Внеурочная деятельность.Кружок "Юный патриот".
рабочая программа (2 класс) на тему
Внеурочная деятельность. 2 класс Кружок "Юный патриот" патриотического направления.
Задачи: развитие познавательных интересов, потребностей в познании культурно -исторических ценностей страны, региона, города;
- приобщение школьников к духовным, нравственным, культурным ценностям своего народа;
формирование уважения к традициям и символам Российского государства, чувства любви к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_patriot_2_klass.rar | 13.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младшего школьника
Пояснительная записка.
Детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. (В.А.Сухомлинский).
В настоящее время в условиях модернизации всех сфер общества одной из основных задач в области образования является воспитание патриотизма и гражданственности, так как это основы жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.
Национальная доктрина образования РФ одной из приоритетных задач объявляет: воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью.
Патриотическое воспитание - это всестороннее изучение территории, проводимое на научной основе. Объектами его изучения являются социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие города, района, края.
Деятельность позволяет ребенку познакомиться со своим краем, познать патриотические, духовно-нравственные традиции народа. А это и есть истоки и основа патриотического воспитания.
Возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения не реализуются сами по себе, необходима целенаправленная, систематическая деятельность педагогов, разработка программ, методических рекомендаций.
Целью нашей работы является формирование осознанного отношения к ценностям родного края: людям, природе, истории, культуре и выработка на этой основе жизненной позиции, позволяющей понимать принадлежность к родному краю.
Задачи патриотического воспитания:
- формирование знаний об исторических фактах и явлениях, способности объективного рассмотрения этих событий, навыков использования учебной литературы, энциклопедией, карт, статистических данных, наглядных пособий, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности;
- стимулирование умственной активности учащихся, их любознательности, творческой деятельности, способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами.
Основными формами организации работы с детьми являются практикумы, лекции, симпозиумы-дискуссии, исторические журналы, конференции, семинарские занятия, занятия по защите социальных проектов, уроки мужества, уроки экскурсии.
Эффективным средством в системе патриотического воспитания является игровая деятельность, которая в последнее время активно используется во время проведения спортивного праздника "Зарница", "Казаки-разбойники".
Военно-спортивная игра - это ролевая игра с элементами "военизации", в которой используется некоторые термины и понятия, применяемые в военном деле, организационной структуре армии и флота, в некоторых родах войск. Игра - выход в большую жизнь, осуществленные мечты, исполнение желаний.
Одной из приоритетных форм работы по патриотическому воспитанию являются благотворительные акции:
"Руки сердечное тепло" (тимуровская работа).
"Открытка ветерану" (поздравление с праздниками 4 ноября, Новым годом, 23 февраля, 9 мая).
"Цветы на граните" (возложение цветов в дни праздников к памятным местам).
Выступления ветеранов Великой Отечественной войны и других войн на уроках Мужества, их рассказы о сражениях с врагом, о подвигах боевых друзей часто служат толчком к началу или активизации поисковой работы.
Одним из приоритетных направлений по патриотическому воспитанию является посещение музеев.
Хранилищем национальных традиций, обычаев, истории татарского народа является школьный музей. Материалы музея поистине уникальны.
Музей - это достояние всех. Ребята, сталкиваясь с истоками самобытности нашего уголка, внутренне распрямляются, наполняются гордостью, узнавая богатейшую историю и культурные традиции родного края. Все, что изучают и о чем узнают дети в музее, есть часть жизни их предков, история их села, родного края, и государства. Очень важно научить уважать и любить то место, где мы родились и выросли, где жили наши предки.
Экскурсии по родному селу позволяют:
- глубже познакомить воспитанников со своей "малой Родиной" улицами, жилыми домами и общественными зданиями села, их назначением;
- научить детей ориентироваться на плане улицы, знать правила уличного движения, выполнять правила поведения на улице и общественных местах;
- расширять знания детей о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда для жителей города;
- стимулировать у воспитанников интерес и любовь к своему городу, заботу о его красоте, чистоте;
Важная часть - подведение итогов экскурсий. Дети делятся впечатлениями об экскурсии в форме сочинений, рисунков, отчетов.
Работа по изучению истории и социальной сферы села несомненно, помогает детям многое узнать, а главное - полюбить маленький уголок своей Родины.
В ходе краеведческой деятельности каждый ребенок может реализовать свои способности. Ребята ведут поисковую работу. Совместная деятельность помогает сплачивать коллектив, увлекая детей общим делом.
Таким образом, музейная педагогика открывает широкие интересы к Родине. Она таит огромные резервы повышения эффективности патриотического воспитания, так как не просто знакомит учащихся с теми или иными событиями, фактами, но и раскрывает славную историю родного края и всей страны через судьбы конкретных людей.
Работы с детьми способствует активизации познавательного интереса к формированию осознанного отношения к ценностям родного края, воспитанию гражданских чувств и прежде всего любви к родному району, краю.
Быть гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в школе поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которыx зависит его быт, характер труда.
К концу начального периода обучения ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками.
Примерная тематика и цели внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию младших школьников.
1 класс: становление первоклассника гражданином своего села, своей маленькой Родины. Это его дом, жители, их общая жизнь и отношения между ними, школа, учителя, друзья, профессии людей, улица, город.
2 класс: становление ребенка, как гражданина Земли, своей большой Родины - России. Это знакомство с существованием правил и законов, которые позволяют ориентироваться в окружающем их мире, объяснять устройство и функционировании.
3-4 классы: формирование новых уровней знаний об обществе: "внутренний психологический мир человека", "общение и общество", "Человечество как
самый широкий "уровень моего общества"
2 класс
Задачи: развитие познавательных интересов, потребностей в познании культурно -исторических ценностей страны, региона, города;
- приобщение школьников к духовным, нравственным, культурным ценностям своего народа;
- формирование уважения к традициям и символам Российского государства, чувства любви к природе.
№ | Тема занятия | Форма проведения | Колич. часов | Дата | |
1 | «Край, в котором мы живём». | Беседа, выставка рисунков. | 1 | 2.09 | |
2 | " Моя Родина, Татарстан". | Рассказ-беседа, заочное путешествие. | 1 | 9.09 | |
3 | " Старое Ильмово- моя малая Родина". | Беседа, экскурсия | 1 | 16.09 | |
4 | «Моё село в прошлом». | Экскурсия в музей. | 23.09 | ||
5 | "Страна, где я живу". | Беседа, заочное путешествие | 1 | 30.09 | |
6 | Из семейного альбома. | Рассказ о своих дедушках и бабушках | 1 | 7.10 | |
7 | Хлеб – драгоценность. | Час военной истории | 1 | 14.10 | |
8 | Путешествие по стране "Праволяндии". | Игра-путешествие | 1 | 21.10 | |
9 | «Символы моей Родины» | Государственная символики РТ, России | 1 | 27.10 | |
10 | «Откуда мы родом». | Беседа о родословной | 1 | 11.11 | |
11 | Игра-дело серьёзное. | Разучивание народных игр | 1 | 18.11 | |
12 | Проектная мастерская "Дом, который мы построим ". | Проект. | 1 | 25.11 | |
13 | «Никто не забыт, ничто не забыто!» | Экскурсия в школьный музей, беседа | 1 | 2.12 | |
14 | «Подвигу народа жить в веках» (Герои района).9 декабря- День героев Отечества. | Беседа, рассказ | 1 | 9.12 | |
15 | «История национального костюма» Изучение истории села по материалам школьного музея. | Экскурсия в музей | 1 | 16.12 | |
16 | Музыкально-конкурсная программа "Где песня льётся - там легче живётся". | Разучивание чувашских, русских народных песен | 1 | 23.12 | |
17 | «Стихи, рожденные войной». | Конкурс чтецов | 1 | 13.01 | |
18 | «Маленькие герои большой войны» | Беседа с презентацией | 1 | 20.01 | |
19 | Город - герой Ленинград. | Рассказ о блокаде Ленинграда, показ презентации | 1 | 27.01 | |
20 | «Наша армия родная». | Выставка рисунков | 1 | 3.02 | |
21 | «Рыцарский турнир». | Конкурсная программа к 23февраля | 1 | 10.02 | |
22 | «Моя малая Родина». | КТД | 1 | 17.02 | |
23 | С чего начинается Родина? | КВН | 1 | 24.02 | |
24 | Игра «Зарница. | Спортивная игра | 1 | 3.03 | |
25 | Встречаем Масленицу. | Игры, разучивание песен. | 1 | 10.03 | |
26 | «Победа деда – моя победа». | Мини – проекты о своих героических родственниках | 1 | 17.03 | |
27 | «Поклонимся Великим тем годам» | Конкурс рисунков | 1 | 7.04 | |
28 | Труженики тыла. | Встречи с ветеранами тыла. | 1 | 14.04 | |
29 | «Ветеран живет рядом». | Организация тимуровской работы | 1 | 21.04 | |
30 | Десант чистоты и порядка. | Уборка в классе | 1 | 28.04 | |
31 | «Поклон тебе, солдат России». | Конкурс песен. | 1 | 5.05 | |
32 | «Память огненных лет». | Выставка книг, чтение произведений, обсуждение | 1 | 12.05 | |
33 | «Слава тебе, победитель-солдат!» | Литературно-музыкальная композиция | 1 | 19.05 | |
34 | «Вместе весело шагать!» | экскурсия | 1 | 26.05 |
Список литературы для учителя:
- Т.С. Голубева. Государственная символика России//Начальная школа. – 2001, №7.
- Мой дом – моя Родина: Стихи и рисунки ленинградских детей / Сост. Л.А. Зыков.- Л., 1988.
- Н.А. Печень. Символы воинской славы. – М.: ВЛАДОС, 2004.
- И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мы – патриоты! - М.: «ВАКО», 2006.
- О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева. Я – гражданин России! - М.: «ВАКО», 2006.
- И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет. – М,: «ТЦ Сфера», 2005.
для учеников:
- Серия книг «История России». – М: «Белый город», 2006.
- Я познаю мир: Дет. энцикл.: История / Под общ. ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.
- Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева.- М.: Худож. лит., 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный патриот» 2-а класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный патриот» 2-а класс...
рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов России" 3 класс
В воспитании россиянина - гражданина и патриота - особенно важная роль принадлежит образовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности молодых россия...
Внеурочная деятельность "Растим патриотов"
Патриотическое чувство не возникает у людей самопроизвольно. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе - все это формирует патриотизм. ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - патриот"
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИГражданско-патриотического направленияЯ – патриотСоставлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений:...
Программа внеурочной деятельности "Юный патриот"
Патриотическое воспитание- одно из самых важных направлений в воспитании детей. Предлагаю программу по воспитанию у детей чувства гордости и любви к себе, своей семье, к своему родному краю и своей Ро...
внеурочная деятельность "Юный патриот"
внеурочная деятельность "Юный патриот" пояснительнаязаписка, тематическое планирование. 1 класс УМК "Школа России"...
рабочая программа внеурочной деятельности "Растим патриотов России"
Содержание программы внеурочной деятельности "Растим патриотов соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 1-4 классов....