Структура и содержание работы классного руководителя
статья на тему

Ковальская Галина Васильевна

  Анализ опыта  работы в школе учителем и классным руководителем

 

1.     С помощью каких средств осуществляется трудовая деятельность.

·        Какие физические, умственные, социальные действия приходится выполнять классному руководителю (КР)?

·        Каковы  характеристики рабочего места классного руководителя?

·        Охарактеризуйте рабочее время классного руководителя (свободный режим и т.д.)

·        Какие ошибки могут быть в данной сфере профессиональной деятельности.

2.     Педагогические характеристики должностных обязанностей КР:

·        Какие требования предъявляет классное руководство к уровню и содержанию образования?

                3.     Какие требования предъявляет профессия к различным психологическим особенностям человека?

·        К чертам характера: общительности, самостоятельности, сдержанности, решительности, ответственности и т.п.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл struktura_i_soderzhanie_raboty_klassnogo_rukovoditelya.docx36.01 КБ

Предварительный просмотр:

ЭССЕ на тему:

 Структура и содержание работы классного руководителя

Коль суждено дышать нам школьным воздухом одним,

Давайте же мы  в дружбе  класс объединим,

И  наши души сохраним!

Тогда мы на земле и сами сохранимся!

        

Классный руководитель – человек, который ближе всех стоит к сердцу и душе ученика. Порой он знает о наших детях, их проблемах и радостях, больше, чем мы с вами, их родители. Именно к нему ученики идут за советом и помощью, доверяют свои секреты.

Именно в детстве формируется характер человека, его мировоззрение, складывается индивидуальный взгляд на окружающую действительность. Мы учимся оценивать себя и своих товарищей, учимся любить и ненавидеть. В детские годы приходят к нам первые радости и горе, успехи и неудачи, победы и разочарования, дружба и любовь. И если детство – это целый «край», то школьные годы – это область, в которой побывал каждый. Вспоминая школу, любой из нас говорит не только о предметах, оценках, одноклассниках, но и об учителях. И всегда в ряду любимых преподавателей на особом месте стоит классный руководитель. Кто он такой и почему стал обособленной фигурой?

Главной целью моей работы является развитие  учебных  знаний, раскрытие творческих способностей каждого ребёнка в классе через групповые, индивидуальные формы работы. Дети этого класса всегда активно принимают участие во всех мероприятиях школы и класса. Хочется, чтобы класс был всегда дружным, сплоченным, настоящим творческим коллективом.

Мы учителя не имеем права сказать себе,  детям, родителям  слов «Мне некогда».  Ведь от внимания учителя  к учащимся, к родителям зависит успешность обучения и воспитания. В родителях необходимо утверждать уверенность в способностях детей, каждому ребенку внушать, что он любимый, достойный уважения.

Если подумать, каждому из нас нужно  - одобрение и поддержка в момент, когда преодолеваются трудности.

          Я верю, что люди будут счастливы, если внимательнее будут относиться друг к другу.  Я знаю, что счастье заключается в добром общении и взаимопонимании. Никогда не говорите  «некогда»!      

         Быть классным руководителем – не самое простое дело. Необходимо обладать умением из таких разных ребят создавать единый сплочённый коллектив, увидеть в каждом ученике личность.  Суметь прожить с ними добрую и запомнившуюся навсегда школьную жизнь.

Суметь создать условия для саморазвития и самореализации. Передать каждому ребенку не только знания, но и жизненный опыт для успешной социализации ребенка в обществе. Научить ребят взаимодействовать со всеми педагогами, работающими в их классе.

       В.И.Даль в своём «Толковом словаре» даёт такое толкование слову «руководительствовать» - управлять, советовать, указывать, наблюдать, наставлять в чём-либо, в деле, в работе, в труде. Эти глаголы характеризуют основные виды деятельности классного руководителя. Но, ни один словарь, на мой взгляд, не способен исчерпывающе осветить все грани труда этого человека. Невозможно выразить словами то значение, которое вкладывают ребята в произнесённую с теплотой фразу: «Наша классная мама».

Для успешной реализации воспитательной работы, я провожу тематические классные часы, родительские собрания и лектории. Приглашаю на эти мероприятия специалистов, которые учат ребят вести здоровый образ жизни. Мои ребята работают над проектами. Ребята с большим удовольствием готовят презентации, выступают на классных часах, делятся своими успехами и достижениями.

Неотъемлемой частью моей работы являются родители учащихся. В чем -то они являются моими союзниками, в чем -то им нужна моя помощь и поддержка. Поэтому для родителей у нас всегда двери открыты. Беседы, консультации, просветительская работа, а так  же проведение мероприятий, спортивные праздники, организация экскурсий все это очень помогает мне в работе с классом. На мой взгляд, в нашем не стабильном мире, только крепкий союз педагог, родитель, ученик, могут выстоять, удержаться и помочь нашим детям вырасти «личностью с большой буквы».

Совместная деятельность школы и семьи – один из самых действенных факторов развития воспитания школьников. Важнейшим аспектом  воспитательного направления являются традиции и семейные ценности: спорт и труд, культура и патриотизм, уважение и честность. Если в семье некогда уделять ребёнку внимание, то в нашей классной семье я провожу встречи и огоньки, тренинги и тесты, проекты, экскурсии, походы, родительские собрания, которые позволяют обеспечить благоприятную атмосферу классного коллектива.

          Главными целями работы классного руководителя становятся  развитие у учащихся способности действовать и быть успешными. Воспитывать такие качества личности, как мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, умение выстраивать коммуникацию с другими людьми.

        Конкретное содержание работы классного руководителя определяются должностными инструкциями конкретного образовательного учреждения, где он работает. Они формулируются из общих целей, задач и функций классного руководителя. Важнейшими функциями являются: организационно-координирующая, коммуникативная, аналитико-прогностическая, контрольно-координирующая.


Круг функциональных обязанностей классного руководителя в начальной школе (единый учебный и воспитательный процесс)  можно разделить на 5 групп.

I. Организация деятельности классного коллектива.

Обязанности учителя:

1. Изучение личных дел учащихся и ведение классного журнала. 

2. Организация деятельности класса: распределение поручений в классе, организация работы  дежурных, работа с активом класса, организация внеклассных мероприятий.

3. Организация  дежурства по столовой и в классе.

4. Соблюдение санитарных норм  прикрепленного кабинета. 

5. Забота о внешнем виде учащихся. 

6. Организация питания учащихся.

7. Организация деятельности родительского комитета по созданию финансового фонда класса.

II. Организация учебной деятельности всего класса и отдельных учащихся.

1. Систематический контроль за посещаемостью учащихся, анализ причин пропусков.

2.  Организация помощи в учебе часто  болеющим учащимся,  организация посещения учащихся на дому, сообщение больным учащимся  домашних заданий.

3. Воспитание в учащихся класса чувства заботы о больных одноклассниках.

4. Создание обстановки, способствующей благоприятному освоению учащимися учебного материала.

5. Координация сотрудничества педагогов, работающих в классе.

6. Работа с дневниками  учащихся:  проверка дневников, выписывание отметок учащихся в дневник,  анализ дневниковых записей и контакт с родителями по поводу учебных результатов за неделю.

7. Создание условий для интеллектуального развития учащихся, их способностей и достижений, познавательных интересов и кругозора (кружки, олимпиады, конкурсы, смотры, экскурсии, выставки)

8. Развитие индивидуальных качеств личности  учащихся

9. Изучение отношения  учащихся к чтению (сотрудничество с семьей, изучение отношения самого ученика к чтению, сотрудничество с библиотекарем.).

      

III. Организация жизни класса во внеурочное  время.

 1. Создание здорового микроклимата в детском коллективе,  формирование положительных межличностных отношений, их регулирование и коррекция.

2.  Развитие у учащихся навыков общения, умения отвечать перед коллективом за порученное дело, помогать в выполнении дела, контроль за его исполнением.

3. Организация и проведение в соответствии с планом воспитательной работы творческих дел, классных часов, с привлечением всего класса и  отдельных учащихся.

4. Вовлечение  учащихся в созидательную деятельность, воспитание доброты и милосердия.

5. Организация просвещения учащихся по преодолению вредных привычек.

6. Охрана здоровья учащихся класса с учетом отклонений от норм здоровья каждого ученика, укрепление здоровья на основе вовлечения учащихся в физкультурно-оздоровительную деятельность. Организация походов, секций внутри школы и вне её.

7. Организация и проведение часов общения, информационных часов и тематических классных часов.

8. Изучение методической  литературы с целью поиска новых форм проведения внеклассных мероприятий и  определение  целесообразности и содержания каждого проводимого в классе внеклассного  мероприятия.

 

IV. Изучение личности и коррекция в воспитании.

1. Привитие санитарно-гигиенических навыков и навыков бережного отношения к собственному  здоровью.

2. Привитие навыков работоспособности и воспитания ответственного отношения к трудовой деятельности.

3. Воспитание эстетической, нравственной культуры учащихся.

4. Воспитание гражданственности.

5. Изучение личности учащихся с помощью педагогической и психологической диагностики и организации коррекционной  работы с учащимися.

6. Работа с характеристикой класса и отдельных учащихся.

 

V. Работа с родителями.

1. Изучение семейной ситуации и условий воспитания ребенка в семье.

2. Индивидуальная и групповая работа с родителями,  тематическое консультирование.

3. Проведение тематических родительских собраний (один раз в четверть).

4. Привлечение  родителей класса к ремонту школьных помещений и к организации интересной, насыщенной внеучебной деятельности.

5. Проведение совместных тренингов родительского взаимодействия в системе ученик-родитель.

6. Влияние на общение родителей с детьми.

7. Работа с родительским комитетом класса.

 


 Мною была поставлена цель: через внеклассную деятельность развивать и воспитывать личность ребёнка, способную к самостоятельной творческой деятельности.

Исходя из основной цели, можно выделить следующие задачи:

 1.  Спортивно-оздоровительная деятельность:

  - сохранять и укреплять здоровье учащихся;

  - воспитывать стремление к здоровому образу жизни;

  - создавать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся;

  -  проводить профилактику и коррекцию заболеваний.

Формы работы с классным коллективом:

- спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы, между школами;

- встречи со  старшеклассниками,  активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований;

- походы выходного дня, дни здоровья;

- спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике, устные  журналы;

- беседы и дискуссии на различные темы;

- тематические консультации для родителей.

  2.   Интеллектуально-познавательная деятельность:

-  создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьнику жизнедеятельность, учеба приносили радость: «Учиться победно»;                    

 -  формировать положительные мотивации к учению.

Формы работы с классным коллективом:

- внутри классные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;

- интеллектуальные игры внутри класса,  среди школ района;

- интеллектуальные бои.

 3.  Нравственно-правовая и гражданско-патриотическая деятельность:

  - формировать гражданско-патриотическое сознание;

  - воспитывать чувство долга, любви к Родине;

 -  воспитывать любовь и уважение к своей стране, чувства  товарищества;

 -  формировать такие ценные качества, как стремление говорить правду,  поступать по справедливости, быть уважительным к старшим;

  -  развивать культуру общения;

 -  создавать условия для формирования способности к восприятию добра, справедливости.

Формы работы с классным коллективом:

 - интерактивные игры;

 - тематические классные часы;

- тренинг общения детей и родителей;

 -праздники, конкурсы, ролевые игры.

4.  Художественно-эстетическая деятельность:  

-  формировать эстетический вкус у детей;

-  знакомить с различными видами искусства, известными людьми;

-  развивать у детей чувство прекрасного, умение правильно понимать и  ценить красоту родной природы.

Формы работы с классным коллективом:

- Тематические классные часы, дискуссии по нравственной тематике.

-КВН, викторины, игры, беседы, праздники, экскурсии.

- Изучение нравственного наследия своей страны.

- Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира.

-конкурсы рисунков;

-   презентации.

5.  Работа с родителями:

- максимальное сближение интересов родителей и педагога по формированию развитой личности.

- создание  условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов,  детей и родителей

Формы работы с классным коллективом:

- Тематические классные часы.

- Праздники семьи, День матери, спортивные состязания с участием мам, пап, бабушек и дедушек.

- Праздники, посвященные красным датам календаря (8 Марта, 23 февраля, День Победы) и красным датам школы (1 Сентября,  День Учителя,  юбилей школы), экскурсии, викторины.

- Дни открытых  дверей.

- Тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями.

 

          Учитывая  особую значимость личности учителя в жизни младшего школьника, я стараюсь постоянно совершенствоваться в работе, а отношения с детьми стараюсь строить на принципе, вынесенном В.А. Сухомлинским в названии одной из книг – «Сердце отдаю детям», не оставляю ни одного ребенка, обделенного вниманием.

 Ковальская Г.В.,

учитель начальных классов

АНО СОШ «Содружество»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование и отбор содержания деятельности классного руководителя с детским коллективом с целью формирования социально активной личности.

Без предвидения и предвосхищения ситуации будущего трудно целенаправленно и эффективно управлять педагогическим процессом. Поэтому и появилось педагогическое планирование и соответствующе...

Структура программы воспитательной работы классного руководителя

Направления воспитательной работы, виды деятельности классного руководителя и формы внеклассной работы....

Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями

Как работать с родителями, какие формы работы применять, беседы с родителями и т.д....

Основные направления и содержание деятельности классного руководителя в контексте реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Основные направления и содержание деятельности классного руководителя в контексте реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...

Выступление на МО классных руководителей "Содержание и формы работы классного руководителя с родителями"

Содержание и формы работы классного руководителя с родителями «Главный метод воспитания детей — личный пример родителей».А. С. Макаренко.Педагоги школы, работающие с коллективом учащихся начальны...

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Актуальные вопросы организации внеурочной деятельности  в условиях ФГОС детей с билингвизмом...

Структура анализа воспитательной работы классного руководителя

Шаблон данного документа поможет всесторонне осветить работу классного руководителя...