Рабочая программа, по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы,учебного курса по изобразительному искусству в 3 «а» классе
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса (базовый уровень) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, а также примерной программы начального общего образования, авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», созданной под руководством народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского, утверждённой МО РФ (Москва, 2010 г.) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2009 г.), изобразительное искусство. 3 класс. Учебник/Под редакцией Б.Неменского. – М.: «Просвещение», 2013.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 12.74 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 59.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение « СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области»
«Утверждаю» Директор школы: Промкина Л.Н. приказ № ____ от_____ |
Рабочая программа,
по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы,учебного курса
по изобразительному искусству в3 «а» классе
учителя начальных классов
»
Комаровой Екатерины Витальевны
п. Красный Текстильщик,2013 год
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса (базовый уровень) общеобразовательного учреждения МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, а также примерной программы начального общего образования, авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», созданной под руководством народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского, утверждённой МО РФ (Москва, 2010 г.) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2009 г.), изобразительное искусство. 3 класс. Учебник/Под редакцией Б.Неменского. – М.: «Просвещение», 2013.
Цели обучения
Изучение литературного чтения в 3 классе направлено на достижение следующих целей:
• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Задачи: в итоге этого года обучения обучающиеся должны почувствовать, что их жизнь, как и жизнь каждого человека, ежедневно связана с деятельностью искусств. Понимание огромной роли искусств в реальной повседневной жизни должно стать открытием для обучающихся.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения. При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром («Путешествие по городам и странам», «Разнообразие растений», «Опора тела и движение», «Наша безопасность»), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудовым обучением (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Основные содержательные линии
В рабочей программе по изобразительному искусству 3 класс выделены 3 основные содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержание обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью.
Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности.
Три способа освоения художественной действительности представлены в начальной школе в игровой форме, как Братья – Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности сопутствуют обучающимся весь год обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.
Одна из основных идей программы – «От родного порога – в мир культуры Земли», то есть вначале должно быть приобщение к культуре своего народа, даже к культуре своей «малой родины», - без этого нет пути к общечеловеческой культуре.
Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В процессе изучения изобразительного искусства развиваются творческие способности, проектные, художественно-трудовые, нравственно-художественные задачи. Оно ориентирует на эмоционально- эстетическое восприятие произведений профессионального искусства, на формирование ценностного отношения к явлениям природы, к образам фольклора и литературы, к реальным людям, животным. Содержание программы предполагает овладение учащимися художественно-творческим опытом в рисовании с натуры, по памяти, представлению; освоение приёмов создания художественных образов с использованием средств художественной выразительности (цвет, свет, линия, силуэт, форма, пропорции, композиция).
Место предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане
На предмет «Изобразительное искусство» для 3 класса базисным учебным планом начального общего образования отводится 34 часов (1час в неделю; 34 учебных недель). Темы, попадающие на праздничные дни планируется изучать за счет объединения тем
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Личностные результаты освоения курса ИЗО:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечислен-
ных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
1. Овладевать языком изобразительного искусства:
• иметь чёткое представление о жанрах живописи и их особенностях (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, батальная живопись, портрет, бытовой жанр, историческая живопись);
• понимать и уметь объяснять, что такое цветовая гамма, цветовой круг, штриховка, тон, растушёвка, блик, рамка-видоискатель, соотношение целого и его частей, соразмерность частей человеческого лица, мимика, стиль, билибинский стиль в иллюстрации, буквица;
• знать и уметь объяснять, что такое орнамент звериного стиля;
• знать и уметь объяснять, что такое театр, театральная декорация, театральный костюм и чем занимаются театральные художники;
• учиться описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.
2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
• чувствовать и уметь описывать, в чём состоит образный характер различных произведений;
• уметь рассказывать о том, какая цветовая гамма используется в различных картинах и как она влияет на настроение, переданное в них.
3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Дальнейшее овладение навыками:
• рисования цветными карандашами;
• рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью светотени);
• выполнения декоративного панно в технике аппликации;
• выполнения декоративного панно из природных материалов;
• выполнения растительного орнамента (хохломская роспись);
• выполнения плетёного орнамента в зверином стиле;
• овладения различными приёмами работы акварельными красками (техникой отпечатка);
• работой гуашевыми красками;
• постановки и оформления кукольного спектакля.
4. Углублять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
• живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);
• графика (иллюстрация);
• народные промыслы (хохломская роспись).
5. Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь рассказывать об их особенностях (Русский музей).
6. Иметь понятие об искусстве оформления книги в средневековой Руси.
Виды контроля:
ФО-фронтальный опрос
СР-самостоятельная работа
Содержание тем учебного курса
Раздел учебного курса,кол-во часов | Элементы содержания | Характеристика деятельности учащихся | Формы контроля |
Искусство в твоем доме (8 часов) | Пояснение темы четверти и темы урока. Повторение основных задач образов братьев-Мастеров. Знакомство с рабочими принадлежностями и правилами техники безопасности на уроке. Цель и назначение игрушки. Разнообразие игрушек. Демонстрация поделок народных промыслов. Сравнение игрушки народной и современной. Определение роли мастеров в создании игрушки. Изготовление и рисование игрушек. Новые понятия — «композиция», «колорит» Формы и материал посуды, ее предназначение, размеры, композиционные особенности, специфика оформления. Выбор поделки для воспроизведения. Аргументация ее декора. Выполнение основы и декоративных деталей. Новые понятия — «сервиз», «гармония», «колорит» Роль художника в создании дизайна дома. Роль цвета и декора в создании образа комнаты. Повторяемость узора в обоях. Этапы работы при создании обоев и штор. Изготовление клише, работа по трафарету. Новые понятия — «цветочный рисунок», «природные элементы», «ритм», «периодичность». Психологический настрой на занятия. Искусство росписи тканей. Зависимость цветового узора от назначения платка. Разновидности платков. Варианты композиционного решения росписи. Создание эскиза с конкретным предназначением. Новые понятия — «мотив», «акцент». Оформление книг. Знакомство с многообразием видов книг. Оформительские элементы книг. Своеобразие стилей художников-иллюстраторов. Игровые книжки. Создание проекта конструкции книги, ее обложки, выбор шрифтов, эскизов иллюстраций. Новые понятия — «искусство книги», «переплет», «суперобложка», «титульный лист», «шмуцтитул», «концовка». Возникновение открытки, ее назначение и тематика. Техника создания и оформление открытки. Новые понятия — «лаконизм», «избирательность». Понятие о проекте. Закрепление и обобщение знаний, полученных в I четверти. Обмен учащихся мнениями о видах работ, проводимых в течение четверти. Просмотр произведений искусства, которые оставили наибольшие положительные впечатления | Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения). Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней. Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета. Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения Характеризовать связь между формой, декором посуды (ее художественным образом) и ее назначением. Уметь выделять конструктивный образ (образ формы, постройки) и характер декора, украшения (деятельность каждого из Братьев-Мастеров в процессе создания образа посуды). Овладевать навыками создания выразительной формы посуды и ее декорирования в лепке, а также навыками изображения посудных форм, объединённых общим, образным решением. Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. Рассказывать о роли художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор. Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с ее функциональным назначением. Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка.Понимать зависимость характера узора, цветового решения платка от того, кому и для чего он предназначен. Знать и объяснять основные варианты композиционного решения росписи платка (с акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также характер узора (растительный геометрический).Различать постройку (композицию), украшение (характер декора), изображение (стилизацию) в процессе создания образа платка.Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза росписи платка (фрагмента), выражая его назначение (для мамы, бабушки, сестры; праздничный или повседневный). Понимать роль художника и Братьев-Мастеров в создании книги (многообразие форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы и т.д.).Знать и называть отдельные элементы оформления книги (обложка, иллюстрации, буквицы).Узнавать и называть произведения нескольких художников-иллюстраторов детской книги. Создавать проект детской книжки-игрушки. Овладевать навыками коллектив- ной работы. Понимать и уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров в создании форм открыток, изображений на них. Создавать открытку к определенному событию или декоративную закладку (работа в технике граттажа, графической монотипии, аппликации или в смешанной технике). Приобретать навыки выполнения лаконичного выразительного изображения. Участвовать в творческой обучающей игре, организованной на уроке, в роли зрителей, художников, экскурсоводов, Братьев-Мастеров. Осознавать важную роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме. Уметь представлять любой предмет с точки зрения участия в его создании волшебных Братьев-Мастеров. Эстетически оценивать работы сверстников. | СР,ФО |
Искусство на улицах твоего города (7 часов) | Пояснение темы четверти и темы урока. Понятие о малой родине. Художественные атрибуты современной жизни города. Эстетическая оценка современных и старинных построек. Бережное отношение к памятникам архитектуры. Создание плоского или объемного изображения проекта здания или архитектурного ансамбля. Новые понятия — «памятник архитектуры», «зодчество». Назначение «зеленых зон» в городах. Традиции парковой архитектуры в нашей стране. Варианты современной архитектуры для садов и парков. Создание проекта детского парка развлечений. Новое понятие — «садово-парковое искусство» Роль ограждений в оформлении города. Кружевные детали в истории искусства России. Эстетическая оценка ажурных металлических оград. Поиски природных аналогов рисунка. Создание оригинальных вариантов ажурных ограждений. Новое понятие — «ажур». Назначение фонарей в человеческой жизни. Образцы фонарей в качестве цветового украшения города. Размеры и формы. Изучение разных приемов работы с бумагой (складывание, сгибание, скручивание, склеивание, сжимание). Новые понятия — «миниатюрность», «колоссальность». Назначение витрин, сочетание оформления с профилем магазина. Рекламная и художественная составляющие в содержании витрин. Композиционные и оформительские навыки в создании витрин. Новые понятия — «эклектика», «коллаж» Историческая эволюция облика автомобиля. Назначение автомобилей, связь конструкции с дизайном. Автомобильный декор. Связь автоконструкции с природными формами. Собственный вариант автомобиля будущего. Поделка — елочная игрушка. Новое понятие — «конструктор». Обобщение и закрепление знаний, полученных во II четверти. Обмен учащихся мнениями о видах работ, проводимых в течение четверти. Просмотр художественных образцов, которые оставили наибольшие положительные впечатления. Коллективная творческая работа в смешанной технике. | Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села). Раскрывать особенности архитектурного образа города. Понимать, что памятники архитектуры - это достояние народа, которое необходимо беречь. Различать в архитектурном образе работу каждого из Братьев-Мастеров. Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке неповторимое своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм. Сравнивать и анализировать парки, скверы , бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк-мемориал и др.). Эстетически воспринимать парк как единый, целостный художественный ансамбль. Создавать образ парка в технике коллажа, гуаши или выстраивая объемно-пространственную композицию из бумаги. Овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта. Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт-Петербурге и Москве, в родном городе, отмечая их роль в украшении города. Сравнивать между собой ажурные ограды и другие объекты (деревянные наличники, ворота с резьбой, дымники и т.д.), выявляя в них общее и особенное. Различать деятельность Братьев-Мастеров при создании ажурных оград. Фантазировать, создавать проект (эскиз) ажурной решетки. Использовать ажурную решетку в общей композиции с изображением парка или сквера. Понимать работу художника и Братьев-Мастеров по созданию витрины как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара. Уметь объяснять связь художественного оформления витрины с профилем магазина. Фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина.Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания образа витрины. Уметь видеть образ в облике машины. Характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшение. Видеть, сопоставлять и объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями и образным решением различных видов транспорта. Фантазировать. создавать образы фантастических машин. Обрести новые навыки в конструировании из бумаги. Осознавать и уметь объяснять важную и всем очень нужную работу художника и Мастеров Постройки, Украшения и Изображения в создании облика города. Создавать из отдельных детских работ, выполненных в течение четверти, коллективную композицию. Овладевать приемами коллективной творческой деятельности. Участвовать в занимательной образовательной игре в качестве экскурсоводов. | СР,ФО |
Художник и зрелище (11 часов) | Пояснение темы четверти и темы урока. Особенности циркового искусства. Виды цирковых номеров, их специфика. Роль художника в их оформлении. Особая яркость, насыщенность циркового представления. Новые понятия — «занавес», «костюмы», «реквизит», «освещение» Знакомство с работой художника — оформителя театральных постановок. Рассматривание эскизов театральных постановок, их обсуждение. Новые понятия — «макет», «декорация», «объемно-пространственная композиция». Знакомство с разными видами мирового кукольного театра. Традиции кукольных театров России. Выбор образа куклы и материала для ее изготовления. Кукла-подарок. Новые понятия — «пропорции», «утрированность». Использование масок в народном представлении и в театральном искусстве. Выразительность масок, способы их создания, материалы для изготовления. Создание маски-подарка. Новое понятие — «карнавал». Назначение афиши в театральном искусстве. Художественные составляющие афиши. Цель создания плаката. Единство рисунка и текста. Знакомство с классическими примерами плакатов. Рисование афиши театрального представления. Защита творческих проектов. Разнообразие крупномасштабных праздников. Места их проведения. Художественное оформление населенных пунктов для проведения больших уличных праздников. Разнообразие декоративных деталей оформления. Повторение понятий — «контраст», «сочетание». Защита творческих проектов | Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.).Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами.Учиться изображать яркое, весёлое, подвижное. Сравнивать объекты, элементы театрально- сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращение простых материалов в яркие образы. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля. Создавать "Театр на столе» - картинный макет с объёмными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль.Овладевать навыками создания объёмно – пространственной композиции. Иметь представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни. Придумывать и создавать выразительную куклу (характерную головку куклы , характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу); применять для работы пластилин, бумагу, нитки, ножницы , куски ткани. Использовать куклу для игры в кукольный спектакль. Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу. Объяснять роль маски в театре и на празднике. Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику. Иметь представление о назначении театральной афиши, плаката (привлекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спектакле).Уметь видеть и определять в афишах-плакатах изображение, украшение и постройку. Иметь творческий опыт создания эскиза афиши к спектаклю или цирковому представлению; добиваться образного единства изображения и текста.Осваивать навыки лаконичного, декоративно-обобщенного изображения (в процессе создания афиши или плаката). Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города. Фантазировать о том, как можно украсить город к празднику Победы (9 Мая), Нового года или на Масленицу, сделав его нарядным, красочным, необычным. Создавать в рисунке проект оформления праздника. Понимать роль праздничного оформления для организации праздника. Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам. Участвовать в театрализованном представлении или веселом карнавале. Овладевать навыками коллективного художественного творчества. | СР,ФО |
Художник и музей (9 часов) | Пояснение темы четверти и темы урока. Крупнейшие художественные музеи России. Разнообразие домашних музеев. Новые понятия — «оригинал», «репродукция». Закрепление умения словесно оформлять впечатления о картине. Знакомство с произведениями известных русских художников-пейзажистов. Передача нужного настроения, выбор колорита. Повторение понятия «колорит», новые понятия — «шедевр», «экскурсовод», «экскурсия». Получение представления о жанре портрета и автопортрета. Знакомство с известными русскими художниками-портретистами и их картинами. Выбор выразительных средств для рисунка. Создание телесного колорита. Повторение понятия «композиция». Знакомство с жанром натюрморта. Средства художественной выразительности натюрморта. Расположение предметов в композиции, Творчество художников в жанре натюрморта. Принципы создания картин на исторические и бытовые темы. Наблюдения и рассуждения о сюжетах, композиции и деталях картин разных жанров. Закрепление понятия о жанрах изобразительного искусства. Защита творческих проектов Знакомство с известными скульптурными памятниками. Значение скульптуры в уличных ансамблях. Знакомство с материалом уличной скульптуры. Повторение понятия «уличный дизайн» и «парковая скульптура». Обобщение и закрепление знаний, полученных в IV четверти. Обмен учащихся мнениями о видах работ, проводимых в течение четверти. Просмотр художественных образцов, которые оставили наибольшие положительные впечатления. | Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием. Иметь представление и называть самые значительные музеи искусств России - Государственную Третьяковскую галерею, Государственный русский музей, Эрмитаж, Музей изобрази- тельных искусств имени А. С. Пушкина.Иметь представление о самых разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций. Иметь представление, что картина, это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства. Рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и г. д.). Знать имена крупнейших русских художников-пейзажистов. Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением. Выражать настроение в пейзаже цветом. Иметь представление об изобразительном жанре - портрете и нескольких известных картинах-портретах. Рассказывать об изображенном на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера). Создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (родители, одноклассник, автопортрет) по представлению, используя выразительные возможности цвета. Воспринимать картину-натюрморт как своеобразный рассказ о человеке – хозяине вещей, о времени, в котором он живёт, его интересах. Понимать, что в натюрморте важную роль играет настроение, которое художник передаёт цветом. Изображать натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное и т.д.). Развивать живописные и композиционные навыки. Знать имена нескольких художников, работавших в жанре натюрморта Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра. Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся (любимых) картинах, об их сюжете и настроении. Развивать композиционные навыки. Изображать сцену из своей повседневной жизни (дома, в школе, на улице и т.д.), выстраивая сюжетную композицию. Осваивать навыки изображения в смешанной технике (рисунок восковыми мелками и акварель).. Рассуждать, эстетически относиться к произведению скульптуры, объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры.Объяснять роль скульптурных памятников.Назвать несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах.Назвать виды скульптуры ( скульптура в музеях, скульп-турные памятники, парковая скульптура), материалы , которыми работает скульптор.Лепить фигуру человека или животного, передавая выра-зительную пластику движения. Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявлять творческую активность. Проводить экскурсии по выставке детских работ. Понимать роль художника в жизни каждого человека и рассказывать о ней. | СР,ФО |
Виды уроков
УОНЗ- урок открытия новых знаний
УОНР- урок отработки навыков и рефлексия.
УОМН - урок общей методологической направленности.
УРК - урок развивающего контроля
Таблица календарно-тематического планирования по изобразительному искусству на 3 класс
№ п/п | Дата план | Дата факт | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Текущий и промежуточный контроль | УДД |
I- четверть | |||||||
1 | Искусство в твоем доме (8 часов) | ||||||
1.1 | Вводное занятие. «Твои игрушки». Лепка из пластилина, изготовление игрушек из произвольных материалов. | 1 | УОНЗ | ФО,СР | Сформировать положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством. | ||
1.2 | «Посуда у тебя дома». Лепка из пластилина, единые оформительские моменты для комплекса предметов | 1 | УОНЗ | ФО,СР | Научить видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни | ||
1.3 | «Обои и шторы у тебя дома». Работа с бумагой и фломастерами. Вырезание ножницами шаблонов. Создание коллективной работы | 1 | УОНЗ | ФО,СР | Активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов | ||
1.4 | «Мамин платок». Работа с бумагой и красками (гуашь, акварель) | 1 | УОНЗ | ФО,СР | Формирование мотиваций и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла | ||
1.5 | «Твои книжки». Работа с бумагой, красками, ножницами. Изготовление объемной книги | 1 | УОНЗ | ФО,СР | Научить применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности | ||
1.6 | «Твои книжки». Работа с бумагой, красками, ножницами. Изготовление объемной книги | 1 | УОМН | ФО,СР | Научить применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности | ||
1.7 | «Открытки». Работа с бумагой, красками, ножницами. Изготовление объемной открытки | 1 | УОНЗ | ФО,СР | Формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников | ||
1.8 | Обобщающий урок 1 четверти «Труд художника для твоего дома». Выставка творческих работ. Моделирование похода в музей. Проведение игры-викторины | 1 | УОНР | ФО,СР | Научить планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами. | ||
II-четверть | |||||||
2 | Искусство на улицах твоего города (7 часов) | ||||||
2.1 | Памятники архитектуры». Работа с бумагой, красками, ножницами, клеящим карандашом. Составление облика зданий и бумажных заготовок, рисование на бумаге (акварель, гуашь, пастель), аппликация | 1 | УОНЗ | ФО,СР | Развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления; развивать умение вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах. | ||
2.2 | «Парки, скверы, бульвары». Работа в смешанной технике — рисование, аппликация. | 1 | УОНЗ | ФО,СР | Развивать умение аргументировано отвечать на вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, сформировать положительное отношение к приобретению знаний и умений. | ||
2.3 | «Ажурные ограды». Работа в смешанной технике — объемная аппликация, рисование | 1 | УОНЗ | ФО,СР | Научить организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ, развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления | ||
2.4 | «Волшебные фонари». Объемная поделка из бумаги с помощью ножниц и клея | 1 | УОНЗ | ФО,СР | Обеспечивать бесконфликтную совместную работу, выделять и формулировать познавательные цели, научить подводить под понятие на основе выделения существенных признаков, развивать умение осуществлять совместную деятельность в группах. | ||
2.5 | «Витрины». Работа с бумагой, аппликация из рваной бумаги | 1 | УОНЗ | ФО,СР | Научить планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами. | ||
2.6 | «Удивительный транспорт». Конструирование из бумаги и вспомогательных материалов, создание объемной модели. Пояснение создания проекта | 1 | УОНЗ | ФО,СР | Формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников | ||
2.7 | Обобщающий урок 2 четверти «Искусство на улицах твоего города». Выставка творческих работ. Беседа о роли художника в создании облика города. Создание коллективной работы | 1 | УОНР | ФО,СР | Развив ать умение вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению. | ||
III-четверть | |||||||
3 | Художник и зрелище (11 часов) | ||||||
3.1 | «Художник в цирке». Рисование акварелью. Отражение искусства цирка в детском рисунке. Фрагмент циркового представления в аппликации | 1 | УОНЗ | ФО,СР | Сформировать умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни | ||
3.2 | «Художник в театре». Работа в смешанной технике. Создание объемного макета театральной постановки с помощью бумаги, картона, клея, пластилина | 1 | УОНЗ | ФО,СР | Обеспечивать бесконфликтную совместную работу, выделять и формулировать познавательные цели, научить подводить под понятие на основе выделения существенных признаков, развивать умение осуществлять совместную деятельность в группах. | ||
3.3 | «Художник в театре». Работа в смешанной технике. Создание объемного макета театральной постановки с помощью бумаги, картона, клея, пластилина | 1 | УОМН | ФО,СР | Обеспечивать бесконфликтную совместную работу, выделять и формулировать познавательные цели, научить подводить под понятие на основе выделения существенных признаков, развивать умение осуществлять совместную деятельность в группах. | ||
3.4 | «Художник в театре». Работа в смешанной технике. Создание объемного макета театральной постановки с помощью бумаги, картона, клея, пластилина | 1 | УОМН | ФО,СР | Обеспечивать бесконфликтную совместную работу, выделять и формулировать познавательные цели, научить подводить под понятие на основе выделения существенных признаков, развивать умение осуществлять совместную деятельность в группах. | ||
3.5 | «Театр кукол». Изготовление кукольных персонажей в разной технике | 1 | УОНЗ | ФО,СР | Сформировать способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощённых в искусстве, отношение к государству, Отечеству. | ||
3.6 | «Театр кукол». Изготовление кукольных персонажей в разной технике | 1 | УОМН | ФО,СР | Сформировать способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощённых в искусстве, отношение к государству, Отечеству. | ||
3.7 | «Театральные маски». Искусство масок разных характеров. Создание маски бумажной и комбинированной | 1 | УОНЗ | ФО,СР | Научить видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей природе | ||
3.8 | «Театральные маски». Искусство масок разных характеров. Создание маски бумажной и комбинированной | 1 | УОМН | ФО,СР | Научить видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей природе | ||
3.9 | «Афиша и плакат». Рисование на бумаге красками и карандашами | 1 | УОНЗ | ФО,СР | Формирование умений организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла. | ||
3.10 | «Праздник в городе». Создание эскизов для оформления праздника в твоей малой родине. Создание рисунка городского (сельского) праздника | 1 | УОНЗ | ФО,СР | Обеспечивать бесконфликтную совместную работу, выделять и формулировать познавательные цели, научить подводить под понятие на основе выделения существенных признаков. | ||
IV-четверть | |||||||
4 | Художник и музей (9 часов) | ||||||
4.1 | Музеи в жизни города. Рисование на свободную тему | 1 | УОНЗ | ФО,СР | Научить планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми задачами | ||
4.2 | «Картина — особый мир. Картина-пейзаж». Рисование картины-пейзажа (краски, карандаши). | 1 | УОНЗ | ФО,СР | Развивать умение вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению. | ||
4.3 | Картина – портрет. Рисование картины-портрета (краски, карандаши). | 1 | УОНЗ | ФО,СР | Формирование мотиваций и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла | ||
4.4 | «Картина-натюрморт». Рисование картины-натюрморта (краски, карандаши) | 1 | УОНЗ | ФО,СР | Развивать умение аргументировано отвечать на вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, сформировать положительное отношение к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения. | ||
4.5 | «Картины исторические и бытовые». | 1 | УОНЗ | ФО,СР | Обеспечивать бесконфликтную совместную работу, выделять и формулировать познавательные цели, научить подводить под понятие на основе выделения существенных признаков. | ||
4.6 | Рисование картины на жанровую тему. | 1 | УОНЗ | ФО,СР | Активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов | ||
4.7 | Скульптура в музее и на улице. Лепка из пластилина фигуры человека в движении | 1 | УОНЗ | ФО,СР | Научить участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства | ||
4.8 | Обобщающий урок IV четверти «Художник и музей». Обобщающий урок учебного года. | 1 | УОНР | ФО,СР | Помочь осознать значение искусства в жизни человека и общества; научить видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни | ||
4.9 | Резерв |
Критерии оценивания знаний и умений
Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.
Оценка «4» - поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.
Оценка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.
Оценка «2»- поставленные задачи не выполнены
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
- Литература
- Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. 3 класс. Учебник/Под редакцией Б.Неменского. – М.: «Просвещение», 2011
- Б.Неменский. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа 1-9 классы. – М.: «Просвещение», 2009
- Дроздова С.Б. Изобразительное искусство. 3 класс. Поурочные планы. – Волгоград: «Учитель»
«Рассмотрено» | «Согласовано» |
Заседание школьного методического объединения протокол № …. от ___ 08. 201.. г. | Зам. директора по УВР ____________ Иноземцева Е.Г. 31. 08.201.. г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «математика» в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы
Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного раз...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «литературное чтение» в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова для начальной школы
Рабочая программа по литературному чтению для 3 общеобразовательного класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «окружающий мир» в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравст...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «технология» в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы
Рабочая программа по обучению грамоте составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:1. Фундаментального ядра федерального госуд...
Рабочая программа, по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы,учебного курса по русскому языку в 3 «б» классе
Рабочая программа, по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы,учебного курса по русскому языку в 3 «б» классе...
Рабочая программа, по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы,учебного курса по математике в3 «б» классе
Рабочая программа,по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы,учебного курса по математике в3 «б» классе...
Рабочая программа, по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы,учебного курса по окружающему миру в3 «б» классе
Рабочая программа,по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы,учебного курса по окружающему миру в3 «б» классе...