РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………………………………… «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА» для обучающихся 1-4-х классов
календарно-тематическое планирование по русскому языку (1 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Занимательная грамматика» для 1-4 классов разработана на основе следующих нормативно – правовых документов:
Федеральный уровень:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Ст.12, 28; ст.12, ч.9; ст. 75, ч. 1 с изменениями и дополнениями от 01.05.2019 №85-ФЗ;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями на 31 декабря 2015 года);
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_zanimatelnaya_grammatika_1-4_klass_2020-2021_2.docx | 293.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования
Администрации муниципального образования Надымский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6
с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым
РАССМОТРЕНО И ОБСУЖДЕНО на заседании методической Школы воспитательной работы Протокол №___ от «___»_______2020 г. Руководитель мШВР _________ Д.Э.Ибрагимова | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым, ________Е.В.Чистякова «___»___________2020 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым, __________ В.А. Ткач |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
……………………………………
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»
для обучающихся 1-4-х классов
на 2020/2021 учебный год
Составил: учитель внеурочной деятельности высшей квалификационной категории Зимакова Татьяна Петровна |
Содержание программы.
1. Пояснительная записка.
2. Общая характеристика программы внеурочной деятельности
3. Описание места программы внеурочной деятельности
4. Описание ценностных ориентиров содержания программы внеурочной деятельности
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности в данном классе.
6. Содержание программы внеурочной деятельности
7. Тематическое планирование
8. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
9. Описание материально-технического и учебно - методического обеспечения рабочей программы.
- Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Занимательная грамматика» для 1-4 классов разработана на основе следующих нормативно – правовых документов:
Федеральный уровень:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Ст.12, 28; ст.12, ч.9; ст. 75, ч. 1 с изменениями и дополнениями от 01.05.2019 №85-ФЗ;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями на 31 декабря 2015 года);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 19.12.2014 №1598;
- Указ Президента РФ от 07.05.2012, №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
- Указ Президента РФ от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями на 19 июля 2018 года);
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 №729-р «О плане мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года №1726-р» (с изменениями на 30 марта 2020 года);
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №996-р «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 №1493 Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (с изменениями на 30 марта 2020 года);
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» (с изменениями и дополнениями от:29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г., от 22 мая 2019 г. №8);
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», от 4 июля 2014 года №41;
- Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 №03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 №09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»;
- Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях, Послание Президента Российской Федерации федеральному Собранию РФ от 22.12.2012 №ПР-3410;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Примерная основная образовательная программа. Основная школа. (Одобрена Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения федеральных государственных стандартов начального общего образования), (от 08.04.2015 №1/15, от 28.10.2015 №3/15);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 №ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» (Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, общеобразовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий);
- Инструктивно-методическое письмо от 16.03.2020 №03-28-2516/20-0-0 «О реализации организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий»;
- Письмо Министерства просвещения РФ от 07.05.2020 №ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий».
Региональный уровень:
- Закон ЯНАО от 27.06.2013 №55-ЗАО «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе»;
- Закон ЯНАО от 04.04.2012 №13-ЗАО «О нормативах и объёмах финансирования расходов на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях»;
- Протокол заседания Совета по управлению проектами при Губернаторе Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.12.2018 №13 «Об утверждении региональных проектов по реализации национального проекта «Образование»;
- Приказ Департамента образования ЯНАО от 05.03.2015 №383 «Об утверждении Плана основных мероприятий по формированию условий для развития дополнительного образования детей в сфере научно-технического творчества в системе образования Ямало – Ненецкого автономного округа»;
- Письмо Департамента образования Ямало – Ненецкого автономного округа от 13.05.2011 №801-15-01.1897 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Информационное письмо Департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.05.2012 №801-15-01/2431 «Об организации внеурочной деятельности учащихся»;
- Методические рекомендации по организации воспитательной работы в условиях введения ФГОС НОО и ООО для общеобразовательных организаций, протокол №4 от 18.12.2013 ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО»;
- Методика комплексной оценки индивидуального прогресса внеучебных достижений обучающихся. – Салехард: ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО», 2014. – 59 с.;
- Заседание координационного совета по внутриведомственному и межведомственному взаимодействию по вопросам здорового образа жизни и профилактике заболеваний №87 от 30.11.2016;
- Концепция развития естественно-научного образования в Ямало - Ненецком автономном округе, утверждена приказом департаментом образования ЯНАО от 25.01.2017 №102;
- Протокол совещания с руководителями органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и руководителями государственных образовательных организаций, подведомственных департаменту Ямало-Ненецкого автономного округа от 07.05.2020 №801-09/10 (п.5.2.5);
- Письмо ГАУ ДПО ЯНАО «Региональный институт развития образования» от 21.05.2020 №852-15/2189 «О реализации программ воспитания и социализации, программ внеурочной деятельности и дополнительных общеобразовательных программ в общеобразовательных организациях на территории автономного округа с применением дистанционных образовательных технологий».
Институциональный уровень:
- Устав муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов», г.Надым;
- Положение об организации внеурочной деятельности обучающихся в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым (протокол педагогического совета от 29.01.2019 №5);
- Положение о рабочей программе внеурочной деятельности МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов»,
г. Надым (протокол педагогического совета от 29.01.2019 №5).
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
- Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Занимательная грамматика» для 1-4 классов составлена на основе ФГОС НОО, и на основе авторской программы «Занимательный русский язык: Задания для развития познавательных способностей» Л.В. Мищенковой. Сборник программ внеурочной деятельности: 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. :Вентана-Граф, 2016.
Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно - ориентированных и культурно-ориентированных принципов, сформулированных в образовательной системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова.
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной грамматике”.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Формы занятий:
- по количеству детей, участвующих в занятии, - преимущественно коллективная, групповая, индивидуальная;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия: тренинг, практикум, семинар, творческая лаборатория;
- по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Технологии:
В процессе осуществления внеурочной деятельности будут осваиваться, и применяться:
- технология развития критического мышления,
- проектная технология,
- здоровьесберегающие технологии.
- Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 40 минут в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.
- Описание ценностных ориентиров содержания курса
Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения
в системе внеурочной деятельности;
- системность организации учебно-воспитательного процесса;
- раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса внеурочной деятельности
Личностные универсальные учебные действия:
У обучающегося будут сформированы:
-положительное отношение к грамотному письму, развитию речи ;
-интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей; -способность к самооценке на основе критериев успешности
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости изучения языка проектно-исследовательской деятельности мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
-устойчивого интереса к новым способам познания;
-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку своей работы;
-различать способ и результат действия;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
-высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных задач;
-владеть основами смыслового чтения текста;
-анализировать объекты, выделять главное;
-осуществлять синтез (целое из частей);
-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте;
-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
-подводить под понятие;
-устанавливать аналогии;
-оперировать такими понятиями, как проблем, наблюдение, умозаключение, вывод и т.п.;
Обучающийся получит возможность научиться:
-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
-использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
-допускать существование различных точек зрения;
-учитывать разные мнения, стремиться к координации;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы по существу;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-контролировать действия партнера;
-владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; -допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
- Содержание курса внеурочной деятельности
1 класс (офлайн)
№ п/п | Наименование (темы) | Кол-во часов | Содержание | Формы организации занятий офлайн | Основные виды деятельности офлайн |
1 | Страна Слов | 7 ч | Формирование умения правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов. Разыгрывание немых сцен Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Знакомство с толковым словарём. | Практикум, семинар, творческая лаборатория (фронтальная, коллективная) | Вводная беседа. Беседа - размышление. Решение тестов. Викторины. Просмотр видеофрагментов. Работа с информацией. Мини-выступления. Работа в тетради. Инсценирование стихотворения А.Шибаева Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу». Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов. Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. |
2 | Весёлое путешествие отАдоЯ | 9 ч | Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. .Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Разыгрывание ситуаций. | Игра, творческая лаборатория (коллективная работа, работа в малых группах, индивидуальная) | Ролевые игры. Беседа - размышление. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы». Головоломка «Заколдованные слова» Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника». Игра на внимание «Исправь ошибки». Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». |
3 | На карнавале слов | 16 ч | Работа со словарём. Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы. Инсценирование рассказов. Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны.
| Практикум, творческая лаборатория (фронтальная, коллективная, работа в малых группах, индивидуальная) | Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток». Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками «Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов. |
4 | Итоговое занятие | 1 ч | Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синонимами, антонимами, омонимам. | (фронтальная, коллективная, работа в малых группах, индивидуальная) | Представление результатов деятельности. |
Итого | 33 ч |
1 класс (онлайн)
№ п/п | Наименование (раздела) | Кол-во часов | Содержание | Формы организации занятий онлайн | Основные виды деятельности онлайн |
1 | Страна Слов | 7 ч | Формирование умения правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов. Знакомство с толковым словарём. Знакомство с толковым словарём. | Практикум, семинар, творческая лаборатория (фронтальная, коллективная) | Вводная беседа. Инсценирование стихотворения А.Шибаева sheba.spb.ru/bib/shibaev-zaruki-.htm Разыгрывание немых сцен https://dopobr73.ru/program/11917-russkii-yazyk-s-uvlecheniem Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Ауди книга |
2 | Весёлое путешествие от А до Я | 9 ч | Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Разыгрывание ситуаций. | Игра, творческая лаборатория (коллективная работа, работа в малых группах, индивидуальная) | Ролевые игры. Беседа - размышление. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы». Электронная книга http://lili-lilya2009.narod.ru/load/ehlektronnaja_kniga/volt_suslov_trudnye_bukvy/1-1-0-53 Головоломка «Заколдованные слова» Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». https://ru.wikipedia.org/wiki/Золотая_осень_(картина_Левитана) Игра «Исправь ошибку художника». Игра на внимание «Исправь ошибки». Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». |
3 | На карнавале слов | 16 ч | Работа со словарём. Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы. Инсценирование рассказов. Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. | Практикум, творческая лаборатория (фронтальная, коллективная, работа в малых группах, индивидуальная) | Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток». Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Ауди книга https://akniga.org/section/poeziya/ Игры со словами – двойниками «Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов. Ауди книга |
4 | Итоговое занятие | 1 ч | Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синонимами, антонимами, омонимам. | (фронтальная, коллективная, работа в малых группах, индивидуальная) | Представление результатов деятельности. |
Итого | 33 ч |
2 класс (офлайн)
№п/п | Наименование (раздела) | Кол-во часов | Содержание | Формы организации занятий офлайн | Основные виды деятельности офлайн |
1 | История возникновения письменности | 3 ч. | Как обходились без письма?
Древние письмена. Рисуночное письмо. Как возникла наша письменность? | практикум, семинар, творческая лаборатория, (коллективная, групповая, индивидуальная) | Творческое задание «Придумай свой алфавит». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки. Игра «Угадай символ». Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок». |
2 | Страна Орфография | 14 ч. | Меня зовут Фонема. Звуки-смыслоразличители. Фонемы гласные и согласные. «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения. Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игры со словами. Разгадывание ребусов. Ваши старые знакомые. Практическое занятие. Тренировочные упражнения. | творческая лаборатория, практикум (групповая) | Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия. Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Заучивание песенки - «запоминалки». Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака. |
3 | Учусь, учиться. | 4 ч. | Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Учимся делать выводы по: 1.Соответствию содержания целям, задачам и теме проекта 2.Соблюдению поэтапности исследования. 3.Логичности и последовательности изложения. 4.Стилистической и языковой Культуры изложения. 5.Умению чётко обобщать, формулировать и делать выводы. | практикум творческая лаборатория, (коллективная, групповая) | Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа. |
4 | Из чего «строятся» слова | 12 ч. | Строительная работа морфем. Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Секреты родственных слов. Тренировочные упражнения. Корень и главное правило. | тренинг, практикум (коллективная, групповая, индивидуальная) | Работа со словарями. Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками. Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Игра – собирание слов. Пересказ текста. |
Итого | 34 ч. |
2 класс онлайн
№п/п | Наименование (темы) | Кол-во часов | Содержание | Формы организации занятий онлайн | Основные виды деятельности онлайн |
1 | История возникновения письменности | 3 ч. | Как обходились без письма Древние письмена. Рисуночное письмо. Как возникла наша письменность? | практикум, семинар, творческая лаборатория, (коллективная, групповая, индивидуальная) | Творческое задание «Придумай свой алфавит». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки. Игра «Угадай символ». Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок». |
2 | Страна Орфография | 14 ч. | Меня зовут Фонема. Звуки-смыслоразличители. Фонемы гласные и согласные. «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения. Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игры со словами. Разгадывание ребусов. Ваши старые знакомые. Практическое занятие. Тренировочные упражнения. | творческая лаборатория, практикум (групповая) | Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «МояВообразилия. Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». https://mybook.ru/author/antuan-sent-ekzyuperi/malenkij-princ-otryvok/ Заучивание песенки - «запоминалки». Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака. |
3 | Учусь, учиться. | 4 ч. | Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Учимся делать выводы по: 1.Соответствию содержания целям, задачам и теме проекта 2.Соблюдению поэтапности исследования. 3.Логичности и последовательности изложения. 4.Стилистической и языковой Культуры изложения. 5.Умению чётко обобщать, формулировать и делать выводы. | практикум творческая лаборатория, (коллективная, групповая) | Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти https://www.youtube.com/watch?v=RiN540AuZKs Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа. |
4 | Из чего «строятся» слова | 12 ч. | Строительная работа морфем. Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Секреты родственных слов. Тренировочные упражнения. Корень и главное правило | тренинг, практикум (коллективная, групповая, индивидуальная) | Работа со словарями. Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками. Онлайн игры и тринажеры http://kid-mama.ru/category/russkij-yazyk/ Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Игра – собирание слов. Пересказ текста. |
Итого | 34 ч. |
3 класс (офлайн)
№ п/п | Наименование (темы) | Кол-во часов | Содержание | Формы организации занятий офлайн | Основные виды деятельности офлайн |
1 | Царство слов | 18 ч. | Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Составление тематического словаря о грибах. Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Экскурсия в прошлое (1 ч.) Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов. неологизмов в текстах . Встреча с зарубежными друзьями. | Практикум, семинар (коллективная, групповая, индивидуальная) | Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения».Шарады. Выбор из стихотворений слов- родственников. Встреча с Игра «Шесть и шесть». Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка». Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. |
2 | Страна сочинителей и риториков | 9 ч. | Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей. | Практикум (групповая) | Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов. Интеллектуальная игра «Умники и умницы». |
3 | Занимательное словообразование | 6 ч. | Анаграммы и метаграммы. Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Знакомство с происхождением имен. | Практикум (коллективная, групповая) | Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя». |
4 | подведение итогов | Олимпиада. | |||
Итого | 34 ч. |
3 класс онлайн
№ п/п | Наименование (темы) | Кол-во часов | Содержание | Формы организации занятий онлайн | Основные виды деятельности онлайн |
1 | Царство слов | 18 ч. | Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Составление тематического словаря о грибах. Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Экскурсия в прошлое (1 ч.) Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов. неологизмов в текстах . Встреча с зарубежными друзьями.
| Практикум, семинар (коллективная, групповая, индивидуальная) | Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Тематический словарь в картинках http://www.schoolpress.ru/products/books/element.php?id=69046 Игра «Эстафета». Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения».Шарады. Выбор из стихотворений слов- родственников. Ауди книга https://akniga.org/section/poeziya Игра «Шесть и шесть». Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка». https://skazki.rustih.ru/nikolaj-sladkov-ovsyankiny-sovety/ Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. https://gigabaza.ru/doc/177295.html |
2 | Страна сочинителей и риториков | 9 ч. | Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей. | Практикум (групповая) | Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов. Интеллектуальная игра «Умники и умницы». https://urok.1sept.ru/статьи/679820/ |
3 | Занимательное словообразование | 6 ч. | Анаграммы и метаграммы. Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Знакомство с происхождением имен. | Практикум (коллективная, групповая) | Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов. Творческая работа «Нарисуй свое имя». https://studfile.net/preview/1711250/page:3/ Дидактическая игра «Составь имя». |
4 | Подведение итогов | Олимпиада. | Олимпиадные задания | ||
Итого | 34 ч. |
4 класс офлайн
№ п/п | Наименование (темы) | Кол-во часов | Содержание | Формы организации занятий офлайн | Основные виды деятельности офлайн |
1 | Фонетика и орфоэпия | 8 ч. | Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись» наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха. Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражанияи.Познакомить с образованием звукоподражаний.. Развитие культуры речи. | Практикум, семинар (коллективная, групповая, индивидуальная) | Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика». Сравнение звукоподражаний разных языков Составление транскрипций. |
2 | Лексикология | 28 ч. | Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Работа по обогащению словарного запаса учащихся. Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с понятием «паронимы». Знакомство с историей образования древнерусских имен | Практикум (групповая) | Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Работа с этимологическим словарем |
4 | Подведение итогов | Олимпиада. | (индвидуальная) | Конкурс знатоков русского языка | |
Итого | 34 ч. |
4 класс онлайн
№ п/п | Наименование (раздела) | Кол-во часов | Содержание | Формы организации занятий онлайн | Основные виды деятельности онлайн |
1 | Фонетика и орфоэпия | 8 ч. | Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись» наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха. Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражанияи.Познакомить с образованием звукоподражаний.. Развитие культуры речи. | Практикум, семинар (коллективная, групповая, индивидуальная) | Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика». Сравнение звукоподражаний разных языков https://school-science.ru/7/3/40906 Составление транскрипций. https://easypronunciation.com/ru/english-phonetic-transcription-converter |
2 | Лексикология | 28 ч. | Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Работа по обогащению словарного запаса учащихся. Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с понятием «паронимы». Знакомство с историей образования древнерусских имен | Практикум (групповая) | Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. https://ru.wikipedia.org/wiki/Архаизм Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере https://ru.wikipedia.org/wiki/Русское_личное_имя Работа с этимологическим словарем http://endic.ru/rusethy/Rabota-3500.html |
4 | Подведение итогов | Олимпиада. | Олимпиадные задания | ||
Итого | 34 ч. |
V. Тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | Тема | вид занятий (теоретические или практические, количество часов) | формы и методы контроля на занятии | |
аудиторные | внеаудиторные | |||||
Страна Слов | 7 ч | В мире безмолвия и неведомых звуков. | 1 | Индивидуальный устный контроль | ||
В Страну Слов. Первые встречи. | 1 | Устный фронтальный контроль | ||||
К тайнам волшебных слов. | 1 | Контроль работы малых групп | ||||
К тайнам волшебных слов. | 0,5 | 0,5 | Устный фронтальный контроль | |||
Выбор друзей в Стране Слов. | 1 | Устный фронтальный контроль | ||||
К несметным сокровищам Страны Слов | 1 | Устный фронтальный контроль | ||||
Чудесные превращения слов. | 1 | Устный фронтальный контроль | ||||
Весёлое путешествие от А до Я | 9ч | В гости к Алфавиту. | 1 | Индивидуальный устный контроль | ||
В гости к Алфавиту. | 1 | Индивидуальный письменный контроль. Контроль работы малых групп | ||||
К тайнам звуков и букв. | 1 | Индивидуальный письменный контроль. Контроль работы малых групп | ||||
Встреча с Радугой. | 0,5 | 0,5 | Индивидуальный письменный контроль. Контроль работы малых групп | |||
В Страну Говорящих Скал. | 1 | Устный фронтальный контроль | ||||
В глубь веков на Машине времени. | 1 | Устный фронтальный контроль | ||||
В Королевстве Ошибок | 0,5 | 0,5 | Индивидуальный письменный контроль. Контроль работы малых групп | |||
В Страну Слогов. | 0,5 | 0,5 | Устный фронтальный контроль. Контроль работы малых групп | |||
Неожиданная остановка в пути | 1 | Индивидуальный письменный контроль. | ||||
На карнавале слов | 16 | В удивительном городе Неслове | 1 | Индивидуальный устный контроль Контроль работы малых групп | ||
Чудеса в Стране Слов. | 1 | Индивидуальный устный контроль | ||||
Чудеса в Стране Слов. | 0,5 | 0,5 | Устный фронтальный контроль. Контроль работы малых групп | |||
К словам разнообразным, одинаковым, но разным. | 0,5 | 0,5 | Индивидуальный устный контроль Контроль работы малых групп | |||
На карнавале слов | 1 | Индивидуальный устный контроль Контроль работы малых групп | ||||
На карнавале слов | 1 | Индивидуальный устный контроль Контроль работы малых групп | ||||
Конкурс знающих. | 0,5 | 0,5 | Индивидуальный устный контроль Контроль работы малых групп | |||
Новое представление. | 1 | Индивидуальный письменный контроль. Презентация «Развиваем память, внимание, воображение»: | ||||
Необычный урок. | 1 | Индивидуальный письменный контроль. | ||||
Следопыты развлекают детей. | 1 | Индивидуальный устный контроль Контроль работы малых групп | ||||
Прослушивание сказок, рассказов. | 1 | Устный фронтальный контроль. Контроль работы малых групп | ||||
К словам – родственникам. Почему их так назвали | 1 | Устный фронтальный контроль. Контроль работы малых групп | ||||
К словам – родственникам. Почему их так назвали | 1 | Индивидуальный письменный контроль. | ||||
| Экскурсия в прошлое | 1 | Индивидуальный устный контроль Контроль работы малых групп | |||
Полёт в будущее. | 1 | Индивидуальный устный контроль Контроль работы малых групп | ||||
Полёт в будущее. | 0,5 | 0,5 | Устный фронтальный контроль. Контроль работы малых групп | |||
Итоговое занятие. Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синомами, антонимами, омонимам. | 1 | Игры на развитие внимания: | ||||
Итого | 33 | 26 | 7 |
2 класс
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | Тема | вид занятий (теоретические или практические, количество часов) | формы и методы контроля на занятии | |
аудиторные | внеаудиторные | |||||
История возникновения письменности | 3 ч | Как обходились без письма? | 1 | Индивидуальный устный контроль | ||
Древние письмена. | 1 | Устный фронтальный контроль | ||||
Как возникла наша письменность? | 1 | Контроль работы малых групп | ||||
Страна Орфография | 14ч | Меня зовут Фонема. | 0,5 | 0,5 | Устный фронтальный контроль | |
Меня зовут Фонема. | 1 | Устный фронтальный контроль | ||||
Для всех ли фонем есть буквы? | 1 | Устный фронтальный контроль | ||||
Для всех ли фонем есть буквы? | 1 | Устный фронтальный контроль | ||||
Ошибкоопасные» места. | 1 | Индивидуальный устный контроль Видеоуроки для начальной школы https://videouroki.net/blog/nachalniyeKlassi/2-free_video/ | ||||
Ошибкоопасные» места. | 1 | Индивидуальный письменный контроль. Контроль работы малых групп | ||||
Тайны фонемы | 1 | Индивидуальный письменный контроль. Контроль работы малых групп | ||||
| Опасные согласные | 0,5 | 0,5 | Индивидуальный письменный контроль. Контроль работы малых групп | ||
Опасные согласные | 1 | Устный фронтальный контроль | ||||
На сцене гласные | 1 | Устный фронтальный контроль Видеоуроки для начальной школы https://videouroki.net/blog/nachalniyeKlassi/2-free_video/ | ||||
«Фонемы повелевают буквами». | 0,5 | 0,5 | Индивидуальный письменный контроль. Контроль работы малых групп | |||
Ваши старые знакомые. Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | Устный фронтальный контроль. Контроль работы малых групп | |||
Правила о непроизносимых согласных | 1 | Индивидуальный письменный контроль. | ||||
Правила о непроизносимых согласных | 1 | Индивидуальный устный контроль Контроль работы малых групп | ||||
Учусь, учиться. | 4ч | Волшебное средство – «самоинструкция». | 1 | Индивидуальный устный контроль | ||
Волшебное средство – «самоинструкция». | 0,5 | 0,5 | Устный фронтальный контроль. Контроль работы малых групп | |||
Память и грамотность. | 0,5 | 0,5 | Индивидуальный устный контроль Контроль работы малых групп | |||
Память и грамотность. | 1 | Индивидуальный устный контроль Контроль работы малых групп | ||||
Из чего «строятся» слова | 11ч | Строительная работа морфем | 1 | Индивидуальный устный контроль Контроль работы малых групп | ||
Где же хранятся слова? | ||||||
Поговорим обо всех приставках сразу | 0,5 | 0,5 | Индивидуальный устный контроль Контроль работы малых групп | |||
Поговорим обо всех приставках сразу | 1 | Индивидуальный письменный контроль. | ||||
Слова – «родственники» | 1 | Индивидуальный письменный контроль. | ||||
Кто командует корнями? | 1 | Индивидуальный письменный контроль Тест https://videouroki.net/tests/tiest-po-proiektnoi-dieiatiel-nosti.html | ||||
Кто командует корнями? | 1 | Устный фронтальный контроль. Контроль работы малых групп | ||||
Не лезьте за словом в карман!» | 1 | Устный фронтальный контроль. Контроль работы малых групп | ||||
Не лезьте за словом в карман!» | 1 | Индивидуальный письменный контроль. | ||||
| Пересаженные» корни. | 1 | Индивидуальный устный контроль Контроль работы малых групп | |||
Олимпиада. | 1 | |||||
Итоговое занятие. | 1 | |||||
Итого | 34 | 27 | 7 |
3 класс
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | Тема | вид занятий (теоретические или практические, количество часов) | формы и методы контроля на занятии | |
аудиторные | внеаудиторные | |||||
Царство слов | 18 | Сказочное царство слов | 1 | Индивидуальный устный контроль | ||
Путешествие в страну слов. | 2 | Устный фронтальный контроль | ||||
Чудесные превращения слов. | 2 | Контроль работы малых групп | ||||
В гостях у слов родственников. | 0,5 | 0,5 | Устный фронтальный контроль | |||
В гостях у слов родственников. | 1 | Устный фронтальный контроль | ||||
Добрые слова | 2 | Устный фронтальный контроль | ||||
Экскурсия в прошлое | 1 | Устный фронтальный контроль | ||||
Новые слова в русском языке | 2 | Индивидуальный устный контроль | ||||
Встреча с зарубежными друзьями | 1 | Индивидуальный письменный контроль. Контроль работы малых групп | ||||
Синонимы в русском языке | 2 | Индивидуальный письменный контроль. Контроль работы малых групп | ||||
Слова- антонимы | 0,5 | 0,5 | Индивидуальный письменный контроль. Контроль работы малых групп | |||
Слова- омонимы | 1 | Устный фронтальный контроль | ||||
Крылатые слова | 1 | Устный фронтальный контроль | ||||
Страна сочинителей и риториков | 9ч | В королевстве ошибок | 0,5 | 0,5 | Индивидуальный письменный контроль. Контроль работы малых групп | |
В королевстве ошибок | 0,5 | 0,5 | Устный фронтальный контроль. Контроль работы малых групп | |||
В стране Сочинителей | 2 | Индивидуальный письменный контроль. | ||||
Искусство красноречия. | 2 | Индивидуальный устный контроль Контроль работы малых групп | ||||
Праздник творчества и игры. | 1 | Индивидуальный устный контроль | ||||
Трудные слова | 0,5 | 0,5 | Устный фронтальный контроль. Контроль работы малых групп | |||
Трудные слова | 0,5 | 0,5 | Индивидуальный устный контроль Контроль работы малых групп | |||
Занимательное словообразование | 6ч. | Анаграммы и метаграммы. | 1 | Индивидуальный устный контроль Контроль работы малых групп | ||
Анаграммы и метаграммы. | 1 | Индивидуальный устный контроль Контроль работы малых групп | ||||
Шарады и логогрифы | 0,5 | 0,5 | Индивидуальный устный контроль Контроль работы малых групп | |||
Шарады и логогрифы | 1 | Индивидуальный письменный контроль. | ||||
Откуда пришли наши имена. | 1 | Индивидуальный письменный контроль. | ||||
Занимательное словообразование | 1 | Индивидуальный устный контроль Контроль работы малых групп | ||||
Подведение итогов. | Олимпиада | 1 | ||||
Итого | 34 | 27 | 7 |
4 класс
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | Тема | вид занятий (теоретические или практические, количество часов) | формы и методы контроля на занятии | |
аудиторные | внеаудиторные | |||||
Фонетика и орфоэпия | 7 ч | Что такое орфоэпия? | 1 | 0 | Индивидуальный устный контроль | |
Что такое фонография или звукозапись? | 1 | Устный фронтальный контроль | ||||
Звуки не буквы! | 1 | Контроль работы малых групп | ||||
Звучащая строка. | 0,5 | 0,5 | Устный фронтальный контроль | |||
Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. | 1 | Устный фронтальный контроль | ||||
«Пигмалион» учит орфоэпии | 1 | Устный фронтальный контроль | ||||
Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. | 1 | Устный фронтальный контроль | ||||
Лексикология | 28ч | Имена вещей. | 1 | 1 | ||
О словарях энциклопедических и лингвистических | 1 | |||||
В царстве смыслов много дорог. | 1 | |||||
Как и почему появляются новые слова? | 1 | |||||
Многозначность слова. | 1 | устный контроль Видеоуроки для начальной школы https://videouroki.net/blog/nachalniyeKlassi/2-free_video/ | ||||
«Откуда катится каракатица?» | 1 | Индивидуальный письменный контроль. Контроль работы малых групп | ||||
Об одном и том же- разными словами. | 1 | Индивидуальный письменный контроль. Контроль работы малых групп | ||||
Как возникают названия. | 0,5 | 0,5 | Индивидуальный письменный контроль. Контроль работы малых групп | |||
Слова – антиподы. | 1 | Устный фронтальный контроль | ||||
Фразеологические обороты. | 1 | Устный фронтальный контроль Видеоуроки для начальной школы https://videouroki.net/blog/nachalniyeKlassi/2-free_video/ | ||||
Словари «чужих» слов. | 0,5 | 0,5 | Индивидуальный письменный контроль. Контроль работы малых групп | |||
«Он весь свободы торжество». | 0,5 | 0,5 | Устный фронтальный контроль. Контроль работы малых групп | |||
Мы говорим его стихами | 1 | Индивидуальный письменный контроль. | ||||
Слова, придуманные писателями | 1 | Индивидуальный устный контроль Контроль работы малых групп | ||||
Слова уходящие и слова – новички. | 1 | Индивидуальный устный контроль | ||||
Словарь языка Пушкина | 0,5 | 0,5 | Устный фронтальный контроль. Контроль работы малых групп | |||
Смуглая Чернавка. | 0,5 | 0,5 | Индивидуальный устный контроль Контроль работы малых групп | |||
Паронимы, или «ошибкоопасные» слова | 1 | Индивидуальный устный контроль Контроль работы малых групп | ||||
Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». | 1 | Индивидуальный устный контроль Контроль работы малых групп | ||||
Какой словарь поможет избежать ошибок? | 0,5 | 0,5 | Индивидуальный устный контроль Контроль работы малых групп | |||
Словарь- грамотей | 1 | Индивидуальный письменный контроль. | ||||
Научная этимология. | 1 | Индивидуальный письменный контроль. | ||||
Какие бывают имена? | 1 | Индивидуальный письменный контроль Тест по проектной деятельности https://videouroki.net/tests/tiest-po-proiektnoi-dieiatiel-nosti.html | ||||
Древнерусские имена. | 1 | Устный фронтальный контроль. Контроль работы малых групп | ||||
Отчество и фамилия | 1 | Устный фронтальный контроль. Контроль работы малых групп | ||||
Олимпиада | 1 | Контроль | ||||
Итого | 34 | 27 | 7 |
Формы и виды контроля.
В процессе реализации программы используются следующие формы и методы контроля:
№ | Виды контроля | Цель организации контроля | Формы организации контроля |
1. | Предварительное выявление уровня знаний и умений | Выявление знаний, умений и навыков учащихся по курсу, который они будут изучать | Индивидуальный устный контроль |
2. | Текущий контроль | Осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся | Устный фронтальный контроль |
3. | Тематический контроль | Осуществляется периодически по мере прохождения нового раздела и имеет целью систематизации знаний учащихся | Комбинированный контроль |
4. | Итоговый контроль | Проводится по окончании каждого года обучения с целью выявления уровня знаний учащихся | Индивидуальный контроль |
Способы проверки результатов освоения программы:
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия: выставки творческих работ учащихся; мини – конференции, устные журналы, круглые столы.
VI. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 4-го класса
учащиеся должны знать:
-отличительные признаки основных языковых единиц;
- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
-слова, словосочетания, предложения, текста;
-основные орфографические и пунктуационные правила;
-о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;
учащиеся должны уметь:
-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
- различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
- пользоваться орфографическим., словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями
Ученик получит возможность научиться:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- находить источник нужной информации
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы учебных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- целеполагать (ставить и удерживать цели);
- планировать (составлять план своей деятельности);
- моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи,
отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
- Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Для учителя:
- Введенская, Л.А. и Саакьян, Р.Я. Наш родной язык. Пособие для учителя начальных классов. М.: «Просвещение», 2016. – 144 с.
- Волина, В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 2017. – 336 с.
- Волина, В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 2018 – 448 с.
Для обучающихся:
- Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В Русский язык. АО "Издательство "Просвещение" www.prosv.ru/umk/adapt0-9
- Большая Детская энциклопедия. Русский язык . Учебное пособие: 2017.- 159с.
- Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2018/ 2019 / RUS / PC Электронные ресурсы:
- http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"
Успешное овладение знаниями в начальных классах невозможно без интереса детей к учебе. Строгие рамки урока и насыщенность прграммы не всегда позволяет ответить на вопросы детей, показать им богатство ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная гармматика"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "занимательная грамматика" 3 класс и календарно - тематическое планирование к ней....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика 1-4 классы"
Пояснительная записка, календарное планирование "Занимательная грамматика"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" 1-4 классы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" 1 - 4 классы
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" 1 - 4 классы...