Занятие по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" "Первые встречи в стране слов".
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Уразбахтина Лилия Аскаровна

Занятие по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" "Первые встречи в стране слов".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervye_vstrechi_v_strane_slov.docx16.62 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие по развитию речи в 1 классе.

Тема: «Путешествие в Страну Слов».

Цель: - дать учащимся понятие о системных связях слов в языке; показать богатство русского языка; совершенствовать навыки лингвистического анализа; повышать уровень языкового развития школьников;

-развивать речь, память, мышление, внимание, любознательность;

-прививать интерес к русскому языку;

- воспитывать любовь к словесности, к родной речи.

Оборудование: дидактические игры «Слова-братья», «Эстафета», «Отгадай-ка», «Что растет на нашей грядке?», кроссворд «Ягоды», карточки со словами, рисунки с изображением различных плодов и овощей, флажок.

Ход занятия.

1. Актуализация знаний, умений, навыков.

а) Приветствие.

б) Установление дисциплины.

в) Сообщение темы и цели занятия.

2. Повторительно-обучающая работа.

- Сегодня наш путь лежит в Страну Слов, где вы уже не встретите ни единого уголка, где бы царило безмолвие или раздавались бы непонятные первобытные звуки дикарей, не умеющих говорить. Каменный век остался в прошлом нашем путешествии, и теперь мы будем говорить на современном русском языке. Я поведу вас в Страну Слов, которая населена племенами «слов-братьев». Их объединяет не кровное родство (как братьев и сестер в человеческом обществе), а одинаковые интересы, вкусы, симпатии. «Слова-братья» стараются всегда быть вместе и не могут жить друг без друга.

Каждый житель страны знает свое место и никогда не захочет занять место другого; все выполняют свою работу, потому что ее нельзя поручить никому другому, и каждый понимает, как он нужен в большом общем деле.

Говоря языком науки – это тематические группы слов.

- Сегодня наше путешествие мы сразу же начнем с игры. Я предлагаю вам карточки со словами, а вы вспоминаете и называете все «слова-братья».

Задание №1.

Игра «Слова-братья».

Итак, начинаем перечислять названия:

  1. Месяцы: январь, февраль…
  2. Дни недели: понедельник…
  3. Времена года: лето…
  4. Время суток: утро…
  5. Деревья: сосна…
  6. Цветы: роза…
  7. Овощи: огурец…
  8. Населенные пункты: город…
  9. Мебель: шкаф…
  10. Одежда: пальто…

Задание №2.

Игра «Эстафета».

- Для игры надо стать в круг. Я назову слово и передам флажок одному из участников игры. Он должен быстро назвать слово из той же тематической группы и передать флажок следующему. Так эстафета будет продвигаться до тех пор, пока мы не сможем находить «слова-братья». Тот, кто, приняв эстафету, назовет слово из другого тематического ряда, выходит из игры.

  1. Белый (красный, синий, черный, желтый, зеленый…).
  2. Большой (массивный, громоздкий, неподъемный, маленький, небольшой…)
  3. Городской (сельский, деревенский, дачный, хуторской, пригородный…).
  4. Деревянный (стеклянный, железный, каменный, глиняный…).
  5. Мамин (папин, дядин, тетин, дедушкин, бабушкин, внучкин…).

Задание №3.

Игра «Отгадай-ка».

- Отгадайте загадки.

Именами разные. (Дни недели).

Друг друга не обходят. (Месяцы).

Что же это за 7 братьев. Назовите их.

Перечислите этих братьев.

- Можно ли дополнить эти группы новыми словами?

- А теперь отгадайте другие загадки и скажите, в какую группу можно объединить слова-отгадки. Объясните почему.

- Можно ли дополнить эту группу новыми словами? (Группу цветов можно дополнить словами: незабудки, розы, ландыши, гвоздики…).

Задание №4.

Кроссворд «Ягоды».

- Вот новая головоломка. В этой корзине находятся ягоды. Чтобы не забыть, что это за ягоды, я записала их названия. Да вот беда: первые буквы стерлись, остались от каждого слова только 3 последние буквы – ика. Попытайтесь узнать, какие ягоды лежат в корзине. (Земляника, клубника, черника, ежевика, брусника, костяника).

- А какие еще ягоды можно положить в корзину? А можно ли в нее положить орехи?

(В корзину можно положить любые ягоды, потому что все они входят в одну тематическую группу слов. Но вот орехи тут будут лишними. Их можно было бы объединить с шишками, то есть с различными семенами).

 «Игра с мячом»

     – Снова обратимся к карте, она подскажет нам, где находится задание 3. Оно называется «Игра с мячом». Я бросаю мяч, называю слово, а вы называете слово с противоположным значением.

Умный - …               сухой - …                печаль - …               быстро - …

Сладкий - …            плохой - …              утро - …                   большой - …

Светло - …               смелый - …             ночь - …                   тихо - …

День - …                  молодой - …            весело - …                начало - …

Жадный - …             сытый - …               больной - …             старый - …

Сильный - …            жарко - …                чёрствый - …          и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности(1-4 классы) «Путешествие в Страну Здоровья»

               Конспект занятия по внеурочной деятельности(1-4классах)...

Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности(1-4 классы) «Путешествие в Страну Здоровья»

               Конспект занятия по внеурочной деятельности(1-4классах)...

Занятие по внеурочной деятельности по теме «Первые предсказания погоды Отто фон Герике- барометр».

Оригинальное самостоятельное исследование погоды своей местности...

Технологическая карта внеурочного занятия интеллектуальная игра по русскому языку

Форма работы: интеллектуальная играЦель: привить любовь к великому русскому языку.Планируемые результаты:•         повысят общую языковую культуру;•...

Занятие по внеурочному курсу «Русский язык Умникам и Умницам». Тема: «Точное использование слов с учётом их лексического оттенка».

Занятие по данной  теме является уже не первым, поэтому задания подобраны таким образом, чтобы разнообразить приёмы по отработке пройденного материала и увлечь детей....

Методическая разработка занятие по внеурочному курсу «Русский язык Умникам и Умницам».

Данная методическая разработка предназначена для дополнительной работы по русскому языку в рамках  внеурочной деятельности....