Окружающий мир 2 класс "Будь природе другом"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Мартюшина Ирина Викторовна

Урок окружающего мира во 2 классе с применением ИКТ. УМК "Гармония".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bud_prirode_drugom.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ с.Покрово-Берёзовка Пензенского района Пензенской области

Тема урока:

«Красная книга.

Будь природе другом!»

Окружающий мир 2 класс

Урок разработан

учителем начальных классов

МОУ СОШ с. Покрово-Берёзовка

Мартюшиной И.В.

Тип урока:

 по дидактической цели: комбинированный;

по характеру познавательной деятельности: репродуктивный с элементами объяснительно-иллюстративного и частично-поискового с применением ИКТ.

Цели урока:

Развивающая: развивать у детей умение сконцентрировать внимание на конкретном материале; умение выделять из общего конкретное; развивать устную речь; развивать чувство ответственности за жизнь на планете; чувство эстетического восприятия природы; интерес к чтению научной и художественной литературы, умение самостоятельно работать.

Гуманизационная: формировать у детей потребность к здоровому образу жизни.

Обучающая: познакомить детей с понятием «Красная книга», ознакомиться с некоторыми видами растений и животных из Красной книги Пензенской области.

Оборудование: Красная книга Пензенской Области, учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас», карточки, презентация.

Литература: Ю.Дмитриев «Книга природы», И.Акимушкин «Мир животных»,

Л.Н.Смирнова «Рекорды в мире животных», Ю.Яковлев «Я и за носорогом», В.Бианки «Лесная газета».

  1. Организационный момент.

Учитель:

- А сейчас проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Ученики:

- Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

  1. Вступительная беседа учителя.

- Тема нашего урока (чтение со слайда – Красная книга. Будь природе другом!)

- Ребята, послушаем музыку (слушаем музыку). Какая прозвучала музыка по своему характеру? (Тревожная) Вот и урок у нас с вами будет тревожный. Давайте попробуем подобрать синонимы к слову «тревога». (Беспокойство) Правильно. Беспокойство за ….(запись на доске). А вот за что, вы мне ответите в конце урока.

   - Посмотрите на экран. Какой это цвет и что он обозначает?

- Жёлтый. Солнышко. Жизнь.

- Смотрим на экран.

 -Голубой. Вода. Жизнь.

- Следующий слайд.

- Зелёный. Растения. Жизнь.

- Следующий слайд.

- Красный. Огонь. Тревога.

III. Знакомство с новым материалом.

- На нашей планете существовало много разных видов животных и растений. И людям казалось, что они всегда будут жить и расти. Они использовали растения для своих нужд, безжалостно уничтожали животных. И пришло время, когда ученые забили тревогу: некоторые виды растений и животных исчезли бесследно. Никто и ничто уже не вернет их. Некоторые виды растений и животных стоят на грани исчезновения. Поэтому наступила необходимость создать документ, который бы смог остановить человечество от бездушного уничтожения живой природы, самоуничтожения. И была создана Международная Красная книга (показ), тревожная книга, куда занесли исчезающие виды животных и растений. Истребление  животных и растений, занесенных в Красную книгу, преследуется законом. Впоследствии была создана Красная книга России и других стран. Ученые нашей области создали Красную книгу нашего края, с которой мы сегодня будем знакомиться. Возможно, животные и растения, которых мы сейчас увидим, встречались вам и в нашей местности. Если вы увидите знакомый вид, поднимите красный кружок.

IV Знакомство с растениями из Красной книги Пензенской области

 - Будьте внимательны! В конце просмотра вы должны ответить на вопрос -  к какой группе относятся данные растения и определить их вид.

Показ презентации. Комментирование учителем презентации.

  1. Адонис (горицвет) весенний.

В Пензенской области отмечен в небольшом количестве в Башмаковском, Белинскаом, Вадинском, Городищенском, Кондольском, Кузнецком, Сердобском, Шемышейском районах. Растет на лесных опушках, в кустарниковых и луговых степях, по склонам оврагов. Светолюбив, требователен к насыщению почвы влагой, неустойчив к вытаптыванию. Цветет в мае. Размножается только семенами. Охраняется в заповеднике «Приволжская лесостепь» Пензенской области и на территории памятников природы: «Урочище Шуро-Сиран», «Еланские степи» и другие. Погибает из-за распашки степей, неумеренного выпаса скота.

  1. Прострел раскрытый.

Известны местонахождения во всей Пензенской области. Встречается в сосняках, разреженных сосново-широколиственных лесах, в кустарниковых и луговых степях, на песчаных дюнах. Охраняется в заповеднике «Приволжская лесостепь» и нескольких памятниках природы. Уничтожается из–за сбора для букетов, в качестве лекарственного сырья, распашки степей.

  1. Ковыль перистый.                                                                                          В Пензенской области распространён в Бековском, Каменском, Колышлейском, Кондольском, Лунинском, Малесердобинском, Пензенском и Сердобском районах. Обитает в степях, на лесных полянах, степных склонах, среди кустарников. Включен в Красную книгу России. Охраняется в заповеднике «Приволжская лесостепь». Погибает из-за неумеренного выпаса скота, сбора соцветий для сухих букетов. Сейчас вы видите поляну с произрастающим ковылем около нашего села в районе урочища «Дунина речка».                                          4. Морковник обыкновенный.                                                                           В Пензенской области распространен в Колышлейском, Кондольском, Лунинском, Малосердобинском, Неверкинском, Сердобском и Тамалинском районах. Развитие на засоленных почвах. Многолетнее растение.  Уничтожается под влиянием распашки земель. Охраняется на Кунчеровском участке  заповедника  «Приволжская лесостепь», где встречается очень редко, а также в составе памятников природы: «Даниловская солонцовая поляна» и «Солонцовая степь». Погибает из-за редкости местообитания, пригодных для произрастания данного вида и распашки земель.

   V Практическая работа: определяем группу и вид растений. Работа с карточками.        

                                 Физкультминутка.

   VI Знакомство с животными из Красной книги Пензенской области

-Сейчас мы будем знакомиться с животными из Красной книги Пензенской области. Настроимся на просмотр. После просмотра вы должны определить, к какой группе относятся эти животные и почему.

1. Павлиноглазка большая. Самая крупная из бабочек нашей области. Известно обитание в Пензенском, Кондольском районах и г. Пензе. Летают с конца мая по июль. Бабочки пугливы, летают вечером и ночью, не питаются, а живут за счет жировых запасов, накопленных на стадии гусеницы. Из-за низкой численности и редкости ощутимого вреда плодовым деревьям не наносят. Погибают из-за неблагоприятных условий зимовки.

2. Хохлатка Сиверса.

В Пензенской области известно обитание в Пензенском и Шемышейском районах и г. Пензе. Лет бабочек с начала апреля до начала мая. Активны в ночное время, днем неподвижно сидят на ветвях деревьев. Бабочки охотно прилетают на свет, что увеличивает вероятность их гибели.

         

3.Поганка серощекая.                                                                     В Пензенской области единичные гнездящиеся пары обнаружены в Кузнецком, Сердобском, Тамалинском и Вадинском районах. Прекрасно плавает и ныряет, взлетает неохотно, с длинным разбегом. Обычно поселяется отдельными парами. Питается мелкой рыбой, водными беспозвоночными, семенами и листьями водных растений. Численность уменьшается из-за отстрела в период охоты, беспокойства в гнездовой период.

4. Лебедь-шипун.                                                                                В настоящее время места ежедневного гнездования известны на Сурском водохранилище, на Селитбенском и Боровом озерах Кузнецкого района и на одном из прудов в Башмаковском районе. Не ежегодно гнездится в Пачелмском, Колышлейском, Кондольском районах. Гнездовые постройки из стеблей тростника, рогоза до 2 м. в диаметре располагаются вблизи открытой воды, иногда в зарослях. При гнездовании пара изгоняет со своей территории другие виды водоплавающих. Лебедей часто отстреливают и разоряют их гнезда.                                                                                      

5. Суслик крапчатый.                                                                       Встречается в Камешкирском, Неверкинском, Колышлейском, Сердобском, Мокшанском, Белинском районах. Обитают по сухим лугам, балкам, склонам холмов, долинам рек. Придерживаются возвышенных мест. Активны, преимущественно, в утренние и вечерние часы. Характерна зимняя спячка с августа-сентября по апрель. Питаются зелеными и подземными частями растений и семенами. Погибают из-за химизации сельского хозяйства, а также истребительских работ.

6. Норка европейская.                                                                            В Пензенской области сохранился  в переделах Земетчинского и Башмаковского районах. Обитание тесно связано с водоемами. Хорошо плавает и ныряет. Пищу составляют мелкие грызуны, рыбы, лягушки, раки, моллюски, околоводные птицы. Уничтожается из-за непомерного отстрела.

Практическая работа.

                       Физкультминутка.

VII Работа с учебником.

 -Работаем с учебником. На с. 82-85 вы самостоятельно дома ознакомитесь с редкими видами животных и растений, занесенных в Красную книгу России. Сейчас работаем на с.86. прочитайте название статьи. Будь природе другом! Какое это предложение по цели высказывания? (Побудительное) К чему оно нас побуждает?

Работа по рисункам и правилам.                                                              –Вспомним, почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?            Почему в лесу нужно соблюдать тишину? (Ответы учащихся)          -Прочитаем задание на с.86. Расскажите. (Ответы учащихся)            -Читаем следующее задание. Читаем правила и рассматриваем экологические знаки. А сейчас проверим ваше домашнее задание. Каждый из вас сейчас выйдет, покажет свой знак и прочитает своё правило. (Ответы учащихся). Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием.

VIII Обзор научной и художественной литературы.  

-Ребята, я для вас приготовила очень интересные научные и художественные книги. (Рассматривание и краткая характеристика книг) Эти книги вы можете взять и прочитать в школьной и сельской библиотеке. Надеюсь, что они вас заинтересовали.

IX Заключительное слово учителя.                                                              А теперь выполним последнее наше задание. Выберете нужное слово или словосочетание и подставим в предложение на слайде. (Ответы учащихся)

-Ребята, а кем вы хотите стать? (Ответы учащихся). Кем бы вы ни стали, помните, что благосостояние нашей страны напрямую зависит от вашего отношения к природе. Сохраните богатства Родины – будете богаты и вы. Не сохраните – будите жить в бедности. Наш урок мне хочется завершить словами русского писателя М.М Пришвина:                                                                       « Мы хозяева нашей РОДИНЫ, и она для нас кладовая солнца с великим сокровищем жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разных ценные животные – будем охранять леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверям - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять родину».

X Домашнее задание.

(на карточках): с. 82-83, индивидуальное задания: с. 84-85, составить свою Красную книгу – сделать книжку-раскладушку.

XI Рефлексия.

Покажите смайлики – ваше отношение к уроку6

Понравился –

Не понравился –

Было скучно –

XII. Оценка работы учащихся за урок.

-Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо поработали, справились с заданиями. (Оценки за урок). Спасибо.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок во 2 классе "Будь природе другом"

урок по окружающему миру...

урок во 2 классе "Будь природе другом"

урок по окружающему миру...

урок во 2 классе "Будь природе другом"

урок по окружающему миру...

Конспект урока окружающего мира во 2 классе "Будь природе другом!"

Урок освоения новых знаний.Педагогическая цель-определить влияние деятельности человека на природу;сформулировать важнейшие правила поведения в природе, направленные на ее сбережение;сформировать жела...

Презентация к уроку окружающего мира для 2 класса " Будь природе другом".

Данная презентация содержит наглядный материал по правилам поведения в лесу для урока окружающего мира по теме " Будь природе другом"....

Конспект урока для 2 класса по окружающему миру. Тема: "Будь природе другом!"

Урок-конференция «Будь природе другом!»Цель: обобщить представления о факторах, угрожающих живой природе; учить уважительному отношению к живым организмам; сформулировать важнейшие правила...

Презентация к уроку по окружающему миру 2 класс "Будь природе другом!"

Наглядный материал к конспекту урока по окружающему миру 2 класс "Будь природе другом1"...