Планирование и отбор содержания деятельности классного руководителя с детским коллективом с целью формирования социально активной личности.
статья по теме
Без предвидения и предвосхищения ситуации будущего трудно целенаправленно и эффективно управлять педагогическим процессом. Поэтому и появилось педагогическое планирование и соответствующее данному процессу многообразие документов, называемых планами. И сейчас трудно представить жизнедеятельность образовательного учреждения без различных планов работы, в том числе и без плана воспитательной работы в классе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Е.Е.Будаева,
учитель высшей категории,
победитель национального
проекта «Образование» 2008 г.
МОУ “Средняя общеобразовательная
школа № 95 с углубленным изучением
отдельных предметов” г. Омска
Планирование и отбор содержания деятельности классного руководителя с детским коллективом с целью формирования социально активной личности.
Люди всегда пытались избежать неопределенности своего будущего. Неопределенность завтрашнего дня пугала человека, порождала у него чувство неуверенности в себе и в своих возможностях, сковывала его физические и духовные силы. Человек всячески стремился ранее и стремится сейчас прорваться за пределы горизонта дня сегодняшнего. В своем сознании он старается предвосхитить и предвидеть ситуацию завтрашнюю, чтобы сделать ее более предсказуемой и управляемой. Это стремление характерно не только для жизни человека или человечества в целом, но и для отдельных видов человеческой деятельности.
Без предвидения и предвосхищения ситуации будущего трудно целенаправленно и эффективно управлять педагогическим процессом. Поэтому и появилось педагогическое планирование и соответствующее данному процессу многообразие документов, называемых планами. И сейчас трудно представить жизнедеятельность образовательного учреждения без различных планов работы, в том числе и без плана воспитательной работы в классе.
Планирование позволяет не только значительно уменьшить неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий, а также упорядочить протекание процессов обучения и воспитания школьников.
Педагогическое планирование затрагивает различные сферы и стороны жизнедеятельности образовательного учреждения, в том числе и воспитательную работу в школьном и классных коллективах. Под планированием воспитательной работы в классе следует понимать процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе, организаторов и участников намечаемых дел, сроков их проведения.
Каждый педагог ясно осознает, что нельзя ограничивать воспитательное влияние на развитие личности учащихся рамками классного коллектива, поэтому должен направлять свои усилия на построение максимально открытой воспитательной системы. Формируя образ класса, классному руководителю необходимо предусмотреть участие своих воспитанников в общешкольных мероприятиях, в совместных делах со сверстниками из классов одной параллели, в работе с младшими и старшими школьниками. Целесообразно подумать и о том, чем жизнедеятельность класса может обогатить воспитательный потенциал общешкольного коллектива. Правильно поступают те классные руководители, которые стараются найти друзей класса в ближайшем социальном окружении. Ими могут быть родители, бабушки, дедушки, руководители кружков, клубов, секций, народные умельцы, ветераны войны и труда. Хорошими друзьями классных коллективов могут быть разные люди, отличающиеся по возрасту, характеру, профессии, политическим воззрениям, но схожие по двум очень важным качествам: во-первых, они чем-то (своим увлечением, жизненным опытом, талантом) интересны учащимся; и, во-вторых, они проявляют желание быть полезными детям. Часто такая позиция взрослых выказывает адекватную реакцию со стороны учащихся, которые также пытаются стать нужными для окружающих и стремятся охватить своей заботой нуждающихся в ней.
При планировании воспитательной работы в классе педагог должен определить ведущие направления жизнедеятельности классного коллектива. Этот выбор происходит исходя из сформулированных целей и задач воспитательной работы. Так, при формировании социально активной личности, рекомендуют использовать системно-ролевой подход. Целесообразность использования этого подхода в воспитательной работе с учащимися обосновал профессор Н.М.Таланчук. Он исходит из того, что процесс формирования личности происходит благодаря наследованию и приумножению человеком социальных ценностей. По мнению профессора, социальные ценности – это истины жизни, добытые опытом предыдущих поколений и существующие в виде знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми. Наследование социальных ценностей возможно лишь тогда, когда человек входит в какое-то сообщество и выполняет в нем определенные социальные роли. Н.М.Таланчук называет основные социумы и соответствующие им социальные роли:
- семья (роли: сыновне-дочерняя, супружеская, отцовско-материнская);
- трудовой (учебный) коллектив (роли: профессионально-трудовая, экономическая, организаторско-самоуправленческая, коммуникативная, педагогическая);
- общество (роли: патриотическая, национально-интернациональная, политическая, правовая, нравственная, экологическая);
- мир (интерсоциальные роли личности);
- Я-сфера (роли: материально-потребительская, духовно-потребительская, субъект учения, субъект самовоспитания, субъект творчества, психосаморегулятивная, целеутверждающая).
Для построения воспитательной деятельности на основе системно-ролевого подхода классный руководитель может избрать следующие направления при планировании дел в классе (предложено В.Т.Кабушем):
- «Я и общество»
- «Я и природа»
- «Я и моя школа»
- «Я и моя семья»
- «Я и мое «я»
Основные моменты деятельности классного руководителя:
- Совместное планирование мероприятий.
- Выборы актива класса и их обучение.
- Формирование групп в классе для выполнения различных поручений.
- Изучение способности к общению каждого ученика и на материале диагностики определение проблем в общении учащихся и организация коррекционной работы.
- Изучение исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах, их роли и значения для последующих поколений.
- Обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере общения.
- Проведение ролевых игр.
- Проведение экскурсий на предприятия.
- Проведение шефской работы учащихся в детских садах, детских домах, домах престарелых.
- Стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни школы и поселка.
- Изучение потребностей, интересов и желаний самих учащихся в организации и проведении внеклассных мероприятий.
- Привлечение родителей, бабушек, дедушек к участию в жизни класса и школы.
Работа по каждому направлению складывается из определенной совокупности форм и способов деятельности, которые выбираются исходя из личностных и профессиональных особенностей классного наставника, традиций класса и школы, своеобразием состава учащихся и их родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование социально активной личности, толерантной к окружающей среде.
В данном материале изложен опыт воспитательной работы в многонациональном классном коллективе....
Деятельность классного руководителя по формированию детского коллектива
Система коллективных поручений как основа формирования детского коллектива....
Проектная деятельность как технология формирования социально-активной личности младшего школьника
Проектная деятельность способствует формированию умения самостоятельно планировать свою деятельность, направлена на расширение кругозора учеников, формирует умение самостоятельно приобретать новые зна...
Формирование социально активной личности школьника средствами культурно-досуговой деятельности в условиях реализации ФГОС
выступление на семинаре классных руководителей...
Основные направления и содержание деятельности классного руководителя в контексте реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Основные направления и содержание деятельности классного руководителя в контексте реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...
«Деятельность классного руководителя по формированию детского коллектива в начальной школе»
В статье обобщен опыт работы по формированию детского коллектива в начальной школе....
Нормативно-правовая основа деятельности классных руководителей в работе с учащимися, находящимися в социально–опасном положении
Нормативно-правовая основа деятельности классных руководителей в работе с учащимися, находящимися в социально–опасном положении...