Занятие по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" "Первые встречи в стране слов".
план-конспект занятия (1 класс) на тему
Занятие по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" "Первые встречи в стране слов".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervye_vstrechi_v_strane_slov.docx | 16.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие по развитию речи в 1 классе.
Тема: «Путешествие в Страну Слов».
Цель: - дать учащимся понятие о системных связях слов в языке; показать богатство русского языка; совершенствовать навыки лингвистического анализа; повышать уровень языкового развития школьников;
-развивать речь, память, мышление, внимание, любознательность;
-прививать интерес к русскому языку;
- воспитывать любовь к словесности, к родной речи.
Оборудование: дидактические игры «Слова-братья», «Эстафета», «Отгадай-ка», «Что растет на нашей грядке?», кроссворд «Ягоды», карточки со словами, рисунки с изображением различных плодов и овощей, флажок.
Ход занятия.
1. Актуализация знаний, умений, навыков.
а) Приветствие.
б) Установление дисциплины.
в) Сообщение темы и цели занятия.
2. Повторительно-обучающая работа.
- Сегодня наш путь лежит в Страну Слов, где вы уже не встретите ни единого уголка, где бы царило безмолвие или раздавались бы непонятные первобытные звуки дикарей, не умеющих говорить. Каменный век остался в прошлом нашем путешествии, и теперь мы будем говорить на современном русском языке. Я поведу вас в Страну Слов, которая населена племенами «слов-братьев». Их объединяет не кровное родство (как братьев и сестер в человеческом обществе), а одинаковые интересы, вкусы, симпатии. «Слова-братья» стараются всегда быть вместе и не могут жить друг без друга.
Каждый житель страны знает свое место и никогда не захочет занять место другого; все выполняют свою работу, потому что ее нельзя поручить никому другому, и каждый понимает, как он нужен в большом общем деле.
Говоря языком науки – это тематические группы слов.
- Сегодня наше путешествие мы сразу же начнем с игры. Я предлагаю вам карточки со словами, а вы вспоминаете и называете все «слова-братья».
Задание №1.
Игра «Слова-братья».
Итак, начинаем перечислять названия:
- Месяцы: январь, февраль…
- Дни недели: понедельник…
- Времена года: лето…
- Время суток: утро…
- Деревья: сосна…
- Цветы: роза…
- Овощи: огурец…
- Населенные пункты: город…
- Мебель: шкаф…
- Одежда: пальто…
Задание №2.
Игра «Эстафета».
- Для игры надо стать в круг. Я назову слово и передам флажок одному из участников игры. Он должен быстро назвать слово из той же тематической группы и передать флажок следующему. Так эстафета будет продвигаться до тех пор, пока мы не сможем находить «слова-братья». Тот, кто, приняв эстафету, назовет слово из другого тематического ряда, выходит из игры.
- Белый (красный, синий, черный, желтый, зеленый…).
- Большой (массивный, громоздкий, неподъемный, маленький, небольшой…)
- Городской (сельский, деревенский, дачный, хуторской, пригородный…).
- Деревянный (стеклянный, железный, каменный, глиняный…).
- Мамин (папин, дядин, тетин, дедушкин, бабушкин, внучкин…).
Задание №3.
Игра «Отгадай-ка».
- Отгадайте загадки.
Именами разные. (Дни недели).
Друг друга не обходят. (Месяцы).
Что же это за 7 братьев. Назовите их.
Перечислите этих братьев.
- Можно ли дополнить эти группы новыми словами?
- А теперь отгадайте другие загадки и скажите, в какую группу можно объединить слова-отгадки. Объясните почему.
- Можно ли дополнить эту группу новыми словами? (Группу цветов можно дополнить словами: незабудки, розы, ландыши, гвоздики…).
Задание №4.
Кроссворд «Ягоды».
- Вот новая головоломка. В этой корзине находятся ягоды. Чтобы не забыть, что это за ягоды, я записала их названия. Да вот беда: первые буквы стерлись, остались от каждого слова только 3 последние буквы – ика. Попытайтесь узнать, какие ягоды лежат в корзине. (Земляника, клубника, черника, ежевика, брусника, костяника).
- А какие еще ягоды можно положить в корзину? А можно ли в нее положить орехи?
(В корзину можно положить любые ягоды, потому что все они входят в одну тематическую группу слов. Но вот орехи тут будут лишними. Их можно было бы объединить с шишками, то есть с различными семенами).
«Игра с мячом»
– Снова обратимся к карте, она подскажет нам, где находится задание 3. Оно называется «Игра с мячом». Я бросаю мяч, называю слово, а вы называете слово с противоположным значением.
Умный - … сухой - … печаль - … быстро - …
Сладкий - … плохой - … утро - … большой - …
Светло - … смелый - … ночь - … тихо - …
День - … молодой - … весело - … начало - …
Жадный - … сытый - … больной - … старый - …
Сильный - … жарко - … чёрствый - … и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности(1-4 классы) «Путешествие в Страну Здоровья»
Конспект занятия по внеурочной деятельности(1-4классах)...
Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности(1-4 классы) «Путешествие в Страну Здоровья»
Конспект занятия по внеурочной деятельности(1-4классах)...
Занятие по внеурочной деятельности по теме «Первые предсказания погоды Отто фон Герике- барометр».
Оригинальное самостоятельное исследование погоды своей местности...
Технологическая карта внеурочного занятия интеллектуальная игра по русскому языку
Форма работы: интеллектуальная играЦель: привить любовь к великому русскому языку.Планируемые результаты:• повысят общую языковую культуру;•...
Занятие по внеурочному курсу «Русский язык Умникам и Умницам». Тема: «Точное использование слов с учётом их лексического оттенка».
Занятие по данной теме является уже не первым, поэтому задания подобраны таким образом, чтобы разнообразить приёмы по отработке пройденного материала и увлечь детей....
Методическая разработка занятие по внеурочному курсу «Русский язык Умникам и Умницам».
Данная методическая разработка предназначена для дополнительной работы по русскому языку в рамках внеурочной деятельности....
Внеурочное мероприятие по русскому языку "Путешествие в волшебную страну Русского языка"
Разработка внеурочного мероприятия по русскому языку...