КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.БОЛЬШАЯ БУКВА В ИМЕНАХ. УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СЛОВ.
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
ЦЕЛИ: обучающие – учить читать слова с йотированными гласными, закреплять знания о написании заглавной буквы в именах, в интересной форме дать новые знания о словах – именах и значении некоторых личных имен;
развивающие – развивать умение наблюдать, учить делать выводы, обобщать, развивать внимание и память, интерес к чтению и интерес к русскому языку, навыки самостоятельной работы, речь учащихся, скорость мыслительных операций, фонематический слух;
воспитательные – прививать желание учиться, навыки сознательной дисциплины и общего взаимодействия.
ТИП занятия: повторительно – обобщающий
МЕТОДЫ: аналитико – синтетические, дедуктивные, частично проблемные, дифференцированные
ФОРМА организации: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, дифференцированная
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vneklassnogo_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
В 1 КЛАССЕ
ТЕМА: БОЛЬШАЯ БУКВА В ИМЕНАХ. УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СЛОВ.
«МАТРЕШКА»
ЦЕЛИ: обучающие – учить читать слова с йотированными гласными, закреплять знания о написании заглавной буквы в именах, в интересной форме дать новые знания о словах – именах и значении некоторых личных имен;
развивающие – развивать умение наблюдать, учить делать выводы, обобщать, развивать внимание и память, интерес к чтению и интерес к русскому языку, навыки самостоятельной работы, речь учащихся, скорость мыслительных операций, фонематический слух;
воспитательные – прививать желание учиться, навыки сознательной дисциплины и общего взаимодействия.
ТИП занятия: повторительно – обобщающий
МЕТОДЫ: аналитико – синтетические, дедуктивные, частично проблемные, дифференцированные
ФОРМА организации: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, дифференцированная
ОБОРУДОВАНИЕ: модель Матрешки с заданиями, книжка – игрушка С.Маршака, набор карточек с заданиями, магнитная доска с буками, индивидуальные карточки с заданиями по вариантам, сигнальные карточки – полоски, индивидуальные конверты с сюрпризами(значения личных имен), плакат с изображением Матрешки с буквами, игрушки
Занятие рассчитано на 2 урока. Словарь урока – имена детей класса.
ХОД УРОКА
- МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
- Сегодня у нас необычный урок. Урок – путешествие в Страну Больших Букв. А помогать нам будет вести этот урок – игрушка. Угадайте, кто это?
(На доску крепится плат с изображением матрешки, вокруг нее в произвольном порядке буквы имени. Приложение 1)
- Найдите по порядку слово»Матрешка» и запишите его в тетради. Один человек будет это слово выкладывать на магнитной доске.
- Сколько слогов в этом слове? Покажите на сигнальных карточках. (Приложение 2)
- Буква Й обозначает один звук или два? Почему?
- Послушайте и посмотрите книжку – игрушку Самуила Маршака»Матрешка» (Приложение 3)
11. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
В Букваре читается хорошо читающими детьми текст об игрушках с их показом.
- Ребята, Матрешка дает нам задание. (На доске появляется плакат со слитным написанием слов КАКВАСЗОВУТ)
- Какие слова могут составить предложение?
- Что нужно сделать, чтобы получилось предложение?
- Как обозначить на письме начало и конец предложения?
- Напечатайте это предложение в тетрадь.
- Матрешка предлагает нам провести литературную викторину. (Задания для викторины учитель достает из кармашка модели Матрешки. Дети в тетрадях рисуют схемы этих слов.)
а. В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая – маленькая, всего один дюйм. Ее так и прозвали …
б. Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, говорит старикам: «Я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня …
в. Как зовут доброго доктора, который лечит зверей. птиц и насекомых в сказке К.И.Чуковского?
г. Как зовут малышей-коротышей из романа-сказки Н.Носова»Приключения Незнайки и его друзей»?
- Ребята, посмотрите какие выразительные имена у этих персонажей, и не нужно долго разгадывать, что они обозначают. Все понятно. Снегурочка – она из снега, Дюймовочка –за ее маленький рост(2,5см), Знайка – за его любознательность, Айболит – за то, что он лечит всех, у кого что-то болит. Но это сказочные имена. В жизни немного по-другому.
(На доске заранее напечатан текст»Лиза и Зина». Дети по цепочке читают тест.)
ЛИЗА И ЗИНА.
ЭТО ЛИЗА. У ЛИЗЫ КУКЛА ЗИНА. КУКЛУ ЗИНУ ИЗ РЕЗИНЫ КУПИЛА МАМА В МАГАЗИНЕ.
- Давайте этот текст превратим в стихотворение (Восстанавливаем текст, заменяя иллюстрации ключевыми словами)
РЕЗИНОВУЮ (ЗИНУ) ОНА БЫЛА РАЗИНЯ
КУПИЛИ В (МАГАЗИНЕ) РЕЗИНОВАЯ (ЗИНА).
РЕЗИНОВУЮ (ЗИНУ) УПАЛА ИЗ (КОРЗИНЫ),
В (КОРЗИНЕ) ПРИВЕЗЛИ. ИЗМАЗАЛАСЬ В (ГРЯЗИ).
-Давайте хором прочитаем это стихотворение.
-У нашей Матрешки много друзей. Вспомним ее друзей из сказки А.Толстого «Золотой ключик». Вы мне будете показывать на сигнальных карточках количество слогов в слове и показывать, на какой слог падает ударение:
-деревянный мальчик, девочка с голубыми волосами, черепаха, лиса, кот, владелец кукольного театра. Папа, ловец пиявок.
111. ПОВТОРЕНИЕ И АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
- Давайте вспомним – как пишутся имена.
- Запишите в тетради полную форму своего имени и свою фамилию.
- Запишите свое имя парой: полное имя – краткая форма.
-Теперь девочки запишут имя мальчика, а мальчики - имя девочки.
(Выборочная индивидуальная проверка в тетрадях)
- Давайте поиграем. Игра называется «Не ошибись». Я назову полное имя, а вы хором – краткую форму:
а) Василий. Николай, Виктор, Татьяна, Ирина.
-Теперь наоборот:
б) Оля, Петя, Лена. Вова.
-Назовите ласковую форму имени:
в) Настя, Нина, Лена.
-Подберите имена ребят нашего класса к схемам (Приложение 3)
( К схемам подходят имена Коля, Сережа, Александр; Катя, Марина, Елизавета)
-А теперь мы будем отгадывать лингвистические загадки от Матрешки. Запишите отгадки в тетрадь.
а) Имя девочки, которое пишется и читается одинаково в прямом и обратном порядке. Как ее зовут? (Анна, Алла, Ада)
б) В каком женском имени тридцать букв Я? ( Зоя)
в) В каком женском имени пол Я? (Поля)
г) Какое женское имя состоит из двух гласных? (Ия)
д) Что принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (Имя)
IV. ПОВТОРЕНИЕ. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
-Послушайте стихи-дразнилки, которые наши ребята выучили к этому уроку.
1. МАРЬЮШКА, МАРУСЕНЬКА, МАШЕНЬКА И МАНЕЧКА
ПОБЕЖАЛИ В ЛАВОЧКУ И КУПИЛИ ПРНИЧКА.
- АНДРЕЙ-ВОРОБЕЙ, НЕ ГОНЯЙ ГОЛУБЕЙ.
ГОЛУБИ БОЯТСЯ, НА КРЫШУ НЕ САДЯТСЯ.
- КОЛЯ, КОЛЯ, НИКОЛАЙ, СИДИ ДОМА, НЕ ГУЛЯЙ.
ЧИСТИ КАРТОШКУ, ЕШЬ ПОНЕМНОЖКУ.
- ВОВА, ВОВА-КАРАПУЗ СЪЕЛ У БАБУШКИ АРБУЗ.
БАБУШКУ РУГАЕТСЯ, ВОВА ОТПИРАЕТСЯ!
- ЭТО, БАБУШКА, НЕ Я! ЭТО- КОШЕЧКА ТВОЯ!
5. СТЕПАНУШКА, СТЕПАН, НАИЗНАНКУ КАФТАН,
ШАПКА НОВАЯ С ПЕРОМ, РУКАВИЧКИ С СЕРЕБРОМ.
ХОДИТ ОН, СЕМЕНИТ, КОЛОКОЛЬЧИКОМ ЗВЕНИТ.
-Вам понравилось? А почему так назвали - дразнилки? А вы знаете какие-нибудь? Попробуйте дома придумать свои дразнилки.
- Матрешку мы развеселили,а теперь попробуем угостить ее чем-нибудь вкусным. Она очень любит сладкое. Ее дома даже зовут Матрена-сластена. (На доске магнитными буквами выложены слова-анаграммы, один ученик работает на карточке тетради):
На доске : Карточка:
ФИРЗЕ зефир ТЕСАМАН сметана
ФЕКОНТА конфета РИКЕФ кефир
ЛАХАВ халва ОКОМОЛ молоко
ЛИВКИС сливки БАРЗУ арбуз
- Какое слово лишнее? Почему?
-Матрешка осталась довольна нашим угощением. Для вас, для каждого, она прислала зашифрованные послания на листочках. У вас на столе лежит конверт, а в нем задание. Слова вы должны расшифровать и напечатать их столбиком в тетради, подчеркнув лишнее слово. Через 5 минут мы будем проверять задание.
(Задания дифференцированные, 4 уровня сложности. Самые сложные задания выполняют ученики на магнитных досках)
1уровень ( складывая слоги, написать имя сказочного героя) :
МАЛЬ ВИ НА АЙ БО ЛИТ
СНЕ ГУ РОЧ КА НЕ ЗНАЙ КА
ДЮЙ МО ВОЧ КА ДУ РЕ МАР
- уровень (вставить пропущенные буквы):
З.АЙ .А ЗНАЙКА Т . Б . К ТЮБИК
П . Л . К. ПУЛЬКА М . Т . Е . .А МАТРЕШКА
. У . А Т . . О БУРАТИНО
- уровень(решить лингвистические примеры):
КА ЛО О Л Р ЛО
ДЖУ О О ЗЕ П ПЕ
КА РА СО СО БАСК К
ДУ Е Е РЕ ЛО ЛО МАР
АР РЫ РЫ ТЕ М НА НА ОН
БУ Н Н Л Ь КА
- уровень(задание олимпиадного характера):
боАйлит.
лиЖ-лыб торкдо боАйлит. нО ылб рымдоб. лаБы у кторадо лазя растсе рарваВа. льшеБо госев ан тевес лилюб йбоАлит рейзве. У гоне лижи йцыза, лочбеки, нарово. аН венади илж люкочий же. В дусунке илиж лыбее шимы.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- Матрешка приготовила вам еще один сюрприз. У каждого в конверте лежит розовый листок, достаньте его. Что там написано? У каждого – его имя. А на обратной стороне листка – значение вашего имени. Это вы прочитаете дома.
-Придумайте дразнилку (по желанию)
-В Букваре прочитать текст про Матрешку, отгадать кроссворд и нарисовать героиню нашего урока.
VI. ИТОГИ УРОКА, ВЫСТАВЛЕНИЕ ОТМЕТОК
- Чем вам запомнился урок Что интересного вы узнали об именах Вы отлично поработали на уроке, порадовали и меня, и Матрешку. Спасибо вам!
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок путешествие: «Путешествие в страну Грамматику.»
Цель и задачи урока: Расширить и закрепить у учащихся знания и навыки по грамматике, убедить, что грамматика – не свод скучных и трудных правил, а увлекательная наука о знаках...
Урок-путешествие ""Путешествие в страну Грамматику"
Конспект урока по русскому языку для 3 класса. Урок - путешествие "Путешествие в страну Грамматику"...
УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ "ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗДОРОВЬЕ"
В век технического прогресса и развития космических технологий, как вы думаете, что всего дороже? Конечно же здоровье! Здоровье человека – это главная ценность в жизни. Здоровье не купишь за деньги. Б...
Конспект урока по теме "Большая буква в именах, отчествах и фамилиях"
Урок поможет организовать изучение темы "Большая буква в именах, отчествах, фамилиях"...
Конспект урока русского языка " Заглавная буква в именах, фамилиях и отчествах" по программе " Планета знаний"
Развёрнутый конспект урока с презентацией...
Конспект урока на тему: «Большие буквы в именах людей»
Технологическая карта урокаПредмет:Русский языкКласс: 2Дата: 12.02.2020 г.Тема урока: «Большие буквы в именах людей»Учитель: Хуснутдинова А.А.Цель урока:Познакомить учащихся с правописание...
Интегрированный урок-путешествие "Путешествие в страну "Фантазия"
ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФАНТАЗИЯКомбинированный урок литературного чтения и астрономической пропедевтики в 4 классеТема урока: Путешествие в страну ФантазияТип урока: Урок-игра, урок-путешествие. Ц...