IV. Творческая работа
- А сейчас я предлагаю вам побыть в роли народных умельцев. Я раздам каждому из вас картинку-раскраску с определённым видом росписи, а вы выполните работу.
Но перед началом работы, чтобы ещё раз закрепить полученные знания, я предлагаю вам посмотреть видеоролик о народных промыслах России.
Просмотр видеоролика.
Сядем рядком, посидим ладком.
Спинки ровные, прямые,
Мы – ребята удалые.
И я с вами поработаю.
Включу музыку народную,
Она в работе помогает
И настроение поднимает.
V. Итог:
- О чём мы сегодня с вами говорили на занятии? С какими народными промыслами познакомились?
- А закончить наш разговор я хочу пословицей:
«Не то золото, что дорого и блестит,
А то дорого, что руками мастера создано”.
- Как вы понимаете смысл пословицы? Вы сегодня тоже побывали в роли мастеров. Легко это или тяжело?
- Посмотрите, какие чудесные работы у вас получились!
Выставка детских работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
21015_narodnye_promysly.ppt_lkz_bytnf.ppt | 2.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дымковская игрушка – русский народный промысел, который зародился в слободе Дымково, около города Вятка. Дымковские игрушки делают из глины, а потом обжигают в печи. В основном это барыни, скоморохи, нарядные индюки и петухи
Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна . На белом фоне очень ярко сверкают малиновый, синий, зелёный, жёлто-оранжевый цвета, а узорами служат простые геометрические фигуры. Сейчас дымковская игрушка считается одним из самых старинных народных промыслов России.
Городецкая росись по дереву, русский народный промысел, зародившийся в районе города Городец Нижегородской области.
В городецкой росписи часто используется образ коня, который является символом богатства, и образ птицы – символ счастья.
Городецкая роспись, выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
ГЖЕЛЬ
Гжель – старинный народный промысел. Первые гжельские мастера обжигали керамическую посуду в печах и называли её «жгель» или «гжель».
Особенностью гжельской росписи является использование трёх основных цветов: белого, составляющего фон изделия, синего и голубого, которыми выполняется сам рисунок.
ХОХЛОМА
Имя промыслу дало село Хохлома Нижегородской области. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным цветом по золотистому фону
Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Хохломские художники любят рисовать на поверхностях своих изделий земляничку, малинку, ежевичку, крыжовничек, черную и красную смородинку, рябинку. Называют они ягоды ласково, и никогда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды – и вот тот же самый мотив заговорит с нами по-новому.
Жостовская роспись – народный художественный промысел, который зародился в деревне Жостово Московской области. ЖОСТОВО
Жостовские мастера расписывали металлические подносы разной формы. Роспись они делают по чёрному фону. Основной мотив Жостовской росписи — цветочный букет, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по гражданско –патриотическому воспитанию школьников «Я - гражданин России»
Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении «Просторская СОШ» и направлена на воспитание патриотизма и форм...
ПРОГРАММА ПО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ I - I V КЛАССОВ «Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Ро...
Программа гражданско-патриотического воспитания «Я - гражданин России»
Программа гражданско-патриотического воспитания «Я - гражданин России»...
Конспект занятия к образовательной программе по трудовому воспитанию и профориентации "Обувь. Уход за обувью"
Обувь. Уход за обувью.Цель:Закрепить и обобщить знания учащихся об одежде и обувиЗадачи:-Различать обувь по виду и назначению, подбирать обувь по сезону,знать правила ухода за обувью-способствовать ра...
конспект занятия по образовательной программе "Азбука этики"
Тема учебного занятия: Правила поведения в общественных местах.Цель - формирование у учащихся культуры поведения в общественных местах и культуры общения....
Программа по гражданско-патриотическому воспитанию "Я - гражданин России"
Рецензия на программу по гражданско-патриотическому воспитанию "Я - гражданин России"...
Программа гражданско-патриотической направленности "Я - гражданин России"
Школа является центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей.Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя ...