Рабочая программа по дополнительному курсу «Коллективная творческая деятельность (кружок «Ориентир»). Начальная школа 1-4 классы.
рабочая программа (1 класс) на тему

Рабочая программа по дополнительному   курсу «Коллективная   творческая   деятельность  (кружок «Ориентир»). Начальная школа 1-4 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_ktd-orientir_2014g.docx95.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование город Краснодар

муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя школа  № 98 г. Краснодара

                                                                       

                                                                       УТВЕРЖДЕНО

                                                                       решением педсовета протокол № 1        

                                                                        от   29 августа  2014  года

  Председатель педсовета

   ___________Шевченко А.В.

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По       дополнительному   курсу «Коллективная   творческая   деятельность

(кружок «Ориентир»)

(указать предмет, курс, модуль)

Ступень обучения (класс)    начальное общее, 4 класс               _                        

                                                    (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Количество часов  _        33 ч. (1 класс), 68 ч. (2-3 классы), 136ч.(4 класс)              _                        

Уровень               _        базовый                                                                                                     

(базовый, профильный)

Учитель     _                Кильдюшкина Ирина Николаевна                                        

Программа разработана на основе    программы курса «Театр» для начальной школы И.А.Генералова, под ред. Д.И.Фельдштейна, М.:Баласс, 2008

(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)

Пояснительная записка

Таланты будущих поколений могут быть охраняемы

только путем развития и воспитания юных талантов;

                                              для этого же необходимо их раннее узнавание.

Г. Ревеш

1. Пояснительная записка.

  В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала.                  Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

     В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

      С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Развитие художественно-творческих способностей личности была и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.

Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя.

Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).

Программа курсу «Коллективная   творческая   деятельность (кружок «Ориентир») составлена на основе:

- программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова (Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008);

- образовательной программы «Основы театрального искусства» Похмельных А.А. (Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей. Детско-юношеский центр г. Петрозаводска);

- программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина (Санкт – Петербургская государственная академия театрального искусства. Кафедра основ актёрского мастерства).

Кружок «Ориентир» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своей деятельности – приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Цель курса «Коллективная   творческая   деятельность (кружок «Ориентир»): воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.

Задачи курса:

  • опираясь на синтетическую природу театрального искусства,

способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка;

  • помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и

общения;

  • через театр привить интерес к мировой художественной культуре

и дать первичные сведения о ней;

  • научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к

любой работе;

  • развивать творческие способности младших школьников

детского сплоченного коллектива через воспитание усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки;

  • обеспечивать дополнительные знания по театральной терминологии;
  • воспитывать любовь и уважение к своей деятельности и деятельности  взрослого человека, любви к родному краю и себе;
  •  развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;
  • учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников;
  • воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.

Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».

Девизом внеурочной деятельности по театральному обучению является:

Я слышу – и забываю,

   Я вижу – и запоминаю,

Я делаю – и понимаю.

Общая характеристика курса «Коллективная   творческая   деятельность

(кружок «Ориентир»)

Участники программы: 7-11 лет, учитель, учитель трудового обучения, учитель хореографии, педагог-организатор.

Сроки реализации: 2011-2015 г.

Театр рассматривается в контексте других видов искусства, и в начальной школе даются общие представления о его специфике.

Отличительными особенностями и новизной программы является:

- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка

средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент;

        - принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);

        - принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Виды деятельности :

  • получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России

(в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, посредством встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам);

•        ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами (в ходе изучения вариативных дисциплин, в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, включая шефство над памятниками культуры вблизи школы, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок);

•        обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве школы и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду. Разучивание стихотворения, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах. Обучение понимать красоту окружающего  мира через художественные образы;

•        обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой, (участие в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», беседах о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх; обучение различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного);

•        получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (на уроках художественного труда и в системе учреждений дополнительного образования);

•        участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ;

•        получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека;

•        участие в художественном оформлении помещений школы и классной комнаты.

Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:

  • игра
  • беседа
  • иллюстрирование
  • изучение основ сценического мастерства
  • мастерская образа
  • мастерская костюма, декораций
  • инсценирование прочитанного произведения
  • постановка спектакля
  • посещение спектакля
  • работа в малых группах
  • актёрский тренинг
  • экскурсия
  • выступление

Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.

Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.

Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.

           Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у  школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.

Программа кружка «Ориентир» включает разделы:

1. «Мы играем – мы мечтаем!»

2. Театр.

3. Основы актёрского мастерства.

4. Просмотр спектаклей в театрах города, в школе.

5. Наш театр.

Для изучения разделов «Театр» и «Основы актёрского мастерства» рекомендуется использовать «Театр. Пособие для дополнительного образования» И.А. Генералова.

В программу кружка «Ориентир» (раздел «Наш театр») включено  инсценирование произведений, изучаемых в УМК «XXIвек»

Изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка.

Итогом курса «Ориентир» является участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра.

Описание места учебного предмета.

Курс рассчитан на 4 года обучения в начальной школе по 1 часу в неделю, 33 часа  год в 1 классе,  68 часов в год во 2-3 классах, 136 часов в 4 классе.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию творческих способностей  являются:    

  • умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;  
  •  умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
  • умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию творческих способностей  являются следующие умения:  

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • развитие высокой мотивации учебного процесса;
  • развитие всех форм мышления младшего школьника;  
  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;  
  •  оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию творческих способностей  следующие умения:    

  • обучение  умению ставить цели;  
  •  характеризовать явления, давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
  • находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
  • проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей;
  • организовывать свою деятельность;
  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;  
  • творчески откликаться на события окружающей жизни.

     Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию пространственного представления являются следующие умения:

  1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
  2. Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
  3. Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
  4. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

Предполагаемый результат:

•        первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

•        первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

•        элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

•        первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

•        первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

•        первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

•        мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.

Содержание курса

«Мы играем – мы мечтаем!» Игры, которые непосредственно связаны с одним из основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: «от внимания – к воображению».

Театр. В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение. Звук и шумы.

Основы актёрского мастерства. Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог.

Просмотр спектаклей в театрах города, в школе. Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

Наш театр. Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения. Изготовление костюмов, декораций.

Родители учащихся

Учителя школы

Обеспечение необходимым инвентарём занятий кружка.

Контроль за выполнением учащимися индивидуальных и творческих задании.

Участие в проведение занятий

кружка.

Проведение занятий, праздников, викторин .

Проведение диагностики усвоения материала

учащимися.

Проведение праздников.

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ

ОЖИДАЕМЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

№ п/п

Тема раздела

Форма

Уровень

Ожидаемый воспитательный результат

1

«Мы играем – мы мечтаем!»

игра

II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

2

Театр

беседа

I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

экскурсия

I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

3

Основы актёрского мастерства

изучение основ сценичес-кого мастерства

I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

актёрский тренинг

II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

4

Просмотр спектаклей в театрах города

просмотр спектакля

I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

беседа

I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социа-льных знаний, первичного понимания соци-альной реальности и повседневной жизни.

иллюстри-рование

I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником соци-альных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

5

Наш театр

мастерская образа

II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отно-шения к социальной реальности в целом.

мастерская костюма, декораций

II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отно-шения к социальной реальности в целом.

инсценировка, постановка спектакля

II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

выступление

II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

                 

Таблица тематического распределения количества часов:

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Рабочая программа

Рабочая программа по классам

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1.

«Мы играем – мы мечтаем!»

10

10

-

-

-

2.

Просмотр спектаклей в театрах города, в школе

47

8

15

12

24

3.

Наш театр.

80

15

30

18

32

4.

Основы актерского мастерства.

50

-

12

8

64

5.

Театр.

50

-

12

30

16

ИТОГО:

305

33

68

68

136

Тематическое распределение тем по классам

 1 класс (33 часа)

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

«Мы играем – мы мечтаем!»

10

2

8

1-2

Вводное занятие. Особенности театральной терминологии.

2

1

1

3-7

Устройство ширмы и декораций.

5

1

4

8-10

Игры на развитие внимания и воображения.

3

-

3

 «Просмотр спектаклей в театрах города»

8

8

11-14

Просмотр спектаклей в театрах города.

4

4

15-18

Беседа после просмотра спектакля.Иллюстрирование

4

4

«Наш театр»

15

15

19-33

Инсценирование сказок Корнея Чуковского.

15

15

Итого

Итого

33

33

2 класс (68 часов)

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

«Театр»

12

8

4

1

Дорога в театр.

2

2

2-4

В театре.

6

2

4

5-6

Как создаётся спектакль.

4

4

 «Основы актёрского мастерства»

10

2

8

7-12

Мимика. Пантомима.

12

2

10

«Просмотр спектаклей в театрах города»

16

16

13-16

Просмотр спектаклей в театрах города.

8

8

17-20

Беседа после просмотра спектакля.Иллюстрирование

8

8

«Наш театр»

30

30

21-27

Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

14

14

28-32

Работа над спектаклем по  сказкам-миниатюрам

Дж. Родари.

10

10

33-34

Работа над спектаклем по сказкам дядюшки Римуса.

6

6

Итого

68

8

68

3 класс (68 часов)

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

«Театр»

30

24

6

1-2

Театральные профессии. Бутафор. Реквизитор. Художник-декоратор.

4

2

2

3

Древнегреческий театр.

2

2

4

Театр «Глобус».

2

2

5

Театр под крышей.

2

2

6

Современный театр.

2

2

7

Театральный билет.

2

2

8

Театр кукол.

2

2

9-10

Музыкальный театр.

4

4

11-12

Цирк.

4

4

13-14

Музыкальное сопровожде-ние. Звуки и шумы.

4

2

2

15

Зритель в зале.

2

2

 «Просмотр спектаклей в театрах города»

12

12

16-18

Просмотр спектаклей в театрах города.

6

6

19-21

Беседа после просмотра спектакля.Иллюстрирование

6

6

Основы актёрского мастерства

8

2

6

22-25

Театральный этюд.

8

2

6

Наш театр

18

18

26-30

Работа над спектаклем по сказкам Ш. Перро.

        10

10

31-34

Работа над спектаклем по сказкам Г.Х. Андерсена.

8

8

Итого

68

26

42

4 класс (136 часов)

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

         «Театр»

30

16

14

1-2

Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург.

8

8

3-4

Театральные жанры.

8

8

5

Экскурсия в «Атамань»

14

-

14

Основы актёрского мастерства

52

16

36

6

Профессиональные качества актера.

2

2

_

7-8

Ораторское искусство.

7

1

6

9-10

Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции.

8

2

6

11-12

Техника  речи.

7

1

6

13

Рифма.

3

1

2

14

Ритм.

3

1

2

15

Считалка.

3

1

2

16

Скороговорка.

3

1

2

17-18

Секреты актерского мастерства.

6

2

4

19

Импровизация.

4

2

2

20

Как заинтересовать аудиторию.

6

2

4

«Просмотр спектаклей в театрах города, в школе»

26

26

21-26

Просмотр спектаклей в театрах города, в школе. Беседа после просмотра спектакля.

26

26

Наш театр

28

28

27-30

Работа над спектаклем по

басням И.А. Крылова.

14

14

31-34

Работа над спектаклем по сказкам А.С. Пушкина.

14

14

Итого

136

32

104

Согласовано

Протокол заседания МО                   

№      1    от    29.08.14                

Руководитель МО

                /__________ /

Согласовано

заместитель директора по УМР

                 /_____________/

«___» __________ 2014  года


                   Календарно-тематическое планирование курса «Коллективная   творческая   деятельность» 4 класс

(кружок «Ориентир») с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

№ раздела

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Элемент содержания

Характеристика

деятельности

учащихся

план

факт

Театр (30 часов)

5

1

Общее понятие о театре.

1

02.09

Театр как здание и как явление общественной жизни.

Актуализировать представления о понятиях: искусство, живопись, музыка, театр, концерт, артист.

Уметь ориентироваться в специальных понятиях и терминах.

Формировать навыки действия в вымышленных обстоятельствах.

Формировать умения действовать в коллективе.

5

2

История театра.

1

03.09

5

3

Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург

1

04.09

5

4

Театральные жанры: драма

1

05.09

5

5

Театральные жанры: опера

1

09.09

5

6

Театральные жанры: фарс

1

10.09

5

7

Театральные жанры: комедия

1

11.09

5

8

Театральные жанры: мюзикл

1

12.09

5

9

Театральные жанры: мелодрама

1

16.09

5

10

Театральные жанры: феерия

1

17.09

5

11

Театральные жанры: мистерия

1

18.09

5

12

Театральные жанры: флиаки

1

19.09

5

13

Театральные жанры: пастораль

1

23.09

5

14

Основные театральные термины

1

24.09

5

15

Театральные понятия и термины.

1

25.09

5

16

Актер – главное чудо театра.

1

26.09

5

17

Что такое музей

1

30.09

Актуализация представлений о музее, музейных ценностях.

Знакомство с историей и бытом кубанских казаков, с традициями, творчеством и т.д.

Умение  использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для 1) обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения над особенностями труда и быта людей своей местности,

2)самоорганизации и выполнения исследовательских проектов,

3) выполнения изученных правил бережного и безопасного поведения

Уметь ориентироваться в специальных понятиях и терминах.

Понимать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта на Кубани

Изучать коренное население, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры в Краснодарском крае.

Давать словесное описание истории возникновения  населённого пункта, его достопримечательностей

5

18

Роль музея в жизни человека

1

01.10

5

19

Выставочная деятельность музея

1

02.10

5

20-21

Этнографический музей «Атамань». История образования

2

03.1007.10

5

22-23

Этнографический музей «Атамань».Разнообразие кубанских подворий.

2

08.10

09.10

5

24-25

Этнографический музей «Атамань».Разнообразие кубанских хат и их содержание.

2

10.10

14.10

5

26-27

Этнографический музей «Атамань». Кубанская утварь.

2

15.10

16.10

5

28-29

Этнографический музей «Атамань».Творчество кубанских казаков.

2

17.10

21.10

5

30

Обобщающий урок. Сочинение на тему: «Путешествие по Атамани»

1

22.10

Основы актёрского мастерства (52 часа)

4

31

Профессиональные качества актера

1

23.10

Актуализировать представления о понятиях: театр, зрительный зал, сцена, театральный билет, представление, игра, этюд, актер.

Дать представление о значении и роли этюда в искусстве.

Учимся говорить по-разному. Развивать интонационный

строй речи.

Формировать представления о понятиях сценический этюд, сценическая площадка.

Развивать умения организовано, с учетом присутствия партнеров, распределяться по сценической площадке.

Этюдный тренаж.

«Превращение и перевоплощение» - главное явление театрального искусства.

Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей спектакля.

Уметь ориентироваться в специальных понятиях и терминах.

Формировать навыки действия в вымышленных обстоятельствах.

Формировать умения действовать в коллективе.

Работа над этюдами, распределение  функций сочинителя, режиссера,

актера, художника.

Упражнять детей в проговаривании фраз с

различной интонацией

Придумывание историй, выполнение этюдов.

Развитие внимания, воображения, мышления, воли, памяти.

Игры-упражнения: «Позиции», «Зеркало» и др.

Выполнение этюдов.

 

Сюжетно-ролевые игры.

Участие в музыкально-литературной композиции.

Развивать фантазию, воображение, творческие способности.

Накапливать опыт концертной деятельности.

4

32

Как выразить чувства через движения

1

24.10

4

33

Ораторское искусство

1

28.10

4

34

Поза в ораторском искусстве

1

29.10

4

35

Жесты в ораторском искусстве

1

30.10

4

36

Понятие о сценической речи

1

31.10

4

37

Речевой аппарат и его работа

1

11.11

4

38

Голос и речь

1

12.11

4

39

Постановка голоса

1

13.11

4

40

Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции

1

14.11

4

41

Артикуляционная гимнастика для губ

1

18.11

4

42

Освобождение челюстей от зажима

1

19.11

4

43

Организация дыхания

1

20.11

4

44

Жест, мимика, движение, речь– слагаемые действия

1

21.11

4

45

Пластика– выразительный жест актера.

1

25.11

4

46

Интонация

1

26.11

4

47

Движение и музыка

1

27.11

4

48

Техника речи

1

28.11

4

49

Работа над текстом

1

02.12

4

50

Правила выделения логических упражнений

1

03.12

4

51

Методические указания для осмысления выразительной, логически правильной речи

1

04.12

4

52

Темп речи

1

05.12

4

53

Дыхание

1

09.12

4

54

Голос

1

10.12

4

55

Рифма

1

11.12

4

56

Происхождение рифмы

1

12.12

4

57

Подбор рифм

1

16.12

4

58

Ритм

1

17.12

4

59

Ритмическое стихосложение

1

18.12

60

Связь ритма с композицией

1

19.12

4

61

Считалка

1

23.12

4

62

Считалки со всего мира

1

24.12

4

63

Считалки из словаря В.И.Даля

1

25.12

4

64

Скороговорка

1

26.12

4

65

Русские народные скороговорки

1

13.01

4

66

Простые и сложные скороговорки

1

14.01

4

67

Секреты актерского мастерства

1

15.01

4

68

Как выучить объемный материал

1

16.01

4

69

Раскрепощение

1

20.01

4

70

Как вжиться в роль

1

21.01

4

71

Искусство декламации

1

22.01

4

72

Игры-превращения

1

23.01

4

73

Импровизация

1

27.01

4

74

Танец – как элемент выразительности музыкальной постановки

1

28.01

4

75

Театральная игра

1

29.01

4

76

Актерское мастерство- ремесло или призвание

1

30.01

4

77

Как заинтересовать аудиторию

1

03.02

4

78

Как вести себя с трудными слушателями

1

04.02

4

79

Советы начинающим актерам от знаменитостей

1

05.02

4

80

Упражнения на память физических действий

1

06.02

4

81

Упражнения на сохранение красивой позы

1

10.02

4

82

Практические занятия

1

11.02

Просмотр спектаклей в театрах города (26 часа)

Знакомство с правилами поведения в

театре.

Знакомство детей с театром предполагает просмотр телеспектаклей

 Посещение краевого художественного театра кукол, музыкального театра.

Дети учатся различать понятия “театр” как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества.

А также учатся одновременно и последовательно включаться в коллективную работу.  

 

83

Просмотр спектакля в школе

1

12.02

84

Беседа после просмотра спектакля.

1

13.02

2

85-88

Просмотр спектакля в кукольном театре

4

17.02

18.02

19.02

20.02

2

89

Беседа после просмотра спектакля.

1

24.02

2

90

Иллюстрирование.

1

25.02

2

91-94

Просмотр спектакля-балета «Щелкунчик» в музыкальном театре.

4

26.02

27.02

03.03

04.03

2

95

Беседа после просмотра спектакля.

1

05.03

2

96

Иллюстрирование.

1

06.03

2

97-100

Просмотр спектакля «Тростниковая шапка» в кукольном театре

4

10.03

11.03

12.03

13.03

2

101

Беседа после просмотра спектакля.

1

17.03

2

102

Иллюстрирование.

1

18.03

2

103-106

Просмотр спектакля  в музыкальном театре «Премьера»

4

19.03

20.03

31.03

01.04

2

107

Беседа после просмотра спектакля.

1

02.04

2

108

Иллюстрирование.

1

03.04

Наш театр (28часа)

3

109-110

Работа над спектаклем по

басням И.А. Крылова. Знакомство с особенностями пьесы.

2

07.04

08.04

Разучивание ролей с применением голосовых модуляций.

Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа.

Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, декораций, подбор музыкального оформления.

Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей.

Тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене.

Чтение, беседа.

Обсуждение и анализ выбранной постановки.

Изготовление костюмов, реквизита.

Распределение ролей спектакля. Разучивание ролей.

Репетиции.

Репетиции отдельных сцен, сводные репетиции.

3

111-112

Работа над спектаклем по

басням И.А. Крылова. Замысел

2

09.04

10.04

3

113-114

Работа над спектаклем по

басням И.А. Крылова.

Чтение  сценария. Распределение ролей.

2

14.04

15.04

3

115-116

Работа над спектаклем по

басням И.А. Крылова.

Работа с актером.

2

16.04

17.04

3

117-118

Работа над спектаклем по

басням И.А. Крылова.

Работа с художниками, музыкантами, дизайнерами.

2

21.04

22.04

3

119-120

Работа над спектаклем по

басням И.А. Крылова.

Репетиция спектакля.

2

23.04

24.04

3

121-122

Работа над спектаклем по

басням И.А. Крылова.

2

28.04

29.04

3

123-124

Работа над спектаклем по сказкам А.С. Пушкина. Знакомство с особенностями пьесы.

2

30.04

01.05

Разучивание ролей с применением голосовых модуляций.

Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа.

Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, декораций, подбор музыкального оформления.

Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей.

Тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене.

Чтение, беседа.

Обсуждение и анализ выбранной постановки.

Изготовление костюмов, реквизита.

Беседа, практические занятия, чтение стихов, выразительность речи.

Распределение ролей спектакля. Разучивание ролей.

Репетиции.

Репетиции отдельных сцен, сводные репетиции.

 

3

125-126

Работа над спектаклем по сказкам А.С. Пушкина. Замысел

2

05.05

06.05

3

127-128

Работа над спектаклем по сказкам А.С. Пушкина. Чтение  сценария. Распределение ролей.

2

07.05

08.05

3

129-130

Работа над спектаклем по сказкам А.С. Пушкина. Работа с актером.

2

12.05

13.05

3

131-132

Работа над спектаклем по сказкам А.С. Пушкина. Работа с художниками, музыкантами, дизайнерами.

2

14.05

15.05

3

133-134

Работа над спектаклем по сказкам А.С. Пушкина. Репетиция спектакля.

2

19.05

20.05

3

135-136

Работа над спектаклем по сказкам А.С. Пушкина. Выступление.

2

21.05

22.05


Описание материально-технического обеспечения

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.Изготовление реквизита в кукольном театре. – М., 1979.

2. Михеева Л.Н. Молодежный любительский театр / Л.Н. Михеева. – М., 2006.

3. Наш школьный кукольный театр. – М., 1978.

      4. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm

       5. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.

       6. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc

       7.  Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.

2-й класс. 3-й класс. 4-й класс. – М.: Баласс, 2009.

       8. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., 1990.

       9. Как развивать речь с помощью скороговорок? http://skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речь-с-помощью-скороговорок.php

       10. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981

       11. Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/

2. Печатные пособия

Репродукции картин художников, энциклопедии, таблицы.

3. Технические средства обучения

оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор,  DVD-проектор,  видеомагнитофон  и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера).

4. Экранно-звуковые пособия

Материалы на CD и  DVD носителях.

5. Игры и игрушки

Предметы для оформления постановок с целью рисования с натуры, модели геометрических фигур.

6. Оборудование кабинета

Мебель, стенды, материалы для театрального обучения

 образовательного процесса

Согласовано                                                            Согласовано

Протокол заседания МО                                     заместитель директора по УМР

№____от______________                                     ____________С.С.Никифоренко

Руководитель МО                                                  «____»____________2014г.

__________Т.Г.Киселева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности КРУЖОК «ТЕАТР В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» (духовно-нравственное направление)

Данная  рабочая программа  составлена   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе методической ...

Рабочая программа, по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы,учебного курса по изобразительному искусству в 3 «а» классе

Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса (базовый уровень)  разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего обр...

Рабочая программа, по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы,учебного курса по русскому языку в 3 «б» классе

Рабочая программа, по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы,учебного курса     по русскому языку  в 3 «б»  классе...

Рабочая программа, по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы,учебного курса по математике в3 «б» классе

Рабочая программа,по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы,учебного курса     по математике  в3 «б»  классе...

Рабочая программа, по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы,учебного курса по окружающему миру в3 «б» классе

Рабочая программа,по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы,учебного курса     по окружающему миру  в3 «б»  классе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике на 2013 – 2014 учебный год Уровень – начальная школа 2 класс Количество часов – 134 УМК «Школа России»

Основными целями начального обучения математике являются:- Математическое развитие младших школьников.- Формирование системы начальных математических знаний.- Воспитание интереса к математике, к умств...

Рабочая программа "Живопись" дополнительный курс по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса

Рабочая программа "Живопись" дополнительного курса по изобразительному искусству для обучающихся 1 классов.   Работа красками на большом формате бумаги, кистью развивает творческие...