Интегрированный урок "Будь природе другом"
методическая разработка (окружающий мир, 2 класс) по теме

Рудакова Инна Викторовна

Интегрированный урок по окружающему миру и русскому языку во 2 классе (УМК "Школа России")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_bud_prirode_drugom.docx23.95 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок природоведения и русского языка во 2-ом классе

Учитель – Рудакова И. В.

Тема: Будь природе другом. Обобщение знаний о видах предложений по цели высказывания.

Цели: Обобщить знания о предложении: употребление большой буквы в начале предложения, точки,  вопросительного и восклицательного знаков – в конце предложения; развивать речь учащихся, логическое мышление; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: картина с изображением природы, у каждого ученика - тест, экологические знаки, глобус.

                                                Ход урока.

1.        Организационный момент.

- Встало солнышко давно,

  Заглянуло к нам в окно,

  Нас оно торопит в класс –

  Интегрированный урок у нас!

- Представьте, что на вас солнышко льет свои теплые лучики, под ними вы становитесь добрее, умнее, внимательнее.

  А теперь мысленно пошлите солнечные лучики маме, папе, близким людям, всему живому – растениям, животным. Пожелайте всем любви и добра.

  Урок сегодня интегрированный, на нем встретятся сразу два учебных предмета – природоведение и русский язык, а значит,  предстоит много работы. Будьте внимательными, работайте дружно.

2.        Орфографическая минутка.

- Назовите буквы на рисунке. (по букве «Р» расположены буквы: А, И, П, Р, О, Д.

-  На какие группы можно их разделить?

- Какая буква повторяется чаще? (Р)

- Кто увидел слово? (ПРИРОДА)

- Что такое природа?

- Послушайте стихотворение (читает учитель):

  Посмотри, мой милый друг,

  Что находится вокруг?

  Небо светло-голубое,

  Солнце светит золотое,

  Ветер листьями играет,

  Тучка в небе проплывает.

  Поле, речка и трава,

  Горы, воздух и листва,

  Птицы, звери и леса,

  Гром, туманы и роса,

  Человек и время года –

  Это все вокруг… (природа).

- Какая бывает природа?

- Что относится к неживой природе? К живой?

- А что нельзя назвать природой?

- Напишите это слово в тетради. Определите СУО. ( ПРИРОДА – 3 сл., 7 б., 7 зв.)

3.        Сообщение темы и целей урока.

- Где бы ни жил человек, в городе или загородной местности, он никогда не бывает изолирован от природы. Но люди не всегда понимают, как отражаются на природе их поступки.

-  Слово «природа» сегодня будет главным. Ведь тема урока – « Будь природе другом ». Мы будем говорить о том, как нужно беречь природу, вспомним  правила поведения в природе, а также будем составлять и записывать предложения с этим словом. И если вы хорошо выполните все задания, то получите пригласительный билет от Вежи в очень интересное путешествие.

   

4.        Работа по развитию речи.

- Посмотрите на эту картинку. Что изобразил художник на ней?

- Составьте предложение о нашей русской природе.

   КАК КРАСИВА РУССКАЯ ПРИРОДА!

- Какое это предложение по цели высказывания? А по эмоциональной окраске?

 -Какой знак нужно поставить в конце предложения?

- Запишем это предложение.

(Предложение записывается учеником на доске с комментированием, остальные – в тетради)

5.        Словарная работа.

- Сейчас будем разгадывать кроссворд. Слова-отгадки записывайте в тетради через запятую.

( На доске вызванные ученики записывают слова, объясняют орфограмму, обозначают ее зеленым цветом).

- Отгадайте загадки:

1. Домовитая хозяйка

    Пролетает над лужайкой,

    Похлопочет над цветком –

    Он поделится медком. ( пчела)

2. Трещит, когда ее никто не просит

    И сплетни по лесу разносит. ( сорока)

    3. Шелестя, шурша травой,

    Проползает шнур живой.

    Вот он встал и зашипел:

    Подходи, кто очень смел. ( змея)

4. Водяные мастера

    Строят дом без топора,

    Дом из хвороста и тины

    И плотину. (бобры)

   5.    Красногрудый, чернокрылый,

         Любит семена клевать.

         С первым снегом на рябине

         Он появится опять. ( снегирь)

6  Хвост пушистый,

         Мех золотистый.

         В лесу живет,

         В деревне кур крадет. ( лиса)

- Как назвать одним словом?

- Назовите группы животных, которые здесь встретились.

- Какое слово получилось в выделенных клеточках? ( ПОМОГИ)

- Почему же у нас получилось такое волнующее слово?

( ответы детей)

                              ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

   Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

   Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

   В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.

   Как они сядут, тоже покажем – крылья сложили назад.

   

6. Беседа о влиянии человека на природу. Повторение о видах предложений по цели высказывания.

- Иногда человек необдуманно совершает такие поступки, о последствии которых ему долгое время приходится жалеть. Какие?

- Так о чем просит нас природа?

  ПРИРОДА ПРОСИТ О ПОМОЩИ!

(Предложение записывается в тетрадях, определяется вид предложения, знак?)

- Прочитайте предложение на доске.

  КАК ПОМОЧЬ ПРИРОДЕ?

- Какое это предложение? На вопросы надо отвечать.

- Знаете ли вы, как помочь природе?

- Оцените действия человека. Поместите зеленые фишки рядом с положительным влиянием человека на природу, а красные – с отрицательным.

( Работа выполняется на доске , комментируется, остальные сигналят. )

На доске:

- Загрязнение воды заводами, фабриками.

- Развешивание кормушек для птиц.

- Мусор в лесу.

- Очистительные фильтры на трубах.

- Костры в лесу.

- Охота..

- Каковы причины появления Красной книги?

- За что люди уничтожают растения и животных?

- К нам поступила жалоба. От кого?

« Ох, и не любят меня люди. Голос им мой не нравится, и глаза у меня большие. И что по ночам летаю. Считают, что беду я приношу. Все это неправда. Польза от меня большая. Урожай я сохраняю. Кто я?»

( Сова).

- Какую пользу приносит сова?

- Как вы думаете, какие еще животные могут нам написать жалобу?

- Нужно ли их  уничтожать только за то, что они некрасивы или ядовиты? Высказывания детей о пользе этих животных ( летучей мыши, жабе, кукушке).

- Послушаем стихотворение.

( Декламируется стихотворение « Все, все, все на свете, на свете нужны нужны.»)

    Все – все, все на свете,

    На свете нужны!

    И мошки не меньше нужны,

    Чем слоны.

    Нельзя обойтись без чудищ нелепых

    И даже без хищников – злых и свирепых.

    Нужны все подряд – Кто делает мед и кто делает яд!

    И если мы с кем-то не очень дружны –

    Мы все-таки очень друг другу нужны,

    А если нам кто-нибудь лишним покажется,

    То это, конечно, ошибкой окажется!

    Все – все, все на свете,

    На свете нужны,

    И это все дети запомнить должны!

 - Давайте покажем сове, что мы  друзья. Поприветствуем ее.

        ФИЗКУЛЬТМИНУТКА « Совушка».

    Совушка-сова, большая голова,

    На суку сидит, головой вертит.

    Крыльями – хлоп – хлоп,

    Ножками – топ – топ.

 

6.         Повторение правил друзей природы.

- Какие предложения называются побудительными?

- Дома вы учили правила друзей природы. С помощью экологических знаков расскажите их,

        используя побудительные предложения.

( Дети показывают знаки, составляют предложения, )

- Какие свои знаки придумали? Они нам сегодня еще пригодятся.

7.        Подведение итогов. Тест.

- У вас на партах лежит пригласительный билет в путешествие. Но вы должны правильно его заполнить. Вам нужно ответить на вопросы, выбрав один из вариантов: в клеточке под номером запишите нужную букву.

     Вопросы к тесту: ( Вопросы записаны на доске)

1.        Почему нельзя загрязнять воду?

Д – потому что в ней погибают организмы;

М – потому что будет некрасивый цвет.

2. Есть ли в природе ненужные и бесполезные живые существа?

Б – да, например, комар. Он больно кусается;

Р – нет. В природе нет ничего бесполезного, ненужного.

3. Почему человеку нужно заботиться о редких животных?

У – их осталось мало, и они могут исчезнуть;

Я – потому что их можно будет потом взять домой.

4. Какие животные и растения занесены в Красную книгу?

Г – которым грозит полное исчезновение с лица Земли;

П – красивым.

_ Давайте проверим, что у вас получилось.

( Слово « ДРУГ»)

- Как ведет  себя друг природы?

- О чем нужно попросить каждого человека, живущего на Земле?

  БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ!

- Спишите  это предложение. Какое оно? Какой знак стоит в конце?

- Составьте другие побудительные предложения. ( Устно)

- Почему все предложения у нас восклицательные?

-Человек должен стать настоящим другом всего живого на планете. И только тогда страниц в Красной книге станет совсем мало, и не будет так грустно осознавать, что самые большие катастрофы – дело рук самого человека.

(Звучит стихотворение Е. Шкловской « Ты береги нас» в исполнении учащихся):

Смотрю на глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки:

« Ты береги нас, береги!»

     В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

« Ты береги нас, береги!»

     Грустит глубокая река,

Свои теряя берега.

И слышу голос я реки:

« Ты береги нас, береги!»

     Остановил олень свой бег:

« Будь человеком, человек.

В тебя мы верим – не солги,

Ты береги нас, береги!»

     Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной,

И шепчут губы: « Не солгу,

Я сберегу вас, сберегу!»  

8.        Домашнее задание: устно составить текст на тему:«Будь природе другом», используя записанные предложения как план. Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир 2 класс "Будь природе другом"

Урок окружающего мира во 2 классе с применением ИКТ. УМК "Гармония"....

Урок по окружающему миру "Будь природе другом"

На уроке я обобщала представления обучающихся о факторах, угрожающих живой природе. Способствовала умению понимать происходящее в природе процессы,  активному содействию животным. Прививала культ...

Будь природе другом

проектная работа по окружающему миру 2 класс посвящена изучению многообразия животных;  знакомит с проблемой охраны животных; учит бережному отношению ко всему живому....

Открытый урок по теме: "Какой? Какая? Какое? Какие?" 2 кл; Окружающий мир для тув.школ "Будь природе другом" 2 класс А.А.Плещаков

1. Открытый урок русского языка во 2 классе национальной школы. Провела учитель начальных классов МОУ Суг-Аксынской СОШ 2 категории: Ондар А. Ч. Тема: Какой? Какая? Какое? Какие?    Ц...

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по проблеме "Человек друг или враг природе" в рамках темы "Будь природе другом". УМК "Школа России"

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по проблеме "Человек друг или враг природе" в рамках темы "Будь природе другом". УМК "Школа России"...