Программа факультатива по русскому языку "Путешествия в Страну Слов""
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
Факультативный курс по русскому языку "Путешествия в Страну Слов".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 33.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Образование младших школьников в области родного русского языка представляет собой определяющее условие личностного, духовно-нравственного, эмоционального, интеллектуального развития младшего школьника, формирование индивидуальности ребенка. Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие “тайны” такое уникального явления как Слово. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Путешествия в Страну Слов», являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном. Занятия курса направлены на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о слове и языке в целом. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий данного факультативного курса.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир родного слова. В занимательной форме даются сведения о лексикологии, графике и орфографии, ономастике, этимологии, фразеологии и словоупотреблении современного русского языка. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе занятий школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”, понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к родному слову должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. А хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе. Для школьника – создаёт условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность средством успешного обучения в школе. С одной стороны богатство речи в большей степени зависит от обогащения ребёнка новыми представлениями и понятиями, с другой – хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в обществе. Занятие факультатива должны убедить школьников в том, что родной язык надо изучать постоянно для того, чтобы понимать окружающую нас действительность и принимать в жизни активное участие.
Содержание и методы обучения “Путешествие в страну Слов ” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Содержание курса строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые занятия, знакомство с научно – популярной литературой, конкурсы знатоков, КВНы, занимательные упражнения, проекты, работа со стенгазетой, участие в олимпиаде по русскому языку, устные журналы.
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:
— обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
— уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
— использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.
Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.
Курс рассчитан на 2 учебных года, предназначен для занятий во 2-ом и 3-ем классе четырёхлетней школы. Программа рассчитана на 34 часа обучения в год, по одному занятию в неделю, продолжительностью 45 минут.
Сроки реализации программы: 2 года.
Формы работы: «лекции» в исполнении сказочных героев, знакомство с научно – популярной литературой, дидактические игры, инсценировки, проектная деятельность, импровизированные представления, конкурсы знатоков, КВНы, занимательные упражнения, работа со стенгазетой, устные журналы.
Цели:
- создание условий для формирования языковой компетенции младших
школьников;
- всестороннее развитие уч-ся;
- совершенствования у детей основных видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма и чтения;
- развитие самостоятельной познавательной деятельности;
- формирования умений правильно, содержательно и убедительно высказывать свои собственные мысли и на этой основе создание речевых ситуаций для развития и реализации творческих способностей;
- воспитание любви к родному языку.
Организация внеурочной деятельности младших школьников основывается на следующих ПРИНЦИПАХ:
- добровольности участия школьников;
- научности;
- сознательности и активности;
- наглядности;
- доступности;
- связи теории с практикой;
- индивидуального подхода к учащимся;
Планируемые результаты изучения курса.
В процессе изучения курса «Путешествие в Страну Слов» ученики получают знания об истории русского языка, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысление собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углубленно изучения курса русского языка.
Система вопросов и заданий, использование различных методов познания слова дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, уточнение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.
Для овладения логическими действиями анализа, синтеза, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с различными категориями слов и др.
- Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументировано представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.
Путешествия в Страну Слов
Путешествия в Страну Слов
2 класс (1 час в неделю)
34 занятия
№ п/п | Тема занятия | Кол- во часов | УУД |
В мире звуков – 8 часов | — ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем, применять установленные правила в планировании способа решения, осознанно и произвольно строить сообщения творческого и исследовательского характера, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его; находить нужную информацию и строить на её основе монологические высказывания; воспринимать на слух и понимать информационный текст; оценивать правильность выполнения действий договариваться и приходить к общему решению при совместномобсуждении проблемы; | ||
1 | Вводное занятие. Выбор попутчиков | 1 | |
2 | Путешествие в царство безмолвия. Гипотезы происхождения человеческой речи. | 1 | |
3 | Мир полон звуков. Первые встречи | 1 | |
4, 5 | Заколдованные звуки | 2 | |
6, 7 | Чудесные превращения слов | 2 | |
8 | Проект «Скороговорки, чистоговорки» | 1 | |
Азбука – 8 часов | |||
9 | К тайнам звуков и букв | 1 | — участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его; анализировать информацию, представленную на рисунке; осуществлять взаимный контроль и взаимопомощь при работе в парах и малых группах; сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов— самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного |
10 | Дорога к письменности. Древние письмена | 1 | |
11 | Звуки и буквы – чудо из чудес | 1 | |
12 | В гости к Алфавиту. К тайнам наскальных рисунков. (Первые родственники Алфавита) | 1 | |
13,14 | Весёлые путешествия от А до Я | 2 | |
15, 16 | Проект «Весёлая Азбука» | 2 | |
Слово о словах - 5 часов | |||
17 | Сколько слов в русском языке? | 1 | Выделять и обобщённо фиксировать группы существенных признаков с целью решения конкретных задач; анализ объектов с целью выделения признаков, формулировать собственное мнение и позицию; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; договариваться и распределении функций и ролей в совместной деятельности; |
18 | Слова - магниты | 1 | |
19 | Первые встречи. Племена слов-братьев. (Тематические группы слов) | 1 | |
20 | Выбор друзей с Стране Слов | 1 | |
21 | Путешествие к тайнам волшебных слов | 1 | |
Слово под микроскопом – 3 часа | |||
22 | Как делаются слова | 1 | Постановка и формулирование проблемы, Поиск и выделение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков— наблюдать образование слов в русском языке; — анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными; анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями; — наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова; — группировать слова по заданным основаниям (по строению, по значению, по способу словообразования); самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях; строить связное монологическое высказывание |
23 | Внимание: корень! | 1 | |
24 | Проект «Что нам стоит слово построить» | 1 | |
Слова, слова, слова… - 10 часов | |||
25 | В славную страну Словарию! (Поговорим о словорях) | 1 | — формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы; — составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств; самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов и устойчивых словосочетаний в справочниках и словарях; — воспринимать на слух и понимать информационный текст; — сравнивать толкование слова в различных словарях; — оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания. определять общую цель и пути её достижения, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь, осуществлять поиск необходимой информациидля выполнения учебной задачи с использованием справочной литературы |
26 | К несметным сокровищам страны Слов (обогащение словарного запаса) | 2 | |
27, 28 | Крылатые слова | 2 | |
29 | В музее слов (о происхождении слов) | 1 | |
30 | Устный журнал «Наша речь» (страницы: «Волшебные слова», «Слово о словах», «Занимательная» и др.) | 1 | |
31 | КВН «Родное слово» | 1 | |
32, 33 | Проект «Слово – друг или враг?» | 2 | |
34 | Что узнали. Чему научились | 1 |
3 класс
(1 час в неделю)
34 занятия
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | УУД |
Всему название дано – 7 часов | — самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта; структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | ||
1, 2 | Вводное занятие. Вспомним наши путешествия в Страну Слов | 2 | |
3,4 | Всему название дано. Почему это так называется | 2 | |
5 | Имена, имена, имена… | 1 | |
6, 7 | Проект «Моё имя» | 2 | |
Секреты правильной речи - 22 | |||
8, 9 | Встреча с радугой. Рисуем словами. | 2 | на основе полученной информации моделировать собственные высказывания о происхождении и значении выбранного слова; определять лексическое значение слов; различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слов, оттенки значений синонимов. Находить в тексте антонимы, употреблять их в речи. — самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении и значении слов в справочниках и словарях; — наблюдать образование слов в русском языке; устанавливать словообразовательные связи данных слов; — анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными; — группировать слова по заданным основаниям (по строению, по значению, по способу словообразования); — находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации — взаимодействовать и договариваться в процессе игры; анализ объектов с целью выделения признаков, формулировать собственное мнение и позицию; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; договариваться в распределении функций и ролей в совместной деятельности; |
10 | В удивительном городе Неслове | 1 | |
11 | Путешествия в удивительную страну Лексикологию | 1 | |
12 | Отправляемся в Словоград | 1 | |
13 | «Слова умеют плакать и смеяться…» | 1 | |
14 | К словам разнообразным, одинаковым, но разным. | 1 | |
15 | На карнавале слов | 1 | |
16, 17 | Знакомьтесь: близнецы (слова – омонимы) | 2 | |
18, 19 | Слова – друзья (синонимы) | 2 | |
20 | Слова – неприятели (антонимы) | 1 | |
21 | Весёлый аттракцион | 1 | |
22 | Слова – друзья и враги. Душа слова | 1 | |
23, 24 | У дедушки Каламбура (игры со словами) | 2 | |
25, 26 | К словам - родственникам | 2 | |
27 | Экскурсия в прошлое (история слов) | 1 | |
28 | Полёт в будущее (неологизмы) | 1 | |
29 | Встреча с зарубежными друзьями (слова иностранного происхождения) | 1 | |
Что узнали. Чему научились – 5 часов | |||
30 | Устный журнал | 1 | формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы; находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания; воспринимать на слух и понимать информационный текст; самостоятельно планировать действия по выполнению учебного проекта; оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания |
31, 32 | Проект «Родное слово в пословицах и поговорках» | 2 | |
33 | Конкурс знатоков родного слова | 1 | |
34 | КВН «Слава слову» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 1 классе по программе «Гармония» "Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком"
Тема урока:Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком. Цели урока: Воспитательная: Воспитывать интерес к учению, дружбе;Воспитывать эстетические чувства;Общеобразовательная:...
Программа факультатива по русскому языку
Программа составлена с учетом познавательных возможностей учащихся младших школьников и их психологической готовности, мотивации, а так же с ориентиром на уровневую дифференциацию. Программа состоит и...
Рабочая программа факультатива по русскому языку во 2 классе "Превращение слов" 2 класс
Рабочая программа факультатива "Превращение слов" соответствует требованиям ФГОС. Она предназначена для учащихся 2 класса, но может быть использована и для3-4 классов. Программа расчитана на 1 год. В ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА «Секреты русского языка»
Данная программа создана для активизации работы с младшими школьниками. Она призвана способствовать их опережающему развитию, самореализации и созданию поля успешности в течение всего периода обучения...
Рабочая программа факультатива по русскому языку во 2 классе
Рабочая программа факультатива по русскому языку разработана на основе программы по русскому языку УМК «Школа России», авторской программы Волиной В.В....
Рабочая программа факультатива по русскому языку во 2 классе «Превращение слов»
Рабочая программа факультатива по русскому языку во 2 классе «Превращение слов»...
Рабочая программа факультатива по русскому языку для 4 класса
Рабочая программа факультатива "Секреты русского языка"...