Внеурочная деятельность "Путешествие в страну слов"
методическая разработка (4 класс) по теме
В настоящее время уделяется большое внимание воспитанию личности детей. Во время внеурочной деятельности мы должны создать благопиятные условия для общения и взаимодействия детей друг с другом. Помочь наладить контак со сверстниками. данная пограмма учит общению с одноклассниками при помощи игровых ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_mir_zvukov.docx | 37.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
«Путешествие в страну звуков и слов
русского языка»
Направление внеурочной деятельности – общеинтеллектуальное
Срок реализации программы - 1 год (34 ч.)
Возраст обучающихся - 9-10 лет
Составила Цуканова В.П,
классный руководитель 3 «А» класса
ГБОУ СОШ №497
Санкт-Петербург
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы: на основе диагностических фактов с уверенностью можно сказать, что основная причина неуспеваемости по русскому языку заключается в том, многие дети приходят в школу, а значит и приступают к изучению грамматических правил, с недостаточно сформировавшейся устной речью. У детей наблюдается бедный словарный запас; учащиеся неправильно употребляют предлоги, приставки и окончания слов, затрудняются в правильной постановке ударений в словах. А поскольку письменная речь – это перенесение на бумагу речи устной, то она отражает все недостатки и аграмматизмы активного словаря человека. Данная программа помогает сформировать ту речевую базу, которая в дальнейшем поможет усвоить правила русского языка. Что же подразумевается под такой базой?
Это, во-первых, достаточно богатый и правильно систематизированный словарный запас при правильном понимании ребёнком смыслового значения слов и, во-вторых, устойчивое владение им грамматическими нормами языка в устной речи. А в дальнейшем письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний.
Также данная программа имеет цель социально адаптировать детей в новых социально – экономических условиях. В настоящее время особое место отводится воспитанию свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. В то же время, человек становится личностью только в общественной, в совместной деятельности. И его воспитание не должно быть абстрактным, личностно ориентированным вне времени. Воспитание призвано поддерживать, развивать и укреплять в человеке гуманность, пробуждать в нем стремление к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию. Социально - педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которых участвуют дети в рамках программы, основываются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для учащихся познавательных, социальных и духовных потребностях, так как цели и задачи проектно - исследовательской деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Поэтому деятельность учащихся в рамках реализации этой программы направлена не только на повышение уровня знаний в определённых областях, не только на развитие речи, но и на создание продукта, имеющего значимость для других, и этим данная программа отличается от имеющихся.
Проектно - исследовательская деятельность обучающихся в данной программе организуется таким образом, чтобы дети смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т.д. Данная программа готовит детей к самостоятельной исследовательской деятельности на второй ступени обучения. Большое значение данный курс имеет для учащихся, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знаний, что даёт возможность детям для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.
Общая характеристика курса
Курс внеурочной деятельности «Путешествие в страну звуков и слов русского языка» педагогически целесообразен, так как способствует разностороннему развитию индивидуальных способностей учеников. В рамках урока не всегда удаётся увидеть способности и интерес учащихся к определённым видам деятельности, развить желание у детей к активной продуктивной деятельности, научить детей самостоятельной организации своего свободного времени. Познавательно - творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного сотрудничества одноклассников, что несомненно является воспитательным эффектом. Данная программа предусматривает участие любого ученика, детей с разным уровнем интеллектуального развития. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.
Этот курс может быть реализован как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях младших школьников. Данная программа направлена на формирование готовности и способности детей к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию.
Развитие всех видов речи (устной, письменной), познавательных способностей, умение общаться со сверстниками, с учителями наиболее актуально именно в начальной школе. На второй ступени обучения ребёнок уже должен уметь отстаивать свою точку зрения, уметь находить ответы на вопросы самостоятельно, получать необходимую информацию и преобразовывать её, пользуясь справочной литературой, современными информационными технологиями. Развитие учащихся происходит только в процессе деятельности. Как известно, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Следовательно, обучение должно строиться с позиции деятельностного подхода.
Данный курс позволяет выявлять склонности детей к том или иным видам деятельности. Он формирует систему знаний, умений, навыков в избранном направлении, расширяет общий кругозор, коммуникативные умения школьников. Также он развивает опыт неформального общения, сотрудничества учеников.
Вся программа строится на следующих принципах:
- доступность, познавательность, наглядность;
- учёт возрастных особенностей;
- сочетание теоретических и практических форм деятельности;
- дифференцированный индивидуальный подход;
- психологическая комфортность.
В программе предусмотрены различные виды деятельности:
Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно- выработанным правилам).
Совместно - распределительная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).
Творческая деятельность (составление проектов, написание мини-сказок, стихов).
Итог подводится в конце каждого занятия с помощью цветописи: регулярная фиксация школьником своего настроения с помощью цвета позволяет педагогу проанализировать, какое настроение преобладает в классе, насколько одноклассники дружелюбны друг к другу, эффективна ли работа с коллективом. Привычка оценивать свое настроение важна и для ребёнка, она является стимулом более осознанного отношения к себе и к своей жизни, самоанализа и самовоспитания.
Описание места курса в учебном плане
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир».
Программа рассчитана на 34 часа в год, занятия проводятся 1раз в неделю, продолжительность занятия – 45 минут.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Цель и задачи курса
Цель данного курса: развитие устной речи и профилактика дизорфографии на основе комплексной системы развивающих занятий, а также формирование у младших школьников способов коммуникации, которые соответствуют принятым для определённой ситуации нормам и является эффективными.
Задачи:
- 1. На фонетическом уровне предполагается решение следующих задач:
- - развитие звукового анализа слов (от простых форм к сложным);
- - развитие фонематического восприятия, то есть дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики.
- - работа над слухоречевой памятью (развитие объёма слухоречевой памяти).
- 2. На лексическом уровне предполагается решение следующих задач:
- количественный рост словаря (за счёт усвоения новых слов и их значений);
- качественное обогащение словаря (путём усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний);
- формирование культуры речи (избавление от слов – паразитов, искажённых, просторечных, жаргонных слов);
- развитие слогового анализа и синтеза;
- наблюдение за явлениями синонимии и антонимии слов.
3. На синтаксическом уровне предполагается решение следующих задач:
- усвоение учащимися сочетаемости слов в предложении, осознанное построение предложений;
- обогащение фразовой речи учеников.
Система представленных на занятиях по развитию речи задач и упражнений позволяет решать все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий, воспитывающий.
Познавательный аспект
- Формирование и развитие связной выразительной речи, обогащение словарного запаса;
формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Развивающий аспект
Развитие и уточнение пространственно – временных представлений;
развитие внимания, памяти, мышления;
развитие анализаторов (слухового, зрительного и кинестетического), участвующих в акте речи, письма и чтения.
Воспитывающий аспект
Воспитание системы нравственных межличностных отношений (сотрудничество).
Планируемые результаты
Личностные результаты:
∙ осознавать роль языка и речи в жизни людей;
∙ эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
∙ понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
∙ обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
∙ определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
∙ учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
∙ учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
∙ находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
∙ делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
∙ преобразовывать информацию из письменной формы в устную: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
∙ оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
∙ слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
∙ выразительно читать и пересказывать текст слушателям;
∙ договариваться с одноклассниками и учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки, следовать им;
∙ учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты
Регулятивные УУД:
∙ самостоятельно формулировать тему и цели урока;
∙ составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
∙ работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
∙ в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
∙ перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
∙ пользоваться словарями, справочниками;
∙ осуществлять анализ и синтез;
∙ устанавливать причинно-следственные связи;
∙ строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
∙ адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
∙ высказывать и обосновывать свою точку зрения;
∙ слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
∙ договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
∙ задавать вопросы.
Содержание курса
На первом этапе работы привлекается внимание детей к работе артикуляционного аппарата с целью уточнения артикуляционных позиций и овладения речевыми мышцами. Постепенно необходимо приучать детей оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков, слов, связывая эти ощущения с акустическими раздражениями.
Также раскрывается взаимосвязь между буквой и звуком. Дальнейшая работа направляется на развитие звукобуквенного анализа и синтеза.
Параллельно с решением этих задач провидится также работа по оптико – пространственной дифференциации букв, которая включает в себя упражнения в конструировании букв, задания с «зашумленными» буквами.
Особое внимание уделяется развитию объёма слухоречевой памяти на повторении слов, фраз, стихотворений, чистоговорок, пословиц.
Дальнейшая работа проводится на уровне слова. В этот период с детьми обсуждаются лексические значения новых и устаревших слов. Для развития творческих способностей предлагается учащимся проектная деятельность «Я люблю русские слова», в ходе которой дети знакомятся с устаревшими словами, историей происхождения слова, его лексическим значением.
Работа на первом этапе завершается олимпиадой и круглым столом по презентации проектов.
Работа на втором этапе начинается с уточнения и расширения словарного запаса учащихся. На этом этапе дети знакомятся с явлением синонимии и антонимии слов, объясняется их суть. Далее ученики усваивают слоговую структуру слова. Проводятся различные игры и упражнения в анализе слов на слоговом уровне. Кроме игр и упражнений, для решения поставленных задач используется детская литература, особенно русские народные сказки и сказки русских писателей. Для развития творческих способностей учащиеся участвуют в проектной деятельности «Живое слово», где сами сочиняют зимнюю сказку или стихотворение. Этот этап завершается конкурсом «Занимательный ребус» по составлению ребусов и кроссвордов.
Третий этап начинается с работы над предложением. Дети учатся чувствовать синтаксическую основу предложения.
Работа над грамматическим оформлением предложения ведётся параллельно. Учащиеся учатся правильно согласовывать различные части речи (существительное с глаголом и существительное с прилагательным в роде и числе).
На синтаксическом уровне работы поводится несколько специальных занятий с целью формирования связной речи. На этом этапе для развития творческих способностей предлагается проектная деятельность «Родственные слова».
Важно отметить, что работа на занятиях всех трёх этапов предусматривает решение таких важных задач, как расширение и обогащение словарного запаса учащихся, а также формирование связной речи.
Для осуществления изложенной программы используются разнообразные игры: подвижные и дидактические (игры с мячом во время работы над дифференциацией гласных 1и 2 ряда, над ударными и безударными гласными, над согласованием слов в роде и числе; дидактические игры («Пирамида», «Незадачливый поэт», «Рассыпанные слоги») во время работы по формированию анализа и синтеза. Кроме этого, большое внимание уделяется такому методу, как моделирование, например, при формировании языкового анализа и синтеза на уровне звука, слога, предложения, при работе над ударением. Безусловно, используются и наглядные, а также словесные методы воздействия (беседы, рассказы, объяснения). Особое место отводится проектной деятельности.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Вид деятельности | Дата проведения |
1 | Строение и функции речевого аппарата | Тестирование на развитие сенсомоторного уровня речи и артикуляторной моторики по методики Т.А. Фотековой. Рассказ о строении речевого аппарата. Артикуляционная гимнастика. Дидактическая игра «Покажи правильно». Игры на развитие фонематических представлений «Определи, какой звук», «Конец слова за тобой». | |
2 | Фонематический анализ и синтез слов | Артикуляционная гимнастика, развитие правильного дыхания. Простые формы звукобуквенного анализа и синтеза (игры с мячом «Цепочка слов»). Сложные формы звукобуквенного анализа и синтеза (дидактические игры «Составь транскрипцию слов») | |
3 | Обозначение мягкости согласных на письме | Артикуляционная гимнастика. Моделирование деятельности по обозначению мягкости на письме (графические схемы). Игры с мячом («Продолжи ряд»). Дидактическая игра «Угадай задуманный звук» | |
4 | Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство | Игра с мячом «Цепочка слов». Дидактические игры «Назови слово с другим звуком», игра по командам «Назови слово с противоположным звуком». Моделирование «Угадай слово по транскрипции» |
|
5 | Работа над слухоречевой памятью. Разработка проекта «Я люблю русские слова» | Игры с мячом «Цепочка слов». Дидактическая игра «Повтори и не ошибись» (повторение слов, фраз, стихотворений, чистоговорок). Обсуждение проектов, выбор слов для учеников, рекомендации по реализации проекта. |
|
6 | Языковой анализ и синтез. Работа по развитию слухоречевой памяти Работа над проектом «Я люблю русское слово»
| Игра с мячом «Назови слово добавлением звука». Дидактическая игра «Угадай слово по транскрипции». «Повтори, не ошибись» (повторение пословиц, чистоговорок). Обсуждение проектов. Помощь и рекомендации по работе над проектами. | |
7 | Работа над зрительным гнозисом Обсуждение проектов | Игры с мячом («Цепочка», «Измени слово») Игры по реконструкции букв, составлению букв из элементов. Нахождение ошибок в печатном и рукописном тексте. Обсуждение проектов. |
|
8 | Олимпиада по русскому языку | Задания и упражнения на уровне слова, слога. Задание на моделирование слов. Ребусы и кроссворды. | |
9 | Круглый стол | Презентация проектов. | |
10 | Уточнение и расширение словарного запаса
| Тестирование по сформированности звуко-слоговой структуры слова. Рассказ о синонимах и антонимах. Нахождение в связном тексте слов близких по значению (синонимов). Игра с мячом «Скажи наоборот» |
|
11 | Слоговой анализ и синтез | Дидактические игры «Слоговая арифметика», «Рассыпанные слоги». Ига с мячом «Доскажи словечко». Игра «Телеграфисты» |
|
12 | Ударение в слове | Игры со словами -омонимами. Игра «Я редактор» (исправление ударений в словах). Упражнения на развитие дикции (скороговорки, пословицы). | |
13 | Работа со слогоритмическими схемами. Подготовка к проекту «Живое слово» | Выделение в устной речи и на письме ударных и безударных слогов. Моделирование слов (запись слогоритмических схем). Разбор сказки «Морозко» |
|
14 | Безударные гласные Подготовка к проекту «Живое слово» | Игры с мячом «Цепочка», «Измени слог». Дидактические игры « Цифровые слоговицы», «Рифмы» Чтение и обсуждение стихотворений о зиме. |
|
15 | Развитие слогового анализа и синтеза Подготовка к проекту «Живое слово» | Придумывание слов по графическим схемам. Игра «Рифмы». Обсуждение русских народных сказок и стихотворений на зимнюю тематику. |
|
16 | Круглый стол | Презентация проектов. |
|
17 | Работа над семантической стороной речи | Задания по лексическому значению слов. Работа со словарями. Дидактическая игра «Найди родственника» (работа с родственными словами. Шарады, ребусы. |
|
18 | Уточнение и расширение словарного запаса | Кроссворды со словами -синонимами. Игры с мячом «Скажи наоборот» (антонимы). Работа со словарём (составление кроссворда) |
|
19 | Слоговой анализ и синтез | Работа со словами, имеющими сложную слоговую структуру. Игры на тренировку слухового внимания. Схема предлогов. |
|
20 | Родственные слова | Игра с мячом «Продолжи ряд слов» Шарады Работа со словарём. |
|
21 | Образование новых слов | Игры по образованию новых слов. Работа со словарем. Кроссворд «Зимние виды спорта». | |
22 | Коррекция текстов | Игра «Я корректор» (учимся заменять повторяющиеся слова в тексте на синонимы). Работа со словарём. Игры на развитие слухового внимания. |
|
23 | Многозначные слова | Работа со словарём (объяснение лексического значения многозначных слов). Кроссворд к Дню Защитника Отечества. | |
24 | Работа с деформированным текстом | Игра «Я корректор». Слова- антонимы и игры с ними. Составляем ребус к 8 марта. | |
25 | Олимпиада | Ребусы, шарады, кроссворды. Графический диктант. |
|
26 | Круглый стол | Тесты для исследования навыков языкового анализа. Составление кроссвордов. | |
27 | Исследование грамматического стоя речи | Составление предложений из слов в начальной форме. Тест. |
|
28 | Работа с предлогами | Добавление предлогов в предложение. Моделирование предложений с предлогами. Игры с мячом. | |
29 | Работа со словосочетаниями | Игра с мячом «Скажи ласково». Игры и упражнения по согласованию прилагательного с существительным в роде и числе. Работа с деформированным текстом. | |
30 | Занимательные правила (грамматическое оформление предложений) | Игры «Ох и неполадки в Мишкиной тетрадке!», «Ключевое слово», «Сыщики». | |
31 | Работа над связной речью Подготовка к проекту «Родственные слова» | Устные сочинения – рассуждение на тему «Весна». Обсуждение проекта. | |
32 | Работа над связной речью Подготовка к проекту | Устное сочинение- описание на тему «Весна». Обсуждение проекта. | |
33 | Исследование связной речи Подготовка проекта | Тест. Обсуждение проекта. | |
34 | Круглый стол | Презентация проектов. |
Описание материально - технического обеспечения
Технические средства обучения:
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок - 1
Компьютер - 1
Мультимедийный проектор - 1
Интерактивная доска – 1
Экранно-звуковые пособия:
Аудиозаписи в соответствии с программой курса.
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике курса.
Оборудование класса:
Ученические двуместные столы (15 шт.) с комплектом стульев (30 шт.);
Стол учительский с тумбой (1 шт.);
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий (5 шт.);
Подставки для книг (30 шт.).
Учебно-методическое обеспечение курса:
Рабочая программа курса.
Практические работы.
Наглядный демонстрационный материал.
Разработки игр, викторин, олимпиад.
Словари. Материал для проектно- исследовательской деятельности.
Литература
- Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. -СПб., 1993.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 1991.
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб., 1997.
- ЛалаеваР.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция чтения и письма у младших школьников. – СПб., 2003.
- Яковлева Н.Н. Коррекция нарушений письменной речи – СПб., 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГАЗЕТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "Экскурсия в страну слов"
Данный материал содержит сведения о происхождении слов .Может быть использован как газета или для внеклассной работы по русскому языку....
Путешествие по Волшебной стране слов.
Урок-праздникЦели: обобщить знания, полученные при изучении Азбуки; развивать внимание к слову...
Открытое мероприятие по русскому языку во 2 классе "путешествие в страну слов" конспект урока и презентация. .
Конспект мероприятия с презентацией.Цель:развивать интерес к изучению родного языка, формировать положительную мотивацию школьной деятельности, формировать навык коллективной работы....
Программа факультатива по русскому языку "Путешествия в Страну Слов""
Факультативный курс по русскому языку "Путешествия в Страну Слов"....
КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.БОЛЬШАЯ БУКВА В ИМЕНАХ. УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СЛОВ.
ЦЕЛИ: обучающие – учить читать слова с йотированными гласными, закреплять знания о написании заглавной буквы в именах, в интересной форме дать новые знания о словах – именах и значении некоторых...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие в Страну слов" 3-4 класс
Программа кружка по русскому языку в 3-4 классах для внеурочной деятельности...
Занятие по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" "Первые встречи в стране слов".
Занятие по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" "Первые встречи в стране слов"....