Рабочая программа внеурочной деятельности "Обыкновенное чудо" по экологическому воспитанию обучающихся 4 класса
рабочая программа (4 класс) на тему

Ольга Николаевна Доронина

Рабочая программа внеурочной деятельности "Обыкновенное чудо" направлена на привлечение внимания обучающихся к проблемам экологии родного края, формирование чувства ответственности за окружающий мир, способствует созданию условий для успешной самореалтзации детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gbou_sosh_270_obyknovennoe_chudo_4_klass.doc168 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 270 Красносельского района Санкт-Петербурга

РАССМОТРЕНО

на заседании МО  учителей _________________________

Протокол №______

от «____» июня 2014г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

______________________

«_____» июня 2014г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СОШ № 270

Санкт-Петербурга

____________Е.В. Журавлева

«______» ___________ 2014г.

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

ГБОУ СОШ № 270

Санкт-Петербурга

Протокол № ____

от «____» августа 2014 г.

Санкт-Петербург

2014

Содержание

стр.

Пояснительная записка                                                                                              1-4

Общая характеристика курса                                                                                        4

Описание ценностных ориентиров содержания курса                                             4-5

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса           7-9

Содержание курса                                                                                                    10-12

Тематическое планирование с определением основных видов

деятельности обучающихся                                                                                   13-21

Описание материально-технического обеспечения

образовательного процесса                                                                                        22

Список используемой литературы и источников                                                  22-23

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовой и документальной основой Программы внеурочной деятельности на ступени начального общего образования являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»,
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
  • Концепция духовно0нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
  • Концепция развития дополнительного образования детей, утверждена Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2914 №1726-р,
  • Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 №30-51-433/16),
  • «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении» (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 2 апреля 2002 3-51-28/13),
  • Гигиенические требования к условиям организации внеурочной деятельности.

Актуальность (педагогическая целесообразность) программы

Социально-экономические преобразования в России, так же как и процессы глобализации, определяющие базовые тенденции развития всего цивилизованного мира, приводят к качественному переосмыслению роли и значения отдельной личности, ее индивидуальных проявлений в социально-исторической динамике.

Конкретный человек из малозначащей статистической единицы преобразуется в ведущий фактор разрешения экологических, научно-технических, межэтнических, социально-экономических проблем, масштабы которых достигли в современном мире катастрофического уровня.

Актуальной становится такая организация образования, которая обеспечивала бы способность человека включаться в общественные и экономические процессы.

В постиндустриальном обществе, где решены задачи удовлетворения базовых потребностей человека, на передний план выдвигаются ценности самовыражения, личностного роста и гражданской солидарности.

Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2012-2015 годы, утвержденная приказом Минобразования России от 25 января 2012 г. № 193, рассматривает развитие дополнительного образования детей как одно из приоритетных направлений образовательной политики.

Немаловажное значение для полноценного развития личности в современных условиях, ее эффективного становления имеет экологическое образование, формирование экологического сознания, экологической культуры, чему уделяется пристальное внимание при изучении общешкольного курса «Окружающий мир». В 4 классе в рамках изучения раздела «Земля и человечество» обучающиеся знакомятся с Международной Красной книгой и выполняют проектную работу «Сокровища Земли под охраной человечества»

В Федеральных государственных стандартах общего образования на всех его уровнях заложены требования к экологическому образованию и развитию обучающихся, так как  именно в процессе обучения в школе на всех ступеньках образования каждый ребенок получает основу систематических знаний, происходит формирование его представлений о необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды; закладывается формирование основ экологической грамотности.

Однако необходимо построить учебно-воспитательный процесс на всех уровнях образования так, чтобы каждый ребенок смог получить новые знания, умения, навыки, выработать новые действия в процессе проектной, исследовательской, экспериментальной деятельности. Организация внеурочной деятельности школьников позволяет сделать реализацию этой цели более возможной.

Вид программы:  тематическая.

Новизна: при анализе опубликованных в Интернет-ресурсах и специализированной периодической печати (журналы «Начальная школа») программ экологического воспитания младших школьников  были выявлены три общих направления работы в данной области:

- структура программ определена механизмом включения в школьные предметы отдельных разделов  по экологии, а также проведение интегрированных уроков;

- долговременные программы сроком реализации 4 и более лет;

- кружковая работа.

Не выявлено аналогов предлагаемой  программы по следующим критериям:

- система занятий в рамках внеурочной деятельности обучающихся начальных классов;

- срок реализации – 1 год;

- на основе изучения растений Красносельского парка.

Целью программы является:

привлечение внимания обучающихся к проблемам экологии родного края; формирование чувства ответственности за окружающий мир;

создание условий для успешной самореализации обучающихся.

Для достижения цели предполагается решение следующей системы задач:

  1. обучающие – формировать знания об экологических проблемах современности и пути их разрешения, доступном школьникам;
  2. воспитывающие – формировать мотивы, потребности и привычки экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; формировать навыки по организации и использованию рабочего пространства и времени, умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор;
  3. развивающие – развивать систему интеллектуальных и практических умений по изучению и оценке состояния окружающей среды своей местности; развивать стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Для успешной реализации задач необходимо:

1.        обеспечивать единство и преемственность различных сторон образовательного процесса, межпредметную интеграцию знаний, умений и навыков;

2.        создавать условия, при которых обучающиеся:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;  
  • приобретают коммуникативные умения, работая в группах и представляя полученный результат;
  • развивают у себя исследовательские умения (выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения).

Возраст обучающихся: 10 – 11 лет.

Срок реализации программы: 1 год.

Объем программы: 68 часов (2 часа в неделю).

Режим занятий: программа предполагает одно двухчасовое занятие в неделю.

Ведущей формой организации занятий является групповая.

Наряду с групповой формой работы  во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход. Каждая тема состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит из заданий и занимательных упражнений для развития пространственного и логического мышления. 

Формы проведения занятий предполагаются как пассивные, так и активные. Часто используемые формы: беседа, рассказ, конкурс, проект, викторина, экскурсия, занятие на пленере, трудовой рейд, поход, встреча с интересными людьми,  фотосъемки, круглый стол, творческая работа.

Реже применяются такие, как: рассматривание гербария, фотографий, разгадывание и составление кроссворда,  соревнование, участие в учебно-исследовательской конференции на уровне школы, познавательная игра, телемост.

Система занятий выстроена так, что каждое последующее является логическим продолжением предыдущего. Содержанием бесед   и детских творческих и исследовательских работ являются растения Красносельского парка, человек и природа, экология. Весь материал можно условно разделить на тематические блоки:

- «Экологическая азбука»

- «Красносельский парк»

- «Природа глазами человека»

Первый блок является сквозным, поскольку охватывает содержание всех занятий. 

Ожидаемые результаты реализации внеурочной деятельности

Личностные   результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
7) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
6) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
8) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
9) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

Предметные результаты:
1) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
2) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
3) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
4) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Ожидаемые результаты для обучающихся:

- знакомство с особенностями растительного мира Красносельского парка, осознание единства и связей человека и природы, возникновение желания сделать конкретные шаги по сохранению окружающей среды;

- повышение самооценки обучающихся, их коммуникативных умений;

- знакомство с новыми формами работы (телемост с обучающимися городов РФ, круглый стол, создание видеоролика, презентации Microsoft PoverPoint).

Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце каждого раздела в виде естественно-педагогического наблюдения; выставки творческих работ или презентация проекта.      

 Итоговой работой по завершению темы  являются открытое занятие, игра, выставка, учебно-исследовательская конференция.

Контроль проводится посредством выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии, решения кроссвордов и загадок, наблюдения, тестирования, собеседования, самоанализа.

Формы подведения итогов: выставки творческих работ обучающихся, защита творческого проекта, представленного в электронном виде.

Итоговый продукт: 

Перечень некоторых экземпляров, находящихся в Красной книге СПб и Ленинградской области, произрастающих в Красносельском парке.

Учебно-тематический план

п/п

Название

темы

Количество часов

Теория

Практика

1

Введение в курс программы

2

2

Экологическая азбука

4

6

3

Наблюдение

2

2

4

Красносельский парк

8

6

5

Жизнь природы

6

4

6

Красная книга

4

2

7

Возьми под защиту

6

6

8

Чему мы научились

6

4

38

30

Всего часов:

68

Содержание

№ п/п

Тема

Теория

Практика

1.

Введение.

Знакомство с правилами поведения на занятиях и инструкциями по технике безопасности, с задачами, перспективами деятельности по программе.

2.

Экологическая азбука

Представление о многообразии взаимоотношений между человеком и природой. Сопереживание.

Создание экологических видеороликов.

3.

Наблюдение

Понятия «смотреть» и «видеть», «наблюдать»

Экскурсия на пришкольную территорию

4.

Красносельский парк

Растения Красносельского парка. Знакомство с видами растений. Перечень растений. Лекарственные и ядовитые растения.

Экскурсия в Красносельский парк

Составление кроссворда «Растения нашего парка»

5.

Жизнь природы

Природа в разные времена года. Эмоциональное восприятие пейзажей Красносельского парка в разные времена года.

Выполнение композиции «Красота вокруг нас»

6.

Красная книга

Знакомство с Красной Книгой Российской Федерации, Ленинградской области, некоторыми растениями, внесенными в них. Раскрытие основных причин сокращения численности этих видов, мер, необходимых для их охраны.

Составление загадок о растениях, вошедших в Красные книги Ленинградской области и Российской Федерации.

7.

Возьми под защиту

Выявление растений Красносельского парка, нуждающихся в особо бережном отношении со стороны человека. Обсуждение причин возникновения угрозы этим видам растений и возможности способствовать их выживанию.

Создание презентации Microsoft PoverPoint об одном из растений Красносельского парка.

8.

Чему мы научились

Обобщающие занятия. Тест.

Защита творческих проектов. Поход.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Дата проведения

Введение в курс программы (2 ч.)

1-2

Теория. Вводное занятие.

Экологическая азбука (10 ч.)

3-4

Теория. Многообразие взаимоотношений между человеком и природой.

5-6

Теория. Сопереживание.

7-8

Практика. Создание экологических видеороликов.

9-10

Практика. Создание экологических видеороликов. Представление социальной рекламы с использованием школьной системы распределенных дисплеев.

11-12

Практика. Участие в школьном трудовом рейде по уборке территории в парке.

Наблюдение (4 ч.)

13-14

Теория. Наблюдение – метод изучения природы.

15-16

Практика. Экскурсия на пришкольную территорию.

Красносельский парк (14 ч.)

17-18

Теория. Страничка истории парка.

19-20

Теория. Виды растений.

21-22

Практика. Экскурсия в Красносельский парк.

23-24

Теория. Обобщение наблюдений по результатам экскурсии.

25-26

Теория. Круглый стол на тему «Что я знаю о растениях Красносельского парка?»

27-28

Практика. Конкурс на лучшего знатока растений Красносельского парка.

29-30

Практика. Составление кроссворда «Растения нашего парка»

Жизнь природы (10 ч.)

31-32

Теория. Круговорот жизни растений. Однолетние и многолетние растения.

33-34

Теория. Весна и лето в парке.

35-36

Теория. Осень и зима в парке.

37-38

Практика. Рисование пейзажей Красносельского парка в разные времена года «Красота вокруг нас».

39-40

Практика. Оформление выставки работ. Проведение экскурсии по вернисажу.

Красная книга (6 ч.)

41-42

Теория. Красная книга Ленинградской области, Российской Федерации.

43-44

Теория. Почему они исчезают?

45-46

Практика. Составление загадок о растениях, вошедших в Красные книги Ленинградской области и Российской Федерации.

Возьми под защиту (12 ч.)

47-48

Теория. Редкие растения Красносельского парка.

49-50

Теория. Круглый стол «Возьми под защиту»

51-52

Практика. Создание презентации Microsoft PoverPoint об одном из растений Красносельского парка.

53-54

Практика. Создание презентации Microsoft PoverPoint об одном из растений Красносельского парка.

55-56

Практика. Создание презентации Microsoft PoverPoint об одном из растений Красносельского парка.

57-58

Теория. Школьная научно-исследовательская конференция «Возьми под защиту»

Чему мы научились (10 ч.)

59-60

Теория. Обобщающее занятие. Тестирование.

61-62

Теория. Защита творческих проектов. Телемост с обучающимися ГБОУ СОШ г. Краснодар

63-64

Теория. Защита творческих проектов. Телемост с обучающимися ГБОУ СОШ г. Кемерово

65-68

Практика. Поход на Ореховую гору.

Методическое обеспечение программы

Основой организации работы с детьми на занятиях   внеурочной деятельностью  является следующая система методов:

Примерное содержание занятий.

Введение в курс программы (2 ч.)

Занятие 1-2. Теория. Вводное занятие.

Знакомство с правилами поведения на занятиях и инструкциями по технике безопасности, с задачами, перспективами деятельности по программе. Беседа. «Мозговой штурм» на тему «Что я хочу узнать? Чему я хочу научиться? Что я могу рассказать другим?»

Экологическая азбука (10 ч.)

Занятие 3-4. Теория. Многообразие взаимоотношений между человеком и природой. 

Представление о многообразии взаимоотношений между человеком и природой. Рассказ. Рассматривание фотографий.

Занятие 5-6. Теория. Сопереживание. 

Рассказ. Просмотр готовых видеороликов об экологических проблемах в мире. Обсуждение. Беседа.

Занятие 7-8. Практика. Создание экологических видеороликов.

Беседа о правилах работы на компьютере, об условиях безопасного использования компьютера. Знакомство с компьютерной программой, позволяющей создать видеоролик с использованием фотографий и музыки из файлов. Создание на рабочих столах компьютеров нужных файловых папок.

Занятие 9-10. Практика. Создание экологических видеороликов. Представление социальной рекламы с использованием школьной системы распределенных дисплеев.

Беседа о правилах работы на компьютере, об условиях безопасного использования компьютера. Завершение видеороликов.

Занятие 11-12. Практика. Участие в школьном трудовом рейде по уборке территории в парке.

Наблюдение (4 ч.)

Занятие 13-14. Теория. Наблюдение – метод изучения природы.

Беседа. Упражнения, развивающие наблюдательность.

Занятие 15-16. Практика. Экскурсия на пришкольную территорию.

Встреча с учителем биологии. Рассказ об особенностях расположения почек на деревьях, структуры коры, формы кроны, продолжительности жизни деревьев. Самостоятельное наблюдение за растениями, произрастающими на пришкольной территории. Фотосъемка. Сравнение результатов наблюдений.

Красносельский парк (14 ч.)

Занятие 17-18. Теория. Страничка истории парка.

Встреча с руководителем краеведческого музея.

Занятие 19-20. Теория. Виды растений.

 Знакомство с видами растений: деревья, кустарники, травянистые. Перечень растений Красносельского парка, составленный по личным впечатлениям обучающихся с опорой на атлас-определитель, Интернет-ресурсы. Лекарственные и ядовитые растения. Рассматривание гербария.

Занятие 21-22. Практика. Экскурсия в Красносельский парк.

Уточнение и дополнение перечня растений Красносельского парка с помощью родителей обучающихся. Фотосъемка.

Занятие 23-24. Теория. Обобщение наблюдений по результатам экскурсии. Рассматривание фотографий, сделанных во время экскурсии. Составление кроссворда «Растения нашего парка»

Занятие 25-26. Теория. Круглый стол на тему «Что я знаю о растениях Красносельского парка?»

Занятие 27-28. Практика. Конкурс на лучшего знатока растений Красносельского парка. 

Примерное содержание заданий:

1) из предложенных гербариев выбрать содержащие образцы растений, произрастающих на территории  Красносельского парка;

2) отгадать загадки о растениях, произрастающих на территории  Красносельского парка;

3) узнать изображение плодов и семян, назвать растения;

4) составить пазл с изображением растения; определить, относится ли оно к перечню растений, произрастающих на территории  Красносельского парка;

5) узнать растение по описанию,

6) назвать растение, изображенное на фотографии (по результатам экскурсии).

Занятие 29-30. Практика. Составление кроссворда «Растения нашего парка»

Жизнь природы (10 ч.)

Занятие 31-32. Теория. Круговорот жизни растений. Однолетние и многолетние растения.

Рассказ. Рассматривание фотографий в Интернете.

Занятие 33-34. Теория. Весна и лето в парке. 

Беседа.

Занятие 35-36. Теория. Осень и зима в парке. 

Беседа.

Занятие 37-38. Практика. Рисование пейзажей Красносельского парка в разные времена года «Красота вокруг нас».

Занятие на пленере. По желанию – сочинение небольших стихотворений о временах года.

Занятие 39-40. Практика. Оформление выставки работ. Проведение экскурсии по вернисажу.

Оформление рисунков паспарту, печать (запись) стихотворений на листах бумаги формата А4. Оформление стендовой выставки в фойе школы. Подготовка «экскурсовода». Проведение экскурсии для обучающихся, посещающих ГПД.

Красная книга (6 ч.)

Занятие 41-42. Теория. Красная книга Ленинградской области, Российской Федерации.

Встреча с заведующим школьной библиотекой. Рассказ. Беседа. Рассматривание книг.

Занятие 43-44. Теория. Почему они исчезают?

Занятие на пленере. Зарисовки по результатам наблюдений: мусор, загазованность воздуха, небрежное отношение к растениям детей, равнодушие взрослых, неорганизованный выгул собак. Фотосъемка.

Занятие 45-46. Практика. Составление загадок о растениях, вошедших в Красные книги Ленинградской области и Российской Федерации.

Возьми под защиту (12 ч.)

Занятие 47-48. Теория. Редкие растения Красносельского парка.

Сбор информации. Выделение редких из общего списка растений, произрастающих на территории Красносельского парка.

Занятие 49-50. Теория. Круглый стол «Возьми под защиту»

Обсуждение вопросов:

- большие проблемы маленьких жителей планеты Земля (бездумное уничтожение цветущих травянистых растений);

- человек загрязняющий (почему люди загрязняют природу?)

- возьми под защиту (что Я могу сделать, чтобы помочь растениям?)

Занятие 51-56. Практика. Создание презентации Microsoft PoverPoint об одном из растений Красносельского парка.

Беседа о правилах работы на компьютере, об условиях безопасного использования компьютера. Знакомство с программой Microsoft PoverPoint и основными требованиями к оформлению презентаций. Основные требования к структуре презентации: титульный лист, цель и задачи работы, план работы, соответствие последующих слайдов плану, указание источников информации. Создание простой презентации (от 5 до 15 слайдов).

Занятие 57-58. Теория. Школьная учебно-исследовательская конференция «Возьми под защиту»

Защита проектов с использованием презентаций. К участию приглашаются все обучающиеся 4-х классов, подготовившие проекты в рамках изучения темы «Красная книга РФ» на уроках окружающего мира.

Занятие 59-60. Теория. Обобщающее занятие. Тестирование.

Занятие 61-62. Теория. Защита творческих проектов. Телемост с обучающимися ГБОУ СОШ г. Краснодар.

Представление наиболее ярких и глубоких проектных работ, представленных на учебно-исследовательской конференции. Заслушивание и обсуждение выступлений краснодарских школьников.

Занятие 63-64. Теория. Защита творческих проектов. Телемост с обучающимися ГБОУ СОШ г. Кемерово.

Представление наиболее ярких и глубоких проектных работ, представленных на учебно-исследовательской конференции. Заслушивание и обсуждение выступлений кемеровских школьников.

Занятие 65-68. Практика. Поход на Ореховую гору.

Сопровождают группу обучающихся родители, по возможности - учителя физической культуры и географии, заведующий краеведческим музеем. Наблюдение ландшафтов, географических особенностей местности. Рассказ о подвиге моряков-авроровцев. Возложение живых цветов к памятнику героям. Обустройство привала - установка палаток. Подвижные игры.

Развивающая среда занятий должна отвечать следующим требованиям:

  • обеспечивать непрерывный процесс развития ребенка;
  • восприниматься ребенком как целостная, неделимая на составные части;
  • обладать взаимосвязанностью обучающих и воспитательных воздействий, осуществляющихся последовательно в рамках образовательной среды;
  • отличаться четкостью и одинаковостью требований и образовательных ориентиров, которые выдвигают перед ребенком участники образовательной среды;
  • обеспечивать ребенку положительный эмоциональный фон.

Внимание, уважение, искреннее выражение чувств, доверие во  взаимоотношениях   педагога с детьми способствуют пробуждению и реализации внутреннего потенциала детей с разным уровнем развития. Свобода личного выбора позволяет понять и объяснить позитивные личностные изменения в ребёнке. Также свобода выбора стимулирует положительную оценку и принятие собственного «Я».

              Для успешной реализации программы необходимо  соблюдение следующих условий при организации занятий:

  • не использовать оценки «лучшего», «правильного» ответа или способа действия,
  • выбор вариантов ответов, действий признаётся  равноправным,
  • создается ситуация реализации собственных возможностей каждого ребенка  через использование технологии сотрудничества,
  • создаются условия, при которых дети сами определяют свои действия, планируют их; сами, практически без помощи педагога, добиваются положительных результатов,
  • создается   атмосфера эмоционального подъёма и комфорта.

Позиция педагога: развивать в детях уверенность в себе и своих товарищах; проявлять искреннюю заинтересованность в достижениях детей; обучать их эффективному взаимодействию в процессе групповой работы: умению слушать, распределять работу, оказывать помощь, обмениваться информацией и усилиями и др.; проявлять желание достичь более высоких результатов педагогической деятельности: анализировать и критически оценивать достигнутое, вносить изменения, стремясь улучшить результаты; снимать с детей чувство страха за ошибку, снимая с себя судейскую роль, не акцентируя внимание на недостатках, неудачах ребенка; не сравнивать между собой детей с разными учебными возможностями.

Материально-техническое оснащение:

- столы ученические;

- стулья ученические;

- мультимедиа - проектор;

- компьютеры;

- экран;

- гербарий;

- призы;

- канцелярские принадлежности (ножницы, бумага, краски, карандаши и т.п.)

Список используемой литературы и источников.

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»,
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
  3. Концепция духовно0нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
  4. Концепция развития дополнительного образования детей, утверждена Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2914 №1726-р,
  5. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 №30-51-433/16),
  6. «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении» (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 2 апреля 2002 3-51-28/13),
  7. Гигиенические требования к условиям организации внеурочной деятельности.

  1. Н.П.Майорова, Е.Е.Чепурных, С.М.Шурухт «Обучение жизненно важным навыкам» пособие для классных руководителей - «ОБРАЗОВАНИЕ – КУЛЬТУРА»  Санкт-Петербург, 2002
  2.  А.В.Гостюшин «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник для учащихся 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений – Москва «Астрель – АСТ», 2004
  3.  С.В.Рянжин «Экологический букварь» - Санкт-Петербург «Пит – Тал», 1996
  4.  А.А.Васильева, Н.О.Верещагина, И.Б.Козак «Город Красное Село» - Санкт-Петербург, Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2014
  5.  А.А.Плешаков «Зеленый дом» методическое пособие – Москва «Просвещение», 1997
  6.  Красная книга природы Санкт-Петербурга - http://liisa.ru/naturconserv.org/kkspb.html
  7.  Красная книга Ленинградской области, том 2 Растения и грибы - https://ru.wikipedia.org
  8.  Красная книга России - http://biodat.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшбный карандаш" для обучающихся 1, 3 классов.

         « Волшебный карандаш» является программой  общекультурной направленности. Программа составлена в соответствии с ФГОС, на основе Программы внеурочной ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшбный карандаш" для обучающихся 1, 3 классов.

         « Волшебный карандаш» является программой  общекультурной направленности. Программа составлена в соответствии с ФГОС, на основе Программы внеурочной ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Культура здоровья» для обучающихся 4 класса

Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельностиВнеурочная деятельностьКультура здоровьяКласс4Нормативные документы1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образов...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для обучающихся 7-11 лет в 1-4 классах «Озорной счёт»

Программа занятий внеурочной деятельности по математике в начальной школе (1-4 классы) составлена в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального обще...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Поиграй-ка" для обучающихся 3 класса

Актуальность  курса «Поиграй-ка!» для  развития ребенка.         Игра – это один из основных видов деятельности детей. Игра должна б...

Рабочая программа дополнительного образования по экологическому воспитанию «Экознайка» (подготовительная группа) на 2018-2019 учебный год.

Программа «Экознайка» предназначена для работы с детьми шести- семи лет . Программа построена на принципах и подходах развивающего образования и направлена на развитие ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………………………………… «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА» для обучающихся 1-4-х классов

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Занимательная грамматика» для 1-4 классов разработана на основе следующих нормативно – правовых доку...