Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями
методическая разработка (1 класс) по теме
Как работать с родителями, какие формы работы применять, беседы с родителями и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotrudnichestvo20klassnogo20rukovoditelya20s20roditelyami20uchashchikhsya1.doc | 153.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД НА ТЕМУ
«СОДЕРЖАНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ»
Подготовила:
учитель начальных классов
Дарбинян Ш.Ш.
2014
Формы работы:
- родительские университеты;
- конференции;
- индивидуальные и тематические консультации;
- родительские собрании;
- тренинги;
- дни творчества детей и родителей;
- открытые уроки и мероприятия;
- помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально-технической базы школы и класса; шефская помощь;
- участие родителей класса в работе совета школы;
- участие родителей касса в работе родительского комитета и комитета общественного контроля;
- участие в работе общественного совета содействия семье и школе.
Правила подготовки классного родительского собрания.
1. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.
2. Родительское собрание должно проводиться в удобное для
родителей время.
3. План проведения родительского собрания должен быть известен родителям.
4. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и
выдержанным.
5. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.
6. Родительское собрание должно бь1ть педагогически полезным и хорошо
подготовленным.
Советы психологов:
- перед началом родительского собрания объявите вопросы,
которые планируете обсудить;
- отведите на проведение собрания не более 1,5 часов;
- самый приятный звук для человека – его имя: положите перед собой
список с именами и отчествами родителей;
- перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые
планируете обсудить;
- не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с
позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор
предложениями на будущее;
- предупредите родителей, что не вся информация может быть передана детям;
- поблагодарите всех, кто нашел время придти (особенно отцов);
- дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку
учиться;
- в личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных
возможностей;
- доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой
человек»;
- родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему
ребенку.
Не стоит:
- осуждать присутствующих родителей за неявку на предыдущее собрание;
- сравнивать успехи отдельных учащихся;
- давать негативную оценку всему классу;
- переоценивать значение отдельных предметов;
- использовать в общении с родителями назидательный тон.
Беседы с родителями
Как развивать познавательные интересы ребенка
У младших школьников ярко выражена познавательная потребность. Она связана с бескорыстным интересом ко всему окружающему. Родителям надо включить ребенка в осмысленную деятельность. Не отмахиваться от детских вопросов, не пичкать сразу готовыми знаниями, а дать возможность приобрести их самостоятельно. К 6-7 годам ребенок должен знать свой адрес, название города или деревни, где он проживает, название нашей страны, ее столицы. При правильном воспитании дети знают не только имена, но и отчества своих родителей, кем они работают, и понимают, что их бабушка - чья-то мама: отца или матери. Они ориентируются во временах года, их последовательности основных признаках. Знают месяцы, дни недели, текущий год. Знают основные виды деревьев, цветов, дифференцируют домашних и диких животных, то есть они ориентируются во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении. Наблюдая природу, события окружающей жизни, дети учатся находить пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы. Будет нелишним обсудить с ребенком просмотренный фильм и даже мультфильм, задать несколько вопросов по прочитанной сказке, рассказу, чтобы узнать, как ребенок понял произведение, как он понял определенное явление природы, поступки животных, люден, сказочных персонажей. Часто дети не понимают смысл какого-то события, что называется, по-своему найденное или собственное объяснение может закрепиться, запомниться и остаться надолго единственно верным. Беседа с ребенком об окружающем не должна быть слишком сложной, длинной и утомительной. Интерес - критерий доступности. Если ребенок начал зевать и отвлекаться, значит, объяснения уже недоступны ему.
Помимо расширения представлений и знаний об окружающем мире родители должны, прежде всего, оценить уровень развития его игры. Полезна не только игра в школу, но и самые обычные несерьезные» игры: «В больницу», «В магазин», «В дочки-матери». Особенно ценны такие игры, когда в них участвуют несколько детей. Наряду с игрой почетное место в подготовке ребенка к школ; занимают рисование, лепка, аппликации, конструирование. В этих занятиях развиваются детские представления о мире, о том, «как устроены» предметы, животные, люди.
Рисуя, строя, создавая пластилиновых чудищ, ребенок переживает радость творчества, отражает свои впечатления, выражает свое эмоциональное состояние. К сожалению, лишь немногие родители задумываются над тем, что рисование и конструирование – первая продуктивная деятельность ребенка. Велико значение конструирования для развития планирования своих действий, организации работы.
Для того чтобы полностью использовать развивающие возможности игры, рисования и других детских занятий, взрослый должен ими руководить, но тактично, ненавязчиво. Самостоятельность ребёнка вовсе не будет ущемлена, если родители подскажут ему сюжет игры, помогут обогатить его. Они могут и сами поучаствовать в игре, исполняя ту или иную роль. Но инициатива должна все же принадлежать ребенку. Прежде всего должны обыгрываться те ситуации, которые придумал он сам, и лишь во вторую очередь те; которые подсказаны родителями.
Обучая ребенка рисованию или лепке, не надо давать ему готовые способы изображения людей, животных, домов. Готовый образец превращается для ребенка в бессодержательную схему, не помогающую познанию действительности. Надо учить его внимательно рассматривать то, что он собирается нарисовать (вылепить). Надо побудить его к самостоятельному поиску средств для передачи в изображении особенностей объекта. Пусть поначалу эти средства окажутся не особенно удачны и изображение будет мало походить на реальность. То, что было сказано об игре, рисовании, конструировании, относится и к другим детским занятиям - аппликации, изготовлению самоделок из бумаги и природных материалов, сочинению сказок. Важно помнить: при умелом руководстве со стороны родителей эти виды занятии воспитывают волю, упорство, целенаправленность деятельности ребенка.
Игра остается лучшим видом отдыха, общения, она не теряет и своего развивающего начала. Поэтому реплики родителей типа: «В детском саду не наигрался!», «Хватит играть, ты не маленький!» - вряд ли можно считать педагогически правильными, поскольку они основываются на непонимании структуры мотивов младшего школьника. Встречаются возбудимые, подвижные дети, которым действительно бывает трудно на чем-то сосредоточиться, выполнять задания, требующие аккуратности и неторопливости. Вместо того чтобы заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, родители теряют терпение, раздражаются и начинают ругать своих непослушных детей. В результате и ребенок, и родители расстроены, уже никому не хочется браться за дело. Следует помнить, что если ребенок устал или чем-то занят, то лучше не заставлять его переключаться на запланированное родителями занятие, а дождаться для этого благоприятного момента. Как правило, дети очень любопытны. Если у них на глазах взрослые начинают чем-то заниматься, то они обязательно поинтересуются. Вот этот момент и не надо упускать. А заметив усталость, отсутствие интереса и внимания, нужно переключать их на что-то другое, чтобы не вызвать негативных реакций. Сделать это лучше так, чтобы у ребенка создалось впечатление, что игра или занятие с родителями закончились не по его желанию, а по решению или желанию взрослого.
Поговорим о свободном времени младших школьников
Свободное время - важная социально-педагогическая проблема, охватывающая большой круг вопросов, связанных с потребностями, творческими возможностями личности, развитием способностей, организаторских умении, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру в целом.
Бессмысленное времяпровождение, пустые, а порой, и антигуманные забавы наших детей стали обычным явлением современного общества. Причин много: отсутствие хорошо оборудованных площадок, комнат школьника, недостаточность контроля и руководства досугом детей со стороны взрослых, неразвитость интересов, увлечений у ребят и др. Во дворах, скверах сегодня не часто можно встретить ребят, увлеченно играющих в «Бояре», «Прятки», «Классики». Незаметно стали уходить в прошлое народные игры, семейные традиции, дающие ребенку исполненную глубокого смысла содержательную, духовно богатую жизнь. Компьютеры, плевры, видео не могут заменить живое, эмоционально насыщенное общение, экспрессивное самовыражение ребенка в игре, реализовать природную потребность в движениях.
Однако было бы неправомерным возложить всю ответственность за организацию досуга детей на школу. Школа, конечно, должна приобщать младших школьников к полезной целесообразной деятельности, но занятость вне уроков необходимо обеспечивать в тесном контакте с семьёй.
Основная задача школы состоит в педагогическом просвещении родителей младших школьников, которое может осуществляться в различных формах: чтение лекций, проведение индивидуальных консультаций, стендовая информация и др.
Вот примерный перечень тем:
- Помогите ребёнку занять себя.
- Не пускайте на самотёк свободное время вашего ребенка!
- Как руководить досугом детей.
- Родителя м об умении ребенка организовывать самостоятельную
деятельность.
Проводя такую работу, важно обратить внимание родителей на то, что успех самостоятельных занятий, игр ребенка во многом зависит от умения их организовывать. Умение организовывать собственную самостоятельную деятельность включает в себя целый ряд простых организационных умений. Ребенок должен научиться выделять цель деятельности, планировать, реализовывать намеченное, осуществлять самоконтроль, самооценку.
Хотя все перечисленные умения обладают свойством широкого переноса, однако, при конкретном применении они зависят от специфики выбранного детьми занятия, поскольку именно вид деятельности обусловливает содержательную сторону каждого организационного действия.
И, конечно, все организационные умения тесно связаны между собой. Недостаточная сформированность одного из них влияет на уровень всех других умений и неизбежно снижает способность организовывать самостоятельную деятельность в целом. Будучи взаимосвязанными, они находятся в определенной иерархии. Соблюдая представленную выше последовательность их осуществления, можно выполнить и, соответственно, овладеть умением ее организовывать.
Каждое умение, в свою очередь, делится на операции, то есть способы их выполнения.
Организационные умения Способы их выполнения
1. Умение выделить цель дея- Определить, что делать, во что
тельности. играть.
2. Умение планировать. Подбор средств, предметов, про
думывание этапов работы.
З. Умение реализовать наме- Подготовка всего необходимого,
ченное. реализация способов действия.
4. Умение осуществить само- Контроль за процессом, сравне
контроль. ние результата с целью.
5. Умение осуществить само- Анализ результата деятельности
оценку. с позиции качества.
Рассмотрим каждое умение подробнее:
1. Умение выделить цель деятельности. Выбором тематики
игр, области художественного творчества и др. определяются интересы, эмоциональный настрой, а порой и вдохновение школьников.
2. Умение планировать. Суть его заключается в определении средств, условий, способов деятельности (действий), которые должны привести к достижению поставленной цели. Младший школьник не склонен к предварительному планированию какой либо длинной цепочки действий.
3. Умение практически реализовывать намеченное. Важно подчеркнуть, что практическая реализация намеченного бывает богаче, разнообразнее предварительного планирования. Это объясняется возрастными особенностями детей, а именно неспособностью совершать длительную внутреннюю работу, при которой сознательно и произвольно регулируются все побуждения и предстоящие действия. Поэтому взрослым следует одобрять разнообразие действий, появление новых задумок и т. п. в процессе осуществления занятий и игр детей.
4. Умение осуществить самоконтроль. В самостоятельной деятельности ребенка имеют место два вида самоконтроля: итоговый и процессуальный. Суть итогового самоконтроля заключается в сравнении полученного результата с поставленной целью, последующей коррекцией до полного исправления. Этот вид самоконтроля не затрагивает кода деятельности (последовательность, полноту, правильность действий). Процессуальный самоконтроль представляет собой сопоставление ребенком производимых действий с намеченной целью, осознание значимости каждого организационного действия для получения результата. В продуктивных видан деятельности (рисование, ручной труд и др.) важны два вида самоконтроля. Для игровой (двигательной) деятельности, собственно общения - характерен процессуальный самоконтроль.
5. Умение осуществить самооценку. Это умение включает в себя анализ процесса вь1полнения деятельности и полученного результата. Для продуктивных видов деятельности характерна оценка результата (продукта) и процесса выполнения. В непродуктивных видах деятельности оценивается лишь процесс их организации.
На основании всего вышесказанного можно заключить, что умение организовывать деятельность представляет собой усвоенную ребенком систему действий. Наличие интересов, личного опыта - необходимые условия, обеспечивающие умение самостоятельно заниматься играть.
Интерес служит основным мотивом, побуждающим ребенка к деятельности: чем шире, устойчивее интересы детей, тем больше шансов, что свободное время их пройдёт продуктивно и увлекательно.
Личный опыт - понятие весьма широкое. В аспекте данной проблемы под личным опытом понимается та часть базисных знаний, умений, навыков, которая усваивается детьми в процессе обучения на уроках, конкретный перечень этих знаний, умений и навыков содержится в программных документах. В самостоятельной деятельности особое значение имеют знания о способах действий, то есть операционные знания. Чем больше у ребенка их объем, тем больше разнообразия вносится в процесс выполнения задуманного. В пределах одного вида деятельности их объем может составлять несколько представляемых (идеальных) систем операций. Например, в аппликации: вырезание из бумаги, сложенной вдвое, гармошкой, способом обрывания и т. д. Таким образом, уметь организовывать самостоятельную деятельность по интересам - это значит:
- поставить цель (как провести свободное время, чем заняться), обдумать, что делать, рисовать, рассказывать и ) т.п.;
- наметить способы деятельности (действий), их последовательность, необходимую для достижения желаемого результата;
- заранее подготовить все необходимые предметы, игрушки и т. п. для выполнения намеченной работы, игры, а по окончании убрать в специально отведенное для этого место;
- реализовать задуманное, применяя разнообразные способы действий;
- следить за последовательностью выполнения организационных действий, сравнить полученный результат с намеченной целью (самоконтроль);
- оценить итоги своей работы (самооценка).
Для проявления самостоятельности ребенка в свободное время большое значение также имеет создание положительной эмоциональной атмосферы. Эмоции служат благоприятным фоном для выражения инициативы, творческих возможностей детей и др. Велика роль и волевых процессов: они помогают школьникам преодолевать возникающие трудности, проявлять усердие и настойчивость в достижении поставленной цели, в результате детских контактов происходит накапливание опыта межличностного общения,
гуманных отношений (сочувствие, сострадание и т, д.). В заключение лекции предлагаются памятки-ориентиры.
Уважаемые родители, бабушки, дедушки!
Ваш ребенок много времени проводит дома. Очень важно научить его проводить свободное время целенаправленно, разумно пользоваться предоставленной ему самостоятельностью. Помимо выполнения домашних заданий учителя и совместных с вами занятий (чтение книг, игры в шашки и т. д.), ребенок должен сапе организовывать свой досуг. Систематически помогайте ему, используя эту памятку. Прежде всего, создайте ему дома необходимые условия:
1. Проследите, чтобы у ребенка был четкий режим дня.
2. Отведите место для занятий за столом, для игр.
3. Создайте соответствующую этому возрасту предметно-игровую среду.
4. В наличии желательно иметь:
- различные атрибуты для игр, в которые любит играть ребенок (например, для игры в морское путешествие: шапку моряка, бинокль, компас, штурвал, якорь, канат и др.);
- для рисования: альбом, листы разных форматов, краски (акварель, гуашь, масляные и др.), сангину, пастель, мелки, карандаши, уголь, фломастеры, ластик, кисточки, баночки для воды;
- для лепки: пластилин, глину, стеки, дощечки, клеенку, тряпочку;
- для аппликации: различные наборы цветной бумаги, клей, ножницы, тряпочки, картон;
- для конструирования: строительные наборы, конструкторы для детей младшего школьного возраста;
- для ручного труда: коробки с разнообразными природными и бросовыми материалами, картон, ножницы; нитки, предметы для вышивания, выпиливания, выжигания и др.;
- различные настольно-печатные игры, рекомендованные для младших школьников;
- для художественно-речевой деятельности: книги, рекомендованные для детей начальной школы, наборы открыток, альбомы для марок, фотографий, диапроектор, диафильмы, пластинки с записями детских художественных произведении, сказок;
- для двигательной деятельности: мячи, гантели,скакалку, обруч, велосипед, лыжи, коньки, санки и т.д.
Если у ребёнка есть увлечения (чеканкой, макраме и др.), поместите на полке предметы, необходимые для этой деятельности.
Ребенок начальной школы должен проводить на воздухе в теплый
период приблизительно 5-6 часов, в холодный период 3 - 3,5 часа.
Следите, чтобы он был занят содержательной деятельностью, целесообразно организовывал время в течение дня. Для этого:
1. Чаще напоминайте, что нельзя тратить время зря, проводить бесцельно.
2. Поощряйте целесообразный, разумный выбор ребенком занятия, игры «Молодец, что нашел интересное занятие», «Очень хорошо, что ты с пользой провел свободное время» и т. п.
3. Следите за тем, чтобы ребенок достигал намеченного.
4. Выясните, что именно он собирается делать (что нарисовать, какую постройку
выполнить, с кем и во что поиграть и т. п.).
5. Уточните, как он будет это делать. Ребенок должен сам рассказать обо всех этапах работы (игры) от начала до получения результата. Поправьте его, если допущены ошибки, неточности. Можете задать необходимые вопросы: «А как ты будешь делать глаза ежику`?», «Как приклеишь колеса?, «Ты хочешь быть капитаном, а что ты будешь делать на корабле?».
- Проследите, чтобы до начала работы (игры) ребенок все приготовил и правильно расставил. Пример: для лепки он должен постелить клеенку, положить пластилин (глину), стеки, дощечки и лишь затем приступить к выполнению задуманного.
- Если ребенок испытывает затруднения, не торопитесь оказывать ему непосредственную помощь, побеседуйте с ним, выясните, в чем он испытывает трудности, дайте совет.
- Если ребенок бросает работу, не закончив ее, пытается переключиться на другой вид деятельности, необходимо побудить его к завершению работы (игры): «Ты почти все сделал, нужно завершить работ... Я очень хочу посмотреть на твой рисунок. Закончи его, а потом будешь с бабушкой играть в лото». В исключительных случаях можно оказать непосредственную помощь («Давай я помогу тебе вырезать кукле глаза, а ты их приклеишь» и т. п.).
- Когда ребенок закончит свою работу (игру), поинтересуйтесь, все ли у него получилось так, как было задумано, предложите исправить недостатки, неточности: «Ты все сделал так, как наметил? Тебе ничего не надо исправить? Посмотри на свою работу, ты так хотел ее выполнить, или что-то нужно изменить?».
6. Поощряйте увлеченность ребенка каким-либо занятием (ручным трудом,
рисованием, музыкой). Можно посоветоваться со специалистом в этой области и отдать ребенка в художественную школу, какой-либо кружок.
7. Если ребенок собирается на прогулку, поинтересуйтесь, как он будет проводить время, что хочет взять с собой. Одобрите интересные замыслы, в отдельных случаях можно дать совет: «Возьми с собой еще кегли», «Не забудь лопатку, почистишь снег» и др.).
8. Если ребенок пришел с прогулки, спросите, как он провёл время, чем занимался, с кем играл. Дайте свою оценку «Хорошо, что построил дворец из песка, наверное очень красивый получился!», «Молодец, что вместе с ребятами играл в футбол, кто из вашей команды больше всего забил голов? и т. п., можете дать совет «Я считаю, что ты напрасно не дал Диме покататься на велосипеде», «В морозную погоду не стоит сидеть на лавочке, лучше побольше двигаться» и др.
9. Если вы приходите с работы вечером, обязательно поинтересуйтесь, как ваш
ребенок провел день, внимательно рассмотрите сделанные им поделки,
рисунки. Если ребенок был занят игрой, рассматриванием (чтением) книг или
другими непродуктивными видами деятельности, побеседуйте с ним о том, что ему понравилось больше всего, что запомнилось. Дайте свою оценку («Молодец, что внимательно рассматривал книги, поэтому так много интересного мне сообщил», «Я считаю, что сегодня твои рисунки получились удачнее, особенно вот этот, на котором изображен осенний пейзаж»).
10. Проверьте, как ребенок справился с домашним заданием. Дайте оценку («Молодец, что на прогулке собрал осенние листья, расскажешь потом, на каком уроке ты их использовал», «Ты очень неаккуратно вырезал квадрат и треугольник, я считаю, что нужно переделать», «В этом упражнении допущены ошибки, нужно исправить»).
11. Не разрешайте ребенку подолгу сидеть перед телевизором, слушать магнитофон, проигрыватель. Старайтесь переключить его внимание на те виды деятельности, которые необходимо организовывать ребенка на этом возрастном этапе («Сказка закончилась, поэтому я считаю, что нужно выключить телевизор и найти другое занятие», «Тебе не стоит смотреть эту передачу, когда начнется вечерняя сказка, я тебя приглашу» и др.).
12. Не следует выбрасывать детские работы. Используйте их так, чтобы детям было приятно:
- Давай пошлём твои работы бабушке (другим родственникам, знакомым).
- Как много собралось твоих рисунков, аппликаций, нужно сделать из них альбом.
- Я отнесу твои поделки на работу, пусть посмотрят там, как ты проводишь свободное время, что умеешь делать.
- Скоро у дедушки (других родственников, друзей) день рождения - давай подарим ему твои поделки.
В практику работы школы должны прочно войти индивидуальные консультации для родителей. Предметом совместного обсуждения могут быть круг интересов ребенка, особенности волевых усилий, взаимоотношении со взрослыми и детьми, качество результатов проведенного досуга.
Общение учителя с родителями позволит наиболее глубоко проникнуть в мир интересов и увлечений ребенка, выявить уровень сформированности организованных умений и, в свою очередь, наметить перспективные линии в их совершенствовании.
Только совместными усилиями можно подвести младшим школьников к пониманию смысла пословиц:
- «Без дела жить - только небо коптить»;
- «Не будет скуки, если заняты руки»;
- «Потерянного времени не воротишь!».
Ошибки семейного воспитания
Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни, редко задумываясь о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. При этом в каждой семье бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит взрослых в тупик. И родители время от времени совершают ошибки.
Ошибка первая. Обещание больше не любить.
Родители часто недовольны тем, что дети оспаривают любую просьбу. По их мнению, отпрыски делают это назло и призывать их к здравому смыслу бессмысленно. Угрозы здесь также не действуют, в таких случаях многие используют своеобразную козырную карту: «Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить».
Однако эта угроза, как правило, быстро забывается. Дети прекрасно чувствуют фальшь. Единожды обманув, родители могут надолго потерять доверие ребенка - он будет воспринимать их как лживых людей. Лучше сказать так: «Я буду тебя все равно любить, но твое поведение не одобряю».
Ошибка вторая. Безразличие.
«Делай, что хочешь, мне все равно», - часто говорят родители, устав от каприз сына или дочери. Они не спорят, не ищут аргументы, не доказывают что-либо, считая, что незачем напрягаться и нервничать, так как ребенку пора учиться самому решать свои проблемы и готовиться к самостоятельной взрослой жизни. Но родители не должны показывать ребенку, что им все равно, чем он занимается. Почувствовав их безразличие, он немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее», причем проверка может заключаться в совершении изначально плохих поступков. Ребенок будет ждать, последует ли за проступок критика. Словом, замкнутый круг. Лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вовсе не нравится родителям, можно сказать, например: «Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но я хочу помочь, потому что люблю тебя, в любой момент, когда тебе понадобится моя помощь, можешь спросить у меня совета».
Ошибка третья. Слишком много строгости.
«Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная», - нередко утверждают мамы в разговоре с ребенком.
Дети должны слушаться старших беспрекословно - это самый
важный принцип в воспитании, многие родители считают, что детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут на шею.
Однако слишком строгое воспитание, основанное на принципах, не всегда понятных ребенку, напоминает дрессировку, в таких случаях ребенок будет беспрекословно выполнять все в присутствии родителей и сознательно забывать обо всех запретах, когда рядом нет. Убеждение лучше чрезмерной строгости, при необходимости можно сказать ребёнку: «Ты сделаешь сейчас так, как я говорю, а вечером мы спокойно всё обсудим».
Ошибка четвертая. Детей не надо баловать.
Детство короткая пора, и чтобы оно было прекрасным, в силах родителей избавить детей от многих трудностей. Так приятно угадывать и исполнять любое желание своего чада. Но избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Если держать их под колпаком родительской любви, это может привести к множеству проблем. Убирая буквально каждый камушек с дороги малыша, родители не делают ребенка счастливее. Скорее, наоборот, он часто ощущает свою беспомощность и одиночество. «Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу», - вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.
Ошибка пятая. Навязанная роль.
«Мой ребенок - мой лучший друг», - заявляют иногда родители.
Для них ребенок - главное в жизни, он смышленый, с ним можно поговорить обо всём. Он понимает их, как настоящий взрослый. Да, дети, бывает, делают все, чтобы понравиться своим родителям; ведь папа и мама для них главнейшие люди на свете, малыши даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых, к сожалению, при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.
Ошибка шестая. Денежная.
«Больше денег - лучше воспитание», - убеждены некоторые родители. Но любовь не купить за деньги. В семьях с невысоким достатком взрослые, бывает, делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался, родители не должны чувствовать угрызении совести, если не могут исполнить любое его желание. Любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для ребенка намного важнее содержимого кошелька родителей. Счастливым его делают не деньги, а осознание того, что он для родителей самый-самый.
Ошибка седьмая. Наполеоновские планы.
«Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью), я не позволю ему упустить свой шанс». Мечта многих любящих родителей, особенно тек, кто в детстве был лишен возможности заниматься балетом, учиться игре на пианино или играть в теннис, став родителями, они задавались целью дать детям самое лучшее образование, их не волнует, что ребенок этого не очень-то и хочет. Такие родители убеждены, что со временем дети оценят старания взрослых.
К сожалению, так бывает далеко не всегда. Часто блестящее будущее в воображении взрослых разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, например, музыкой. Он слушается взрослых, пока маленький, но затем, желая вырваться из клетки родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами - грубостью, уходом из дома и даже приемом наркотиков, поэтому при заполнении дня ребенка нужными и полезными занятиями не стоит забывать и о его желаниях, оставляя время для личных дел.
Ошибка восьмая. Слишком мало ласки.
«Поцелуй и прочие нежности не так уж и важны для ребенка». Некоторые родители считают, что ласки в детском возрасте приведут в дальнейшем к проблемам в личной жизни, что, кроме объятий и поцелуев, есть более нужные и серьезные вещи. Однако следует помнить, что дети любого возраста стремятся к ласке: она помогает им ощущать себя любимыми, придает уверенности в своих силах. Желание приласкаться должно исходить не только от родителей, но и от самого ребенка.
Ошибка девятая. Ваше настроение.
Из-за неприятностей на работе, плохих отношений в семье взрослые нередко «выпускают пар» на ребенка, многие уверены, что в этом нет ничего страшного. Достаточно потом приласкать малыша или купить давно обещанную игрушку - и все будет в порядке.
Когда взрослые, будучи в дурном расположении духа, запрещают что-то ребенку, а назавтра, когда настроение улучшилось, это же разрешают, он делает вывод: все равно, что и как я делаю, главное, какое у мамы настроение, однако если родители чувствуют, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком: «Когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты захочешь, а при плохом - постарайся быть ко мне снисходительным».
Ошибка десятая. Слишком мало времени для воспитания ребёнка.
«К сожалению, у меня совсем нет времени, так говорят своему сыну или дочери некоторые родители. забывая простую истину - родили ребенка, значит, надо и время для него найти, в противном случае их чадо будет искать родственные души среди чужих людей и быстро отдалится от собственных родителей, между ними вырастет стена непонимания, отчуждения, а может быть, и вражды. Разрушить такую стену бывает очень сложно. Даже если день родителей расписан по минутам, необходимо вечером найти хотя бы полчаса (здесь важнее качество), посидеть у кровати ребенка, поговорить с ним, напомнить о том, что несмотря на вашу занятость, он всегда может рассчитывать на родительскую помощь и поддержку.
Методика «Незаконченные предложения»
а) Эта методика используется для диагностики взаимоотношений родителей и учащихся (3 - 4 классов). Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей и родителей. Ни для кого ни секрет, что несовпадение точек зрения, взглядов, убеждений, мнений родителей и детей может привести к конфликтным ситуациям и проблемам в воспитании ребенка. Проанализировав ответы учащихся и их родителей, можно использовать их результаты для подготовки и проведения различных внеклассных мероприятий, как с родителями, так и с учащимися. Предложения для учащихся:
- Школа для меня - это...
- Класс, в котором я учусь, - это...
- Учителя для меня - это люди, которые...
- Мои одноклассники - это...
- Уроки для меня - это...
- Предметы, которые мне нравятся - это...
- Предметы, которые мне не нравятся, - это...
Предложения для родителей:
- Школа, в которой учится мой ребенок, - это...
- Класс, в котором учится мой ребенок, - это...
- Одноклассники моего ребенка - это...
- Учебные предметы, нравящиеся моему ребенку, - это...
- Предметы, которые не нравятся моему ребенку, - это...
б) Для изучения традиций и обычаев семей учащихся, нравственных ценностей семьи можно использовать такие незаконченные предложения.
Для учащихся:
- Я радуюсь, когда...
- Я огорчаюсь, когда...
- Я плачу, когда...
- Мне нравится, когда...
- Я верю, когда...
- Если у меня хорошие новости, то я...
- Если у меня что-то не получается, то я...
Для родителей:
- Я радуюсь, когда мой ребенок...
- Я огорчаюсь, когда мой ребенок...
- Я плачу, когда мой ребенок...
- Я злюсь, когда мой ребенок...
- Мне нравится, когда мой ребенок...
- Мне не нравится, когда мой ребенок...
- Я не верю, когда мой ребенок...
- Если у моего ребенка хорошие новости, то...
- Если у моего ребенка плохие новости, то...
- Если у моего ребенка что-то не получается...
Рекомендации родителям
1. Источники человеческих способностей следует искать в рамках критического периода развития - в возрасте от восьми до восемнадцати месяцев. Все, что познает и испытывает ребенок за эти немногие месяцы своей жизни, оказывает на его будущие интеллектуальные - способности большое влияние, чем аналогичный опыт в любой другой период его жизни.
2. Незаменимым, самым важным внешним фактором в жизни
ребенка является мать. Она оказывает влияние на все переживание ребенка в этот период больше, чем любой другой человек или какие-то внешние обстоятельства.
3. Количество слов «живого» языка, обращённых к ребенку (не следует смешивать их с тем, что говорится по телевидению, радио или другими людьми в разговоре между собой), имеет жизненно важное значение для развития базовых лингвистических, интеллектуальных и социальных навыков и умений ребенка. Исследователи пришли к заключению: «Лучшее, что можно сделать; чтобы гарантировать хорошее развитие сознания и формирования мышления у ребенка, это - обеспечить ему богатую впечатлениями и контактами жизнь в возрасте от года до пятнадцати месяцев».
4. Дети, которым разрешен свободный доступ к основному жизненному пространству квартиры или дома, прогрессируют в своем развитии гораздо быстрее, чем те, чьи возможности передвижения ограничены.
5. Системой, играющей самую важную роль в развитии ребенка, является семья. Чтобы вырастить здоровых, способных детей, необходимы устойчивые, дружелюбные взаимоотношения всех членов семьи, их добрые согласованные действия, как между собой, так и по отношению к детям.
- Лучшими из родителей окажутся те, кто преуспевает в выполнении трех ключевых функций:
- если они наилучшим образом спланируют и организуют внешнюю среду, в которой находится ребенок;
- если они будут разрешать детям обращаться к ним независимо от того, что это прерывает занятия взрослых на минуту-другую, чтобы дать ребенку возможность обменяться информацией или впечатлениями, чтобы успокоить малыша при возникновении у него неприятностей или дать ему необходимый в тот момент полезный совет;
- если они будут проявлять твердость в соблюдении порядка и дисциплины, но одновременно не будут скрывать своей любви, привязанности и заботы в отношении своих детей.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Законы, нормы и правила школьной жизни
1. Школа не может быть хорошей, если все её обитатели не любят её. Любить свою школу - это значит по-доброму уважительно относиться к детям и взрослым, быть готовым помочь родной школе и своим учителям, никогда ничего не ломать, вырастить в школе свой цветок и оставить о себе хорошую память.
2. Каждый учащийся независимо от возраста во всяком необходимом случае должен быть готов помочь в учебе своему товарищу.
3. С раннего детства запрещается говорить плохое о людях, которые тебя
окружают, искать и поддерживать в каждом всяческие достоинства, не
возноситься и испытывать радость от успеха каждого человека.
4. Брать от школы только хорошее.
5. Быть всегда открытым для счастья и доброты.
6. В школу нельзя приходить с кислым лицом. Помни: веселый человек больше знает, ярче живет, никому не завидует и создает вокруг себя атмосферу
удовольствия, следуй правилу, согласно которому юмор не должен мешать делу, и пусть твой юмор помогает жить другим.
- Умей ставить цели, умей преодолевать лень, вялость и бессилие, умей добиваться успеха и не пасуй перед трудностями.
8. Будь любознательным, старайся больше увидеть, услышать, понять, расспросить. Если ты не умеешь удивляться, значит, ты юный старик.
- Старайся всегда найти оригинальное решение любой проблемы, потому что нет большего удовольствия для человека, чем удовольствие от процесса и результата творчества.
- 10. Умей подавлять в себе дурное настроение, не поддавайся ему.
11.Старайся развить в себе 11 умений, без которых трудно шагнуть в ХXI
век.:
- много читать;
- слушать разнообразную прекрасную музыку;
- писать стихи, прозу, статьи, доклады, заниматься спортом;
- быть с компьютером на «ты»
- посещать театр, концертные залы;
- научись разбираться в технике и водить транспортные средства;
- учись быть интересным рассказчиком;
- учись слушать других;
- стремись достигнуть наилучшего результата в том, что тебе интересно;
- умей противостоять пошлости жизни: алкоголю, наркотикам, безделью.
12. Спи и ешь не больше, его нужно, а не то и жизнь проспишь и здоровье
проешь.
13. Не будь навязчивым в общении, учись дружить и будь в дружбе верным.
14. Постарайся меньше и реже дружить с глаголами: не знаю, не умею, не
понимаю.
15. Учись думать, возьми какую-нибудь мысль, тему, идею, проблему и
думай до тех пор, пока не придумаешь интересное решение.
16. Старайся как можно глубже изучить свои достоинства и недостатки,
научись понимать, ощущать и чувствовать, как относятся к тебе люди.
17. Умей относиться с сочувствием к несчастью и переживаниям другого
человека.
18. Постарайся понять и полюбить природу: кто не любит животных, то не
любит себя.
19. Люби столовую своей школы.
20. Составь программу (проект) своей жизни и постарайся её выполнять.
21. Научись быть красивым, опрятно одетым и привлекательным, поскольку
все это зависит в большей степени от самого человека. Окружающие часто
воспринимают нас такими, какими мы хотим себя видеть.
22. Научись быть всегда здоровым и жизнерадостным.
23. Если у тебя все валяется и ты ничего не можешь найти, то вряд ли этим
можно хвастаться.
24.Скучный человек, поставивший себе правилом жить в бытовом
однообразии, проживает только одну жизнь. Человек, ищущий
впечатлений, красоты, добра, проживает много интересных жизней.
25. Страна, в которой не проявляют достаточного уважения к старикам и
женщинам, никогда не будет великой.
26. Кто пишет много писем, обычно отличается высокой степенью
грамотности.
27. Тренировать память интересно и полезно. Запомни как можно больше
стихов, песен, прозы, историй, анекдотов.
28. Не обижай людей подозрением и недоверием.
29. Рассказывай одну и ту же историю много раз, каждый раз добавляя
новые штрихи и повороты.
30. Дорожи одиночеством, не транжирь его, поскольку одиночество – это
чудесное время осмысления, прочувствования, продумывания, строительства
себя.
31. Люби и умей создавать тишину, она зарок мудрости, долголетия,
свежести и красоты мысли и чувств.
32. Помни: дом славен гостями, научись их приваживать и принимать.
33. Умей готовить свои авторские блюда.
34. Научись понимать красоту цветов, камня, дерева.
35. Стремись всегда делать подарки, говорить комплименты,
дарить улыбки.
36. Просыпайся утром - с улыбкой, засыпай - с удовольствием.
37. Каждый день хотя бы одно хорошее дело, хотя бы одна новая мысль.
38. Как стать грамотным: читай, пиши письма, записки, учи стихи и
постоянно что-нибудь рассказывай другим, каждый раз изменяя свой
рассказ.
39. Относись к другу, даже если дружба закончилась, с тем же высоким
уважением, с которым относился к нему ранее.
40. Помни: есть геройство дьявольское - геройство разрушения, злобы, грубости, плоских шуток, пошлого пьянства, бессмысленного обжорства, соревнования в лени и есть геройство божественное, в основе которого лежит неистребимое желание быть счастливым самому и нести счастье людям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная система классного руководителя "Сотрудничество классного руководителя с родителями как средство формирования творческой личности"
Из опыта работы классного руководителя, победителя районного конкурса "Моя классная - самая классная, участника очного тура областного этапа Педагогического марафона классных руководителей...
Сотрудничество классного руководителя и родителей как одно из условий повышения творческой активности младших школьников
Сотрудничество классного руководителя и родителей как одно из условий повышения творческой активности младших школьников...
Сотрудничество классного руководителя и родителей как одно из условий повышения творческой активности младших школьников
Обобщение опыта работы классного руководителя с родителями....
Организация сотрудничества классного руководителя с родителями учеников.
Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества. Спонтанные плохо организованные собрания , встречи...
Сотрудничество классного руководителя с родителями
Выступление на педсовете из опыта работы по теме "Сотрудничество классного руководителя начальных классов с родителями"...
Методика и формы сотрудничества классного руководителя с родителями.
Материал данной презентации познакомит классных руководителей с разнообразными формами работы с родителями....