КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.БОЛЬШАЯ БУКВА В ИМЕНАХ. УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СЛОВ.
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Анохина Юлия Леонидовна

ЦЕЛИ: обучающие – учить  читать слова с йотированными гласными, закреплять знания о написании заглавной буквы в именах, в интересной форме дать новые знания о словах – именах и значении некоторых личных имен;

             развивающие – развивать умение наблюдать, учить делать выводы, обобщать, развивать внимание и память, интерес к чтению и интерес к русскому языку, навыки самостоятельной работы, речь учащихся, скорость мыслительных операций, фонематический слух;

            воспитательные – прививать желание  учиться, навыки сознательной дисциплины  и общего взаимодействия.

ТИП занятия: повторительно – обобщающий

МЕТОДЫ: аналитико –  синтетические, дедуктивные, частично  проблемные, дифференцированные

ФОРМА  организации: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, дифференцированная

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_vneklassnogo_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО  ЗАНЯТИЯ  ПО  РАЗВИТИЮ РЕЧИ

В  1  КЛАССЕ

ТЕМА: БОЛЬШАЯ БУКВА В ИМЕНАХ. УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СЛОВ.

            «МАТРЕШКА»

ЦЕЛИ: обучающие – учить  читать слова с йотированными гласными, закреплять знания о написании заглавной буквы в именах, в интересной форме дать новые знания о словах – именах и значении некоторых личных имен;

             развивающие – развивать умение наблюдать, учить делать выводы, обобщать, развивать внимание и память, интерес к чтению и интерес к русскому языку, навыки самостоятельной работы, речь учащихся, скорость мыслительных операций, фонематический слух;

            воспитательные – прививать желание  учиться, навыки сознательной дисциплины  и общего взаимодействия.

ТИП занятия: повторительно – обобщающий

МЕТОДЫ: аналитико –  синтетические, дедуктивные, частично  проблемные, дифференцированные

ФОРМА  организации: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, дифференцированная

ОБОРУДОВАНИЕ: модель Матрешки с заданиями, книжка – игрушка С.Маршака, набор карточек с заданиями, магнитная  доска с буками, индивидуальные карточки с заданиями по вариантам, сигнальные карточки – полоски, индивидуальные конверты с сюрпризами(значения личных имен), плакат  с изображением Матрешки с буквами, игрушки

Занятие рассчитано на 2 урока. Словарь урока – имена детей  класса.

         

                         ХОД   УРОКА

  1. МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

- Сегодня у нас необычный урок. Урок – путешествие в Страну Больших Букв. А помогать нам будет вести этот урок – игрушка. Угадайте, кто это?

(На доску крепится плат с изображением матрешки, вокруг нее в произвольном порядке буквы имени. Приложение 1)

- Найдите по порядку слово»Матрешка» и запишите его в тетради. Один человек будет это  слово выкладывать на магнитной доске.

- Сколько слогов в этом слове? Покажите на сигнальных карточках. (Приложение 2)

- Буква Й обозначает один звук или два? Почему?

- Послушайте и посмотрите книжку – игрушку Самуила Маршака»Матрешка» (Приложение 3)

11. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ И  КОРРЕКЦИЯ  ОПОРНЫХ  ЗНАНИЙ  

В Букваре читается хорошо читающими детьми текст об игрушках  с их показом.

- Ребята, Матрешка дает нам задание. (На доске появляется плакат со слитным написанием слов  КАКВАСЗОВУТ)

- Какие слова могут составить предложение?

- Что нужно сделать, чтобы получилось предложение?

- Как обозначить на письме начало и конец предложения?

- Напечатайте это предложение в тетрадь.

- Матрешка предлагает нам провести литературную викторину. (Задания для викторины  учитель достает из кармашка модели Матрешки. Дети в тетрадях рисуют схемы этих слов.)

а. В  чашечке  тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая – маленькая, всего один дюйм. Ее так и прозвали …  

б. Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, говорит старикам: «Я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня …

в. Как зовут доброго доктора, который лечит зверей. птиц и насекомых в сказке К.И.Чуковского?

г. Как зовут малышей-коротышей из романа-сказки Н.Носова»Приключения Незнайки и его друзей»?

- Ребята, посмотрите какие выразительные имена у этих персонажей, и не нужно долго разгадывать, что они обозначают. Все понятно. Снегурочка – она из снега, Дюймовочка –за ее маленький рост(2,5см), Знайка – за его любознательность, Айболит – за то, что он лечит всех, у кого что-то болит. Но это сказочные имена. В жизни немного по-другому.

(На доске заранее напечатан текст»Лиза и Зина». Дети по цепочке читают тест.)

                  ЛИЗА И ЗИНА.

ЭТО ЛИЗА. У ЛИЗЫ КУКЛА ЗИНА. КУКЛУ ЗИНУ ИЗ РЕЗИНЫ КУПИЛА МАМА В МАГАЗИНЕ.  

- Давайте этот текст превратим в стихотворение (Восстанавливаем текст, заменяя  иллюстрации  ключевыми словами)

РЕЗИНОВУЮ  (ЗИНУ)                            ОНА БЫЛА РАЗИНЯ

КУПИЛИ В  (МАГАЗИНЕ)                      РЕЗИНОВАЯ  (ЗИНА).

РЕЗИНОВУЮ  (ЗИНУ)                             УПАЛА ИЗ  (КОРЗИНЫ),

В  (КОРЗИНЕ) ПРИВЕЗЛИ.                     ИЗМАЗАЛАСЬ  В (ГРЯЗИ).

-Давайте хором прочитаем это стихотворение.

-У нашей Матрешки много друзей. Вспомним ее друзей из сказки А.Толстого  «Золотой ключик». Вы мне будете показывать на сигнальных карточках количество слогов в слове и показывать, на какой слог падает ударение:

-деревянный мальчик, девочка с голубыми волосами, черепаха, лиса, кот, владелец кукольного театра. Папа, ловец пиявок.

111. ПОВТОРЕНИЕ  И  АНАЛИЗ  ОСНОВНЫХ  ПОНЯТИЙ

- Давайте вспомним – как пишутся имена.

- Запишите в тетради полную форму своего имени и свою фамилию.

- Запишите свое имя парой: полное имя – краткая форма.

-Теперь девочки запишут имя мальчика, а мальчики -  имя девочки.

(Выборочная индивидуальная проверка в тетрадях)

- Давайте поиграем. Игра называется «Не ошибись». Я назову полное имя, а вы хором – краткую форму:

а) Василий. Николай, Виктор, Татьяна, Ирина.

-Теперь наоборот:

б) Оля, Петя, Лена. Вова.

-Назовите ласковую форму имени:

в) Настя, Нина, Лена.

-Подберите имена ребят нашего класса к схемам  (Приложение 3)

( К схемам подходят имена Коля, Сережа, Александр; Катя, Марина, Елизавета)

-А теперь мы будем отгадывать лингвистические загадки от Матрешки. Запишите отгадки в тетрадь.

а) Имя девочки, которое пишется и читается одинаково в прямом и обратном порядке. Как ее зовут?  (Анна, Алла, Ада)

б) В  каком женском имени тридцать букв Я? ( Зоя)

в) В каком женском  имени пол Я? (Поля)

г) Какое женское имя состоит из двух гласных? (Ия)

д) Что принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (Имя)

IV. ПОВТОРЕНИЕ. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

-Послушайте стихи-дразнилки, которые наши ребята выучили к этому уроку.

1. МАРЬЮШКА, МАРУСЕНЬКА, МАШЕНЬКА И МАНЕЧКА

    ПОБЕЖАЛИ В ЛАВОЧКУ И КУПИЛИ ПРНИЧКА.

  1. АНДРЕЙ-ВОРОБЕЙ, НЕ ГОНЯЙ ГОЛУБЕЙ.

ГОЛУБИ БОЯТСЯ, НА КРЫШУ НЕ САДЯТСЯ.

  1. КОЛЯ, КОЛЯ, НИКОЛАЙ, СИДИ ДОМА, НЕ ГУЛЯЙ.

ЧИСТИ КАРТОШКУ, ЕШЬ ПОНЕМНОЖКУ.

  1. ВОВА, ВОВА-КАРАПУЗ СЪЕЛ У БАБУШКИ АРБУЗ.

БАБУШКУ РУГАЕТСЯ, ВОВА ОТПИРАЕТСЯ!

          - ЭТО, БАБУШКА, НЕ Я! ЭТО- КОШЕЧКА ТВОЯ!

     5. СТЕПАНУШКА, СТЕПАН, НАИЗНАНКУ КАФТАН,

         ШАПКА НОВАЯ С ПЕРОМ, РУКАВИЧКИ С СЕРЕБРОМ.

         ХОДИТ ОН, СЕМЕНИТ, КОЛОКОЛЬЧИКОМ ЗВЕНИТ.

 -Вам понравилось? А почему так назвали - дразнилки? А вы знаете какие-нибудь? Попробуйте дома придумать свои дразнилки.

- Матрешку мы развеселили,а теперь попробуем угостить ее чем-нибудь вкусным. Она очень любит  сладкое. Ее дома даже зовут Матрена-сластена. (На доске магнитными буквами выложены слова-анаграммы, один ученик работает на карточке  тетради):

        На доске :                                                        Карточка:

ФИРЗЕ          зефир                                ТЕСАМАН          сметана

ФЕКОНТА   конфета                             РИКЕФ                кефир

ЛАХАВ        халва                                  ОКОМОЛ             молоко

ЛИВКИС      сливки                               БАРЗУ                   арбуз

- Какое слово лишнее?  Почему?

-Матрешка осталась довольна нашим угощением. Для вас, для каждого, она прислала зашифрованные послания на листочках. У вас на столе лежит конверт, а в нем задание. Слова вы должны расшифровать и напечатать их столбиком в тетради, подчеркнув лишнее слово. Через 5 минут мы будем проверять задание.  

(Задания дифференцированные, 4 уровня  сложности.  Самые сложные задания выполняют ученики на магнитных досках)

1уровень ( складывая слоги, написать имя сказочного героя) :

МАЛЬ   ВИ   НА                                      АЙ   БО   ЛИТ

СНЕ   ГУ   РОЧ   КА                                НЕ   ЗНАЙ    КА

ДЮЙ   МО   ВОЧ   КА                             ДУ   РЕ   МАР

  1. уровень (вставить  пропущенные буквы):

З.АЙ    .А   ЗНАЙКА                         Т .   Б . К    ТЮБИК

П . Л .    К.      ПУЛЬКА                     М .   Т . Е .   .А   МАТРЕШКА

 . У    . А     Т .      . О    БУРАТИНО

  1. уровень(решить  лингвистические  примеры):

КА   ЛО  О  Л  Р  ЛО

ДЖУ  О  О  ЗЕ   П  ПЕ

КА   РА  СО  СО  БАСК   К

ДУ   Е   Е   РЕ   ЛО  ЛО  МАР

АР   РЫ   РЫ   ТЕ  М  НА  НА  ОН

БУ  Н  Н  Л  Ь  КА

 

  1. уровень(задание олимпиадного характера):

              боАйлит.

лиЖ-лыб  торкдо  боАйлит. нО ылб рымдоб.  лаБы у кторадо лазя растсе рарваВа. льшеБо госев ан тевес  лилюб йбоАлит рейзве.  У гоне лижи  йцыза, лочбеки, нарово. аН  венади илж  люкочий же. В дусунке илиж  лыбее  шимы.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

- Матрешка приготовила вам еще один сюрприз. У каждого в конверте лежит розовый листок, достаньте его. Что там  написано? У каждого – его имя. А на обратной стороне листка – значение вашего имени. Это вы прочитаете дома.

-Придумайте дразнилку  (по желанию)

-В Букваре прочитать текст про Матрешку, отгадать кроссворд и нарисовать героиню нашего урока.

VI. ИТОГИ УРОКА, ВЫСТАВЛЕНИЕ ОТМЕТОК

- Чем вам запомнился урок   Что интересного вы узнали об именах  Вы отлично поработали на уроке, порадовали  и меня, и Матрешку. Спасибо вам!

-

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок путешествие: «Путешествие в страну Грамматику.»

Цель и задачи урока:   Расширить и закрепить у учащихся  знания и навыки по грамматике, убедить, что грамматика – не свод скучных и трудных правил, а увлекательная наука о знаках...

Урок-путешествие ""Путешествие в страну Грамматику"

Конспект урока по русскому языку для 3 класса. Урок - путешествие "Путешествие в страну Грамматику"...

УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ "ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗДОРОВЬЕ"

В век технического прогресса и развития космических технологий, как вы думаете, что всего дороже? Конечно же здоровье! Здоровье человека – это главная ценность в жизни. Здоровье не купишь за деньги. Б...

Конспект урока по теме "Большая буква в именах, отчествах и фамилиях"

Урок поможет организовать изучение темы "Большая буква в именах, отчествах, фамилиях"...

Конспект урока на тему: «Большие буквы в именах людей»

Технологическая карта урокаПредмет:Русский языкКласс: 2Дата: 12.02.2020 г.Тема урока: «Большие буквы в именах людей»Учитель: Хуснутдинова А.А.Цель урока:Познакомить учащихся с правописание...

Интегрированный урок-путешествие "Путешествие в страну "Фантазия"

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФАНТАЗИЯКомбинированный урок литературного чтения и астрономической пропедевтики  в 4 классеТема урока: Путешествие в страну ФантазияТип урока: Урок-игра, урок-путешествие. Ц...