СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
статья

Первунинских Екатерина Васильевна

Актуальные вопросы организации внеурочной деятельности  в условиях ФГОС детей с билингвизмом

Скачать:


Предварительный просмотр:

Раздел: Актуальные вопросы организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

С ДЕТЬМИ БИЛИНГВИСТАМИ

Первунинских Екатерина Васильевна,

учитель начальных классов,

МБОУ №105 г. Челябинска

Проблема социализации детей, овладевающих русским языком как вторым,  в нашем регионе становится всё более актуальной в связи с расширением межнациональных культурных контактов между народами. В Челябинской области существует преимущественно естественный билингвизм. В семье ребёнок общается на таджикском, узбекском, татарском языках, а в школе – на русском.

Проблема билингвизма сама по себе не новая. Еще Л.С. Выготский назвал вопрос о многоязычии в детском возрасте одним «из самых сложных и запутанных», и в то же время он считал его «проблемой исключительной теоретической и практической важности» [1]. Но именно наше время сделало этот вопрос особенно актуальным и неотложным.

Билингвизм – это способность употреблять для общения две языковые системы, и  между   этими языковыми системами возможны различные взаимодействия, в том числе и коммуникативного характера. В ситуации бытового двуязычия у ребёнка обычно наблюдается равенство двух языков. Родители не предусматривают для ребёнка полный переход на второй язык, сами смешивают языки, не контролируют, не исправляют речь ребёнка. Однако, при общении со сверстниками ребёнку часто приходится использовать неродной язык, при этом возникают и закрепляются в речи многочисленные  ошибки. Именно такой билингвизм характеризуется наибольшими искажениями в фонетической и лексико-грамматической структуре второго (неродного)  языка.

Развитие ребенка-билингвиста зависит от множества сопутствующих факторов: медицинских, социально-бытовых, культурно-нравственных. Имеет значение всё: и в каком возрасте присоединился второй язык, и кто был носителем его языка, и отношение в семье и в обществе к самому проявлению двуязычия у ребенка.

Как же построить работу классного руководителя с такими детьми и их семьями?

Работа с семьей начинается с тщательного сбора речевого анамнеза. Для правильной диагностики важно выяснить особенности билингвизма (развиваются ли два языка параллельно с самого рождения ребенка, или второй язык присоединился позже; в каком возрасте присоединился второй язык; какой язык был первым; кто основные носители данных языков в окружении ребенка; в каких объемах и формах осуществляется общение на каждом из языков). После тщательного анализа собранных данных легче определить реальные особенности речевой компетенции и, что самое главное, - наметить зону ближайшего развития ребенка.

Родителей мы всегда стремимся сделать союзниками, ведь от их умения, терпения, доброжелательности во многом зависит успех нашей работы. Нами разработаны и своеобразные «обучающие тетради» для родителей из двуязычных семей.

Той же цели служит и активное включение родителей в жизнь классного коллектива – участие в театрализованных праздниках, конкурсах, присутствие на занятиях. Не менее важно создание доброжелательной обстановки в классном коллективе. Ведь школа – это мини-проекция нашего общества, и от того, как сложатся отношения в коллективе, будет зависеть и речевое развитие, и психологическое благополучие двуязычного ребенка. Здесь нам помогут и сюжетно-ролевые игры, и беседы, и шуточные сценки из повседневной жизни, и чтение национальных сказок с обсуждением прочитанного, и фольклорные конкурсы, праздники [2].

Таким образом, для организации продуктивной работы классного руководителя, воспитания и социализации двуязычных детей в условиях внедрения ФГОС необходимо создание следующих условий:

1) организация комплексной работы классного руководителя,   логопеда, преподавателя русского языка, педагога-психолога;

2) классный руководитель и служба сопровождения ребенка  должны донести до родителей двуязычных детей условия их успешного обучения, для чего необходимо налаживание положительного контакта с семьями учащихся;

3) создание условий для своевременной коррекции нарушений речи у ребёнка с двуязычием;

4) необходимо учитывать основные принципы педагогики: методичность, последовательность, регулярность.

От усилий классного руководителя во многом зависит, чтобы школьный этап стал началом именно интеграции ребенка в обществе.

Знание  русского языка для ребенка-билингвиста становится сегодня условием его успешной социализации, даёт возможность самореализации личности и дальнейшего получения образования.  

Список литературы

1. Выготский Л.С. К вопросу о многоязычии в детском возрасте. /В кн.: Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. – М., 1935.

2. Имедадзе Н.В. Управление процессом овладения вторым языком // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии /Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. М., 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование и отбор содержания деятельности классного руководителя с детским коллективом с целью формирования социально активной личности.

Без предвидения и предвосхищения ситуации будущего трудно целенаправленно и эффективно управлять педагогическим процессом. Поэтому и появилось педагогическое планирование и соответствующе...

Циклограмма работы классного руководителя.Основные направления деятельности классного руководителя.

Данный материал поможет классному руководителю в составлении плана воспитательной работы и системно запланировать воспитательную работу в начальной школе....

Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями

Как работать с родителями, какие формы работы применять, беседы с родителями и т.д....

Структура и содержание работы классного руководителя

Анализ опыта  работы в школе учителем и классным руководителем 1.     С помощью каких средств осуществляется трудовая деятельность.·...

Основные направления и содержание деятельности классного руководителя в контексте реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Основные направления и содержание деятельности классного руководителя в контексте реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...

Выступление на МО классных руководителей "Содержание и формы работы классного руководителя с родителями"

Содержание и формы работы классного руководителя с родителями «Главный метод воспитания детей — личный пример родителей».А. С. Макаренко.Педагоги школы, работающие с коллективом учащихся начальны...

Доклад на педагогическом совете по теме: «Профилактика в системе работы классного руководителя. Взаимодействие социально-психологической службы и классного руководителя » (из опыта работы)

Профилактическая работа – это своевременная деятельность , направленная на предотвращения возможных отклонений обучающихся, максимальное обеспечение социальной справедливости, создание условий д...