Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие в Страну слов" 3-4 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
Программа кружка по русскому языку в 3-4 классах для внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_stranu_slov.docx | 40.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 21» города Калуги
«Рассмотрено» Руководитель методического объединения ___________ / / Протокол №___ от «___» ____________201_ г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР ___________/ / «___» ___________201_г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21» г. Калуги __________ / / Приказ №______ от «___» ____________201_ г. |
ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СЛОВ»
201_/201_ УЧЕБНЫЙ ГОД
Направление: общеинтеллектуальное
Составитель программы:
СВЕТНИК НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Оглавление
Пояснительная записка 3
Характеристика курса 3-4
Место курса в учебном плане 5
Планируемые результаты 5
Содержание разделов 6-7
Тематическое планирование 7-13
Материально-техническое обеспечение 13-14
- Пояснительная записка
В Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы сказано: «Свободное владение русским языком должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения». Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку - различного типа уроков, факультативных занятии, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию.
Внеклассные занятия должны расширять лингвистический кругозор школьников и развивать их языковое чутье, воспитывать любовь и уважение к русскому народу и интерес к его языку, должны прививать учащимся навыки самостоятельной работы с книгой, учить пользоваться словарями и другой справочной литературой, самостоятельно пополнять знания по русскому языку.
Язык по своей специфике и социальной значимости явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.
У учащихся начальных классов возникают вопросы, на которые они хотят получить ответы. Изучение лингвистических интересов детей свидетельствует о том, как велико их желание побольше узнать о языке. При этом, «лингвистические» вопросы («Кто придумал язык?», «Как люди научились говорить?» и т.п.) стоят в одном ряду с «нелингвистическими» и отражают любознательность ребят вообще.
Однако, школьная программа, строгие рамки урока не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть его «секреты». И в этом случае на помощь учителю приходят кружковые занятия как закономерное продолжение урока, его дополнение. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений и навыков создает многосторонняя кружковая работа. На внеклассных занятиях учащиеся выходят за тесные рамки учебников, приобретают многие жизненно необходимые навыки - учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, общаться на русском языке.
Необходимость кружковой работы диктуется желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Занимательная форма подачи научных ведений призвана пробудить интерес детей к языку, облегчить восприятие лингвистических тем.
Внеклассная работа по русскому языку открывает большой простор для пробуждения у учащихся интереса к изучению русского языка, воспитывает у них любознательность, зоркость к явлениям и фактам языка, помогает повышать речевую культуру школьника.
- Общая характеристика курса
Курс «Путешествие в страну Слов» проводится в 3 и 4 классах. Некоторые темы повторяются, но на более высоком уровне.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Воспитательные задачи:
- воспитание интереса к чтению книг, формирование первоначальных умений работать со словарями, привитие элементарных навыков самостоятельной работы с книгой;
- пробуждение интереса к русскому языку, проблемам языкознания;
- воспитание любви детей к словесности, к родной речи;
- воспитание любви к истории своей Родины, родного края.
Познавательные:
- формирование первичных орфоэпических, орфографических и пунктуационных навыков;
- показать богатство русского языка;
- совершенствовать навыки лингвистического анализа;
- приобщить детей к практической и творческой деятельности.
Развивающие:
- развитие устной и письменной речи учащихся одновременным развитием их логического мышления;
- развивать самостоятельность учащихся;
- развитие творческой инициативы учащихся;
- повышать уровень языкового развития школьников;
- способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного материала;
- развитие индивидуальных способностей учащихся.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
Курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
В каждом занятии прослеживаются три части: теоретическая, практическая, игровая. Поэтому при проведении занятий используются следующие формы:
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
Как и на уроках, на занятиях кружка применяются технология разноуровневого обучения, технология обучения в сотрудничестве, коммуникативная технология. Выбор технологий обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
- Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 2 года – 3 и 4 класс. Занятия проводятся во внеурочное время 1 раз в неделю по 45 минут.
- Личностные и метапредметные результаты освоения курса
Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные результаты
четко артикулировать слова;
воспринимать и воспроизводить интонации речи;
производить языковые анализы слов;
правильно пользоваться формулами речевого этикета;
осмысленно воспринимать слово и уместно употреблять его в речи;
пользоваться словарями;
практически различать многозначные слова, синонимы и антонимы; устаревшие и новые слова;
употреблять слова в прямом и переносном смысле;
составлять разные по тексты.
- Содержание курса
3 класс – 34 ч
Лексика – 28 ч
Вспоминаем все, что было. Игры со словами. |
Кладовые слов (словари). Практическое занятие: узнаем значение слов по словарям |
Слова-омофоры |
Слова-омонимы |
Слова-синонимы |
Слова-антонимы |
Лингвистические игры |
Почему их так назвали? (Значение слов – школьные принадлежности, виды транспорта, месяцы, дни недели) |
В редакции веселых Человечков: построение предложений, их редактирование. |
Построение текстов, редактирование |
Тайны словесного мастерства великих писателей |
Все растет из корня. Игра «Подбери родственников» |
Однокоренные слова. Игра «Четвертый лишний» |
Однокоренные слова и формы слова. |
Игра «Собери родственников» (части речи) |
Почему их так назвали? (объясняем слова через однокоренные) |
К дедам и прадедам (знакомство с прародителями слов) |
Экскурсия в прошлое. Слова-историзмы. |
Экскурсия в прошлое. Слова-архаизмы. |
Полет в будущее. (Слова – неологизмы) |
Встреча с зарубежными друзьями. (Иностранные слова) |
Практическое занятие: работа со словарем иностранных слов |
Откуда пришли наши имена и что они означают |
Слова с крыльями. (Фразеология) |
Практическое занятие: работа с фразеологическим словарем Развитие речи – 6 ч |
Стилистическое многообразие речи: разговорная, научная, официально – деловая, художественная. |
Текст – описание. Знакомство с текстом – описанием на примере из произведений русских писателей. |
Текст-рассуждение. Составление текстов-рассуждений. |
Знакомство с текстом – повествованием на примере из произведений русских писателей. Устное сочинение «Случай в лесу». |
Конкурс знатоков русского языка. |
Подводим итоги. Игры со словами: шарады, ребусы, анаграммы. |
4 класс – 34 ч
Фонетика и орфоэпия - 7 ч
Что такое орфоэпия? |
Что такое фонография или звукозапись? |
Звуки не буквы! |
Звучащая строка. |
Банты и шарфы. |
Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. |
Лексика - 27 часов
Имена вещей. |
О словарях энциклопедических и лингвистических. |
В царстве смыслов много дорог. |
Как и почему появляются новые слова? |
Прямое и переносное значение слова. |
«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. |
Об одном и том же - разными словами. |
Слова – антиподы. |
Фразеологические обороты. |
Словари «чужих» слов. |
«Он весь свободы торжество». |
Мы говорим его стихами. |
Слова, придуманные писателями. |
Слова уходящие и слова – новички. |
Смуглая Чернавка. |
Паронимы, или «ошибкоопасные слова». |
Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». |
Какой словарь поможет избежать ошибок? |
Словарь- грамотей. |
Научная этимология. |
Какие бывают имена? |
Древнерусские имена. |
Отчество и фамилия. |
Конкурс знатоков русского языка.
3 класс |
№ п/п | Темы занятий | Кол-во часов | Деятельность учащихся |
1. | Вспоминаем все, что было. Игры со словами. | 1 ч | Собирают пословицы и поговорки о речи. Разгадывают загадки, ребусы. Составляют из букв слова. |
2-3.
| Кладовые слов (словари). Практическое занятие: узнаем значение слов по словарям | 2 ч | Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Знакомятся с толковыми словарями. Рассматривают строение словаря. Учатся находить нужные слова в словаре. Узнают значение слов. |
4. | Слова-омофоры | 1 ч | Узнают понятия. Находят слова в тексте. Придумывают цепочки слов. Разгадывают шарады, головоломки, ребусы. Составляют предложения. Работают над рассказом И. Туричина «Есть». |
5. | Слова-омонимы | 1 ч | |
6. | Слова-синонимы | 1 ч | |
7. | Слова-антонимы | 1 ч | |
8. | Лингвистические игры | 1 ч | |
9. 10. 11. | Почему их так назвали? (Значение слов – школьные принадлежности, виды транспорта, месяцы, дни недели) | 3 ч | Высказывают догадки о происхождении названий, проверяют свои предположения. Узнают значения слов по словарю, статьям. Устанавливают соответствие объяснения слов со словом. |
12. | В редакции веселых Человечков: построение предложений, их редактирование. | 1 ч | Составляют предложения из слов. Сравнивают предложения, выбирают лучший вариант. Находят предложения с ошибками, исправляют их. |
13. | Построение текстов, редактирование | 1 ч | Анализируют тексты, критически оценивают их. Исправляют тексты, перечитывают и редактируют. |
14. | Тайны словесного мастерства великих писателей | 1 ч | Читают тексты писателей, анализируют их. Пересказывают понравившиеся тексты. |
15. | Все растет из корня. Игра «Подбери родственников» | 1 ч | Уточняют понятие «родственные слова», их признаки. Подбирают родственные слова. Читают стихотворение Е.Измайлова «О странном саде с необыкновенным урожаем», выбирают родственные слова. |
16. | Однокоренные слова. Игра «Четвертый лишний» | 1 ч | Анализируют слова, находят лишние. Подбирают слова с заданным корнем по схематическим моделям. |
17. | Однокоренные слова и формы слова. | 1 ч | Анализируют, сравнивают слова. Соотносят слова с моделями. Анализируют и группируют слова. |
18. | Игра «Собери родственников» (части речи) | 1 ч | Анализируют схематические модели слов, выбирают к ним слова. Образуют однокоренные слова разных частей речи. Составляют схематические модели слов. |
19. | Почему их так назвали? (объясняем слова через однокоренные) | 1 ч | Объясняют значения слов с помощью однокоренных слов, наблюдают за их образованием. Анализируют и группируют слова по указанным признакам. Выполняют творческое задание с однокоренными словами. |
20. | К дедам и прадедам (знакомство с прародителями слов) | 1 ч | Выполняют словообразовательный анализ. Пользуются словообразовательным словарем. |
21. | Экскурсия в прошлое. Слова-историзмы. | 1 ч | Знакомятся с понятием. Выбирают из текста древние слова. Высказывают предположения о значении слов, проверяют себя по словарю. Подбирают рисунки к словам. |
22. | Экскурсия в прошлое. Слова-архаизмы. | 1 ч | Знакомятся с понятием. Устанавливают соответствие устаревших слов с современными. Выполняют иллюстрации к текстам. |
23. | Полет в будущее. (Слова – неологизмы) | 1 ч | Знакомятся с понятием. Устанавливают причины появления новых слов. Придумывают фантастические тексты с новыми словами. |
24. | Встреча с зарубежными друзьями. (Иностранные слова) | 1 ч | Знакомятся со словарем иностранных слов. Находят в текстах заимствованные слова. Анализируют слова, выявляют их признаки. Узнают значения слов по словарю. Составляют рассказ «Откуда взялись слова-пришельцы». |
25. | Практическое занятие: работа со словарем иностранных слов | 1 ч | |
26. | Откуда пришли наши имена и что они означают | 1 ч | Знакомятся с происхождением имен. Узнают значения своих имен. Выполняют творческую работу «Нарисуй свое имя». |
27. | Слова с крыльями. (Фразеология) | 1 ч | Работают со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера». Уточняют понятие «фразеологизм». Знакомятся с фразеологическим словарем. Находят фразеологизмы-синонимы и фразеологизмы-антонимы. |
28. | Практическое занятие: работа с фразеологическим словарем | 1 ч | |
29. | Стилистическое многообразие речи: разговорная, научная, официально – деловая, художественная. | 1 ч | Знакомятся с разными стилями речи. Читают тексты, анализируют их, определяют стиль. Создают тексты (по группам) определенного стиля. |
30. | Текст – описание. Знакомство с текстом – описанием на примере из произведений русских писателей. | 1 ч | Читают тексты, анализируют их. Определяют тему, основную мысль описания. Описывают хорошо знакомый предмет, животное. Сочиняют загадку, в основе которой лежит описание. |
31. | Текст-рассуждение. Составление текстов-рассуждений. | 1 ч | Определяют задачу рассуждения: объяснить, доказать. Называют части рассуждения. Вводят в рассуждение убеждающие примеры. Составляют тексты-рассуждения. |
32. | Знакомство с текстом – повествованием на примере из произведений русских писателей. Устное сочинение «Случай в лесу» | 1 ч | Читают тексты русских писателей, определяют их тему, главную мысль. Выделяют части текста-повествования. Составляют свои рассказы на заданную тему. Оценивают рассказы. |
33. | Конкурс знатоков русского языка. | 1 ч | Выполняют задания. Пишут мини-тексты на заданную тему. |
34. | Подводим итоги. Игры со словами: шарады, ребусы, анаграммы. | 1 ч | Подводят итоги занятий. Оценивают свои знания и умения. Разгадывают шарады, анаграммы, ребусы, придумывают свои. |
ИТОГО | 34 часа |
4 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Деятельность учащихся |
Фонетика и орфоэпия (7 часов) | |||
1 | Что такое орфоэпия? | 1 | Знакомятся с нормами литературного произношения. Работают с орфоэпическим словарем. Тренируются в произношении слов. Составляют задания друг для друга. |
2 | Что такое фонография или звукозапись? | 1 | Слушают сообщение об истории письма, этапах развития письменности. Рассматривают буквы славянской азбуки. Сравнивают их с современным алфавитом. |
3 | Звуки не буквы! | 1 | Знакомятся с правилами чтения и записи транскрипций. Тренируются в звуковой записи слов. Находят в словах одинаковые звуки. |
4 | Звучащая строка. | 1 | Записывают транскрипции. Выполняют буквенную запись слов и предложений по их звуковой записи. Анализируют звуковой состав слов, Находят слова по заданным признакам. |
5-6 | Банты и шарфы. | 2 | Узнают трудные случаи постановки ударений. Работают со словарем ударений. Разыгрывают ситуации со словами. Соревнуются в правильной постановке ударения. |
7 | Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. | 1 | Знакомятся с образованием звукоподражаний. Сравнивают звукоподражания разных языков. Разыгрывают сценки из литературных произведений. |
Лексика (27 часов) | |||
8 | Имена вещей. | 1 | Знакомятся с лексическим значением слов (по группам). Работают с толковым словарем. Разгадывают кроссворд. |
9 | О словарях энциклопедических и лингвистических. | 1 | Знакомятся с лингвистическими словарями и энциклопедическими. Читают словарные статьи, выделяют их особенности. Делятся информацией. |
10 | В царстве смыслов много дорог. | 1 | Выявляют разные значения одного слова. Устанавливают причины многозначности слова. Знакомятся со словами-омонимами. Различают слова-омонимы и многозначные слова. |
11 | Как и почему появляются новые слова? | 1 | Работают с различными толковыми словарями. Находят слова в художественных произведениях. Разгадывают ребусы. |
12 | Прямое и переносное значение слова. | 1 | Различают в предложениях, в каком значении употреблены слова. Иллюстрируют слова в прямом и переносном значении, угадывают по иллюстрациям слово. |
13-14 | «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. | 2 | Знакомятся с наукой «этимологией». Выделяют особенности словарной статьи этимологического словаря. Работают с этимологическим словарем. |
15 | Об одном и том же - разными словами. | 1 | Находят в текстах слова-синонимы. Составляют синонимичный ряд. Соревнуются в подборе синонимов. |
16 | Слова – антиподы. | 1 | Работают со словарем антонимов. Находят пословицы с антонимами. Составляют тексты-загадки с использованием антонимов. |
17 | Фразеологические обороты. | 1 | Изучают особенности фразеологизмов. Находят фразеологические обороты в повести А.Рыбакова «Приключение Кроша». Объясняют фразеологизмы, используя фразеологический словарь. |
18-19 | Словари «чужих» слов. | 2 | Рассуждают, нужны ли в нашей речи иностранные слова. Работают со словарем иностранных слов. Узнают о происхождении некоторых часто употребляемых слов. |
20 | «Он весь свободы торжество». | 1 | Исследуют языковые особенности произведений А.С.Пушкина. Знакомятся с понятиями «литературный язык», «живая народная речь». Находят примеры народной речи в произведениях Пушкина. |
21 | Мы говорим его стихами. | 1 | Знакомятся с понятиями «крылатое выражение», «афоризм». Читают отрывки из произведений А.С.Пушкина. Находят в них афоризмы и крылатые выражения. |
22 | Слова, придуманные писателями. | 1 | Знакомятся с авторскими неологизмами. Ищут авторские неологизмы в приготовленных текстах. Придумывают свои неологизмы. |
23 24 | Слова уходящие и слова – новички. | 2 | Изучают особенности устаревших слов- архаизмов. Знакомятся со словами- новичками. Работают над пониманием и умением правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматривают виды неологизмов и виды архаизмов. |
25 | Смуглая Чернавка. | 1 | Рассматривают особенность древнерусских имен. Знакомятся с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Узнают значение древнерусских имен. |
26 | Паронимы, или «ошибкоопасные слова». | 1 | Знакомятся с понятием «паронимы». Рассматривают виды паронимов и способы их образования. Тренируются в правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи . |
27 | Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». | 1 | Знакомятся с явлением межъязыковой паронимии. Узнают слова-паронимы разных частей речи. |
28 | Какой словарь поможет избежать ошибок? | 1 | Знакомятся со словарной статьей «Словаря паронимов», с видами словарей паронимов. Рассматривают способы образования паронимов. |
29 | Словарь- грамотей. | 1 | Знакомятся со словарной статьей орфографического словаря. Рассуждают о значении орфографического словаря. Работают с орфографическим словарем. |
30 | Научная этимология. | 1 | Знакомятся со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривают значение этимологического словаря. Работают с этимологическим словарем. |
31 | Какие бывают имена? | 1 | Знакомятся с наукой «ономастика», с традиционными кличками животных на Руси. Рассматривают способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работают со словарями. |
32 | Древнерусские имена. | 1 | Знакомятся с историей образования древнерусских имен. Работают с этимологическим словарем, находят значения своих имен. |
33 | Отчество и фамилия. | 1 | Узнают историю появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомятся с наукой «антропонимика». Объясняют происхождение фамилий на примере стихотворения С. Михалкова. |
34 | Конкурс знатоков русского языка. | 1 | Выполняют олимпиадные задания. Объясняют выполнение заданий. Оценивают ответы друг друга. Выбирают знатока русского языка. |
Итого 34 часа |
- Материально-техническое обеспечение:
Словари: толковый, иностранных слов, фразеологический, орфографический, словообразовательный, этимологический, синонимов и антонимов, энциклопедический.
Арсирий А. Т., Дмитриева Г. М. Занимательная грамматика. – Москва, 1967 год.
Внеклассная работа в начальных классах. Методические рекомендации. – Белгород, 1991 год.
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. – Москва, из-во «Просвещение», 1994 год.
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
Голуб И. Б. Моя самая первая книжка о словах. – Москва, из-во «Дрофа», 1995 год.
Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. – Москва, 1971 год.
Фомичев М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – Москва, 1981 год.
Шибаев А. И. Язык родной, дружи со мной. – Ленинград, 1981 год.
Н.И. Жинкин «Язык – речь – творчество» - Москва, Просвещение, 1998 г.
Колесников Н.П. Словарь паронимов русского языка. Ростов н/Д., 1994
Ладыженская Т.А. Программа курса «Детская риторика» Москва, Ювента, 2008 г.
М.Р. Львов «Речь младших школьников и пути её развития» - Москва, Просвещение, 1985 г.
Н.С. Рождественский «Речевое развитие младших школьников» - Москва, Просвещение, 1980 г.
Компьютер, проектор, интерактивная доска, СD-диски.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1 класса "Психологический тренинг по социализации "Большое Я"
Рабочая программа 2 вида по внеурочной деятельности для учащихся 1 класса "Психологический тренинг по социализации "Большое Я".Цель программы:преодоление барьеров в общении учащихся, развитие лу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" для 1 класса соответствует требованиям ФГОС НОО....
Рабочая программа внеурочного занятия "Я-исследователь" 2 класс
Разработка рабочей программы "Я-исследователь", 2 класс....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" (1 класс)
Общекультурное направление внеурочной деятельности. В программе представлены цели и задачи данного курса , планируемые результаты, основное содержание программы и тематическое планирование. Разви...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Зеленая планета", 2 класс
Программа "Зеленая планета" разработана с целью расширения курса "Окружающий мир" Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова для 2 класса и направлена на реализацию федерального государственного образовательного ст...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для 3 – 4 классов С любовью к городу
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для 3 – 4 классовС любовью к городу...